Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 18. Общественная идеология



 

Общественная идеология бруннен-джи претерпевала различные трансформации на протяжении всего периода существования цивилизации бруннен-джи. На основании собранных исторических фактов и лингвистических материалов можно дать характеристику идеологии бруннен-джи в разные исторические периоды.

Лингвистический материал автор предпочел сгруппировать с опорой на источник высказывания – записи компьютерной системы Брунниса, воспоминания бруннен-джи (Крато, геолог-разведчик), изречения возлюбленной Кая, «новорожденных» и «бессмертных» (до и после разрушительного воздействия этернизации, а также после «пробуждения»). В текстах высказываний был выделен лексико-фразеологический слой, сделана разбивка слоя на идейно-ценностные слова и фразы (предлоги, частицы и междометия в расчет не брались). Затем все идейно-ценностные слова и фразы были сгруппированы на плоскости – по сематическому родству или синтаксической зависимости – в виде семантической сети. Узлы сети – круги и эллипсы со вписанными в них словами – были соединены друг с другом при помощи одного из трех типов линий, обозначающих два типа связей: черной сплошной линии (структурная связь), черной пунктирной линии (общая семантическая и/или грамматическая связь), а также пунктирной градиентной линии (антонимической связь). Затем среди получившегося набора слов были выделены ключевые идейно-ценностные темы, маркированные своим цветом: тема войны (зеленый цвет), смерти (черный), жизни-судьбы (фиолетовый), а также тема чести-долга (красный цвет).

Часть слов не маркировалась отдельно (как например местоимения I / my, We / our), но она даёт представление о характере идеологических установок, выделяемых не по наличию ключевых слов – лингвистическим путем, а по совокупности как лингвистических, так и экстралингвистических факторов – экстралингвистическим путем.

Полученные результаты способны, по мнению автора, наглядно продемонстрировать направленность идеологии (тематику и установки) конкретных носителей языка или социальных групп бруннен-джи, а через них – направленность идеологии всего общества.

Речевой материал – одна сторона дела. Но есть еще и другая сторона – это совокупность поступков и учений (экстралингвистический фактор) бруннен-джи, по которым также можно судить об их идеологической направленности.

Объединяя эти две стороны – речь, учения и поступки бруннен-джи – можно максимально полно, насколько это возможно, выявить идеологию бруннисианского общества.

Понимание жизни-судьбы

Для того, чтобы описать культуру бруннен-джи, не обходимо описать смену динамики понимания бруннен-джи такой базовой человеческой ценности, как жизнь-судьба.  

В период архаики, перед отлетом с Брунниса, жизнь-судьба понималась как череда событий (events ), откладывающихся в памяти ( memory ) и приносящих страдания ( suffering ). Прошлые события, ставшие запомненными (remembered events), постоянно переживаются (relive always) человеком. Это его история, его судьба, которую он не может сам изменить. Воспоминание о прошлом руководит поступками человека, но не осознаются им целиком при жизни. Поэтому жизнь – «сладчайшая тайна». (Life – the sweetest mystery.) И потому важно помнить свою жизнь, свою историю. Хранительница поучает в палате указателей: «История – это пыль, которую нужно помнить». (History - the dust that shall be remembered.)

С другой стороны, человек может выбрать себе свой собственный путь ( path ). Если прошлое нельзя изменить, то можно изменить своё будущее ( future ). Достойный гражданин может выбрать в Палатах Памяти славный путь ( glorious path ) – «взрыв жизни» ( burst of life ). Это обстоятельство говорит о том, что бруннен-джи не были последовательными фаталистами и частично (хотя бы в границах Палат Памяти) допускали в своей идеологии концепцию свободы воли, или волюнтаризма.

При этом древние бруннен-джи допускали прохождение «взрыва жизни» в паре – two together. Т.е. два человека решались разделить одну судьбу на двоих. Хранительница даже называет это «величайшим даром» и говорит, что «так и должно быть». Это – яркое свидетельство коллективной психологии бруннен-джи.

Следует отметить, что бруннен-джи не были богатой нацией, владеющей большим количеством ресурсов, тем более их материальное положение ухудшилось из-за Войны с насекомыми и её последствий (экономический спад, разруха). Этим фактором – фактором скудости окружающей среды и вызванной ею нуждой – объясняется то, почему жители Брунниса возвели в культ накопление всевозможных ценностей (к примеру, в Палатах Памяти) и видели в общественной жизни только постоянные страдания. Так, в частности, Поэт небезосновательно называет человеческую жизнь «убожеством» ( m i sery), или, если точнее, «сладчайшим убожеством» ( sweetest misery ).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь