Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Главными иконописными школами были Новгород, Псков и Москва.



Все основные иконографические типы Русь унаследовала от Византии. Поэтому для людей, не особо искушенных в искусстве, русская икона мало чем отличается от византийской. Те же типы Богоматери, те же типы евангельских сцен, те же типы ветхозаветных композиций. Но для опытного глаза сразу оказываются ясными и отличия. Тип, как иконографический костяк, остается стабильным, но приобретает из-за идейных и формальных изменений новые эмоциональные оттенки. Лики становятся более мягкими и более открытыми, усиливается интенсивность чистого цвета за счет уменьшения количества тональных оттенков, силуэт обретает большую замкнутость и четкость, нервная красочная лепка с помощью резких бликов уступает место ровным красочным плоскостям, с едва приметными « движками ». Это приводит к тому, что в результате длительного и постепенного развития русская иконопись все дальше отходит от византийской. Бережно сохраняя унаследованный от Византии иконографический тип, она незаметно его трансформирует, наполняя новым содержанием, менее аскетическим и суровым.

Рядом с трансформацией традиционных типов, получивших уже иную эмоциональную окраску и соответственную формальную переработку, на Руси шел и другой процесс — процесс создания своих собственных иконографических типов, независимых от Византии. Ранее всего это наметилось в культе местных святых (как, например, Бориса и Глеба), чьи изображения не встречались в Византии.

Несмотря на все сказанное, в целом следует все же признать, что русские придерживались в иконописи до XVI века освященных седой древностью образцов. Эти образцы были для них, как и для византийцев, изображениями не легендарных, а реальных событий, своего рода портретными фиксациями библейских эпизодов и внешности святых мучеников и канонизированных церковью деятелей, и потому c. 21 резкое отступление от общепринятого иконографического типа было невозможно. иконописи иконографических типов, о чем неустанно пеклась церковь, как об этом свидетельствуют постановления соборов XVI века24. Но, отмечая эту стабильность, нельзя закрывать глаза и на тот процесс живого иконографического творчества, который все время шел на Руси, но который протекал в XI–XV веках в замедленной, завуалированной форме, обретя в XVI–XVII столетиях, не без западных влияний, убыстренный темп25. Для того же периода русской иконописи, которому посвящена настоящая книга, обогащение тематики сложными аллегорическо-дидактическими сюжетами, столь ценимыми в XVI веке, не характерно. Здесь основной акцент приходится, скорее, ставить на стабильности иконографии, на отшлифованном веками совершенстве и зрелости ее классических по лаконизму решений. Такая постановка вопроса отнюдь не исключает трансформации на русской почве занесенных из Византии образцов, о чем речь шла выше. И на этом последнем моменте хотелось бы заострить особое внимание, поскольку он обычно игнорируется теми исследователями, для которых русская икона есть не более чем простая копия византийской.

Русские люди рассматривали иконопись как самое совершенное из искусств.

Настороженно относясь к западным новшествам и к проникновению в иконопись реалистических элементов, русский художник свято оберегал до XVI века древнюю традицию. Для него икона должна была быть возвышенной по своему строю, должна была парить над чувственной действительностью, ее образы должны были воплощать высокие идеалы чистой и нравственной жизни. И когда в иконопись XVII века стали быстро просачиваться реалистические элементы, не встречавшие оппозиции при царском дворе, то у всех староверов, дороживших древними традициями, это вызвало величайшее возмущение.

27. Особенности художественного развития и художественного образования в России XVIII века. (из лекции анчукова =)

12.01.1755 года решение сената об открытии в Москве университета было утверждено императрицей. Эта дата, согласно утвердившийся традиции, считается днём основания Московского университета. На деле занятия начались (и то только в гимназии) в апреле, а с осени 1755 г. пошли и в университете. В 1758 г. была открыта гимназия в Казани.

Так возник в 1755 году. новый крупный центр подготовки кадров для различных областей русской культуры. (В университете было 3 факультета – философский юридический и медицинский). В стенах университета так же как и в Академии наук, развернулась острая борьба между приглашенными из-за границы профессорами, которые были защитниками традиций реакционной немецкой науки, и передовой группой молодых учеников Ломоносова (как Поповский и Барсов).

Немецкие профессора не гнушались даже подачей доносов с обвинением с обвинением русских ученых в вольномыслии. Но скоро на помощь ломоносовцам подходит новое подкрепление в лице вышедших в науку талантливых учеников Московского университета (таких как Десницкий и Аничков).

По сравнению с худосочным академическим университетом (окончательно ликвидированном в 60-х годах.). Московский оказался более жизнеспособным. Его двухвековая история была истерией второго крупнейшего центра русской национальной науки, притом несколько более свободного от официальных кругов, чем императорская Академия наук.

В советскую эпоху Московский университет, которому было присвоено имя его духовного творца Ломоносова, стал крупнейшим в мире университетом.Почти одновременно с университетом был создан центр по подготовке художников.

Необходимость организации художественного училища диктовалась не только количественным ростом потребностей в художниках, но и главным образом возросшей требовательностью к художественным созданиям. Подготовки художников (зодчих, живописцев скульпторов) в первой половине XVIII века велась в основном по образу ремесленного ученичества в «канцелярии строений» и «живописной команде».

Некоторые наиболее талантливые мастера умели подняться над уровнем мастерства до подлинного искусства. Так в области живописи (Антропов (1716-1795), сын оружейника долгое время работавший в «живописной команде» занимавшийся росписью стен и потолков), вырос в 50-х годах в крупнейшего русского портретиста. (Прекрасные образы реалистических портретов Антропова имеются в русском музее). Рядом с ним в середине XVIII века успешно работал живописец И. Аргунов, крепостной Шереметьева.

В области зодчества выдвинулись Чевакинский и Ухтомский, строители пышных дворцов и храмов в столице и Москве. Наибольшим успехом у высокопоставленных заказчиков в 40 – 50-х годах пользовался зодчий в Растрелли, сын итальянского скульптора приглашенного в Россию при Петре. С его именем связан ряд замечательных сооружений в нашем городе и его окрестностях (дом Строгановых на Мойке, Смольный монастырь, дворец в Пушкине, Зимний дворец и многое другое).

Впрочем, Растрелли - в известной степени собирательное имя. Далеко не всегда можно определить, какие из проектов являются авторством самого Растрелли, а где его подписью только утверждён чужой проект. Растрелли, Чевакинский и Ухтомский были блестящими мастерами того своеобразного стиля, который обычно зовут «Елизаветинским барокко». Торжественно нарядные, пышно декорированные, ярко-цветистые сооружения этих мастеров возрождали в новых условиях традиций русского зодчества XVII века.

В 50-х - 60-х годах происходит поворот от пышного грузного барокко к более простым формам классического стиля. Этот поворот был осуществлён главным образом учениками Академии художеств.

Создание академии художеств непосредственно связано с основанием университета. Первоначально предполагалось открытие её при университете, но затем решили, что «художества более нужны в столице. 17 ноября 1757 года сенатом было принято решение об открытии Академии художеств. В 1758 г. она начала свою работу. Среди первых участников академии были великие зодчие Баженов и живописец Лосенко, которые возглавляли борьбу за передовое русское искусство в 60-70 годах.

В эти же года создаются и другие важные очаги русской культуры: в 1756 году старанием энтузиаста Ф. Волкова был открыт первый в России профессиональный театр, в 1759 году основывается Сумароковым первый частный журнал («Трудолюбивая пчела»). В литературе Сумароков, Ломоносов, и их продолжатели успешно ведут борьбу за насыщение высоким идейным содержанием искусство.

Возникшие в 50-х годах новые очаги русской культуры (Универститет, Академия художеств, театр и др.) пользовались покровительством двора и вельможных меценатов.

Вопрос № 28 Академия художеств и отечественное профессиональное художественное образование в XIX веке.

Императорская Академия художеств — высшее учебное заведение в Российской империи в области изобразительных искусств.

Развитие искусства в Европе подвигло графа И. И. Шувалова на представление императрице Елизавете Петровне предложения о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 г. в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете.

Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года, картина В. Якоби

В Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 г. здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 г. лучшие выпускники отправлялись на стажировку за границу на средства Академии. В 1764—1788 г. для Академии было построено специальное здание (Университетская набережная, 17; архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот). Сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а также Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.

Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет академии. Приглашённые им знаменитые в то время художники из Франции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусств, а со вступлением в академию для преподавания архитектуры А. Ф. Кокоринова стала возможной надлежащая организация академии.

Вид на здание Академии художеств с Невы

«Полное учреждение Императорской Академии художеств» издано уже при Екатерине II, в 1763 году. Штат академии возвышен до 60 тысяч рублей. Пока действовал Кокоринов, силы академии развивались, но длинный период президентства И. И. Бецкого (сменившего в 1763 г. Шувалова) был периодом весьма плохой администрации и упадка первых задатков академической деятельности. Предполагали поднять академию распоряжениями 1802 г., имевшими в виду совершенно преобразовать преподавание наук, необходимых для образования художников, по другому устраивать посылку молодых художников за границу, завести при академии галерею, установить премии и т. п., но эти предположения не осуществились, кроме только посылки молодых художников за границу.

В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве министерства народного просвещения известен поправлением трудных экономических обстоятельств, в которые была приведена академия предыдущим управлением. Министерство исходатайствовало суммы, требовавшиеся на уплату значительных долгов академии и на постройку многих зданий при академии. Однако, учебная часть поправилась мало. Воспитательное училище, существовавшее при академии, требовало множество мер, более касавшихся поднятия нравственности, нежели улучшения преподавания. Эти меры вызвали справедливую критику и нападки. Президентом академии А. Н. Олениным (с 1817 г.) с целью оправдать свое управление «от носившихся в городе слухов» было издано «Краткое историческое сведение о состоянии Императорской академии художеств с 1764—1829 г.», из которого, впрочем, скорее выяснялись громадные недостатки управления.

Новую обстановку и гораздо выгоднейшие условия получает Академия художеств с передачей её в ведение министерства Императорского двора. Увеличившиеся средства дозволили пансионеров отправлять за границу; в Риме устроено для них попечительство, выбор преподавателей обеспечен новыми правилами, воспитательное училище закрыто (в 1843 г.); новым Уставом 30 августа 1859 г. совершенно изменено преподавание наук сообразно двум отделениям академии: одно по живописи и скульптуре, другое по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось немного внимания, заняли почетное место в обоих отделениях. Для архитекторов введено преподавание математики, физики и химии. Также было установлено три степени звания классных художников. Получивший первую золотую медаль приобретает вместе с званием классного художника 1-й степени чин Х класса и право быть посланным за границу.

9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую Артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок»[1]

В конце XIX века на академию отпускалось ежегодно 72,626 руб. Кроме подготовки художников, Академия художеств открывала периодические выставки картин и имела постоянно открытый для публики художественный музей.

Деятельность Императорской Академии художеств продолжалась до 1917 года и, несмотря на некоторые неблагоприятные периоды её жизни, дала важные последствия. Стали открываться художественные школы, учреждаться общества художников, и преподавание живописи сделалось предметом, входящим в программу общего образования.

12 апреля 1918 года указом Совнаркома Академия художеств была полностью упразднена, а академический музей перестал функционировать. Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1918 году преобразовано в ПГСХУМ — Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, в 1921 году переименованы в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские при воссозданной Академии художеств, в 1928 году преобразованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). В 1930 году ВХУТЕИН реорганизован в Институт пролетарского изобразительного искусства.

Президенты Академии

·1757—1763 И. И. Шувалов — основатель и первый главный директор * 1764—1794 И. И. Бецкой * 1795—1797 А. И. Мусин-Пушкин * 1797—1800 Г. А. Шуазель-Гуфье * 1800—1811 А. С. Строганов * 1817—1843 А. Н. Оленин * 1843—1852 Максимилиан Лейхтенбергский, зять Николая I * 1852—1876 Великая княгиня Мария Николаевна, дочь Николая I, вдова Максимилиана Лейхтенбергского * 1876—1909 Великий князь Владимир Александрович * 1909—1917 Великая княгиня Мария Павловна, вдова Владимира Александровича

·Ректоры * И. П. Мартос (до 1835) * В. И. Демут-Малиновский (1835—1846) * А. Н. Померанцев (1899—1900)

· Преподаватели * П. П. Чистяков * Л. Н. Бенуа — профессор-руководитель мастерской, ректор. * А. Ф. Кокоринов (с 1761 по 1772 годы) * К. В. Лебедев (с 1894 по 1898 годы) * Ф. А. Рубо (с 1903 по 1912 годы) * Н. С. Самокиш (с 1912 по 1918 годы) * Жан Тома де Томон (начало XIX века, перспектива) * М. Т. Преображенский (с 1888 года — преподаватель, с 1894 — профессор) * Б. И. Орловский (с 1831 года, академик, назначен исправляющим должность профессора в скульптурном классе академии, а в 1836 году утверждён в этом звании) * И. Е. Яковлев — профессор исторической живописи.[источник не указан 155 дней] * М. М. Перетяткович * В. П. Екимов

·Выпускники Академии

* Адамсон, Амандус Генрих — эстонский скульптор, академик, один из основателей эстонского национального искусства.

* Айвазовский, Иван Константинович — художник-маринист

* Афанасьев, Василий Филиппович — русский архитектор

* Безпалов, Иннокентий Фёдорович — архитектор и скульптор

* Болотнов, Василий Демьянович — русский художник

* Бродский, Исаак Израилевич — русский советский живописец и педагог

* Бучкин, Петр Дмитриевич — русский советский живописец, график, книжный иллюстратор, педагог

* Васильковский, Сергей Иванович — художник-пейзажист

* Васнецов, Виктор Михайлович — русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты.

* Вейгельт, Роберт Карлович — академик Императорской академии художеств

* Витберг, Александр Лаврентьевич — русский художник и архитектор, автор первоначального проекта Храма Христа Спасителя

* Врубель, Михаил Александрович — русский художник

* Габашвили, Георгий Иванович — грузинский живописец

* Горелов, Гавриил Никитич — русский художник

* Грабарь, Игорь Эммануилович — советский художник, искусствовед

* Гребёнка, Николай Павлович — архитектор

* Греков, Митрофан Борисович — советский художник-баталист

* Гужавин, Михаил Маркелович — художник-пейзажист

* Жолтовский, Иван Владиславович — архитектор

* Захаров, Андреян Дмитриевич

* Канделаки, Николай Порфирьевич — грузинский скульптор и педагог, основатель грузинской монументальной скульптуры, мастер скульптурного портрета.

* Кизеветтер, Георг Иванович — первый городской архитектор Нижнего Новгорода (1836—1846)

* Кипренский, Орест Адамович

* Кошелев, Николай Андреевич — художник-передвижник, академик Императорской Академии художеств, автор эскизов и росписей Храма Христа Спасителя (Москва), храма Спаса на Крови (Санкт-Петербург), Александро-Невского собора (Варшава), а также ряда других

 

* Манизер, Матвей Генрихович — скульптор, вице-президент Академии художеств СССР

* Митурич, Пётр Васильевич

* Мунц, Оскар Рудольфович

* Мурашко, Николай Иванович — украинский художник и педагог, основатель и руководитель Киевской рисовальной школы

* Ноаковский, Станислав — польский архитектор и график

* Орловский Борис Иванович — скульптор

* Пархоменко, Иван Кириллович — русский художник, автор портретной галереи писателей России, насчитывавшей свыше 90 полотен.

* Покровский, Владимир Александрович — архитектор, академик, действительный член ИАХ.

* Покровский, Владимир Николаевич — архитектор.

* Репин, Илья Ефимович — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен.

* Рерих, Николай Константинович — русский художник, философ, писатель, археолог, путешественник, общественный деятель.

* Ромазанов, Николай Александрович — скульптор, художник, литератор, профессор, академик Императорской Академии художеств.

* Самокиш, Николай Семёнович — российский (украинский) и советский художник-баталист.

* Сапунов, Николай Николаевич — русский живописец, театральный художник, мастер натюрморта.

* Соколов, Павел Петрович — русский скульптор, мастер декоративной скульптуры классицизма.

* Суриков, Василий Иванович — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.

* Толстой, Фёдор Петрович — русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, представитель стиля классицизма.

* Уистлер, Джеймс Эббот Мак-Нейл — художник и гравёр Новой Англии второй половины XIX века.

* Фешин, Николай Иванович — живописец.

* Френц, Рудольф Рудольфович — русский советский живописец, график, педагог

* Шапошников, Иван Иванович — архитектор, академик архитектуры.

* Шаров, Пётр Алексеевич — архитектор

* Шевченко, Тарас Григорьевич — украинский поэт и художник

* Щуко, Владимир Алексеевич — архитектор.

* Щусев, Алексей Викторович — русский и советский архитектор

Вольнослушатели академии (своекоштные)

* Клодт, Пётр Карлович, с 1830 года

* Захаров, Пётр Захарович

* Скотти, Михаил Иванович

* Хетагуров, Коста Леванович

Художественное образование в России

Художественное образование является фундаментом российской культуры. В России существует трехуровневая система художественного образования: школа, училище, ВУЗ. На сегодняшний день 8 процентов учащихся общеобразовательных школ одновременно проходят обучение и в школах искусств. При этом художественное образование дети начинают получать в 5-7 лет, что говорит об особом положении художественного образования.

Самые известные художественные образовательные учреждения России

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

В 2007 году Российской Академии художеств исполнилось 250 лет.

Из истории академии. По инициативе куратора Московского Университета Ивана Ивановича Шувалова указом Сената от 6 (17 по новому стилю) ноября 1757 года в Санкт-Петербурге была учреждена "Академия трех знатнейших художеств".

С момента основания Императорская Академия художеств завоевала большой авторитет не только в России, но и за границей, благодаря творческой активности ее профессоров и воспитанников. Это позволяло обеспечить высокий уровень художественных и градостроительных работ, а также удерживать авторитет Академии не только как учебного заведения, но и как наиболее компетентного учреждения по вопросам искусства и строительства.

За сравнительно короткий срок Академия воспитала плеяду творцов, которые подняли отечественное искусство на уровень мировых достижений.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова.

МГАХИ им.В.И.Сурикова является подлинным достоянием русской культуры, уникальным явлением художественного образования, не только сохраняющим исконные традиции, но и развивающимся в русле современного общекультурного процесса. Датой основания института считается 1934 год. Тем не менее, институт отстаивает свою преемственность, духовное родство с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества, основанного в 1843 году.

В структуре института 5 факультетов; живописи, графики, скульптуры, архитектуры, теории и истории искусства.

Московский государственный академический художественныйц институт им.В.И.Сурикова - это живой развивающийся организм, призванный отвечать духовным, культурным, образовательным запросам свoeгo времени

Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина - крупнейшее в стране художественное учебное заведение.

Учебные и служебные помещения института располагаются на всех этажах здания Академии художеств, включая и мансардный. Здесь, на самом верху, еще в XIX веке были оборудованы просторные мастерские для живописцев, освещаемые через остекленные «фонари».

Факультеты, готовящие художников, имеют в своем составе персональные мастерские, которыми руководят наиболее опытные и авторитетные педагоги. Студенты переходят в мастерские после окончания двух первых курсов.

В Институте им. И.Е.Репина используются все достижения классической педагогики с ее строгой последовательностью в овладении профессиональными навыками.

Московский государственный академический художественный лицей имени Н.Томского.

Московский академический художественный лицей имени Н.В. Томского был создан в 1939 году.

Фактически оба лицея, как московский, так и петербургский готовят контингент для двух академических институтов.

Лицей, как и общеобразовательная школа, принимает детей в свои стены на большой срок - 7 лет. Ни один последующий уровень высшего образования не является столь длительным. Ребенок приходит в лицей с опытом четырех классов начальной школы. Его предстоит не только обучить различным дисциплинам, но в идеале сформировать личность, не поломав характер, раскрыть интерес ребенка, который по окончанию школы должен определиться с дальнейшей судьбой.

Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б.Иогансона.

Санкт-Петербургский государственный художественный академический лицей им. Б.В.Иогансона Российской академии художеств - учреждение среднего (полного) общего образования с художественным направлением при 12-летнем обучении. По его окончании учащиеся проходят государственную аттестацию и квалификация не присваивается. Художественная подготовка даёт выпускникам возможность поступления в институт им. И.Е.Репина и другие художественные ВУЗы.

Российская Академия Живописи, Ваяния и Зодчества (РАЖВиЗ) - высшее учебное художественное заведение. Основана в 1987 Народным Художником СССР Ильей Сергеевичем Глазуновым. С этого года по настоящее время он является ректором Академии. Активную педагогическую деятельность Илья Глазунов начал в МГХИ им. Сурикова, в котором возглавлял мастерскую портрета. Именно соратники и ученики Глазунова по мастерской портрета составили будущий профессорско-преподавательский костяк Академии.

Главной отличительной особенностью метода художественного образования в Академии является строгая ориентация учащихся на изучение русского и европейского художественного наследия.

Сегодня Российская Академия Живописи, Ваяния и Зодчества, пожалуй, является, одним из немногих художественных заведений в России и Европе, сохраняющим и развивающим традиции европейской реалистической художественной школы, основанные на глубоком изучении натуры и неустанном осваивании ремесла.

Московский художественно-промышленный институт им. С.Г.Строганова

Московский художественно-промышленный институт им. С.Г.Строганова (Московское высшее художественно-промышленное училище им. Строганова) — одно из старейших в России художественных учебных заведений в области промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства и искусства интерьера.

Вопрос № 30 Современные отечественные концепции художественного образования.

·«Приобщение к мировой художественной культуре»

НЕМЕНСКИЙ "Изобразительное искусство и художественный труд" (1-9) (ред.Неменского М.,2000) имеет развивающий, воспитывающий характер и предназначена учителям, которые тяготеют к комплексному освоению предмета. По этой программе в 1997-2000 году вышел учебно-методический комплекс учебников для 1-5 классов. В образной, доступной форме учебник рассказывает, чем и как работает художник, знакомит с разными видами художественно-творческой деятельности, учит владеть образным языком искусства, знакомит с замечательными произведениями отечественного и зарубежного искусства. Особенностью данного издания являются помещенные в конце учебника методические рекомендации для учителей и родителей. В рабочую тетрадь вошли творческие задания практического характера по изобразительному искусству, которые помогут развить образное мышление и фантазию учеников.

·«Школа рисунка -графическая грамота»

КУЗИН "Изобразительное искусство" 1-9 кл. (ред.Кузина. М.,1998-2000 )

"Изобразительное искусство" 8-11 кл. (ред.Кузина. М., 2000 г)

Данные программы ориентированы на учителей, придерживающихся традиционных взглядов на предмет, то есть направлены на привитие основных знаний, умений и навыков в изобразительной грамоте. Для методического обеспечения данных программ в 1997-2000 году были изданы учебники:"Изобразительное искусство" для 1-2 классов (М.,"Просвещение") и комплект из 4-х книг для учащихся 5-8 классов под редакцией Н.М.Сокольникова (Обнинск, "Титул") в которых в интересной, доступной форме рассказывается об основах художественного изображения, и даются сведения об истории русского и зарубежного изобразительного искусства с древнейших времен до наших дней.

Для углубленного изучения предмета и факультативных занятий - "Рисунок, живопись, композиция" 1-11 кл. (ред.Кузин. М.,2000)

"Сборник программ факультативных курсов образовательной области "Искусство". М.,1992

"Живой мир искусства" 1-8 кл. М.,1998 г.

В рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России"предложены экспериментальные программы по изобразительному искусству и интегрированным курсам в 1994-96 годах издательством "Аспект-Пресс" были выпущены следующие образовательные программы.

·«Этнохудожественное образование»

ШПИКАЛОВА Основные программные документы для комплексного преподавания изобразительного искусства:

"Изобразительное и декоративно-прикладное искусство" 1-8 кл. (ред.Шпикаловой. М.,1998-2000).

"Программа по обучению изготовлению изделий народных художественных промыслов" (ред.Богначева. М.,1992). Данные учебные курсы раскрывают понятие красоты и национальное своеобразие предметного мира, особенности восприятия и отражения окружающей действительности, опирающиеся на искусствоведческую концепцию художественного образа.

·«Целостный подход к художественному воспитанию через категорию «художественный образ»

ЮСОВСборник программ интегрированных курсов "Искусство" (ред.Юсова. М.,1998 ). Главная задача настоящей программы - приобщение школьников к пониманию и самостоятельной, осознанной деятельности по созданию художественно организованного пространства. Художественная организация среды рассматривается в программе как процесс, объединяющий в себе законы всех пластических искусств в преломлении образного мышления человека, который в данном случае является центром композиции.

·«Полихудожественное воспитание и развитие учащихся в школе»

Интегрированные программы по народной культуре:

Сборник авторских программ по курсу "Народная культура", составленный Т.А.Пигиловой.М.,1995 г. Уникальность этого издания в том, что его авторы - учителя и дошкольные работники, не один год осваивающие предмет. Методическое обеспечение программ составляют отдельные сборники, посвященные конкретным разделам - русскому костюму, семейно-бытовым обрядам, приемам росписи по дереву и т.д.

М.Ю.Новицкая. Введение в народоведение. Программа факультатива. Первый год обучения по этой программе автор предлагает посвятить теме "Человек и природа в народной культуре", прилагая аудиовизуальный комплект с методическими рекомендациями.

Н.С.Ширяева. "Русское народное творчество". Экспериментальная программа. Опубликована в журнале "Искусство в школе" N 1,3,4 за 1994 год.

А.Иванов."Возрождение". Программа опубликована в журнале "Воспитание школьников" N 1,1993 год.

В отделе эстетического образования СИПКРО создана трехгодичная универсальная образовательная программа "Российский дом", которая может легко адаптироваться учителем для детей разного возраста.

Цель курса - пробудить историческую память ребенка и на этой основе сформировать у него понятие о народной культуре как о своеобразном комплексе философских представлений о Мире и Человеке в нем, определивших основу жизненного поведения наших предков. Программа поможет ребенку сориентироваться в таких понятиях, как Первооснова и Триединство мира, аграрно-обрядовый годовой цикл, род, семья и т.д. В конечном итоге, курс рассчитан на то, что ребенок получит представление о сходном пути развития национальных культур и об особенностях русской культуры как части мировой. Немаловажным является и то, что занятия по программе "Российский дом" подготовят его к освоению МХК в среднем звене.

Указанная цель предполагает ее реализацию путем решения теоретических и практических задач: ребенок не только познакомится с традиционными ремеслами, но и на деле освоит некоторые из них, а также приобщится к праздничной народной культуре.

·ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ

В рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России"предложены экспериментальные программы по изобразительному искусству и интегрированным курсам в 1994-96 годах издательством "Аспект-Пресс" были выпущены следующие образовательные программы:

"Изобразительное искусство и мир природы" Копцевой Т.А.(эта же программа опубликована в журнале "Искусство в школе" в 1997-98 году)

"Разноцветный мир" Золочевского С.А.

"Язык изобразительного искусства" Герчук Г.Л.

Данные программы представляют собой попытку построения целостно ориентированного процесса воспитания на основе усвоения ребенком выразительного языка пластических искусств. Первые две программы адресованы воспитателям детских дошкольных учреждений, учителям начальных классов, последняя - учителям старших классов.

Программа "Образ и мысль" предлагает новые технологии для общения с произведением искусства. Данная программа направлена на раскрытие творческих способностей человека средствами изобразительного искусства и ориентирована на развитие зрительного (визуального) восприятия. Развитие визуального мышления понимается как способность видеть смысловую ткань зрительного образа произведения. Программа "Образ и мысль" представляет собой альтернативный методологический путь и не имеет аналогов в отечественной педагогической практике. В основе ее лежит теория стадий эстетического развития (А.Хаузен, США) и методические положения программы VTS (стратегии визуального мышления). Визуальный ряд программы составлен из произведений мирового изобразительного искусства. Программа "Образ и мысль" вызывает несомненный интерес педагогов уже тем, что она предоставляет возможность освоения учителем новой позиции по отношению к своим ученикам: в процессе восприятия произведений искусства учитель и ученик оказываются в положении ценностно-смыслового равенства, а поэтому "на равных" могут вести совместный поиск смыслов художественного произведения.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.103 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь