Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Натурфилософский этап естествознания



Натурфилософский этап, связанный с греческой и римской цивилизациями, был подготовлен ближневосточной и среднеземноморской (минойская, микенская) цивилизациями.

Отправной точкой первого этапа можно считать работы Фалеса Милетского (VI в. до н.э.), заложившие основы для философии и естествознания. Он занимался астрономией, мог предсказывать солнечные затмения, создал первую «теорию Земли» (Океан – всем прародитель; Земля – плавает на воде), ему принадлежит идея абстрактного Бога (Бог – то, у чего нет ни начала, ни конца; Бог – это ум космоса; Бог древнее всего, ибо он не сотворен). В дальнейшем ученик и родственник Фалеса Анаксимандр изобрел астрономические инструменты (солнечные часы), первым в Элладе начертил географическую карту мира и разработал систематическую космологию (570 г. до н.э.), в которой использовались понятия «беспредельного» времени, преобразования вещей, тепла, холода и др. Позже друг Анаксимандра Анаксимен из Милета постулирует изменение и преобразование первоматерии (545 г. до н.э.), Ксенофан вводит понятие человеческого прогресса, философский монотеизм, скептицизм в отношении антропоморфных божеств (520 г. до н.э.),

Анаксагор вводит понятие вселенского разума – Ноос (460 г. до н.э.). Уже в 430 г. до н.э. Демокрит разрабатывает атомистическое учение. По его представлениям, началом Вселенной являются атомы и пустота. Атомы представляют собой некие тела, невидимые из-за малой величины и неделимые из-за твердости. Они движутся в пустоте бесконечное время, а когда приближаются друг к другу или зацепляются друг за друга, то образуется вода, воздух, огонь, растения или человек. Разные тела могут состоять из одних и тех же атомов. Представления Демокрита о Вселенной были весьма прогрессивными для своего времени. Он считал, что мир неодушевлен и управляется некоей бессознательной природой; что миров бесчисленное множество, они различны по величине, появляются из пустоты и превращаются в пустоту; что движение вечно. Таким образом, некоторые теоретические основы современного естествознания были созданы уже на натурфилософском этапе. Большинство ключевых терминов современного естествознания были придуманы древними греками, в настоящее время греческий алфавит активно используется для символического описания природных явлений. В течение натурфилософского этапа были заложены не только основы космологии и теории Земли, но и многих естественных и гуманитарных наук. В конце 400-х гг. до н.э. Гиппократ закладывает основы античной медицины, Платон пишет знаменитые «Диалоги» и создает Академию в Афинах (399-374 гг. до н.э.), Аристотель пишет «Метафизику» и другие знаменитые работы («Категории», «О небе», «Метереологика», «Физика»), создает гелиоцентрическую систему устройства мира (270 г. до н.э.), Архимед развивает начала классической механики и математики (240 г. до н.э.), Гиппарх из Никеи по наблюдениям звезд составляет первый в Европе звездный каталог и вносит важный вклад в совершенствование календаря (130 г. до н.э.). После завоевания Греции Римом в 146 г. до н.э. Лукреций (60 г. дон.э.), Цицерон (45-44 гг. до н.э.), Овидий (8 г. до н.э.) продолжают развитие традиций греческой науки. В знаменитой работе «О природе вещей» Тит Лукреций Кар дает предельно полную на тот момент картину представлений о природе. Согласно этим представлениям природу составляют две вещи: тела и пустота. Первоначала вещей просты и плотны. От начал (атомов) начинается движение и передается все более крупным телам. Изменения материи влекут за собой и перемены в вещах. Проблему пространства и времени Лукреций трактует так: «Если же пространства иль места, что мы пустотой называем, не было бы вовсе, тела не могли бы нигде находиться и не могли б никуда двигаться различно… Также и времени нет самого по себе, но предметы сами ведут к ощущению того, что в веках совершилось, что происходит теперь и что последует позже. И неизбежно признать, что никем ощущаться не может время само по себе, вне движения тел и покоя». В дальнейшем Птолемей закладывает основы классической астрономии (140 г. н.э.), Гален совершает открытия в медицине. Однако с течением времени натурфилософия теряет своих последователей по причине сообщенной Анаксименом: «чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов», что определило закат натурфилософского периода и переход к религиозному этапу развития человеческой мысли. В 391 г. запрещение императором Феодосием всех языческих культов в Римской империи означало превращение христианства в государственную религию, а смерть Прокла (последнего крупного философа Др. Греции) в 485 г. можно считать завершением натурфилософского этапа развития естествознания. В целом в этот период начинает формироваться стиль современного научного мышления, включающего любознательность, стремление к нововведениям, критику, глубокий интерес к проблемам жизни и смерти, стремление к упорядоченности и скептическое отношение к общепринятым истинам в качестве базовых составляющих, а также поиск неких универсалий (идей, законов, абсолютов, начал и т.д.), дающих рациональное понимание всего окружающего мира. Крайне важной для развития науки в последующем оказалась также борьба двух течений в натурфилософии: платонического идеализма (идея –природа) и материализма Гераклита, Демокрита, Эпикура (элемент – природа), ставшая своеобразным вечным двигателем развития научного мышления и формирования способности к интуиции, озарению, предвидению, ведущей к научным открытиям.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь