Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Знания о смерти и загробном мире
Ключевым вопросом для понимания религиозности бруннен-джи является вопрос о загробном мире и ритуальном самоубийстве как пути в него. Загробный мир и «правильная смерть» в учении Кая. Для того, чтобы максимально четко уяснить, что представляла собой представлял загробный мир в учении Кая, обратимся к анализу уже выше упомянутого высказывания Кая, но процитируем его более полно: Текст Перевод
Его Тень, переняв в себя душу-память Кая, в серии 1.0 называет бруннен-джи «культурой романтических сновидцев» (culture of romantic dreamers) [5]. И вот тут возникает вопрос: Зона Снов, о которой говорил Кай, – это реальное «время и место» или же мифологическое? Поскольку в фильме подтверждений (например, в виде видеокартинки) реального существования Зоны Снов не было, мы можем допустить, что Зоны Снов никогда в реальности (т.е. в сеттинге сериала) не существовало, что она была плодом морально-религиозной фантазии только лишь Кая, всех «новорожденных» или всех бруннен-джи, размышлявших о том, что ждет человека после смерти и как правильнее всего выстроить свою жизнь/смерть. Этот подход можно назвать скептическим. Но есть и другой подход, противоположный первому – реалистический: Зона Снов существует в реальности. Такой подход имеет место быть, поскольку отсутствие подтверждения существования Зоны Снов в сериале еще доказывает её фактическое отсутствие. «Зона Снов» вполне могла существовать в реальности. И тогда надо только выяснить, что Кай мог назвать «Зоной Снов». Для полноты картины рассмотрим «Зону Снов» с двух разных точек зрения. Остановимся на первой точке зрения. Из упомянутого выше высказывания Кая следует, что Зона Снов ( Dream Zone ) – это некий загробный мир, в существование которого верил как минимум сам Кай; это некое метафизическое «время и место», одним словом – хронотоп, к которому, по мнению Кая, стремятся и из которого выходят (воскресают) души всех бруннен-джи. Таким образом, Зона Снов вовлечена в вечный круговорот жизни в космическом пространстве двух вселенных. Зона Снов – хронотоп умерших и еще не родившихся душ, подобие Рая, чистое «время и место» без Бога, Субъекта, Высшего «Я». Как соотносится «Зона Снов» ( Dream Zone ) и «циклы времени» (cycles of time), в существование которых должен был верить вслед за Оракулом Времени Кай – не известно. Поскольку Кай контактировал с Оракулом Времени и верил её учению, можно допустить объединение двух представлений – о Зоне Снов и циклах времени – в морально-религозное учение о посмертном воскрешении души правильного бруннен-джи, умершего «как положено» и духовно прошедшего Зону Снов, в новом цикле времени. А что должно было стать в новом цикле времени с душами обычных людей, не-бруннен-джи, или тех бруннен-джи, кто умер «не как положено», об этом ничего не известно. В общем, бруннен-джи, согласно учению Кая, могли попасть в «Зону Снов», только умерев «правильно», «как положено» ( properly). Видимо, тут имеется в виду смерть не от старости, а, например, в бою или добровольная смерть как «освобождение» от тягот земного мира, т.к. бруннен-джи, по словам Церемониймейстера, считали «ужаснейшим наказанием» смерть от старости. Подытожим вышесказанное. На представление Кая о Зоне Снов как вместилище сущностей (душ) накладывается другое представление – представление о смерти в бою (смерть камикадзе) и суициде как варианте «правильной смерти» (например, коллективная смерть жителей Брунниса-2). Если бруннен-джи не умирал «как положено», то его душа в наказание за это не попадала в Зону Снов. Но что с ней там становилось – не известно. Такова суть морально-религиозного учения Кая о Зоне Снов. Загробный мир как иная реальность для «избранных» . Вполне возможно, «Зона Снов» существовала не только в учении Кая. Она могла быть у бруннен-джи в виде искаженного религиозно-философского представления, например, об области в ядре планеты Вода, на дне её океана, где обитали души всех умерших людей – «добрых» (т.е. тех, кто умел выбирать «правильно») и «злых» (т.е. тех, кто не умел делать «правильный» выбор).
Эти души парили в толще воды, без признаков сознания, окруженные голубым светом. Возможно, об океане на Воде бруннен-джи узнали от Оракула Времени или же от тех, кто умер, но потом вернулся по какой-то причине в мир живых (напр., от тех, учил играть после смерти). Но знания о Зоне Снов у бруннен-джи были неточными, на них вполне могли наложиться какие-то дополнительные учения (напр., учение Оракула о воскрешении душ). Также среди бруннен-джи, по словам Кая, существовали «истинно посвященные» (truly committed), которые обучали на Бруннисе-2 «играть после смерти» (to play after death) [11]. Что из себя представляли «игры после смерти», в фильме прямо не сообщается. Но очевидно, что они были связаны с «жизнью» после смерти. Если «игры после смерти» проходили с душами, попавшими в Зону Снов, то тогда посвященные обучали сталкеризму – искусству управления осознанными сновидениями. В любом случае, эти игры были сложными, поэтому требовали предварительного обучения под руководством наставников. По одной из версий, игры после смерти были разновидностью гандбола, в который играли жители Игрограда (т.е. их души, сущности) на Воде (в «Лексе» планета Вода выступает неким космическим прообразом Рая).
На Воде практиковались и другие виды спортивных игр, например, стрельба из лука. Их тоже можно отнести к «играм после смерти». В общем получается, что бруннен-джи могли обладать способностью после смерти возвращаться с Воды (если они умерли «правильно») и обучать играм Игрограда своих живых соотечественников. По другой версии, «игры после смерти» представляли собой шахматы, в частности – их особую биомеханическую разновидность, которой обучали играть своих живых соотечественников в обычном мире или в Другой Зоне воскресшие из мёртвых бруннен-джи в период нового времени. В эту игру был обучен играть Кай, узнавший парвила игры от своих соотечественников, а путь в Другую Зону – от неизвестных носителей тайных знаний бруннен-джи.
Остаётся нерешенным вопрос о связях бруннен-джи, которые умели играть после смерти, с Принцем, отвечавшим за распределение умерших по территориям Ада и Рая (Огонь и Вода). Подводя итоги вышесказанному, можно сделать предположение, что бруннен-джи могли как-то контролировать сам акт смерти (напр., тут может речь идти об экспериментах с клинической смертью или практика «взрыва жизни»). Или же знали уловки, как выбраться с Воды (ведь они были первоклассными воинами-разведчиками) либо из другого загробного субпространства и попасть в обычный мир с целью просвещения «избранных». Магия «взрыва жизни» Жители Брунниса практиковали в Палатах Памяти особый ритуал, именуемый «взрывом жизни» ( burst of life ), который стоит проанализировать отдельно. Дарроу, характеризуя бруннен-джи, говорит о «взрыве жизни» как о целом культе: Текст Перевод
И действительно, «взрыв жизни» стал на Бруннисе культом. Но трудно согласиться с дальнейшим выводом Дарроу – что «взрыв» основывался на «неразвитой» технологии – технологии воскресения. «Взрыв жизни» был сам по себе достаточно развитой технологией, в рамках культуры Брунниса (а именно с этих позиций и надо анализировать это явление) он не нуждался в каких-либо усовершенствованиях – всё в нем было на своём месте. Подготовка ко «взрыву жизни» начиналась следующим образом. Ожившая от прикосновения к рисунку голографическая птица (образ души/духа) из палаты указателей, разрушая телесную оболочку, «похищала» (дематериализовывала) человека и переносила (телепортировала) его в виде светящегося энергетического «пылевого» потока (души) за дверь камеры «взрыва жизни», где посетитель впадал в искусственный сон. Оказавшись «заброшенным» в состояние между фазами быстрого сна и бодрствования, человек как бы внутренне перерождался в особом субпространстве – виртуальном субпространстве-контейнере душ – и должен был следовать инструкциям голоса – записи голографической Хранительницы Палат.
Искусственный сон, доступный только для одного человека – участника ритуального действа, состоял из двух частей – симулированного переживания человеком ключевых для него воспоминаний, считанных из его мозга машинерией Брунниса, и симулированного переживания видения – реализации во сне при помощи той же машинерии «скрытых» фантазий индивидуума. Так, например, Зев «видела» воспоминания из своего детства (прощание с родителями перед отправкой в Дом голографической заботы), подросткового периода (тренировочное занятие с голограммами), а затем исполнила вместе с «ожившим» Каем романтический танец, о котором, судя по всему, и мечтала в тот момент. Что в это время видел реальный Кай – остаётся только догадываться. Компьютеры Палат могли не только извлекать воспоминания из человеческого мозга (механическим и/или магическим путем), но и анализировать их, выделяя «скрытые» мысли, а затем конструировать из них образы и посылать эти образы обратно в мозг человека, создавая симуляцию реального осуществления фантастических мечтаний и верований. Перед эмоциональной кульминацией видение обрывалось – и человек возвращался в реальность, где его ждала смерть от распиливания с последующим сохранением его памяти на особом диске. Человек, как сообщала Хранительница, не чувствовал боли от распиливания своего тела. А значит подготавливаемый ко «взрыву жизни» накачивался анальгетиками или же в него в момент подготовительного искусственного сна внедрялась биопрограмма, снижавшая до минимума болевую чувствительность в момент razor ride – распиливания тела надвое острым механическим лезвием пилы.
Ритуализированная смерть при переводе из палаты указателей в камеру «взрыва жизни», виртуальное перерождение человека в особом фантастическом мире – как бы внутри собственного подсознания, а также трёхмерная компьютерная имитация околосмертных переживаний – восстановления ключевых воспоминаний из прожитой жизни и визуализации сбывшихся мечтаний – все эти действия носили в своей основе мифологизированный характер и призваны были служить психологической подготовкой (психоанализом и арт-терапией) к ритуальному жертвенному самоубийству – «взрыву жизни». Подготовка ко «взрыву жизни» была важна как психотерапевтический (психоаналитический) сеанс, способствовавший через контакт человеческого сознания с пластами бессознательного (травматические события прошлого, нереализованные мечты) гармонизации этого сознания, восстановлению подавленного требованиями сверхразвитого общества человеческого «Я». Но не только этим был важна подготовка ко «взрыву жизни». В конце самого ритуала человек приносил себя в жертву обществу – давал возможность машинерии Палат Памяти отделить свою душу от тела ради сохранения и распространения культурного наследия цивилизации бруннен-джи. Непосредственно сам «взрыв жизни» проходил так, как это было показано в фильме с Каем. Опишем подробно этот процесс. Острая механическая пила начинала распиливать тело со стороны половых органов, доходила до солнечного сплетения и останавливалась. И тогда над головой человека появлялась особая лампа, которая сначала своим особым лучом пробивала едва заметную в момент смерти духовную оболочку («ауру»- маску), а затем «высасывала» из человека поток энергии – душу, оцифровывала её в виде набора данных и отправляла их для записи на диск. Ясно тут, что без магии, сопряженной с электронными технологиями, перенос души на диск не обходился.
Попутно при помощи особой чувствительной пластины делался снимок внутренних органов человека. Эта пластина выезжала из тумбы ровно посередине распиленного тела. Всё данное действо совершалось под телевизионную трансляцию, в которой можно заметить прямой эфир со съемкой текущего состояния головы-входа в Палаты Памяти. В момент «взрыва жизни» Кая голова-вход была освещена голубым светом, поскольку этот свет падал на неё со сверхъестественным способом «ожившей» Голубой Звезды. В результате «взрыва жизни» от человека оставались данные на диске (data on a disc) и анатомический слепок на пластине. «Одухотворенный» диск помещался на пластину и переправлялся из палаты «взрыва жизни» на постоянное хранение наверх – в зал дискохранилища. Так бруннен-джи, используя магию и законы физики, сохраняли на века (из поколения в поколение) свою культурную идентичность. Душа, «уловленная» на диск, оказывалась запертой, не попадала в уготованный ей загробный мир, но при этом обладала способностью передавать свои знания человеку при тактильном контакте: одно нажатие руки (элемент магии) раскручивало диск, проясняло святящуюся картинку, оживляло душевные воспоминания – и одно нажатие останавливало их. Бруннен-джи, прошедший магический обряд «взрыва жизни», посмертно зачислялся в ряды «вечно живых» предков, диск с его памятью навсегда становился частью Брунниса. Когда Бруннису угрожало уничтожение в результате взрыва сверхновой, бруннен-джи не решили увезти все диски с воспоминаниями с собой, а оставили их на Бруннисе. Совершая самостоятельно или в паре «взрыв жизни», житель Брунниса верил (должен был верить), что он избавляется от страданий и взамен получает в дар «вечную жизнь» (метафора-религиогема). Когда «взрыв жизни» проходила пара, т.е. когда сразу два человека решали пожертвовать свою память в банк данных Палат, это считалось «величайшим даром» – величайшим даром вечной жизни. Вероятно, этот дар человеку приносило всё общество, наделённое атрибутами высшего существа (бога). Подытожим вышесказанное. На этапе подготовки ко «взрыву жизни» проявлялись сокровенные воспоминания и фантазии человека (апелляция к подсознательному), а сам по себе ритуал имел ключевое влияние на жизнь бруннен-джи: перед ритуалом анализировалось прошлое и подводился некий моральный жизненный итог, в конце ритуала всех ждал «дар вечной жизни» (религиогема), существовала иерархия ожидаемых ценностей в зависимости от величины ритуальной жертвы (величайшие и невеличайшие дары) и вся система работала на перспективу, обладая способностью накапливать воспоминания многих поколений посетителей Палат. Поэтому «взрыв жизни», будучи гражданским актом, сохранял в системе ценностей бруннен-джи романтическое околорелигиозное значение (значение дара «вечной жизни» от обожествленного Общества рядовому гражданину Брунниса). Символическая смерть/оживление, искусственный сон, в котором события прошлой жизни при помощи новейших нейрокомпьютерных технологий переходят в события возможного будущего, ритуальное жертвенное самоубийство в razor ride и электронно-магический перенос воспоминаний на диск – все они вместе взятые представляли собой автоматизированную мистерию (духовный опыт проникновения человека в мир мифов и фантазий), призванную отделить бренное тело от вечной души, воссоединить человека с его подсознательным «Я» и вместе с этим прославить в веках – путём обожествленного «дара вечной жизни» – самобытную историю бруннен-джи. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы