Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ М. ЛЮТЕРА



 

В 2017 году исполнилось 500 лет со дня начала Реформации в Западной Европе. Вклад протестантизма в культурно-историческую традицию Запада был весомым и значительным, Реформация заложила основные принципы новой протестантской этики. Инициатор европейского реформационного движения, немецкий богослов Мартин Лютер (1483-1546) сформулировал пространную программу совершенствования нравственного облика христианского мира. Одним из пороков тогдашнего общества Лютер считал чрезмерное употребление пищи. Немецкий реформатор с досадой отмечает, что обжорство настолько укоренилось и распространилось в обществе, что проповеди, осуждающие его, не помогают[360]. В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» Лютер пишет, что помимо имущественного ущерба, чревоугодие ведет к другим злодеяниям: убийству, прелюбодеянию, жульничеству, богохульству и разнообразным дурным наклонностям[361]. Реформатор обращается за помощью к светским властям, чтобы те приняли действенные меры для искоренения этого ненавистного порока[362].

За более умеренный и скромный образ жизни выступал и швейцарский коллега Лютера – Жан Кальвин (1509-1564), рьяно осуждавший чревоугодие. В его требованиях можно найти иногда вещи анекдотического характера. «Три кожевника присуждаются к трехдневному заключению на хлеб и на воду за «распутство»: они съели за завтраком три дюжины пирожков», – написано в регистре города Женева[363].

Другим пороком, которым, по мнению Лютера, страдала немецкая нация, являлось нищенство. В этом вопросе реформатор отходит от предписаний средневековой католической церкви о подаянии бедным и выступает за ликвидацию нищенства. В средневековье благотворительность в пользу нуждающихся поощрялась, государи и сеньоры содержали при своих дворах большое количество обездоленных, особенно широко покровительство нищих и убогих было поставлено при монастырях[364]. Лютер выступил инициатором ликвидации такой “благотворительности”. «Никто из христиан, – пишет реформатор, – не должен просить милостыню»[365]. Немецкий богослов предлагает установить следующий порядок в решении данной проблемы: «Пусть каждый город обеспечивает своих бедных и не допускает никого из пришлых попрошаек, как бы они не называли себя; в городе должен быть опекун или попечитель, который обязан знать всех своих бедных и сообщать совету или приходскому священнику об их нуждах или предлагать меры по их лучшему устройству»[366].

По мнению Лютера, попрошайничество очень вредно, т.к. порождает ложь и мошенничество и доставляет хлопоты и без того многострадальному народу, вынужденному платить много разных налогов. «Сохранился подсчет, согласно которому один из городов около 60 раз в году выделял суммы для подаяний, не считая выплат светским властям, налогов и податей, – констатирует Лютер[367]. Какой же выход предлагает немецкий богослов из создавшейся ситуации? Поскольку из-за нехватки средств нельзя построить для всех обездоленных дома и монастыри, то если сам бедный не хочет таковым быть, «пусть берет в руки плуг и добывает богатство от земли», ибо как сказал святой Павел: «Кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест» (2 Фес., 3:10) или, как глаголет Иисус Христос апостолам: «Каждый работник достоин платы своей» (Лк., 10:7; Мф., 10:10)[368]. Таким образом, реформатор предлагает обеспечивать малоимущих лишь в такой степени, «чтобы им не грозила смерть из-за голода или холода, об остальном каждый должен позаботиться сам за себя» [369].

Еще одной важной проблемы – борьбы с проституцией, принявшей угрожающие масштабы в те времена, касается реформатор в трактате «К христианскому дворянству немецкой нации…». Он выступает против организации публичных домов. «Мне хорошо знакомы возражения некоторых, утверждающих по этому поводу, что народ привык к этому и лучше посещать такие заведения, чем опозорить бедную девушку или замужнюю женщину», – с негодованием пишет Лютер[370].

Весьма интересно, что одной из причин развития проституции Лютер считает воздержание от плотских утех в будущем для людей духовного сана. «Поскольку молодежь воспитывают для принятия сана поэтому они смолоду распутничают вдоволь, желая, как говорится, перебеситься, но на самом деле, как учит опыт, еще больше втягиваются в разврат… Я считаю справедливой поговорку, что отчаяние создает большую часть монахов и священников. Потому-то и ведут они такое порочное житьё-бытьё, какое нам доводится наблюдать», – пишет Лютер в указанном выше трактате[371]. Английский реформатор У. Тиндел также отмечает, что духовенство погрязло в плотских утехах и называет католический епископат «вавилонской блудницей» [372]. О грехе плотского сладострастия упоминает и английский гуманист-теолог Джон Колет в своей знаменитой «Соборной проповеди», произнесенной на синоде католического духовенства в 1512 г.[373]. Мартин Лютер не просто говорит об этой проблеме, но и обращается к властям, которые должны задуматься над тем, как искоренить это «безобразие и воспротивиться столь языческому поведению» [374]. Богослов замечает, что «такого падения нравов не наблюдается в маленьких городках и деревнях, и напротив, проституция процветает в больших городах». Лютер призывает светские власти по примеру Израиля искоренить этот порок [375].

Оппонент Лютера в их известном полемическом сражении о свободе и рабстве человеческой воли, гуманист Эразм Роттердамский также называет распутство самым тяжелым из всех пороков, ведущим к гибели большое число людей. «…Если душу твою подстрекает грязное сладострастие, – пишет Эразм, – помни, что тотчас надо встречать его таким оружием: во-первых, подумай, сколь нечисто, сколь гнусно, сколь недостойно человека это наслаждение, которое нас, творений божьих, равняет не только со скотиной, но даже со свиньями, козлами, собаками и наигрубейшими из грубых животных; более того, с другой стороны, оно опускает нас ниже скотского состояния – нас, которые предназначены для ангельского содружества, для единения с Богом» [376]. Кроме всего прочего, гуманист отмечает, что этот порок «чрезвычайно вредит здоровью, порождает несчетные болезни, к тому же постыдные, обезображивает цвет юности, приближает позорную старость» [377].

Лютер обращает внимание и на такую, казалось бы не очень важную для современного человека проблему, как дресс-код. В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации…» реформатор отмечает, что каждое сословие должно одеваться в соответствии со своим социальным статусом, не нарушая сословных градаций. «Бог наделил нас, как и другие страны, в достаточной степени шерстью, мехами, льном и всем, что используется для изготовления вполне приличного одеяния для каждого сословия»[378]. Об этом он говорит и в «Лекциях по истолкованию книги Бытия»[379]. Упоминаемый выше швейцарский реформатор Жан Кальвин также касался данного вопроса и вносил свои предложения, определяя цвет и фасон костюмов, качество материи и даже женскую прическу.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что Мартин Лютер видел главные задачи Реформации не только в религиозном и политическом обновлении общества, но также и в его моральном оздоровлении, поставив на повестку дня такие важные вопросы, как сакрализация человеческого труда, святость индивидуальных ценностей, просвещение и воспитание через обращение к Священному Писанию и молитву к Богу.


Трофимова М.А. (НГПУ им. К. Минина)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь