Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Система жанров научно–художественной книги



 Еще одной важной составляющей детской и юношеской литературы явилось рождение научно–художественной книги, освещающей различные области научных знаний, помогающей ребенку сориентироваться в сложном мире сухих научных фактов, развивающая творческое воображение юного исследователя. У истоков такого рода литературы стояли произведения В. Одоевского в русской и Г. Х. Андерсена в западной традиции. Литература 1920-х гг. сделала произведения такого типа самостоятельной областью, которая сначала входила в круг ребячьего чтения во многом благодаря журналу «Новый Робинзон» (1923-1925), где появлялись специальные разделы: «Мастеровой», «Сделай сам», «Лаборатория «Нового Робинзона», «Погляди на небо» и т. д. Этот журнал дал новую жизнь разделам, пришедшим из дореволюционной журналистики, преобразил их довольно существенно.

Очерки о жизни животных и природы, по истории и географии содержались в журналах «Звёздочка», «Детское чтение». Журнал «Задушевное слово» предлагал своему читателю разделы «У рабочего стола», «Игры и ручной труд» и т.д. Маленький читатель нового времени оказался вовлеченным в серьезные области научного знания, ему открылись современные достижения науки.

Русская литература создала свой золотой фонд книг животного эпоса.Таковы произведения А. И. Куприна, чьи традиции плодотворно использовали и В. Бианки, и Е. Чарушин, и М. Пришвин. Особенно отметим созданные Куприным «портреты» героев-животных, воспроизведение их внутреннего мира (преданность человеку, свободолюбие и т.д.).

Начиная с 1920-х годов русская литература о животных поднимается на качественно новый уровень.В развитии русской природоведческой литературы обозначились две тенденции. Первую можно сформулировать как «преобразование природы». Эта позиция объясняется пафосом революционного переустройства мира.

Другой тенденцией становится взгляд на природу как на уникальную,цельную, разумно устроенную систему, которая становится уязвимой, если в её законы начинает вмешиваться человек.

Одним из первых пришел в детскую литературу ученый-биолог В. В. Бианки (1894–1959), Писатель соединил художественную традицию создания книги о животных с новыми научными открытиями в области биологии: орнитологии, зоологии, ботаники и собственным охотничьим и житейским опытом и облёк этот материал воригинальную жанровую форму, сразу совершив прорыв в области литературы.Бианки приходит к разновозрастному читателю. Егочитателями становятся и дошкольник, и младший школьник, и младшийподросток.

Произведения Бианки имеют огромное воспитательное значение. Во- первых, они прививают бережное отношение к природе, ко всему живому; во-вторых, писатель обозначает собственную позицию: искреннее сочувствие у читателя вызывает маленький и слабый. Бианки активно использует антропоморфизм, наделяет своих героев человеческими качествами: дружбой, взаимовыручкой, стремлением помочь другому. Жаворонок предупреждает семейство Подковкиных о грозящей опасности, Муравьишку выручают все насекомые, Чик и Чирика совместно с другими птицами спасаются от Кота и выводят птенцов («Красная горка», 1923).

Главный вывод, к которому приходит практически в каждом произведении В. Бианки, сводится к следующему: только живая природа прекрасна; вмешательство человека разрушительно для природы; его задача – наблюдать и познавать; природа подсказывает верные решения и является источником эмоционального восприятия мира («Над землей», «Ласковое озеро Сарыкуль», «Морской чертенок», «Чайки на взморье», «Цветная ночь», «Черноголовка», «Уммб!», «Неслышимка»).

Как правило, у ПРИШВИНА описание природы, пейзаж имеет вспомогательное значение, помогает воссоздать обстановку, создать настроение, объяснить или выявить душевное состояние героев. В произведениях Пришвина природа живет еще и самостоятельно, рождая движение души и мысль. Не каждому даны такой душевный настрой, тонкая наблюдательность, чтобы перенести свои ощущения в чистый простой язык.

Главное действующее лицо в рассказах М. М. Пришвина о природе — он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник слова, искатель правды.

Техника письма, манера передачи образа у Чарушина действительно соответствуют реалистической направленности, стремлению передать и движение, и настроение животного, которого так и тянет погладить.Истоки искусства Евгения Ивановича Чарушина в его детских впечатлениях, в красоте родной природы, окружавшей его с детства, в добром и заботливом отношении к животным, которое он наблюдал, будучи ребенком. Приглядимся к любой из его книжек. Предмет и образ существуют у него в неразрывной слитности. Он отталкивается от натуры, по-художественному преобразует ее и уже через образ снова как бы возвращается к натуре. Его творческая интуиция всегда на страже такого преображения натуры, которое не нарушает, а, наоборот, подчеркивает ее живую достоверность фактурой оперения и шкурки, пластики зверя или птицы.

 

40. Проблематика и тематика творчества Б. Житкова. Б. Житков опубликовал свои первые рассказы для детей в 1924 году. К этому времени у него за плечами был большой жизненный путь, полный упорного и увлекательного труда по освоению многих наук и профессий. Он то преподавал детям химию и математику, то. изучив летное дело, принимал в Англии авиамоторы для русских самолетов, то строил корабли, а затем плавал на них штурманом. Этот богатый жизненный опыт и дал Житкову материал для творчества. После публикации первых своих рассказов он полностью погружается в литературную дея­тельность — становится автором и редактором детских книг, сотрудником журналов «Воробей», «Чиж» и «Пионер», драматургом Театра юного зрителя. Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают романтическую увлеченность делом.Б. С. Житков создает научно-художественные произведения, которые помогают развивать творческую фантазию детей. Он обращается к чувствам ребенка и к его разуму. Рассказы Б. С. Житкова глубоко эмоциональны, сюжетны («Про эту книгу», «Плотник», «Паровоз», «Сквозь дым и пламя»). Для творчества Б. Житкова характерен глубокий анализ внутреннего мира людей разного возраста (сб. «Злое море», «Морские истории»; рассказы «Пудя», «Белый домик», «Как я ловил человечков», «Храбрость», «Красный командир» и др.). Его произведения дают большой материал для воспитательной работы с детьми: для бесед, для развития трудовых навыков. Одним из первых приблизился Б. Житков к решению важной задачи, стоящей перед новой литературой, соединению острой сюжетности и занимательности с тщательным исследованием психологии героев. Он внес в нее суровый реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе и к людям, романтическую одухотворенность, образное восприятие мира».Рассказы первых сборников — «Злое море» (1924) и «Морские истории» — вводят читателя в мир, с которым автор хорошо знаком. Помимо жизненной достоверности они захватывают острым драматизмом, увлекательными сюжетами. Ведь человек в море зависим от капризной стихии, предельно напряжен и готов мужественно встретить любую неожиданность. В 1939 году, посмертно, появилась знаменитая книга «Что я видел? Рассказы о вещах» («Почемучка»), на которой выросло не одно поколение детей. Книга «Что я видел», по замыслу автора, - энциклопедия, собрание ответов на самые разные «почему». Она должна объяснить четырехлетнему ребенку, что такое метро, что такое баштан, Красная Армия, аэропорт и зоосад. Тонкий знаток детской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего вести рассказ от лица сверстника читателя. Сюжетом книги Житков сделал путешествие четырехлетнего Алеши. С мамой Алеша побывал в Москве - впервые увидел вокзал, поезд, а потом такси, семафор, гостиницу, Кремль. Из Москвы он отправился на Украину, к бабушке в колхоз, - тут увидел он леса и поля, огороды, сады, баштаны. Потом на самолете он прилетел к отцу в Харьков. В пути и на месте неустанно спрашивал Алеша: «Почему?» Мальчик познает мир - вот что сделалось сюжетом книги - и познает его не статически, а, как и свойственно детям, - в действии.Четырехлетний Алеша, названный «Почемучкой», не просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впечатления о вешах и событиях. Благодаря этому огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник. Чтобы рассказать о вещах незнакомых, Алеше приходится объяснять увиденное при помощи уже освоенных им понятий. Так в «Почемучке» осуществляется известный дидактический принцип «от простого к сложному». «Лошадки везли печку на колесах. У ней труба тоненькая. И дядя военный сказал, что это кухня едет»; «Якорь очень большой и железный. И он сделан из больших крючков» — так даются первые «научные» сведения. И не только знания о вещах получает малыш из этой книги, но и уроки общения с людьми. Кроме Алеши здесь действуют такие персонажи, как дядя военный, мама, бабушка, друзья. Каждый из них индивидуален, у каждого свои действия, и главный герой постепенно начинает понимать, что именно ему нужно воспитывать в себе.Житков создал для детей младшего возраста еще несколько десятков новелл, собранных в книги «Что бывало» (1939) и «Рассказы о животных» (1935). В каждом создаваемом им персонаже Житков неизменно подчеркивает наличие или отсутствие доброты. Для него это качество не менее важно, чем храбрость. Даже при изображении животного писатель находит в его поведении черты, свидетельствующие о проявлениях доброты, мужества, самопожертвования в человеческом понимании. Помогает ему в этом доскональное знание жизни и повадок животных. «Братья наши меньшие» за заботу о них платят человеку преданностью, привязанностью («Про волка», «Про слона», «Беспризорная кошка»). Исследователи творчества Житкова отмечают близость его рассказов о животных к произведениям о них Льва Толстого: здесь то же уважение к живому существу, реализм и доброта.

41. Детская литература 40х-50х годов

В начале 1941 года в критике появилась тема военного и трудового воспитания детей. Многих писателей стали упрекать в том, что они склонны к романтике, т.е. пишут о дружбе, любви и красоте. Самой важной объявлялась романтика идейная (военные подвиги, самозабвенный труд, жертва воимя коллектива). Трудовое воспитание окончательно было признано как главные средства нравственного формирования человека. С началом войны детская литература использовала весь свой потенциал, чтобы рассказать о защитниках Отечества и о работе в тылу детей, которые заменяли ушедших на фронт взрослых.Немного позже появились произведения о непосредственном участии детей в военных действиях. Несмотря на тяжелейшее положение детские книги и периодические издания продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика: очерки, фельитоны и агитационные стихи. В начале войны Сергей Михалков написал стихотворную книгу «Быль для детей», в которой объяснял детям смысл идущей войны и создал величественный образ народа, борющегося за правое дело.

В 1942 выходят стихи Михалкова «Стихи о десятилетнем человеке». В этом произведении рассказывается об осиротевшем мальчике, который преодолевая различные препятствия пробирается к «своим». Многие поэты этого времени создавали в своих стихах образы детей лишённых детства, погибающих от голода или обстрелов. В прозе и поэзии поздних военных лет возникает образ ребёнка-мстителя. Например стихотворение Зинаиды Александровой «Партизан», мальчик подобранный партизанами остаётся в их отряде чтобы отомстить за мать. В 1944 году выходит повесть Катаева «Сын Полка».Это произведение показано что дети на войне не беспомощны и могут оказаться ценными помощниками взрослых. Однако проблема участия ребёнка в войне решалась писателями неоднозначно. Напрмер в рассказе Платонова «Маленький Солдат» девятилетний мальчик участвует в войне наравне с отцом и матерью и когда мать решила отправить его в тыл мальчик отказался уходить т.к. втянулся в войну.

В 1958 выходит рассказ Богомолова «Иван», в котором тоже поднимается тема маленького солдата. По мнению Богомолова ребёнок и мститель – это несочетаемые понятия. В годы войны так же появился образ ребёнка-труженника: стихи Михалкова, Барто, проза Пантелеева, Льва Кассиля.

В военный и послевоенный период дети начинают изображаться как помошники в востановлении хозяйства разрушенного войной.

В конце 40х начинают создаваться произведения о реально существоваших юных участниках войны

Роман Фадеева – Молодая гвардия рассказывал о совсем ещё молодых участниках краснодонского подполья. Лев Кассиль и Паленовскиц. Написали произведение по название «Улица младшего сына». Главный герой реально существовашее лицо Володя Дубинин. Ильина создаёт роман «4я высота» о Гуле Королёвой, Журба – роман «Александр Матрос».

 

 

42. Своеобразие литературных сказок К.И. Чуковского. Корней Иванович Чуковский (1882 - 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чём они говорят, думают, переживают, писал для них стихи и прозу, переводил лучшие образцы мировой детской поэзии. И всё же главным вкладом К. Чуковского в отечественную детскую литературу были и остаются его стихотворные сказки, адресованные самому маленькому читателю и ставшие "неотъемлемым атрибутом детства. Первая сказка К. Чуковского - "Крокодил" - написана в 1916 г. Уже в этом произведении отчётливо проступают те черты, которые затем станут стержнем сказочной Вселенной К. Чуковского. В основе сюжета - "страшная история" про "девочку Лялечку", завершающаяся её чудесным спасением "удалым героем" Ваней Васильчиковым. С этим типом сюжета читатель встретится ещё не раз - например, в сказках "Муха-цокотуха" и "Тараканище". В процессе развития сюжета друг друга сменяют два постоянных мотива сказок К. Чуковского: страшное и смешное. И то, и другое - прежде всего инструмент: напугать или рассмешить читателя - вовсе не самоцель. Исследователи творчества К. Чуковского приходят к выводу, что страх в его сказках становится средством воспитания в ребёнке способности сочувствовать, сопереживать героям. Кроме того, читая эти сказки, ребёнок учится свои страхи преодолевать, ведь тот мир, который раскрывает перед ним автор, по определению добр. Не случайно многие сказки открываются или, напротив, завершаются картиной всеобщего веселья, праздника:

Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперёд. А за ним комарики На воздушном шарике. Едут и смеются, Пряники жуют. ("Тараканище").

Но вот атмосфера изначальной гармонии разрушается вторжением злого персонажа:

Вдруг какой-то старичок Паучок Нашу муху в уголок Поволок. Хочет бедную убить, Цокотуху погубить. ("Муха-Цокотуха").

Сказочный мир изменяется, все персонажи прячутся или убегают, но также "вдруг" находится отважный и добрый герой - Ваня Васильчиков, воробей, "маленький комарик", доктор Айболит. Он спасает жертву от злодея, помогает попавшим в беду и возвращает весь мир в первоначальное радостное состояние:

Вот и вылечил он их, Лимпопо! Вот и вылечил больных, Лимпопо! И пошли они смеяться, Лимпопо! И плясать и баловаться, Лимпопо! ("Доктор Айболит").

Таким образом, в самом раннем возрасте знакомясь со сказочным миром К. Чуковского, дети получают первоначальные представления о добре и зле, о том, как устроен мир и каким должен быть человек. Особенности поэтики произведений К. И. Чуковского

Поэтику стихотворных сказок К. Чуковского определяет прежде всего то, что они адресованы самым маленьким. Перед автором стоит сверхзадача - доступным языком рассказать человеку, только-только вступающему в мир, о незыблемых основах бытия, категориях настолько сложных, что и взрослые люди до сих пор занимаются их толкованием. В рамках художественного мира К.Чуковского эта задача блестяще решается с помощью поэтических средств: язык детской поэзии оказывается безгранично ёмким и выразительным и в то же время хорошо знакомым и понятным каждому ребёнку. Литературоведы отмечают уникальную черту сказочного мира, созданного К. Чуковским, - принцип кинематографичности, используемый для организации художественного пространства и максимально приближающий текст к детскому восприятию. Этот принцип проявляется в том, что фрагменты текста следуют друг за другом в такой последовательности, как это могло бы быть при монтаже:

Вдруг из подворотни Страшный великан Рыжий и усатый Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище!

Такое построение текста соответствует постепенному приближению камеры к объекту: общий план сменяется средним, средний - крупным, и вот уже заурядное насекомое на глазах превращается в грозное фантастическое чудовище. В финале происходит обратное превращение: ужасное страшилище оказывается всего-навсего "жидконогой козявочкой-букашечкой". Изменчивость героя и всего сказочного мира - ещё одно характерное свойство поэтики сказок К. Чуковского. Исследователи отмечают, что за время развития сюжета сказочная Вселенная несколько раз "взрывается", действие принимает неожиданный оборот, картина мира меняется. Эта изменчивость проявляется и на ритмическом уровне: ритм то замедляется, то ускоряется, длинные неторопливые строчки сменяются короткими отрывистыми. В связи с этим принято говорить о"вихревой композиции" сказок К. Чуковского. Маленький читатель легко вовлекается в этот круговорот событий, и таким образом автор даёт ему представление о динамике бытия, о подвижном, вечно меняющемся мире. Устойчивыми оказываются только этические категории, представления о добре и зле: злые герои неизменно погибают, добрые - побеждают, спасая не только отдельного персонажа, но и весь мир. И на уровне идей, и на поэтическом уровне сказки К. Чуковского опираются на различные фольклорные традиции. С одной стороны, это традиции народных сказок о животных, когда множеству персонажей-животных противопоставлен один герой, с другой стороны, былинный мотив о борьбе героя с чудовищем. Кроме того, не раз отмечалась связь сказок К. Чуковского с собственно детским фольклором, например, "страшными историями". Всё это во многом облегчает ребёнку восприятие содержания стихотворных сказок, этому же способствует их синтаксическая близость к детской речи. Известно, что К. Чуковский пристально изучал речь и психологию ребёнка - этому посвящена его книга "От двух до пяти" (1928 г.). В сказках же сама ткань повествования вбирает в себя такие особенности детской речи, как короткие простые предложения, обилие восклицаний ("Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!"), повторы слов ("Муха, муха, Цокотуха, Позолоченное брюхо)", параллелизм синтаксических конструкций ("Не стерпел медведь, Заревел медведь И на злого врага Налетел медведь"). В целом все особенности поэтики стихотворных сказок К. Чуковского способствуют тому, чтобы в лёгкой, игровой манере рассказать ребёнку о серьёзных и сложных вещах.

 

43. Детская поэзия С.Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Самуилу Яковлевичу Маршаку принадлеж. Особ.место в становлении и развитии детской литературы. Главная задача литературы для детей: лит-равоспит. в подрастающем человеке мировоззрение творца, созидателя, высокую культуру. Мир детства, по глубокому убеждению писателя,- это не безмятежная счастливая пора в жизни человека, это самый трудный, ответственный этап, когда формируется его душевное «я». Маршак никогда не сомневался в том, что большой мир его истинных переживаний может быть не только доступен, но и интересен и нужен ребенку. МАРШАК БЫЛ СРЕДИ ТЕХ, КТО СОЗДАЛ «большую лит-ру для маленьких». Его интересовало все: фольклор, русская классика и мировая детская лит-ра, современная лит-ра, научная и техническая. Тематика тв-а Маршака многообразна: он писал о труде, о детстве, о дружбе народов, антивоенные и сатирические стихотворения. Тема опред. внутренний пафос стихотворений, направленный на воспит. в детях активности, самостоятельности, ответственности, уважения к людям. Маршак весело, с любовью рассказывает о жизни детей. Маршак- автор пьес- сказок «Кошкин дом», «Умные вещи», «Горя бояться – счастья не видать», «12 месяцев». В каждой из них добро борется со злом, жизнь – со смертью, любовь – с равнодушием, и побеждает, конечно, добро. Маршак использовал известный сказочный сюжет, но дополнял его новыми деталями, ситуациями, вводил новых героев, и в результате рождалась новая сказка. Заподнославянская легенда о братьях- месяцах, встреч. у костра в новогодн. Ночь, подсказала завязку пьесы «12 мес.», в то время как сложный сюжет Маршак придумал сам. Над пьесой- сказкой писатель работал долго. В пьесе – сказке 2 конфликта: социальный – между королевой и падчерицей, мачехой и падчерицей, и конфликт между человеком и доброй и могущественной природой, то есть между королевой, мачехой, придворными и 12 месяцами. Оба конфликта разрешаются в пользу добра, правды и справедливости. В драматическом действии автор соединяет сказочное, волшебное, фантастическое и реальное, простое, обыкновенное, придав всему повествованию реалистическое содержание. Герои сказки действуют в соотв. со сказочным сюжетом, но они лишены свойственной сказке условности и наделены индивидуальными чертами. Маршак создает живые и разносторонние хар-ры, в кот.юные зрители легко узнают себя.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь