Августа, 14 день. Ергаки, озеро Тушканчик – тропа на выход из парка.

Проснулись поздно, в 8.30. Ветрено, кучевые облака, но дождя нет. Собрались на удивление быстро и в 10.00 вышли. Стало тепло и солнечно. Идём 1 км вниз по реке по нашей вчерашней тропе. Затем по бревну переходим реку и идём вдоль неё. Потом тропа уходит от реки направо и вверх. Сегодня бурундуков что-то не видно.

К 12.30 дошли до перевала, выйдя из зоны леса. Вокруг красота! По пути на перевал по тропе перед нами долго бежала маленькая серая птичка, не улетая.

На перевале встретили группу, которую видели на Параболе. Они собрались на вершину и мы с ними. Оставили рюкзаки и пошли налегке. Эта группа стоит лагерем где-то в районе Радужного озера (это их палатки мы видели в начале похода) и каждый день радиально гуляет по Ергакам. Иные дневные маршруты у них были очень протяжёнными, в лагерь возвращались в темноте. Все с лёгкими рюкзачками, а инструктор с приличным рюкзаком несёт обед на всех. Классическая коммерческая группа.

Пользуясь случаем, спросили инструктора, откуда взялось название «тушканчик» в этой далеко не степной местности (лично я видела живого тушканчика только в казахских степях). Он рассказал, что первопроходцы назвали реку Ушканья, потому что здесь водилось много зайцев (ушканы – сибирское название зайца). А потом сюда пришли красноярцы и всё напутали. Вот такая версия ))

Подъём пологий и лёгкий, а вокруг простор. Поднялись на вершину в 13.30. Погода ясная, обзор отличный! Посмотрели в бинокль на 360 градусов, поразглядывали вершины Ергак и шоссе Кызыл-Красноярск. Пофотографировались и пошли вниз. Группа осталась обедать на вершине, а мы в 14.30 были уже у своих рюкзаков.

Пошли с перевала вниз, но оказалось, что не по той тропе. Здесь уже много троп, надо следить внимательно. Прошли по азимуту до нужной нам тропы, нашли ручей и встали на обед. Стали сгущаться тучи и мы на всякий случай натянули тент. Пообедав, надели всё дождевое. Дождь пошёл через 1 км пути, да ещё и с крупным градом. Переждали его под тентом и пошли дальше. По этой тропе мы поднимались в первый день нашего похода, но тогда свернули на Каровое. Теперь кольцо замкнулось.

Опять всё промокло… Мы уже было решили, что в попсовой части Ергак всегда хорошая погода. А все дожди и туманы внутри, в плену частокола вершин. Оказалось, что это не так. Сегодня накрыло грозой всю видимую территорию. Вот такой сюрприз в предпоследний походный день. А чтобы не расслаблялись! Ботинки высохли, говорите? Лужи и грязь обходите? Помыться хотите? Вот и нате вам!

Нашли хорошее место для ночёвки и встали в 18.30. До Визит-центра всего 4км. Завтра начинаются соревнования по скайрайнингу и в нашем месте разметка уже трёх цветов – видимо, здесь три трассы. Как побегут, как затопчат…

Встали у ручья, но мыться решили завтра утром, сегодня вымокли и замёрзли. Вокруг палатки лежит крупный град и не тает. Поужинали, поставили будильник на 6.00 и в 20.30 легли спать.

3 августа, 15 день. Ергаки – Абакан.

Проснулись даже раньше будильника, встали в 6.00. Дождя нет, но сыро. Тент весь мокрый, палатка снаружи сырая. Приготовили завтрак, поели и решили нагреть воды, чтобы помыться. Вообще это неслыханная роскошь в туризме, но сегодня последний день похода, а у нас оказался излишек бензина. Пока мылись и собирались, из-за туч вышло солнце. Перед самым выходом рядом с нами остановились двое мужчин, шедших по тропе от входа в парк. Видимо, дед с внуком, парнем лет 20-ти. На деде ружьё, оба с рюкзаками, одеты как охотники. Поговорили. Они местные, из Минусинска, пришли сюда по ягоды. И пошли они от тропы в лес, видно, что места знают хорошо. Сказали, что ружьё медведя пугать, медведей здесь много. Правда, медведи к тропам не подходят, очень шумно им.

Выходим в 9.00. Наша задача – пройти по тропе с разметкой до того, как по ней побегут навстречу спортсмены. Нам это вполне удалось, ни одного участника соревнований не встретили. За час мы вышли из леса к подстанции. На прощание увидели бурундука у тропы, Слава на него чуть не наступил. Впервые увидели грибы, которые начали расти, потому что дожди и тепло. Подошли к броду через речку. Речка серьёзная, по камушкам не перейти. У брода пакует рюкзак парень, которого мы видели 2 дня назад: он проходил по тропе, возле которой мы загорали и обедали. Здесь встречаешь не так много людей, и все здороваются. А встретившись второй раз, уже приветствуют друг друга как давние знакомые.

Разулись и закатали штаны выше колена, чтобы перейти реку. На том берегу переоделись и переобулись в чистое и пошли по дороге к Визит-центру. Снялись с регистрации МЧС, купили магнитик и пошли в беседку готовить обед. Пообедали в 12.00, а в 12.35 пришёл автобус. Наши места были свободны. Здесь никто не стоит, все сидят на тех местах, куда у них билеты. По дороге была одна остановка в том самом месте, где мы останавливались с Катей и Димой, когда ехали в Ергаки 2 недели назад. Я тогда приметила там отличные носки ручной вязки Польке в подарок. Но покупать их по пути в поход не хотелось – лишний вес. Оказалось, что носочки меня дождались и я с радостью их купила.

За окном горы постепенно уступали место равнине. Погода отличная. Въехав в Хакассию, позвонила Кате. Дима сегодня прилетел из Питера, оставив там студента Мишу. В 16.25 мы были на ж/д вокзале в Абакане, автобус пришёл точно по расписанию. Только мы вышли из автобуса, подъехали Катя с Димой и повезли нас обедать. После похода хороший большой обед мы заглотили мгновенно. Это вам не супчик из пакета с сухариком и кружкой чая с печенькой. Пока обедали, рассказали друг другу все события этих двух недель. Дима внимательно выслушал наш краткий рассказ и спросил: «Ну что, теперь на Арадан? Там круче, меньше людей и больше медведей» Мы со Славой хором ответили: «Нет!!! » В дорогу ребята угостили нас прекрасными огурцами и помидорами из огорода Катиных родителей. И ещё подарили две плитки хакасского шоколада. Как же я люблю съедобные гостинцы!

Катя с Димой отвезли нас на вокзал и мы попрощались. Наш поезд в Красноярск отходит в 19.00. Завтра мы идём на знаменитые красноярские Столбы. Они были закрыты в наше первое посещение города в связи с нашествием туда медведей. Теперь медведи ушли и парк открыли для посещения. Всё складывается удачно.

Сели в поезд и довольно скоро легли спать: завтра ранний подъём и большой ходовой день.