Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Операции над случайными событиями
Комплекс условий, который можно осуществить неограниченное число раз с целью получения некоторого результата, называется испытанием или экспериментом со случайным исходом. Каждый исход случайного эксперимента является элементарным событием и обозначается буквой w. Множество всех несовместных исходов испытания называется пространством элементарных событий W. Любое подмножество пространства элементарных событий называется случайным событием. Событие, происходящее при каждом осуществлении одного и того же испытания, называется достоверным, оно совпадает с множеством W. Событие, которое не может произойти при данных условиях, называется невозможным, оно не содержит ни одного исхода w, представляя собой пустое множество, и обозначается Æ. Для случайных событий определены следующие операции и отношения: А Ì В - отношение включения: множество А является подмножеством множества В - событие А влечет за собой событие В (рис. 1.1, а); А = В - отношение эквивалентности - событие А тождественно событию В (А Ì В и В Ì А одновременно); А + В - объединение множеств - сумма событий - состоит в том, что в результате испытания произойдет хотя бы одно из событий А или В (рис. 1.1, б); А В - пересечение множеств - произведение событий - состоит в одновременном (совместном) появлении событий А и В (рис. 1.1, в); А - В - разность событий - означает, что событие А произошло, а событие В не произошло (рис. 1.1, г); а) А Ì В б) А + В в) АВ г) А - В Рис. 1.1 - дополнение множества А до W - событие, противоположное событию А, состоит в том, что в результате испытания событие А не произойдет (рис. 1.2, а). События A и B несовместны, если AB = Æ (рис. 1.2, б). События A1, A2,..., An попарно несовместны, еcли для всех i ¹ j, где i = 1,..., n, j = 1,..., n, выполняется условие Ai Aj = Æ. События A1, A2,..., An, удовлетворяющие условию составляют полную группу событий. Если при этом Aj = Æ, такая совокупность составляет полную группу несовместных событий.. Операции сложения и умножения событий обладают следующими свойствами: а) А + В = В + А , АВ =ВА (коммутативность сложения и умножения); б) (А + В) + С = А + (В + С); (АВ)С = А(ВС) (ассоциативность сложения и умножения);
Рис. 1.2 в) (А + В)С =АС + ВС (дистрибутивность умножения относительно сложения); г) А + Æ = А; А W = А; д) А + = W; А = Æ; е) . Пример 1. Игральная кость бросается дважды. Требуется описать: 1) пространство элементарных событий W; 2) событие A, состоящее в том, что сумма выпавших очков четная; 3) событие B, состоящее в том, что первое выпавшее число четное; 4) A+B; 5) A - B, B-A; 6) AB; 7) , . 1. Каждому из шести исходов при первом бросании кости соответствует 6 возможных исходов при втором бросании. Следовательно, пространство элементарных событий W имеет вид W = {(1; 1), (1; 2),..., (1; 6), (2; 1),...(2; 6),..., (6; 1), (6; 2),..., (6; 6)} и содержит 6 × 6=36 элементарных событий. 2. Событие A состоит из тех элементарных событий, у которых результаты обоих бросаний либо четные, либо нечетные: A = {(1; 1), (1; 3), (1; 5), (2; 2), (2; 4), (2; 6), (3; 1),..., (6; 6)}. Нетрудно видеть, что A содержит 18 элементарных событий. 3. Событие B содержит те элементы пространства W, у которых первые цифры четные, вторые – любые: В = {(2; 1), (2; 2), (2; 3),..., (4; 1), (4; 2),...(6; 1),..., (6; 6)} - всего 18 исходов. 4. Событие A+B состоит в том, что при двукратном бросании игральной кости сумма выпавших очков четная или первое выпавшее число четное. Иными словами, требуется найти объединение множеств A и B, для чего множество исходов одного из них следует дополнить недостающими исходами другого. В результате получим множество, состоящее из 27 элементарных событий: A+B = { (1; 1), (1; 3), (1; 5), (2; 1), (2; 2),..., (6; 5), (6; 6) }. 5. Чтобы получить разность A - B, следует из множества исходов A исключить исходы, входящие в B. Аналогично получается разность B - A. 6. Произведением A × B является множество тех элементарных событий, которые принадлежат множествам A и B одновременно: AB = {(2; 2), (2; 4), (2; 6), (4; 2),..., (6; 4), (6; 6)} - всего 9 исходов. 7. Для описания и достаточно вспомнить, что = W - A, = W - B. Пример 2. Доказать справедливость следующих тождеств: а) б) в) а) Известно, что А W = А и А + W = W, а на основании свойств (а) и (е); тогда откуда
б) Из свойства (д) следует, что Рассмотрим сумму событий Так как то Так как то Отсюда следует, что . в) Из доказательства предыдущего тождества следует, что откуда . Так как В задачах 1.3 - 1.6 доказать справедливость следующих тождеств: 1.3. 1.4. Эти равенства свидетельствуют о том, что «приведение подобных членов» в алгебре событий недопустимо. 1.5. - дистрибутивность сложения относительно умножения. 1.6. 1.7. Показать, что если то выполняются соотношения
1.8. Показать, что если то выполняется соотношение
Доказать тождества: 1.9. 1.10. 1.11. Пусть А, В, С - три случайных события, которые могут появиться в данном эксперименте. Выразить указанные ниже события в алгебре событий А, В, С. 1.12. = {из трех событий А, В, С произойдет ровно одно}; = {из трех событий А, В, С произойдет ровно два}. 1.13. = {из трех событий А, В, С произойдет хотя бы одно}; = {из трех событий А, В, С произойдет не меньше двух}. 1.14. = {из трех событий А, В, С не произойдет ни одного}; = {из трех событий А, В, С произойдет хотя бы два}; = {из трех событий А, В, С не произойдет хотя бы одно}.
Элементы комбинаторики Во многих задачах классической теории вероятностей используется комбинаторика, т.е. раздел математики, в котором изучаются различные соединения (комбинации) элементов конечных множеств. Многие комбинаторные задачи могут быть решены с помощью двух правил – правила умножения и правила сложения. Теорема. Правило умножения: если из некоторого конечного множества первый объект (элемент а) можно выбрать п1 способами, а второй объект (элемент b) – п2 способами, то оба объекта (а и b) в указанном порядке можно выбрать п1 · п2 способами. Этот принцип распространяется на случай трех и более объектов. Теорема. Правило сложения: если некоторый объект а можно выбрать п1 способами, а объект b можно выбрать п2 способами, причем первые и вторые способы не пересекаются, то любой из объектов (а или b) можно выбрать п1 + п2 способами. Это правило распространяется на любое конечное число объектов. Существуют две схемы выбора т элементов из заданного множества: без возвращения, когда выбранные элементы не возвращаются в исходное множество, и с возвращением, когда выбор осуществляется поэлементно с обязательным возвращением отобранного элемента на каждом шаге. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы