Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные естественнонаучные картины мира



Современная наука нацелена на построение единой целостной картины мира, изображая ее как взаимосвязанную ”сеть бытия”. В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые обычный человек воспринимает как данность, как объективность, существующую независимо от наших личных мнений.

Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, можно понять и увидеть связи действительности и свое место в ней. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается. Поэтому понятие ”картина мира” занимает особое место в структуре естествознания.

Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают как в рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ.

Различают несколько картин мира.

Обыденная картина мира, возникающая из повседневной жизни: здесь в центре стоит человек, так как повседневность – это мир, где он является главной фигурой.

Научная картина мира, или научный взгляд, создаваемый учеными-специалистами. Научная картина мира строится вокруг объектов, понятых как не зависящие от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир “таким, каким он есть”.

Религиозные представления о мироздании, сложившиеся в деятельности религиозных групп. Здесь главное внимание уделяется соотношению повседневного опыта и потустороннего, божественного.

Эзотерическая концепция Вселенной – знания, полученные путем озарений и откровений, которые появились в узком кругу посвященных и по сей день передаются в личном опыте, от учителя к ученику (эзотерия – совокупность знаний и духовных практик, закрытых от непосвященных).

Философский подход к человеку и космосу. Философские картины мира многообразны, но все они строятся вокруг отношения мир – человек.

Каждая из этих картин дает свою версию того, каков мир на самом деле и какое место занимает в нем человек. Отчасти эти картины противоречат друг другу, а отчасти взаимодополнимы и способны составлять целое.

Историю развития человеческой мысли можно условно разделить на четыре основных этапа:

· мифологический,

· натурфилософский,

· религиозный

· научный.

Причина смены одного этапа другим определяется сменой взглядов на окружающий мир.

Основанием любой науки является факт – количественно измеренное и задокументированное явление реальной действительности. Совокупность фактов в научном познании образуют основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Для того чтобы сравнивать факты между собой ученым необходимо договориться о методиках измерения и документации, т.е. о правилах измерения, сбора и документирования явлений, а также о приборах и инструментах, с помощью которых исследуется реальная действительность.

Установление причинно-следственных связей между фактами, их непротиворечивое объяснение, обобщение фактов в единую систему знания и определение направления научного поиска в перспективе осуществляется с помощью методологии.

Совокупность методологий, методов, методик и известных фактов часто называют парадигмой (исследовательской программой) науки. Без парадигмы наука как общественное явление не может существовать. Поэтому знание называется научным, если ему соответствуют все вышеперечисленные требования.

Определим отличие науки, как особой сферы человеческой деятельности от предшественников научного знания: мифологии, философии (натурфилософии) и религии.

На первом, мифологическом этапе (III тыс. до н.э. – VI в. до н.э.), решающую роль в принятии решений играла мифология или обожествление естественных сил и тел природы (этап веры). На данном этапе человечество осуществляло первичный набор фактов об окружающей действительности.

На втором этапе (VI в. до н.э. – V в. н.э.) главенствующую роль стала играть натурфилософия как способ рационального поведения и вознесения человеческого разума в центр мироздания. К этому периоду относятся первые попытки обобщения накопленных знаний об окружающей действительности и их объяснение.

Третий этап (V – XVI вв.) вновь характеризуется, с одной стороны, консерватизмом по отношению к теоретической науке, господством религиозных представлений, с другой стороны, развитием и совершенствованием прикладных методов.

Наконец, четвертый этап (XVI – XXI вв.) выводит на первый план науку и ученого как творцов нового мира (этап разума и техники).

Соответственно, в развитии базиса естествознания также присутствуют несколько этапов. На этапе мифологии происходит накопление прикладной информации о природе и способах использования ее сил и тел. На этапе натурфилософии к практике преобразования природы добавляется теоретическое осмысление причин, способов и особенностей трансформации природы, появляются первые концепции рационального объяснения явлений природы. В течение религиозного этапа естествознание вновь сосредотачивается на накоплении фактов, поскольку в качестве единственной причины изменения природы религия выводит Бога. В течение четвертого этапа факты, методики и теории объединяются в естествознание как целостную науку о природе, происходит череда научных революций, радикально меняющих практику общественного развития.

Таким образом, человечество в настоящее время имеет, по крайней мере, четыре системы организации знаний об окружающей среде: мифологическую, философскую, религиозную и научную картины мира.

Рассмотрим особенности каждой из представленных картин мира.

В мифологической картине мира объекты окружающей среды и человек связываются друг с другом совершенно случайным образом, но объясняют весьма важные явления. Мифологический подход к объяснению окружающей среды до сих пор сохраняется в общественном мировосприятии не только первобытных племен Африки и Океании, но и вполне просвещенных народов. Все непонятное, но требующее каких-либо объяснений, прежде всего, мифологизируется, т.е. недостаток информации компенсируется умозрительными выводами. В дальнейшем умозаключение становится правдоподобным благодаря включению в миф реальных объектов окружающего мира.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь