Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. КОНКРЕТНЫЕ ЛИЧНОСТИ



В этом разделе дано описание пяти личностей. Первые трое – известные люди, двое последних – люди обычные. Во всех случаях рассмотрены радикальные карты и серия карт гармоник (четвертой, пятой, седьмой и девятой). В радикальных картах использована система домов Плацидуса.

Глава 12. Элеонора Дюзе

Элеонора Дюзе – наиболее известная после Сары Бернар трагическая актриса конца девятнадцатого столетия. Она занимает видное место в рассматриваемом ряду примеров, так как ее карты совершеннейшим образом иллюстрируют функции каждой из карт гармоник. Гоклен [1] приводит следующие выдержки из биографии Дюзе: «Элеонора Дюзе избегала всякой искусственности и жила простой жизнью, не осложненной любовными историями, полностью погружаясь душой и телом в актерское действие, находясь перед зрителями. Вне сцены она отчаянно защищала свою частную жизнь».

«Восхищали интеллигентность Элеоноры Дюзе, ее тонкое воспитание, глубина характера. Она была совершенно не похожа на большинство известных актрис. Игра ее не заключалась в создании искусственных и возбуждающих сцен, но передавала специфически женские чувства в их правдивейшей, наиболее полной и вместе с тем наиболее сильной форме. Кто-то справедливо писал, что «сценическая работа была ее призванием». Жизнь ее была таинственна и уединенна».

«Счастье, – сказала мисс Дюзе, – это закрыть дверь и, сидя в одиночестве за столом в маленькой комнате, творить жизнь в изоляции от жизни».

Эти три выдержки создают чрезвычайно яркое и полное впечатление о личности Дюзе и ее поведении, которое мы должны иметь в виду при изучении карт гармоник.

Рис. 37. Элеонора Дюзе. Радикальная карта

Радикальная карта

Доминирующие впечатления от радикальной карты Дюзе (рис. 37):

1. Луна и Сатурн восходят во Льве: чувствительна и восприимчива, но горда; самоконтроль и склонность к отступлению. Это усиливается секстилем Сатурна к Солнцу.

2. Квадратура Сатурна к кульминирующему Плутону: стремление преодолеть свою природную склонность к отступлению, выставляя себя напоказ (кульминирующий тон – как бы фирменный знак артистов, погружающихся телом и душой в свою работу, что, однако, может оказаться болезненным для них).

3. Очень сильная Т-квадратура, включающая Меркурий, Нептун и Юпитер (причем Юпитер на куспиде одиннадцатого дома «социального включения»): сильная потребность в соединении идеалистического, вдохновенного и экспансивного типа – от вовлеченности в подробности своих дел (Меркурий – 2° Девы) до эмоционального включения в дела других (Нептун – 8° Рыб).

4. Две напряженные области (Сатурн – Плутон и Меркурий – Нептун – Юпитер) связаны между собой полуквадратурами, что показывает сильную потребность объединить их в своем поведении. Полуквадратура между Меркурием и Плутоном совершенно точная (и всякий раз появляется в виде точного аспекта во всех картах гармоник). Это стремление выразить себя в общении через самобичевание является единственной и наиболее побудительной движущей силой в личности Дюзе.

5. Марс не аспектирован. Согласно Дину [2], это должно означать, что Дюзе проявляет значительную энергию и «тенденцию всегда начинать новые дела, не закончив остальные». Также не аспектирован Уран. Дин утверждает, что это ведет к «моментам беспокойства без видимой причины, часто – к любви к новому».

Слабо аспектированы Солнце, Луна и Венера. Поэтому особенно важно рассмотреть, как эти планеты связаны с другими в картах гармоник.

Карта Н4

 

Эта карта (рис. 38) более рельефно представляет напряжения и движущие силы в личности Дюзе. В частности, она высвечивает стремление реализовать потенциал Меркурия – Юпитера – Нептуна посредством Плутона (см. выше). Но она также подчеркивает связь между Венерой и Солнцем, представленную в радикальной карте полуквадратурой: в карте Н4 Венера оказывается в соединении с Асцендентом (стремление выразить свою женственность), но мы видим также оппозицию Венеры и Асцендента к Солнцу, показывающую, что через женственность она стремится к интеграции своей личности и хочет самостоятельно найти свою правду.

                                                                  Рис. 38. Элеонора Дюзе. Карта Н4

Луна имеет много аспектов в карте Н4.
В частности, полуквадратуры к Меркурию и Плутону показывают, что в глубине души Дюзе уверена в необходимости использовать чувствительность и восприимчивость (восходящая Луна в радикальной карте) в настойчивом стремлении к бескомпромиссной коммуникации (Меркурий – Плутон).

Марс, не аспектированный в радикальной карте, почти не аспектирован и в карте Н4, хотя его оппозиция к МС показывает, что Дюзе будет стремиться выразить в своей работе марсианскую энергию. Необходимо посмотреть другие карты гармоник, чтобы выяснить, как Марс интегрирован с другими планетами.

 

Рис. 39. Элеонора Дюзе. Карта Н5

 


Карта Н5

Карта Н5 Дюзе (рис. 39) чрезвычайно сильна и хорошо интегрирована. Это то, что мы ожидаем (и обычно находим) в картах известных актеров и актрис. Хотя в выдержках Гоклена говорится, что Дюзе избегала всякой искусственности, и игра ее не заключалась в создании искусственных и возбуждающих сцен, ясно, что Дюзе, находясь на сцене, на самом деле создавала другую индивидуальность, в которой ее обычная уединенность и отстраненность отодвигались в сторону, позволяя «полностью душой и телом погрузиться в актерское действие».

Связи в карте Н5 в основном напряженные, они показывают, что жизнь Дюзе на сцене состоит из стрессов и конфликтов (трагическая индивидуальность трагической актрисы). Напряженные связи от Меркурия к Юпитеру, Нептуну и Плутону переходят из радикальной карты, но в карте Н5 Меркурий и Юпитер связаны с Ураном и Солнцем, образуя большой крест с почти точной оппозицией между Юпитером и Солнцем от IС к МС. Таким образом, стремление к экспансивному общению связано со стремлением раскрыть и спроецировать свою уникальную индивидуальность. В этом большом кресте можно видеть желание славы, стремление к известности, которые должны увлекать Дюзе от изоляции на сцену и удерживать ее там, несмотря на желание уйти в частную жизнь (для пятой гармоники характерно образование привычек и паттернов принуждения).

Необходимо отметить и квадратуру Солнце – Меркурий, которая показывает навязчивое стремление к самопознанию и то, что Дюзе стремилась на сцену отчасти для более полного самопознания. Я считаю, что именно включение Солнца в большой крест привело к тому, что игра Дюзе была реалистичной, а не направленной на создание «искусственной реальности»: ей требовалось выявить свою истинную природу через стилизованное поведение.

Характер Урана в большом кресте определяется его соединением с Нептуном и Луной. Здесь мы видим нечто от той «реальности», которую Дюзе стремилась передать: представление «специфически женских чувств в их правдивейшей, наиболее полной и вместе с тем наиболее сильной форме» (Нептун также связан полуквадратурой с Венерой).

Марс в квадратуре с Плутоном, и оба они связаны полуквадратурами с планетами в большом кресте: точной полуквадратурой Меркурий – Плутон (перенесенной из радикальной карты) и полуквадратурами с Юпитером (точная), Солнцем и Ураном. Марс также в секстиле с Луной, так что здесь, в карте Н5, мы наконец видим, как Дюзе достигает интеграции своей марсианской энергии с остальными проявлениями личности. Для этого ей необходимо создать систему поведения пятой гармоники, систему, непосредственно формирующуюся из привычек и структур. Театр предоставил Дюзе средства для этого. В пределах своей «сценической индивидуальности» она могла, дав выход марсианской энергии, найти полное воплощение всей своей природы. Вне «сценической индивидуальности» марсианская энергия не проявлялась. Интересно порассуждать, как бы Дюзе реализовала потенциал своей карты Н5, если бы не театр. Может быть, она попыталась бы сделать это через спорт, однако спорт предоставил бы гораздо меньше возможностей воплощения лунно-ураново-нептунианской стороны большого креста, и у Дюзе, видимо, было бы значительно меньше успеха в этой области.

Единственная планета в карте Н5, имеющая скорее «легкие», чем «трудные» связи с другими планетами, – Сатурн в трине с Юпитером и в секстиле с Солнцем. Это показывает, что в пределах «сценической индивидуальности» Дюзе трудности и напряжения, связанные с Сатурном (Сатурн в квадратуре с Плутоном в радикальной карте и в квадратуре с Ураном в карте Н4), исчезают, и актриса способна легко и гармонично использовать свою природную холодность и отстраненность для смягчения экстравагантностей движущих сил Солнца – Юпитера и их контроля. Сатурн помогал ей избегать «фальшивой игры» и вносил в нее необходимые ограничения и самодисциплину. Но квинконс между Сатурном и Меркурием показывает, что в рамках стиля ее игры был неразрешенный конфликт между этими ограничениями и настойчивым стремлением к коммуникации.

Последнее, что нужно отметить по карте Н5 Дюзе, – это близость Плутона к Десценденту в Н5. Любая планета на Асценденте или Десценденте в Н5, видимо, что-то говорит о способе, которым человек представляет себя миру. Дюзе представляет себя плутонианской личностью – человеком, проникающим вглубь всего, с чем имеет дело.

Карта Н7

Карта Н7 Дюзе (рис. 40) не так сильна, как карта Н5, но все же содержит много значимых элементов. Седьмая гармоника, как и пятая, необходима для понимания актерского таланта Дюзе. Если карта Н5 в основном говорит о стиле ее игры, то Н7 – в большей мере о вдохновении, которое ею движет, а следовательно, о содержании ее игры.

Видимо, наиболее заметная особенность карты – соединение Солнце – Луна – Плутон. В гармонике, где соединяются Солнце и Луна, достигается наибольшая интеграция личности, и можно узнать, как человек видит себя. Соединение Солнце – Луна в Н7 показывает, что видение себя Дюзе – романтическое. В рамках романтизма она достигает самоудовлетворения, мира с собой, что типично для соединения Солнце – Луна. Но соединение Солнца и Луны с Плутоном показывает, что ее взгляд на себя трансформируется, преобразуется и неуклонно движется вперед к перерождению и обновлению. Он влечет ее к полному самопоглощению в игре и к беспощадному выражению глубочайших чувств. Акцент на Плутон, подчеркивавшийся в анализе предыдущей карты (Плутон на МС радикальной карты, в точной полуквадратуре с Меркурием на Десценденте в карте Н5), таким образом усиливается.

Рис 40. Элеонора Дюзе. Карта Н7

 

Плутон и Солнце связаны с Меркурием в карте Н7: Плутон – исходной полуквадратурой, а Солнце трином, помогающим Дюзе романтически и свободно передавать свое истинное «Я». Меркурий в квадратуре с Солнцем в карте Н5 и в трине Солнцем в карте Н7, т.е. Меркурий в соединении с Солнцем в двадцатой и в двадцать первой гармониках. Вероятно, эта комбинация, возникающая, когда Солнце и Меркурий в радикальной карте отстоят друг от друга на 17°30’ имеет особое значение, придавая человеку настойчивое стремление к структурированному познанию себя и способность передать это понимание свободно и неструктурированно.

Но Меркурий располагается на IС в карте Н7 в широкой оппозиции к Нептуну лежащему на МС в этой карте, поэтому Дюзе ощущает себя (в пределах своего романтического видения) как личность, от природы рациональную и коммуникативную, цель которой – подняться от этой рациональности к идеализму и трансцендентности. Нептун на МС карты Н7, видимо, показывает, что Дюзе хочет достичь мистических пределов и предстать человеком тайны. Природа этого идеализма и трансцендентности освещается секстилем и трином Нептуна с Луной и Сатурном. Это идеализм, включающий самодисциплину и управление чувствами. Как говорится в выдержках Гоклена, «она жила простой жизнью, не осложненной любовными историями...; она отчаянно защищала свою частную жизнь...; жизнь ее была таинственна и уединенна» [1].

Надо отметить также роль Венеры в карте Н7 Дюзе. Венера в соединении с Юпитером в трине с Марсом и в квадратуре с Меркурием означает экспансию женственности, решимость передать ее природу, легкость ее выражения через энергичное действие. «Ее игра передавала специфически женские чувства в их правдивейшей, наиболее полной и вместе с тем наиболее сильной форме».

Карта Н9

В карте Н9 (рис. 41) мы видим совершенно иную картину. Меркурий был силен во всех предыдущих гармониках («восхищала ее интеллигентность»), но здесь, несмотря на сохранение полуквадратуры Меркурия с Плутоном и на секстиль его с Луной, Меркурий явно расположен в стороне от основной конфигурации планет. Луна также слабо аспектирована, а Юпитер полностью не аспектирован. Весь акцент здесь на большом трине, включающем Уран (на Асценденте и на IС), Венеру, Плутон и Сатурн, причем Сатурн (основная планета) в оппозиции к Солнцу и Марсу.

Это, видимо, показывает, что для Дюзе счастье и радость (сфера девятой гармоники) заключаются в отбрасывании рациональности (Меркурий), расширении и росте (Юпитер), в расположенности к другим людям (Луна) и вхождении в мир, где она стоит одиноко как уникальная индивидуальность (Уран); в наслаждении своими ограничениями и пределами (Сатурн), а также в наслаждении демонстрацией своей женственности во всей ее полноте (Венера – Плутон). Оппозиция между Сатурном и Солнцем – Марсом, видимо, показывает, что, ограничивая себя и замыкаясь в себе, Дюзе получает возможность наслаждаться своей силой. На рациональном уровне смысл этого вывода вряд ли понятен, но на мистическом уровне он приобретает значение, отмеченное у Гоклена: «Счастье, – сказала мисс Дюзе, – это закрыть дверь и, сидя в одиночестве за столом в маленькой комнате, творить жизнь в изоляции от жизни».

Рис. 41. Элеонора Дюзе. Карта Н9

Глава 13. Анри Руссо

Анри Руссо (известный также как Донье Руссо) был величайшим из современных «примитивных», или «наивных», художников и первым из них получил широкую известность. Он начал серьезно рисовать лишь после сорока лет и был почти самоучкой. Техника его рисунка во многом ограничена. Так, он всегда испытывал трудности с законами перспективы, но ему удалось в результате напряженной работы и внимания к деталям выработать свой собственный уникальный стиль. Лучшие картины Руссо излучали нечто вроде магического и мечтательного спокойствия, придававшего им необычайную власть. Рональд Элли пишет: «В поздних картинах Руссо на темы джунглей присутствует застывшее спокойствие. Растительность обильна и роскошна, но все великолепно упорядочено и ясно, изображено с резкой определенностью, почти каждый лист повернут к нам, чтобы показать характерную форму. Несмотря на обилие деталей каждая картина представляет собой совершенное единство: никаких скачков, все на своем месте. В джунглях всегда что-то происходит: забавная игра обезьян или сцены зверской жестокости – нападение ягуара на негра или тигра на буйвола. Настроение, пробуждаемое картинами с их странностью и скрытой угрозой, чрезвычайно убедительно, но природа вдохновения Руссо остается загадкой» [1].

Кажется, что модели своих тропических животных и растений Руссо брал в парижском зоопарке и в детской книжке о животных. Но настоящее вдохновение приходит изнутри. Картины Руссо – сообщения о его внутреннем мире и о том, как он чувствует внешний мир. Элли пишет: «По словам Аполлинера, Руссо иногда был так поглощен работой над картиной, что пугался и, дрожа, должен был открывать окно» [2].

Помимо занятий живописью Руссо играл на скрипке и даже сочинил пьесу под названием «Месть русской девочки-сироты», где конфликтуют добрые и злые персонажи и добро торжествует над злом.

Вне занятий живописью жизнь Руссо была тусклой и неудачливой. Большую часть сознательной жизни он работал чиновником. У него было шестеро детей, пять из которых рано умерли. После смерти второй жены он жил в крайней нищете, в комнате без воды и освещения, с рваным ковром на полу, полученным от лавочника в обмен на три картины. К концу жизни он получил некоторое признание, покровительство со стороны художников, таких как Пикассо, но до самой смерти жил в жестокой нужде. Скончался Руссо в возрасте 66 лет.

Элли пишет: «Все, кто его знал, говорили о нем как о человеке простодушном, не от мира сего, по-детски правдивом, и существует много историй о шутках, сыгранных с ним людьми, которые не могли удержаться от искушения разыграть его и поиздеваться над ним» [3]. Руссо в ответ никому не причинял боли, но иногда прибегал к маленькой лжи, чтобы защитить свою гордость. Он любил придумывать истории о своих подвигах в юности и сам, казалось, наполовину в них верил. Дважды он сидел в тюрьме, один раз за мелкое воровство, а другой раз за участие в подделке банковских документов. Похоже, что эти проступки можно объяснить его наивностью и незнанием жизни.

Руссо влекла вперед прежде всего вера в свой гений. Он сказал Пикассо: «Мы – два величайших художника века» [4]. Он писал: «Если бы родители знали о моем даре живописца, я теперь был бы величайшим и богатейшим художником Франции» [5].

Радикальная карта

Радикальная карта Руссо (рис. 42) многое объясняет в его натуре. Луна в соединении с Венерой в пятом доме свидетельствует о желании создавать прекрасные вещи, отражающие его эмоциональное состояние. Восходящий Нептун и Сатурн в двенадцатом доме говорят о его поведении – «не от мира сего» и чувстве собственной ущербности
(и превосходства) по отношению к другим.

Но с точки зрения анализа гармоник наиболее интересен трин Марса с Нептуном, причем оба они в секстиле с Плутоном. Все три планеты связаны тесными аспектами. Секстиль Марс – Плутон фактически точный, его можно рассматривать как наиболее важный аспект в карте, так как он появляется в виде тесной связи во всех картах гармоник.

Секстиль Марса с Плутоном можно буквально интерпретировать как поиск наслаждения бескомпромиссной, безжалостной к себе тратой энергии, а участие Нептуна означает, что этот поиск связан с потребностью в преодолении собственной индивидуальности и в постижении смысла на уровне воображения. Живопись – это физическая деятельность, и Марс часто является индикатором художественной задачи в картах художников. Сам Руссо говорил о процессе создания своих картин как об упорном труде, но так как данные планеты связаны тринами и секстилями, труд этот был в удовольствие и выполнялся с любовью.

 

Рис. 42. Анри Руссо. Радикальная карта

Имеются также три полуквадратуры (Солнце – Венера, Луна – Нептун и Марс – Сатурн), яснее видимые в карте Н4.

Две менее интегрированные планеты в радикальной карте – Юпитер и Уран, и необходимо рассмотреть карты гармоник, чтобы понять, как Руссо включал качества этих планет в свое поведение.


Карта Н4

Карта Н4 (рис. 43) содержит большой крест, включающий Солнце. Из карты видно, что Руссо во взаимоотношениях с миром сталкивался с серьезными проблемами, которые, не получив разрешения, могли бы привести к умственному расстройству. С одной стороны, имеется тесная оппозиция между Солнцем и Венерой, показывающая, что Руссо обладал сильной потребностью любить и быть любимым, признавать и быть признанным, в основе которой лежала боязнь оказаться непривлекательным. (О силе этой потребности говорит большое желание Руссо стать известным художником и тот факт, что даже в шестьдесят с лишним лет он писал страстные письма подруге, полные сетований на безответную любовь).

С другой стороны, под прямым углом к этой оппозиции – оппозиция между Марсом и Сатурном. Сама по себе она показывает лишь стремление Руссо наложить сатурнианский контроль и дисциплину на свою марсианскую деятельность, в том числе на свою работу художника. Но эта оппозиция перекрещивается с оппозицией Солнце – Венера и поэтому играет роль некоего блока или барьера на пути удовлетворения потребности Руссо в любви и признании. Проблемы в карте Н4 часто экстернализуются (проецируются на других), поэтому оппозиция Марс – Сатурн показывает, что Руссо видел грубость и жестокость внешнего мира и своим поведением провоцировал жестокую и издевательскую реакцию людей. Жизнь Руссо представляет резкий контраст между его любящей натурой (Солнце – Венера) и грубостью и ограничениями со стороны внешнего мира (Марс – Сатурн). Этот же резкий контраст между добром и злом виден в его картинах (с одной стороны, счастливые обезьяны, играющие в лесу, с другой – тигр, рвущий мясо буйвола, или богиня войны, победно скачущая на коне по мертвым телам, которые клюет воронье).

В карте Н4 также видим, что Меркурий связан полуквадратурами с тремя планетами в большом кресте. Это показывает, что Руссо постоянно стремился найти смысл во всем этом комплексе проблем и передать свое понимание другим. Без этой меркурианской деятельности Руссо не нашел бы в картинах выход своим страхам, что могло бы привести к серьезным невротическим проявлениям (хотя этому препятствует соединение Солнце – Луна в карте Н9, о чем будет сказано ниже).

Конфигурация Марса, Нептуна и Плутона, уже отмечавшаяся в радикальной карте, в карте Н4 предстает в виде большого трина и связана (через Нептун) с Луной, показывая, что Руссо пытался выразить свои чувства таким образом, чтобы это было значимо для всего человечества.

Рис. 43. Анри Руссо. Карта Н4

 

Юпитер и Уран в карте Н4 не аспектированы, следовательно, и на этом уровне Руссо не способен интегрировать стремление к росту (Юпитер) и уникальность (Уран) в остальное свое поведение. Это соответствует бесцветности жизни Руссо вне занятий живописью. Чтобы понять, каким было стремление художника к росту и уникальности, надо обратиться к последующим гармоникам, более тесно связанным с творческими способностями.

Карта Н5

Наиболее яркая черта карты Н5 Руссо (рис. 44) очевидна: точный секстиль Марс – Плутон (перешедший из радикальной карты) связан точными аспектами, как с Меркурием, так и с Ураном (все эти четыре планеты имеют координаты 26º10' или 26º15'). Такое объединение четырех планет точными аспектами необычно и является самой замечательной особенностью во всех картах гармоник Руссо. Оно показывает, что Руссо был способен развить (и наслаждаться процессом развития, так как Меркурий в трине с Плутоном) стиль, в котором характеристики этих четырех планет полностью объединены: Марс и Плутон отвечают за упорный труд, Меркурий – за тщательное продумывание до конца, а Уран за ясность, блеск и точность. Уран особенно важен, так как это единственная планета, близко расположенная к осям Асцендент – Десцендент и МС IС. Это точно описывает стиль живописи Руссо (процесс создания картин).

Можно отметить, что Марс в трине с Нептуном и с Солнцем (причем Солнце в оппозиции к Плутону), и это показывает громадную степень самореализации, которой мог достичь Руссо, создав свой художественный стиль (поскольку, как уже сказано, Марс сам по себе играет роль сигнификатора живописи).

Меркурий также в соединении с Юпитером и оба в оппозиции к Венере и Нептуну. Таким образом, стиль, с одной стороны, выражает обилие идей, с другой – всеобщую красоту. Напряжение между планетами объясняет витальность картин Руссо.

Рис. 44. Анри Руссо. Карта Н5

 

Луна и Сатурн слабо интегрированы в карте Н5. Такое положение Луны показывает затруднения Руссо с включением восприятия в свой стиль (отсюда, возможно, некоторая его ограниченность как художника). Но изоляция Сатурна (столь важного в радикальной карте и карте Н4) показывает, что на уровне творческой деятельности Руссо способен был отбросить ограничения, связывавшие его в повседневной жизни, и развить стиль роскошный, экспансивный и свободный от ограничений.

Карта Н7

Луна в карте Н7 Руссо (рис. 45) близка к МС и тесно связана с Марсом, Юпитером и Плутоном. Это говорит о чрезвычайно богатом романтическом воображении: Руссо способен вдохновенно связать свои ощущения и чувства (Луна) с четырьмя важнейшими моральными принципами Юпитера, Сатурна, Нептуна и Плутона и также способен легко дать выход чувствам в творческой деятельности (Марс) – занятиях живописью. Главенство тринов (не только большого трина, но и трина Меркурий – Венера, показывающего, что он «вдохновлен очарованием выражения») говорит, что фантастический мир Руссо – в основном счастливый и радостный. Однако оппозиция между Плутоном и Луной – Юпитером на оси IС – МС показывает, что Руссо необходимо внести жесткость и дикость в свои счастливые сцены джунглей, а тесная квадратура между Венерой и Нептуном отражает напряженность и нелегкость красоты, характерные для видения Руссо.

Рис. 45. Анри Руссо. Карта Н7

 

Значимость Луны также свидетельствует о высоком уровне эмоциональности: Руссо часто доводили до слез собственные картины. Хотя до начала работы он тщательно планировал свои картины, но часто испытывал неожиданное вдохновение (следствие высокой эмоциональности) в процессе работы над картиной, и в ней появлялись новые и удивительные детали.

В действительности карта Н7 Руссо (несмотря на широкое соединение Луна – Сатурн) показывает столь богатую и неконтролируемую романтическую изобретательность, что ее трудно было бы выразить творческими средствами, если бы не успокаивающее и направляющее влияние пятой гармоники. Успех Руссо, как и большинства великих, – следствие силы как в пятой, так и в седьмой гармониках: пятая дает стиль, через который может быть выражена фантазия седьмой гармоники. Но отсутствие интеграции Солнца в карте Н7 показывает, что по существу сам Руссо не был вовлечен в собственный воображаемый мир: его фантазии не о себе самом, но о видимом им окружающем мире.

Карта Н9

Самой важной чертой карты Н9 Руссо (рис. 46) (а возможно, и всех его карт гармоник) является тесное соединение Солнце – Луна, показывающее, что Руссо был (и выглядел) по существу человеком девятой гармоники: радости и счастья, чистоты и невинности, более духовным, чем мирским. Это качество, поражавшее всех, кто встречал Руссо, и оно ярко светится из всех его картин, несмотря на всю сложность его стиля и фантазий.

Все же Солнце и Луна не очень хорошо интегрированы с другими планетами в карте Н9, и это показывает, что, несмотря на духовность, Руссо не был способен выработать последовательную духовную философию. Он был духовен, но его воображение и сознательные мысли фокусировались на мирских делах. Руссо был инстинктивно счастлив, но на уровне сознания – несчастлив.

Оппозиция Марс – Нептун – Плутон перешла из радикальной карты. Другая выделяющаяся черта карты Н9 Руссо – тесная оппозиция между Венерой и Ураном, которая может отражать тенденцию Руссо даже в пожилом возрасте безнадежно влюбляться в молодых женщин и выражать свою нежность чистыми и наивными словами. Но факт, что эта оппозиция возникла в карте Н9 (а не в карте Н7), показывает, что эта оппозиция – не следствие фантазий Руссо, а скорее результат его видения в этих женщинах «чистой женственности» – качества, которым ему необходимо было дополнить собственную индивидуальность.

Рис. 46. Анри Руссо. Карта Н9


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь