Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Век: основные идеи о бессмертии сформированы, но при этом почти ничего не сделано
В 20 веке было сформировано понимание, что и как нужно делать, чтобы радикально продлить жизнь человека: идеи крионики, аплоадинга, борьбы со старением, наномедицины – все они были сформулированы в 20 веке. При этом возросла средняя продолжительность жизни людей возросла с 47 до 77 лет в течение столетия, но произошло это не благодаря идеям научного иммортализма, а в силу улучшения питания, медицины, вакцин, снижения детской смертности и роста культуры безопасности. Огромное число вещей, которые можно было сделать для продления жизни – не было сделано. Например, не были начаты длительные эксперименты по тестированию на животных веществ, - давно уже известных веществ, вроде аспирина и метморфина – на предмет того, смогут ли они продлевать жизнь. Не были собраны данные по людям.
Р.Эттингер – написал в 1960-е годы прекрасную книгу «Перспективы бессмертия» - в которой обосновал возможность крионики. Но после ней было заморожено только 200 человек за 50 лет. Обри ди Грей – стал легкоузнаваемым символом борьбы со старением. Но денег на исследования привлечь не смог. Э.Дрекслер – написал «Машины созидания» в 1986 году с обоснованием возможности создания нанороботов для производства и медицины. С тех пор были потрачены огромные деньги на нанотрехнологии, но только не на проект создания наноробота, и в результате наномедицина остается в зачаточном состоянии. Fm-2030 - Возникновение трансгуманизма – идеи о совершенствовании человека технологическими методами. Но термин оказался неудачным: несамоочевидным и с возможностью негативной интерпретации, то есть его связи с евгеникой, фашизмом и всем плохим. Не удалось выкристаллизовать, что самое главное в трансгуманизме – это не выращивание жабр и крыльев, не бессмысленный самоапгрейт, а радикальное продление жизни. Только ради него нужны все сверхспособности. И также понимание, что продление жизни нужно для всех, а не для отдельных постлюдей, противопоставленных остальному человечеству. С.Лем, и другая фантастика 1960-х. На пике полетов в космос перспективы научно-технического прогресса казались невероятными. Казалось, что к концу века будет покорен Марс, а затем в начале 21 века будут созданы и звездолеты. Но при этом в научной фантастике того времени освоение космоса казалось более важным – и более простым – чем продление жизни. Большинство космонавтов в этой фантастике продолжало жить в немного улучшенных человеческих телах, и затем старело и умирало. Было не понятно, что сначала надо бороться за продление жизни людей, а затем за освоение космоса. Но к концу века классическая научная фантастика маргинализировалась, ее вытеснило эпическое фэнтези, хорор и историческая фантастика. Тем не менее, такие авторы как Грег Иген , В.Виндж продолжали создавать новое видение технологического будущего. Грег Иген придумал несколько новых способов достижения бессмертия – город перестановок – бессмертный математический объект, и сайдлоадинг в «Зендеги» – использование готового мозга матрицы, настройкой которого получается конкретный индивид.
К концу 20 века сформировалось новое поколение трансгуманистов, активно работающих и в 21 веке, которые ясно видят радикальное продление жизни как цель и мерило ценности научно-технического прогресса. Это Ник Бостром, Э.Юдковски.
Несколько раз в течение 20 века начинались проекты по достижению бессмертия, но они раз за разом гасли. В СССР в 30-е годы Сталин создал институт бессмертия, который закрылся через несколько лет. При этом другие проекты – в области ракет, атома, строительства небоскребов – успешно работали. Отчасти это можно связать с низкой ценностью человеческой жизни в первой половине 20 века. Снижение рождаемости коррелирует с ростом ценности жизни отдельного человека, и в большинстве развитых стран демографический переход произошел в середине 20 века. При высокой рождаемости и низком уровне образования очень легко «создать» нового человека, пригодного на почти любую социальную роль. Но П.Маккиарини сказал, что он свои первые деньги заработал в 40 лет – до этого он учился быть хирургом. В массовом производстве индивидуальность людей не имеет значения – в армии, на заводе, в сельском хозяйстве, но в информационном обществе именно индивидуальность становится основным «товаром» - художника, фотографа, сценариста, фотомодели, блоггера. Уникальная жизнь отдельного человека обретает ценность. Раньше носителем информации были гены, а теперь им стали знания и уникальные навыки. А также место человека в социальной структуре. В целом в 20 веке ценности космоса и риски ядерной войны затмевали идею бессмертия.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы