Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос ценности внешнего мира



Одно из первых различий, бросающихся в глаза при сравнении двух историй Сотворения, касается вопроса самостоятельной ценности внешнего мира – той Вселенной, в которую Бог помещает человека.

 

В Первом рассказе о Сотворении говорится одинаково подробно обо всех Семи днях Творения, - так что Шестому дню и появлению человека уделено не больше места, чем любому другому из дней.

 

Во Втором рассказе о Сотворении ситуация иная: всему окружающему миру уделено всего две-три строчки (2: 4-5), а почти все место занимает создание человека.

 

Это означает, что с точки зрения Первого рассказа, мир обладает независимой ценностью - ведь раз ему уделено место в Торе, то он ценен в глазах Бога. А с точки зрения Второго рассказа, ценностью обладает исключительно человек, прочий мир не заслуживает даже подробного описания.

 

«Человек как царь» и «человек как мир»

Эта разница в оценке мира по-разному представляет роль человека: Адам Первый – это «царь над мирозданием», а Адам Второй это «мир в себе».


В первом рассказе говорится: «И сказал Бог: сделаем человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими... и над всей землей» (1: 26). Таким образом, предназначение человека – это власть над природой, она его царство.


Адам Первый, царь природы, создан «в образе Бога и по Его подобию». Он реализует свое человеческое достоинство и свой Божественный потенциал через преобразование мира, он созидателен и деятелен, он строит и продвигает цивилизацию. В этом он уподобляется Всевышнему, который тоже создавал миры, а это значит, что преобразование мира человеком не является лишь только удовлетворением прагматических нужд, оно имеет Божественный характер.

 

Величие мира, подчиненного человеку, - это фундамент для величия человека. Мироздания само по себе имеет огромную ценность, и только на основании этой ценности мы можем понять величие человека, вершины мироздания. Ведь истинное достоинство царя - это не его собственные сила или мудрость, - а царство, процветающее благодаря его правлению.


Второй рассказ также подчеркивает Божественную основу человека («И сформировал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» - 2: 7) - однако он рассматривает Божественное величие человека совершенно иначе.


Во Втором рассказе о царстве человека над миром ничего не сказано - т.е. Второму Адаму властвовать над миром не интересно. Он не царь внешнего пространства, а мир в себе. Он жаждет съесть все вокруг, вместить мироздание в себя, и поэтому получает заповедь «от всех деревьев сада тебе следует есть» (2: 16). Его волнует не власть над космосом, а преобразование собственной души, познание добра и зла. И в отличие от Первого рассказа, где мир появляется вначале и независим от человека, самоценен, - во Второй истории мир существует только как приложение к человеку: «Никакого же кустарника полевого не было на земле, и никакая трава полевая не росла, ибо дождя не посылал Господь Бог на землю, пока не было человека» (2: 5).


В Первом рассказе есть Адам и Мир. Во Втором рассказе есть Адам и Сад. Мир существует даже независимо от человека; но Сад существует только вместе с человеком.


В Мире Первого рассказа существуют солнце и звезды, моря и континенты - до власти над которыми надо еще суметь дотянуться. Это требует огромных научно-технических и социальных усилий по развитию цивилизации. В Саду же Второго рассказа всего этого нет, - зато есть деревья, которые на расстоянии протянутой руки, и о которых заповедано поедать от всех них, но перед одним остановиться. Это требует только лишь моральных усилий - но они оказываются равновелики всем усилиям научно-техническим.


Величие царя измеряется величием его царства. Поэтому в Первом рассказе внешний мир, космос, обладает самостоятельным величием. Во Втором рассказе, наоборот, величием обладает лишь человек, единственная ценность это его душа, а весь окружающий мир это только полигон для совершенствования этой души, на котором человек испытывается, оттачивается, доводится до совершенства. При том, что сам по себе этот полигон ценности не имеет.


Таким образом, Первый рассказ космоцентричен, а Второй рассказ антропоцентричен.

«Человек как род» и «человек как индивидуум»

Первый рассказ описывает Адама как часть человеческого рода. Он создается сразу как мужчина и женщина, рождающие детей (1: 27), и данная тут же его царская миссия «наполняйте землю, и овладевайте ею» - может быть реализована исключительно в качестве единого человеческого рода в целом, а не в рамках деятельности индивидуума. Царем природы является не отдельный человек, а человечество в целом.

 

Конечно, Первый Адам является полноценной личностью, он создан по образу и подобию Бога, но основа его человеческого существования и реализации – это ощущение себя неотъемлемой частью человечества.


Второй рассказ, напротив, описывает человека как автономного индивидуума, и сосредоточен на его ощущениях и переживаниях. Адам не создается сразу вместе с женой, а получает ее только после определенного личного опыта одиночества (2: 18), приобретаемого в Саду. Более того, жена дается человеку только после кризиса, когда тот пытается найти себе «пару среди животных», но не находит ее (2: 20). И даже рождение детей подается как часть жизни Адама и его жены, через их ощущения, а имена детей приведены позже, в стихе 4: 1.


Первый Адам создан уже семейным человеком, он гармоничная часть мира и неотъемлемая часть природы, в рамках которой дано его описание, по своей сути он не может быть одинок. В отличие от него, Второй Адам представлен нам как раздвоенный и одинокий, для которого личностный кризис является неотъемлемым параметром его человечности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь