Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Устное народное творчество.Мир ребенка в жанрах детского фольклора



Устное народное творчество.Мир ребенка в жанрах детского фольклора

 Фольклор – произведения, созданные народом, устное народное творчество. Он представляет собой часть традиционной культуры. Фольклорные произведения сопровождали чел-ка всю жизнь. Фольклор – это исполнительское искусство: мимика и жесты в рассказе, музыкальная сторона народных песен, выразительность танца в хороводах – в фольклоре живут приемы многих искусств. Различают архаический фольклор, созданный на основе языческой мифологии в родо-племенном обществе, и классический, сложившийся в период перехода от рода к семье. Древнейшие фольклорные произведения - обрядовые: связанные с земледельческим календарем или событиями в семье. К архаическому фольклору относятся: заговор, гадание, сонник, примета, поверье, лирическая обрядовая песня, волшебная, кумулятивная сказка и сказка о животных. К классическому фольклору относятся: несказочная проза, былина, бытовая сказка, духовный стих, историческая песня. Современный фольклор – это фольклор разных сфер социума: студенческий, детский, туристический, тюремный. Например, существуют такие жанры, как «школьные» и «дембельские» альбомы, «письма счастья», рассказы о пришельцах, поверья врачей, рыбаков и др. Отличительные черты фольклорных произведений: устный способ бытования, традиционность, вариативность, педагогический потенциал, многоэлементарность (единство музыки, слова, танца, мимики, игры), многофункциональность (произведения одновременно выполняют магическую, социальную, эстетическую, религиозную, коммуникативную и другие функции). В понятие «детский фольклор» включаются: произведения, созданные взрослыми для детей; фольклорные тексты, созданные детьми дошкольного возраста; школьный фольклор. Жанры детского фольклора:

колыбельные; пестушки, потешки, прибаутки; небылицы-перевертыши, нелепицы; считалки; скороговорки;поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки; садистские стишки; страшилки; анекдоты; пословицы и поговорки; сказки.

А. Погорельский, «Черная курица, или Подземные жители»

Антоний Погорельский (Алексей Алексеевич Перовский, 1787-1836) был автором первой в русской литературе фантастической повести, создателем первой в отечественной литературной классике прозаической сказки для детей, первым в России популяризатором творчества немецкого романтика Э.Т.А.Гофмана. Самое известное произведение писателя - ''волшебная'' повесть ''Черная курица, или Подземные жители'' (1829) появилась в России тогда, когда не было еще сказок А.С.Пушкина, В.А.Жуковского.

А. Погорельский был доктором философских наук и доктором словесных наук, занимался воспитанием будущего великого русского поэта А.К. Толстого. Занимался вопросами народного просвещения и образования.

Особенности сказки А. Погорельского:

• синтез фольклорной и литературной сказки;

• романтическое «двоемирие»;

• влияние творчества Э.Т.А. Гофмана;

• попытка изобразить особенности детского восприятия мира;

• поучительность.

Владимир Федорович Одоевский (1803 или 1804 - 1869) – основатель жанра научно-популярной сказки. Он был не только писателем, но и философом, теоретиком-музыкантом, ученым-экспериментатором, государственным и общественным деятелем. Посвятил проблемам детского воспитания книгу «Наука до наук». В 1833-1834 гг. опубликовал сборник «Пестрые сказки».

В 1838году писатель издает ''Сказки и повести для детей дедушки Иринея'', а в 1847 выходит в печати ''Сборник детских песен дедушки Иринея'‘.

Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

Особенности:

• прием романтического двоемирия;

• передача особенностей детского мировосприятия;

• звукоподражательная и рифмованная проза;

• сведения о физических закономерностях.

 

Литература великобритании к.19-н.20 веков. О. Уайльд

Литература английского нонсенса возникла во второй половине 19 века, во времена правления королевы Виктории, известные строгими нравами. Как ни парадоксально, именно в этот период появились литература, наполненная юмором и озорством. Возможно, это был протест против чопорности, нравоучительности, присущих произведениям викторианской эпохи, адресованным детям. Но в каждой бессмыслице заложен определенный смысл. Ведь нонсенс раскрывает все несоответствия вещей вокруг и внутри нас, тем самым открывая пути к истинной гармонии.

В реалистическом направлении наблюдается углубление психологизма. Уменьшается событийность произведений, они насыщаются символами.Писатели-натуралисты стремились к предельно объективному изображению мира, к полной правде, к реальному факту. Анализ человека и общества строился натуралистами на основе строгого биологического, социального и исторического детерминизма (раса, среда, момент).

Одна из основ эстетики символизматеория символа. Смысл ее в том, что познание и выражение мира идей возможно с помощью символа – многозначного художественного образа, который обладает способностью условно обозначать сущность явления вместо его конкретно-образного выражения. С помощью символа поэт пытается передать отголоски высшего духовного мира. Эстетизм – одно из течений искусства рубежа веков – складывается в 1880—1890-е годы в Англии, возникая как реакция на викторианскую идеологию и мораль. Важная категория эстетизма – идея «чистого искусства», или «искусства ради искусства». Это концепция художественного творчества, максимально абстрагированного от действительности. Реальность, согласно теории «чистого искусства», не может быть эстетическим объектом, поскольку красота (а значит и истина) проявляется не в изображении обыденной жизни, а в совершенной форме художественного произведения. Неоромантики наследуют многие идеи романтиков 19 века, но переносят своих героев из дисгармоничной реальности не в идеальный мир мечты, воображения, а в мир экзотических стран, необыкновенных приключений, неординарных событий, в обстановку, требующую исключительного мужества.Писатели не противопоставляют исключительного героя обществу, толпе, напротив, они открывают исключительное в обыкновенном человеке.

О. Уайльд – автор 2 сборников сказок — «„Счастливый принц“ и другие сказки» (1888) и «Гранатовый домик» (1891). В круг детского чтения вошел и рассказ «Кентервильское привидение» (1887). Писатель умело пользуется языковыми средствами, добиваясь необыкновенного изящества формы и полной гармонии слова, ритма и смысла. Его сказки изысканны и утонченны, волшебны и хрупки и, несмотря на звучание в них нот разочарованности и тоски, исполнены света подлинной поэзии. А своей простой и определенной моралью они близки к сказкам Андерсена.

 

Литература США и Канады конца 19 – начала 20 века.Общая характеристика.

Возникает с 19 в., когда в Америку переселяются европейцы, отсюда связь американской литературы и европейской культуры. Новые темы: странствий, приключений, поисков, открытий человеком неведомого мира, покорения природы, свободы личности, “американской мечты”. Ф.Купер (“Пионеры”, “Последний из могикан”, “Прерия”, “Следопыт”, “Зверобой”) – герои воплощают добро, преданность, честность, простодушие; идиллические представления о дружбе коренного и белого населения. Г. Мелвилл (“Моби Дик или Белый Кит”) – приключенческий роман о мужественном капитане, лучшие качества американского характера – пытливость ума, противостояние стихии, верность в дружбе. Н. Готторн (“Дедушкино кресло”, “Книга чудес”) – родоначальник детской литературы в Америке. М. Додж (“Серебряные коньки”) – путшествие брата и сестры по городам Голландии, становление характера, взаимоотношения детей и взрослых.

 

23. Марк Твен (Сэ́мюэл Лэ́нгхорн Кле́мен)с-американский писатель, журналист и общественный деятель. Его творчество охватывает множество жанров — юмор, сатиру, философскую фантастику, публицистику и другие, и во всех этих жанрах он неизменно занимает позицию гуманиста и демократа.

Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна». Также очень популярны «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и сборник автобиографических рассказов «Жизнь на Миссисипи».

Марк Твен начинал свою карьеру с непритязательных юмористических куплетов, а заканчивал полными тонкой иронии очерками человеческих нравов, остро-сатирическими памфлетами на социально-политическую тематику и философски-глубокими и, при этом, весьма пессимистическими размышлениями о судьбе цивилизации.

Твен был прекрасным оратором. Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию.

Твен увлекался наукой и научными проблемами.Двумя другими наиболее известными увлечениями Марка Твена были игра на бильярде и курение.

Твен был видной фигурой Американской антиимперской лиги, которая протестовала против американской аннексии Филиппин.

Время от времени некоторые произведения Твена запрещались американской цензурой по разным причинам. В основном это объяснялось активной гражданской и социальной позицией писателя. Некоторые произведения, которые могли бы оскорбить религиозные чувства людей, Твен не печатал по просьбам своей семьи.

Воспоминания о детских годах послужили Твену материалом для двух всемирно известных любимых детских книг – «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884).

Приключения Тома Сойера

В американской провинции живет мальчишка Том Сойер. Его воспитывает тетя Полли. Озорник Том сбегает с уроков, чтобы искупаться. Его выдает сводный брат Сид. В качестве наказания Тому дано задание – выкрасить забор. Сорванец расхваливает свое дело, и другие ребята начинают ему завидовать. Увлекательное занятие Том передает своим друзьям, получив взамен мальчишечьи ценности: осколок бутылки, пробку от графина, рукоятку ножа, дверную ручку.

Закончив с покраской забора, Том отправляется на прогулку. Он встречает прекрасную девочку, в которую влюбляется. В воскресной школе Том усердно изучает Евангелие и Библию. В церкви Том пытается произвести впечатление на Бекки Тэтчер, знанием религиозных текстов. Но, не ответив на простой вопрос судьи, Том впадает в отчаянье.

В школе мальчишка признается в любви Бекки. Он уговаривает ее на помолвку, но происходит ссора из-за ревности. Том решает стать пиратом.

Ночью в компании Гека Финна Том отправляется на кладбище. Там мальчики наблюдают ссору доктора Робинсона, индейца Джо и пьяницы Мэффа Поттера, закончившуюся убийством и клянутся хранить тайну увиденного.

В городе идут разговоры о происшедшем. Том знает, кто убийца. Он впадает в уныние. Тетя считает его больным. Том не желает пить противное лекарство. Он заставляет кота выпить ложечку. Тетя Поли пытается пристыдить мальчика. На это она получает ответ, что над детьми тоже издеваться нельзя. Том прилежно посещает школу, но Бекки не обращает на него внимания. Тогда мальчик вместе с Джо Гарпером и Геком Финном решают стать пиратами и отправляются в плавание на плоту. Пока они развлекаются на острове, их считают утонувшими. Мальчики являются в церковь на собственные похороны. Том снова герой. Вызвав ревность Бекки, он возвращает ее расположение.

В школе Том видит, как Бекки достала из ящика учителя книгу. Подкравшись, он пугает девочку. Она рвет страницу. Бекки уверена, что Том расскажет правду и ей не избежать порки. Перед учителем мальчик берет вину на себя.

Накануне каникул учитель Доббинс особенно строг. Ребята решают отомстить ему. Они спускают на веревке кошку, которая поднимает когтями парик и обнажает лысину Доббинса.

На каникулах родители Бекки увезли девочку. Том заболевает. Оправившись от кори, он появляется на улице, где ему скучно. Том возвращает себе славу героя, выступив на суде. Он рассказывает об убийстве на кладбище правду и спасает невинного Мэффа Поттера. Некоторое время Том страшится мести индейца. Вскоре его страх исчезает и с Геком он идет на поиски клада. В заброшенном доме бродяги, среди которых Джо, находят клад, но решают его перепрятать. Мальчики безуспешно ищут золото в гостинице в номере индейца.

Родители Бекки по возвращению в город устраивают праздник на пароходе. Том с подругой сбегают в пещеры. В это время Гек следит за Джо, который собирается отомстить вдове судьи за арест. Гек рассказывает об этом фермеру. На индейца устроена облава.

На пароходе потеряли Тома и Бекки, а они заблудились в пещере, устали, у них закончилась еда. Том отправляется на поиски выхода. Он видит свет, который оказывается пламенем свечи в руках Джо. Том убегает от индейца. Вновь отправившись на поиски, он находит выход. Дверь в пещеру запирают, но там остается Джо. Тому жаль индейца, погибшего от голода в пещере, но он знает, где тот спрятал золото. Гек и Том становятся самыми богатыми мальчиками.

Вдова Дуглас, обязанная Геку своим спасением, берет его под опеку. Но мальчик не может жить без свободы и приключений и сбегает. Том уговаривает друга вернуться. Мальчики планируют создать шайку благородных разбойников.

Устное народное творчество.Мир ребенка в жанрах детского фольклора

 Фольклор – произведения, созданные народом, устное народное творчество. Он представляет собой часть традиционной культуры. Фольклорные произведения сопровождали чел-ка всю жизнь. Фольклор – это исполнительское искусство: мимика и жесты в рассказе, музыкальная сторона народных песен, выразительность танца в хороводах – в фольклоре живут приемы многих искусств. Различают архаический фольклор, созданный на основе языческой мифологии в родо-племенном обществе, и классический, сложившийся в период перехода от рода к семье. Древнейшие фольклорные произведения - обрядовые: связанные с земледельческим календарем или событиями в семье. К архаическому фольклору относятся: заговор, гадание, сонник, примета, поверье, лирическая обрядовая песня, волшебная, кумулятивная сказка и сказка о животных. К классическому фольклору относятся: несказочная проза, былина, бытовая сказка, духовный стих, историческая песня. Современный фольклор – это фольклор разных сфер социума: студенческий, детский, туристический, тюремный. Например, существуют такие жанры, как «школьные» и «дембельские» альбомы, «письма счастья», рассказы о пришельцах, поверья врачей, рыбаков и др. Отличительные черты фольклорных произведений: устный способ бытования, традиционность, вариативность, педагогический потенциал, многоэлементарность (единство музыки, слова, танца, мимики, игры), многофункциональность (произведения одновременно выполняют магическую, социальную, эстетическую, религиозную, коммуникативную и другие функции). В понятие «детский фольклор» включаются: произведения, созданные взрослыми для детей; фольклорные тексты, созданные детьми дошкольного возраста; школьный фольклор. Жанры детского фольклора:

колыбельные; пестушки, потешки, прибаутки; небылицы-перевертыши, нелепицы; считалки; скороговорки;поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки; садистские стишки; страшилки; анекдоты; пословицы и поговорки; сказки.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь