Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Стихотворения С.В. Михалкова. Тетралогия «Дядя Степа».



Михалков Сергей Владимирович – поэт, писатель, драматург, баснописец. Именно отец познакомил Сергея со стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного. Но больше всего Сергей любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова.

Стихи Сережа начал писать лет с девяти и, чтобы придать своему творчеству «гласность», издавал домашний «литературно-художественный» журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья. Подражательные, еще совсем не умелые, первые поэтические опусы Сережи Михалкова все же уже тогда обнаруживали дарование будущего выдающегося стихотворца. Первое стихотворение Михалкова "Дорога" было напечатано в журнале "На подъеме" в 1928. Его стихи часто печатались на страницах пятигорской газеты "Терек". Стихи Михалкова все чаще публиковались в столичной печати, передавались по радио. С 1933 появилась возможность жить только на литературный заработок. Имя Сергея Михалкова не сходит со страниц центральной прессы, его печатают в «Огоньке», «Известиях», «Комсомольской правде», «Вечерней Москве» и даже в «Правде». 1935 год. Пионерский отдел Московского городского комитета комсомола предложил поэту участвовать в конкурсе на пионерскую песню. Чтобы получить творческий импульс и найти нужную тему, Михалков проводит с ребятами около месяца, ходить в походы, удить рыбу, жечь костры. Из поездки поэт привёз три пионерских песни и несколько весёлых стихотворений для детей. Относит их в журнал «Пионер» в котором они и были опубликованы: "Три гражданина", "Веселый турист", "Упрямый Фома", "Мы с приятелем", "Дядя Стёпа", вошедшие в первую книгу стихов С.Михалкова (1936). Знакомство, дружеская критика, а потом и творческая дружба с писателями А. Фадеевым, С.Маршаком и К.Чуковским окончательно определили литературную судьбу Михалкова. Окрылённый успехом, Михалков рискнул сочинить целую поэму для детей. Так родился «Дядя Стёпа». Первая публикация состоялась в №7 журнала «Пионер» за 1935 год. Михалков «дописывал» «Дядю Стёпу» почти десять лет, С тех пор тиражи изданий «Дяди Стёпы» давно перевалили за двадцать миллионов экземпляров.

1954 г. -«Дядя Стёпа — милиционер».

1968 г. -«Дядя Стёпа и Егор»,

1981 г. -«Дядя Стёпа — ветеран».

И так - с 1935, года «рождения» дяди Стёпы, эти поэмы и сегодня, триумфально шествует от одного ребячьего сердца к другому. Корней Иванович Чуковский, выдающийся поэт и писатель, тонкий знаток детской души, не побоялся назвать поэму о дяде Стёпе бессмертной. Лирический герой детских стихов Сергея Михалкова не пример для подражания, у него те же недостатки, что у его сверстников: это и лень («Чудесные таблетки»), и изнеженность («Про мимозу»), и грубость («Лапуся»), и желание прогулять уроки («Тридцать шесть и пять»), и упрямство («Бараны», «Не спать»), и неуважение к старшим («Одна рифма»). Поэт вместе с ребятами над этими недостатками смеется — и побеждает «врага» на его собственной территории. Многие строки из детских стихов Михалкова разошлись на пословицы и поговорки С.В. Михалков написал для малышей и ребят школьного возраста стихи: "Быль для детей", "Пионерская посылка", "Карта", "Мать" и др. Поэзии Сергея Михалкова военных лет часто сродни народной солдатской песне. Летом 1943 года правительство приняло решение о создании нового Гимна Советского Союза. В конце 1944, Алексей Николаевич Толстый предложил поэту испытать себя в сатире для взрослых, попробовать свои силы в жанре притчи, в жанре басни. Вскоре две первые басни, «Заяц во хмелю» и «Лиса и Бобер», одна за другой появились на страницах «Правды». Самые известные басни, - «Шутка», «Ромашка и Роза», «Собака и Осел», «Медвежий мед», «Клятва Гиппократа», «Ученый Кот», «Орлы и воробьи», "Две подруги", "Текущий ремонт" и множество других. Сергей Михалков написал 36 пьес для детей и взрослых: для детского театра: "Том Кэнти" (1938), "Особое задание" (1945), "Красный галстук" (1946), "Я хочу домой!" (1949), "Зайка-зазнайка" (1951), "Сомбреро" (1957), "Дорогой мальчик" (1971) и др.; Великолепно чувствуя детскую психологию, Сергей Владимирович в течение нескольких лет вынашивал мечту сочинить такую сказку, которая была бы интересна и понятна всем детям на Земле, независимо от того, на каком континенте они живут. И мечта сбылась! В 1971г выходит повесть - сказка "Праздник Непослушания". А до «Праздника непослушания» (1983) были у Михалкова другие сказки и повести, в том числе знаменитые «Три поросенка». С 1962 Михалков - организатор и главный редактор сатирического киножурнала "Фитиль". Размышлениям о воспитании подрастающего поколения посвящена книга педагогических статей и заметок Михалкова. "Всё начинается с детства" (1968). Произведения Михалкова переведены на многие иностранные языки и языки народов СССР. В 2003г. общий тираж произведений Михалкова в два раза превышает население России - он был равен 300 млн. экземпляров.

 

45. Детская литература 1960-1990 годов. Поэзия.

Формирование новых ценностных ориентиров сразу отразилось в детской поэзии, обусловило её тематическое и жанровое разнообразие, появление новых ярких индивидуальностей. Новое поколение поэтов стремилось выразить идеи времени, донести их до маленьких читателей. В детской поэзии 60-80-х гг. можно выделить несколько наиболее заметных и значимых тенденций: поворот к природе, возрождение игровой традиции, формирование в маленьком читателе творческого начала. Бесспорным представляется и внимание поэтов 60-80-х гг. к эмоциональным, гражданским и нравственным акцентам. Каждый поэт по-своему отвечал на запросы времени. Творчество Валентина Дмитриевича Берестова – это постоянная «игра с детьми», цель которой «заново открывать и осваивать мир», более того, поэт считал, что в детском взгляде на мир присутствует «стремление обрести изначальный рай.» Свою цель как поэта Берестов видел в том, чтобы помочь ребёнку обжить огромный мир и сделать его добрым и уютным. В стихах нет дидактизма, есть мягкий юмор, лиризм, мудрая простота. Свою ноту, свою тему принёс в детскую поэзию вернувшийся с фронта Яков Лазаревич Яким. Это тема дружбы и мотив удивления перед чудом жизни. Стихи Акима – это стихи о детях для детей. Задушевность, искренность лирической интонации, умение вызвать у маленького читателя чувство живой сопричастности ко всему происходящему придаёт стихам Я. Акима характер открытия. В стихотворении «Девочка и лев» дружеское участие героини помогает африканскому льву Кириллу избавиться от головной боли. Для поэта важны подтекст, детали: рыжеволосая, похожая на львёнка девочка оказывается родной и близкой для льва, в свою очередь, лев способен на чувство благодарности и приязни. Поэтесса из Ленинграда Галина Михайловна Новицкая и сибиряк Тимофей Максимович Белозеров развивали пейзажную лирику. Природа в стихах представляла как чудо, достойное постоянного удивления и восхищения. Эффект отстранения, позволяющий необычное в обычном, повседневном, достигался ими с помощью антропоморфизации, очеловечивания природы. Красота и добро сливаются в стихах поэтов воедино, они идеализируют свою родину, природу. В стихах Романа Семеновича Сефа необычное в обычном видит лирический герой-сверстник – фантазёр и выдумщик. Перед сном он мечтает о том, как было бы здорово – пригласить в гости речку, слона и соловья («Гости»); он парит в мечтах над всем земным шаром («Я сделал крылья и летат»). Он смелый экспериментатор, пробующий тесто с корицей и горчицей («Помощник»), он умеет дружить («Совет») и ненавидит ложь («Враньё»).

Борис Владимирович Заходер в своих стихах тоже воспроизводит детское видение мира, но добивается этого иным способом: развивая традиции игровой поэзии 20-30-х гг., он использует стихию языковой игры, которая, по наблюдения Корнея Чуковского, так близка детям («Кит и кот»); выстраивает смешные сюжеты, включая детское неуемное воображение («Птичья школа», «Звонкий день»). Небылицы, перевёртыши, притчи-аллегории, игра с языком, поэтика нонсенса определяют весёлый и увлекательный мир Б. Заходера. Сочинённые Заходером песенки Винни-Пуха стали не менее популярны, чем история этого персонажа, сочиненная А. Милном. Традиции игровой поэзии были близки и Александру Александровичу Шибаеву. Бывший фронтовик, он после тяжёлого ранения долго болел, однако это ему не мешало создавать удивительно яркие , жизнерадостные стихи для детей. Стихия А. Шибаева – языковая игра: скороговорки, перевёртыши, игра омонимами. Не случайно один из сборников поэта так и называется – «Язык родной, дружи со мной » (1981). В 60-80-е гг. в детскую поэзию пришли многие «взрослые» поэты. Для кого-то это было связано с появление собственных детей, для кого-то, как для Г. Сапгира, -- было единственной возможностью в годы застоя реализовать свой творческий потенциал. Приход в детскую поэзию обогатил их творчество. Юнна Петровна Мориц, как и Б. Заходер, опирается на традицию игровой поэзии. Шутка, игра в её стихах о животных – настоящих и игрушечных оживляют мир вокруг ребёнка, приучат его заботиться о своих друзьях, развивают воображение. Добрый юмор, присущий стихам Ю. Мориц, сделал их популярными, многие из них стали известными песнями («Огромный собачий секрет», «Большой секрет для маленькой компании» и др.) Еврейский поэт Овсей Овсеевич Дриз писал свои стихи, пьесы, сказки, сценарии для мультфильмов на языке идиш, писал для взрослых и детей. Своеобразие Дриза-поэта во многом определяется редко встречающимся сочетанием мудрости и детскости, жизнерадостного и одновременно трагического восприятия мира, что придаёт многим его стихам пронзительный и щемящий характер («Прятки», «Старый дом»). Глубинная мудрость стихов О. Дриза обеспечена талантом вечного детства. Игра, скоморошество, буффонада, характерный для поэзии Генриха Вениаминовича Сапгира, помогли поэту создать увлекательный мир, о котором он сумел рассказать «на детском языке». Страна Хохотания и Планета Шаров, Леса-чудеса; Страна, Придуманная Под Шерстяным Одеялом, -- такова география этого мира.     

 

46. Детская литература 1960-1990 годов. Проза.

Сергей Петрович Алексеев: царствование Ивана Грозного («Суровый век»), восстание Степана Разина («Грозный всадник»), реформы Петра Первого («Небывалое бывает») и военные походы Суворова («Рассказы о Суворове и русских солдатах»), наполеоновское нашествие и битва под Бородино («Птица-слава»), деятельность декабристов («Декабристы»), Октябрьская революция и Гражданская война («Октябрь шагает по стране», «На той далекой, на Гражданской»); история Великой Отечественной войны («Богатырские фамилии», «Идет война народная», «Ради жизни на земле»).О великих людях русской истории, рядом с которыми действуют дети. Учитывает особенности детского восприятия: четкость и определенность нравственной позиции, характер героев(прямота, чувство товарищества, благородный патриотизм, храбрость). Особенность – связь времен: экскурсы в прошлое, исторические параллели, скрытые реминисценции из произведений русских писателей. Формирует у читателя чувство живой исторической памяти, воспитывает патриотизм и расширяет культурный кругозор. Сергей Алексеевич Баруздин:просторы родины («Страна, где мы живем»), героическая история комсомола («Страна комсомолия») и Советской Армии («Шел по улице солдат»);гражданственность и публицистичность (сборник «Большая Светлана»: «Про Светлану», «Светлана-пионерка», «Светлана - наша Сейдеш»: связь взросления героини с приобщением к миру взрослых, через них - к жизни всей страны). Евгений Андреевич Пермяк: тема труда (сказки «Памятные узелки», «Бабушкины кружева»; научно-популярные книги «Сказ про газ», «От костра до котла», рассказы-притчи). Юрий Иосифович Коваль: рассказ «Алый», книги «Картофельная собака», «Заячьи тропы», «Белозубка», «Журавли», «Самая легкая лодка в мире». Герои – романтики, мечтатели, общение с природой - возможность преодолеть одиночество.Юрия Вячеславовича Сотника: («Как я был самостоятельным», «На тебя вся надежда»), ситуация «дети в отсутствие взрослых», вывод - творческое начало, изобретательность, любопытство детей разрушают стабильный мир взрослых; дети не соотносят свои фантазии и стремления с ограниченными в силу возраста, тогда на помощь приходят взрослые.Александр Борисович Раскин: книга «Как папа был маленьким», рассказы-притчи (назидательность, нравственный дидактизм): «Как папа бросил хлеб», «Как папа учился музыке», «Как папа выбирал профессию». Виктор Владимирович Голявкин показывает жизнь своих героев через их диалоги друг с другом и со взрослыми. Доказывают самоценность жизни детей, выявляют законы, по которым живут дети, («Кто такой Алян?», «Один, два, три...», «Боба и Бобоша»). Владислав Петрович Крапивин («Валысины друзья и паруса», «Мальчик со шпагой», «Колыбельная для брата», «Журавленок и молнии», «Острова и капитаны»), знание детской психологии, опыт работы педагогом и журналистом - нравственную проблематику книг. Передает героям романтический максимализм, неприятие лжи и фальши, стремление к самостоятельности и честности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Разрабатывал жанр «школьной повести». Виктор Юзефович Драгунский: книга «Денискины рассказы» («Девочка на шаре»,«Заколдованнаябуква»,«Другдетства»,«Похитительсобак»,«Двадцать лет под кроватью»,«Волшебная сила искусства», «Красный шарик в синем небе», «Разноцветныерассказы»,«Приключение»). Писал фельетоны и юморески, придумывал интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Валерий Владимирович Медведев:«Баранкин, будь человеком!» - поучительный сюжет: устав от нравоучений, герои решают превратиться в птиц.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 1104; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь