Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Две истории Сотворения мира



РАШИ

 

 

6. « да будет свод» -  (Да укрепится свод). Хотя небеса были сотворены в первый день, они все еще были текучими и застыли во второй день от окрика Святого, благословен Он, когда Он сказал: " Да будет свод". О том же сказано [#Иов 26, 11]: " Столпы небес колебались" весь первый день, а во второй (день) " оцепенели они от окрика Его", подобно человеку, который замирает от окрика того, кто внушает ему страх [#Хагига 12а].

 

«посреди вод» - (В середине вод), ибо расстояние между верхними водами и сводом равно (расстоянию) между сводом и водами на земле [#Берешит_раба 4]. Отсюда выводишь, что (верхние воды) держатся на речении (по велению) Царя.

 

7. «и создал Б-г свод» -  (Установил его в его положении), и в том заключается его созидание, подобно " и пусть отпустит (букв.: сделает) ногти свои" [#Речи 21, 12].

 

«над сводом» - Сказано не " на своде", а " над сводом", ибо они (воды) держатся в пространстве. А почему (о сотворенном) во второй день не сказано " что хорошо"? Потому что труд (по созданию) вод не был завершен до третьего дня, - он был лишь начат во второй день, - а нечто незавершенное не является целым и добрым (т.е. о таком нельзя сказать " хорошо" ). В третий же день, когда был завершен труд (по созданию вод), а также начат и завершен другой труд. Он сказал " что хорошо" дважды: один раз - о завершении труда второго дня, и еще раз - о завершении труда сего (третьего) дня [#Берешит_раба 4].

 

8. «и назвал Б-г свод небесами» - (Слово (ש מ י ם ), небо, состоит из) (ש א ( )מ י ם ) неси воды; (ש ם ( )מ י ם ), там воды; (א ש ( )ו מ י ם ), огонь и воды, которые Он смешал друг с другом и создал из них небеса [#Хагига 12а; #Берешит_раба 4].

 

ТОРА МИ-ЦИОН

 

 

6. Продолжается разделение.

 

7. «Так» - на иврите «кэн». Здесь, то есть в рассказе о Творении, это означает «примерно так». Задача выполнена, но не вполне точно (в 11 пасуке мы увидим это подробно). Различие между замыслом и реализацией создает предпосылки контроля, оценки, развития и, в конце концов, устойчивости этого мира. При этом ясно, что все неудачи и промахи являются частью общего плана Творца.

 

 

ГЕРЦ

 

6.. «пространство посреди воды» - Букв. " небесный свод". Небеса, граница между верхними и нижними водами. воду от воды. «Верхние воды» - принадлежат духовным мирам и не проявляются непосредственно в материальном мире. «Нижние воды» - воды материального мира: (реки, моря, дожди, туманы, облака и т.п).

 

7. «и стало так» - Претворение повеления в жизнь осуществляется одновременно с произнесением приказа Всевышним. " Он сказал - и свершилось. Он повелел - и стало (так)" (#Теhилим, 33: 9).

 

8. «небом» - В Торе небеса образно (а не буквально) описываются как жилище Всевышнего. В книге #Мелахим (I, 8: 27) подчеркивается, что говорить о месте пребывания Всевышнего можно только условно или образно: " Вот ведь небеса и небеса небес не могут вместить Тебя, - обращается царь Шломо к Всевышнему, - тем более, не сможет вместить Тебя этот дом (Храм), который я построил! "

 

«и был вечер» - В описании второго дня Творения опущена фраза, которая повторяется в каждом из отрывков, повествующих об остальных днях Творения: " И увидел Всесильный, что это хорошо". Это объясняется тем, что работа, начатая в этот день, не была завершена до наступления полудня третьего дня. А что-либо незавершенное, неоконченное не может быть охарактеризовано как " хорошее" (#Раши).

 

 

ГИРШ

 

6. «Прежде чем Б-г» — так учит нас Его Слово — удалил универсальный растворитель (מ י ם ) (воду) от земли, отделив друг от друга сушу и воду, Он поднял часть воды и простер над землею (ר ק י ע ) (свод), который мы видим и сегодня. Свод был создан для того, чтобы испарения земли поднимались вверх, а затем в виде облаков впитывали воду и возвращали ее дождем иссохшей почве и пребывающим на ней живым существам, жаждущим влаги. Подобно тому, как первозданный рассеянный свет был впоследствии соединен со светилами, так и вода была отделена Создателем от суши, чтобы пролиться затем на иссохшую землю благодатным дождем. Через антитезу дарения и приобретения, происходит развитие всего сущего на земле.

 

8. Так же как Б-г назвал свет “днем”, чтобы определить функцию света по отношению к земле. Он теперь называет свод “небом”, чтобы обозначить суть его взаимодействия с землей. (ר ק י ע ) (свод) представляет собой “небо”, как оно видится с земли. Все, что земля получает свыше, дается ей через посредника — «небо». Даже свет не попадает на землю в первоначальном виде, но фильтруется небом, чтобы прийти на землю в форме, необходимой для исполнения его роли на земле.

 

ПОЛОНСКИЙ

 

 

Две истории Сотворения мира

 

В начале книге Бытия есть два рассказа о Сотворении мира и человека:


Первый рассказ подробно описывает Семь Дней Творения, уделяя каждому из дней примерно равное место, и заканчивается описанием Субботы:

 

 


(1: 1) В начале сотворил Бог небо и землю.... И увидел Бог свет, что он хорош... И был вечер, и было утро: день один.

(6) И сказал Бог: да будет свод внутри воды, и да отделяет он воду от воды.... И назвал Бог свод небом. И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша.... И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень... И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

(14) И сказал Бог: да будут светила в небосводе... И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

(20) И сказал Бог: да воскишит вода кишеньем живых существ; и птицы... И сотворил Бог больших чудищ и всякие существа живые, пресмыкающихся, которыми воскишела вода, по роду их, и всех птиц крылатых по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, сказав: плодитесь и размножайтесь... И был вечер, и было утро: день пятый.

(24) И сказал Бог: да произведет земля существа живые по роду их, и скот, и гадов, и зверей земных... И увидел Бог, что это хорошо.

(26) И сказал Бог: сделаем человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (27) И сотворил Бог человека в образе его, в образе Божием сотворил его, мужчиной и женщиной сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и властвуйте над нею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле...

(31) И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо очень. И был вечер, и было утро: день шестой.

(2: 1) И завершены были небо и земля, и все воинство их... И благословил Бог день Седьмой, и освятил его..

 


Второй рассказ (2: 4-3: 24) кратко говорит о сотворении неба, земли и растений, потом подробно описывает создание человека и историю в Саду Эденском; и завершается рассказом про изгнание из Сада:

 


Вот происхождение неба и земли при сотворении их, во время создания Господом Богом земли и неба.

Никакого же кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла: ибо дождя не посылал Господь Бог на землю, и человека не было для возделывания земли;

...





Разные Имена Бога

(1: 27) И сотворил Бог человека в образе его, в образе Божием сотворил его, мужчиной и женщиной сотворил их.

...

(2: 7) И сформировал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым.


Первый рассказ всюду называет Всевышнего – «Элоhим» (в переводе – «Бог»), а второй рассказ использует Имя «hа-Шем Элоhим», (в переводе – «Господь Бог»).


Для обсуждения разных имен Бога в рассказе о Сотворении, для начала мы должны отметить, что любое имя вообще – это не только название объекта, но и указание на тип связи с ним. Почти у каждого объекта в окружающем нас мире есть несколько названий, и особенно по отношению к человеку в разных случаях используются разные виды обращения. В общении друзей человека называют по его личному имени, в официальных документах по фамилии, в описании функций по должности и т.д. Таким образом, имя – это не название самого объекта, а специфическое в каждой ситуации название «типа отношений» с объектом.


Аналогично этому различные Имена Бога показывают нам не «разные божественные сущности», но разные типы связи человека с Богом, т.е. разные пути проявления Всевышнего в нашем мире. Использование в том или ином отрывке Торы разных Имен обозначает разный тип отношений, в которые человек вступает с Богом, разные способы Божественного взаимодействия с миром.


В каком-то смысле разные Божественные Имена – это те самые «различные плоскости», на которые по-разному «проецируется» Сотворение мира.





Имя Элоhим, «Бог»

Божественное Имя «Элоhим», которое мы встречаем в Первом рассказе, - не является словом, употребляющимся исключительно для обозначения Всевышнего. Оно служит также для обозначения других высших сил, для обозначения власти, в частности суда, и даже для обозначения «других богов» как определенных сил.

 

Грамматически «Элоhим» - это существительное во множественном числе, которое, используясь для обозначения Всевышнего, согласуется с глаголом в единственном числе (Элоhим бара – буквально «Божественные силы сотворил»). Такая грамматическая аномалия символизирует «множественность высших сил, действующих как единое целое». Гармония законов природы, красота окружающего мира – это проявление Всевышнего в категории «Элоhим». В каком-то (весьма неточном) смысле «Элоhим» является проявлением Бога в категории «душа мира», т.е. на уровне, ответственном за естественный порядок вещей.


«Элоhим», обозначая мировой порядок, символизирует также Бога в проявлении Закона. Закон, естественно связанный с порядком по своей природе, понимается при этом как категория всеобщая, распространяющаяся как на природные, так и на этические сферы. Один и тот же Божественный Закон как управляет материальным миром, так и устанавливает для нас моральные обязательства. Поэтому это также Имя Суда, ибо приведение Закона в действие и есть Суд.


Таким образом, это Имя Божественности, проявляющееся в Законе, Порядке и Суде.


В некотором смысле можно сказать, что это категории «холодные», отстраненные по отношению к человеку. Для них человек есть часть мира (хотя и властвующая над другими творениями), к которой применимы те же законы, что управляют и другими его частями – но не более того. Именно это соответствует концепции Первого рассказа о Сотворении мира, Адаму Властвующему.


Однако, так же, как Адам Властвующий дополняется Адамом Познающим, к имени «Элоhим» должно быть добавлен Тетраграмматон, категория «Бог» должна быть дополнена категорией «Господь».





Человек Познающий,

Адам hа-охе́ ль,

«Homo Cognoscens»

- Первый рассказ о Сотворении, космоцентричный. Второй рассказ о Сотворении, антропоцентричный. Каждому из Семи дней Творения уделено равное место. Весь рассказ сосредоточен на Шестом дне, остальные дни даны кратко. Мир обладает объективной ценностью, независимо от человека. Человек это единственная ценность, внешний мир не имеет ценности, он лишь полигон для продвижения человека, ибо человек – это царь окружающего мира. ибо человек – это и есть мир, он мир в себе. Человек как представитель рода, человечества Человек как отдельный индивидуум и поэтому мужчина и женщина появляются одновременно; сначала говорится о рождении детей («плодитесь и размножайтесь»), и только потом – о реализации человеческого потенциала («править миром»). и поэтому сначала появляется одинокий Адам, который получает задачу реализации своего человеческого потенциала («от всех деревьев Сада тебе следует есть»), далее после опыта одиночества и кризиса у него появляется пара, и только затем говорится о рождении детей. Отношения мужчины и женщины - это партнерство для создания семьи и рождения детей, что составляет основу для существования и продвижения человечества. Отношения мужчины и женщины - это «помощник (на)против него», для познания себя и друг друга. Человек в гармонии с родом и миром Человек одинок и внутренне противоречив. Вся история про Сад и Деревья отсутствует. Есть Сад, центр которого – Дерево Познания Добра и Зла, и Дерево Жизни. Всевышний называется Элоhим, «Бог Природы» Всевышний называется Адонай Элоhим, «Бог Завета, проявляющийся через Природу» Природа, Закон и Порядок - Чудо, Милость и Парадокс.


Важно отметить, что оба Адама являются Богоподобными, каждый из них воплощает одну из сторон Божественности - «власть над миром» или «мир в себе».


Чтобы приблизиться к Богу и стать подобным Ему, человек должен сочетать в себе обе эти стороны. Мы должны ходить «на двух ногах» - власти над миром и продвижения нашей души - попеременно продвигая каждую из них. Попытка же продвинуться только в одном из двух направлений, противопоставить власть над миром и продвижение души - причем независимо от того, какому из направлений придается значение в ущерб другому - приводит вовсе не к ускорению продвижения, а к «забрасыванию одной ноги далеко вперед», и в результате к потере равновесия и падению.

 

Именно это и произошло с человеком в истории с Деревом Познания Добра и Зла.

 

 

#По_страницам_Торы

 



РАШИ

 

 

6. « да будет свод» -  (Да укрепится свод). Хотя небеса были сотворены в первый день, они все еще были текучими и застыли во второй день от окрика Святого, благословен Он, когда Он сказал: " Да будет свод". О том же сказано [#Иов 26, 11]: " Столпы небес колебались" весь первый день, а во второй (день) " оцепенели они от окрика Его", подобно человеку, который замирает от окрика того, кто внушает ему страх [#Хагига 12а].

 

«посреди вод» - (В середине вод), ибо расстояние между верхними водами и сводом равно (расстоянию) между сводом и водами на земле [#Берешит_раба 4]. Отсюда выводишь, что (верхние воды) держатся на речении (по велению) Царя.

 

7. «и создал Б-г свод» -  (Установил его в его положении), и в том заключается его созидание, подобно " и пусть отпустит (букв.: сделает) ногти свои" [#Речи 21, 12].

 

«над сводом» - Сказано не " на своде", а " над сводом", ибо они (воды) держатся в пространстве. А почему (о сотворенном) во второй день не сказано " что хорошо"? Потому что труд (по созданию) вод не был завершен до третьего дня, - он был лишь начат во второй день, - а нечто незавершенное не является целым и добрым (т.е. о таком нельзя сказать " хорошо" ). В третий же день, когда был завершен труд (по созданию вод), а также начат и завершен другой труд. Он сказал " что хорошо" дважды: один раз - о завершении труда второго дня, и еще раз - о завершении труда сего (третьего) дня [#Берешит_раба 4].

 

8. «и назвал Б-г свод небесами» - (Слово (ש מ י ם ), небо, состоит из) (ש א ( )מ י ם ) неси воды; (ש ם ( )מ י ם ), там воды; (א ש ( )ו מ י ם ), огонь и воды, которые Он смешал друг с другом и создал из них небеса [#Хагига 12а; #Берешит_раба 4].

 

ТОРА МИ-ЦИОН

 

 

6. Продолжается разделение.

 

7. «Так» - на иврите «кэн». Здесь, то есть в рассказе о Творении, это означает «примерно так». Задача выполнена, но не вполне точно (в 11 пасуке мы увидим это подробно). Различие между замыслом и реализацией создает предпосылки контроля, оценки, развития и, в конце концов, устойчивости этого мира. При этом ясно, что все неудачи и промахи являются частью общего плана Творца.

 

 

ГЕРЦ

 

6.. «пространство посреди воды» - Букв. " небесный свод". Небеса, граница между верхними и нижними водами. воду от воды. «Верхние воды» - принадлежат духовным мирам и не проявляются непосредственно в материальном мире. «Нижние воды» - воды материального мира: (реки, моря, дожди, туманы, облака и т.п).

 

7. «и стало так» - Претворение повеления в жизнь осуществляется одновременно с произнесением приказа Всевышним. " Он сказал - и свершилось. Он повелел - и стало (так)" (#Теhилим, 33: 9).

 

8. «небом» - В Торе небеса образно (а не буквально) описываются как жилище Всевышнего. В книге #Мелахим (I, 8: 27) подчеркивается, что говорить о месте пребывания Всевышнего можно только условно или образно: " Вот ведь небеса и небеса небес не могут вместить Тебя, - обращается царь Шломо к Всевышнему, - тем более, не сможет вместить Тебя этот дом (Храм), который я построил! "

 

«и был вечер» - В описании второго дня Творения опущена фраза, которая повторяется в каждом из отрывков, повествующих об остальных днях Творения: " И увидел Всесильный, что это хорошо". Это объясняется тем, что работа, начатая в этот день, не была завершена до наступления полудня третьего дня. А что-либо незавершенное, неоконченное не может быть охарактеризовано как " хорошее" (#Раши).

 

 

ГИРШ

 

6. «Прежде чем Б-г» — так учит нас Его Слово — удалил универсальный растворитель (מ י ם ) (воду) от земли, отделив друг от друга сушу и воду, Он поднял часть воды и простер над землею (ר ק י ע ) (свод), который мы видим и сегодня. Свод был создан для того, чтобы испарения земли поднимались вверх, а затем в виде облаков впитывали воду и возвращали ее дождем иссохшей почве и пребывающим на ней живым существам, жаждущим влаги. Подобно тому, как первозданный рассеянный свет был впоследствии соединен со светилами, так и вода была отделена Создателем от суши, чтобы пролиться затем на иссохшую землю благодатным дождем. Через антитезу дарения и приобретения, происходит развитие всего сущего на земле.

 

8. Так же как Б-г назвал свет “днем”, чтобы определить функцию света по отношению к земле. Он теперь называет свод “небом”, чтобы обозначить суть его взаимодействия с землей. (ר ק י ע ) (свод) представляет собой “небо”, как оно видится с земли. Все, что земля получает свыше, дается ей через посредника — «небо». Даже свет не попадает на землю в первоначальном виде, но фильтруется небом, чтобы прийти на землю в форме, необходимой для исполнения его роли на земле.

 

ПОЛОНСКИЙ

 

 

Две истории Сотворения мира

 

В начале книге Бытия есть два рассказа о Сотворении мира и человека:


Первый рассказ подробно описывает Семь Дней Творения, уделяя каждому из дней примерно равное место, и заканчивается описанием Субботы:

 

 


(1: 1) В начале сотворил Бог небо и землю.... И увидел Бог свет, что он хорош... И был вечер, и было утро: день один.

(6) И сказал Бог: да будет свод внутри воды, и да отделяет он воду от воды.... И назвал Бог свод небом. И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша.... И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень... И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

(14) И сказал Бог: да будут светила в небосводе... И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

(20) И сказал Бог: да воскишит вода кишеньем живых существ; и птицы... И сотворил Бог больших чудищ и всякие существа живые, пресмыкающихся, которыми воскишела вода, по роду их, и всех птиц крылатых по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, сказав: плодитесь и размножайтесь... И был вечер, и было утро: день пятый.

(24) И сказал Бог: да произведет земля существа живые по роду их, и скот, и гадов, и зверей земных... И увидел Бог, что это хорошо.

(26) И сказал Бог: сделаем человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (27) И сотворил Бог человека в образе его, в образе Божием сотворил его, мужчиной и женщиной сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и властвуйте над нею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле...

(31) И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо очень. И был вечер, и было утро: день шестой.

(2: 1) И завершены были небо и земля, и все воинство их... И благословил Бог день Седьмой, и освятил его..

 


Второй рассказ (2: 4-3: 24) кратко говорит о сотворении неба, земли и растений, потом подробно описывает создание человека и историю в Саду Эденском; и завершается рассказом про изгнание из Сада:

 


Вот происхождение неба и земли при сотворении их, во время создания Господом Богом земли и неба.

Никакого же кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла: ибо дождя не посылал Господь Бог на землю, и человека не было для возделывания земли;

...


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь