Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ ЖЕНЫ И МАТЕРИ ВПРЕДСТАВЛЕНИЯХ



ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО

 

Гендерная роль – категория, лишь относительно недавно введенная в научный оборот, и потому она остается неоднозначным и мало проясненным феноменом. На основании имеющихся исследований можно заключить, что гендерные роли не только определяются биологическим полом, но и конструируются обществом – религиозными, экономическими, культурными и иными его особенностями[340]. Литературные произведения прошлого отражают представления авторов о содержании и специфике гендерных ролей, характерных для данного общества[341]. Эти взгляды тесно связаны со стереотипами поведения и мужчин и женщин.

Обращаясь к проблематике гендерной истории западноевропейского Ренессанса, следует обратиться к трудам видного представителя Северного Возрождения нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1467-1536). Настоящая статья посвящена анализу его представлений о женских гендерных ролях, нашедших отражение в его популярном сочинении - «Разговоры запросто»[342], а также поиску античных корней этих представлений. В частности, актуальным представляется сопоставление взглядов Эразма и древнегреческого философа Плутарха, отраженных в его трудах «Наставлении супругам» и «О воспитании детей»[343].

Наиболее отчетливо в трудах Эразма представлены два женских образа – жены и матери. Именно им гуманист уделяет наибольшее внимание. Данное обстоятельство, а также отсутствие или слабая прорисовка иных вариантов проявления феминности имеют принципиальное значение. Они убедительно показывают меньшее по сравнению с современностью разнообразие гендерных женских ролей в европейском обществе раннего Нового времени.

Образ жены Эразм рассматривает в диалогах «Благочестивое застолье», «Супружество». Он анализирует роль жены с нескольких позиций: характер, поведение в быту и отношение к замужеству. Идеальная жена должна быть доброй и кроткой, но в то же время характер жены зависит от отношения к ней мужа « Да, я бы ее ни на какую другую не променял, если б даже и мог; и в этом вижу особенную свою удачу <…>часто жены бывают дурны по нашей вине – оттого ли, что худо выбираем, оттого ли, что портим, оттого ли, что воспитываем не так, как следует»[344]. Подобные идеи есть у Плутарха в его «Наставлении супругам». Жена не должна быть «несносной», муж в свою очередь должен выдержать первые ссоры с юной супругой, тогда она «…вознаградит потом кротостью и послушанием в супружеской жизни»[345].

Рассматривая особенности женского поведения в быту, Эразм увязывает качества женщины как хозяйки с ее отношением к мужу. В частности, гуманист отмечает: «Следи, чтобы дома все блестело, чтобы ничего не тяготило хозяина, не гнало его прочь, за порог. Будь с ним ласкова, предупредительна, всегда помни об уважении, которым жена обязана мужу.<…>что ему нравится больше, то и стряпай. И с теми, кого он любит, будь ласкова и приветлива.<…>если он, подвыпив и развеселившись, примется бренчать на своей лютне, ты подпевай»[346]. Из этого следует, что идеальной является супруга, которая всегда старается угодить мужу. Подобным образом и Плутарх сообщает, что «…злобе и вспыльчивости не место в супружеской жизни»[347]. Супруга должна быть приятной и «не досаждать своей добродетелью»[348], можно считать это действиями в угоду супругу.

Что касается отношения женщины к замужеству, то Эразм четко определяет позицию жены как неизмеримо высокую по сравнению с незамужней: женщина без мужа не значит ничего. Эразм считает, что человек не может быть счастлив в одиночестве, особенно женщина, которая воспринимается как «бедная», если она рассталась с мужем «…женщина, расставшаяся с мужем, не стоит ровно ничего. Высшая честь и слава замужней женщины в том, чтобы быть покорной своему супругу. Так пожелал Господь Бог, - чтобы женщина во всем зависела от мужчины»[349]. Плутарх представляет брак в виде тела, которое бывает трех разных видов: «…супружеский союз, если он основан на взаимной любви, образует единое, сросшееся целое; если он заключен ради приданого или продолжения рода, то состоит из сопряженных частей; если же только затем, чтобы вместе спать, то состоит из частей обособленных, и такой брак правильнее считать не совместной жизнью, а проживанием под одной крышей»[350]. Провести параллель с воззрениями Эразма в данном случае можно через отношения в семье мужа и жены. Плутарх называет единым и гармоничным тот брак, в котором муж руководит женой не как «хозяин собственности», а как «душа телом»[351], таким образом, покорность женщины является определяющей в браке и отношении к нему.

Гендерная роль матери рассматривается Эразмом более детально. Образ хорошей матери выстраивается Эразмом в диалоге «Роженица», где беседуют Фабулла и Евтрапел. Первая символизирует традиционно средневековое понимание материнства, второй – гуманистическое, а также, надо полагать, воззрения самого Эразма. Материнство рассматривается в связи с вопросом о кормлении младенца. Следует сказать о том, что в Средневековье было принято отдавать детей кормилицам. Это было связано с разного рода причинами. Гуманист не согласен с такой традицией и считает, что сама мать должна кормить своего ребенка, только тогда он вырастет здоровым и любящим ее.

Фабулла доказывает, что в кормилице нет ничего плохого, что только она «…ему мать, вся целиком, и больше никто»[352]. Но Евтрапел говорит о том, что женщина не может идти против природы. Он считает, что вскармливать должна та, которая выносила, что молоко и кровь матери и ребенка должны быть одинаковы: «…тут сама природа возражает тебе прямо в глаза. Почему земля зовется общею родительницей? Оттого только, что производит на свет? Гораздо важнее другое: она вскармливает то, что породила.<…>Нет на земле ни единого рода животных или растений, который та же земля не кормила бы своими соками; и нет такого животного, которое не кормило бы своего потомства»[353]. Евтрапел пытается донести до женщины: если она сама не вскормит своего ребенка, то сын назовет ее «полуматерью». Он говорит: «Главное – не произвести на свет, главное – выкормить. Ребенок питается не только молоком, но и благоуханием материнского тела. Он ищет той влаги, которая уже знакома и близка ему, которую он вобрал в себя в материнском чреве, из которой возник»[354]. Гуманист устами Евтрапела говорит также о том, что в зависимости от того, чье будет молоко, поменяются в худшую сторону природные качества. Он доказывает, что никто не справится со всеми тяготами и заботами, связанными с кормлением и материнством в целом, кроме родной матери. Евтрапел предупреждает женщину о том, что «…сын будет любить» ее холоднее, чем должен, потому что «природное чувство как бы разделится меж двумя матерями». В свою очередь, у самой женщины «не будет полной преданности и нежности к нему»[355].

В данном вопросе позиция Эразма близка позиции Плутарха в его произведении «О воспитании детей»[356]. Плутарх высказывает мысль, аналогичную Эразмовой: «Надлежит, по моему мнению, самим матерям детей кормить, и терпеливо свои сосцы давать им сосать: ибо они милее и прилежнее их питают»[357]. Плутарх также считает, что любовь кормилиц является «фальшивой», так как за кормление они получают деньги: «А кормилицы и няньки, склонность притворную и не искреннюю к ним имеют, по большей части на мзду взирают»[358]. Автор приводит сравнение с животным миром в этом вопросе: «Показывает еще нам сие и природа, что надлежит самим Матерям, их родившим, своими сосцами их кормить и питать, ибо для того всякому рождающемуся животну и пищу млечную природа дала»[359]. Плутарх считает, что у матери усилится привязанность и любовь к младенцу, если она вскормит его самостоятельно.

Настоящее исследование представлений Эразма Роттердамского о гендерных ролях жены и матери показывает, во-первых, достаточно заметное их отличие от стереотипных средневековых воззрений на женщину. Во-вторых, заметно сходство позиций Роттердамца и Плутарха в вопросах об идеальной жене, хозяйке, о кормилицах. Данное сходство можно объяснить проявлением базового для культуры Ренессанса принципа imitatio: гуманист Эразм, подражая древним, возрождает античные гендерные представления, демонстрируя некие идеальные образы женщины и образцы женского поведения.


Чугунова Т.Г., Новикова А.М. (НГПУ им. К. Минина)


ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь