Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Показатели воспитания и развития детей. Осведомленность



На основе использования народных игр

Осведомленность

1. Знает разные виды народных игр (хороводные, подвижные, сло­весные) народностей Южного Урала (русские, татарские, башкир­ские и др.).

2. Знаком с правилами данных игр.

3. Осведомлен об истории и значении игр в жизни людей, населяв­ших Южный Урал ранее.

4. Понимает юмор, воспринимает оптимизм, заложенный в играх.

5.  Знает народные считалки для выбора ведущего в подвижных играх.

6. Имеет обобщенные представления о различных народных играх национальностей Южного Урала.

7. Знает народные игры, которые предки использовали в определен­ное время года в связи с народными праздниками.

8. Дифференцирует игры в зависимости от принадлежности к опре­деленному народу.

9. Знает правила большинства игр, рекомендуемых программой, а также игры, не вошедшие в программу.

10. Знает об игрушках, которые использовали дети в далеком про­шлом на Южном Урале.

Сознательность

1. Осознает, что знание народных игр, умение в них играть делает жизнь детей более интересной.

2. Имеет представление, что дети, которые знают и умеют играть во многие народные игры, становятся лидерами в детском обществе, хорошими друзьями.

3. Проявляет эмоционально-активное отношение к играм.

4. Убежден, что знание и умение играть в как можно большее коли­чество народных игр дает возможность лучше понимать старшее поколение (пап, мам, дедушек, бабушек).

5. Осведомлен о том, что народная игра развивает многие положитель­ные свойства личности, помогает стать более ловким, смекалистым.

Действенность

1. Проявляет устойчиво-действенный интерес к народным играм.

2. Испытывает потребность играть в народные игры.

3. Готов проявить инициативу, выступить в роли ведущего в играх.

4. Проявляет качества, свойства личности, связанные с народными играми (ловкость, дружелюбие, бережное отношение к природе, смекалку и др.).

5. Проявляет эмоциональное отношение к играм разных народов, населяющих Южный Урал.

6. Стремится к толерантности, уважению к носителям других культур.

Умелость

1. Умеет подчинять свое поведение в народных играх правилам игр.

2. Может научить играть в игру сверстников.

3. Умеет рассказать о правилах игры.

4. Владеет навыками исполнения мелодий в хороводных играх.

5. Охотно играет в народные игры по предложению взрослого.

6. Умеет использовать народные игры, народные игрушки в само­стоятельной игровой деятельности.

7. Владеет навыками изготовления кукол из платков.

8. Умеет играть в народные игры по предложению взрослых и само­стоятельно, выступая в роли лидера, ведущего, водящего, в связи с различными видами детской деятельности.

9. Может самостоятельно, творчески участвовать в конкурсе на луч­шего знатока считалок.

10. Умеет предложить усложнение правил народных игр.

11. Использует языковые формы, включенные в игры разных народов (тексты словесных и хороводных игр на языке того или иного на­рода).

 

Народные игры:

Младшие группы:

— игры с бабинской матрешкой, яйцами, вкладышами;

— подвижная игра «Маленькие ножки — большие ноги»;

— игры-забавы «Этот пальчик хочет спать».

Воспитательные задачи: учить управлять своим телом, способ­ствовать речевому развитию.

Младшие группы:

игры-забавы с богородскими игрушками;

— словесные игры «Ладушки-ладошки».

Воспитательные задачи: вызвать положительные эмоции, повесе­лить, позабавить ребенка.

Младшие группы:

— знакомство с филимоновскими свистульками.

Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к сверстникам, чувство собственного достоинства, формирование по­зиции «Я».

 Народные игры:

Старшие группы:

русская народная подвижная игра «Дед Мороз»;

— русская народная хороводная игра «Чурилки»;

— татарская народная подвижная игра «Спутанные кони»;

— башкирская народная подвижная игра «Белая кость»;

— башкирская народная подвижная игра «Гроза»;

— русская народная настольная игра «Бирюльки».

Воспитательные задачи: развивать ловкость, терпение, находчи­вость, быстроту реакции, умение действовать по правилам, активный интерес к народным играм.

Все народы, проживающие на Южном Урале, учили детей пони­мать прекрасное. Это отражается в народных загадках, легендах, ис­кусстве, трудовых традициях, в обустройстве жилища (того места, где проживали человек и его семья).

Старшие группы:

— русская народная подвижная игра «Дед Мороз»;

— русская народная подвижная игра «Царь горы»;

— русская народная словесная игра «Чепуха»;

— татарская народная подвижная игра «Хромая курица». Воспитательные задачи: развивать чувство юмора, вызвать поло­жительные эмоции.

Старшие группы:

- дымковские игрушки, филимоновские, каргопольские свистульки (использовать, чтобы закликать весну);

- русская народная подвижная игра «В цапки»;

- Русская народная хороводная игра «Грачи прилетели»;

- русская народная подвижная игра «Золотые ворота».

 Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, чувство сопереживания, оказывать помощь детям в их социализации.

Старший дошкольный возраст:

— русские народные подвижные игры «Огородник», «Овечки»,

«Извозчик»;

— русские народные хороводные игры «Дед Мазай», «В мельницу»;

— татарская народная подвижная игра «Продаем горшки»;

— русские народные игры «Городки», «Лапта», «Чижик» (спор­тивные), «Болото», «Улитки» (классы).

Воспитательные задачи: приучать детей преодолевать трудности, препятствия, пополнять знания о профессиях прошлого, воспиты­вать уважительное отношение к человеку труда.

Старший дошкольный возраст:

— русские народные подвижные игры «Кондалы», «Штандарт»;

— русские народные словесные игры «Шла кукушка мимо сети», «Да — нет».

Воспитательные задачи: продолжать помогать детям усваивать нормы поведения, подчиняться четко правилам игры.

Старший дошкольный возраст:

— русские народные хороводные игры: «Дед Сысой», «У дедушки Трифона»;

— татарская народная хороводная игра «Темербай»;

— башкирская народная хороводная игра «Юрта»;

— изготовление кукол, изображающих членов семьи, кукол из со­ломы, тряпочек, платков.

Воспитательные задачи: закрепить знание, что традиционное жи­лье башкир и других кочевых народов — юрта; что раньше были боль­шие семьи (несколько детей, бабушки, дедушки, все жили вместе); уточнить значение слов «батюшка», «матушка», «апа», «ага» и др. (см. приложения 4, 5 «Уральская роспись», «Башкирское жилище»).

 

В процессе воспитания детей на идеях народной педагогики сред­ствами фольклора решаются следующие задачи:

1. Приобщение детей к народным традициям.

2. Воспитание интереса к народному слову, к образам произведе­ний фольклора.

3. Развитие эмоционального отклика на произведения устного народного творчества.

4. Формирование понимания основного содержания фольклор­ных произведений.

5. Формирование представлений об отличительных особен­ностях (назначение, происхождение, форма) разных жанров фольклора.

6. Формирование умения выделять выразительные средства; фольклорных произведений (сравнения, эпитеты, олицетворение).

7. Развитие исполнительских умений детей на материале фольк­лорных произведений.

8. Развитие творческих способностей детей (придумывание ко­лыбельных, небылиц, дразнилок).

9. Воспитание умения использовать фольклорные произведения в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.

10. Обогащение речи детей лексикой фольклорных произведений.

В раннем и младшем дошкольном возрасте ведущими задачами явля­ются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения, формированию понимания основного содержания произведений.

   В среднем дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по формированию представлений об отличительных особенностях произведений различных жанров, развиваются исполнительские навыки. В средней группе важно опираться на ранее накоплен­ный детьми фольклорный опыт. Необходимо создавать условия для самостоятельного исполнения детьми фольклорных произведений в сюжетно-ролевых, театрализованных играх.

В старшем дошкольном возрасте представления о жанровых осо­бенностях уточняются и обобщаются. Большое внимание уделяется воспитанию у детей умения понять основное содержание произве­дения, соотнести его с жизненной ситуацией. Развивается словесное творчество на материале фольклора.

Важным условием воспитания на идеях народной педагогики средствами фольклора является создание развивающей среды, вклю­чающей два основных компонента:

• речь педагога, обогащенную фольклорной лексикой;

• предметную среду (предметы народного быта, игрушки, карти­ны, книги), отражающую содержание фольклорных текстов.

Создание речевой развивающей среды направлено на обеспече­ние естественности и функциональной целесообразности использо­вания педагогом произведений фольклора в образовательном про­цессе в разных видах деятельности. Педагог должен уместно приме­нять фольклорные произведения не только в запланированных, но и в неожиданно возникших ситуациях.

Во всех возрастных группах дополнением к текстам является на­глядный материал: предметы быта, иллюстрации, народные игруш­ки, различные виды книг по материалам фольклорных произведений (книги-игрушки, книги-раскладки), дидактические игры, костюмы и элементы костюмов для педагога и детей.

В старших группах целесообразно привлекать детей к созданию предметно-развивающей среды, обогащать среду результатами изо­бразительного (поделки, рисунки) и словесного (альбомы придуман­ных детьми закличек, небылиц и др.) творчества детей.

Наличие в детском саду музея-избы позволяет не только помочь детям представить предметы, упоминаемые в фольклорных текстах, понять их назначение, но и показать детям условия бытования фольк­лора.

Ознакомление с фольклором осуществляется в повседневной жизни в режимных процессах (одевание, умывание, укладывание спать); на специальных занятиях по ознакомлению с фольклорными произведениями; на других видах занятий (речевых — рассматрива­ние картины, дидактические игры с куклой — и неречевых — занятия по изодеятельности), занятия могут быть интегрированными с игровой деятельностью (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидакти­ческие и подвижные игры).

В ознакомлении с фольклором применяются разнообразные ме­тоды и приемы. Особое значение имеют методы, позволяющие вы­звать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения фоль­клора: выразительное исполнение, занимательный рассказ педагога о происхождении, назначении разных форм фольклора, использова­ние музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства, отражающих фольклорные образы.

Важны методы, позволяющие обеспечить активную позицию ре­бенка, его соучастие в исполнении произведения (воспроизведение диалога, выполнение действий и др.), активное сотворчество ребен­ка, особенно в исполнении произведений, являющихся проявлением субкультуры детей (считалки, дразнилки).

В работе по воспитанию детей на идеях народной педагогики средствами фольклора должна поддерживаться тесная связь с се­мьей.

Методические рекомендации

по использованию средств фольклора в образовательном процессе ДОУ

Методические рекомендациипо использованию колыбельных песен

Колыбельные песни, или байки, относятся к произведениям, соз­данным взрослыми для детей. Назначение колыбельных песен — убаюкать, усыпить ребенка — определяет не только ритмику, но и систему образов (образы близких ребенку взрослых, фантастические образы Сна и Дремы).

Знакомство с колыбельными начинается с раннего возраста. В работе с детьми раннего возраста педагог широко использует ко­лыбельные песни при укладывании детей спать, а также в игровых ситуациях. Исполнение должно отвечать народным традициям. Термин «колыбельная» произносится, но его запоминание детьми не требуется.

                    Во второй младшей группе детей знакомят с назначением колы­бельных и некоторыми особенностями содержания и формы (по­мощники мамушек — кот и гуленьки, ласковые обращения к детям). Поощряется участие детей в исполнении колыбельных на занятиях и в игровых ситуациях. Проводятся инсценировки с игрушками по сюжетам литературных произведений («Сказка о глупом мышонке» С. Маршака).

В средней группе уточняются представления детей о жанровых осо­бенностях колыбельных, даются в сравнении народные и авторские колыбельные, развиваются исполнительские навыки детей, детям предлагается сочинять отдельные строки для колыбельных. Стиму­лируется исполнение детьми колыбельных песен в сюжетно-ролевых играх.

В старшем дошкольном возрасте знания о жанровых особенностях колыбельных уточняются и обобщаются. Развиваются творческие способности детей. Дети сочиняют свои колыбельные песни. Колы­бельные широко используются в сюжетно-ролевых играх, в досугах, в играх-инсценировках.

При ознакомлении с колыбельными необходимо наличие специ­ального дидактического материала: колыбель, люлька (подлинные или сделанные по образцу народных); игрушки-помощники (кот Баюн), иллюстративный материал (книги колыбельных песен с ил­люстрациями), магнитофонные записи различных вариантов испол­нения колыбельных.

Задачи

Ранний возраст (2—3 года):

1. Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.

2. Воспитывать положительное отношение к исполненным педа­гогом колыбельным песням.

3. Побуждать к участию в исполнении колыбельных песен при укачивании кукол (проговаривание отдельных слов «баю-бай»).

4. Познакомить с колыбелью (люлькой), обогащать пассивный словарь (колыбель, люлька).

5. Примерный репертуар: 3-4 колыбельные.

Младший дошкольный возраст:

1. Продолжать знакомить детей с колыбельными песнями.

2. Дать детям некоторые сведения о происхождении и назначе­нии колыбельных песен (пели у колыбели, когда укладывали детей спать, поэтому песни называются колыбельными. Выражают заботу о детях: будут крепко спать — вырастут сильными и здоровыми).

3. Познакомить с некоторыми фольклорными образами (кот Баюн, Гули-гуленьки, Сон и Дрема).

4. Обратить внимание на характер исполнения (нежно, ласково). Мамы любят своих детей, обращаются к ним с ласковыми име­нами (Ванюшенька, Андрюшенька).

5. Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоя­тельной игровой деятельности.

Средний дошкольный возраст:

1. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями колы­бельных песен (особенности содержания и формы).

2. Показать отличие и сходство народных и авторских колыбельных песен.

3. Развивать исполнительские умения (исполнять колыбельные протяжно, нежно, ласково).

4. Развивать творческие способности детей (самостоятельное придумывание детьми отдельных строк в колыбельных).

5. Примерный репертуар: в активном репертуаре детей 4-6 колы­бельных.

Старший дошкольный возраст:

1. Уточнять представления детей о колыбельных, их содержании, форме.

2. Помочь понять роль колыбельных в жизни семьи, во взаимоот­ношениях родителей, дедушек, бабушек, детей (взаимная лю­бовь, забота).

3. Учить видеть выразительные образы колыбельной, образные средства языка (эпитеты: точеная, золоченая), ритм, риф­мы, наличие слов, создающих ритм колыбельной («баю-бай», «люли-люли»).

4. Совершенствовать исполнительские умения детей.

5. Развивать творческие способности детей (умение сочинять свои колыбельные песни).

Методические рекомендациипо использованию пестушек, потешек и прибауток

Пестушки — коротенькие приговорки, сопровождающие ритми­зированной и рифмованной речью необходимые для ребенка гигие­нические и физические процедуры: умывание, купание, массаж.

Потешки — сопровождают игры взрослого с ребенком, его ручка­ми, пальчиками.

Прибаутки — небольшие стихотворения в 4—6 строк, своим со­держанием напоминающие маленькие сказочки в стихах. Содержа­ние прибауток составляют яркие, красочные картинки окружающей жизни (быт, домашнее хозяйство, домашние животные).

Особое значение придается пестушкам и потешкам в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

В младенчестве (до 1 года) и в раннем возрасте (1—2 года) пестушки используются педагогом при проведении соответствующих про­цедур (умывании, освоении навыков ходьбы, различных движениях руками).

В более старшем возрасте (2—4 года) пестушки используются пе­дагогом при выполнении соответствующих игровых действий с ку­клами. Педагог поощряет участие детей в исполнении пестушек и по­тешек в повседневной жизни. Проводятся специальные занятия по ознакомлению детей с потешками.

В среднем и старшем дошкольном возрасте уточняется назначение пестушек и потешек: пестушки помогают ребенку освоить навы­ки умывания, ходьбы; потешки забавляют, развлекают. Обращается внимание на особенности содержания и формы. Потешки и пестуш­ки сравниваются с колыбельными, загадками.

Для ознакомления с потешками необходимо наличие в группах раннего и младшего возраста игрушек, иллюстраций, отражающих фольклорные образы («коза», «сорока-белобока», «петушок»). Воз­можно использование театра картинок. Педагог рассказывает потеш­ку и показывает детям картинки, отражающие содержание потешек.

       Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут исполнять потешки в играх-инсценировках, рисовать иллюстрации к потешкам, сами сочинять потешки. В старшем дошкольном возрасте возможно организовать «театр потешки» — создание детьми игровых миниатюр по содержанию потешек.

Задачи

Ранний возраст:

1. Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.

2. Вызвать эмоционально-положительное отношение к пестушкам, потешкам.

3. Способствовать сохранению радостного настроения во время проведения процедур.

4. Закреплять название частей тела (руки, ноги, голова).

5. Стимулировать активное участие в исполнении пестушек (вы­полнение движений и звукоподражание).

Младший дошкольный возраст:

1. Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.

2.   Помочь понять назначение потешек, прибауток, пестушек (помогают ребенку научиться ходить, умываться, забавляют, развлекают ребенка). Исполняются ласково, нежно.

3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек, приба­уток педагогом (договаривание слов, выполнение движений, подражание игровым действиям).

4. Поощрять самостоятельное исполнение пестушек в играх с ку­клами.

Средний дошкольный возраст:

1. Уточнять представления детей о пестушках, потешках, приба­утках, их содержании и форме.

2. Помочь понять роль пестушек, потешек в воспитании малень­ких детей (учат движениям, забавляют, развлекают).

3. Поддерживать желание рассказывать потешки, прибаутки ку­клам в сюжетно-ролевых играх.

Старший дошкольный возраст:

1. Обобщать знания детей о поэзии пестования, ее роли в воспи­тании детей в семье.

2. Учить выделять в тексте образные средства языка.

3. Способствовать исполнению детьми потешек, прибауток в теа­трализованных играх, на фольклорных праздниках. Совершен­ствовать исполнительские умения детей.

Методические рекомендации по использованию небылиц

Небылицы-перевертыши — произведения, в которых развиваются события, невероятные с точки зрения здравого смысла. Вся система образов противоречит жизненным реальным наблюдениям.

Знакомство с небылицами-перевертышами целенаправленно можно начать со средней группы. Хотя с отдельными, доступными по содержанию небылицами можно знакомить и раньше. Детей млад­шего дошкольного возраста привлекают ритм, знакомые образы. Младшие дошкольники выделяют лишь отдельные несоответствия в тексте.

В средней группе детей знакомят с небылицами как жанром фоль­клора. Поддерживают чувство радости, возникающее у детей от на­хождения ими несоответствий в тексте. К одному и тому же тексту можно обращаться неоднократно, желательно использовать иллю­страции к небылицам, в которых дети находят соответствующие эпизоды.

В старшем дошкольном возрасте детей учат отличать небылицы-перевертыши от других фольклорных жанров, обосновывать свою точку зрения (деревня ехать не может). Однако анализ текстов не должен уменьшать чувство радости, веселья при знакомстве с небы­лицами.

В старшем дошкольном возрасте дети могут сами сочинять не­былицы, сначала по аналогии с готовыми текстами заменяя отдель­ных героев (корова — овечка) или действия (летит — плывет), а за­тем придумывая свои небылицы. В этом возрасте детей знакомят не только с народными, но и с авторскими небылицами К. Чуковского, Д. Хармса и др.

Задачи

Средний дошкольный возраст:

1. Познакомить детей с небылицами, особенностями их содержа­ния (в небылицах рассказывается о событиях, которые не мо­гут произойти в жизни).

2. Вызвать интерес к небылицам, желание находить ошибки в тексте.

3. Поддерживать чувство радости, возникающее при слушании небылиц.

Старший дошкольный возраст:

1. Уточнять представления о жанровых особенностях небылиц.

2. Учить детей рассуждать, развивать логичность и доказатель­ность высказываний.

3. Учить придумывать небылицы по аналогии с готовыми текс­тами.

4. Развивать чувство юмора.

Методические рекомендациипо использованию закличек и приговорок

Заклички — стихотворные обращения к различным явлениям природы (солнцу, ветру, дождю), небольшие песенки, предназначен­ные для распевания группой детей.

Приговорки — обращения к животным, птицам, построенные по принципу просьбы-пожелания. Часто приговорки строятся на звуко­подражании. Заклички и приговорки доставляют детям радость, развлекают их.

Заклички и приговорки помогают воспитывать у детей чувство связи с природой. Заклички генетически восходят к древним обря­дам. Многие заклички в настоящее время утратили магическое зна­чение, но приобрели шуточный характер.

Заклички и приговорки можно включать в педагогический про­цесс начиная с раннего возраста. Педагог произносит заклички и приговорки во время наблюдений на прогулке, при различных погод­ных явлениях (дождь, снег), встрече с птицами, насекомыми, а также в игровых ситуациях. В этом возрасте исполнение закличек и при­говорок сопровождается жестами (протянуть руки к солнышку, по­казать, как много нужно воды — по колено, как бабочка машет кры­лышками), а также звукоподражанием.

В младшем дошкольном возрасте дети привлекаются к исполне­нию закличек и приговорок, поощряется исполнение приговорок и закличек по инициативе детей.

    В среднем дошкольном возрасте даются общие представления о происхождении и назначении закличек и приговорок (заклички — от слов «кликать», «звать», обращение к объектам природы: солнцу, дождю, ветру с просьбой о хорошем урожае); отмечается, что заклич­ки придумывал народ. Обращается внимание на интонацию, с кото­рой произносятся заклички.

В старшем дошкольном возрасте уточняются представления детей о жанровых особенностях закличек и приговорок. Развиваются твор­ческие способности детей. Дети сами придумывают заклички и при­говорки, обращения к разным явлениям природы и животным. Дет­ское творчество может быть отражено в альбомах и книгах, в которых записываются придуманные детьми заклички. Заклички и приговор­ки становятся частью игр-инсценировок, фольклорных праздников.

Задачи

Младший дошкольный возраст:

1. Приобщать к устному народному творчеству.

2. Поддерживать желание произносить заклички вместе с педаго­гом.

Средний дошкольный возраст:

1. Познакомить детей с содержанием и формой закличек, приго­ворок.

2. Способствовать восприятию закличек, приговорок как спосо­ба общения с природой.

3. Привлекать детей к коллективному исполнению закличек, приговорок.

Старший дошкольный возраст:

1. Уточнять представления о жанровых особенностях закличек, приговорок.

2. Развивать умение произносить заклички выразительно (инто­нация просьбы).

3. Развивать творческие способности. Учить придумывать свои варианты закличек, приговорок.

Методические рекомендациипо использованию докучных сказок

    Докучные сказки — шутки-балагурки сказочного характера, ко­торыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезмерный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вме­сто сказки. Докучная сказка по форме повествования близка к сказ­ке и присказке, по назначению — к поддевке. Сказочное повество­вание всегда нарушается издевкой, которая бывает разного характера: сразу после начала объявляется о конце сказки; предлагается долго ждать конца; последние слова не оканчивают докучную сказ­ку, а служат мостиком к повторению текста: «Не начать ли сказку с конца? »

Знакомство с докучными сказками возможно начинать со средне­го дошкольного возраста. Детей знакомят с назначением и особенно­стями докучных сказок.

Об особенностях докучных сказок целесообразно рассказать на специальных занятиях. На этом же занятии дается образец правиль­ного рассказывания докучной сказки (интонации, паузы).

В дальнейшем докучные сказки могут рассказываться детям вне занятий в самостоятельной деятельности, при рассматривании ил­люстраций к книгам докучных сказок. Педагог поощряет участие де­тей в рассказывании сказок, наблюдает за реакцией детей в процессе рассказывания, напоминает, как нужно слушать и рассказывать по­добные сказки.

В старшем дошкольном возрасте расширяется репертуар докучных сказок, с которыми знакомят детей. Рассказывание докучных сказок включается в фольклорные праздники, досуги. Педагог поощряет рассказывание детьми докучных сказок в самостоятельной деятель­ности, попытки сочинить собственные докучные сказки. Дети рису­ют иллюстрации к докучным сказкам.

Задачи

Средний дошкольный возраст:

1. Познакомить с докучными сказками, особенностями их фор­мы (отсутствие завершенности, повторность).

2. Вызвать интерес к докучным сказкам, желание узнавать новые сказки.

Старший дошкольный возраст:

1. Уточнять знания детей об особенностях содержания и формы докучных сказок.

2. Показать способ бытования докучных сказок в современной жизни.

3. Поддерживать желание рассказывать докучные сказки.

4. Развивать чувство юмора.

 

Методические рекомендации по использованию дразнилок

Дразнилка — стишок, рифмующий шутливую или обидную строч­ку с именем («Маша-растеряша»). Дразнилка — своеобразная форма детской сатиры, в которой высмеиваются отрицательные черты ха­рактера, поведения, неподчинение правилам игры.

Знакомство детей с дразнилками возможно в старшем дошколь­ном возрасте. Прежде чем рассказывать детям о дразнилках, педагогу нужно понаблюдать за детьми, выяснить, используют ли дети драз­нилки в своем повседневном общении, что высмеивают в дразнилках (внешность, особенности характера: жадность, ябедничество), как реагируют дети на дразнилки (обижаются, стараются ответить).

Знакомство с дразнилками должно проводиться так, чтобы не усилить негативные тенденции в отношениях детей, не вызвать жела­ния оскорбить, унизить. Знакомство с дразнилками возможно, если в группе создана эмоционально-положительная атмосфера. Детям рас­сказывают о происхождении дразнилок, их назначении, сравнивают с другими формами фольклора. Сначала приводят примеры дразни­лок с именами, представителей которых нет в группе, а также дразни­лок, где имена не называются.

После того как дети увидят в дразнилках не только обидное, но и смешное (преувеличение), необычные рифмы, их можно приду­мывать к именам всех детей группы, каждый может предложить свой вариант. В дальнейшем дразнилки можно использовать в играх-ин­сценировках, развлечениях. В повседневной жизни к использованию дразнилок необходимо относиться достаточно осторожно. Детям, ко­торые обижаются на дразнилки, можно подсказать, что на дразнилку всегда можно ответить дразнилкой.

Задачи

Старший дошкольный возраст:

1. Познакомить детей с дразнилками, их назначением (осмеять отрицательные черты характера), формой (наличие рифмую­щихся слов) и происхождением.

2.   Учить правильно оценивать типичные жизненные ситуации.

3. Воспитывать умение правильно реагировать на дразнилку (если дразнилка справедлива, стараться исправиться: «Маша-растеряша»), не обижаться, уметь отвечать на дразнилку.

Методические рекомендациипо использованию пословиц и поговорок

Пословица — это краткое, поэтически образное, ритмически орга­низованное произведение народного творчества, обобщающее исто­рический и социальный опыт поколения. Четко формулируя мораль­но-этические нормы, пословицы представляют собой яркие образцы практической философии.

Поговорка — это меткое выражение, высказанное по конкретно­му случаю, оборот речи, лишь намекающий на вывод.

Знакомство с пословицами можно начинать с младшего дошколь­ного возраста. В этом возрасте педагог не объясняет детям, что та­кое пословица, а может использовать доступные детям пословицы и поговорки в соответствующей ситуации. После уборки игрушек — «Кончил дело — гуляй смело», в подвижной игре — «Маленький, да удаленький». При этом термин «пословица» не обязательно употреб­лять. Примерное количество пословиц и поговорок, включаемых пе­дагогом в свою речь,  4-6.

В среднем дошкольном возрасте ведущее место занимает использо­вание педагогом пословиц и поговорок в повседневной жизни в соот­ветствующих ситуациях. Починили игрушку — «Как говорится, дело мастера боится». Детям, которые скучают и не знают, чем заняться, — «Скучен день до вечера, коли делать нечего» и др.

Педагог шире использует термин «пословица» — «Как говорится в пословице: " Семь раз отмерь — один раз отрежь" ». Объясняет де­тям, что пословицы придумал народ.

В старшем дошкольном возрасте детям дается доступное для них определение пословиц. Пословицы — это мудрые мысли народа. По­казывается значение пословиц в жизни человека — они учат, помога­ют жить. Если не знаешь, как тебе поступить, вспомни, как говорит­ся в пословице. Пословица всегда поможет. Поговорки делают нашу речь более красивой, интересной. Детям называются отличительные особенности формы пословиц (краткие, всего несколько слов).

Детей учат задумываться над смыслом пословиц, соотносить с конкретным случаем, ситуацией. Конкретное воспитательное зна­чение пословицы зависит от содержания: воспитание трудолюбия, уважения к родителям, любви к Родине и др. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить с пословицами разных народов, от­ражающими одну и ту же мысль. В этом возрасте развиваются твор­ческие способности детей. Их можно учить придумывать сказки, рас­сказы по содержанию пословиц.

В старшем дошкольном возрасте пословицы и поговорки должны широко использоваться в педагогическом процессе, в различных ви­дах деятельности: бытовой, трудовой, игровой. Педагог сам исполь­зует пословицы, предлагает детям подумать, какая пословица подой­дет к той или иной ситуации, поощряет самостоятельность использо­вания детьми пословиц.

В течение года проводятся 3-4 специальных занятия, посвящен­ных различным формам работы с пословицами: уточнение жанровых особенностей пословиц, обогащение репертуарного перечня посло­виц, сравнение пословиц с другими фольклорными формами, под­бор пословиц к художественным текстам, придумывание рассказов и сказок по пословицам. Пословицы включаются в различные фоль­клорные праздники и развлечения. Широко используются дидак­тические игры по пословицам: словесные — «Кто больше назовет», с наглядным материалом — «Собери пословицу».

Задачи

Средний дошкольный возраст:

1. Познакомить детей с пословицами.

2. Привлекать внимание к содержанию пословиц в конкретных ситуациях.

Старший дошкольный возраст:

1. Обогащать представления детей о пословицах, поговорках (значение, содержание, форма).

2. Учить задумываться над смыслом пословиц, соотносить с ситу­ациями, возникающими в жизни.

3. Учить выделять общий смысл в пословицах разных народов.

4. Воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь вы­разительной.

5. Активизировать самостоятельное использование детьми по­словиц.

 

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ

Задачи (вытекают из общих задач программы):

• развивать у детей эмоционально-активное отношение, дей­ственный интерес к русским, башкирским, татарским народным играм. Создавать условия для проявления детской игровой культуры;

• обогащать интеллектуально-информационную сферу ребен­ка знанием правил многих народных игр, основ истории и культуры России, Башкортостана, Татарстана;

• способствовать действенному приобщению детей к народной культуре с помощью игр народов Уральского региона, используя в качестве основы идеи народной педагогики, создавая условия для ис­пользования разных видов народных игр в самостоятельной, свобод­ной игровой деятельности.

Принципы систематизации народных игр:

• принцип ориентировки на ведущие идеи народной педагогики;

• принцип разнообразия народных игр;

• календарно-тематический принцип;

• принцип архитипизма (традиционности);

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип учета возраста;

• принцип комплексности, т. е. связи с другими средствами на­родной педагогики.

Народная игра — одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической ра­боте с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных лю­дей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали далекие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно за­имствовать из богатейшего наследия все, что интересно, полезно.

Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом. Необходимо системно использовать народные игры, придер­живаясь идей народной педагогики в нашей программе, чередуя игры разных национальностей, поочередно включая подвижные, словес­ные, хороводные.

Мы придерживаемся такой условной классификации народных игр. В классификации С. Л. Новоселовой народные игры выделены в отдельный, III класс игр; они подразделяются автором на обрядовые (культовые, семейные, сезонные); тренинговые (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные); досуговые (игрища, тихие, забавляю­щие, развивающие).

Оптимальной формой планирования является перспективный план использования народных игр. При планировании педагог мо­жет конкретизировать воспитательные, развивающие задачи, исходя из особенностей игры. С учетом демографических данных в Ураль­ском регионе проживает большой процент представителей русской, башкирской, татарской национальности. Поэтому, на наш взгляд, игры данных народов необходимо использовать в образовательном процессе дошкольных учреждений.

В младшем дошкольном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями из народных игр в большей сте­пени могут использоваться такие игры, как игры-забавы, игры с на­родными игрушками (бабинские матрешки, богородские игрушки, яйца-вкладыши и др.), подвижные игры, изредка хороводные.

В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр, но в меньшей степени, чем в младшем возрасте, ис­пользуются игры с народными игрушками. Хотя с ними дети знако­мятся в основном на занятиях по изобразительному искусству (дым­ковские, филимоновские).

Положительно, если эти игрушки будут использоваться в са­мостоятельных играх, режиссерских. Для старших детей подойдут «Городки», «Серсо», «Лапта» и др. Старшие дошкольники могут и должны уметь играть в народные игры самостоятельно, иметь лю­бимые игры.

Возможно использовать народные игры примерно один раз в не­делю в старших группах наряду с другими играми, чередуя при этом русские, татарские, башкирские подвижные, словесные, хоровод­ные, игры с народными игрушками и учитывая сезон, возраст, одну из идей народной педагогики (за год примерно 50 игр).

Следует использовать народные игры во всех блоках образова­тельного процесса детского сада, стремиться к взаимосвязи в ис­пользовании разных средств народной педагогики (игры, фольклор, народное декоративно-прикладное искусство, природа, элементы семейной культуры и др.).

Начинать в младших группах в сентябре возможно с использова­ния в основном русских народных игр-забав на занятиях по сенсори­ке, привязывая это содержание к идее народной педагогики — идее космологического устройства мира, взаимосвязи человека с приро­дой, бережного отношения к родной природе. Подойдут игры-заба­вы «Галки летят», «Пекарь», «Дыбки» и др. На занятиях по сенсорике учат разбирать и собирать матрешку, обращать внимание на роспись на сарафане матрешки (цветы, листья — красиво).

В блоке совместной деятельности воспитателей и детей возмож­но использование подвижных игр («Маленькие ножки — большие ноги»). Можно включать народные игры в праздники и развлечения. Работа с малышами требует многократного повторения (до 5—10 по­вторений), поэтому в младших группах присутствует малое количе­ство народных игр, преимущественно русских, так как малыши дру­гих национальностей чаще всего русскоговорящие. В случае если по количеству детей башкирской, татарской национальности в группе больше, чем русских, возможно и в младшем возрасте использовать татарские, башкирские народные игры. Лишь отдельные идеи народ­ной педагогики могут быть реализованы в младших группах.

В старших группах в сентябре рекомендуется провести несколько занятий по знакомству с историей и культурой, в том числе и с игра­ми России, Башкортостана, Татарстана. На физкультурных занятиях один раз в неделю можно разучивать новую подвижную народную игру. На музыкальных занятиях примерно один раз в две недели — новую хороводную игру. Одновременно можно закреплять знакомые игры, предлагать на выбор и на занятиях, а чаще в блоке совместной деятельности воспитателя и детей.

Народные подвижные и хороводные игры лучше использовать на прогулках. В старших группах дети могут являться активными участ­никами народных праздников: Осенины — Сумбуля, Масленица, Сабантуй, Навруз — Сороки, Каргатуй и другие, сценарии которых включают народные игры.

Желательно организовывать вечер интересных встреч с бабушка­ми, дедушками разных национальностей, которые расскажут и пока­жут элементы культуры народа, в том числе игры.

Со старшими детьми возможно организовать конкурсы, сорев­нования: «Кто больше знает народных игр», «Кто больше знает счи­талок», предложить детям самостоятельно придумать, как усложнить правила в народных играх, изготовить совместно атрибуты к играм, рисовать на темы, связанные с народными играми. Необходимо включать игры, которые встречаются в данном регионе.

              Свои сведения о народных играх вы можете пополнить, познако­мившись со следующими источниками:

Основными задачами художественно-творческого развития детей на идеях народной педагогики являются:

1. Приобщение детей к народному искусству; к духовно-художе­ственным ценностям, созданным народом; к определенному национальному космо-психо-логосу (Г. Гачев), т. е. к опреде­ленному национальному образу мира, образам-типам, к тому общему, что связано с национальными идеями, национальным характером, общечеловеческими ценностями.

2. Воспитание интереса к художественным образам народного изобразительно-пластического искусства.

3. Создание условий, способствующих погружению детей в мир художественных образов народного искусства; накоплению, обогащению и активизации эмоционально-эстетических пере­живаний; действенному приобщению детей к народному ис­кусству, опираясь на идеи народной педагогики.

4. Формирование представлений детей об основных художе­ственных особенностях народного изобразительно-пластиче­ского искусства больших этнических групп, проживающих на Южном Урале (русских, башкир, татар и др.); умения понимать художественный язык народного искусства.

5. Развитие умений детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации, импровизации; выражать собствен­ное эмоционально-ценностное отношение к искусству, дей­ствитель-ности, жизни.

6. Обучение детей способам проектирования предметной среды народного быта.

7. Развитие эмоционально-образной речи детей.

Принципы, лежащие в основе программы по художественно-твор­ческому развитию детей средствами народного искусства:

1. Принцип ориентации на ведущие идеи народной педагогики.

2. Принцип учета регионально-краеведческих особенностей на­родного искусства.

3. Принцип учета этнического состава детей одной возрастной группы, дошкольного образовательного учреждения.

4. Принцип комплексного использования разнообразных форм, методов работы.

5. Принцип интеграции разного содержания воспитательно-об­разовательной работы с детьми на материале народного искус­ства: изобразительно-пластического, музыкально-поэтическо­го, обрядово-календарного.

6. Принцип сочетания в процессе воспитательно-развивающей работы с детьми репродуктивных и творческих типов заданий (повтор, вариации, импровизация).

7. Принцип соизмерения преподносимого ребенку информаци­онно-познавательного материала как компонента культуры с качеством и характером переживаемых им эмоций. Органи­зация художественно-творческой деятельности по поводу его личных впечатлений от восприятия художественных образов народного искусства.

8. Принцип формирования триады основных творческих пози­ций ребенка в художественно-творческой деятельности: пози­ции зрителя (слушателя), исполнителя, автора.

9. Принцип разносодержательного взаимодействия, которое устанавливается:

а) на уровне взаимодействия взрослого и ребенка:

— взаимодействие как сотворчество педагога и ребенка;

— взаимодействие детей как партнеров по творческой дея­тельности;

б) на уровне сенсорно-эстетического взаимодействия ребенка с материалом и взаимодействия разных видов материалов;

в) на уровне содержания развивающего процесса:

— взаимодействие задач на разных этапах воспитания и развития детей;

— взаимодействие знаний, эмоций, деятельности;

— взаимодействие тем во всех блоках педагогического процесса.

Одним из важных условий духовного воспитания детей средства­ми народного искусства является их раннее погружение в среду, на­полненную народным духом, народной душой. Воспитание на иде­ях народной педагогики начинается с первой колыбельной песни младенцу и осуществляется на протяжении всего периода детства. В условиях дошкольного образовательного учреждения эта работа возможна с младшего дошкольного возраста.

Задачи

Вторая младшая группа (четвертый год жизни):

1. Приобщать детей к народному искусству, стимулируя интерес к его художественным образам.

2. Создавать условия для накопления и активизации эмоцио­нально-эстетических переживаний.

3. Знакомить детей с назначением отдельных предметов быта, одеждой, жилищем (избой), обращая внимание на некоторые их художественные особенности (форма, цвет, ритм).

4. Стимулировать желание детей рассказывать об увиденном, пережитом в процессе общения с искусством, передавать свои впечатления в изобразительной деятельности (рисование, лепка).

Основанием эффективной работы, связанной с приобщением де­тей второй младшей группы к народному искусству, будет постепен­ность и моменты непринужденного, естественного знакомства с ним. Следует подчеркнуть, что, живя в современных условиях, сделать это несколько сложно, однако необходимо опираться на эмоциональный характер восприятия детей, на их природную любознательность.

В своих играх дети любят отражать семейный быт. Создавая усло­вия для самостоятельных игр малышей, можно вносить в интерьер кукольного дома красивые вещи: вышитые салфетки, полотенца для кукол, наволочки и покрывала для их постели, яркие лоскутные ков­рики и пр. Несомненно, такие необычные вещи привлекут внима­ние детей. С целью поддержки детского интереса их нужно вносить постепенно, не все сразу. Педагог, рассматривая с детьми красивые узоры, должен искренне выражать свое восхищение, обращать вни­мание на отдельные элементы, спрашивать детей: «Что это? » или «На что это похоже? », любоваться красивым цветовым решением, находя при этом знакомые цвета. Для кукол-младенцев оформить колыбель­ку, заниматься с которой малышам нравится.

Кроме современного кукольного гардероба, в группе необходимо иметь и наборы народной (русской, башкирской) одежды. В совмест­ной деятельности педагог приглашает детей помочь ему нарядить кукол в такие красивые вещи, рассмотреть русский сарафан, кофту, мужские рубашку, брюки, картуз, пояс. Обратить внимание на укра­шения. Такую же работу можно провести и в отношении башкирско­го костюма. Главное внимание уделять эстетическому восприятию красивых вещей. Стимулировать интерес детей к художественным образам народного искусства. Еще более высокий его уровень у де­тей вызовут такие куклы, если им дать имена. При этом желательно опираться на имена русских, башкирских детей, посещающих группу. Например, башкирские куклы могут носить следующие имена: Ма­рат, Салават, Ильгиз, Айгуль, Люция; русские — Маша, Иван, Алена, Оленька и др.

Если в дошкольном учреждении оформлен музей-изба (музей народного быта), то необходимо познакомить детей с ним. В пер­вые посещения рассмотреть убранство избы, конкретные предметы, познакомить с их назначением, отдельными конструктивными осо­бенностями, украшением. Основными объектами внимания могут быть печь, колыбель (люлька), полочки с посудой, стол с самова­ром, полотенца, одежда и само жилище — изба. Желательно связы­вать такие посещения с использованием народных сказок, потешек, пением песенок, их инсценированием, народными играми. Напри­мер, во время пения песенки «Серенькая кошечка» постараться про­иллюстрировать ее содержание с помощью игрушки — кошки, рас­смотреть окошко, как оно украшено. Читая сказку «Курочка Ряба», приготовить гнездо под (рядом с) печкой, рассмотреть его, а затем и саму печь. С печью, ее функциями (обогревает, помогает пригото­вить пищу, служит местом отдыха), ее конструктивными особенно­стями можно продолжить знакомство, рассказывая русские народ­ные сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и т. п. При этом эффективность работы будет повышена, если восприятие конкретных предметов народного искусства, быта дополнить восприятием других художественных образов. Например, рассмотреть книжные иллюстрации к сказкам в исполнении таких художников, как Е. Рачев, Ю. Чарушин и др. Полученные из этих ис­точников представления будут яркими, конкретными, насыщенны­ми эмоциями, освещенными художественными образами. Закрепить их лучше в процессе изобразительной деятельности. На занятиях ри­сованием детям четвертого года жизни доступны задания по украше­нию скатерти, салфетки, полотенца (тушь, «тычок», ткань), полович­ков (гуашь), окошка для серенькой кошки и пр. На занятиях лепкой дети способны помочь Машеньке «напечь» пирожков или слепить гнездышко для курочки Рябы и т. п.

Полученные результаты художественно-творческой деятельно­сти можно использовать в игровой деятельности. При этом в играх, на занятиях, в совместной деятельности, в беседах по поводу резуль­татов изобразительной деятельности педагог должен стремиться помочь ребенку в его попытках высказать свои впечатления, рассказать о том, что понравилось, оказывая искреннюю моральную поддержку, стимулируя его природную чуткость к слову, особенно образному, и сопереживая с ним по поводу тех или иных моментов, о которых он рассказывает.

Задачи

Средняя группа (пятый год жизни):

1. Знакомить детей с народным искусством, активизируя интерес к его художественным образам.

2. Создавать условия для обогащения, пополнения и активизации эмоционально-эстетических переживаний детей, действенно­го их приобщения к народному искусству.

3. Продолжать знакомить детей с предметами быта, народным жилищем (избой), одеждой (русского и башкирского народа), подводить к пониманию выразительной функции отдельных художественных средств (форма, цвет, ритм, чередование, сим­метрия).

4. Стимулировать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов искусства в изобразительной деятельно­сти, подводить их к созданию выразительного образа на основе повтора, вариации.

5. Развивать умение рассказывать об увиденном, пережитом в процессе общения с искусством, используя образные слова.

6. Воспитывать бережное отношение к природе, предметам ис­кусства, украшающим жизнь людей.

В средней группе дошкольного образовательного учреждения продолжается работа по знакомству с теми же предметами народно­го искусства, быта, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако знания детей расширяются и активизируются. Они подводятся к по­ниманию выразительности формы, цвета, ритма, симметрии, чере­дования, отдельных народных традиций.

Прежде всего нужно продолжать знакомство с народным жили­щем. Формы работы с детьми пятого года жизни остаются прежними (совместная деятельность педагога с детьми, занятия, самостоятель­ная художественная деятельность). Одной из приоритетных форм яв­ляется игра.

Дети пятого года жизни обладают уже достаточно богатым опы­том в строительных играх. Их внимание обращено на варианты знаний о современной одежде, как у девочек, так и у мальчиков. Желательно в групповых комнатах иметь такую одежду, выполненную в детском варианте, которую ребенок может примерить на себя, побыть в ней в игровой деятельности, на досуговых мероприятиях.

Дети среднего дошкольного возраста становятся уже более внима­тельными не к процессу изображения, а к его содержанию, способам. Систематическое обучение декоративной деятельности позволяет да­вать ребенку пятого года жизни образные формы для их украшения (платье, сарафан, юбка, кофта, платок). В процессе совместной де­ятельности воспитателя с детьми выполняются отдельные элементы одежды, украшения, которые используются в досуговых мероприяти­ях: кокошники (ритм или чередование форм, выполненных печатка­ми), бусы из ягод рябины (черной, красной) или глины с последую­щей их раскраской и пр. Кроме того, образные формы (конь, птица-свистулька, матрешка), украшенные узорами по мотивам народных игрушек (дымковских, семеновских и др.), могут быть поставлены на полочки в музее-избе или групповой комнате.

Особое внимание нужно уделять попыткам детей рассказать, что им понравилось в музее-избе, на «ярмарке», «посиделках», поделить­ся непосредственными впечатлениями в процессе рассматривания отдельных предметов. При этом образцом образной, эмоциональной речи должен служить пример воспитателя, «хозяйки» избы. Мно­го образных, народных слов можно найти в колыбельных песнях, в пестушках, прибаутках, сказках и т. п. Частое использование таких слов в особой, эстетически организованной среде (в музее-избе, на досуговых мероприятиях) позволяет ребенку быстрее понять их суть, эмоционально откликаться, прислушиваться к ним, повторять их.

Задачи

Старший дошкольный возраст (шестой год жизни):

1. Продолжать приобщать детей к народному искусству:

— познакомить их с национальным жилищем башкир (юртой);

— расширить представления об особенностях русской избы, отдельных элементах ее экстерьера (конек, причелина, на­личники, ставни).

2. Формировать представления детей о назначении, основных художественных особенностях народного искусства (жизнера­достность, декоративность, яркость), его связи с природой, се­мантике мотивов (солярные знаки), единстве художественной и утилитарной функций.

3. Развивать умение детей создавать выразительные образы на основе повтора-вариации-импровизации; выражать собствен­ное эмоционально-ценностное отношение к действительно­сти, искусству.

4. Продолжать развивать и обогащать эмоционально-образную речь, умение рассказывать об увиденном, выражать свое отно­шение к нему.

5. Воспитывать бережное отношение к природе, предметам ис­кусства, быта.

Старший дошкольный возраст (седьмой год жизни):

1. Продолжать приобщать детей к духовно-художественным цен­ностям, созданным народом:

— познакомить с особенностями жилища, быта русских крес­тьян, казаков, башкир и других народов Южного Урала как предметами народного искусства;

— подводить их через народное искусство к пониманию осо­бенностей традиций, быта, национального характера раз­ных народов, общечеловеческих ценностей.

2. Развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов-типов («древо жизни», «мать-земля», солярные знаки и т. п.).

3. Продолжать развивать умение детей создавать выразительные образы на основе повтора-вариации-импровизации, выражая собственное эмоционально-ценностное отношение к действи­тельности, искусству.

4. Знакомить детей со способами проектирования предметной среды народного быта (эскизы, разработка элементов эксте­рьера, интерьера жилища, макетирование и т. п.).

5. Развивать и обогащать эмоционально-образную, объяснитель­но-выразительную речь детей, умение вести диалог по поводу искусства.

6. Продолжать воспитывать внимательность и целенаправлен­ность эстетического восприятия, бережное отношение к при­роде, человеку, самостоятельность и творческую инициативу.

На шестом году жизни продолжается знакомство детей с на­родным жилищем, с особенностями расположения композицион­но значимых отдельных объектов, предметов. Так, можно обратить их внимание, что печь, полочки с посудой, лавки с ведрами, стол с самоваром и прочее находятся в одном углу избы (использовать му­зей-избу). Это место хозяйки дома. Подробно рассмотреть те предонально-образной речи, т. к. дети, стремясь участвовать в беседе по поводу искусства, порой при ответе на вопрос не знают, как выразить свои впечатления, чувства.

Живой, интересный диалог детей с педагогом является одним из ярких показателей того, что эстетическое восприятие и познание особого, духовного мира народного искусства состоялось. Детское чувство творческого сопереживания увиденному является основой их интереса к такому общению. Комплексное взаимообогащение уст­ного и народного декоративного искусства также поддерживает этот интерес, позволяя подвести детей к пониманию как самобытности народных промыслов, так и смысла фольклорных произведений.

Занятия художественно-творческой деятельностью как одно из средств самовыражения, передачи своего отношения к воспринято­му в старшем дошкольном возрасте уже в большей степени, чем на предыдущих возрастных этапах, должны проводиться на основе ис­пользования метода творческих заданий. Данный метод позволяет развивать способности детей создавать вариативные работы, импро­визировать, находить способы выразить свое «Я», пережить позицию автора.

Содержание занятий изобразительной деятельностью может быть самым разнообразным. Дети могут осваивать уральскую роспись, за­крепляя и совершенствуя технические и изобразительные умения. Использование творческих заданий позволяет закрепить опыт эмо­ционально-духовного общения с окружающими, знания нравствен­ных правил, народных традиций. Например, они создают мотивы-пожелания добра и счастья жизни, обогащая свой эмоциональный и практический опыт дарения собственных работ родным, друзьям, окружающим людям.

В ходе декоративно-оформительской деятельности дети учатся создавать эскизы, выполняя по ним элементы одежды, костюмов, го­ловных уборов, предметов быта (коромысла, шкатулки и т. п.), необ­ходимых в театрально-музыкальных представлениях, посвященных народным праздникам. Техника выполнения таких работ может быть разной: роспись образных форм, плетение, вышивка, лепка украше­ний из глины и пр.

Старшие дошкольники, упражняясь в декоративно-оформитель­ской деятельности, способны участвовать в совместной деятельности с педагогом по созданию объемных и плоскостных макетов как от­дельных архитектурных сооружений, так и целых комплексов (ураль­ская деревня, башкирская деревня и т. д.). Такое содержание художественно-творческой деятельности знакомит их со способами проек­тирования предметной среды народного быта.

Кроме того, содержанием изобразительной деятельности могут быть сюжеты народных сказок, притч, потешек, песенок, впечат­ления от прошедших досуговых мероприятий (ярмарка, посиделки, праздник Масленицы и т. п.).

Использование детских работ в оформлении помещений, в про­цессе музыкально-театрализованных представлений, досуговых ме­роприятий, в выставках способствует их социальному и духовному развитию, развитию чувства сопричастности, ответственности, дает возможность пережить состояние творчества.

Тематический план ознакомления дошкольников с историей и природой Южного Урала

Тема 1. История жизни человека на Южном Урале

Познакомить детей с историей заселения Южного Урала людьми: впервые люди стали проживать на Южном Урале около 70 тысяч лет назад. Объяснить название «первобытные люди»: эти люди были пер­выми, их быт, уклад, порядок жизни являлся первым, до этого человек не проживал на территории Южного Урала. Время появления первых людей (мустьерская эпоха): люди жили в пещерах — пещерных сто­янках, не строили домов, занимались охотой и собирательством.

Дать сведения детям о расселении первобытных людей: жили по берегам рек и озер, возле родников и ключей, вода, огонь — осно­ва жизни человека. Познакомить детей со строением первых жилищ человека — землянок прямоугольной формы с очагом на полу. По­явление скотоводства и земледелия, обработки камня. Объяснить на­звание «каменный век» — все атрибуты в основном изготавливались из камня.

Познакомить детей с понятиями «бронзовая», «медная эпохи». Дать сведения о добыче железной, медной руды, появлении первой металлургии. Появление городов-крепостей в эпоху бронзы. Сюжеты первых рисунков людей (животные, сцены охоты).

Дать сведения детям о том, что на протяжении долгого времени на Южном Урале проживали разные народы (одни народы уходили на другие земли, другие переселялись на Южный Урал). С XVIII века на Южном Урале постоянно и совместно проживают многие народы: русские, казахи, башкиры, татары, нагайбаки и т. д. Дать пояснение словам «кочевой», «оседлый народы».

Формировать у детей знания о различных видах труда народа в различных регионах Южного Урала: центр — север Южного Урала (горнозаводская зона) — много рабочих, мастеровых, металлургия, работа в шахтах, добыча руды, угля, камня. Юг Южного Урала засе­ляли казаки — служба в войсках по охране границ. Повсеместно ра­ботали крестьяне — обработка земли, уход за скотом.

Тема 2. Человек и мир вокруг

Дать сведения детям о народном представлении космоса, мира, природы. Весь мир (космос) представлялся народам как дом, терем или дерево. Для человека живая и неживая природа служила до­мом, поэтому небо, солнце, луна, звезды, облака представляли собой крышу дома; земля, озера, реки, моря, леса служили полом, ковром; горы, скалы, деревья, четыре ветра, четыре стороны света (юг, север, восток, запад) представлялись стенами дома. Вся природа (неживая, живая), мир понимались народами как родной дом, родное жилище, т. е. то место, где живут человек, его семья, родственники. Родной дом надо оберегать, любить, и поэтому так же надо относиться и к природе.

Познакомить детей с образными выражениями о природе.

Познакомить детей с понятиями «кочевой народ», «оседлый на­род», с кочевыми и оседлыми традициями народов Южного Урала (русские, башкиры, казахи, татары и др.). Первоначально многие народы, заселявшие Южный Урал, были кочевыми народами (баш­киры, казахи и др.). Главным занятием, трудом этих народов было разведение скота, кормление, уход за лошадьми, овцами и др., выпас скота. Кочевники не жили на одном месте, постоянно переходили всей семьей, родом на лошадях по степям Урала — кочевали. Со вре­менем кочевые народы принимали оседлый образ жизни.

Оседлыми народами на Урале были русские, татары, нагайбаки. Эти народы занимались земледелием. Познакомить детей с семан­тическим значением слова «земледелие» — «земля», «делать», «осед­лый» — «сидеть». Люди могли многое делать на земле: строить дома, копать огороды, выращивать деревья, ягодные кустарники, пахать землю, сеять, убирать хлеб, урожай овощей и т. д. Земледелием зани­мались всей семьей, родом («родичи», «родня», «родственники»).

Дать сведения детям о появлении первых железо- и медеплавиль­ных заводах Южного Урала. Работа людей «в горе» — в шахтах по добыче руды, драгоценных камней, угля. Объяснить понятие «мастеро­вой», «заводской» человек — человек, который работал на заводе, мог что-либо мастерить, изготавливать.

Расширять представления детей о казаках как людях, охраняю­щих границы Родины, служащих в войске, имеющих свой жизнен­ный уклад, традиции, кодекс чести.

Тема 3. Человек и календарь природы

Дать сведения детям о том, что все народы, живущие на Южном Урале (кочевые, оседлые), жили по определенному порядку, ладу. Дать сведения о смысловом значении слова «лад» — порядок, пра­вильное, полезное устройство мира, семьи, дома, отношений с род­ными, близкими людьми, т. е. жизни.

Народы, живущие на Южном Урале, считали хорошим, правиль­ным только то, что было в порядке, в ладу, т. е. правильно устроено. Устроить правильно, полезно могла природа, космос (живое и не­живое). Человеку нельзя менять природный порядок, т. к. человек — часть этого мира, природы, космоса. С изменением природы может измениться и сам человек.

Познакомить дошкольников с народным пониманием порядка, правилами природы, мира, по которым жили люди на Южном Ура­ле, — народы жили по определенному календарю. Календарь народа отражал изменения в природе по сезонам и основные виды труда на­рода посезонно. У русского народа на Южном Урале календарь был земледельческим. Каждому месяцу в году может соответствовать ри­сунок-символ, рассказывающий об изменениях в природе или о ра­боте, труде человека в данный период времени: апрель — плуг (пахать землю), май — ростки растений, июнь — знак солнца, время летнего солнцестояния, август — колосья, сентябрь — сети для ловли птиц, октябрь — пучок пряжи, время обработки льна и конопли, ноябрь — дрова, декабрь — знак солнца, время зимнего солнцестояния.

Башкиры, казахи занимались скотоводством («водить скот» — «ухаживать, кормить»). У них был свой скотоводческий календарь, который рассказывал, в какое время года лучше заниматься трудом по уходу за животными. Со временем кочевые народы начали зани­маться земледелием и переняли земледельческий календарь. Народ­ный календарь напоминал, когда и что делать, когда пахать, сеять, ждать дождя, охотиться, прясть и т. д.

Следуя календарю, человек внимательно наблюдал за изменени­ями в природе, запоминал и сравнивал разные годы, т. к. от этого зависели жизнь человека, его хозяйство и здоровье. У каждого народа появились свои названия месяцев, по этим названиям можно было определять состояние природы в это время года. Познакомить детей с народными названиями месяцев года.

Мироустройство, миропорядок, космос отражались в предметах быта всех народов: в устройстве народных жилищ, в народных ко­стюмах. Познакомить детей с особенностями народных костюмов русских, башкир, татар и других народов, проживающих на Южном Урале. Дать сведения детям об особенностях народных жилищ, от­ражающих порядок, мироустройство; народы Южного Урала знали законы природы, порядок мироустройства: движение природы, ритм жизни (последовательное чередование дня и ночи, времен года, ра­боты и отдыха). Люди жили, работали по правилам «круглого года». Объяснить детям смысловое значение словосочетания «круглый год»: год состоит из месяцев, месяцы — из дней, дни идут друг за другом, год состоит из времен года, времена года тоже идут друг за другом, поэтому чередование дней, времен года, месяцев идет по кругу (по­знакомить детей с наглядной моделью «круглого года»), чередуются виды труда по сезонам.

Тема 4. Человек и природа Южного Урала

Познакомить детей с природно-географическими зонами Юж­ного Урала: лесная, горная, лесостепная, степная. Дать сведения о названиях некоторых природных объектов (озер, рек, гор и др.), от­ражающих историю родного края, поэтическое отношение народов к родной природе. Познакомить детей с животными, птицами, рас­тениями, обитающими в регионе. Дать сведения о том, что каждый человек должен жить в согласии с природой, беречь, любить ее, не вредить ей. Все народы Южного Урала уважали, любили все то, что их окружало: деревья, травы, реки, озера, горы, степи, животных и т. д. Свою любовь они выражали в словах, названиях, обращениях. Живую и неживую природу сравнивали с человеком, его характером, внешним видом, трудом, отдыхом. Например, цветок, где было два цвета, называли «иван-да-марья», пушистый стебель цветка под­снежника дал название «сон-трава», прямоугольные листья растения «пастушья сумка» напоминали сумки пастухов. Тонкие деревья срав­нивали со стройными, красивыми девушками: «березка-подружка»; щедрую землю, которая давала урожай, кормила людей, называли «земля-матушка»; солнце, дающее тепло, свет, жизнь всему живому, называли «солнце-батюшка»; непослушный, резкий ветер, который мог разрушить, буянить, звали «ветер-буяк»; обращались к временам года, как к любимым, уважаемым людям: «лето красное» (красивое), «весна-красна» (красавица), «зимушка-сударушка» (красивая, знат­ная, уважаемая женщина), «январь — зимы государь»; могучие горы и скалы сравнивали со спящим великаном, быструю речку — с бы­строногой девушкой и т. д.

Тема 5. Человек и календарные традиции

Формировать представление детей о тесной взаимосвязи челове­ка, его семьи, рода с природой. Дать сведения о календарных обря­дах и традициях народов Южного Урала. Календарные традиции всех народов появились очень давно и являются необходимым условием, стороной жизни человека. Календарные традиции связаны с трудом, хозяйством семьи. Календарные традиции могут быть трудовыми, праздничными, связаны со временем года и имеют свои календарные обряды. Календарные обряды — это часть традиции, действия, ри­туалы, движения, танцы, песни, заклички, игры, которые что-либо отображают, выражают. Например, на празднике могут выражать, отображать работу (сев, жатву, охоту) в виде танца. Познакомить де­тей с некоторыми народными календарными традициями и обряда­ми Южного Урала.

Тема 6. Человек, род и природа

Дать сведения о семантическом значении слова «природа» — то, что дано при рождении («при родах», «при роде»). «Род», «родня», «природа» — слова, обозначающие условия жизни любого народа. Родственные отношения в семье сравнивались с природными явле­ниями. Познакомить детей с фольклором народов Южного Урала, отражающим сравнение человека, его характера, отношения в семье, с людьми с природой. Например:

• Материнский гнев что весенний снег: и много выпадет, да ско­ро растает.

• Пчелки без матки — пропащие детки.

• Братская любовь крепче скалы.

• От худого семени не жди хорошего племени.

• Тепло, да не как лето; добра, да не как мать.

• Мать кормит детей, как земля кормит людей.

• Мать плачет, что река льется, жена плачет, что ручей течет; не­веста плачет, что роса падает: взойдет солнце — росу высушит.

• Доброе семя — добрый и всход.украшение жилища, подготовка одежды, встреча гостей. Песни, игры, пляски.

 

Тема 8. Сила семьи в ее родне

Дать детям представления о родственных связях в семье, об от­ношении к родне. Традиции и обычаи, связанные с поддержанием родственных, добрососедских отношений.

Формировать добросердечное, дружелюбное отношение к род­ственникам. Познакомить детей со значением слов «родня», «род­ственники», «племянник», «племянница», «двоюродный».

Тема 9. Семья и природа

Дать детям сведения об отношении народа к природе: бережное, поэтичное, направленное на применение в хозяйстве.

Познакомить детей с образными народными названиями расте­ний, природы.

Тема 10. Народные увеселения, игры, забавы семьи

Познакомить детей с народными играми, сезонными забавами детей и взрослых: игры с водой, природными материалами, катание с ледяных горок и т. д.

Тема 11. Здоровье успех и богатство семьи

     Познакомить детей с народными домашними способами лечения больных в семьях. Народное закаливание в семье. Традиции и обы­чаи, связанные с укреплением здоровья членов семьи.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Народные игры Южного Урала

СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ

Младшие группы

* * *

Пальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Затопали ножки

Прямо по дорожке,

По камешкам, по камешкам

И в ямку — бух!

Задачи: развивать речь детей, координацию движений рук.

Старшие группы                           


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.379 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь