Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Некоторые закономерности психологии ощущений



1. Порог чувствительности – у каждого рецептора есть нижний порог чувствительности – это характеризует остроту чувствительности рецептора. А вот верхний порог – это сила, при которой достигается максимальное ощущение раздражителя. У каждого из нас чувствительность индивидуальна.

2. Адаптация – это процесс, когда ощущение от раздражителя становится все менее выраженным по мере его постоянного влияния на рецептор. Это относится и к болевым, и к приятным ощущениям. Все мирское – суета сует…

3. Контраст – изменение интенсивности раздражителя под предварительным или параллельным действием другого раздражителя. Например, на черном фоне фигура кажется светлее, чем без такого фона.

4. Взаимодействие – это изменение чувствительности одной анализаторной системы (отдела коры головного мозга) из-за работы другой системы. К примеру, под воздействием кислого вкуса у человека повышается зрение.

5. Сенсибилизация – это повышение чувствительности рецепторов в результате взаимодействия факторов или благодаря постоянным упражнениям. Следствием данной закономерности ощущений является тот факт, что мы можем тренировать свои сенсорные системы. Так, парфюмеры учатся чувствовать запахи, которые раньше просто не замечали. Кроме того, известно, что слепые начинают лучше слышать, а глухие – лучше видеть.

6. Синестезия – это одна из разновидностей взаимодействия ощущений. Под воздействием одного раздражителя могут возникнуть ощущения свойственные не ему, а другому сенсорному анализатору. Например, когда мы слушаем музыку, у нас могут возникать зрительные образы, правда, такое явление свойственно не всем людям[90].

А теперь, «на закуску», несколько скучнейших закономерностей[91]…

1. Закон Блоха – величина субъективной яркости короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности стимула и его длительности. Но этот закон действует лишь в околопороговой области и при длительности стимула, не достигающей критической точки;

2. Закон Бугера – Вебера. Бугер показал, что минимальный прирост освещения предмета &, необходимый для того, чтобы вызвать ощущение едва заметного различия тени от освещенного экрана, зависит от уровня освещенности экрана I, но отношение & /I - величина постоянная;

3. Эффект Пуркинье – смещение спектральной светочувствительности при переходе от дневного зрения, для которого максимум соответствует длине волн желто–зеленых тонов (555 нм), к сумеречному освещению, для которого максимум соответствует голубовато–зеленым тонам (500 нм). В частности, при сумеречном освещении цвета предметов „холодеют“, красные и желтые оттенки становятся более тусклыми, а голубые и зеленые – более яркими;

4. Эффект Стайлса – Кроуфорда – различие в субъективной яркости света, имеющего одну и ту же интенсивность, в зависимости от угла, по которому он попадает в центральную ямку сетчатки. Свет воспринимается как более яркий, если проходит через центр зрачка, и как менее яркий при прохождении через перифeрические его отделы;

5. Закон Пипера – эмпирическая закономерность, согласно которой порог зрительного восприятия уменьшается пропорционально квадратному корню площади стимула, при условии, что эта площадь превышает 1 угловой градус;

6. Эффект Дж.Р. Струпа (от лат. effectus – действие, результат) – латентное время называния краски, которой отпечатано слово, увеличивается пропорционально семантической связи этого слова с цветовой областью. Максимальная задержка наблюдается, если слово обозначает цвет, отличный от цвета краски (слово „оранжевый“ напечатано голубой краской); при совпадении значения слова и названия цвета краски происходит уменьшение латентного времени по сравнению с латентным временем называния нейтральных изображений;

7. Закон Рикко – закономерность, открытая в 1877 г., согласно которому такие характеристики порогового раздражителя, как его яркость и угловая площадь, находятся в обратно пропорциональной зависимости. Этот закон действенен для световых раздражителей с небольшими угловыми размерами. В качестве его механизма указывается нервная суммация раздражителей, за счет которой происходит настройка глаза к восприятию света малой интенсивности;

8. Закон Стивенса – модификация основного психофизического закона, согласно которой между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует не логарифмическая, как у Фехнера, а степенная зависимость: Y = k * S в степени n, где Y – субъективная величина, ощущение; S – стимул; n – показатель степени функции; k – константа, зависящая от единицы измерения. При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0, 3, для электрического удара – 3, 5;

9. Закон Тальбота – закономерность, согласно которой видимая яркость источника прерывистого света при достижении частоты слияния световых мельканий становится равной яркости непрерывного света, имеющего те же значения светового потока;

10. Закон Фехнера, согласно которому величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя;

13. Закон Бардина о различимости стимулов;

14. Закон Бугера-Вебера о постоянстве отношения прироста интенсивности и исходной интенсивности;

15. Закон Бунзена–Роско о константности произведения пороговой интенсивности на время воздействия стимула;

16. Закон Вебера-Фехнера о константности отношения дифференциального порога к фоновой интенсивности стимула;

17. Закон Витгенштейна-Роша о наличии типичных членов класса в границах любого класса при их классификации.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

(некоторые базовые символы сновидений и особенности их толкования)

 

В Приложении 2 мы рассмотрим значение ряда базовых символов, воспринимаемых нами как в мире сновидений, так и состоянии ясного сознания.

 

Праформы

 

Вначале обратимся к «историческим корням». Все древние науки (включая их основу – философию), были основаны на стремлении человека прийти к Другому и преодолеть пустоту. Универсальный язык математики хорошо подходит для непредвзятого описания этого движения. Уподобимся же пифагорейцам и приведем математическое выражение процесса психического развития (и, соответственно, психотерапии). Представленная ниже схема, схема праформ, разработана Т.Ю. Колошиной.

Выделим две линии развития человека (на уровне сознания и на уровне бессознательного). Но сначала обозначим центр всего бытия, основу субъективности, основу развития.

В математике она выражается точкой. Точка – это источник движения, изначальное Слово, откуда исходит все. Точка не имеет границ. Из нее могут исходить лучи, она может связываться со всем, и, при этом, быть везде. Точка – это центр круга.

И здесь мы подходим к линии запредельного («женские» символы). Первый символ бессознательного – круг. Круг – это закрытость, защищенность, материнский живот, безопасное пространство, в котором может находиться таинство развития. Недаром воображаемый или начерченный нами круг позволяет успокоиться, а согласно народному поверью, нечисть не может шагнуть внутрь круга.

Круг – это символ бессознательного единства, а также материнского начала. А мать не только защищает, но и дает жизнь, побуждает к развитию. Слишком долго сидеть в круге нельзя. Человеческий младенец (равно как и все человечество) должен проявить свою личность, развивать свое «я». Таким образом, проявляется символ спирали. Спираль – это и смерть, и рождение, в чистом виде развитие, переход куда-то. Не зря многие люди, пережившие клиническую смерть, говорят, что летят по туннелю в форме спирали, а переживающие серьезные жизненные изменения личности активно рисуют спирали. Символ спирали оказывает мощное тонизирующее (а иногда и тревожащее) влияние на психику человека. С ним надо обращаться осторожно. Но вечно рождаться невозможно, иначе спираль просто закрутится вокруг себя, запутается в себе. Процесс отделения от матери, как мы знаем, позволяет ребенку сформировать свое «я» (эго). А это значит, что формируется переживание себя и Другого (в рамках нашего мира). Самостоятельный человек должен уметь и брать, и отдавать, и проявлять себя, и быть в Другом (на самом деле, одно подразумевает другое). Так появляются две полусферы: одна («чаша») символизирует открытость всему, а другая (щит, выгнутая верх полусфера) – возможность побыть в своем внутреннем мире. Но если полусферы разделены, то человек бросается из крайности в крайность (либо забывая о себе, либо впадая в эгоизм). А соединившись, полусферы образуют высший символ бессознательного – синусоиду. Синусоида напоминает волну, и это не случайно. Волна – «женский» символ гармоничности и уравновешенности. Волна – часть великого океана, всего необъятного запредельного мира. Недаром вхождение в измененные состояния сознания часто достигается с помощью «равновесных» ритмов, напоминающих течение синусоиды. Наблюдение за волнами успокаивает, дает ощущение безмятежности. Человек, который здоровым образом связан с запредельным, радуется жизни и способен скорбеть, умеет терпеть, и может бороться; стремится к «белому» и выдерживает давление «черного».

Однако если развитие по линии запредельного немыслимо без развития «земного предела», то без развития по линии сознания («мужские» символы) немыслимо и бессознательное развитие (женское немыслимо без мужского, и наоборот).

После формирования базовой структуры психики, основанной на чувстве Другого и на ощущении безопасности, человек (равно как и человеческое общество) начинает развиваться в сфере сознания. У ребенка это – первые проблески земного «я», а в рамках общечеловеческого развития – существование диких, архаичных мужчин, подчиненных женщинам по закону матриархата.

Архаичная мужественность (женственность сама по себе архаична) символизируется прямой линией. Маленький ребенок и дикарь не могут направлять свои влечения, но влечения направляют их. Прямая линия твердо устремлена вперед. Ребенок кричит «Хочу! », а дикарь похищает понравившуюся женщину и убивает соперника. (Следует понимать, что речь идет не столько о мужчинах, сколько о мужественности и женственности, о сознании и бессознательном, которые есть в каждом человеке независимо от пола).

Поэтому во времена матриархата мужчины не очень ценились, поэтому ребенок стремится обрести достаточно сильное сознание. Ведь если все время двигаться вперед, то рано или поздно встретишь непреодолимое препятствие. Стало быть, линия «вынуждена» сворачивать, потом еще, еще и еще…

Так появляется квадрат, символизирующий конвенциональную культуру, культуру закона. После появления более или менее «надежного» сознания, последнее «боится» бессознательного и стремится максимально от него отдалиться. Ребенок хочет стать взрослым; он вытесняет тревоги, связанные с бессознательным периодом младенчества и усиленно цепляется за атрибуты своего пола, за представленные родителями правила поведения и т.д. А бывшие дикари-мужчины отстраняются от бывших дикарей-женщин, отправляя их в отдельные части домов, не допуская до голосования и т.д. Так они обороняются от мира бессознательного, мешающего строить «законную» культуру. Недаром в древней Греции женщины были бесправными существами, а среди мужчин процветал гомосексуализм. Однако хотя закон и нужен, он слишком «тяжеловесен». Если все время поступать по правилам, то рано или поздно совершишь глупость или несправедливость. Необходимо быть гибким; сознание нуждается в энергии, исходящей из запредельного. Так появляется меандр. Меандр – это «волнообразный» квадрат.

Т.е., это квадрат, но достаточно гибкий для того, чтобы огибать препятствия. Меандр символизирует весьма высокую стадию развития сознания. Не зря в поздние этапы развития древней Греции большинство орнаментов исполнялись именно в форме меандра. Меандр символизирует способность сознания отойти от своих косных установок и начать «присматриваться» к Другому на уже позабытом уровне трансценденции. Но самое высокое развитие сознания символизируется углом. Угол может быть и линией, и кругом. Человек с высочайшим уровнем сознания чрезвычайно близок к запредельному, и жёсток, и гибок одновременно, способен радоваться жизни и глядеть в глаза смерти. Это – человек, слушающий Другого вовне и внутри, и отвечающий ему. Это – человек, живущий изначальными образами на сознательном уровне. Мы вплотную подошли к точке соединения противоположностей, к точке, в которой каждый находится в каждом и остается с собой. Такое состояние символизируется лемнискатой, или знаком вечности.

Лемниската – это еще и «петля Мебиуса», в которой обе стороны едины, как едины, в конечном счете, субъект и Другой, сознание и бессознательное, Мужчина и Женщина.

Итак, мы рассмотрели символическое отображение процесса развития психической реальности. Еще раз отмечу, что каждый из представленных выше символов-праформ оказывает мощное воздействие на бессознательное (и, соответственно, на сознание) человека. Если же просто закрыть глаза и последовательно представить себе праформы, то нечто древнее и очень важное начинает звучать во внутреннем мире. 

Теперь перейдем к описанию «объемных» архетипических символов, «находящихся» и проявляющихся в психической реальности каждого человека.

 

Архетипические образы-символы

Дом представляет собой один из универсальных символов, причем едва ли не самый важный. Услышав слово «дом», большинство из нас испытают чувства радости, душевного тепла, безопасности. Дело в том, что этот символ выражает собой а) всю целостную структуру внутреннего мира человека, и б) «я» человека как адаптивную систему. Дом – это единство любящих друг друга существ, которые дополняют друг друга и вместе составляют нерушимую целостность. Как мы помним, человек существует в Другом. Наша психическая реальность конституирована Другим. Поэтому человеческое «я» – суть отображение взаимоотношений субъекта со значимыми для него людьми, с ближними. А ближе всего человеку его любимые люди, которые живут в одном с ним доме. Поэтому «я» человека является его внутренним домом, тем местом, где он, в идеале, может обрести энергию для продолжения жизни. Если его взаимоотношения с другими надежны и любящи, то и его внутренний дом (подобно дому внешнему) характеризуется надежностью и безопасностью. Итак, дом – это символ «я» и внутреннего мира. Знание данного факта помогает психологу вести как диагностическую, так и коррекционную работу с клиентом. Сначала поговорим о диагностике. Важно, как выглядит дом, появившейся на «внутреннем экране» клиента (во время занятия на активное воображение, сновидения, сеанса арт-терапии и т.д.).

В частности, следует выяснить, насколько надежно дом стоит на земле, есть ли у него фундамент, каких он размеров (эти данные говорят о крепости «я», его основательности, высоте самооценки и т.д.); есть ли в нем окна и двери, и открыты ли они (такого рода информация позволит психологу сделать выводы о закрытости-открытости субъекта); сколько в нем этажей, какая у него форма, и как он украшен (тут речь идет о степени сложности и дифференцированности «я»; о склонности клиента к консервативной или «авангардистской» установке; о том, насколько он стремится обратить на себя внимание). Затем следует изучить внутреннюю часть дома. Нужно выяснить, все ли части дома доступны для клиента (т.е. использует ли он защитные механизмы расщепления и изоляции [о них ниже, – А.Б.]), есть ли в доме закрытые сундуки, от которых нет ключей (защитный механизм вытеснения), все ли части дома есть желание посещать.

Различные части дома символизируют различные части внутреннего мира человека («комплексы», «субличности», «объекты»). Важно сразу определить, кто в доме хозяин (сам клиент или кто-то еще - родители (установка на инфантильность), чуждые сущности (одержимость) и т.д.).

Психологу и клиенту нужно исследовать все помещения дома. Подвал символизирует мир инстинктов и потаенных мыслей. Состояние подвала говорит о степени воплощенности человека, о его внутренних силах (резервах), о его проблемах. Если в сухом подвале есть хорошие запасы зерна, значит, есть и внутренняя стабильность. Если же в пустой подвал просачивается вода, значит, оппозиция со стороны бессознательного подмывает «я», которое, скорее всего, тождественно с «эго».

Важное значение имеют комнаты и этажи. Скажем, детская комната связана с внутренним ребенком, комната родителей – с их установками, комната супруга (супруги) – с душевным состоянием и сексуальными взаимоотношениями, гостиная – с межличностными взаимоотношениями, коридоры – с взаимодействием различных частей внутреннего мира.

Символика чердака во многом идентична символике подвала, но если подвал больше связан с инстинктами влечениями, то чердак – с мыслительной сферой и с высшей интуицией. Чердак может быть и местом хранения хлама (что часто является выражением «мысленного бардака»), и обсерваторией, из которой смотрят на звезды (выражение высших духовных устремлений). Важно, существует ли в доме порядок (порядок в доме (внутреннем и внешнем) – порядок и в «я»), какие там есть предметы, в каком соотношении находятся различные помещения, в каком состоянии лестницы, ведущие с этажа на этаж (если этажей несколько).

 Подчеркну: все, что во сне или в видении происходит с домом, имеет громадное диагностическое и прогностическое значение. Скажем, разрушение дома (вследствие пожара или землетрясения), как правило, говорит либо о серьезнейшей угрозе краха «я» (психотическом или невротическом срыве), либо о трансформации «я» (причем с акцентом на деструктивной ее фазе).

И, наоборот, строительство дома, его ремонт и (или) доделка, получение доступа в ранее закрытые части говорят о развитии «я», об укреплении его ресурсов. Один мой друг, испытав сильнейшее психологическое потрясение (в результате безответной страсти), находился на грани настоящего нервного срыва. Он дошел до такого состояния, что не спал четыре ночи подряд и буквально «сгорал». И вот, наконец, он заснул, и ему приснилось, что его прежний дом сгорел, а на его месте осталось пепелище. А на пепелище он со своими друзьями (символизирующими внутреннюю поддержку, здоровые части внутреннего мира) строит новый дом. Сразу после данного сновидения моему другу стало гораздо легче, и он смог вернуться к нормальной жизни и начать новые отношения. То есть сновидение символизировало в буквальном смысле умирание и смерть его прежнего «я» (во многом включившим в себя образ девушки, которая не ответила взаимностью), а также рождение, выстраивание нового «я», опорными «камнями» которого стали до времени образы друзей…

 Здесь мы вплотную подходим к возможностям собственно психологической помощи.

Уже простое исследование внутреннего дома, знакомство с ним открывает перед клиентом возможность озарения и новых сильных эмоций (а это приводит к изменению «я» и, соответственно, внутреннего дома (в том числе на символическом уровне). Изучая свой внутренний дом, клиент с помощью психолога «снимает» свои защитные механизмы (и на уровне сознания, и на глубинном бессознательном уровне). Кроме того, он (прежде всего, на бессознательном уровне) открывается и психологу, и самому себе (т.е. устанавливается столь нужный раппорт с собой и Другим).

Интересен один пример из моей практики: клиент, лицом к лицу встретившийся в своем доме с прежде пугавшей его фигурой, затем, «спустившись» в подвал, обнаружил, что туда перестала просачиваться вода (зато в доме появился бассейн).

Вариантом символа дома является «заветный сад» или «заветное место». Речь идет о таком месте, где человек чувствует себя «как дома». Часто это прекрасный фруктовый сад или лужайка, покрытая зеленой травой и окаймленная рощей берез. Отличие данного символа от собственно дома является его «переходность». Дом – это нечто стабильное и рукотворное. А сад – это часть природы. Отсюда следует, что сад и заветное место – это идеальный символ, с которого можно начинать знакомство с внутренним миром.

Драгоценный камень. Драгоценный камень может быть символом целостности (к которому стремятся или которого достигли на очередном витке спирали). Выше мы рассмотрели эпизод с моей знакомой, которая, обретя единство с любимым человеком, нашла во сне опору там, где ранее была бездна. Так вот, в этом же сновидении она увидела большой сияющий алмаз поразительно правильной формы и испытала чувство удивительной, сакральной целостности. Сновидящая не была знакома с концепцией «философского камня»[92], тогда как из мира запредельного перед ней появился символ, который многие бы назвали именно так.

Дерево и Цветок. Дерево и цветок являются символами диалектического единства сознания и бессознательного, души и тела, неба и земли. Цветок черпает силы из земли и впитывает в себя лучи Солнца. Сильный, упругий цветок означает, что представляющий его человек имеет хороший внутренний ресурс для интеграции своих сил. Дерево имеет те же характеристики, что и цветок, но в дополнении к этому символизирует структуру Вселенной. Корни – это жизненная энергия, находящаяся в материальном, телесном мире. Ствол и ветви – различные уровни бытия, а листья и крона – ворота в мир запредельного и из него. (Впрочем, толкование символики дерева зависит от мировоззренческих позиций интерпретатора).

Очень важен такой символ, как луг. Представляющего луг человека следуют спросить, какое сейчас время года (осень – печаль и удовлетворенность, зима – отчаяние и безнадежность, весна – бодрость и оптимизм, лето – радость и удовлетворенность); растет ли на нем что-нибудь; если «да», то в каком состоянии находятся трава и (или) цветы (внутренние резервы и творческие способности), какого они цвета; ясное ли небо над головой (Солнце – общее позитивное состояние, тучи – подавленность) и т.д.

Во время работы с лугом можно предложить клиенту что-либо сделать (исследование луга – установка на активность). Важно выяснить, что находится за пределами луга (скажем, у некоторых страдающих неврозами людей луг может быть огорожен частоколом или колючей проволокой).

Водоем и символы принимающего начала: океан, озеро, река, ручей, бассейн, вагина, материнское лоно и т.д.

Все водоемы являются символами бессознательного, женской стороны нашей сущности. Недаром находящийся в животе матери младенец пребывает в водной среде. Вода приближает нас к глубиннейшим пластам бессознательного - не подсознания, а именно бессознательного.

Океан символизирует первобытную мощь инстинктов, их жизненную силу и безграничность. Озеро – это «окно» в глубины бессознательного. А река и ручейпуть в бессознательное и (или) психологический Рубикон.

Идя вдоль ручья, человек движется в сторону Другого. Важно выяснить, насколько чиста в ручье вода (насколько «загрязнена» психика); насколько сильно в нем течение (степень напряженности психической жизни); как клиент относится к движению вдоль ручья (как клиент относится к необходимости развиваться).

Двигаясь вдоль течения ручья, человек, как правило, выходит к большому водоему (т.е. возвращается к основам, в том числе в биографическом плане к области ранних взаимоотношений).

Если человек вообще не может представить себе водоем (видит, например, высохшее озеро), то это говорит о серьезнейших психических нарушениях. Переход через реку или ручей – это преодоление границы между сознанием и бессознательным, символическая трансценденция. Из воды выходит жизнь, но в воде (бессознательном) находится и множество опасных комплексов. Они символизируются в виде различной нечисти, которая может утащить в глубины, утопить. Так гибнет «я» сумасшедшего, соблазнившегося движениями своей больной души (анимы) и подвергшегося вторжению со стороны бессознательного (водяной может вылезти даже из бассейна, символизирующего собой «прирученное», окруженное «камнем сознания» бессознательное).

Юнг описывал сон одного из своих пациентов. В ходе этого сна пациент шел через ручей, и в его ногу вцепился рак – символ «оппозиционного давления со стороны бессознательного». Тем не менее, в водоемах находится ключ к спасению души, символ истинного единства и преображения. Это – Рыба. Поэтому повторюсь: любой водоем символизирует нашу жизненную энергию и ее источник. Все вышесказанное относится и к принимающим частям женского тела. (При этом, как это ни парадоксально, сами по себе женские половые органы редко означают самих себя. Обычно они отсылают нас именно к тайнам женственности и бессознательного. А вот символы типа чаши, колодца и т.д. в некоторых случаях могут символизировать сексуальные феномены в узком смысле этого слова).

Нужно ли символически погружаться в воду? Когда как. Чаще всего, такой шаг приобщает человека к его внутреннему миру и позволяет ему «впитать» в себя «материнскую» энергию инстинктов. Однако нередко он вызывает тревогу (репрезентирующуюся в виде подводных чудовищ или шторма), которую, впрочем, можно проработать.

Лес – это тоже символ бессознательного, но, скорее в «горизонтальном», а не в «вертикальном» смысле. Т.е. лес, который нередко окружает водоем, это «территория бессознательного», но сознание уже может чувствовать себя там более или менее уверенно и самостоятельно (в лесу – «твердая земля»).

Работу с символом леса лучше начинать с опушки и постепенно заходить туда. И в глубинах вод, и в лесу живут существа, которые символизируют и патогенные, и позитивные комплексы. Когда человек представляет себе лес, то волей-неволей снимается граница между сознанием и бессознательным. Во время движения по лесу нужно соблюдать осторожность и не удаляться слишком далеко (правило таково: нужно идти до тех пор, пока сознание может амплифицировать[93] содержания бессознательного и открываться запредельному).

Пещера. Этот символ отсылает нас к скрытому, вытесненному бессознательному материалу. В пещере, как правило, кто-то скрывается. Поэтому при работе с символом пещеры необходимо помнить о необходимости некоторое время находиться рядом с пещерой и посмотреть, кто оттуда выйдет. Как пишет один из толкователей символов: «Символ пещеры многозначен. Он означает жесткие тиски реальности – тесноту пространства, тягучесть времени и вместе с тем – аскетизм, суровую скудость чистых стихий: воды, земли, камня. Пещера может быть вместилищем зла, притоном злодеев и одновременно – убежищем духа, кельей отшельника. Пещера символизирует возврат назад – вглубь времен, в материнское лоно, это о ней говорил Новалис: «Куда идем мы? Все туда же – домой...». Но главное: пещера – это символ иномирности, включенной в нашу обыденность. Это знак перехода, предельности Бытия»[94].

Гора – это символ развития, труда во имя самосовершенствования. Важно, как выглядит гора (смотреть нужно издалека), которую представляет себе клиент. Если она сделана из искусственных материалов, значит, и развитие представляющего ее человека является во многом «искусственным». Необычная форма горы тоже чаще всего говорит о невротическом развитии (или, в некоторых случаях, о большой оригинальности). Гора, состоящая из сладостей, часто видится человеку, застрявшему на «оральной стадии»[95] развития (то есть, гора для него является «грудью матери»). «Грязная» (и тем более состоящая из фекалий) гора воображается человеком, застрявшем на «анальной стадии». Гора в форме фаллоса «приходит» к человеку, решающему конфликты, связанные с «фаллической стадией» решения внутренних конфликтов. Нормальная гора – это гора конусообразной формы примерно 1000 метров высотой. Если же гора слишком высокая (слишком низкая) или неприступная, то значит, клиент по тем или иным причинам не может развиваться и страдает от внутренней разбалансированности.

Высота горы говорит и об уровне самооценки и притязаний клиента: слишком высокая гора отражает низкую самооценку в период активных фантазий всемогущества и «взрыва» тщеславия, а низкая гора собственно низкую самооценку (однако для истинно незаурядных людей высокая гора может отражать их реальные возможности).

 Важно проговорить эмоциональное отношение клиента к «своей» горе, ведь она символизирует образы его ранних взаимоотношений и привязанностей. После осмотра горы клиенту можно предложить подняться на нее (т.е. смоделировать процесс развития). Начинать движения лучше с заветного места, «любимого сада» или луга. Кроме того, идти лучше через лес (таким образом, индуцируется вхождение в область бессознательного).

Подъем собственно в гору – это важный диагностический и коррекционный инструмент. Какой путь (тяжелый или легкий) избрал себе клиент? Как он движется вверх (равномерно или «скачками», уверенно или со страхом, целенаправленно или в «режиме отдыха»)? Если на его пути встречаются препятствия, то они могут символизировать внутренние конфликты. С образами препятствий можно поработать, сконцентрироваться на них. И тогда возникает возможность и прояснения конфликта, и его преодоления, причем на высоком эмоциональном уровне.

Здесь хорошо видна разница между целительной работой с образами и бесплодным фантазированием. Фантазии уводят от эмоционального ядра бытия, в целом, и конфликта, в частности, от осмысленного движения к резервуару своей энергии, путь к которому преграждает страх. Работа же с образами позволяет пройти через страх, напрямую встретится с внутренними комплексами и не поддаться им, но принять позитивную силу своего внутреннего мира. 

В случае серьезных внутренних проблем и слабости здорового ядра личности человек падает или скатывается вниз, попадает в ловушки. Тут важно пройти путь в режиме реального внутреннего движения, а не сфантазировать, что уже оказался на горе. Так любят поступать люди с истерическими (в том числе на оральном уровне) нарушениями. Когда человек поднимается вверх, ему открывается вид с вершины. Символически человек обозревает «владенья свои», т.е. свою психическую реальность.

Впереди лежит будущее, позади – прошлое, справа – «мужская», разумная область, слева – «женская», эмоциональная. Важно выяснить, не качает ли клиента в одну из сторон, нет ли где-либо «слепых пятен». «Качание» может говорить и о неспособности клиента быть в режиме «здесь и сейчас». Еще один важный признак: насколько богата и изобильна страна клиента, много ли там «лесов, полей и рек», большое ли там население (слишком большое может говорит о чрезмерном количестве «субличностей»).

Если да, то у клиента – отличные внутренние ресурсы. Об уровне развития сознания говорит количество и величина городов, железных дорог, аэродромов и т.д. Чрезмерное количество «железа» говорит о гордыне сознания и его отщепленности от бессознательного. О духовном развитии путника могут говорить здания церквей и число паломников (если они есть).

После подъема клиент может спуститься вниз. Спуск вниз с горы – это тоже развитие. Спуск символизирует переход к новой цели, к новым свершениям. Категорическое нежелание спускаться может говорить о цеплянии за «персону» и о страхе перед «земной жизнью», о бегстве в «отшельничество» (опять-таки, это верно лишь для большинства людей). Падение вниз свидетельствует о мощной инфляции эго и, соответственно, о «притяжении» со стороны бессознательного.

Лестница и мост – это символы перехода, трансценденции, связи сознания и запредельного. Мост связывает различные части Единства, укрепляет и восстанавливает целостность. Недостроенный мост – это символ незаконченного движения к единству. Часто «роль» моста выполняет радуга, которая является символом завета между Богом и человеком, символом примирения высшего и низшего и взаимообмена между ними. Лестница обычно символизирует движение по вертикали: либо подъем (в область сознания, мышления, духовных вершин), либо спуск (исследование низшей части психической реальности). Однако в отличие от пещеры лестница символизирует и внутреннюю способность к подъему или спуску.

 

Оружие и фаллические символы. Оружие и фаллические символы выражают нашу внутреннюю энергию в «направленном» состоянии и способность ей распоряжаться.

Оружие есть символ творчества, создания нового, преодоления косности. Оружие – это как бы квинтэссенция нашей внутренней энергии. Поэтому если во сне или во время работы со спонтанно появляющимися образами клиент находит оружие (особенно находящееся под землей), значит, в нем пробуждаются скрытые дотоле силы.

Символы животных.

1) Некоторые животные символизируют, выражают собой, прежде всего, физическую, природную жизненную силу. Это – теплокровные живучие животные: представители семейства кошачьих (собственно кошки, тигры, львы, пантеры, ягуары и т.д.), крысы и волки, однако сюда же относятся и пресмыкающиеся, включая крокодилов.

2) Способность полноценно жить «здесь и теперь» и сексуальную сферу символизируют представители тех же кошачьих, а так и всякие жирафы).

3) Правила и нормы (а также запреты, в общем, мораль), а также прирученные, поставленные под контроль инстинкты символизируют домашние животные типа собак.

4) Глубинные чувства любви и радости, способность к самоутверждению и совесть, нравственность символизируют птицы (птица[96] – символ души) и вообще летающие (полет – символ трансценденции) существа, а также благородные Кони и Лошади.

5) Способность к сопереживанию, к пониманию Другого, глубинную мудрость, духовный поиск человека символизируют образы сказочных животных типа единорога и те же птицы и Лошади.

Как мы говорили выше, осознанное обращение к изначальным образам помогает многим людям реализовывать свою жизненную миссию, а такие образы нередко приходят к нам во снах. Напомним, что сновидение – это непосредственное переживание взаимосвязи между субъектом и Другим, сознанием и бессознательным.

Можно спросить: не опасны ли в духовном плане так называемые «шаманские сны», когда, например, некие животные в «особом месте» разбирают сновидца или сновидицу на части, вновь собирают и т.д.?

На мой взгляд – опасны, и психология не должна с ними работать напрямую. Но, оказавшись в таком сне, тоже следует не бежать, а оставаться собой, выражая себя лицом к лицу с его персонажами.

Все это не отменяет простого факта, согласно которому почти всем девочкам-подросткам, включая русских, снятся кошки и другие «живучие животные», и девушки во снах от них убегают. Очевидно, что здесь имеет место быть некий естественный природный факт попытки спонтанной интеграции подростком своей развивающейся физической энергии, включая энергию сексуальную. Вот в случае таких снов – опасно символически отвергнуть кошку (естественно, кормить ее нужно, оставаясь при этом человеком).

В дополнении к данной главе рассмотрим символику цвета.

 

Символика цвета

В ходе психологической работы крайне важно учитывать символику цвета (как в диагностическом, так и в собственно практическом планах). Ведь люди с разной структурой личности и в разном психологическом состоянии склонны видеть мир буквально в разных цветах. При радости человек видит мир «в розовом свете», гнев «застилает глаза» красным, а печаль – синим, а в английском языке «синий» (blue) имеет значение «грустный, печальный, подавленный»[97].

«Цветовые оттенки и их сочетания влияют на нас, и это влияние глубоко воздействует на наше психическое и физическое состояние - хотим мы этого или нет. Данные многочисленных экспериментальных исследований подтверждают, что каждый цветовой оттенок оказывает определенное влияние на психофизиологическое состояние человека, вызывая те или иные изменения в его состоянии. Эти изменения касаются деятельности сердечно-сосудистой системы, динамики заживления тканей, состава крови, тонуса мышц, восприятия (боли, температуры, времени), эмоционального состояния, общей активности, психического напряжения. Например, длительное нахождение в «оранжевом помещении» оказывает на нервную систему стимулирующий эффект: повышается давление крови, ускоряется дыхание и сердцебиение, а в «темно-синем» приводит к обратному эффекту – артериальное давление крови снижается, замедляется сердцебиение и дыхание становится медленнее.

Эти реакции на цвет протекают в организме неосознанно. Цвет синонимичен душевным состояниям человека и является своеобразной управляющей программой любой деятельности. Цветом можно вылечить или, напротив, привести в угнетенное состояние. Правильно подобранный (цвет гармонизирует человека и мобилизует его ресурсы)»[98].

 Поговорим же о символическом значении каждого из основных цветов. (В ходе психологической работы, приведенные ниже данные можно использовать и для присоединения к клиенту, и для «провокации» появления вытесненного материала, и для работы по дополнению ведущих функций и установок, и для собственно психотерапии цветом):

Красный цвет – цвет жизненной энергии, цвет круговорота жизни, героических поступков, мужского начала («алая-алая кровь через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива и согрета лучами звезды по имени Солнце» В. Цой). Он проникает глубоко в человеческий организм, стимулирует стремление к борьбе, победе. На уровне тела, как говорят на Востоке, красный цвет относится к зоне копчика и паха. Там, в тазовой области, «скрыта» наша земная инстинктивная сила.

Оранжевый цвет – это горячий, огненный цвет. Он возбуждает, создает ощущение тепла и радости, повышает настроение. Оранжевый цвет – это цвет сексуальности, активного взаимодействия, жизни «здесь и теперь». На телесном уровне оранжевому цвету соответствует точка на два пальца ниже пупка. Там пульсирует наша сексуальная энергия. Не зря молодежь (этим, кстати, воспользовались политтехнологи из лагеря украинского бандеровца Ющенко во время «оранжевого майдана») предпочитает оранжевый цвет.

Желтый цвет – это цвет надежды и тревоги, изменений и равновесия. Желтый цвет символизирует земную жизнь с ее радостями и невзгодами, переход от тела к душе, и наоборот. Кроме того, желтый свет репрезентирует «срединную точку». Желтый цвет часто связывается с точкой рядом с «солнечным сплетением». Если у человека «в ссоре» душа и тело, нежность и телесная сексуальность, инстинкты и разум, то в зоне солнечного сплетения возникает мощный блок (недаром сексологи советуют массировать эти точку для снятия зажатости).

Зеленый цвет – это цвет любви к бытию, позитивного самоутверждения, роста, развития, восторга бытия. Это – цвет растительного мира, природы. Вызывает ощущение свежести и влаги. Он успокаивает, позволяет расслабиться, снимает боль.

Розовый цвет – цвет любви и нежности, цвет интимных взаимоотношений на душевном уровне, душевной радости и сопереживания, любви к ближнему. На телесном уровне розовому цвету, как и зеленому, соответствует область сердца. Не зря при потере любви у человека «болит сердце», а любящие люди «соприкасаются сердцами».

Голубой цвет создает впечатление свежести и покоя, кажется прозрачным, легким, он «раздвигает пространство». Голубой цвет – это цвет некоторой отстраненности и, в то же время, глубинного понимания человека человеком, проницательности. Голубой цвет соответствует зоне горла. Воздействие голубого цвета определяется как «тоскующее, полное тайн, воспринимающее, тонко чувствующее». Подмечено, что если женщина любит мужчину, то при встрече с ним у нее теплеет горло.

Синий цвет – это цвет покоя и расслабленности, связи на уровне бессознательного, прозорливости. Синий цвет – это цвет женственности, воды, принятия. Синий цвет соответствует области между глаз человека.

Фиолетовый цвет – это цвет трансценденции, связи с запредельным. Он «действует на сердце, легкие, увеличивает их выносливость». В то же время он может говорить об инфантильности человека. На телесном уровне фиолетовому цвету соответствует макушка головы.

Белый цвет – это символ чистоты и непорочности. Он включает в себя все цвета радуги, все переливы жизни.

Черный цвет является цветом, отрицающим другие цвета и поглощающим белый свет (при этом золотой свет преодолевает черноту). Символизирует смерть, печаль и скорбь.

Золотой Свет, Свет Божественной любви и любви к Богу, цвет духовного делания символизирует изначальную силу бытия и творчества и преодоление черноты.

Можно привести следующую «цветовую» метафору. И психологическая работа, и духовное делание (на своих уровнях) представляют собой процесс интеграции разных чистых цветов силой золотого Света (цвета) при отсеивании «загрязнений», вызываемых черным цветом.

В рамках различных религий символика цвета имеет громадное значение. Каждый цвет несет мощную символическую нагрузку во время религиозных ритуалов, оказывает на верующих сильное эмоциональное воздействие. В частности, в православной христианской Церкви цвету придается следующее значение:

«Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или «света», как его точно называли в древности, также имеют глубоко символическое значение. То же самое относится к настенным росписям, убранству храмов. Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики цвета. < …> Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства»[99].

 

Использованные источники

 

1.  Ainsworth M. D. S. «Infancy In Uganda, Infant Care and the Growth of Love». – 1st ed. – The Johns Hopkins Press, 1967.

2. Ассаджиоли Р. «Психосинтез: Принципы и техники» Источник: сайт Twirpx.com Ссылка: http: //www.twirpx.com/file/332852/

3. Адлер А.«Наука жить», Москва.  Издательство: Port-Royal, 1997.

4. Андреева Г.А. «Современная социальная психология на западе (теоретические направления)» Источник: сайт Libok.net. Ссылка: http: //www.libok.net/writer/3927/kniga/11453/andreeva_gm/sovremennaya_sotsialnaya_psihologiya_na_zapade_teoreticheskie_napravleniya/read/19

5. Баринова А. «Крысы с удовольствием помогают друг другу» Источник: сайт Nat-geo.ru Ссылка: http: //www.nat-geo.ru/nature/191340-krysy-s-udovolstviem-pomogayut-drug-drugu/

6. Боулби Дж. «Создание и разрушение эмоциональных связей». – 2. – М.: Академический Проект, 2006.

7.  Васильева Е.Е. «Законы и приемы управления вниманием». Ссылка: http: //www.dv-reclama.ru/others/articles/psihologiya_i_reklama/27408/ upravlenie_vnimaniem_zakony_i_priemy_trenirovki_vnimaniya_sposoby_upravleniya_vnimaniem

8. Винникотт Д.В. «Разговор с родителями». Москва, Издательство: Независимая фирма " Класс", 1994.

9. Высоцкий В.С. «Дурацкий сон». Источник: Сайт Masteroff.org. Ссылка: http: //masteroff.org/30708.html

10. Высоцкий В.С. «Меня опять ударило в озноб». Источник: сайт Otblesk.ru. Ссылка: http: //otblesk.com/vysotsky/-menja.htm

11. Горохова З. «Тайная власть цвета». Источник: сайт sibdesign.ru Ссылка: http: //www.sibdesign.ru/index.php? razdel=stat& text=1& textnew= 20041223082220

12. Грот Н.Ю. «Устои нравственной жизни и деятельности». Москва. Издательство «Книга по требованию», 2013.

13. Иванченко В. «Знак пещеры». Источник: сайт «Культурное обозрение» Ссылка: http: //www.cultoboz.ru/-lr/60--4/362-2011-07-11-11-25-36

14. Еникеев М.И. «Общая и социальная психология». Учебник для вузов. Москва: издательство Норма, 1999.

15. Зубарев З. «Защитные механизмы психики». Источник: сайт PSYLIBE.ru Ссылка: http: //www.psylive.ru/? mod=articles& gl=2& id=310)

16. Коттлер Дж., Браун Р. «Психологическое консультирование». Издательство «Питер», 2001.

17. Кохут К. Стоит ли нам и сегодня изучать психическую жизнь человека? Источник: http: //xn--d1ajoht.xn--p1ai/psychoan/kohut.htm

18. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.

19. Краткий психологический словарь. Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998.

20. Краткий психологический словарь. Л.А. Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998.

21. Кулаков А.С. «Основы психосоматики». Санкт-Петербург, издательство «Речь», 2003.

22. Лазарус. А. «Краткосрочная. Мультимодальная. Психотерапия». Санкт-Петербург. Издательство «Речь». 2001

23.  Лэнг Р. «Расколотое " Я" ». Москва. Издательство " Белый кролик", 1995.

24. Мак-Вильямс Н. «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе» Источник: сайт center-nlp.ru. Ссылка: http: //www.center-nlp.ru/library/s55/nlp/mak.html? current_book_page=9

25. Макарова М.В. «Защитные механизмы психики». Источник: сайт «Мир психологии». Ссылка: http: //psychology.net.ru/articles/content/ 1099315586.html

26. Маслоу А. " Мотивация и Личность", СПб., Издательство Питер, 2006.

27. Минделл А. «Работа со сновидящим телом» Московский психотерапевтический журнал, М., 1993, № 1, 2

28. Назаренко Е. «Что такое якорь в НЛП? » Источник: сайт [email protected] Ссылка: http: //www.live-and-learn.ru/catalog/article/chto-takoe-yakor-v-nlp/

29. Нойманн Э. «Происхождение и развитие сознания». Москва. Издательство Рефл-бук, Ваклер, 1998.

30. Палагина Н.Н. «Психология развития и возрастная психология». Москва. Издательство Московский психолого-социальный институт, 2005.

31. Паркинсон С, Уоткинс Э. «Теории психотерапии». Источник: сайт «Синтон» Ссылка: http: //www.syntone.ru/library/books/content/5092.html? current_book_page=19

32.   Петровский В.А.»Идея свободной причинности в психологии», Источник: сайт Psychology.ru Ссылка: http: //www.psychology.ru/library/00074.shtml

33. Платонов Ю. «Групповые эффекты». Источник: сайт «Синтон» (к нему относится материалы с 5 по 18 пунктов раздела «Некоторые закономерности социальной психологии) Ссылка: http: //www.syntone.ru/ library/article_other/content/848.html

34. «Психология XXI века». Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – Москва. Издательство Пер Сэ, 2003.

35. Редакционная статья «Модель НЛП: якоря». Источник: сайт Trenings.ru. Ссылка: http: //trenings.ru/entsiklopediya-nlp/modeli/2-model-nlp-yakorya.html

36. Рудестам К.Э." Групповая психотерапия" Источник: сайт «Психология от А до Я» Ссылка: http: //azps.ru/ptherapy/rudestam_telesna_procedures.html

37. Сайт «Кабинет психоаналитика» Ссылка: http: //ps-analytik.ru/ index.php4? mod=31

38. Сайт «Академик» http: //psychology.academic.ru/3622/%D0%99%D0% B5%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%B0-%D0%94%D0%BE%D0%B4%D1% 81%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD

  1. Сайт ДокторПитер Ссылка: http: //doctorpiter.ru/articles/15468/

40. Сайт Booksonline.com Ссылка: http: //booksonline.com.ua/view.php? book=162188& page=99

41. Сайт Pro-psixology.ru Ссылка: https: //pro-psixology.ru/psixologiya-vyzhivaniya-v-sovremennom-mire/upravlenie-soboj/4794-prinyatie-pomoshhi.html

42. Сайт Psychoanalyse.narod.ru Ссылка: http: //psychoanalyse.narod.ru/ lexicon/begriffe/jung/bewusst2.htm

43. Сайт Womanadvice.ru Ссылка: http: //womanadvice.ru/zakonomernosti-oshchushcheniy

44. Сайт Богословского благочиния Русской Православной Церкви Московского Патриархата Екатеринбургской Митирополии Нижетагильской Епархии Б Ссылка http: //hrammaxim.ru/index.php/vhodyashemu/323-2010-11-26-05-44-57

45. Сандомирский М.Е. «Психосоматика и телесная психотерапия». Москва. Издательство «Класс», 2005.

46. Семенов В.Е. «Современные методологические проблемы в российской социальной психологии». Психологический журнал, 2007, № 1, стр. 38

47. Соколов Д.Ю. «Сказки и сказкотерапия». Москва: Издательство «Институт Психотерапии», 2005.

48. Сурин Д. «У страха глаза велики» Источник: журнал «Итоги» № 22 (28.05.07) http: //www.itogi.ru/archive/2007/22/21948.html

49. Ухтомский А.А.. «Доминанта души / Из гуманитарного наследия». Рыбинск: Издательство «Рыбинское подворье», 2000.

50. Франк С.Л. «Смысл жизни». Брюссель. Издательство «Жизнь с Богом», 1976.

51. Франкл В. «Сказать жизни " Да! ". Психолог в концлагере» Источник: сайт Knigi-besplatno.org Ссылка: http: //knigi-besplatno.org/psihologiya-samorazvitie/7395-viktor-frankl-skazat-zhizni-da-psiholog-v-konclagere-2011-rtffb2epubmobidocx.html

52. Хиллман Дж. «Опус психологии: сотворение души» Журнал практической психологии и психоанализа, 2005, № 3.

53. Холмогорова А.Б. «Страх смерти: культуральные источники и способы психологической работы». Московский психотерапевтический журнал, № 2, 2003

54. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». Издательство «Питер-пресс», 1997.

55. Шойфет М.С. «Нераскрытые тайны гипноза». Москва, РИПОЛ классик, 2006,

56. Щербатых Ю. «Ресурсное якорение» Источник: сайт No-stress.ru Ссылка: http: //www.no-stress.ru/stress/methods/resursNL

57. Юнг К.Г. «Воспоминания, сновидения, размышления». Издательство Харвест, 2003.

58. Юнг К.Г. «Психологические типы». Москва. Издательство «Универ-ситетская книга», 1998.

59. Юнг К.Г. «Трансцендентная функция». Источник: сайт Юнглэнд. Ссылка: http: //jungland.ru/Library/TransFunc.htm

60. Юнг К.Г.. «Психотерапия и мировоззрение». Источник: cайт Bookap.info Ссылка: http: //bookap.info/psyanaliz/yung_psihoterapiya_ i_mirovozzrenie_statya/gl1.shtm

61. Яньшин П.В. «Цвет как фактор психической регуляции» // Журн. «Прикладная психология», 2000.

 


[1] Подробно о понятии «Другой» мы поговорим ниже.

[2] Таких, например, как своеобразная психологическая «политкорректность».

[3] Русской – в цивилизационном, а не в этническом, плане.

[4]Юнг К.Г. «Трансцендентная функция». Источник: сайт Юнглэнд. Ссылка: http: //jungland.ru/Library/TransFunc.htm

[5] Как писал известнейший психотерапевт К. Кохут: «Я задаюсь вопросом: Есть ли смысл ещё и сегодня изучать внутреннюю жизнь человека? ». Происходи всё это на демонстрации, то я бы просто выкрикнул громкое «Да! » и как только можно быстрее отступил назад в толпу». Источник: http: //xn--d1ajoht.xn--p1ai/psychoan/kohut.htm

[6]Шойфет М.С. «Нераскрытые тайны гипноза». Москва, «РИПОЛ классик», 2006.

[7]Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. «Теории личности». «Питер-пресс», 1997.

[8] Сайт ДокторПитер Ссылка: http: //doctorpiter.ru/articles/15468/

[9] Н.Ю.Грот. «Устои нравственной жизни и деятельности». Москва. «Книга по требованию», 2013.

[10] В. Франкл «Человек в поисках смысла». Источник: Электронная библиотека RoyalLib.comсайт Ссылка: http: //royallib.com/book/frankl_viktor/chelovek_v_poiskah_smisla.html

[11]В.Е. Семенов. «Современные методологические проблемы в российской социальной психологии». Психологический журнал, 2007, № 1, стр. 38.

[12]«Психология XXI века». Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина. – Москва. «Пер Сэ». 2003.

[13]Юнг К. Г. «Психотерапия и мировоззрение». Источник: cайт Bookap.info Ссылка: http: //bookap.info/psyanaliz/yung_psihoterapiya_i_mirovozzrenie_statya/gl1.shtm

[14] Д. Сурин «У страха глаза велики» Источник: журнал «Итоги» № 22 (28.05.07) http: //www.itogi.ru/archive/2007/22/21948.html

[15]Данная информация была получена мной во время одной лекций, которую я слушал в качестве студента. К сожалению, мне не удалось найти в Сети ссылки на соответствующее исследование, однако все же посчитал нужным привести запомнившиеся мне данные.

[16]Статья «Принятие помощи». Источник: сайт Pro-psixology.ru Ссылка: https: //pro-psixology.ru/psixologiya-vyzhivaniya-v-sovremennom-mire/upravlenie-soboj/4794-prinyatie-pomoshhi.html [В размещенной по ссылке статье приводится несколько видоизменный эксперимент с крысами, но суть его аналогична приведенному мной. А.М.]

[17] Здесь уместно обратиться к технике разотождествления из практики такого направления психологии, как психосинтез. Подробно об этом говорится в книге Роберто Ассаджиоли «Психосинтез: Принципы и техники» Источник: сайт Twirpx.com Ссылка: http: //www.twirpx.com/file/332852/

[18] Правда, существуют научные данные о том, что «мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек — это решение осознает» (Источник: Лекция профессора Т.В. Черниговской. Ссылка: http: //zagopod.com/blog/43060573641/Professor-Tatyana-CHernigovskaya-o-taynah-i-syurprizah-nashego-- ). Но если это так, то как же быть с «субъектом»? Думаю, что субъект может одновременно находиться и в сознании, и в бессознательном. Что же проблемы предопределенности и свободы воли, то тут в силу вступают законы диалектики…

[19] Роберто Ассаджиоли «Психосинтез: Принципы и техники» Источник: сайт Twirpx.com Ссылка: http: //www.twirpx.com/file/332852/

[20] Выше мы специально сделаем акцент на том, что, тогда как некоторые субличности – органичная часть целостной структуры личности, другие представляют собой чуждые ей образования.

[21] Аналогичные идеи излагал К.Г. Юнг, а также ряд других авторов.

[22] Петровский В.А. «Идея свободной причинности в психологии», Источник: сайт Psychology.ru Ссылка: http: //www.psychology.ru/library/00074.shtml

[23] Существует порядка тысячи определений и моделей личности, и в настоящей работе мы выносим за скобки их рассмотрение и сопоставление

[24]Источник: сайт Psychoanalyse.narod.ru Ссылка: http: //psychoanalyse. narod.ru/lexicon/begriffe/jung/bewusst2.htm

[25]Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», (Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский.) 1998.

[26] Нойманн Эрих. «Происхождение и развитие сознания». Москва. Изда- тельство «Рефл-бук», 1998.

[27] Маслоу А. «Мотивация и Личность». СПб. Издательство «Питер», 2006.

[28] Винникотт Д.В. «Разговор с родителями», Москва. Издательство Независимая фирма " Класс", 1994.

[29] Хиллман Дж. «Опус психологии: сотворение души» Журнал практической психологии и психоанализа, 2005, № 3.

[30] Холмогорова А. Б. «Страх смерти: культуральные источники и способы психологической работы» Московский психотерапевтический журнал, № 2, 2003

 

[31]Ухтомский А.А. «Доминанта души / Из гуманитарного наследия». Рыбинск: Издательство «Рыбинское подворье». 2000.

[32]Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – 2. – М.: Академический Проект, 2006.

[33]M. D. S. Ainsworth Infancy In Uganda, Infant Care and the Growth of Love. – 1st ed. – The Johns Hopkins Press, 1967.

[34] Виктор Франкл. «Сказать жизни " Да! ". Психолог в концлагере» Источник: сайт Knigi-besplatno.org Ссылка: http: //knigi-besplatno.org/psihologiya-samorazvitie/7395-viktor-frankl-skazat-zhizni-da-psiholog-v-konclagere-2011-rtffb2epubmobidocx.html Отметим здесь же, что факт выстраивания человеческого «я» на основе образов значимых доя него других объясняет, почему многие люди сходят с ума в одиночестве (например, на необитаемом острове, где их «я» разрушается), в то время как «святые отшельники» различных культур, удерживая внутри себя образ Того, Кому они молятся, и образы тех, за кого молятся, сохраняют свое «я» сильным, неразрушенным и даже укрепленным.

[35]Адлер А. «Наука жить». Москва.  Издательство: Port-Royal, 1997.

[36]Ухтомский А.А. «Доминанта души/ Из гуманитарного наследия». Рыбинск: Издательство «Рыбинское подворье», 2000.

[37]

[38]Франк С.Л. «Смысл жизни», Брюссель, Издательство «Жизнь с Богом», 1976.

[39]Франк С.Л. «Смысл жизни», Брюссель, Издательство «Жизнь с Богом», 1976.

[40] В настоящей работе мы довольно часто говорим о психоанализе как о чуждой психологии бытия, хотя и интересной методологии, уделяя сравнительно мало внимания ряду других западных психотеорий, потому именно психоанализ является их «источником».

[41] Лазарус А. «Краткосрочная. Мультимодальная. Психотерапия». Санкт-Петербург. Издательство «Речь», 2001.

[42]Коттлер Дж., Браун Р. «Психотерапевтическое консультирование». Издательство «Питер», 2001.

[43] Минделл А. «Работа со сновидящим телом» Московский психотерапевтический журнал, М., 1993, № 1, 2

[44] Соколов Д.Ю. «Сказки и сказкотерапия», Москва: Издательство «Институт Психотерапии», 2005.

[45] Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.

[46] Ухтомский А.А. «Доминанта души / Из гуманитарного наследия». Рыбинск: Издательство «Рыбинское подворье», 2000.

[47]То есть здесь не идет речь об образе, символизирующем зло, как таковое.

[48]Мак-Вильямс Нэнси. «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе». Источник: сайт center-nlp.ru Ссылка: http: //www.center-nlp.ru/library/s55/nlp/mak.html? current_book_page=9

[49]Источник: сайт «Кабинет психоаналитика». Ссылка: http: //ps-analytik.ru/index.php4? mod=31

[50]Макарова М.В. «Защитные механизмы психики». Источник: сайт «Мир психологии». Ссылка: http: //psychology.net.ru/articles/content/1099315586.html

[51]Зубарев А. «Защитные механизмы психики». Источник: сайт PSYLIBE.ru Ссылка: http: //www.psylive.ru/? mod=articles& gl=2& id=310)

[52] На тему агрессии и работы с ней мы подробно поговорим в следующей главе.

[53]Сандомирский М.Е. «Психосоматика и телесная психотерапия». Москва. Издательство: «Класс», 2005.

[54]Сандомирский М.Е. «Психосоматика и телесная психотерапия». Москва, Издательство: «Класс», 2005.

[55] Митрополит Сурожский Антонии. «Жизнь. Болезнь. Смерть». Клин, 2001. С. 27—28. (Цитируется по книге А. В. Гнездилов Психология и психотерапия потерь. Санкт-Петербург 2007)

[56] Источник: https: //vk.com/tanatoterapiyaotavtora? w=wall-159226474_123

[57]Сандомирский М.Е. «Психосоматика и телесная психотерапия». Москва, Издательство: «Класс», 2005.

[58]Сандомирский М.Е. «Психосоматика и телесная психотерапия». Москва, Издательство: «Класс», 2005.

[59]Сандомирский М.Е. «Психосоматика и телесная психотерапия». Москва, Издательство: «Класс», 2005.

[60]Сандомирский М.Е. «Психосоматика и телесная психотерапия». Москва, Издательство: «Класс», 2005.

[61]Сандомирский М.Е. «Психосоматика и телесная психотерапия». Москва, Издательство: «Класс», 2005.

[62]                                                                                                                                 Сандомирский М.Е. «Психосоматика и телесная психотерапия». Москва, Издательство: «Класс», 2005.

[63]Источник: сайт http: //booksonline.com.ua/view.php? book=162188& page=99

[64]Рудестам К.Э. «Групповая психотерапия».Источник: сайт «Психология от А до Я». Ссылка: http: //azps.ru/ptherapy/rudestam_telesna_procedures.html

[65]Сандомирский М.Е. «Психосоматика и телесная психотерапия», Москва. Издательство: «Класс», 2005.

[66]Соколов Д.Ю. «Сказки и сказкотерапия». Москва. Издательство «Институт Психотерапии», 2005.

[67]Назаренко Е. «Что такое якорь в НЛП? ». Источник: сайт [email protected] Ссылка: http: //www.live-and-learn.ru/catalog/article/chto-takoe-yakor-v-nlp/

[68]Редакционная статья «Модель НЛП: якоря». Источник: сайт Trenings.ru Ссылка: http: //trenings.ru/entsiklopediya-nlp/modeli/2-model-nlp-yakorya.html

[69]Щербатых Ю. «Ресурсное якорение» Источник: сайт No-stress.ru Ссылка: http: //www.no-stress.ru/stress/methods/resursNLP.html

[70]Юнг К.Г. «Психологические типы». Москва. Издательство «Универ- ситетская книга», 1998.

[71] В данной главе мы искусственно не различаем чувства, эмоции, а также аффекты.

[72]Лэнг Р. «Расколотое " Я" ». Москва. Издательство: " Белый кролик", 1995. 

[73]Баринова А. «Крысы с удовольствием помогают друг другу». Источник: сайт Nat-geo.ru. Ссылка: http: //www.nat-geo.ru/nature/191340-krysy-s-udovolstviem-pomogayut-drug-drugu/

[74]Юнг К.Г. «Воспоминания, сновидения, размышления». Издательство «Харвест», 2003.

[75]Высоцкий В.С. «Дурацкий сон». Источник: Сайт Masteroff.org Ссылка: http: //masteroff.org/30708.html

[76]Высоцкий В.С. «Меня опять ударило в озноб». Сайт «Русская поэзия». Ссылка: http: //rupoem.ru/vysotskiy/menya-opyat-udarilo-v.aspx

[77] Путь к «Другости» лежит сквозь «чуждости».

[78]Семёнов В.Е. «Современные методологические проблемы в российской социальной психологии» // Психологический журнал. 2007. – № 1.– С. 38

[79] Самореализующееся пророчество (эффект Пигмалиона) – это воплощение в жизнь того, что человек внутренне воспринял как неизбежность. Данный эффект может относится как к конкретным событиям («двойка» на экзамене, болезнь, или, наоборот, успешное действие), так и к формирующимся в детстве бессознательным «жизненным сценариям». В ситуации же «дежа-вю» нередко происходит нечто, соответствующее реализации «жизненного сценария», что и приводит к ощущению повторения.

[80]Платонов Ю. «Групповые эффекты». Источник: сайт «Синтон» (к нему относится материал с 5 по 18 пункт раздела «Некоторые закономерности социальной психологии) Ссылка: http: //www.syntone.ru/library/article_other/content/ 848.html

[81]Краткий психологический словарь. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998. Источник: сайт «Академик»http: //psychology.academic.ru/3622/%D0%99%D0%B5%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%B0-%D0%94%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BE%D 0%BD%D0%B0_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD Остальные материалы данного раздела относятся к тому же источнику.

[82]Краткий психологический словарь. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».1998.Источник: сайт «Академик» Ссылка: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/2189. Остальные материалы данного раздела относятся к тому же источнику.

 

[83]Источник: сайт «Академик» /psychology.academic.ru. Остальные материалы данного раздела относятся к тому же источнику.

[84]Материалы для данного раздела заимствованы из источника «Психология XXI века» Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕР СЭ, 2003.

 

[85]Палагина Н.Н. «Психология развития и возрастная психология». Москва. Издательство: Московский психолого-социальный институт, 2005.

[86]Васильева Е.Е. «Законы и приемы управления вниманием». Ссылка: http: //www.dv-reclama.ru/others/articles/psihologiya_i_reklama/27408/ upravlenie_vnimaniem_zakony_i_priemy_trenirovki_vnimaniya_sposoby_upravleniya_vnimaniem/

[87]Еникеев М.И., «Общая и социальная психология». Учебник для вузов. Москва. Издательство Норма, 1999.

[88]Андреева Г.М. «Современная социальная психология на западе (теоретические направления)». Источник: сайт Libok.net Ссылка: http: //www.libok.net/writer/3927/kniga/11453/andreeva_gm/sovremennaya_sotsialnaya_psihologiya_na_zapade_teoreticheskie_napravleniya/read/19

[89]Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

[90]Источник: сайт Womanadvice.ru Ссылка: http: //womanadvice.ru/zakonomernosti-oshchushcheniy

[91]Источник данного и других определений в данном разделе: сайт «Академик» http: //psychology.academic.ru

[92]Открывающего путь к «Самости», к «истинному я», возникающим при сопричастности с Другим.

[93]                                                                                                                                              То есть интегрировать в структуру личности в измерениях чувства и знания.

[94]          Иванченко В. «Знак пещеры». Источник: сайт «Культурное обозрение» Ссылка: http: //www.cultoboz.ru/-lr/60--4/362-2011-07-11-11-25-36

[95]          Я позволяю себе здесь поговорить о «фиксациях стадиях развития», но в порядке исключения.

[96] Говоря о символе птицы, уместно привести еще один фрагмент из творчества Виктора Франкла, описывающего свой внутренний и абсолютно реальный диалог с женой в концлагере: «Был серый рассвет; серым было небо над нами, серым был снег в бледном свете хмурого утра; серыми были наши лохмотья, и серыми были наши лица. Я снова молча разговаривал со своей женой, а может, я пытался найти смысл моих страданий, моего медленного умирания. В последнем яростном протесте против безнадежности и неминуемой смерти я почувствовал, как мой дух прорывается через окутывающий все мрак. Я чувствовал, как он переступает через границы этого бессмысленного мира, и откуда-то я услышал победное " Да" в ответ на мой вопрос о существовании конечной цели. В этот момент зажегся свет в окне далекого домика, будто нарисованного на горизонте, среди серости раннего баварского утра. " Et lux in tenebis lucet" - и свет засиял в темноте. Часами я стоял, врубаясь в ледяную землю. Прошел мимо охранник, осыпая меня оскорблениями. Я опять стал общаться со своей любимой. Я все больше и больше чувствовал ее присутствие рядом со мной, казалось, что я могу дотронуться до нее, протянуть руку и сжать ее руку. Чувство было очень сильным: она была тут. И в это мгновение птица тихо слетела вниз и села прямо передо мной, на кучу накопанной мной земли, и пристально посмотрела на меня» (В. Франкл «Человек в поисках смысла». Источник: Электронная библиотека RoyalLib.comсайт Ссылка: http: //royallib.com/book/frankl_viktor/chelovek_v_poiskah_smisla.html)

[97]                                                                                                                                 Яньшин П.В. «Цвет как фактор психической регуляции» // Журн. «Прикладная психология», 2000. № 4. С. 14-27.

[98]Горохова З. «Тайная власть цвета». Источник: сайт sibdesign.ru Ссылка: http: //www.sibdesign.ru/index.php? razdel=stat& text=1& textnew=20041223082220

[99]                                                                                                                                 Источник: сайт БОГОСЛОВСКОГО БЛАГОЧИНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ МИТРОПОЛИИ НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ Ссылка: http: //hrammaxim.ru/index.php/vhodyashemu/323-2010-11-26-05-44-57


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.304 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь