Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные эстетические категории постмодернизма, литературно-художественные течения и направления.



Постмодернизм. Впервые термин постмодернизм был применен в 70-е гг. ХХ века по отношению к архитектуре как определение нового архитектурного стиля, немного позже Ихаб Хассан и Жан-Франсуа Лиотар перенесли этот термин в область гуманитарных дисциплин. Постмодернизм как литературное направление – это совокупность появившихся в разных странах мира произведений, мировоззренческо-методологический фундамент которых составляют идеи и концепции постфилософии, эстетика базируется на принципе текстуальности и обосновывает плюрализм мировоззренческих моделей, культурных языков и стилей, созданных посредством деконструкции культурного интертекста и моделирования гиперреальности, что формирует важнейшие аспекты поэтики (И.С. Скоропанова).

Понятия постструктурализма (эстетическая концепция), деконструктивизма (метод анализа художественного произведения) и децентрирования (поиск «третьего», попытка заменить бинарную систему оппозиций троичной системой, в основе которой лежит идея множественности истины), а также идея игры и интертекстуальности.

Представители постфилософии и постструктурализма: Жак Деррида, Жиль Делез, Мишель Фуко, Юлия Кристева, Умбэрто Эко и др. Отношение постмодернизма к модернизму.

Модернизм и постмодернизм – это сменяющие друг друга, но независимые этапы в развитии литературы. Для модернизма и постмодернизма прежде всего характерны разные модели мира. Модернизм – это «хаосмос» (неологизм Д. Джойса из «Поминок по Финнегану»). В модернистской модели мира нет центра и нет моральных оппозиций, но есть воспоминание о прежнем центре и, следовательно, стремление к реконструкции центра, только теперь центром будет не «Бог», потому что «Бог умер», а «Сверхчеловек». Постмодернизм – это «хаос», но хаос упорядоченный, «обжитой», т.е. деконструкция в качестве особой конструкции (разрушение смыслового центра и бинарных оппозиций, традиционных понятий-мифологем «Бог», «природа», «общество» больше нет, взамен прежнего центра – множество равноправных центров, когда любая точка зрения имеет право на существование;).

Постмодернизм относится к миру как к Тексту, воспринимает мир как библиотеку (новелла аргентинца Хорхе Луиса Борхеса «Вавилонская библиотека», роман итальянского прозаика Умбэрто Эко «Имя Розы»), словарь (роман-лексикон сербского прозаика Милорада Павича «Хазарский словарь»), зеркало, лабиринт

Характерные особенности постмодернистского текста:

1. Автор постмодернистского текста сознательно ориентируется на использование в качестве «строительного материала» для своих произведений элементов прошлых культур. Это могут быть аллюзии, реминисценции, откровенный плагиат, явное и скрытое цитирование, причем не всегда с указанием источника цитаты, а также псевдоцитирование (напр., ссылки могут быть ложными). Отсюда неопределенность, культ ошибок, неясностей и пропусков.

2. Переосмысление и комментирование культуры как средство ее сохранения и развития, а также самокомментирование или комментирование собственного, но несуществующего произведения.

3. Появление новых разновидностей жанров и смешение жанров, высоких и низких стилей, т.н. «стилевой синкретизм». Подзаголовки постмодернистских текстов часто указывают на разновидность жанра, напр., «примечания к примечаниям

4. Плюрализм моделей, методов и стилей в пределах одного произведения. Пародирование типовых моделей культуры, напр., рекламы, детективных или женских «розовых» романов, комиксов и др. В случае с высокой литературой – «деканонизация» – «борьба» с традиционными ценностями

5. Бесконечное множество равноправных интерпретаций текста как следствие субъективизма, релятивизма (относительности мнений) и плюрализма (религиозных концепций, политических воззрений и др.).-

6. Многоуровневая организация текста, текст одновременно рассчитан как на элитарного, так и на массового читателя

7. «Автор = герой = читатель» (полифония) как результат децентрации субъекта. Каждому персонажу автор дает возможность вести свою партию, развивать свою идею, принципиально равноправную с идеями других героев и не исправляемую автором

8. Фрагментарность и принцип монтажа. Сюжет в постмодернистском тексте есть, но он построен по особым правилам. Напр., флэшбек (англ. flashback) – способ построения сюжета, при котором события излагаются не в хронологическом порядке. Напр., не 1-2-3, а 1-6-1-7-3-4-5 (как, напр., в фильме Тарантино «Криминальное чтиво»). В целом в современной культуре рациональное начало преобладает, и, следовательно, появляется сюжет. Аналитичность, логичность – характерные признаки постмодернистского текста

9. Игра.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь