Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Произнеся эти слова, ученик Пракашананды Сарасвати стал петь святые имена Кришны. А Пракашананда Сарасвати, выслушав своего ученика, добавил следующее.
Стих 47 ачарйера аграха — ‘адваита-вада’ стхапите ачарйера — Шанкарачарьи; аграха — рвение; адваита-вада — монизм; стхапите — установить; тате — по этой причине; сутра-артха — смысл «Брахма-сутры», или философии веданты; вйакхйа — объяснение; каре — делает; анйа рите — по-другому. Пракашананда Сарасвати сказал: «Шанкарачарья всеми силами стремился обосновать философию монизма. Вот почему в поддержку этой философии он объяснял „Веданта-сутру“, или философию веданты, по-своему». Стих 48 ‘бхагаватта’ маниле ‘адваита’ на йайа стхапана бхагаватта — Личность Бога; маниле — если человек признает; адваита — монизма, или недвойственности; на — не; йайа — возможно; стхапана — обоснование; атаэва — поэтому; саба — всех; шастра — богооткровенных писаний; карайе — делает; кхандана — опровержение. «Человека, который признает Личность Бога, невозможно убедить в том, что Бог и живое существо — одно и то же. Поэтому Шанкарачарья ставил под сомнение все священные писания, доказывая их несостоятельность».
Стих 49 йеи грантха-карта чахе сва-мата стхапите йеи — всякий, кто; грантха-карта — автор; чахе — хочет; сва-мата стхапите — утвердить свои взгляды; шастрера — богооткровенных писаний; сахаджа — прямого; артха — значения; нахе — нет; танха хаите — от такого автора. «Любой, кто хочет утвердить свои взгляды или обосновать собственную философскую доктрину, не сможет объяснять ни одно писание в соответствии с его прямым смыслом». Стих 50 ‘мимамсака’ кахе, — ‘ишвара хайа кармера анга’ мимамсака — философы, последователи мимамсы; кахе — говорят; ишвара — Верховный Господь; хайа — есть; кармера анга — зависим от нашей деятельности; санкхйа кахе — приверженцы атеистической санкхьи; джагатера — космического проявления; пракрти — природа; карана — причина; прасанга — тезис. «Философы школы мимамсы делают вывод, что, если Бог и существует, Он зависим от нашей кармической деятельности. А философы школы санкхьи, изучающие мироздание, говорят, что причиной космоса является материальная природа». Стих 51 ‘нйайа’ кахе, — ‘параману хаите вишва хайа’ нйайа кахе — философы, идущие путем логики, говорят; параману — атома; хаите — из; вишва хайа — мироздание произошло; майавади — философы-майявади, имперсоналисты; нирвишеша-брахме — в сиянии безличного Брахмана; хету — причина; кайа — говорят. «Последователи ньяи, философии логики, утверждают, что причиной космического проявления следует считать атом, а майявади называют такой первопричиной сияние безличного Брахмана».
Стих 52 ‘патанджала’ кахе, — ‘ишвара хайа сварупа-джнана’ патанджала кахе — философы школы Патанджали говорят; ишвара хайа — Верховный Господь есть; сварупа-джнана — познание себя; веда-мате — по мнению Вед; кахе — говорится; танре — о Нем; свайам-бхагаван — Верховная Личность Бога. «Последователи школы Патанджали говорят, что понимание своей природы приводит к пониманию Господа. Но, согласно Ведам и ведическому взгляду на мир, изначальная причина бытия — это Господь, Верховная Личность». Стих 53 чхайера чхайа мата вйаса каила авартана чхайера — шести философов; чхайа мата — шесть различных систем; вйаса — Вьясадева; каила авартана — полностью изучил; сеи — те; саба — все; сутра — афоризмы; лана — взяв; веданта-варнана — объясняя философию веданты. «Изучив шесть философских систем, Вьясадева описал их в афоризмах философии веданты».
Стих 54 ‘веданта’-мате, — брахма ‘сакара’ нирупана веданта-мате — согласно философии веданты; брахма — Абсолютная Истина; са-акара нирупана — это Верховная Личность Бога; ниргуна — без материальных качеств; вйатиреке — с помощью косвенных объяснений; тинхо — Верховный Господь; хайа — есть; та’ — в самом деле; са-гуна — обладающая всеми духовными свойствами. «Согласно философии веданты, Абсолютная Истина — личность. Слово ниргуна [„без качеств“] используется только для того, чтобы подчеркнуть чисто духовную природу свойств Господа». Стих 55 парама карана ишвара кеха нахи мане парама карана — высшая причина, причина всех причин; ишвара — Верховный Господь; кеха нахи мане — никто из упомянутых выше философов не принимает; сва-сва-мата — свои личные мнения; стхапе — они обосновывают; параматера кхандане — занятые опровержением мнений других. «Из упомянутых философов никому нет дела до Верховной Личности Бога, причины всех причин. Они постоянно заняты тем, что опровергают чужие философские доктрины и обосновывают свои собственные». Стих 56 тате чхайа даршана хаите ‘таттва’ нахи джани тате — поэтому; чхайа даршана хаите — из шести философских принципов; таттва нахи джани — мы не извлечем настоящей истины; махаджана — великие знатоки; йеи кахе — всё, что говорят; сеи — то; сатйа мани — мы можем принять как истину. «Изучая шесть философских систем, невозможно приблизиться к Абсолютной Истине. Поэтому наш долг — следовать путем махаджан. Все, что они говорят, должно быть принято как высшая истина». КОММЕНТАРИЙ: В «Амрита-праваха-бхашье» Шрила Бхактивинода Тхакур дает краткий обзор шести философских систем. Пракашананда признал, что Шрипада Шанкарачарья, главной целью которого было обоснование философии монизма, нашел прибежище в веданте и попытался объяснить ее на свой лад. На самом же деле, если согласиться с тем, что Бог существует, теория монизма теряет смысл. Зная об этом, Шанкарачарья поставил под сомнение практически все ведические писания, в которых говорится о верховном положении Личности Бога. Всевозможными способами Шанкарачарья пытался доказать несостоятельность ведических писаний. Девяносто девять процентов всех философов мира являются последователями Шанкарачарьи и, подобно ему, отказываются признать существование Верховной Личности Бога. Отвергая Бога, они пытаются обосновать собственные взгляды. Мирским философам свойственно доказывать собственные взгляды и опровергать чужие. Поэтому: 1. Философы-мимамсаки, следующие принципам Джаймини, ставят во главу угла ритуальную деятельность ради ее плодов и говорят, что, если Бог и существует, Он должен подчиняться законам кармы. Иными словами, если человек в материальном мире хорошо исполняет свой долг, Бог обязан дать ему желаемый результат. По мнению этих философов, нет никакой необходимости становиться преданным Господа. Если человек строго следует законам морали, Бог заметит его и наградит по заслугам. Эти философы пренебрегают ведическим принципом бхакти-йоги. Вместо этого они подчеркивают важность следования предписанным обязанностям. 2. Последователи атеистической санкхьи во главе с Капилой тщательно изучают материальные элементы и приходят к заключению, что первопричина всего — материальная природа. Они не допускают мысли о том, что причиной всех причин может быть Верховная Личность Бога. 3. Философы школы ньяи, представителями которой являются Гаутама и Канада, считают изначальной причиной мироздания комбинации атомов. 4. Майявади говорят, что всё есть иллюзия. Вслед за Аштавакрой и другими подобными философами они называют причиной всего сущего сияние безличного Брахмана. 5. Философы, следующие системе Патанджали, занимаются раджа-йогой. В своем воображении они рисуют форму Абсолютной Истины, находящуюся внутри прочих форм. В этом заключается их метод познания себя. Последователи всех этих пяти философских систем без оговорок отрицают главенство Верховной Личности Бога и стараются обосновать свои собственные философские доктрины. Однако Шрила Вьясадева написал «Веданта-сутру», где, выявив суть всех ведических шастр, утвердил верховное положение Личности Бога. Все пять философских школ, о которых говорилось выше, понимают, что безличный Брахман свободен от материальных качеств, и полагают, что Бог, нисходя в этот мир, оскверняется и покрывается материальными качествами. Они используют термин сагуна. Они говорят о сагуна-Брахмане и ниргуна-Брахмане. С их точки зрения, ниргуна-Брахман означает «безличная Абсолютная Истина без каких бы то ни было материальных качеств», а сагуна-Брахман — «Абсолютная Истина, оскверненная материальными качествами». Такую философскую теорию в разных ее вариациях называют майявадой. В реальности же Абсолютная Истина, Бог, не имеет ничего общего с материальными качествами, ибо Он трансцендентен. Он всегда исполнен духовных качеств. Пять философов, упомянутых ранее, не признают Господа Вишну Верховной Личностью Бога, но при этом не жалеют времени на то, чтобы опровергнуть доводы последователей других философских школ. В Индии существует шесть философских течений. Вьясадева, будучи признанным авторитетом в Ведах, носит титул Ведавьяса. Преданные признают философские объяснения, которые он дал в «Веданта-сутре». Кришна Сам говорит в «Бхагавад-гите» (15.15): сарвасйа чахам хрди саннивишто «Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель изучения всех Вед — постичь Меня. Я истинный составитель „Веданты“ и знаток Вед». Конечная цель изучения Вед состоит в том, чтобы признать Кришну Верховной Личностью Бога. Движение сознания Кришны проповедует философские выводы Шрилы Вьясадевы и идет по стопам великих ачарьев, таких как Рамануджачарья, Мадхвачарья, Вишну Свами, Нимбарка и Сам Шри Чайтанья Махапрабху.
Стих 57 тарко ’пратиштхах шрутайо вибхинна тарках — сухая логика; апратиштхах — не имеющая твердого основания; шрутайах — Веды; вибхиннах — с разными разделами; на — не; асау — тот; рших — великий мудрец; йасйа — чье; матам — мнение; на — не; бхиннам — отличающееся; дхармасйа — религиозных принципов; таттвам — истина; нихитам — находящаяся; гухайам — в сердце того, кто постиг свою духовную природу; маха-джанах — великие мудрецы прошлого, постигшие свое истинное «я»; йена — каким путем; гатах — шли; сах — тот; пантхах — подлинный, чистый путь. „Сухая логика не приводит к окончательному выводу. Тот, кто не имеет своей, отличной от других, точки зрения, не может считаться великим мудрецом. В Ведах много разделов, и, просто изучая их, невозможно найти истинный путь, приводящий к пониманию принципов религии. Подлинный смысл религиозных заповедей скрыт в сердце безгрешного святого, постигшего природу духа. Поэтому шастры гласят, что необходимо избрать тот путь совершенствования, который указывают махаджаны“. КОММЕНТАРИЙ: Этот Стих произнес Махараджа Юдхиштхира (Махабхарата, Вана-парва, 313.117).
Стих 58 шри-кршна-чаитанйа-вани — амртера дхара шри-кршна-чаитанйа-вани — наставления Господа Шри Чайтаньи Махапрабху; амртера дхара — непрерывный поток нектара; тинхо — Господь; йе кахайе васту — все, что Он назовет высшей истиной; сеи таттва сара — это и есть сливки духовного знания. «Речи Шри Чайтаньи Махапрабху — это поток нектара. Все, что Он считает высшей истиной, несомненно является сутью духовного знания». Стих 59 э саба врттанта шуни’ махараштрийа брахмана э саба врттанта — все эти описания; шуни’ — услышав; махараштрийа брахмана — брахман из Махараштры; прабхуре — Господа Шри Чайтанью Махапрабху; кахите — известить; сукхе — в радостном настроении; карила гамана — отправился. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы