Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава III . Культурно-досуговая деятельность за рубежом - составная часть социокультурного процесса



 

На Западе очень серьезное отношение к досугу. Он является од­ной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше. Сегодня уровень развития цивилизации измеря­ется не столько характером производства материальных благ, сколь­ко тем, как организован досуг населения.

Проблемы досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада еще в конце XIX века, когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло четкое разделение рабо­чего и нерабочего времени. От того, как использовалось нерабочее время, в конечном итоге, зависела производительность труда. По ме­ре возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопрос о том, на что будет потрачено свободное время, стал носить ярко выраженный социальный и социально-педагогический аспект. В 1883 году выходит статья Поля Лафарга «Право быть ленивым», в 1899 году - книга Торстейна Веблена «Тео­рия праздного класса». За несколько ироничными названиями этих произведений скрывается обеспокоенность серьезной проблемой.

Еще больше внимания проблемам досуга стало уделяться в XX в., особенно во второй его половине.

Одним из основоположников социологии досуга считается Джофр Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к " обществу досу­га" » (1962), «Досуг и город» (Т. 1 - 1966 г.; Т. 2 - 1976 г.).

Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произве­ла монография Дж. Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988). По этой книге в течение 1989 -1991 годов в ряде го­родов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций".

В 80-х годах XX столетия Д. Кларк и Ч. Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук». Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг - это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг - явле­ние достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга, как в теории, так и на практике, что, в свою оче­редь, не может не дать положительного эффекта.

Каким же образом (здесь и далее мы имеем в виду передовые страны Европы и Америки) удается обеспечить высокий уровень рекреационио-досуговой деятельности для большинства своих граждан, в том числе и для тех, которых можно отнести к специфическим группам населения (инвалиды, представители так называемых «групп риска» и др.)?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вначале некоторые аспекты культурной политики зарубежных стран.

3. 1. Особенности культурной политики стран Запада. Управление и финансирование учреждений культуры

Как и социальная работа, культурно-досуговая деятельность на Западе организуется на трех уровнях: государственном (в масштабе страны), региональном (на уровне штата, провинции и т.п.) и муни­ципальном (местном, будь то город или село, община и т.п.). Это вы­ражается и в характере управления этой сферой, и в характере ее фи­нансирования.

В большинстве стран Запада в настоящее время происходит так называемая децентрализация управления сферой культуры. Значи­тельную часть своих управленческих функций государство передает на места.

Определенное представление о тенденциях развития европей­ской культурной политики дают данные исследования, проведенного в 1999-2000 годах в девяти европейских странах, в том числе в Вели­кобритании, Финляндии, Нидерландах, Германии, и опубликованные во французском журнале Circular. Исходя из результатов исследова­ния можно говорить о следующих тенденциях развития культурной политики европейских стран:

• изменение роли государства, которое отказывается от прямого
управления культурой и создает условия для наилучшего использо­вания общественных фондов, в чьем ведении находятся вопросы
культуры;

• утверждение некоммерческого сектора как истинного партне­ра в проведении государственной культурной политики;

• особая форма приватизации в секторе культуры;

• возрастание экономического фактора культуры;

• возрастание роли регионального и локального факторов в
культурной политике;

• отход от элитарности, проявляющейся в поддержке различных
форм деятельности и различных групп и социальных слоев населе­ния.

При этом в исследовании подчеркивается, что названные тен­денции базируются на непосредственном участии в культурной поли­тике граждан общества. Особо отмечается также важность установ­ления партнерских отношений между государством и так называе­мым третьим сектором (ассоциации, фонды, церкви, религиозные и профсоюзные организации).

Приведенные материалы свидетельствуют, прежде всего, о со­ циальной направленности культурной политики зарубежных стран, стремлении охватить культурным влиянием все без исключения слои общества.

Не менее важно и такое обстоятельство, как опора на общест­венность, передача ей части управленческих функций. «Задача вла­сти в области культуры, - говорит президент Европейского форума по искусству и художественному наследию Саймон Манди, - оказать поддержку, а затем отойти в сторону». Целью культурной политики зарубежных стран провозглашается оказание помощи личности в са­мореализации ее культурного потенциала, обеспечение физического и социального доступа к культуре для всех и каждого.

Другое дело, что осуществить эту цель не так-то просто. Очень важно также, что учреждения культуры не рассматриваются как единственные участ­ники культурной жизни, подчеркивается необходимость учета твор­ческой деятельности отдельных личностей и всего населения.

Поскольку отрасль культуры и культурно-досуговой деятельно­сти достаточно четко разделяется на три основных сектора (государ­ственно-бюджетный, общественно-добровольный и коммерческий), можно говорить о трех направлениях и трех уровнях управления и финансирования этой отрасли           (см. рис. 4).

А

Рис. 4. Финансирование отрасли культуры

 

Условные обозначения:

А -■ государственно-бюджетный сектор; Б - общественно-добровольный сектор; В - коммерческий сектор;

I — общенациональный уровень; ІІ - региональный уровень; III - муниципальный уровень.


Государственно-бюджетный сектор является в большинстве государств основным. Средства на культуру закладываются в еже­годные бюджеты государств, регионов и муниципалитетов и распре­деляются на соответствующих уровнях. На общенациональном уров­не распределением средств ведают, как правило, министерства куль­туры, существующие под различными названиями в большинстве пе­редовых стран мира (кроме США). На региональном уровне -    соот­ветствующие органы управления. Основные средства на культуру и культурно-досуговую деятельность расходуются на местном (муни­ципальном) уровне. Поскольку бюджетных средств бывает недостаточно, учреждения культуры имеют право предоставлять населению платные услуги (поиск нужной литературы, ксерокопирование и т.п.)

 Общественно-добровольный сектор также действует на трех уровнях в зависимости от наличия собственных средств и решаемых социокультурных задач.Тенденцией последнего времени становится передача части го­сударственных функций управления общественным организациям. Это означает, что государство часть средств распределяет не напря­мую, а через общественные фонды и ассоциации. Общественно-добровольный сектор поддерживает, как правило, социально значи­мые проекты и инициативы в сфере культуры и досуга.

Коммерческий сектор может работать на любом из трех уров­ней. Но, как правило, предпочитает вложение средств в целевые про­граммы, приносящие, прежде всего, коммерческую выгоду. В ряде случаев коммерческие организации занимаются и благотворительной деятельностью. Велика роль коммерческих организаций в создании индустрии досуга и развлечений, поддержке популярного искусства.

Отдельно нужно сказать об общественной и частной благотво­рительности в сфере культуры, о спонсорстве и меценатстве. Многие зарубежные фонды обладают весьма солидными финансовыми сред­ствами, позволяющими им поддерживать любое ценное в социокуль­турном отношении начинание. Весьма солидны и личные вклады от­дельных меценатов.

Таким образом, основными составляющими культурной поли­тики передовых стран Запада являются; 1) определение культурных приоритетов и направлений деятельности и 2) разработка мер по обеспечению функционирования данной сферы. Среди этих мер важ­ное место отводится принятию соответствующих законов, финанси­рованию учреждений культуры, материальному и моральному сти­мулированию работников сферы культуры и тех, кто им помогает.

Так, в каждой европейской стране есть общее и специфическое в проведении культурной политики. Своеобразным сводом правил и рекомендаций Совета Европы в области культуры является Резюме - основные заповеди культурной политики, составленные Саймоном Манди и включенные в его книгу «Культурная политика: краткое руководство» (см.: Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: Сб. ст.-М., 2002. - С. 91-99).

Ценная информация о характере культурной политики в ряде западных стран (Великобритании, Германии, Италии, Канаде и др.) содержится в сборнике «Мир культуры. Международная мозаика: Сравнительный анализ культурной политики зарубежных стран». М, 2003. В каждом обзоре, посвященном той или иной стране, име­ется специальный раздел «Финансирование культуры». Немало мате­риалов, связанных с реализацией европейской культурной политики, находим в таких изданиях, как серия брошюр «Панорама культурной жизни зарубежных стран» (издание осуществлялось до января 2004 года) и «Обсерватория культуры» (выходит с января 2004 года, час­тично журнал выполняет функции прекратившей свое существование «Панорамы культурной жизни...»).

Значительную часть дополнительной информации по вопро­сам зарубежной культурной политики, в т.ч. и оперативной, како­вую трудно получить из других источников, можно обнаружить в ма­териалах периодических изданий.

По нашему мнению, именно в периодической печати (газеты, журналы), наряду с электронными СМИ, разумеется, содержатся но­ вейшие сведения о зарубежных социокультурных артефактах (в пе­реводе с латинского слово артефакт означает - искусственно сде­ ланный; следовательно, применительно к культуре под этим терми­ном можно понимать все свершенное (сделанное) в сфере культуры и ее отраслях).

Обратимся к анализу материалов из этих источников, и, прежде всего, из газеты «Культура».

Так, в статье Аркадия Ваксберга «Роден без денег. Культурная программа Николя Саркози» излагаются взгляды президента Фран­ции (тогда еще кандидата на этот пост) на культурные проблемы.

Среди программных положений выделяются   следующие:

- необходимость «культурного разнообразия»;

- обязанность государства обеспечить бережное отношение к         памят­никам национальной культуры;

- «доступность культуры», чтобы «для приобщения к ней не надо было
отправляться в дальний путь»;

- необходимость совершенствования школьных программ, которые       обя­заны развивать у детей и подростков чувство прекрасного и хороший вкус;

- о поправках в законы об авторском праве, чтобы «совместить»        инте­ресы производителей и потребителей;

- о намерении сделать бесплатным вход во все государственные музеи,
ибо их посещение «не есть развлечение, а непременная часть образования и
воспитания»;

- о совершенствовании Закона о меценатстве от 1 августа 2003 г. Закон стимулировал вложение частных денег как юридических, так и физических лиц.


В данной программе мы видим как общие для большинства ци­вилизованных стран положения культурной политики, так и специ­фические, в наибольшей степени характерные именно для Франции.

К общим отнесем, прежде всего, положение о так называемом «культурном разнообразии». Оно напрямую вытекает из известных документов ЮНЕСКО о культурном разнообразии, принятых в 2001 и в 2005 годах.

К общим отнесем так же положение о защите памятников куль­туры и положение о «доступности культуры».

К специфическим - программные положения о совершенство­вании Закона о меценатстве и планирование введения бесплатного посещения музеев.

Обратим внимание на основные положения высказывания со­ветника по культуре посольства Швеции в Москве Марианны Хультберг:

- государство должно поддерживать фундаментальные вещи:    музы­ кальное образование, филармонические оркестры и т.п.;

- государство поддерживает культуру, но не все обшивает (примерно третью часть);

- для получения финансовой поддержки учреждения культуры

предос­ тавляют свои проекты (заявки).

А теперь предоставим слово министру культуры Финляндии Танье Карпеле. Ответ на вопрос: в чем заключаются главные направ­ления культурной политики в Финляндии и кто ее финансирует?

Культурная политика министерства просвещения Финляндии охватыва­ ет:

национальные учреждения культуры и искусства, получающие государ­ственные дотации и поддержку, музеи, театры и оркестры;

муниципальную культурную и библиотечную работу;

а также финансируемые государством общественные объединения, ор­ганизации и прочую деятельность граждан;

особое внимание уделяется детской культуре.

Поскольку управление - это, прежде всего, распределение ре­сурсов, рассмотрим, как на практике осуществляется децентрализа­ция финансирования в сфере культуры. Так, региональные и муниципальные затраты (в совокупности) составляют 55% от общих рас­ходов в Финляндии; во Франции - 51%, в Норвегии - 56%, в Швеции -54%.

Центральные органы управления оставляют за собой такие функции, как координация действий местных властей; предоставле­ние им необходимой информации (о проведении межрегиональных выставок, театральных и музыкальных фестивалей и т.п.), организа­ция международного сотрудничества.

Таким образом, основная часть работы по организации досугово-рекреационной деятельности населения ложится на местные орга­ны власти или, другими словами, на местные советы по культуре.

Задача этих советов заключается в том, чтобы создавать условия для удовлетворения потребностей различных групп населения (лю­бителей искусства, широкой публики и т.п.). При этом местные орга­ны власти распоряжаются всеми необходимыми средствами для раз­вития культурной жизни региона, города или другого населенного пункта.

В зависимости от исторических предпосылок, социального уст­ройства, проводимой политики, культурных традиций каждая страна по-своему организует культурно-досуговую сферу своих граждан.

Так, крупнейшей статьей расходов на культуру центрального бюджета в Австрии является «исполнительное искусство» (46, 6%), а в Великобритании и Испании на его долю приходится всего 1, 8-1, 9%.

В финансировании сферы культуры из центральных бюджетов Италии, Нидерландов, Швейцарии и Великобритании превалируют расходы на музеи, архивы и архитектурные памятники - 39-44%, то­гда как в Германии на их нужды выделяется менее 2% всех расходов. В ее бюджете доминирует статья «социально-культурные мероприя­тия» (76, 4%), а в Великобритании на долю этой статьи приходится всего 1% расходов.

В структуре расходов на культуру региональных бюджетов в Нидерландах преобладают затраты на библиотеки (42%), в Германии - на социально-культурные мероприятия (45%), в Дании - на испол­нительное искусство (41%),

Важнейшей статьей расходов местных бюджетов на культуру во многих странах являются затраты на библиотеки: в Дании - 69%, в Великобритании - 62%, в Швеции - 39%, в Нидерландах - 28%.

В Германии 64%, а в Швеции - около половины расходов на культуру местных бюджетов используется для финансирования со­циально-культурных мероприятий.

По мнению канадских ученых, можно выделить три основные модели финансирования сферы культуры и искусства в индустриаль­но развитых государствах.

І модель. Государство - вдохновитель. Оказывает косвенное влияние на культуру посредством стимулирования спонсорства и ме­ценатства, а также за счет налоговых льгот. К такого рода государст­вам можно отнести США и Швейцарию. Как мы уже отмечали, в США нет не только министерства культуры, но и бюджета на куль­туру.

«В этом смысле США отличается от большинства стран, — говорит министр-советник по вопросам культуры, прессы и образования Посольства США в Москве Джеймс Кении, — существует несколько крупн ых фондов, кото­ рые активно поддерживают культуру и образование, своего рода националь­ ные доноры. Скажем, такие организации, как Международный совет по иссле­ дованию и обменам. Но это вовсе не означает, что муниципальные либо феде­ральные власти не тратят больших денег на культуру».

/Культура. - 2008. - 17 янв. - С. 15/

Так, в 2006 году Конгресс США должен был выделить на Смит соновский музейный комплекс (считается крупнейшим в мире) гро­мадную сумму - 621, 3 млн. $ (по нашим подсчетам, это больше, чем годовой бюджет Программы «Культура России») - См.: «Культура». -2005.-8сент.

Значительные средства на культуру поступают и от частных лиц. В печати сообщалось о том, что калифорнийский бизнесмен и филантроп Кеннет Беринг пожертвовал в сентябре 2000 года 80 млн. $ Национальному музею американской истории (одно из подразделе­ний Смитсоновского музейного комплекса). Теперь Национальный музей имеет в своем названии добавление: «Центр Беринга». Как мы увидим далее, в конце параграфа, отдельные финансовые вливания в Смитсо н овски й институт (более распространенное наименование музейного комплекса) не решают в целом его материально-технических проблем.

Назовем имя еще одного американского благотворителя - Аль­берт Вилар. В 2001 году он сделал дар в размере 50 млн. $ в под­держку деятельности Центра искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингто­не. Часть этих средств предназначалась на гастрольные спектакли Мариинского театра (С.-Петербург, Россия).

ІІ модель финансирования сферы культуры и искусства. Госу­дарство - патрон. Стремление изолировать сферу духовного твор­чества от прямого влияния политики. Создаются независимые по­среднические структуры для финансирования сферы культуры (Анг­лия и Ирландия). Так, серьезным импульсом культурной жизни Ве­ликобритании явилась проводимая с 1994 года Национальная лоте­ рея. Распределением доходов от лотереи занимаются несколько об­щественных организаций, среди которых Совет по искусству. Нацио­нальный совет благотворительных лотерей, Мемориальный фонд на­ционального наследия и др. Средства от лотереи идут на строитель­ство, оборудование и содержание театров, музеев, парков и т.п. [Под­робнее об этом см.: Обсерватория культуры. - 2005. - №5. - С. 20-26.]

ІІІ модель финансирования сферы культуры. Государство — архитектор. Активное влияние через государственный аппарат на культурную политику. К этой группе государств можно отнести стра­ны континентальной Европы (кроме ФРГ) и особенно Северной Ев­ропы (кроме Норвегии). Наиболее показательной в данном отноше­нии является Франция, первой в Западной Европе образовала Мини­стерство культуры (1959 год, правительство генерала де Голля). Не­охотно стала осуществлять переход к децентрализации в сфере куль­туры, т.е. передавать властные полномочия от центра на места. Про­водит достаточно жесткую политику по защите французского языка и национального кинематографа. /См. об этом подробнее: Франция в борьбе за национальную и культурную независимость // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: науч. информ.: Сб. -М., 2002. - Вып. 5. - С. 64-69./

В ФРГ культурная политика разрабатывается в основном на уровне земель и городов. Это сложилось исторически. На федераль­ном уровне осуществляется только политика в сфере молодежной культуры, в области телевидения, культурные связи с зарубежными странами.

На уровне земель местными органами управления принимается бюджет культуры, основанный на значительных финансовых средст­вах. Кроме того, крупные города имеют собственные фонды в допол­нение к тем, что выделяют земли (например, Франкфурт-на-Майне 7% общегородского бюджета направляет на развитие культуры).

Большую роль в культурной жизни Германии играют общест­венные и благотворительные организации и ассоциации. Они распо­лагают собственными материальными средствами и в значительной степени независимы в своей деятельности. Так, организации, объеди­няющие любителей театров, насчитывают более 600 тыс. человек, иг­рая важную роль в поддержании театральной деятельности на уровне высших стандартов.

Профсоюзы ФРГ субсидируют многочисленные культурные ас­социации, проводят разнообразные мероприятия, например, теат­ральные фестивали. Благотворительные, религиозные и другие орга­низации финансируют строительство или функционирование обще­ственно-культурных центров для молодежи.

В Норвегии, в отличие от Германии, децентрализация сложи­лась не исторически, а в результате сознательно проводимой полити­ки с середины 70-х годов XX столетия. Центральные органы боль­шинство прав в сфере культуры передали на местный уровень. Соз­данные на местах советы по культуре при соблюдении некоторых ус­ловий сами определяют использование финансовых средств.

В США разработана специальная методика оценки объективных нужд городов и регионов страны в развитии социальной инфраструк­туры. В соответствии с разработанным коэффициентом распределя­ются субсидии между городами. Увеличивается доля прямых грантов местным властям. А местные власти сами определяют направления средств и грантов. Наряду с государственным финансированием су­ществуют и другие источники поддержания культуры на местах.

Во Франции, стране централизованного управления, как мы уже видели выше, большую роль в пополнении средств, выделяемых на культуру на местах, играет меценатство (по закону суммы, выделенные на развитие культуры, не облагаются налогом). Средства, полу­ченные от меценатства и от рекламы, местные власти используют са­мостоятельно.

А теперь вернемся к опыту Финляндии. Министр культуры этой страны Танья Карпела сообщает:

- Государство - главный финансист культуры в Финляндии, но это фи­ нансирование происходит особым образом.

Большая часть средств, идущих на культуру и искусство, поступает в бюджет государства из доходов игорного бизнеса.

В вышеприведенном высказывании обращает на себя внимание информация об одном из основных (особых) источников финансиро­вания культуры в Финляндии - игорном бизнесе и сетование на не­хватку средств на культуру.

Что касается особого источника финансирования, то выскажем по этому поводу свое частное мнение. Мы считаем, что использова­ние доходов от игорного бизнеса на благие цели, будь то культура или спорт (именно на спорт идет часть такого рода доходов, напри­мер в России), не совсем корректно с нравственной точки зрения. В конечном счете, оно является своеобразным оправданием и даже по­ощрением со стороны государства развития досугового вида, веду­щего к одному из опаснейших социальных заболеваний - игрома н ии.

А теперь о финансовом дефиците в сфере культуры.

Во всем мире, включая и передовые страны, финансирование культуры осуществляется по так называемому остаточному принци­ пу.

На нехватку средств в сфере культуры жалуются руководители соответствующих подразделений большинства европейских стран. Они же озабочены поиском дополнительных источников финансирования. В ряде стран пытаются «обеспечить реальные преимущества бизнесу, поддерживающему культуру». Так, во Франции прорыв в отношениях культуры и бизнеса был осуществлен благодаря Закону о меценатстве (о нем было сказано выше. - В.Д.), который предоставляет благотворителям не только на­логовые льготы, но и всевозможные спонсорские премии.

В Великобритании для того, чтобы «узаконить» отношения культуры и бизнеса, были придуманы «налоговые стимулы» и раз­личные спонсорские проекты. Среди них - знаменитая английская программа, предполагающая: если спонсор вложит в культуру дол­лар, то государство дает второй, таким образом, удвоив сумму куль­турного проекта.

К сожалению, в России закон о меценатах до сих пор не принят, что естественным образом не способствует притоку дополнительных средств в отечественную культуру.

Напомним, что только в 2006 году французскими меценатами на нужды культуры было отпущено 1, 6 миллиарда евро.

Конечно, проблема финансирования сферы культуры в боль­шинстве государств является достаточно острой. Это наблюдается даже в самых благополучных с экономической точки зрения странах.

В последней статье приводится довольно-таки печальный факт, связанный с недостатком финансирования одного из подразделений Смитсоновского музейного комплекса, являющегося самым крупным в мире. Речь идет о потере нескольких ценных экспонатов в Музее американской истории. В результате прорыва отопительной системы, находившейся длительное время в аварийном состоянии, погибла знаменитая коллекция инструментов, созданная Эрлом Танером в 40-е годы прошлого века.










Зарубежные модели досуга

В зарубежном досуговедении используются два основных поня­тия: «досуг» и «рекреация». Чаще эти понятия объединяются в еди­ное: досугово-рекреационная сфера. При этом в понятие «досуг» вкладывается больше коммерческо-развлекательный смысл, а в поня­тие «рекреация» - социальный, т.е. имеются в виду ее некоммерче­ский характер и направленность на социально значимые цели. Доста­точно подробно об этом говорится в главе «Организация досуга за рубежом», автором которой является Е.Г. Доронкина.

В реальной практике часто трудно отделить одно понятие от другого. Тем более и чисто развлекательное мероприятие может иметь социальную направленность. Развлекаясь, активно отдыхая, человек восстанавливает свои духовные и физические силы, что не­маловажно как для самого индивида, так и общества в целом.

В то же время вряд ли было бы правильным отрицать необхо­димость проведения специальных мероприятий, направленных на восстановление физического и духовного здоровья человека. Это может быть и просто отдых, так называемый пассивный отдых, включая ничегонеделание. Но это может быть и специальная система упражнений и мероприятий, способствующих восстановлению пси­хического комфорта и т.п.

По нашему мнению, процесс социализации личности происхо­дит и в чисто развлекательном мероприятии. Так, например, прини­мая участие в той или иной игре, том или ином аттракционе, тре­бующих ловкости, смелости и других подобных качеств, человек ощущает себя не хуже других, он как бы приобщается к сонму луч­ших или солидаризируется с основной массой сограждан.

Нам представляется, говоря об организации различных форм отдыха на Западе, что было бы удобнее пользоваться таким терми­ном, как «досугово-рекреационная деятельность» или «культурно-досуговая деятельность». Как в первом, так и во втором случаях про­сматривается «комплексность» решаемых задач, в том числе, и соци­альная направленность указанной деятельности. «Досугово-рекреационная деятельность» - восстановление физического и пси­хического здоровья личности. «Культурно-досуговая» - подчеркива­ется социально значимая цель: не только отдых, но и повышение культурного уровня.

Как уже отмечалось, большое внимание на Западе уделяется
теоретической и практической сторонам проблемы досуга. Можно
сказать, что на сегодняшний день выработана концепция досуга За­падной цивилизации, апробированы ее основные модели.   

В соответствии с современной концепцией досуга на Западе под досугом понимается совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образованность, свое добровольное участие в социально-культурном творчестве, будучи свободной от выполнения своих гражданских, профессиональных или семейных обязанностей.

По сути дела все западные модели досуга выполняют следую­щие функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, коммуникативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важнейшие функции: рекреации, развле­чения, физического и духовного развития личности.

В то же время досуговая модель каждой страны или группы стран имеет свои особенности. Речь идет о реальном весе той или иной функции, или их соотношении.

Имеют здесь значение и географическое положение страны, ис­торические и культурные традиции народа, наличие материальных и финансовых возможностей. В этой связи можно говорить о наличии нескольких основных моделей досуга: американской, европейской, бывшей советской, других стран и регионов (японской, китайской и т.д.).

Так, в американской модели обращает на себя внимание перекос в сторону функции развлечения. В европейской модели более сбалан­сированное соотношение функции и большее внимание уделяется духовному развитию личности. Именно в европейских странах (Швейцарии, Германии и Франции) зародилось и получило развитие такое явление, как социально-культурное аниматорство, суть кото­рого заключается в придании педагогической направленности досуговым мероприятиям. Несомненные достоинства были у советской модели досуга. Ее характеризовали такие качества, как стремление к духовному развитию личности, ярко выраженный воспитательный аспект. Недостатками советской модели можно считать недооценку рекреационно-развлекательных элементов досуга и его излишнюю идеологизацию. Досуговую модель современной России можно рас­сматривать как переходную. Она многое вобрала в себя и от амери­канской, и от европейской моделей, не располагая пока материаль­ными и финансовыми возможностями для их реализации на практи­ке.

К сожалению, современная российская модель досуга по ряду позиций уступает бывшей советской. Так, например, фактически све­дена на нет образовательно-воспитательная функция, снизилась роль творческо-развивающей функции. А сила любой национально-региональной модели досуга, прежде всего - в наличии баланса меж­ду ее функциями и во внимании к национально-историческим осо­бенностям страны или региона.

Наличие различий и недостатков в зарубежных моделях досуга не отменяет того позитивного, что в них есть - стремления превра­тить досуг в пространство для развития личности, реализации ее творческих возможностей. Хотя на практике сделать это не всегда удается. Коммерческий сектор диктует свои условия.

Позитивным в теории и практике зарубежного досуга следует считать разработку и анализ таких понятий, как «педагогика досуга», «социально-культурная анимация», «досуговая квалификация» (вы­работка системы установок, умений и навыков рационального время­провождения) и таких явлений, как досуговая квалификация, досуго­вая карьера (как заменитель профессиональной карьеры; речь может идти, например, о карьерном волонтерстве).

Заслуживает внимания попытка западного досуговедения дать определенную градацию досуговым явлениям: серьезный и обычный досуг (серьезный - как заменитель работы), качество свободного времени, оптимальный стиль досуга" и др.

3. 3. Новое и традиционное в работе зарубежных учреждений культуры

Основная специфическая особенность культурно-досуговой дея­тельности на Западе заключается, по нашему мнению, в отсутствии жесткой функциональной дифференциации культурно-досуговых уч­реждений различного профиля и во вес большем объединении досуговых функций в деятельности каждого учреждения (стремление к многофункциональности: музей, библиотека - это одновременно и клуб, т.е. досуговый центр). Во многих учреждениях культуры и ис­кусств (прежде всего - музеях) большое внимание уделяется реше­нию рекреационных задач (создаются специальные зоны отдыха, в том числе и на открытом воздухе, пункты питания, детские игровые комнаты и т.п.).

Вот как описывает свои впечатления от Центра Гетти, одного из относительно молодых, но и самых богатых в мире музейных ком­плексов (открыт в 1997 году в Лос-Анджелесе на верхушке холмок Санта-Моники, площадь - 44 га) один из его посетителей:

«К центру посетителей поднимает трамвайчик на воздушной подушке (как фуникулер). Дорога извивается вдоль холмов среди цветущих миртовых зарослей, рощиц калифорнийского перца, забираясь все выше и выше.

Желающие могут потратить 15 минут и подняться на вершину по пе­ шеходной дорожке, проложенной вдоль трамвайных путей.

Трамвай доставил нас вдоль северной трассы и служебных зданий цен­ тра прямо на Площадь Прибытия (мне очень нравятся такие возвышенные на­звания). Здания Центра построены в стиле модернизма, в них сочетается ка­ мень и стекло, воздух и вода, захватывающее зрелище. Здесь много открытых террас и балкончиков, с которых открываются замечательные виды на Лос-Анджелес, а также обрамляют эти виды как картинные рамы, и также слу­жат для переходов между зданиями Центра...

Осмотреть весь Центр Гетти за один день практически невозможно и уж точно невозможно насладиться его атмосферой и расслабленно посидеть за столиком одного из кафе, полюбоваться открывающимися из террас и га­лерей видами...»

/ Los Angeles, июль 2002 г./

К сожалению, автор вышеприведенных строк ничего не говорит о художественных собраниях музейного комплекса и его экспозици­онных помещениях. А они стоят того, чтобы о них упомянуть.

Галереи нового музея, узнаем мы из другого источника, полны шедевров живописи (Ван Гог, Сезанн, Ренуар и др.) - прекрасны в своей простоте и достаточно невелики по размерам, чтобы не подав­лять посетителей. Каждая галерея имеет выход в коридор, ведущий наружу, где посетители могут вдохнуть свежего воздуха, полюбо­ваться захватывающей панорамой, простирающейся от Тихого океана до небоскребов делового центра города.

Есть в этом источнике и информация о так называемой «Семей­ной комнате», где родители вместе с детьми могут получить пред­ставление о музее до его осмотра. Дети могут принять участие в игре «Нарисуй себя» - нарядиться и попозировать в черных кружевах, как у «Маркизы де Сантьяго» Гойи и т.п.

В музейном справочнике указан перечень специальных меро­приятий в дневное и вечернее время - для детей, подростков и взрос­лых (здесь и экзотические танцоры, и приглашенные лекторы, и семейные фестивали и т.д.). Вход на такого рода мероприятие свобод­ный.

Сотрудники Центра прилагают немалые усилия, чтобы сделать Центр Гетти доступным самым широким массам. В то же время дик ректор Музея современного искусства (одно из подразделений Цен­тра) Ричард Кошалек совершенно справедливо замечает: «Я бы очень не хотел, чтобы Центр Гетти стал местом паломничества для тури­стов. Искусство может иногда развлекать, но развлечение редко бы­вает искусством».

По сути дела, рекреационная функция пронизывает деятель­ность большинства зарубежных культурно-досуговых учреждений. При этом она (эта функция) не отменяет основной (специфической) функции того или иного учреждения. Так, например, при наличии мощного рекреационного фона зарубежные музеи (Англия) все больше внимание уделяют развитию интеллектуально-познавательных способностей учащейся молодежи. Библиотеки, ак­тивно использующие клубные (досугово-рекреационные) формы, ос­новной задачей считают расширение доступа пользователей к ин­формации (книги, аудио-, видео-, компьютерные средства). В по­следние годы в ряде стран (Франция) появился новый вид библиотек - медиатеки, специализирующиеся на информации о произведениях искусства. Обычным явлением на улицах и площадях французских городов стала работа библиобусов (библиотека на колесах).

Поиск новых форм организации культурно-досуговой деятель­ности ведется по всем направлениям: и в чисто рекреационном (са­мые разнообразные виды парков, искусственные зоны отдыха), куль­турно-просветительном (музеи и библиотеки), творческо-компенсаторском (разнообразные студии и любительские объедине­ния).

Но в начале - об отношении к традиционным ценностям на За­паде. И здесь мы опять обращаемся к газетным артефактам, прежде всего. Достаточно полное представление об отношении к традицион­ным ценностям культуры на Западе дают материалы: Анатолия  Козака, Светланы Поляковой, Светлана Семенова.

Из первой статьи мы узнаем об организации театрально-концертной деятельности в английской провинции. Отсутствие по­стоянных актерских трупп в театрах малых городов Англии не ска­зывается негативным образом на уровне театрально-концертного об­служивания английской глубинки. Сцена арендуется гастрольными коллективами, работающими на правах антрепризы. Техническое ос­нащение сценических площадок, включая и старые здания, управля­ется с помощью электроники. Для обслуживания спектаклей в каче­стве билетеров привлекаются так называемые волонтеры (на услови­ях почасовой оплаты).            В современных концертных залах созданы не­обходимые условия для лиц с ограниченными возможностями.

Во второй статье речь идет о театральной жизни Франции и спе­цифике работы единственного в стране репертуарного театра «Комеди Франсез». Особенность Франции в том, что во многих городах есть здания театров, которые принимают у себя готовый «продукт». А эти «продукты» гастролируют по Франции постоянно. Причем, в одном городе одновременно могут находиться несколько приезжих трупп, дающих поочередно спектакли на одной и той же сценической площадке.

Театр «Комеди Франсез» находится на государственном финан­сировании. Это позволяет, с одной стороны, делать его доступным для публики (цена билетов от 5 до 30 евро, при реальной стоимости билетов от 100 евро), кроме того, существует большое количество льготных тарифов - групповых, молодежных и т.п. С другой сторо­ны, государственное финансирование позволяет установить актерам вполне приличную зарплату - от 2, 5 до 8 тысяч евро в месяц. В «Ко­меди Франсез» работает особая категория актеров, которые носят звание «социетарий». Социетарием может стать только актер, прора­ботавший в «Комеди Франсез» не менее года, и кандидатура которо­го утверждается министром культуры. Социетарий ведут свою исто­рию со времен королевского театра, организованного еще Людови­ком XIV. Членство в сообществе социетариев не только почетно. Се­годняшние социетарий, в частности, решают, кого из актеров принять в труппу, а кого отправить на пенсию. Кроме того, они являются ак­ционерами и получают процент от доходов.

Руководитель «Комеди Франсез» Марсель Бозонне считает, что современная Франция нуждается в нескольких репертуарных театрах, но создание их, как следует из содержания беседы, зависит, конечно
же, от государства.

Не менее поучителен пример, связанный с судьбой дома Хемин­ гуэя (США), когда владельцы богатых особняков, расположенных неподалеку от мемориального объекта, попытались передвинуть его в другое место (дабы оградить себя от излишнего шума).

Очень интересен, по нашему мнению, опыт работы зарубежных музеев, выставочных залов и творческих центров. Здесь следует об­ратить внимание, прежде всего на поиск новых форм работы - назовем, прежде всего, такие акции, как «Ночь музеев» и «Весна музеев», проводимые ежегодно в ряде европейских стран (Австрия, Франция и др.), когда музеи открыты для бесплатного посещения, в т.ч. и в ноч­ ное (поздневечернее) время.

Другой пример: в лучшем музее Британии организуется выстав­ка художников-любителей (можно себе представить чувства людей, удостоенных такой чести). О поиске новых способов привлечения внимания посетителей музеев к экспонатам основных коллекций го­ворится в статье К. Миловидовой «Наркотик новизны. Музеи США озаботились судьбой постоянных коллекций» // Культура. - 2005. - 8 дек. Выставленные по-новому и иначе освещенные экспонаты из по­стоянных коллекций способны привлечь к себе дополнительное внимание публики. Особо в статье рассматривается вопрос о крите­риях оценки работы американских музеев. По мнению музейных ра­ботников, акцент при оценке работы делается, к сожалению, на фор­ мальных показателях - количестве новых выставок и числе посе­тивших их людей, а не на качественных показателях (насколько посещение музея способствовало углубленному отношению к искус­ству и т.п.).

В другой статье этого же автора рассказывается об опыте орга­низации экскурсий с использованием мобильных телефонов (см.: Катя Миловидова. Экскурсия по телефону. В США апробируются но­вые формы музейного обслуживания // Культура. - 2006. - 20 апре­ля).

О работе английских музеев со слабовидящими говорится в за­метке                И. Куракина «Слепота не помеха для искусства» // Культура. -, 2005. - 17 марта.

В качестве удачного опыта решения межнациональных отноше­ний в той или иной стране можно назвать материалы К. Миловидо вой и А. Галеевой.

О своеобразных технологических приемах организации художе­ственной выставки говорится в статье Григория Крюшина. В качест­ве дополнения к 200 показанным произведениям художника (одна из самых полных по составу выставка) в залах галереи было представ­лено множество фотографий крупнейших его современников-фотографов, в т.ч. и изображения его моделей, и процесса работы мастера с ними в ателье. Предметом особой гордости организаторов выставки является фильм с дополнительной информацией о жизни и творчестве А. Матисса.

Интересна также информация об отношении к выставке мест­ных жителей. Успех несомненный. Согласно прогнозам, за 4 месяца экспозицию должны были посетить не менее четверти миллиона лю­бителей изобразительного искусства. Любопытны также сведения о мерах организационного характера, принятых учредителями вы­ставки. Учитывая опыт двадцатилетней давности, когда в городе проходила первая выставка этого художника - многочасовые очереди за билетами, организаторы проявили большую заботу о публике. Специально ко дню открытия выставки был сооружен просторный кассовый павильон - коридор, пристроенный к основному зданию галереи. Были открыты 3 билетные кассы вместо существующей в дни обычных мероприятий... И очередь исчезла.

Интересен опыт работы Центра Помпиду в Париже. Одна из его программ называется «Карт-бланш». Суть ее в следующем. Большой зал на целый сезон отдается одному человеку - знаковой фигуре в мире культуры, который получает возможность представить зрите­лям и слушателям все, что пожелает. Сезон 2006 / 2007 был отдан полностью американскому режиссеру Мартину Скорсезе. Помимо ретроспективных собственных фильмов Скорсезе с его коммента­риями и мастер-классом, в программу включены показы фильмов других авторов, оказавших особенно сильное влияние на мастера, а также фильмы его времени, когда-то очень популярные, а сегодня не­заслуженно забытые. Благодаря инициативе Центра Помпиду и Мар­тина Скорсезе эти фильмы могут посмотреть представители нового поколения любителей кино.

Заслуживает внимания информация о развитии детских театров в США. По мнению директора Центра Кеннеди, под эгидой которого в Вашингтоне открылся новый театр для детей, Майкла Кайзера, «взрослые театры мало подходят для осуществления детских и се­мейных программ, поэтому следует открывать специализированные сцены». Число такого рода некоммерческих театров (в США их пред­почитают называть «театры для молодой аудитории») из года в год растет. Деньги на их содержание выделяют федеральные и штатные власти, а также благотворительные фонды.

Основные проблемы, которые испытывают сегодня театры для детей, как правило, творческого характера (нехватка специально на­писанных пьес, одинаково интересных и взрослым, и детям).

И если родителей не удается увлечь представлением, то и в этом случае семейный поход в театр можно сделать достаточно комфорта­бельным. Например, в театре Центра Кеннеди есть специальное от­деление, куда усаживают самых шумных малышей. От остального зала они отделены звуконепроницаемой перегородкой.

Отмеченные нами «крупицы» позитивного опыта зарубежных культурно-досуговых учреждений, безусловно, могут быть использо­ваны в отечественной практике.

Информация же о детских театрах в США напоминает нам и о том, что в свое время (конец восьмидесятых - начало девяностых) мы поторопились с преобразованием некоторых российских театров юного зрителя во взрослые.

Появляются новые формы культурной жизни и в других облас­тях.

В ряде зарубежных стран (Германия, Австрия, Италия, США) многие банки становятся собирателями, хранителями и популяриза­торами произведений современной живописи. В таком случае банк выступает и как картинная галерея, и, что не менее важно, как спон­сор и меценат новых видов искусства.

Продолжается развитие мультиплексов. В 2000 году во Франции было открыто 19 новых мультиплексов. А всего в стране насчитыва­ется 84 мультиплекса,  которые посетило 57 млн. человек. Мультиплексы открываются не только в крупных, но и в средних и малых го­родах. Так, в Страсбурге открыт мультиплекс с 22 кинозалами, рас­считанными на 5400 посадочных мест. По отношению к посещаемо­сти кинотеатров, посещаемость мультиплексов составляет 35%.

Начиная с 1994 года во Франции наблюдается рост посещаемо­сти кинотеатров в летнее время. В США получили развитие откры­тые кинозалы для автомобилистов.

Интересен сам подход к организации деятельности зарубежных учреждений культуры. Вот, например, какие рекомендации даются европейскими специалистами по организации работы музеев и биб­лиотек:

• музей должен не только демонстрировать экспонат, но и да­вать необходимые пояснения;

• посетителям (музеев) нужно разрешить не только смотреть на
экспонат, но и трогать его руками, видеть, как проводится реставра­ция или делаются копии экспонатов, и даже принимать в этом уча­стие. Так посетитель больше запомнит;

• музеи должны предоставлять посетителям возможность от­дохнуть, развлечься и вкусно поесть;

• книги в библиотеках представляют собой ресурсы долговре­менного хранения, а не материалы, от которых следует избавляться,
если они не пользуются популярностью. В случае, если нужно осво­бодить место для новых поступлений, книги, не пользующиеся спро­сом, должны быть перемещены с сохранением возможности доступа и поиска в каталоге;

• местные библиотеки должны выполнять важную социальную и образовательную функцию. Они должны быть открыты в удобное для большинства населения время и др.

Заслуживает внимания зарубежный опыт туристической дея­тельности, работы с детьми, организации досуга с наименее защи­щенными в социальном отношении группами населения (малоиму­щими, инвалидами, представителями групп риска) и т.п.

Несколько слов о парках. В ряде стран рекреационно-парковая работа выносится на уровень национальной (государственной) поли­тики. Так, например, о состоянии этой работы регулярно докладыва­ется Президенту и Конгрессу США.

Существуют самые разнообразные типы парков. Национальные парки (США, Канада), основное назначение которых - в предостав­лении гражданам возможности отдыхать в условиях живой, «нетро­нутой» природы. Городские или пригородные парки досуга. Эти пар­ки условно можно разделить на две группы:      I - традиционные ком­ плексные (семейного типа), аналогичные нашим паркам культуры и отдыха, предоставляющие посетителям разнообразные виды досуга на открытом воздухе; ІІ - тематические, придерживающиеся какого-либо одного направления (ландшафтные, исторические, архитектур­ные, этнографические, зоологические, чисто развлекательные, типа Диснейленда и т.п.) Так, например, летом 2001 года в Мадриде от­крылся уникальный для Испании Биологический парк (по нашей классификации - тематический парк), где органично соединились до­суг, окружающая среда и мир животных. На площади в 140 тыс. кв. м. расположены различные биологические установки, экосистемы и повсюду свободно разгуливают животные. Специфична топография парка. Она включает холмы, родники, пруды, фонтаны и т.п. Парк дает приют 3500 животным 720 видов и 72 тыс. деревьев и кустарни­ков.

Большое распространение в последние годы на Западе получили так называемые искусственные зоны отдыха. Эти зоны могут созда­ваться как под открытым небом, и в таком случае они становятся своеобразными тематическими парками, например, парк аттракцио­нов, так и под крышей - имитация, например, какого-либо экзотиче­ского уголка земного шара. Возможны и смешанные варианты: часть искусственной зоны - под открытым небом, другая - под крышей и т.п.

Одно из сильных в этом плане личных впечатлений автора по­собия - период прохождения вместе со студентами учебно-производственной практики в Голландии.

Мы подъезжаем к Роттердаму, одному из крупнейших городов Голландии. На окраине города останавливаемся у светофора и в те­чение нескольких минут из окон автобуса видим следующее. С левой стороны трассы - стеклянное, круглой формы, здание бассейна, из­нутри начиненное метрового диаметра прозрачными трубами. Вместе с потоком воды на большой скорости, сверху вниз, вытянув вперед руки, мчатся по трубам фигуры пловцов... Захватывающее зрелище. Да и вид занятия не для каждого, а только для физически здоровых и смелых людей...


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.132 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь