Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этические проблемы современной науки



 

2.3.1 Понятие об этосе науки

 

В классической философской традиции этика – учение о морали – система норм, правил, императивов, регламентирующих поведение людей в стремлении к единству.

Таким образом, этика наравне с правом регулирует социальное поведение людей. Право определяет однозначные общественные отношения, в то время как этика служит вектором поведения в неоднозначных, противоречивых ситуациях, не определяемых законом – там, где пересекаются разные интересы, мотивы и системы ценностей. XX век доказал, что наука как довольно специфический род деятельности человека наравне с обычными моральными нормами и требованиями нуждается и в некоторых дополнительных этических регуляторах, учитывающих особый характер научной деятельности.

Другими словами, моральная регуляция в научной сфере обладает своей спецификой, анализ которой требует обоснование таких имеющих моральное измерение ценностей, норм и правил, которые бы способствовали, во-первых, большей эффективности научного труда, а во-вторых – его безупречности с позиций общественного блага.

Система подобных ценностей, норм и принципов называется этосом науки. Он охватывает два круга научно-этических проблем:

Первый связан с регуляцией взаимоотношений внутри самого научного сообщества.

Второй вызван к жизни «обострением отношений» между обществом в целом и наукой как одним из многих социальных институтов.

«Внутренний» этос науки включает в себя следующие принципы этики ученого:

· самоценность истины;

· новизна научного знания как цель и решающее условие успеха ученого;

· полная свобода научного творчества;

· абсолютное равенство всех исследователей «перед лицом истины»;

· научные истины – всеобщее достояние;

· исходный критицизм и др.

Данные принципы этоса науки порождают множество «технических» требований к деятельности ученого, среди которых:

· обязательность для научных работ ссылок на авторство тех или иных идей;

· прозрачность методов получения конечных результатов;

· ответственность за достоверность приводимых данных и т.д.

Назначение всех этих принципов и норм – самосохранение науки и ее возможностей в поисках истины. И все это не просто технический регламент, но одновременно и этические принципы. С моралью их роднит то, что контролируется их выполнение главным образом моральными механизмами внутреннего контроля личности: долгом, честью, совестью ученого. Да и нарушения их караются в основном моральными санкциями.

 

2.3.2 Основные этические проблемы современной науки

 

Наиболее важным в сфере этики ученого мира является проблема авторства научных открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий.

В научном сообществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за совершение подобных актов. Ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бойкотирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказывается от совместной работы. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей.

Институт ссылок — это «академическая составляющая науки». Кроме того, этот институт обеспечивает селекцию того нового, которое свидетельствует о росте научного знания.

Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от реального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые тяготеют к значительному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег. Это порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и научной этики. Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.

Второй круг проблем, связанных с моральной регуляцией научного творчества, возникает в ХХ в. в связи с превращением науки в непосредственную производительную силу и обретением ею влияния планетарного масштаба.

Моральное измерение регламентация науки в этом случае получает потому, что деятельность в данной сфере начинает сказываться на интересах общества (человечества) в целом не всегда в позитивном духе. И тому есть несколько оснований:

1. Создание современной экспериментальной базы и информационного обеспечения науки требуют отвлечения огромных материальных и людских ресурсов, и обществу далеко не безразлично, насколько эффективно эти ресурсы используются;

2. В поле зрения сегодняшней науки попали природные объекты, в которые включен в качестве составного элемента сам человек: это экологические, биотехнологические, нейро-информационные и прочие системы, предельным случаем которых является вся биосфера целиком;

3. Экспериментирование и взаимодействие с такими объектами потенциально содержат в себе катастрофические для человека последствия, поэтому внутринаучные ценности (стремление к истине, новизне и пр.) необходимо должны быть скорректированы ценностями общегуманистическими, общечеловеческими;

4. Даже если научные исследования не угрожают безопасности всего человечества, не менее важно исключить возможность нанесения ими ущерба правам и достоинству любого отдельного человека;

5. Выбор конкретной стратегии научного поиска сегодня уже не может осуществляться на основе внутринаучных целей и мотивов, но требует учета четко просчитанных общесоциалъных целей и ценностей, диктующих приоритетность решения множества проблем: экологических, медицинских, борьбы с бедностью, голодом и пр.

Таким образом, потребность в этической (равно как и в правовой) регуляции науки как социального института в конце XX века порождена тем, что некоторые цели и ценности внутреннего этоса науки столкнулись с ценностями общесоциального и индивидуального порядка.

Стало понятным, что свобода научного творчества должна быть изнутри детерминирована необходимостью принятия ограничений, связанных с возможными негативными последствиями научных исследований. Если необходимость этих ограничений понята и принята добровольно, свобода научного поиска сохраняется.

Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества. С одной стороны, ответственность немыслима без свободы, с другой – свобода без ответственности становится произволом. Когда четкие нравственные критерии утрачивает современный ученый, вооруженный всей мощью современной техники и поддержанный всеми «активами» современных государств, когда он «в интересах науки», а не из нравственности, а часто и из чисто «эстетического» интереса к «делу», к открытию и творчеству, как таковому, изобретает наборы ядов, атомное, бактериальное, психопатогенное и т.д. оружие, это смертельно для человечества, не говоря о том, что это смертельно и для науки.

Многообразие этических проблем подразделяется согласно областям научного знания на этические проблемы ядерной физики, экологии, биологии (биотехнологии и биомедицине), генетики человека, генной инженерии, техники. Все они довольно близко соприкасаются между собой.

 

 

2.3.3 Биоэтика

 

Нравственной стороной деятельности человека в медицине и биологии занимается биоэтика, во взаимодействии с окружающей природной средой - экологическая этика.

Биоэтика – порождение западной цивилизации конца XX века. Биоэтика пытается ответить на тот морально-мировоззренческий запрос, который порождают современные медико-биологические исследования. Сегодня человек все чаще отказывается понимать себя как «пассивный» материал в руках высших сил (Бога, Природы) и все более укрепляется в оценке себя как самодетерминируемого существа, целенаправленного «творца» техники, своей жизни, самого себя.

Все это – характеристики антропоцентрической мировоззренческой парадигмы, в границах которой допустимо понимание биоэтики как системы «новых этических стандартов», направленных на решение следующих ключевых проблем:

· эвтаназия;

· пересадка органов;

· аборт;

· клонирование;

· поведение клинических испытаний;

· искусственное оплодотворение;

· манипуляции над человеческой психикой и др.

Один из стандартов связан с реанимационной практикой.

Совершенствование реанимационных методик превратило умирание в длительный механизированный процесс, поставив новый для человека морально-этический вопрос: кто в данной ситуации должен принять решение о смерти – сам умирающий, врачи или родственники? Данная реальность в значительной степени способствует формированию у медицины, наряду с традиционной здравоохранительной, новой функции – смертеобеспечения.

Эта функция прочно закрепляется развитием трансплантологии, ибо основным источником биоматериала – человеческих органов, подлежащих трансплантации, являются «терминальные пациенты».

Для формирования «нового этического стандарта» используется превращенная форма – «дарение своих органов». Именно он определяет и новые критерии гуманности – чем выше «органическая ценность», тем выше гуманность, наличие которой проявляется в способности к «дарению своего биоматериала». Однако если этому «стандарту» ещё предстоит завоевать «умы», то право на уничтожение своего биоматериала (аборт), пожалуй, уже приобрело искомый статус стандарта. В 1920-х годах в России начинается, а к 1980-м практически заканчивается «молчаливая революция» в общественном сознании: «право на свободу выбора», сохранять или не сохранять жизнь своего ребенка, становится основным нормативным регулятором, обесценив и практически вытеснив норму «не убий». Обесценивание и вытеснение многих традиционных ценностей возможно и ожидаемо при условии неограниченного и массового распространения методик искусственного оплодотворения – «асексуального размножения».

Транссексуальная хирургия – ещё одно медицинское нововведение. Оно возникло как следствие широкого правозащитного движения, и, в частности, новых подходов к сексуальности человека. Транссексуальная хирургия, которая, как правило, сопряжена с подавлением функции продолжения рода, косвенно, но все же существует в режиме обеспечения сексомоторной сексуальности, то есть стандарта «анормальность». Практика генетической диагностики приводит к вопросам: что такое здоровая наследственность, хороший или плохой ген, существует ли мера допустимых для общества аномалий? Неудивительно, что генные технологии называют «новым социальным оружием».

Последние десятилетия отмечены чрезвычайным развитием нейробиологии, в рамках которой возникли и успешно развиваются новые направления, изучающие структуру и функции центральной нервной системы человека. Результаты этих исследований таят опасность их антигуманного использования отнюдь не в целях излечения психических расстройств, а в качестве средства «модификации поведения».

Бурное развитие химии и фармакологии в течение последних десятилетий обогатило медицину большим количеством новых активных лекарственных средств, воздействующих на психику человека и его поведение. Успехи нейрохирургии позволили проводить тонкие и сложные операции на мозге.

Все эти достижения научно-технического прогресса и естественное стремление ученых проникнуть в тайны деятельности мозга человека выдвинули ряд важных морально-этических и правовых проблем. Для поиска и обоснования разумных и вместе с тем подлинно гуманных позиций при столкновении с этими проблемами в сегодняшнем мире использование средств философского анализа, обращения к опыту философских размышлений становится не просто желательным, а необходимым.

Экологическая этика представляет собой особую часть общего этического учения, которая исследует моральные нормы и нравственные принципы поведения людей, направленные на сохранение и восстановление окружающей природной среды. Возникновение экологической этики было вызвано растущими технологическими перегрузками на биосферу, которые с особой силой стали ощущаться в период начавшегося постиндустриального развития. Если раньше, в доиндустриальном обществе человек, по словам известного философа-гуманиста А. Швейцера, испытывал благоговение перед жизнью, то с появлением индустриального общества и дальнейшим техническим прогрессом гармонические отношения между обществом и природой все больше нарушались и, в конце концов, привели к глубокому экологическому кризису.

По мнению многих экологов, глубокая причина этого кризиса заключается в доминировании прежнего антропоцентристского взгляда на мир, согласно которому человек объявлялся центром мироздания и властелином природы, который мог ее нещадно эксплуатировать. Поэтому выход из экологического кризиса должен состоять в решительном отказе от такой позиции и установлении гармонических отношений с природой, начиная от производственной деятельности и кончая сознанием.

Новые экологические императивы по отношению к современному обществу ясно выразил один из теоретиков системного подхода Эрвин Ласло, который заявил, что «мы нуждаемся в новой морали, в новой этике, которая основывалась бы не столько на индивидуальных ценностях, сколько на необходимых требованиях адаптации человечества как глобальной системы к окружающей природе. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным системам».

Как своим происхождением, так и особенно обоснованием, экологическая этика обязана новым философско-мировоззренческим принципам глобального эволюционизма, опирающимся на системный подход к изучению мира и парадигму самоорганизации в процессе его эволюции.

Таким образом, этическое регулирование науки, появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будет способствовать обеспечению качества ее моральности. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответственности за судьбу человечества.

 


Контрольные вопросы

1. Сформулируйте основные идеи синергетики.

2. Что нового приносит синергетика в мировоззрение?

3. В чем состояло противоречие между эволюционной теорией Дарвина и классической термодинамикой?

4. Почему концепция самоорганизации является парадигмой исследования обширного класса сложноорганизованных систем?

5. Какие структуры называют диссипативными? Сформулируйте условия, необходимые для их возникновения.

6. В чем состоит значение синергетики для современного естественнонаучного познания?

7. В чем суть концепции универсального эволюционизма?

8. Сформулируйте эмпирические обобщения, лежащие в основе принципа универсального эволюционизма. Приведите примеры следствий из них.

9. Какие виды материи различают в современной физике?

10. Правильно ли высказывание, что тела состоят из материи?

11. Что такое космология и что она изучает?

12. Что означает расширение Вселенной?

13. Охарактеризуйте основные стадии расширяющейся Вселенной.

14. Какое излучение называют реликтовым? Что оно доказывает?

15. Имеет ли Вселенная начало?

16. Является ли Вселенная бесконечной?

17. Раскройте сущность антропного принципа, что он выражает?

18. Укажите различия слабого и сильного варианта антропного принципа?

19. Какие факты доказывают однородность Вселенной?

20. Что означает выражение ”тонкая подстройка Вселенной

21. Объясните сущность современной естественнонаучной картины мира.

22. Перечислите особенности вещества и поля в современной картине мира.

23. В чем состоит сущность физического вакуум как разновидности материи и каковы его особенности?

24. Что понимают под сменой естественнонаучной парадигмы?

25. На каких принципах основана современная картина мира?

26. Объясните смысл понятий ”рациональный”, ”рационализм”, типы рационализма.

27. Сформулируйте сущность классического рационализма, современного рационализма.

28. В чем состоит отличие современного рационализма от классического?

29. Почему нельзя отказываться от рационального способа мышления?

 


ГЛОССАРИЙ (краткий словарь терминов)

 

Абстрагирование – процессы мысленного отвлечения, выделения существенных свойств, сторон, черт явления или предмета; отвлечение от одних признаков и выделение других; в процессе абстрагирования создаются мысленные абстракции и понятия, являющиеся формой существования мыслей.

Анализ – расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего объяснения.

Аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках.

Биосфера (живая оболочка) – область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, поверхность суши и верхние слои литосферы.

Бифуркации – особые точки, точки ветвления возможных путей эволюции системы, чему на уровне математического описания соответствует ветвление решений нелинейных дифференциальных уравнений.

Вероятность – количественная характеристика осуществимости возможности в некотором конкретном комплексе условий; величина, характеризующая степень возможности некоторого случайного события. Вероятность достоверного события равна 1, а невозможного — 0. Вероятность случайного события отлична от 1. Закономерности, присущие случайным событиям, называют вероятностными, стохастическими или случайными. Они играют важную роль в науке.

Вид – определенная категория растений, животных и микро- бов, качественно обособленная форма живого, этап и основная единица эволюционного процесса, отличающаяся деталями обмена веществ, закрепленными в генотипе.

Виртуальные частицы – частицы, возникающие и исчезающие в результате флуктуаций соответствующего квантового поля, описывающего эти частицы.

Возможность – это то, чего еще нет, но то, что должно наступить при определенных условиях; совокупность порождаемых единством многообразных сторон действительности предпосылок ее изменения, превращения в другую действительность.

Волна – это распространение (передача) колебания из одного места в другое, соседнее (от точки к точке). Волна не локализована в пространстве, она заполняет часть или все пространство. Волны могут интерферировать при наложении друг на друга; они переносят энергию и импульс.

Вселенная – понятие, употребляемое в трех смыслах. Во- первых, как синоним ойкумены, т.е. обитаемой части мира; во- вторых, как совокупность всех вещей, имеющихся в мире; в- третьих, как объект космологии, ибо Вселенная (Метагалактика) – та часть мира, которая доступна наблюдению и исследованию.

Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости организмов.

Гипотеза – отдельные предположения или догадки, к которым прибегают при построении теории или постановке эксперимента с целью проверки теории.

Гомеостаз(ис) – состояние динамического подвижного равновесия природной системы, поддерживаемое сложными приспособительными реакциями, регулярным возобновлением основных ее структур, вещественно-энергетического состава и внутренних свойств, а также постоянной функциональной саморегуляцией во всех ее звеньях.

Дедукция (дедуктивный метод познания) – способ (метод) предсказания или получения частных следствий из общих правил с помощью логических рассуждений; процесс восхождения познания от общего к единичному.

Действительность – весь объективный существующий мир в многообразии своих проявлений, объективная реальность, материя в ее различных формах.

Детерминизм – система философских взглядов об объективной, закономерной связи всех явлений окружающего мира, противостоящая индетерминизму.

Диалектика (с греческого – искусство вести беседу) – учение о наиболее общих законах природы, общества и познания и основанный на этом учении метод мышления, который рассматривает явления или события в движении, развитии, взаимосвязи.

Динамические закономерности – объективные, необходимые, существенные связи и зависимости, характеризующие поведение относительно изолированных объектов, при исследовании которых можно абстрагироваться от многих случайных факторов.

Динамический хаос – нерегулярное или хаотическое поведение простой системы, подчиняющейся регулярным, неслучайным динамическим законам; рождение случайного из неслучайного.

Доплера эффект – изменение частоты или длины волны электромагнитных колебаний, воспринимаемых наблюдателем (приемником), вследствие движения источника волн относительно наблюдателя. При удалении от наблюдателя длина волны уменьшается (красное смещение), при приближении к нему – увеличивается.

Духовный – связанный с внутренним и нравственным миром человека, с умственной деятельностью.

Естественный (природный) – то, что возникает и существует само по себе. Естествознание все объекты и процессы изучает как естественно существующие и протекающие сами по себе.

Естественный отбор – процесс, в результате которого под действием природных факторов происходит вымирание наименее адаптированных к среде членов популяции и остаются особи, наиболее приспособленные к выживанию и размножению.

Закон природы – это порядок, которому подчиняются явления природы; связь между процессами или явлениями, происходящими в природе.

Иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему или, наоборот, вхождение или функциональное соподчинение систем, при которых меньшие подсистемы составляют большие системы, сами являющиеся подсистемами еще более крупных систем.

Изменчивость – разнообразие, т.е. существование различий в данный момент; изменение как появление нового.

Индетерминизм – философская концепция, отвергающая всеобщий характер универсальной взаимосвязи явлений, отвергает причинность.

Индукция (индуктивный метод познания)– процесс вывода общего из частного. Сначала собирают экспериментальные данные (факты), а затем выводят общие правила.

Интуиция – способ постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств (интуиция-суждение).

Искусство – художественное творчество, составная часть духовной культуры человечества: литература, театр, живопись, музыка, архитектура и т. д.

Концепции – идеи или общие понятия.

Культура – совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни; это вся сумма деятельности человеческого разума, она объединяет все хорошее в деятельности человека, а все плохое ей противоречит.

Логика – этимологически восходит к древнегреческому слову “logos”, означавшему “слово”, “мысль”, “понятие”, “рассуждение”, “закон”. Это наука о законах и формах мышления человека.

Материя – объективная реальность, данная в ощущениях и реально существующая вне и независимо от человека.

Метафизика (с греческого – то, что за физическим) – способ познания, противоположный диалектическому; синоним неподвижности, разрозненности, отсутствие связи; она мыслит крайними категориями (либо да, либо нет); развитие рассматривает как простое увеличение или уменьшение готовых качеств.

Мир – Вселенная во всей ее совокупности форм материи в земном и космическом пространстве, т. е. все то, что существует вокруг нас.

Мировоззрение – комплекс представлений человека о себе и о мире, единство знания и оценки. Оно включает позицию субъекта по отношению к действительности, идеалы, ценности, цели.

Мораль – совокупность правил и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. Носит исторический характер, развивается вместе с общественными отношениями.

Мышление – функция (или способность) головного мозга отражать действительность, это высшая форма отражения действительности, посредством которой достигается воспроизведение внутреннего, существенного; способность человеческого мозга к производству мыслеобразов.

Наследственность – свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства; неотъемлемое свойство живой материи.

Научная революция – процесс коренного, качественного переворота, вызываемый научными достижениями и открытиями; коренная ломка представлений о строении мира и положения в нем человека, великий поворот в мышлении, перелом в развитии науки.

Нелинейная среда (система) – среда (система), процессы в которой описываются нелинейными уравнениями. Это среда, которая может эволюционировать (развиваться) различными путями, таит в себе бифуркации.

Неустойчивые системы (среды) – определенный класс систем (сред), поведение которых чувствительно к малым возмущениям, к хаотическим флуктуациям на микроуровне. Состояние такой системы резко изменяется под их влиянием.

Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе; соблюдающий нормы общественного поведения, соответствующий требованиям морали.

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях и при соответствующих условиях наступает неизбежно. Необходимость имеет причину своего появления в самом себе и обусловлена внутренними причинами.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Опыт – опытное, эмпирическое знание. Оно характеризуется как знание непосредственное, т. е. когда исследователь входит в непосредственный познавательный контакт с объектом изучения. Результатом опытного знания выступает эмпирический факт, событие, явление.

Организм – всякое живое тело, живое существо, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами; происходит от одного зачатка и индивидуально подвержен факторам эволюции и экологическим воздействиям.

Открытая система (среда) – определенный вид систем или сред, которые обмениваются веществом, энергией и/или информацией с окружающей средой, т. е. имеют источники и стоки.

Парадигма (от греческого – образец, пример) – совокупность общепринятых норм и идеалов научного исследования и той картины мира, с которой согласна основная масса научного сообщества.

Популяция – совокупность особей одного вида с общим генофондом, в течение большого числа поколений, населяющих определенное пространство с относительно однородными условиями обитания.

Принцип (от латинского “принципус”) – основа, первоначало. Принцип есть центральное понятие, основание системы, обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Природа – в широком смысле это все многообразие движущейся материи, ее свойств и состояний, включая и общество; в узком смысле – это материальный мир, за исключением социальной формы движения материи.

Причина – одна из форм связи и взаимодействия материальных образований или их элементов, обуславливающая соответствующие изменения.

Причинность – философский принцип цельности и неразрывности природы, утверждающий всеобщность причинности, и ориентирующийся на исследование причинно-следственных взаимосвязей.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что не познано человеком, т.е. это знание о незнании. Считается, что современная наука начинается не с наблюдения, а с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим – от менее глубоких к более глубоким.

Разум – высший уровень мышления, для которого характерно, прежде всего, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы; это высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить.

Рассуждение – метод получения знания, представляющий собой мысленное моделирование, логический вывод или заключения из имеющихся данных.

Рациональный – основанный на требованиях разума, разумный. Целесообразный, логичный. Определение понятий – важнейший инструмент рациональности.

Редукционизм (редукция) – установка на сведение сложного к простому, одних наук или крупных их разделов к другим: химии к физике, биологии к химии и физике и т. д.

Реликтовое излучение – космическое электромагнитное излучение, связанное с эволюцией Вселенной, которое проявляется как фоновое шумовое излучение.

Самоорганизация – процессы спонтанного упорядочения (перехода от хаоса к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах.

Синтез – процесс реального или мысленного объединения ранее выделенных частей предмета в единое целое; связан с анализом.

Система – это такая совокупность элементов или частей, в которых существует их взаимное влияние и взаимное качественное преобразование. Система всегда унитарна, т.е. представляет собой единое целое, из которого нельзя отнять ни одного элемента, не изменив качества всего целого.

Следстви е – порождается причиной, результат действия причины; это изменения, возникающие во взаимодействующих сторонах или материальных образованиях в результате их взаимодействия.

Случайность – то, что может произойти, а может и нет. Случайность имеет причину своего существования во внешних обстоятельствах.

Статистические закономерности – форма проявления взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь с некоторой вероятностью, выступающей объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.

Теория – мысленная схема с допущениями, которые подбираются так, чтобы получилось согласие с экспериментальными данными; они содержат умозрительные идеи и общие подходы к решению разных проблем, и это позволяет отнести их к главным концепциям.

Творчество – деятельность человека, направленная на создание новых по форме и содержанию материальных и культурных ценностей.

Умозрительные идеи – то, что рождается в голове человека. Они также могут быть полезными и остаются в силе до тех пор, пока мы помним о их статусе.

Универсум (от латинского – единая Вселенная) – понятие, обозначающее мир в целом и отождествляемое либо с видимой частью Вселенной, либо с ее духовной сущностью.

Чувство – способность живого существа ощущать, испыты- вать, воспринимать внешние воздействия, а также само ощуще- ние; способность понимать на основе ощущений.

Факты – то, что получают в результате наблюдения, которое либо подтверждается, либо проверяется.

Формализация – подход в науке, который заключается в использовании специальной символики и знаковой системы, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов и оперировать вместо этого некоторым множеством символов или знаков.

Флуктуации – случайные отклонения мгновенных значений величин от их средних значений, показатель хаотичности процессов на микроуровне системы.

Хаос – синоним случайности; состояние беспорядка и нерегулярности.

Частица – это нечто локализованное в пространстве. Движение частицы характеризуется траекторией; они не могут огибать препятствия.

Эволюция – отражает идею развития: процесс развития, изменения кого или чего-либо. В философии развитие рассматривается как процесс постепенного, непрерывного количественного измене- ния, подготавливающий качественные изменения.

Экосистема – совокупность растений, животных и других организмов, взаимосвязанных между собой и с окружающей средой таким образом, что эта система сохраняет свою устойчивость неограниченно долго. Экосистема Земли в целом самая крупная.

Экосфера – совокупность свойств Земли как планеты, создающих на ней условия для развития жизни.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, передачи социального опыта и т.п. С помощью языка осуществляется познание мира. Разделяется на “естественный” и “искусственный”.





Список использованной литературы

1 Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного стествознания. М.: Высш. шк., 1998.

2 Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: ЦЕНТР, 1988.

3 Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 1997.

4 Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: ЮНИТИ, 1999.

5 Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Ростов-на- Дону: Феникс, 2000.

6 Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М.: ЮНИТИ, 1997.

7 Концепции современного естествознания /Под ред. С.И. Самыгина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

8 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.: Гардарики, 1999.

9 Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новоси- бирск: ЮКЭА, 1997.

10 Потеев М.И. Концепции современного естествознания. CПб.: Питер, 1999.


Учебное издание

 

Гладкая Алла Дмитриевна, канд. техн. наук, доц.

Измайлова Джамиля Ибрагимовна, ст. преп.

Лаврушина Оксана Анатольевна, ассистент

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 5185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.123 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь