Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
К ритерии социокультурной деятельности
Напомним, что изучение зарубежного опыта необходимо по следующим причинам: • получение информации о тенденциях развития социокультурной сферы в той или иной стране и сопоставление ее с собственным опытом, определение общего и частного; • извлечение крупиц позитивного опыта; • выявление сведений о негативных явлениях в зарубежной социокультурной практике, и как итог - решение вопроса: что брать и чего не брать из опыта других стран. И здесь мы подходим к вопросу о критериях социокультурной деятельности, ориентир на которые позволяет правильно оценивать любое явление социокультурного характера. Оговоримся сразу же, что мы далеки от однозначной оценки зарубежного опыта. Даже беглый взгляд на зарубежную жизнь показывает, что большинство стран Запада переживает серьезные трудности социокультурного характера. А в целом можно говорить о кризисных явлениях западной цивилизации. Среди самых серьезных и устойчивых проблем Запада, таких, как наркомания, преступность и безработица, появилась еще одна, пожалуй, самая весомая и тревожная - демографическая. Вряд ли можно признать верным подход западных аналитиков, пытающихся оценивать состояние дел в своих странах (речь идет, прежде всего, об уровне жизни) только по трем нижеследующим параметрам: • средняя продолжительность жизни; • время, затрачиваемое на получение среднего образования; • уровень месячных или годовых доходов на душу населения. выглядит на Западе благополучно. И Запад существенно опережает как развивающиеся страны, так и Россию. Действительно, по всем трем параметрам Россия уступает Западу. Средняя продолжительность жизни в нашей стране меньше на 10-15 лет, время пребывания в общеобразовательной школе - на 1-2 года, ежемесячные доходы на душу населения уступают в несколько раз. Так, например, при средней зарплате россиян в $ 400—500 аналогичные показатели в Чехии составляют около $ 1000, а в Великобритании - почти S 4000. (См.: Комсомольская правда. - 2007. - 25 июля. - С.8; Аргументы и факты.-2007.-№31.-С. 11.) Но если вести речь не только об уровне жизни в той или иной стране, но и о ее качестве, то в данном оценочном подходе не хватает, на наш взгляд, еще одного важнейшего показателя. И западные аналитики о нем, конечно же, знают. Знают они и о том, что дела у них хотя и лучше, чем в других странах, но не так блестящи, как хотелось бы. Дело в том, что в информации для внешнего потребления (а только так ее и следует рассматривать) отсутствуют данные по еще одному важнейшему параметру, а именно, сведения о ежегодном приросте населения. Так вот, если добавить этот показатель, то окажется, что в большинстве стран Запада такого прироста не наблюдается. И стабильность демографических показателей обеспечивается только за счет привлечения дополнительной рабочей силы из развивающихся и других стран. Известно, что для воспроизводства общества нужно, чтобы показатель рождаемости составлял в среднем 2, 1. Европейский же уровень гораздо ниже. По данным доклада ООН 2002 года, средняя рождаемость в Европе составляет всего 1, 4, что говорит о тенденции убывания коренного населения (см.: News Week. - 2004. - 4 окт. - С. 46). Демографический показатель, по сути, обесценивает три предыдущих. Ибо, если нация не способна воспроизвести себя, то это означает, что в данной нации не все благополучно, в.т.ч. и в социокультурной сфере. Такое обстоятельство должно насторожить исследователя зарубежных социокультурных процессов. В России тоже происходит сокращение численности населения (даже более стремительное, чем в Европе), одна из причин которого - переживаемые трудности экономического характера. Но в данном случае речь идет о вполне благополучных в экономическом отношении странах, коренное население которых также убывает. К сожалению, как в наглей стране (до недавнего времени), так и за рубежом, о демографической проблеме говорили как-то вскользь, будто это проблема отдаленного, и даже очень отдаленного, будущего. А между тем именно демографическую ситуацию следует рассматривать важнейшим показателем благополучия или неблагополучия той или иной страны. Ведь речь идет о самом главном - есть ли у нее (страны, нации) будущее или нет. И одна из важнейших причин кризиса западной цивилизации имеет самое непосредственное отношение к социокультурной сфере, т.к. связана с системой представлений о ценностях жизни. Именно ценности такого рода определяют и образ жизни человека, и его устремления, и характер создаваемой им среды обитания. О системе ценностей западной цивилизации, переросшей в систему соблазнов, пишет Александр Зиновьев в своей книге «Запад» (М.: Центр-полиграф, 2000). Мнение этого ученого особенно ценно, поскольку более 20 лет (с 1978 года) он имел возможность «наблюдать» зарубежную жизнь, как говорится, «изнутри». Очень интересно заключение, к которому приходит другой российский ученый, Владимир Разумный, под социально-педагогическим углом зрения перечитавший некоторые из Великих Книг человечества («Левиафан» Томаса Гоббса и «Сатирикон» Петрония Арбитра): «социальному краху всегда предшествует разложение истинно человеческих представлений о смысле бытия, оскотинивание «обычного», «рядового» человека, его одичание». (См. его книгу; Венец творения или ошибка природы (парадоксы человека). - Псков, 2006. - 223 с.) Чуть ранее, на странице 217 читаем: «...с завидным постоянством твердят они (супервладыки современного мира. - В.Д.), что формирует человека, что составляет смысл его бытия на Земле - это наслаждение и развлечение как истинная сфера свободы». Назовем еще одну работу, дающую достаточно полное представление о состоянии социально-культурной сферы за рубежом: Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием: Учеб. пособ. - М.: Алгоритм, 2004. - Раздел IV, Глава 11, §2. Разрешение аморальности. - С. 295-305. Название книги, как и выделенного нами параграфа, говорит само за себя. Превратное представление о смысле бытия (а именно такой результат можно получить, манипулируя сознанием), ориентация на ложные ценности, среди которых - безудержное стремление к богатству, узкоэгоистический подход к жизни - важно то, что сейчас и совсем неважно то, что будет завтра (после тебя) - ни к чему хорошему привести не могут. Узкоэгоистические устремления зарубежных граждан отодвигают на второй план, в т.ч. и на более отдаленное время, и вопросы создания семьи, и рождение ребенка, делают, по существу, невозможным решение демографической проблемы. Они же (устремления) направляют личность к особым видам досуга, в которых превалируют острые ощущения, азарт и наслаждение. Гораздо меньшим спросом у западной публики пользуются досуговые мероприятия духовно-развивающего характера. И здесь можно говорить о наличии определенного дисбаланса в зарубежной структуре досуговых форм, преобладании развлекательных по сравнению с развивающими. Об этом необходимо помнить при сопоставлении зарубежного и отечественного опыта. И здесь неоценимую помощь могут оказать критерии социально-культурной деятельности, вытекающие из ее функций и принципов. Именно критерии позволяют определить сущность, качество и действенность того или иного явления общественного характера. Исходя из функций и принципов социокультурной деятельности мы выделяем три группы показателей — сущностные, качественные и эффективности. К сущностным критериям мы относим следующие: гуманистической направленности и критерий доступности. Первый критерий говорит о том, во благо или во вред человеку то или иное явление (мероприятие). Второй - доступно ли оно для основных категорий граждан. Это очень важные показатели. По первому из них мы можем судить, прежде всего, о том, каков характер мероприятия (какова его цель и сущность). Является ли оно социально-культурным (культурно-досуговым) или просто досуговым времяпрепровождением, цели которого не обязательно благие (например, посещение игрового клуба и т.п.). Так вот, если бы наша страна руководствовалась только одним из этих критериев (гуманистической направленности), то мы бы не допустили переноса с Запада многих сомнительных ценностей: рекламу пива и табака, азартные игры, пропаганду свободной любви и т.п. Более того, мы брали эти «ценности» в то время, когда на Западе по ним принимались ограничительные меры. Запад хотел бы, но никак не может преодолеть явление, о котором мы уже говорили, - демографический кризис. Ибо за несколько десятилетий там сформировались сомнительные представления о счастье и благополучии (главное - карьера, деньги, а затем - семья, дети и т.п.). Еще труднее решить этот вопрос в нашей стране, переживающей переходный период. Следовательно, мы должны более внимательно и критично подходить к оценке многих явлений западной цивилизации. Свою роль при анализе социокультурных мероприятий играют и критерии качества. Они говорят об уровне проводимой работы - высокий, средний или низкий. Да и просто о том, получилось или нет то или иное мероприятие. К мероприятиям высокого уровня мы относим те, которые дают возможность не только развлечься, но и духовно развивают личность. Это те мероприятия, где личность не только наблюдает, воспринимает, но и принимает непосредственное участие в том или ином социально-полезном действии. Наличие баланса между духовными и развлекательными компонентами мероприятия, а также степень активности личности в мероприятии позволяют говорить о качественных показателях социокультурной деятельности. К критериям эффективности мы относим те, которые говорят о степени воздействия мероприятия на личность. Понравилось оно или не понравилось. Получил ли человек удовлетворение от посещения мероприятия или нет. И самое главное - какое воздействие оно оказало на него: глубокое или не очень. Руководствуясь такого рода критериями, можно достаточно верно оценить любое социокультурное явление, как отечественное, так и зарубежное. В этом плане представляется правильным нежелание работников российских детских библиотек переносить на отечественную почву принципы работы с детьми, практикуемые, например, в библиотеках Франции (отсутствие так называемых закрытых / запретных тем для подрастающего поколения). Еще в 1970 году во Франции прозвучал лозунг: довольно пичкать детей сказками Перро, пора освободить место для персонажей, погруженных в современные проблемы. И сегодня во Франции имеется немало детских книг, в которых практически нет ни одной запретной темы. При этом, например, воровство описывается как нечто само собой разумеющееся, наркотики предстают вполне обычным явлением, приветствуется ранняя половая жизнь, высмеиваются понятия «семьи», «армии», «полиции» и т.п. (Информация приводится по: Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом. - 1999. - С. 177.) Невольно возникает вопрос: не в этой ли «открытости» и «доступности» детских библиотек одна из причин серьезных проблем молодежи во Франции? Сказанное не означает, конечно, что нам нечему учиться у Запада и нечего у него брать. Есть, конечно, и немало. Но при этом нужно уметь отличать главное от второстепенного, существенное от несущественного. И в погоне за нововведениями не изменять основному - брать можно только то, что по своей сути является социокультур ным, т.е. отвечает принципу гуманистической направленности. Есть и еще один аспект в вопросе «Что брать и чего не брать из зарубежного опыта? ». Это так называемый географический фактор. В своем исследовании «Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто останется здесь» (М., 2001) А.П. Паршев убедительно показал, что только в силу разницы географических и климатических условий двух стран отечественные экономические показатели (например, себестоимость отдельных видов сельскохозяйственной и промышленной продукции) не могут достигнуть заокеанских. И если не учитывать географический (климатический) фактор, то вряд ли удастся выстроить правильную экономическую стратегию государства. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы