Июля, 8 день. Ергаки, радиалка на водопады.

Хотели встать в 8, а выйти в 9.00, но вышли только около 10. Сегодня у нас большой радиальный маршрут. Палатку и вещи оставляем, собираем с собой только то, что надо на 1 день: аптечка, кухня, горелка, обед, перекус, фототехника. Сегодня надо не только влезть в мокрые ботинки, но и в мокрые неопреновые носки… Хорошо, что одежда вся подсохла. На всякий случай беру сухие треккинговые носки и кладу их в герму с документами. Все вещи укладываем в маленькие рюкзачки и в путь.

За час доходим до подъёма на перевал Межозёрный 1Б. Его нам предстоит пройти дважды, кольцо сделать не получится. За перевалом два красивых водопада, они – наша сегодняшняя цель. На перевал ведёт очень крутая каменистая тропа с небольшими вкраплениями курума. Поднялись за 45 минут. Когда мы были на середине подъёма, к горе подошли две группы: 3 и 2 человека. Они идут быстрее нас и обгоняют на спуске. Спуск тоже крутой. Сначала тропа порядка 300м, потом курум. Мы идём медленно, палки почти не держат на камнях. Трое (два парня и девушка) хорошо экипированы и идут быстро. Двое – очень молодые парень и девушка (производят впечатление школьников) вообще не похожи на туристов. Без рюкзаков и палок, в резиновых сапогах!!! Но идут по камням как по ровной поверхности. Видимо, местные.

Долго спускаемся к озеру Северное, из которого вытекает водопад Богатырь. Курум до самого озера и вокруг него по правому берегу. А вдоль левого берега скала. Трое обогнали нас почти на час. Когда мы обогнули озеро, они закончили обедать у водопада. Ребята явно фотографы, на штативе стоит хороший фотоаппарат. Идём мимо них к водопаду. По времени тоже надо бы обедать, но если остановимся здесь (а место очень живописное), то на второй водопад времени не хватит. Поэтому идём даже без привалов.

Сегодня нам везёт с погодой: пока поднимались на перевал, вышло солнце. Весь день светло, тепло и сухо, какое счастье!

Подошли к месту водопада и глянули вниз. Ого! Вода падает вниз в долину очень далеко. Но хочется увидеть водопад снизу. И здесь встречаем молодую пару, сидящую у вершины водопада. Вдоль ущелья, по которому бежит водопад Богатырь, вниз идёт узкая и очень крутая тропа. Мы по ней сползаем на пятой точке, благо тропа глиняная. Ребята пошли за нами и быстро нас догнали. Спрашивают, пойдём ли мы на Грацию? Это второй водопад и мы туда конечно идём. Решили обедать там. Ребята обгоняют нас и быстро спускаются. Они явно знают эти места, никаких карт и навигаторов у них нет. Смотрим, как они идут, и идём за ними. Внизу перешли реку, образованную водопадом, и направились к Грации, падающей параллельно Богатырю в другую долину за горой. Ребят не видно, тропы нет, туриков тоже. Как-то идём, в основном по примятой траве. Когда мы спустились к подножью Богатыря и посмотрели наверх, то увидели, что трое начали спуск. Идём по краю леса, чтобы не лезть на курум. Когда мы смотрели вниз от озера, то тайга выглядела как острые макушки пихт. Лиственных деревьев практически нет, поэтому сверху лес кажется прозрачным и легко проходимым. На деле это нетак. Лиственный кустарник довольно плотный плюс бурелом. Да и молодые кедры и пихты растут сплошной стеной. Если тропы по тайге нет, то по куруму идти проще, чем через лес. Кое-где видим турики, идём по ним. Двое совсем скрылись. Наконец достигаем подножия Грации. Этот водопад тоже падает с большой высоты и в том месте, куда мы пришли, уже река. Останавливаемся и решаем не варить суп, а съесть колбасу с сухарями и халвой и запить водой из реки. Так сэкономим время, ведь нам ещё далеко идти. Когда заканчиваем обед, нас нагоняют трое. А до этого мы увидели пару уже на вершине водопада. Поднимаемся впятером. Оказывается, надо подниматься прямо по водопаду. Поскольку ноги у всех мокрые, воды не боимся. Главное не поскользнуться на камнях. Почти поднялись. Водопад совсем другой Его основной падающий поток идёт по ущелью, до которого можно добраться только сверху. В одном месте надо подниматься по почти вертикальной поверхности. Страшно, но влезли. Затем обходим водопад сверху и идём в то боковое ущелье, откуда виден основной сброс воды. Очень красиво!

Я ещё на обеденном привале сменила неопрен на х/б носки, так как в неопрене стало сводить пальцы. Всё-таки неопрен не предназначен для лазанья в горных ботинках. В х/б сразу стало лучше, но носки быстро промокли. Пока Слава снимает водопад, пользуюсь паузой и сушу носки.

Дальше нам надо пройти ещё один перевал н/к, чтобы выйти из долины озера Глубокое, откуда вытекает Грация, в долину озера Северное. Видим тропу на хребет и турики и решаем взобраться здесь, чтобы дойти до перевала по хребту. Трое пошли классической тропой по низу к озеру и перевалу. Взезли быстро, на склонах спелая черника и голубика. С хребта открывается красивый вид. Но оказалось, что мы ошиблись с местом перевала. По пути к нему перед нами встала высокая скала. Пришлось спускаться обратно в долину, да ещё и по куруму. Потеряли примерно полчаса. Трое уже ушли на перевал. Вечереет, силы на исходе. На перевале начинается дождь. С перевала видим ребят, спустившихся вдолину и повернувших в сторону Межозёрного, до которого ещё далеко. Спускаемся и по возможности траверсируем склон. Идти уже тяжело. Дождь перестал, но камни мокрые. Молюсь, чтобы пройти перевал до темноты.

Когда подошли к подъёму на перевал, сил уже нет. А вдали слышим грозу, нас догоняют серые тучи. Лезем вверх, начался дождь. На перевале в 21.15. Уже совсем темно. Тучи разошлись, и мы видим огромную полную луну. Зрелище удивительное! Как мы ни устали, силы восхититься ещё остались ). Спускаемся, опять пошёл дождь. Луна скрылась за тучами, стало ощутимо темнее, но тропа ещё различима. Внизу видим фонарь, направленный к нам. Ребята спустились и ждут нас. На середине спуска стало совсем темно и мы включили фонари. Ребята убедились, что нам осталось немного, и пошли. Только бы спуститься в долину, а там хоть тьма и дождь… Спустились с перевала за час. У меня от напряжения и усталости дрожат ноги. В долине не видим тропы, идём по навигатору по своему утреннему треку. Я уже совсем не соображаю, тупо иду за Славой и стараюсь не спотыкаться. Он говорит, сколько метров осталось до палатки, и это здорово помогает. Плюс радиалок в том, что идёшь налегке. Минус в том, что надо обязательно вернуться к палатке. Я думала, что третий день у нас был самый трудный – я ошиблась. Пришли к палатке в 23.30. Пока шли по мокрой траве, ноги вымокли окончательно. Когда пришли, хотелось просто переодеться в сухое и уснуть. Но необходимо поужинать, иначе завтра не будет сил идти. Слава готовит ужин и будит меня, уснувшую всё-таки. Ужинаем. Ноги ноют, и колени, и ступни. Появились твёрдые мозоли-натоптыши. Мажем ступни жирным кремом, вспоминая опыт водных походов. Решаем завтра спать, пока не выспимся. Ложимся в 1.00 ночи.