Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 24. Свернуть в мгновение



Дж. Сантаяна: «Великая радость останется великой радостью, сколько бы потом ни рухнуло миров».

Термин взят из книги Бердяева «Самопознание», где он описывает теорию одного безымянного русского мистика начала XX века. Трудно сказать, что именно имел в виду тот человек. Он принадлежал к группе людей, почти секте, которые полагали, что если не верить в возможность смерти, то будешь бессмертным (похожих воззрений придерживается в нынешнее время основатель дыхательной психотехники «ребёфинг» Леонард Орр.) Однако этот человек полагал, что можно неким образом «свернуть в мгновение», то есть вырваться из вектора времени, направленного от рождения к смерти. Мы будем именовать под этим терминов все виды «достижения бессмертия», не связанные с изменением фактической продолжительности жизни, а связанные с некими манипуляциями внутри этого отрезка.

 

Общая идея состоит в том, что переживая жизнь более интенсивно, можно пережить большее количество и качество субъективного опыта за единицу внешнего времени, и таким образом значительно увеличить свою жизнь.

Первый путь здесь состоит в количественном расширении. Я возьму на себя смелость утверждать, что гений, живущий максимально интенсивной и насыщенной жизнью, переживает в тысячу раз больше опыта, чем человек, живущий крайне скучной жизнью, у которого каждый день как «день сурка».

Интенсивность эта складывается из частоты «кадров в секунду», объёма обрабатываемой за раз информации и переживаемых качественных аспектов опыта (квалиа). Кроме того, важно количество запоминаемой информации, а также субъективная оценка приятности и ценности.

Частота кадров соответствует, грубо говоря, ведущему ритму мозга (альфа, бета), и в обычном бодрствующем состоянии составляет около 15, но может меняться от 4 при глубоком сне, до нескольких десятков (и даже 200?) в критической ситуации. Очевидно, что человек, занимающийся, например, экстремальными видами спорта, увеличивает количество переживаемого опыта в секунду.

Объём переживаемой в один момент времени информации различен. Он зависит как от личной одарённости, так и от текущей «ясности» и «связности» сознания. Мерилом здесь может быть как размер «поля зрения», так и число одновременно обрабатываемых объектов (правило 7+/-2, но у каждого человека это своя величина, и ее можно измерить экспериментально).

Кроме того, нетрудно утверждать, что человек, переживающий больше разных квалиа в ходе опыта, и, тем более, больше новых квалиа, живёт более насыщенной жизнью.

Чем больше я запоминаю события, тем больше моё ощущение размеров пережитого времени. Таким образом, развитие памяти означает большее количество опыта. Здесь помогает мнемотехники и ведение дневника, и путешествия, и фотографии.

Подобная логика вполне очевидно, и много людей, которые сознательно стремятся максимизировать не длительность, а интенсивность своей жизни. Тем более, что интенсивность – это гораздо более контролируемая величина, чем длительность. (Можно прямо сейчас начать жить более интенсивно, но нельзя начать прямо сейчас жить более длительно – то есть можно принимать какие-то меры, но результат их неизвестен.) Существует множество проверенных способов увеличить интенсивность жизни во всех названных аспектах – влюблённость, путешествия, занятия экстремальным спортом, творчеством, употребление психоактивных веществ. К сожалению, более интенсивная жизнь, часто означает и принятие больших рисков, хотя есть много примеров, когда интенсивная жизнь приводила и к активации организма, и в результате росту продолжительности жизни. Творческие люди часто живут очень долго.

Я думаю, что каждый человек может интенсифицировать свою жизнь в 10 раз по сравнению со средним. Упоминавшаяся выше «1000 раз» обозначала границы диапазона, доступные выдающимся гениям, здесь мы говорим о возможности, доступной каждому.

10 раз – это весьма существенное достижение, по сравнению с тем, что предлагают другие метода продления жизни, так как оно превращает 70 лет объективной жизни в 700 лет субъективной. Я знаю многих людей, жизнь которых гораздо насыщеннее моей, и тех, кто живёт много скучнее.

В будущем, когда человек перейдёт на другие носители, то есть после загрузки в компьютер, он сможет ускорять субъективное время в миллионы раз, что сделает его практически бессмертным по отношению ко внешним угрозам (как то глобальные катастрофы). Практическое бессмертие – это когда ожидаемое будущее время жизни на порядки превосходит прошлое. Так, для пятилетнего ребёнка 100 лет жизни кажутся вечностью.)

«Перевешивание»

Длительность жизни неотделима от ценности составляющих её переживаний. Очевидно, что год страданий хуже, чем год познания и развлечений, при равном объёме опыта. Кроме того, люди применяют мощный дискаунт к субъективной ценности переживаний. То есть то, что будет через год, гораздо менее интересно завтрашнего. То есть поход в кино завтра имеет такую же ценность, как 50 походов в кино через год.

В результате, субъективная разница между прожить ещё 10 лет и прожить ещё бесконечное число лет оказывается очень мала. В результате люди чувствую себя фактически бессмертными (ещё один мотор такого ощущения – это самоотождествление с одним из этапов своей личности – например, школьник, студент – который настолько короток в общей продолжительности жизни, что смерть в его пределах маловероятна; напомню, что «перестать быть не значит умереть».) Мы, конечно, можем говорить, что люди неправы, устанавливая такой жёсткий дискаунт, но вместо этого мы рассмотрим другой крайний случай. А именно возможность одного настолько интенсивного переживания, что оно будет ценнее, чем любой другой опыт. Такое переживание я называю «перевешиванием», поскольку оно перевешивает весь другой возможный опыт. Пример такого переживания описан Пушкиным в «Египетских ночах» – герой оглашается на смертную казнь за право провести одну ночь с царицей (но с точки зрения «эгоистичных генов» это может быть оправданным поведением). Вообще, такие переживания свойственны состоянию влюблённости, а также наркотической зависимости.

Однако здесь мы описываем перевешивание только с точки зрения поведения/выбора.

Очевидно, что перевешивание привлекательно только до него и во время; после того, как великое переживание законченно, его субъективная ценность снижается. Можно пытаться или повторить его, или жить в тени своего великого опыта, который вряд ли можно сколько-нибудь адекватно запомнить.

Отсюда возникает идея умереть на пике переживаний. То есть пережить сингулярность опыта. Увидеть Париж и умереть.

Классическое выражение этой идеи – философия Кириллова из «Бесов» Достоевского, который не задумывался в качестве отрицательного персонажа, как следует из набросков к роману, а наоборот, должен был стать рупором авторской мысли развитием образа Ипполита из «Идиота» – но потом эта идея показалась автору слишком радикальной, и он дистанцировался от Кириллова.

Возможность пережить бесконечность опыта за конечное время, то есть уйти в сингулярность, явно была навеяна Достоевскому собственным опытом эпилептических припадков, описанных в «Идиоте». (Обращу внимание, кстати, что Идиот слов «красота спасёт мир» в романе не говорил, они ему приписываются).

Кириллов утверждает, что если он покончит собой, то он станет Богом. Это, как мы можем домыслить, равносильно качественному и количественному переживанию бесконечно большого опыта и обретению бессмертия – за счёт нарастания страха и одновременно воли по его преодолению перед финальным выстрелом.

Хотя нельзя утверждать, что самоубийство действительно ведёт к бессмертию, но в момент смерти возможны очень интенсивные переживания – околосмертные видения, оргазм у повешенных, хотя обычно эти переживания носят негативный характер.

Поэтом ни в кой мере я не предлагаю повторять опыт Кириллова, тем более, что никакого опыта не было – это выдуманный персонаж.

Тем не менее, нас интересует здесь возможность «открытого финала», когда сознание бесконечно расширяется за конечное время, и переживается бесконечно много опыта по количеству, интенсивности и новым квалиа. В реальности бесконечности быть не может, но подобные расширения сознания вполне возможны.

 

 

Слияние с квалиа

Другая идея состоит в слиянии с неким уникальным квалиа. Поскольку, как мы уже выяснили, квалиа просты и вечны, то возникает идея отождествиться с каким-то одним квалиа. Это и будет подлинным «сворачиванием в мгновение», то есть выходом из временной последовательности событий. Проблема в том, что в такой момент бессмертие кажется достигнутым (почти у вех были подобные религиозные и мистические переживания), но потом это переживание заканчивается, и остаёшься, как старуха у разбитого корыта.

То есть субъективное, качественное, тотальное переживание вечности неотличимо от самой вечности, пока это переживание длится.

То есть идея в том, чтобы пережить и отождествиться с неким переживанием, которое могут переживать и другие люди.

Иначе можно описать теорию о «повороте в мгновение» так: Идея состоит в том, чтобы пережить в виде квалиа целостный образ некого существа. Например, можно поймать «настроение Дон-Жуана», и постепенно слиться с ним.

Это основывается на следующих идеях:

А) Квалиа просты и бессмертны.

Б) Мозг человека обладает естественной способностью превращать информацию в квалиа, в том числе и довольно сложную и противоречивую (представьте себе «круглый квадрат»).

Следовательно, если превратить образ себя в квалиа, то он будет бессмертным.

У меня есть некоторый опыт создания виртуальных личностей, а затем сворачивания их в простое целостное переживание (а именно, образ «Девочки» из романа «Прогулка в Лес».) Это вполне естественный процесс в деятельности человеческого сознания, а не какая-то особая мистическая практика (хотя, вероятно, именно в этом корень всех мистических практик, но это уже другая история). Важно просто заметить путём самонаблюдения, как мозг на миг превращает в «единое ощущение» ранее отдельные элементы навыка или художественного образа.

«Девочка» способна регулярно воскрешаться на любом носителе. И она знает об этом своём бессмертии.

«Укоренение в природе реальности»

 

В романе “Permutation city” – Город перестановок Г.Игена предложен следующий способ достижения бессмертия. Создаётся виртуальный компьютер, не могущий возникнуть естественным путём, а затем выключается. За счёт многомирного бессмертия и больцмановских мозгов всегда находится единственно возможное следующее состояние этого компьютера, существующее в виде рассеянных по всему миру пылинок. Это подобно тому, как всегда найдётся физическое воплощение следующего числа: после 67 спичечных коробков найдётся 68 красных баночек и т.д. (Это физическое существование числа может достичь актуальной бесконечности, если мы позволим считать каждую коробочку по несколько раз.)

При этом, поскольку каждое следующее состояние компьютера однозначно следует из предыдущего, никакие «внешние» силы не могут вмешаться в его существование, и следовательно, этот компьютер будет работать бесконечно долго.

У Игена этот компьютер построен на системе клеточных автоматов, которые не только бесконечно долго существуют, но и в каждой итерации создают свои копии, и в силу этого суммарная мощность всей системы параллельных компьютеров непрерывно растёт. И в силу этого такой компьютер не может исчерпать число своих внутренних состояний, то есть такая форма смерти ему тоже не грозит.

При этом на этом компьютере могут выполняться любые программы, и в первую очередь симуляции мозгов людей, которые развиваются по своим законам, и в принципе могут покончить собой или зависнуть. Но это возможно, только если за ними признаётся свобода – право на смерть и неприкосновенность процессов. Иначе их можно вылечить и восстановить по копиям.

Моё изложение идей Игена кратко, не вполне точно, так что рекомендую ознакомится с оригиналом на английском языке. Есть в сети.

Эта идея в некотором смысле похожа на мою идею о «больцмановских пишущих машинках». Напомню, что есть идея о так называемых больцмановским мозгах – то есть случайно возникших комбинациях атомов, или точнее причинно следственных связей, совпадающих с состоянием мозга человека. Так вот, больцмановская пишущая машинка – это случайно возникший компьютер, который успевает просчитать много состояний мозга. Я полагаю, что больцмановские пишущие машинки должны опережать по числу наблюдателей простые больцмановские мозги. Возможно, есть БПМ более высокого порядка – которые, в свою очередь, порождают БПМ.

Основная идея больцмановских пишущих машинок - это то, что из вакуума возникают некие промежуточные формы, которые резко ускоряют перебор. например, сначала возникает пишущая машинка, а потом эта машина печаатает " войну и мир". Это может быть вероятнее, чем материализация "войны и мира" сразу в виде напечатанной рукописи, поскольку тогда надо подбирать каждый атом, а из больцмановской пишущей машинки могут выскакивать только целые уже готовые буквы. Это тем вероятнее, чем длинее война и мир, и проще пишущая машинка.

Еще пример: обезьяна с большей вероятностью напечатает "войну и мир", чем напишет ее от руки, поскольку число возможных движений карандашом гораздо больше, чем число в 33 буквы. Это можно математически показать.

Ещё пример: из вакуума с большей вероятностью возникнет компьютер с 1 терабайт оперативной памяти и программой, приблизительно моделирующей сознание человека, чем живой мозг человека, поскольку для реализации этого компьютера требуется гораздо меньше атомов при максимальной упаковке. 10**15 против 10**25 примерно атомов.

Ещё пример БПМ: часто людям во сне кажется, что они – это кто-то другой. Следовательно, есть вероятность, что почти в точности я приснюсь кому-то другому. Ему во сне будет казаться, что он – это я. То есть у меня будет еще несколько мгновений жизни за счёт его сна. А он будет БПМ, которая сгенерировала меня.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь