Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 14. Людвиг Ван Бетховен
В первом варианте этой книги описания карт Людвига Ван Бетховена занимали важное место. В главах 4–7 были приведены его карты четвертой, пятой, седьмой и девятой гармоник, послужившие для связи между этими главами. Я был разочарован, узнав из «Транзитов» [1], что на самом деле время рождения Бетховена неизвестно, и поэтому все опубликованные карты следует считать предположительными. В связи с этим я уже не могу предоставить Бетховену ту центральную роль, которая принадлежала ему в первом варианте. Несомненно, имелись какие-то сведения о времени его рождения, в настоящее время утерянные. Указываемое чаще всего время рождения (1 ч 30 мин после полудня 16 декабря 1770 г.) использовалось астрологами по крайней мере с 1934 г., но попытки найти оригинальный источник информации пока остались безуспешными. Хотя карта и носит предположительный характер, возможно, она основана на биографических данных. Что до меня, то, как и многим другим астрологам, карта представляется чрезвычайно убедительной, а карты гармоник – поучительными, поэтому я решил сохранить главу с кратким рассмотрением карт гармоник Бетховена, но прошу относиться к ним с осторожностью вследствие неточности времени рождения. Радикальная карта Не будем детально анализировать радикальную карту Бетховена (рис. 47), но отметим ее главную особенность – тесную оппозицию между Меркурием и Марсом, причем Меркурий располагается между Солнцем и Луной. Оппозиция Меркурий – Марс (столь тесная, что повторяется во всех картах гармоник) в неутомимых знаках Стрельца и Близнецов показывает постоянный поиск мощной коммуникации и коммуникативного действия – основной движущей силы в жизни Бетховена, а соединения Меркурия с Солнцем и Луной отражают полную вовлеченность Бетховена в этот поиск, вовлеченность такой степени, что она охватила всю его жизнь.
Рис. 47. Людвиг Ван Бетховен. Радикальная карта Карта Н4 Карта Н4 Бетховена (рис. 48) выглядит удивительно слабой. Ее единственная сильная черта – соединение Солнца, Меркурия и Марса – результат оппозиции Солнца и Меркурия к Марсу в радикальной карте. Важность этого «кластера усилия» увеличивается еще тем, что соединение находится в оппозиции к точке Асцендент – Десцендент. Но помимо этого в карте нет «жестких» аспектов и имеются только три изолированных и не очень сильных «мягких» аспекта. Если допустить несколько большие орбисы, появляются квадрат Солнце – Плутон и полуквадрат Меркурий – Венера, и это все аспекты, которые еще как-то можно принять во внимание. Действительно, это необычно слабая карта Н4.
Рис. 48. Людвиг Пан Бетховен. Карта Н4 Может показаться, что это разрушает нашу теорию четвертой гармоники. Бетховен представлял собой, кроме всего прочего, выдающийся пример борца. По словам Шоля, «Бетховен сочинял медленно и с большими исправлениями... Создавалось впечатление, что ... мощная индивидуальность с трудом находит средства выражения и с усилиями, превосходящими усилия любого композитора в мире, прокладывает путь к дневному свету» [2]. Чтобы понять смысл слабости карты Н4 Бетховена, сравним его жизненные установки с установками людей, обладающих сильными картами Н4 (см. главу 4). Все они боролись с окружением за завершение чего-то в мире. В случае Бетховена все иначе. Шоль изображает Бетховена в его поздние годы сидящим за столом в обстановке неописуемого запустения: «Нищенский беспорядок ничего не значил для него в эти дни. Он покончил с миром. С 1824 г. середина струнного концерта поглощала его сознание без остатка, и теперь, глухой, как камень, тяжело больной, но по-прежнему неукротимый, он поднялся до высот, которых ранее никогда не достигал» [3]. «Он покончил с миром», – говорит Шоль. Невозможно представить себе людей с сильными картами Н4, как Эдди Меркс или Уинстон Черчилль, кончающими с миром. Борьба Бетховена была совершенно иной природы. В своем взаимодействии с миром Бетховен был беззаботен и беспорядочен. Он не занимался определением «врагов», а, скорее, не брал на себя труд сражаться с ними. Салливан пишет [4]: «В число элементов, образующих личность Бетховена, необходимо включить отсутствие податливости. Это делало его почти не восприимчивым к чисто внешним влияниям. Поэтому он был глух к критике, его манеры были ужасны, он пренебрегал условностями, всегда был вне социальных страстей и даже вне сексуальной любви... Это не был образованный человек». Человек, сильный в четвертой гармонике, не мог, как Бетховен, быть не восприимчивым к внешним влияниям. Но борьба Бетховена была борьбой со своим собственным внутренним творческим вдохновением. Чтобы понять это астрологически, нужно обратиться к карте Н7, которая очень сильна и содержит много «жестких» аспектов. Гармоническое число Бетховена не 4, а 28 (7x4). Карта Н5 Карта Н5 Бетховена (рис. 49) почти также слабо интегрирована, как и карта Н4. Оппозиция Меркурий – Марс перешла из радикальной карты, так что единственные «новые» элементы в карте Н5 – это «легкая» связь между Плутоном и Марсом, трин Венеры с Юпитером и не очень точное соединение Венеры с Марсом, а также тесное соединение Луны с Ураном, хотя и очень мощное само по себе (оно дает Бетховену огромную восприимчивость к оригинальным и поразительным музыкальным формам), но не связанное с остальной картой. Бетховен, в отличие от Моцарта (чья сильная карта Н5 приведена в главе 5), не был прирожденным стилистом, и создание формы и порядка давалось ему нелегко. Чрезвычайная хаотичность его окружения известна. В музыке он творил очень медленно, с постоянными возвращениями к предыдущему и исправлениями, в мозгу его не было свободного потока ритмов и мелодий, которые естественно приходили к Моцарту, и трансформация музыкального вдохновения в упорядоченное сочинение всегда была для него трудной. Рис. 49. Людвиг Ван Бетховен. Карта Н5 Борьба Бетховена – выражение тесной оппозиции Меркурий – Марс в его радикальной карте (борьба за коммуникативную энергию), но единственная помощь, которую он получал от карты Н5 – это связь между Плутоном и Меркурием – Марсом, означающая, что он мог легко принять стиль бескомпромиссного подхода к задаче. Карта Н7 Именно в седьмой гармонике Бетховен, наконец, приходит к самому себе. Карта Н7 Бетховена (рис. 50) – это вызывающее благоговение зрелище конфликта, соизмеримого с величием его музыки. Все десять планет сплетены в сложный паттерн аспектов, в котором, однако, нет соединений: планеты Бетховена не сходятся в седьмой гармонике, но именно здесь они приходят к осознанию друг друга и оказываются способными действовать вне взаимных драматических отношений. Раскрытию сложностей этой картины можно было бы посвятить всю главу, но я отмечу лишь несколько моментов. Особое внимание обращает на себя тесное включение внешних планет: Юпитера, Урана и Плутона через плотный Т-квадрат (этот тип конфликтных отношений между внешними планетами в карте Н7, видимо, типичен для великих композиторов), а также через трин Солнца с Ураном и секстиль Солнца с Юпитером; у Нептуна сложный набор связей; Сатурн в оппозиции к Солнцу. Салливан сказал: «Главные характеристики отношения зрелого Бетховена к жизни надо искать в его реализации страдания и в его реализации героизма достижения» [5]. То, что Салливан называет реализацией, я думаю, характерно для седьмой гармоники: Бетховен вдохновлялся или возносился до творческих усилий идеями страдания и героического достижения. Можно видеть корни «вдохновения страдания» в оппозиции Солнца с Сатурном, а корни «вдохновения героизма» – в трине Солнца с Ураном и секстиле Солнца с Юпитером. Эти аспекты Солнца, убежден, являются центральными, поскольку выражают бетховенское вдохновенное видение себя (страдающего, героически достигающего). Остальные аспекты основаны на аспектах Солнца и показывают необыкновенное богатство ресурсов воображения Бетховена. Рис. 50. Людвиг Ван Бетховен. Карта Н7 Карта Н9 Величайшая сила Бетховена, как мы видели, в седьмой гармонике, но девятая гармоника (рис. 51) связана с радостью, а радость – качество, мощно передаваемое музыкой Бетховена, – не только хоральным вступлением Девятой симфонии, в котором использована шиллеровская «Ода к радости», но и многими другими более поздними произведениями. Бетховен, вдохновляясь страданием, видимо способен был за пределами страдания достигать состояния чистой радости и безмятежности. В самом деле, согласно Салливану, «Вступительная фуга (малого струнного квартета си-диез) – наиболее сверхчеловеческое произведение из всего созданного Бетховеном. Оно, несомненно, относится к тому, что можно назвать мистическим видением в музыке. В нем заключена безмятежность, которая, как отметил Вагнер в связи с этими квартетами, – выше красоты. Нигде мы так не ощущаем состояния превосходства музыки над нашим сознанием, когда наши проблемы как бы не существуют. К этому состоянию не дают ключа даже самые сильные наши стремления. Эти слабые и волнующие намеки-указания (иногда получаемые нами от иного, чем наше, видения, но в то же время включающего наше) на способ восприятия жизни, восприятия бесстрастного, совершенного и полного, разрешающего все наши диссонансы, выражены здесь с реальностью мимолетности... Эта бесстрастность, отстраненное спокойствие представляется, как и Вагнеру, меланхолией, слишком глубокой для слез. Берлиозу она казалась ужасающей. Для самого же Бетховена она была оправданием и ключом к жизни. Таково было его видение мира» [6].
Рис. 51. Людвиг Ван Бетховен. Карта Н9
Что в карте Н9 Бетховена способно объяснить его умение подняться до такого состояния сознания и выразить это в музыке? С первого взгляда карта Н9 Бетховена может разочаровать. Она не содержит так много аспектов, как сильные карты Н9, которые мы видели в главе 7. И все же карта имеет ясную и сильную структуру. Оппозиция Меркурий – Марс (перешедшая из радикальной карты), как уже говорилось, – главный ключ ко всей личности Бетховена. Но в карте Н9, кроме того, Уран в соединении с Марсом и в оппозиции к Меркурию. Это показывает, что Бетховен обладал коммуникативной энергией в ясной и яркой форме девятой гармоники. Сатурн (означавший в карте Н7 страдание) в трине с Марсом – Ураном и в секстиле с Меркурием, и это показывает, что Бетховен трансформировал страдание в безмятежность, испытывая при этом радость. Но самый сильный ключ – это почти точный секстиль Солнца и Луны. Контакты Солнца с Луной особенно важны, и гармоники, в которых Солнце и Луна приходят во взаимодействие, являются в известном смысле гармониками, которым человек естественным образом принадлежит, даже будучи более активным в какой-то другой гармонике. Солнце и Луна не сходятся ни в одной из предыдущих карт гармоник, но образуют точный секстиль в карте Н9, который станет точной оппозицией в карте Н27. 27 = 3 х 3 х 3. Следовательно, соединение в карте Н27 (которое является трином в карте Н9) означает даже более чистый тип радости, который, видимо, можно назвать экстазом или безмятежностью, хотя, возможно, нет слова, адекватного этому состоянию. Бетховен с его точным секстилем Солнца с Луной в карте Н9 стремился к этому типу радости. Однако множество людей с секстилем Солнце – Луна в карте Н9 никогда нем испытывали такого возвышенного состояния. Основная творческая сила личности Бетховена порождена комплексом планет в седьмой гармонике, и именно его страстное стремление выражать романтическое вдохновение в музыке постоянно давало ему возможность побеждать посредством «бесстрастного спокойствия» девятой гармоники. Для понимания всей сложности человеческого поведения карты гармоник необходимо рассматривать во взаимосвязи. Глава 15. Линда В главах 15 и 16 рассмотрим использование гармоник на примерах. К сожалению, с тех пор, как я стал работать с картами гармоник, я не занимался консультированием, поэтому пришлось обратиться к картам клиенток, которых я консультировал ранее. Назовем этих клиенток Линда и Сюзан. Линда попросила об астрологической консультации, когда ей было 23 года. Ее юность была чрезвычайно бурной. Она подробно описала ее в длинном письме. В детстве она была очень несчастна. Отец, религиозный фанатик, бил мать. Линда много плакала, но боялась вызвать этим недовольство отца. Она любила мать, но не знала, как ей помочь. В семье постоянно происходили ссоры. Но еще более несчастной, чем дома, Линда чувствовала себя в школе. Ей все время казалось, что учителя к ней придираются. «Поэтому каждое утро, – писала Линда, – чтобы не идти в школу, я притворялась, что у меня болит голова. Мать вначале поддавалась этой уловке, но скоро поняла в чем дело и посылала меня в школу. Я плакала на улице, и какие-то женщины приводили меня домой». Постепенно положение исправилось, но в школе Линда никогда не чувствовала себя счастливой. «С учителями я так и не нашла общего языка. У меня было очень мало друзей. Чтобы приобрести их, я нарушала порядок в классе, и в конце концов меня исключили из школы». После этого она ушла от родителей и начала «куролесить» (по ее выражению) в мире алкоголя и секса. В восемнадцать лет она забеременела. Дружок оставил ее с ребенком (девочкой). Она любила дочь, но все же не чувствовала себя счастливой. «Друзьям было трудно со мной, мне все время хотелось говорить о своих проблемах, они же говорили, что я придавливаю их к земле». Спустя шесть месяцев Линда отдала ребенка в приют, а сама легла в психиатрическую больницу. Однако через несколько месяцев ушла оттуда, решив, что это не «панацея». Она чувствовала, что в ребенке – ее будущее, и взяла дочь из приюта, но снова начались сексуальная жизнь и пьянство, и Линда поняла, что не сможет дать девочке необходимую любовь и заботу. Снова отдав дочь в приют, она присоединилась к группе анархистов, незаконно занимавшей чужие владения. «Я вошла в террористическую анархистскую группу, но скоро оставила ее, потому что была не согласна с их тактикой. Теперь они отбывают семилетнее заключение». Когда она обратилась ко мне, ее беспокоили «ночные страхи»: «Я чувствую, что в комнате кто-то есть или как будто что-то хочет завладеть мною». Такой случай ставит перед астрологом ряд проблем. Я должен был, по крайней мере, найти в карте рождения Линды факторы, которые помогли бы ей понять себя. Но должна быть и надежда пойти дальше, вывести Линду из ее проблем, помочь ей преодолеть чувство вины и неадекватности и найти определенное жизненное направление. Я чувствовал, что Линда обладает большим нереализованным потенциалом. Но думаю, что без помощи карт гармоник мне не удалось помочь ей в той мере, как она надеялась. Радикальная карта Конечно, в радикальной карте Линды (рис. 52) есть указания на «бурную» жизнь: Солнце и Марс в соединении с Ураном в водном знаке; Солнце в Т-квадратуре с Юпитером и Нептуном и Луна в соединении с Плутоном во Льве. Но, наверное, самое сильное указание – это почти точный полусекстиль между Солнцем и Луной, – настолько точный, что повторяется во всех картах гармоник. Он показывает, что Линда ищет самоинтеграции (объединения Солнца и Луны) через стремление к удовольствию и наслаждению (4 х 3). И неважно, что Линда может пытаться от этого уйти – это ее доминантная форма поведения. Не надо ее порицать, надо научить ее находить в этом наслаждение. Жизнь для нее – это, поистине, поиск удовольствия.
Рис. 52. Линда. Радикальная карта В одном отношении мне трудно было соотнести карту рождения Линды с фактами из ее жизни. Это явно меркурианская личность (как и следовало ожидать при восходящих Близнецах и Меркурии в третьем доме вблизи IС). Речь ее выразительна, она очень коммуникативна, и при столь ограниченном образовании она прекрасно написала автобиографию, сочинила несколько весьма выразительных стихотворений. Более того, ясно, что большая часть ее жизни «прожита в уме», и она склонна к размышлению и теоретизированию по поводу своего поведения. Очевидно также, что ее «рациональность» неортодоксальна и неконтролируема, и мне трудно было согласовать это с тем фактом, что в ее радикальной карте единственный аспект Меркурия – это тесный секстиль с Сатурном. Нельзя сказать о Линде, что она способна к большой ментальной дисциплине, потому что она не знала, как найти именно это качество. Полный анализ карт Линды, конечно, должен быть основан в первую очередь на радикальной карте и сопровождаться более глубоким проникновением в соответствующие сферы с помощью карт гармоник. Но так как эта книга посвящена гармоникам, мы сосредоточимся именно на картах гармоник и посмотрим, где они дают дополнительные инсайты, не очевидные при использовании только радикальной карты. Карта Н4 В карте Н4 Линды (рис. 53) мало информации, которой не было бы в радикальной карте. Но она усиливает паттерн Солнце – Юпитер в оппозиции к Венере (полукваратура в радикальной карте), а также трин Солнца с Луной (полусекстиль в радикальной карте) и показывает через секстиль Луны с Венерой, что все это часть одного паттерна, представляющего «поведение усилия». Солнце (в Раке в третьем доме) и Юпитер (в 12° Овна) в радикальной карте в квадратуре, и это показывает, что Линда борется за преодоление препятствий росту и самосовершенствованию. Однако оппозиции к Венере показывают, что эта борьба имеет тенденцию к проявлению преимущественно через действия, включающие Венеру. Среди интерпретаций, которые я предложил для аспектов Венера – Н4 – Юпитер, есть «стремление привлечь окружающих благородным и производящим глубокое впечатление поведением», и это особенно соответствует Линде с ее Венерой во Льве на куспиде пятого дома. Но помимо этого есть поиск свободы через любовь и любви через свободу. Она чувствует, что ей этого не хватает, и, как обычно бывает при оппозициях в карте Н4, ни перед чем не останавливается, чтобы преодолеть эту нехватку. Линда полностью отдается свободной любви, которой, чувствует, ей недостает. Включение Луны в этот паттерн планет показывает, что при поиске свободы и любви Линду легко выводят из равновесия события в ее окружении. Она движется к удовольствию по самому легкому пути, поэтому ей трудно придерживаться последовательного плана. И все же оппозиция Марса с Плутоном показывает, что Линда чувствует в себе недостаток «въедливости» и делает что может, чтобы преодолеть его. Она хотела бы собраться и с громадным усилием бросить все свои физические ресурсы на достижение цели, но недостаток интеграции между Марсом – Плутоном и другими планетами в карте Н4 означает, что она не способна применить «въедливость», чтобы преодолеть колебания в реально значимых для нее вопросах. Чувствуется влияние оппозиции Марс – Плутон: во-первых, это слабый интерес к физическому комфорту, из-за чего она, преследуя непосредственные цели, часто меняет жилье, не огорчаясь по поводу хаоса в своей среде обитания, во-вторых, это ее влечение к экстремистским политическим группам с марсианско-плутонианскими целями. Рис. 53. Линда. Карта Н4 Итак, карта Н4 хорошо выражает тип поведения Линды. У нее тенденция видеть в любой новой ситуации (например, в новой школе) угрозу своей свободе и возможности роста с вытекающими отсюда последствиями. Но это не значит, что Линда неспособна использовать этот паттерн иначе. Она склонна, например, при поиске «свободной любви» часто менять партнеров: незащищенность затрудняет отказ с ее стороны при любой возможности интимных отношений. Исходя из карты Н4, я посоветовал бы ей быть разборчивей в партнерах (так как Венера, если действует правильно, всегда разборчива) и искать подходящего партнера, который бы сам мог предложить ей «свободу через любовь». Я также посоветовал бы ей использовать всю твердость характера Марса – Плутона, чтобы сконцентрироваться на этой цели и справиться с временной фрустрацией и одиночеством, к которым должно привести такое поведение. Понимание карты Н4 может помочь Линде понять свои истинные желания и преодолеть мрачное и всепоглощающее чувство вины по поводу своего поведения. Карта Н5 Карта Н5 Линды (рис.54) имеет мало новых аспектов (квинконс Солнце – Луна, полуквадратура Солнце – Венера и секстиль Меркурий – Сатурн перешли из радикальной карты) и не содержит четких паттернов. Это показывает, что Линда не является личностью сильно упорядоченной или приверженной привычкам. Самый важный аспект в карте Н5 – тесное соединение Солнце – Сатурн. Оно дает возможность понять причины мрачности и уныния, охватывающих Линду, несмотря на жизнь, характеризующуюся поиском удовольствий и богатую приключениями. Солнце – Н5 – Сатурн означает, что человек принимает привычку к самоограничению, и Линда так себя и ведет, несмотря на склонность к эмоциональности и демонстративности. «В детстве, – пишет Линда, – я никогда не мочилась в постель и не сосала палец, и у меня не было любимой игрушки, которая бы успокаивала. Когда мне хотелось по-маленькому, я удерживалась до последней минуты». Но Солнце – Н5 – Сатурн также означает проецирование своего образа – человека, погружающегося во мрак и отчаяние, и эта тенденция особенно сильна для Линды с ее радикальным Сатурном в самокритичном знаке Девы и театральном пятом доме. Отсюда ее «тяжесть», на которую жалуются друзья, и, возможно, проблемы с приобретением и сохранением друзей. Что же из этого? По-моему, Солнце – Н5 – Сатурн неизбежно дает определенную серьезность, но не обязательно ведет к мрачности и жалости к себе. Поняв этот аспект, Линда сможет привыкнуть к самоограничению, что поможет ей обуздывать бурные проявления поведения и достигать таким образом того, чего она хочет на самом деле. До сих пор она не делала этого отчасти потому, что сама не знала, чего хочет в действительности, но также потому, что рассматривала склонность к самоограничению и серьезности как причину своих проблем, а не как возможный путь их разрешения. Но как и все аспекты Солнце – Сатурн, этот аспект обычно более благоприятно проявляется в поздние годы жизни, и, думаю, Линда еще воспользуется им, чтобы лучше владеть собой. Она сможет использовать жизненный опыт эксцессов предыдущих лет и найдет конструктивную цель в жизни.
Рис.. 54. Линда . Карта Н5
Если время рождения Линды точно (а есть основание предполагать, что это так), можно учесть планеты в кардинальных точках карты Н5: Плутон на Асценденте показывает склонность представлять себя другим безжалостной и целеустремленной (Линда пишет в своей исповеди: «Многие считают меня очень сильной, и я должна сохранять этот образ. Кажется, прояви я хоть малейшую слабость, они перестанут меня любить»), Уран на Десценденте показывает ее тенденцию выглядеть оригинальной и эксцентричной, а Юпитер на МС – ее желание развить таланты и способности экспансивного юпитерианского типа. Этот паттерн Н5, думаю, может быть полезен при выборе занятий для Линды. Она долго была без работы (когда безработица не была так обычна, как теперь), и ей бы не помешал совет по профессиональной ориентации. Карта Н7 Обратившись к карте Н7 Линды (рис. 55), видим, что все становится на свои места. Карта Н7 содержит очень сильный паттерн аспектов. Он включает девять из десяти планет и показывает ее природную склонность к воодушевлению и романтичности. Центральная планета паттерна – Меркурий. Он на Асценденте и имеет не менее семи аспектов. Начнем с соединения Меркурий – Юпитер. Оно, если верно время рождения, на Асценденте и поэтому должно проявляться особенно сильно в поведении. Значение соединения возрастает вследствие радикального положения Меркурия вблизи IС и Юпитера в двенадцатом доме в квадратуре к Солнцу. В главе 10 дана следующая интерпретация Меркурий – Н7 – Юпитер: «Воодушевление идеей свободного, неограниченного мышления и общения, ведущих к свободе и росту; свободное воображение; благородство и великодушие; склонность к преувеличениям при общении (царские выезды, плохая актерская игра, преувеличение своей значимости)». Все это явно подходит Линде. Возможно, у нее более выражены отрицательные стороны этого поведения (особенно преувеличение при общении), но я чувствую что если помочь ей преодолеть чувство вины и развить уверенность в себе, теплота и благородство, составляющие часть Меркурий – Н7 – Юпитер, усилятся (также благодаря радикальному положению Меркурия в Раке). Однако в карте Н7 Меркурий включен и в три других паттерна: в квадратуру к Солнцу и полуквадратуру к Венере; в очень тесный большой трин с Луной и Ураном; в оппозицию к Марсу на Десценденте. Рассмотрим эти паттерны. Во-первых, квадратура Меркурия с Солнцем в карте Н7 показывает, что Линда стремится создать вдохновенное представление о себе, а полуквадратура с Венерой – что это стремление связано с поиском любви, ценностей и своей истинной женственности. Этот паттерн опасен тем, что у Линды может быть склонность уноситься в нереалистичные фантастические представления о себе. Она может, например, видеть себя совершенной матерью, или простой девчонкой, или многострадальной жертвой, или психически больной с суицидальными наклонностями, причем все эти представления будут временами руководить ее действиями и создавать трудности при столкновениях с действительностью. Но все же квадратура Солнца с Меркурием в карте Н7 – потенциально очень творческий аспект: он дает возможность увидеть себя, может воодушевить на превращение фантазий в реальность. Если Линда обретет больший контроль над представлениями о себе (с помощью секстиля радикального Сатурна с Меркурием), она сможет найти в них источник силы. Во-вторых, большой трин Луны, Меркурия и Урана в Н7 – главный источник безрассудного поведения Линды. Луна – Н7 – Уран может давать много дерзости и безрассудной рискованности, а Меркурий – Н7 -– Уран – желание ментальной оригинальности любой ценой, стремление поразить своим сообщением. Линда очень воодушевлена идеей безжалостного поведения и поражающего людей общения и может слепо ей следовать, не думая о последствиях для себя и других. Поскольку это трины, а не квадратуры, такое поведение естественно для нее, не требует усилий и доставляет большое наслаждение. Но ясно, что оно приводит ее в трудные и болезненные ситуации. Можно лишь надеяться, что Линда лучше поймет этот паттерн и сможет более ясно судить о своих действиях. Рис. 55. Линда. Карта Н7 В-третьих, оппозиция Меркурия с Марсом на оси Асцендент – Десцендент может служить хорошим индикатором «ночных страхов» Линды: «Я чувствую, что в комнате кто-то есть, или как будто что-то хочет завладеть мною, что окружает меня. В результате я стала бороться со сном». Марс в Н7 на Десценденте проецируется на мир и в воображении превращается во внешнего агрессора. Это, несомненно, может символизировать эмоциональное видение Линдой людей: она со своей меркурианской рациональностью борется против мужчин с их грубой марсианской материальностью и агрессивностью (отметим, что радикальный Марс в Раке во втором доме, так что имеет качество захватывающего собственничества). Можно надеяться, что объяснение Линде астрологических причин ее страхов позволит их ослабить. Итак, из карты Н7 видна чрезвычайно бурная, сложная и эмоциональная природа руководящей планеты Линды – Меркурия. Если иметь перед собой только радикальную карту, в которой единственный аспект Меркурия – секстиль с Сатурном, можно получить неверное представление. Карта Н7 совершенно необходима для понимания характера Линды. Но этим далеко не исчерпывается богатое содержание этой карты. Здесь еще тесный трин Солнца с Плутоном, секстиль Луны с Сатурном и Т-квадратура Сатурна, Урана и Плутона. В трине Солнца с Плутоном есть что-то мазохистское: он показывает, что Линда вдохновлена идеей самобичевания и получает от этого удовольствие. Ко времени нашей встречи Линда была занята очень жестоким видом терапии, и ясно, что она легко отдалась этому занятию и нашла в нем хороший выход чувств. Секстиль Луны с Сатурном может усиливать склонность жалеть себя. Т-квадратура Сатурн – Уран – Плутон кое-что говорит о сочетании моральных качеств, вдохновляющих Линду. Оппозиция Сатурна к Урану – потенциально очень творческий аспект, а Плутон вносит исключительную силу и определенность. Видя столь сильную карту Н7, легко утверждать, что поскольку содержание ее – фантазия, она должна сдерживаться. Но ясно, что подавление фантазии в явной форме невозможно и нежелательно. Линде нужен выход энергии Н7 и особенно проявление ее замечательной способности к творческому и вдохновенному общению, заключенной в аспектах Н7 к Меркурию. И в задачи консультаций должен входить поиск совместно с Линдой таких выходов. Безусловно, ей надо продолжать писать стихи и в этом видеть часть своей жизненной миссии по передаче миру собственного романтического видения. Карта Н9 Единственный паттерн аспектов в карте Н9 Линды (рис. 56) должен привлечь наше внимание – это оппозиция Меркурия, Нептуна с Сатурном. Оппозиция Меркурий – Сатурн – на самом деле секстиль, присутствовавший в радикальной карте, но из карты Н9 видно, что этот секстиль тесно связан с сочетанием Меркурий – Н9 – Нептун. Вся комбинация говорит о достижении ментальной дисциплины через наслаждение путем размывания собственной индивидуальности и единения с человеческой расой. Через два года после нашей встречи Линда уехала в Индию и вступила там в религиозную секту, таким образом, реализовав эту цель. Может быть, проанализировав карту Н9, можно было бы предсказать, что ей предстоит следовать этим путем. Рис. 56. Линда. Карта Н9 Карта Н9 часто содержит сильные ключи к достижению внутренней безмятежности, дающей возможность успешнее справиться с жизнью. У Линды это послание выражено особенно ясно сильным паттерном аспектов Меркурий – Сатурн – Нептун. Внеся в жизнь духовную составляющую, Линда не станет другим человеком, но, надеюсь, использует свои способности более творчески и менее деструктивно. Итак, я убежден, что изучение карт гармоник помогло бы глубже понять личность Линды, ее проблемы и дать ей надежные советы. Глава 16. Сюзан Сюзан обратилась ко мне за астрологической консультацией, когда ей было 35 лет. Муж недавно ушел от нее, и ей хотелось знать, какое направление теперь примет ее жизнь. Она была в состоянии глубокой депрессии, вывести из которой я ее не смог. Если Линда хотела все рассказать о себе, то Сюзан, казалось, не хотела говорить о себе ничего. Она сидела твердая, как скала, на вопросы и замечания отвечала односложно. Казалось, ничто, кроме телевизора, не интересовало ее. Радикальная карта Я расценил свою неудачную попытку помочь Сюзан как поражение не только из-за отсутствия отклика с ее стороны, но и потому, что трудно было соотнести ее карту (рис. 57) с человеком, сидевшим передо мной: каменную неподвижность с Луной и Асцендентом в Стрельце, безынициативность с Марсом, Юпитером и Сатурном в Овне, явно глубокую депрессию – с Солнцем и Меркурием в Водолее, которые должны были бы дать более беспристрастное отношение. В связи с этими несоответствиями я попытался задать ей вопросы, которые показались ей бесполезными и необоснованными. Рис. 57. Сюзан. Радикальная карта
Впоследствии я рассмотрел карты гармоник Сюзан, чтобы получить дополнительные инсайты в «тайну» ее поведения и для более правильной и полной интерпретации. Но выводы мои лишь предположительны, так как о Сюзан я знаю очень мало. Карта Н4 Карта Н4 (рис. 58) содержит очень важный аспект – квадратуру Солнца с Марсом. Это, видимо, главный ключ к поведению Сюзан. Люди с квадратурой Солнца с Марсом в Н4 сознают в себе нехватку силового принципа и жестоко борются за восполнение этой недостачи. Они могут развить жизненный стиль с очень выраженным силовым принципом, но проявляться он будет напряженно и нервно, как будто человек пытается что-то о себе доказать. Возможно, мужчинам легче, чем женщинам, положительно проработать этот аспект. Женщины могут оказаться неспособными принять Марс как часть своей личности и будут проецировать Марс на встречающихся в их жизни мужчин. Это особенно верно для Сюзан, у которой Марс в Овне в соединении с Сатурном. Таким образом, Марс здесь представляет сильную и доминирующую мужественность, которую Сюзан не может в себя принять, не отказавшись от своей очень мягкой женственности (Венера в Рыбах), поэтому у нее должна быть склонность видеть в Марсе врага (как это часто бывает при квадратуре в карте Н4), против которого нужно бороться для обретения собственной солнечной природы. Но поскольку Марс относится к врагам, а не к ней самой, она не может сражаться с ним марсианскими методами, а способна применить против него только пассивное сопротивление. Очевидно, она избрала эту тактику пассивного сопротивления по отношению ко мне, увидев во мне человека, пытающегося принудить ее изменить поведение. Женщина-астролог в данном случае, несомненно, добилась бы большего успеха.
Рис. 58. Сюзан. Карта Н4 Другие аспекты к Марсу в карте Н4 усиливают этот момент. Поскольку Марс в оппозиции с точкой Асцендент – Десцендент, Сюзан видит в нем силу, мешающую ее связи с миром, а так как Марс в секстиле с Юпитером, она склонна считать способность к свободе и росту принадлежащей скорее «врагу», чем ей. Отсюда тенденция избегать взаимоотношений с миром и проводить жизнь перед телевизором. И, наконец, трин Венеры с Марсом (полусекстиль в радикальной карте) показывает, как сильно Сюзан нуждается в принципе Марса (даже и не имея возможности принять его как часть себя) и как глубоко ранил ее уход мужа: ведь она ищет удовольствия через сближение Венеры с Марсом, а найти Марс может только в мужчине. Но, думаю, Сюзан способна использовать этот аспект более позитивно. Если астролог или другой консультант сумеет преодолеть ее сопротивление и она, проведя длительное время без мужчины, приобретет больше уверенности в себе, ее можно будет склонить к деятельности. Тогда Сюзан смогла бы применить силовой принцип напряженным и драматичным образом, что типично для квадратуры Солнца с Марсом в Н4. Подходящим для нее занятием кажется дзюдо (хотя, возможно, есть и другие занятия не хуже). Думаю, такие виды активности особенно благотворны для Сюзан, так как помогут ей принять Марс как часть себя (проблемы Н4 – это проблемы действия, и они могут быть решены только с помощью действий и активности). В карте Н4 также квадратура Сатурна с Ураном, представляющая дилемму между дисциплиной и независимостью. Так как Уран в соединении с Меркурием, он представляет в основном ментальную независимость, а Сатурн в радикальной карте в соединении с «врагом» Марсом представляет ограничения, накладываемые ее мужем. Поэтому Сюзан, видимо, должна была принимать физические ограничения, но отвергала его ментальное влияние. В соответствии с обычным для нее паттерном пассивного сопротивления этот отказ, по-видимому, заключался в том, что она постоянно слушала телевизор, а не мужа. Теперь, после ухода мужа, она оказалась вольна искать более подходящее ментальное занятие и собственную оригинальность, и ей можно было бы рекомендовать соответствующий род деятельности. Карта Н5 В карте Н5 Сюзан (рис. 59) обращает на себя внимание прежде всего тесное соединение Солнце – Сатурн (тот же аспект, что доминирует в карте Н5 Линды). Может показаться странным, что один и тот же аспект присутствует в картах столь различных людей. Но если у Линды аспект Солнце – Н5 – Сатурн был почти изолированным, у Сюзан это центр сложной конфигурации планет: Солнце и Сатурн в оппозиции к Венере и в трине с Луной и Плутоном. Поэтому у Линды поведение типа Солнце – Н5 – Сатурн хотя и сильно выражено, но представляется отдельной и изолированной частью характера, у Сюзан же это часть более всеохватывающего паттерна. Сюзан, как и Линда, принимает привычку к самоограничению, но у Сюзан эта черта характера преобладает в значительно большей степени, что способствовало превращению ее в человека, очень мало влияющего на свою жизнь. Рис. 59. Сюзан. Карта 115 Точная оппозиция Солнце – Венера в карте Н5 означает, что Сюзан старается привлечь других людей стилизованными способами. В связи с этим аспектом возникает проблема искренности: человек так озабочен стилем своего поведения (я делаю это правильно? одобрят они мое поведение?), что ему трудно вести себя естественно или искренне выражать свои чувства. В случае Сюзан включение Сатурна еще более затрудняет положение: Меркурий – Н5 – Сатурн связан с попыткой привлечь других самоограничением и преданностью долгу, а также с убеждением о ценности дисциплины и контроля. Поэтому Сюзан очень трудно показать свои чувства по отношению к другим людям. Естественная теплота и открытость Венеры в Рыбах оказывается подавленной тяжестью отрешенного водолеевского Солнца и резкого Сатурна в Овне и, возможно, переходит в негативную функцию отталкивания тех, кого она не любит, вместо того, чтобы привлекать любимых. Изменить Сюзан в этом отношении, видимо, будет нелегко: трин Солнца с Луной показывает, что Сюзан безыскусно наслаждается упорядоченным и стилизованным поведением. По природе это человек, склонный подчиняться привычкам и обычаям, и ей трудно принять иной подход к жизни, в большей мере основанный на опыте. Включение в этот трин Сатурна и Плутона накладывает особый оттенок дисциплины и посвящения. В главе 10 говорилось о сочетании Луна – Н5 – Плутон, что такая манера поведения приведет человека к физическому или ментальному саморазрушению, в других случаях он внешне жесток и безжалостен. Плутон Сюзан в радикальной карте в восьмом доме и не аспектирован, поэтому, вероятно, Плутон (как Марс) проецируется на внешний мир и интерпретируется Сюзан как безжалостность других людей по отношению к ней. Однако Плутон в радикальной карте в трине к Асценденту и в секстиле к МС, так что вряд ли он принесет ей много неприятностей. Таким образом, трин Солнце – Луна – Сатурн – Плутон в Н5 рисует Сюзан как счастливую мазохистку, наслаждающуюся своим порабощением, рабски пунктуально выполняющую обязанности по нанесению вреда своему здоровью. После неожиданного обретения свободы, которой она не желала, Сюзан, естественно, почувствовала себя как бы в чужой стране без знания языка и обычаев. Она скорее готова упорно цепляться за привычки, служившие ей в прошлом, чем поэкспериментировать со стилями поведения, более соответствующими новой ситуации. Все же мышление Сюзан (Меркурий) стоит в стороне от этой конфигурации. С Меркурием и Нептуном вблизи Асцендента в Н5 (если время рождения точно) Сюзан хочет представить себя другим людям мыслящей и коммуникабельной, симпатичной и заботливой. Но паттерн поведения, который дает конфигурация Солнце – Сатурн – Венера – Плутон, оставляет для этого мало возможностей. Сама она заключена в паттерн поведения Н5, но ее отстраненный водолеевский ум способен оставаться вне этого поведения, холодно наблюдать его и заново осмысливать. Это дает некоторую надежду, что Сюзан сможет приспособиться к новой ситуации. Карта Н7 Карта Н7 Сюзан (рис. 60) представляет совершенно иную картину. Во-первых, Солнце – Н7 – Юпитер показывает, что Сюзан воодушевлена идеей собственного роста и свободы. Поскольку Юпитер в радикальной карте близок к IС, чувствуется, что он может быть связан с желанием восстановить ощущение свободы, испытанное в прошлом, возможно, в детстве. Но так как Юпитер в четвертом доме, это можно выразить как желание построить дом, в котором она и ее семья смогут чувствовать себя свободными и ничем не ограниченными. Но Солнце также в квадратуре с Плутоном. Это показывает, что она ищет воодушевления в преданности делу и в самобичевании. При связи Солнца с Плутоном и в Н5, и в Н7 давление Плутона должно быть очень сильным. Она погрузится в плутонианские привычки. Во время воодушевления (карта Н7) эти устремления особенно сильны и ощущаются как эмоциональные обязательства. Рис. 60. Сюзан. Карта Н7 Есть у Сюзан еще две сильные конфигурации Н7: квадратура Луны с Ураном и полуквадратура ее с Венерой, а также квадратура Меркурия с Марсом и Нептуном. Квадратура Луны с Ураном показывает, что Сюзан хочет найти вдохновение и воодушевление в поведении, противоположном ее обычному паттерну – в поведении ярком, поражающем, электризующем, отважном и рискованном. А полуквадратура к Венере, видимо, отражает чувство, что именно ее женские качества (возможно, сам факт, что она женщина) не дают ей выражать этот тип поведения. Паттерн Меркурий – Марс – Нептун (важность которого усиливается радикальным положением Нептуна вблизи МС, показывающим, что Сюзан стремится к нептунианским целям) свидетельствует о том, что она вдохновляется идеей идеалистических программ действий и хочет использовать свой рациональный ум для осуществления этих программ и сообщения о них миру. Итак, карта Н7 дает сложную картину. Поведение Сюзан при встрече со мной отличалось от заложенного в карте, и надо было задать ей ряд вопросов, чтобы узнать, как могли бы проявиться тенденции этой карты. Кажется, паттерн Н7 (или, по крайней мере, составляющие его Луна – Уран и Марс – Нептун – Меркурий) не проявился заметно в ее поведении, а остался на уровне неосуществленных мечтаний и фантазий. Осознаваемый лишь частично, он способен был усилить ее чувство неудовлетворенности жизнью. Это, я убежден, часто происходит с людьми, у которых сильна карта Н5, увлекающая их в упорядоченный и связанный с привычками образ жизни. Паттерны привычек, индуцированные картой Н5, защищают от бурных импульсов, приходящих из карты Н7, предотвращая какую-либо возможность их осуществления. Лучшим выходом будет вовлечение человека в какую-либо творческую деятельность, в рамках которой он может передать творческое послание (Н7) через среду творческого стиля (Н5), удовлетворив тем самым потребности обеих этих гармоник одновременно. Что касается Сюзан, думаю, ее придется вести в этом направлении мягко и постепенно, так как сопротивление с ее стороны может быть очень сильным. Тем временем, вероятно, Сюзан будет находить какое-то замещение воплощения своих фантазий Н7 путем эмоционального включения в телевизионные передачи. Карта Н9 Наиболее заметная особенность карты Н9 Сюзан (рис. 61) – это Т-квадратура, включающая Луну, Юпитер и Меркурий. Вернувшись к радикальной карте, видим (см. рис. 57), что Меркурий почти точно в срединной точке Луна – Юпитер. Эберти [1] интерпретирует Меркурий в срединной точке Луна – Юпитер как «далеко идущие планы, обширная сфера мышления, сознание цели, стремление учить и учиться». Перечисленные качества нельзя естественно ассоциировать с Сюзан, но карта Н9 показывает, что эта срединная точка имеет качество Н9 или, точнее, Н36. В Н36 все эти три планеты войдут в соединение, а карта Н36 имеет дело со стремлением к радости. Итак, можно сказать, что путь Сюзан к счастью и радости заключается в стремлении к расширению ее интересов и открытости ее сознания. Ей надо стараться освободить свое мышление от ограничений, стать более восприимчивой к влиянию окружения. Луна – Н9 – Юпитер означает наслаждение в чистом виде чудесами мира и богатством его возможностей. Сюзан нуждается в поиске радости такого род, а Меркурий показывает, что она должна также пытаться облечь эту радость в слова и передать окружающим. Радикальный трин Луны с Сатурном (соединение в карте Н9) показывает, что Сюзан будет делать это осторожно, не теряя ощущения реальности. А радикальные положения Луны, Меркурия и Юпитера в первом, втором и четвертом домах показывают, что она будет стараться осмыслить себя в мире личной жизни, не пытаясь исследовать более широкие таинственные сферы (хотя квадратура Луны с Нептуном в девятом доме работает против этого). Рис. 61. Сюзан. Карта Н9 Возможно, всю эту информацию трудно передать Сюзан с пользой для нее. Но карта Н9, уверен, показывает, что можно почувствовать, если забыть обо всех своих огорчениях и стремлениях и сконцентрироваться на ощущении бытия в мире в данное время. В этом смысле карта Н9 может предложить решения проблем. Но клиент может обвинить астролога, который слишком сосредоточится на возможностях карты Н9, в игнорировании реальных проблем, в немыслимой нереалистичности и излишнем оптимизме. Астрологу необходимо научиться решать, когда клиент окажется готов к разговору о своей карте Н9. Карта Н9 Сюзан содержит трин Марса с Солнцем и Ураном и оппозицию к Плутону. Видимо, это показывает, что Сюзан способна испытать сильную радость от физической активности и от сознания своей силы и динамичности. Но не будем забывать, что Марс – планета, которую (как показала карта Н4) Сюзан склонна проецировать на других людей (и особенно на мужа), а не принимать ее как часть себя. При таком проецировании Марса эта конфигурация в Н9 может означать только «радость от союза с сильным мужчиной», и таким образом снижает уверенность Сюзан в себе и способность справиться с отделенностью и разрывом с мужем. Итак, мы снова возвращаемся к необходимости найти способ склонить Сюзан к принятию Марса как части себя. Это, убежден, важнейший ключ к тому типу помощи и терапии, который нужен Сюзан. Как показывают карты гармоник, после этого откроется множество путей, по которым она сможет строить свою жизнь с большим счастьем и самореализацией. Конечно, я сознаю всю ограниченность проведенного анализа карт гармоник Линды и Сюзан. Это связано с рядом обстоятельств: во-первых, это мои собственные ограничения; во-вторых (особенно в случае Сюзан), недостаток знаний об истинных жизненных паттернах клиента, его чувствах и стремлениях; в-третьих, ограниченность понимания работы карт гармоник. Однако уверен, эти примеры показывают, что карты гармоник могут дать астрологу много жизненно важных ключей к более полному пониманию и эффективному консультированию. Часть четвертая. Другие области В этой части рассмотрим некоторые другие области использования карт гармоник в работе астрологов. Большая часть предложений абсолютно нова, совершенно не разработана и не испытана ни мною, ни, насколько мне известно, другими астрологами. Поэтому все, что мы пока можем, – это высказать некоторые замечания о направлениях, представляющихся интересными и многообещающими. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы