Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Адам Властвующий и Адам Познающий



Таким образом, Тора рассказывает нам о двух видах Человека разумного, Homo Sapiens. Будучи в равной мере Sapiens, эти два Адама реализуют свою разумность в совершенно разных направлениях.

 

В Первом рассказе человек - это Адам «hа-кове́ ш», Адам Властвующий, Homo Dominans, который получил от Всевышнего задачу наполнять Землю и властвовать над ней. Производным от «кове́ ш», (властвовать, завоевывать), является «квиш» - (шоссе), которое прокладывает дорогу, завоевывает пространство - позволяя человеку передвигаться несравненно быстрее, чем по неосвоенной природной местности.


Во Втором рассказе человек это Адам «hа-охе́ ль», Адам Познающий, Homo Cognoscens. Он стремится быть «охе́ ль» - (поедающим), в соответствии с полученной от Всевышнего задачей познания мира, как поедания плодов в Саду. Вся его жизнь сосредоточена на процессе познания и разных стадиях этого процесса, он стремится всё съесть, вместить мир в себя.


Мы подробнее обсудим соотношение этих двух Адамов в следующих главах.

 

 



Разные Имена Бога

(1: 27) И сотворил Бог человека в образе его, в образе Божием сотворил его, мужчиной и женщиной сотворил их.

...

(2: 7) И сформировал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым.


Первый рассказ всюду называет Всевышнего – «Элоhим» (в переводе – «Бог»), а второй рассказ использует Имя «hа-Шем Элоhим», (в переводе – «Господь Бог»).


Для обсуждения разных имен Бога в рассказе о Сотворении, для начала мы должны отметить, что любое имя вообще – это не только название объекта, но и указание на тип связи с ним. Почти у каждого объекта в окружающем нас мире есть несколько названий, и особенно по отношению к человеку в разных случаях используются разные виды обращения. В общении друзей человека называют по его личному имени, в официальных документах по фамилии, в описании функций по должности и т.д. Таким образом, имя – это не название самого объекта, а специфическое в каждой ситуации название «типа отношений» с объектом.


Аналогично этому различные Имена Бога показывают нам не «разные божественные сущности», но разные типы связи человека с Богом, т.е. разные пути проявления Всевышнего в нашем мире. Использование в том или ином отрывке Торы разных Имен обозначает разный тип отношений, в которые человек вступает с Богом, разные способы Божественного взаимодействия с миром.


В каком-то смысле разные Божественные Имена – это те самые «различные плоскости», на которые по-разному «проецируется» Сотворение мира.





Имя Элоhим, «Бог»

Божественное Имя «Элоhим», которое мы встречаем в Первом рассказе, - не является словом, употребляющимся исключительно для обозначения Всевышнего. Оно служит также для обозначения других высших сил, для обозначения власти, в частности суда, и даже для обозначения «других богов» как определенных сил.

 

Грамматически «Элоhим» - это существительное во множественном числе, которое, используясь для обозначения Всевышнего, согласуется с глаголом в единственном числе (Элоhим бара – буквально «Божественные силы сотворил»). Такая грамматическая аномалия символизирует «множественность высших сил, действующих как единое целое». Гармония законов природы, красота окружающего мира – это проявление Всевышнего в категории «Элоhим». В каком-то (весьма неточном) смысле «Элоhим» является проявлением Бога в категории «душа мира», т.е. на уровне, ответственном за естественный порядок вещей.


«Элоhим», обозначая мировой порядок, символизирует также Бога в проявлении Закона. Закон, естественно связанный с порядком по своей природе, понимается при этом как категория всеобщая, распространяющаяся как на природные, так и на этические сферы. Один и тот же Божественный Закон как управляет материальным миром, так и устанавливает для нас моральные обязательства. Поэтому это также Имя Суда, ибо приведение Закона в действие и есть Суд.


Таким образом, это Имя Божественности, проявляющееся в Законе, Порядке и Суде.


В некотором смысле можно сказать, что это категории «холодные», отстраненные по отношению к человеку. Для них человек есть часть мира (хотя и властвующая над другими творениями), к которой применимы те же законы, что управляют и другими его частями – но не более того. Именно это соответствует концепции Первого рассказа о Сотворении мира, Адаму Властвующему.


Однако, так же, как Адам Властвующий дополняется Адамом Познающим, к имени «Элоhим» должно быть добавлен Тетраграмматон, категория «Бог» должна быть дополнена категорией «Господь».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь