Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Жизнь и уход Бхакти Тиртхи Свами
Воскресная лекция Радханатхи Свами в Киеве
В этом мире есть одна истинная религия и в ведах она описана как санатана-дхарма. Это естественная изначальная вечная религия души. Санатана-дхарма означает – наша вечная обязанность, это то, что нельзя отделить от нас. Дхарма сахара такова, что сахар сладкий, дхарма чили – быть острым, дхарма воды – быть жидкой. Какова же природа всех живых существ? - Служение. Мы все служим либо правительству, либо семье, либо человеку, который нас нанял, либо просто своему уму. Сила, которая мотивирует нас служить кому-либо, это сила наслаждения. Все живые существа стремятся к наслаждению: птицы летают по небу в попытке найти счастье, насекомые ползают по земле и под ней, чтобы найти наслаждение, рыбы плавают в океан в той же попытке найти наслаждение, все человечество, независимо от того, являемся ли мы европейцами, азиатами, африканцами, китайцами, кем бы мы ни были, мы все пытаемся найти наслаждение. И что является самой необратимой фундаментальностью в нашей жизни? – тело нуждается в солнечном свете, в пище, в воде. Но самая большая потребность сердца – испытывать на себе любовь и любить других. Все чувственные и умственные виды наслаждений не могут удовлетворить эту потребность сердца в наслаждении. Почему? Веды описывают это - ананда - майа бйасат – потому что мы являемся частичками Кришны. Сознание в нашем теле – это то, что придает жизнь этому телу. Сознание является признаком существования души. Когда сознающая душа покидает тело, тело умирает… Частичка Бога находится в теле. Она воспринимает мир глазами, слышит его ушами и другими чувствами. Начало истинного знания начинается с понимания того – кем я являюсь. В своих путешествиях по миру я встречал людей, которые обладают очень большим влиянием и богатством. Я встречался с миллионерами и даже с миллиардерами, с людьми, чрезвычайно прославленными, но в их жизни нет счастья в тех случаях, когда они не чувствуют любви и не обладают способностью любить других. Источником этой потребности является сама природа души. Любовь к Богу. Любовь к Богу является тем спящим принципом, который пробуждает нас к жизни. Почему любовь к Богу – наше неотъемлемое качество, потому что Бог – всепривлекающ. Поэтому мы называем Его – Кришна. Все, что достойно любви в ком-либо, имеет своим источником Кришну… Высшим занятием для всего человечества является любовное служение Верховному Господу. Такое служение должно быть чистым, немотивированным и непрерывным для того, чтобы удовлетворить душу. В соответствии с ведическими писаниями мы можем узнать, что существуют разные градации любви к Богу. Но кульминацией любви к Богу является та любовь, которая была показана обитателями Вриндавана. Господь Чайтанья пришел для того, чтобы раздать эту любовь посредством искреннего воспевания имен Бога. Каждый из нас, кем бы мы ни были, получит огромное благо, если он примет этот процесс в своей жизни. Сегодня по просьбе, президента Ачьюта Прии Прабху я расскажу о жизни одной святой личности. Этой святой личностью является Бхакти Тиртха Свами. Совсем недавно он ушел из этого мира. У меня была исключительная удача, заключающаяся в том, что я был в этот момент у его кровати. Я знал этого великого святого в течение 35 лет. И т.к. я был рядом с его кроватью в течение 7 недель, то он открыл мне много разных тайн, которые были у него в сердце. Если вы милостиво разрешите мне, то я расскажу вам кое-что об этом. Шрила Прабхупада пишет в «Ч.-Ч.»: Господь Чайтанья посылает своих преданных в разные географические места, и в семьи, которые эти возвышенные преданные могут возвысить. История Бхакти Тиртхи Свами Махараджа даст всем нам великую надежду. То, в каких условиях он родился, было безнадежным положением для того, чтобы продвинуться в своей социальной жизни. Он был рожден в полной нищете, в очень опасном районе гетто в Америке. Он принадлежал к африканской расе. В то время, когда он родился в 50 годах афро-американцы были нацией, которая подвергалась гонениям. Легально они обладали всеми правами, но с социальной точки зрения им не предоставлялось никаких прав… Во многих местах их детям не позволялось учиться в тех же школах, где учились белые, им не позволялось пользоваться общественными туалетами, в которые заходили белые, им практически не предоставляли никакой работы. Это были просто чернорабочие. И в 60 годы Мартин Лютер Кинг боролся за права черного населения. Бхакти Тиртха Махарадж был рожден до этого. Он был рожден в расе, которая считалась низшей, и которая подвергалась гонениям. Он был рожден в неполной семье, его отец ушел из семьи еще до того, как он родился. Его мать должна была сама растить своих детей. Когда он был молодым, у него был дефект речи, он не мог произносить слова. Когда он ходил в школу, порой ему требовалось 5 минут, чтобы произнести слово, это вызывало смех у его одноклассников. И не смотря на то, что он принадлежал к такой низшей расе, без прав, он еще и в своей среде был посмешищем. Каковы шансы, чтобы такой человек продвинулся в своей жизни? Послушайте, пожалуйста, о чуде, которое произошло в его жизни! С самого детства он был озабочен тем, чтобы помогать другим. Он смог преодолеть свой дефект речи. Он сам и многие его друзья рассказывали мне, что единственные разы, когда он мог говорить, не заикаясь, были тогда, когда он цитировал Библию. Он был рожден в семье евангелистов. Если он пытался говорить о чем-то помимо Бога, он не мог разговаривать. То окружение, в котором он жил, было очень опасным, все его сверстники носили оружие, потому что это была единственная возможность, чтобы выжить. Это были очень жестокие люди. Вас воспринимали всерьез только в случае, когда у вас был пистолет. С помощью пистолета разрешались все споры, если же пистолета не было, тогда тебя убивали. Это был закон гетто. Из-за того, что он всегда стремился помогать людям, Б.Т.С. привлек сердца многих хороших людей из-за того, что он был искренним, сострадательным и разумным, его отдали в школу за пределами гетто в очень хорошей части города. Затем его отправили в один из самых престижных университетов Америки, в университет Принстона, где он стал одним из самых продвинутых студентов и президентом студенческого совета. После окончания университета он стал работать для ООН. Но всю свою жизнь он искал духовные истины. У него был гуру, приехавший из Индии. Он учил его тем вещам, которые знал. Он был знаменит по всему миру, но Б.Т.С., которого тогда звали Джон Фейворс, хотел постичь глубину духовности, и он не был удовлетворен теми поверхностными истинами, которым обучали другие духовные лидеры. Он хотел нечто очень возвышенное и глубокое. И однажды его гуру очень честно ему сказал: «То, о чем ты просишь, я не могу тебе дать, это слишком высоко. Единственная личность, которая может дать тебе это – это А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, гуру из Харе Кришна», и затем он добавил: «Но, пожалуйста, не говори другим моим ученикам, о том, что я тебе сказал». Так он встретил Шрилу Прабхупаду. Он начал посещать храм, и, читая книги Шрилы Прабхупады, общаясь с искренними преданными, постигая все больше и больше науку Сознания Кришны, он решил посвятить всю свою жизнь лотосным стопам Шрилы Прабхупады. Но как вы знаете, когда преданный приходит в движение, он не совсем еще чист. Это подобно тому, как вы приходите в больницу. Это не так, что в больнице никто не болеет, это место, где все выздоравливают. И Шрила Прабхупада приводил такой пример – что если человек стоит под душем и омывается, зачем осуждать его за то, что он грязный, дайте ему время и эта грязь будет смыта. И вот однажды, еще до инициации Бхакти Тиртха был с Прабхупадой, и он очень честно сказал своему Гуру Махараджу: «Шрила Прабхупада, у меня очень сильно болит сердце за то, что я вам скажу сейчас, но есть определенная предвзятость даже в среде ваших учеников». Некоторые преданные дурно обращались с ним, потому что он был в черном теле. Он рассказал об этом Прабхупаде. И ответ, который дал ему Шрила Прабхупада возымел очень сильное воздействие на его жизнь. Прабхупада не стал это отрицать. Прабхупада сказал: «Если тебя затрагивает то, что они говорят, это значит, что ты - не лучше их. И смысл этого в том, что они находятся в телесной концепции жизни, если они судят о тебе по телу, если тебя затрагивает то, что они говорят, значит, ты сам находишься в телесной концепции жизни! Нужно быть трансцендентным к этой телесной концепции». И этот совершенный ответ просветил его сердце, и тогда он принял инициацию у Шрилы Прабхупады. Он дал обет повторять 16 кругов маха-мантры каждый день и следовать всем регулирующим принципам, и он поклялся служить миссии Прабхупады вплоть до дня своей смерти. Прабхупада дал ему очень красивое имя – Ганашьям дас. Ганашьям означает – имя Кришны, который подобен темному облаку и который проливает Свою милость на всех живых существ. Его карьера преданного с самого начала была очень выдающейся. Он присоединился к проповеднической группе под благоприятным руководством Шрилы Сатсварупы даса Госвами. Его служение заключалось в том, чтобы распространять по библиотекам целые наборы книг, и он делал это по всему миру. Вначале он делал это в Америке, затем в Западной Европе, и затем в 70-х годах он смог пройти через железный занавес и попасть в коммунистические страны. Он рисковал своей жизнью. Такие организации, как КГБ и ей подобные наблюдали за ним. Он был одним из первых преданных, которые распространяли книги в Болгарии, Польше, Чехословакии, Югославии, Румынии. Он приходил в разные образовательные учреждения и убеждал профессоров в том, чтобы они покупали книги комплектами и он был распространителем книг №1 во всем мире. Невозможно представить его энтузиазм и бесстрашие. Шрила Прабхупада был настолько доволен им. Его творческая способность проникать куда угодно и распространять книги была настолько потрясающей. Прабхупада приходил в экстаз, когда читал его отчеты, он всегда держал их на столе и всегда зачитывал другим своим ученикам. Шрила Прабхупада удивлялся: «Как это возможно делать то, что делает он. Наверное, он уполномочен Кришной!» Он ехал в коммунистические страны и в некоторых из этих стран он был единственным чернокожим во всей стране. И он переходил горы, пересекал реки, преодолевал огромные расстояния, просто для того, чтобы находить людей и распространять им книги. Иногда он получал незаконные визы, иногда он проникал нелегально без виз. Мой дорогой духовный брат Гурудас Прабху рассказывал мне, что он сопровождал его в течение какого-то времени, и он рассказывал как Ганашьям Прабху распространял книги целыми чемоданами, это было потрясающе. И при всем при том, ему удавалось скрываться от преследования КГБ, которое преследовало его повсюду. И из всех преданных в ИСККОНе, которые распространяли книги, именно он своими методами и своим творческим подходом смог привлечь сердце Шрилы Прабхупады. Бхакти Тиртха Махарадж рассказал мне одну историю. Я думаю, что это очень поучительная история. В 76 году его сильно почитали за огромные результаты в распространении книг, и Прабхупада проливал на него все свое внимание и милость, но он рассказал мне, что в том году другие преданные из его группы были очень обеспокоены, потому что Махарадж был очень строгим! Он каждый день повторял минимум по 42 круга и он не садился есть до тех пор, пока не заканчивал все свое служение, намеченное на день. Он вставал рано утром, приблизительно в час или в 2 часа ночи, повторял все свои круги и читал книги Шрилы Прабхупады. Он приезжал в колледжи еще до того, как двери открывались. Он шел от одного профессора к другому, от одного учебного заведения к другому, вплоть до того времени, когда двери какого-нибудь учреждения не закрывали на ночь. И тогда в первый раз за день он принимал прасад. Он считал, что его приоритетом является то, что он вначале должен отдать предпочтение тому, чтобы выполнить свое служение, а потом уже выполнять другие свои обязанности, потому что он боялся, что кому-то может в этот день не достаться книга. Он ел один раз в день, после того, как завершал все свои обязанности, и как правило, он ел просто немного молока с финиками. Его желание служить и удовлетворить своего Гуру было очень глубоким, и это вызывало бесконечный энтузиазм и решимость. Он был лидером группы. Другие члены этой группы были сильно разочарованы, потому что они не успевали за ним и не могли быть такими же аскетичными, каким был он. Им было очень сложно выполнять служение под руководством такого лидера. И тогда они стали говорить друг с другом, что им нужно расстаться. Когда эта информация дошла до Бхакти Тиртхи Свами, перемена произошла в его сердце. Он начал думать: «Меня почитают, меня прославляют, я получаю огромные результаты, но я разочаровываю преданных, которые очень близки моему сердцу. Наша философия - слуга слуги слуги. Как я могу удовлетворить Прабхупаду, если я разочаровываю тех, кто дорог ему?». И тогда он пришел к пониманию, что самое большое служение, которое он мог предложить Шриле Прабхупаде – это забота и поддержка тех, кто дорог Шриле Прабхупаде. Вместо того, чтобы давить на людей и возвышаться за счет этого самому, гораздо лучше, если он попытается вдохновить других на духовный рост. И мы знаем, что, начиная с этого дня Ганашьям Прабху – Бхакти Тиртха Свами Махарадж, посвятил всю свою жизнь тому, чтобы заботиться о преданных и распространять эту идею заботы о преданных. Но, тем не менее, из-за своей решимости он продолжал получать огромные результаты в распространении книг. В 77 году Шрила Прабхупада начал проявлять свою игру ухода из этого мира. И – известный факт, что Прабхупада неоднократно говорил, что лучшее лекарство для него – это чтение отчетов Ганашьяма Прабху о количестве распространенных им книг. Тело Прабхупады уже не подчинялось ему, он не мог двигаться, он просто лежал, он не мог двигать руками, не мог стоять. Но когда бы ни приходил отчет от Ганашьяма, Прабхупада просил, чтобы эти отчеты зачитывались вновь, и вновь, и вновь. Он гордился своим Ганашьямом. Когда приходили известные люди, чтобы посетить Прабхупаду, он просил своего секретаря зачитывать эти отчеты о распространении книг Ганашьямом. Шрила Прабхупада посвятил свою жизнь благу других, он очень сильно любил своих учеников. И в тот момент, когда его тело было уже полностью разрушено, Прабхупада решил, что ему нужно лететь в Лондон и в Америку, для того, чтобы вдохновлять и помогать своим ученикам. Его доктора возражали, что если он поедет, то умрет по дороге. Прабхупада отвечал им, что это будет великая честь для него – умереть на поле боя. И тогда он уже не мог стоять на ногах, поэтому, его переносили на паланкине. Его тело состояло из костей и кожи, и любое движение было очень болезненным для него, но у него было сильное любовное умонастроение служения своим преданным. Он прилетел в Лондон и там собрались преданные со всей Европы, чтобы встретиться с Прабхупадой. Ганашьям в это время был в восточной Европе. Бхакти Доял Свами и Кришна Кшетра Прабху поехали вместе с ним в Лондон. И когда он приехал, то Тамал Кришна Махарадж, который был секретарем Шрилы Прабхупады на то время, был очень счастлив видеть его, потому что он лично зачитывал отчеты Ганашьяма Шриле Прабхупаде, и он знал о любви Прабхупады к Ганашьяме Прабху. Он завел Ганашьяма Прабху в комнату Шрилы Прабхупады. Когда Прабхупада увидел его, он преисполнился экстатических чувств. Он плакал горячими слезами, когда обнимал Ганашьяма Прабху. Затем Прабхупада сказал ему: «Твоя жизнь увенчалась успехом! Ты увидишь Кришну в этой жизни!». И со слезами на глазах, продолжая обнимать, Шрила Прабхупада продолжал благодарить его. Есть всего лишь несколько учеников, к которым Шрила Прабхупада относился таким образом. В то время я жил далеко от этого места на вершине одного холма в Нью-Вриндаване, в месте, изолированном ото всего мира. Я совершал поклонение Божествам и доил коров. У нас не было телефонов, не было коммуникаций, ничего не было. Я не слышал никаких новостей об ИСККОНе, не говоря уже о новостях со всего мира. Я даже не имел понятия, кто был президентом США на тот момент. Я узнал об окончании вьетнамской войны спустя 5 лет после ее окончания. Но, тем не менее, даже до меня дошла та новость, что Шрила Прабхупада обнимал и плакал над Бхакти Тиртхой Свами и благодарил его за его служение. Потом здоровье Шрилы Прабхупады стало ухудшаться и ему пришлось вернуться обратно в Индию, и затем вскоре он оставил этот мир. Ганашьям Прабху, как и все остальные преданные, был потрясен этим уходом Шрилы Прабхупады. Многие ученики Прабхупады, расстроенные его уходом, оставили свою духовную практику. Но истинный ученик Прабхупады – Бхакти Тиртха Махарадж – сделал наставления своего духовного учителя своей жизнью и душой. Ганашьям прабху только увеличивал свое служение. Я расскажу лишь несколько вещей из того многого, что он сделал. В 79 году он принял санньясу. Я присутствовал там. Это было в Нью-Вриндаване. Он принял санньяс от Киртанананды Махараджа. Тогда ему было дано новое имя – Бхакти Тиртха Свами. Все помнят энтузиазм Бхакти Тиртхи Свами, когда дело доходило до киртанов. Все помнят, с каким энтузиазмом и энергией он танцевал на киртанах. В тот день после церемонии огненного жертвоприношения и посвящения в санньяси, он впервые начал танцевать со своей дандой в руках. Он был в экстазе. Все люди – мужчины и женщины, все жители коммуны, застывшие наблюдали за его танцем. Он держал свою данду двумя руками и подпрыгивал высоко в воздух. И случилось так, что при очередном прыжке с него спало дхоти, но т.к. он держался за свою данду, он не смог подхватить свою одежду. Санньяси носят другие дхоти, не такие как у бразмачари, поэтому он не смог его правильно завязать. Там же присутствовали Божества – Радха–Вриндаванчандра, которые счастливо наблюдали за всем происходящим. Он остался в одной каупине и одновременно он пытался удержать свое дхоти и свою данду. Тогда я взял его данду из его рук и сказал ему: «Махарадж, ты на самом деле буквально следуешь по стопам шести Госвами, ты на самом деле показываешь стандарт отрешенности». Он быстро взялся за одежду, попытался связать какие-то узлы на дхоти и начал опять танцевать. В то время одним из самых тяжелых мест для проповеди была западная Африка. Некоторые преданные отправились туда, но их успех был очень незначительным. Там было столько болезней, родители новопривлеченных могли проклясть вас, используя технику вуду, полчища змей, насекомых и просто людей, которые отравляли друг друга. Было очень опасно. Никто не хотел туда ехать. Тогда некоторые лидеры GBS обратились к Бхакти Тиртхе Свами: «Прабхупада хотел, чтобы ты освободил свою расу, поэтому ты должен поехать в Африку и там проповедовать!». Он отправился туда, и невозможно поверить в то, что он там сделал. Он был в Нигерии, на Берегу слоновой кости, в Гане, там, где до него никто из преданных еще не был. Он открывал дюжины разных храмов и он сотнями превращал африканских людей в преданных. Он организовывал сельскохозяйственные общины, открывал школы, приюты, хотя любая минута его жизни была в опасности. Ему трудно было найти людей, кто мог бы приготовить нормальную пищу. И при этом он добился потрясающих успехов. Естественно, не обошлось без сплетен завистников, поэтому в Африку отправились старшие санньяси, чтобы выяснить, чем он там занимался. Когда санньяси вернулись, они рассказали лидерам ИСККОН, что это самая успешная проповедь в мире, никто не делает того, что делает Бхакти Тиртха Свами, он отправляется в самые сложные места для проповеди, и тысячи людей поют Харе Кришна! Африка была бедной страной, изолированной ото всего мира, поэтому никто никогда не знал, что там происходит, и поэтому никто не прославлял Махараджа за его достижения. Но в странах, где он проповедовал, он стал настолько яркой личностью, что регулярно появлялся на всех самых популярных телевизионных шоу, его печатали на первых страницах журналов и газет. В один момент он вел целую передачу, которую смотрела вся нация. Там он также проповедовал Сознание Кришны. Он был настолько известным, что лидеры государств приходили к нему за советами. Я вам расскажу насколько опасной была проповедь в тех местах. Махарадж говорил мне, что в те времена в Африке постоянно происходили политические перевороты, и если ты не был в хороших отношениях с тем или иным политическим лидером, то они могли тебя запросто убить. Когда случался очередной политический переворот, а они случались очень часто, новая группировка убивала старую группировку и всех тех, кто был с ней связан. Поэтому, никто не хотел проповедовать в Африке. Но Бхакти Тиртха Свами был необычайно бесстрашным проповедником и у него был необычайный энтузиазм и разум, для того, чтобы сбалансировать все, чтобы миссия продолжала действовать. Его пытались отравить, проклясть с помощью практики вуду. Но он оставался там, проповедовал и расширял движение. Он поменял жизни тысяч людей. Изредка он возвращался в Америку и он начал там один из самых успешных проектов – Вашингтонский институт продвинутых духовных технологий. Он ходил по университетам и так творчески представлял Сознание Кришны, что люди из высшего светского общества приходили к нему на лекции. Дюжины и дюжины из этих людей предавались и становились его учениками. Люди, до которых труднее всего достучаться в Америке, люди, имеющие ученые степени, известные психиатры, психологи, и просто очень известные люди становились его учениками. В Африке ему были присуждены различные премии; премьер-министры и президенты получали духовное руководство от него. В одной Африканской стране ему был предоставлен пост вождя. В Африке положение вождя – самое высокое положение, какое только может быть, потому что вожди дают наставления президенту Африки. Он давал духовные советы самому Нельсону Манделе. В 80-х годах самым известным человеком на планете был Мохаммед Али. Он был чемпионом мира по боксу. И в то время Бхакти Тиртха Свами был духовным наставником Мохаммеда Али и жил в его доме. Вскоре по просьбе преданных он начал писать свои книги. Он написал где-то более 20 книг. В Америке крупнейшие книгоиздательства приглашали его на презентации его книг перед началом распродаж, он был настолько влиятельным, что в Америке, в Европе, в Восточной Европе и в Африке, он был все время на экранах телевизоров. Он встречался с лидерами общества и приносил им послание Шрилы Прабхупады. Со времен Прабхупады я не знаю ни одного преданного, который был бы уполномочен и обладал бы таким могуществом, как он. Он всегда был очень смиренным и искренним. Вы только представьте себе, рожденный в ужасном месте в гетто, в нищей семье, теперь он превратился в одного из самых известных людей мира, в духовного лидера, который регулярно объезжал весь мир. Когда я был в Гита-Нагари, я увидел нечто потрясающее: бывший маленький чернокожий мальчик, который не мог раньше даже просто разговаривать, рожденный в неполной семье, - и сейчас его провожали самые известные люди со всего мира. Я видел учеников Бхакти Тиртхи Свами, которые отдавали ему свою жизнь; ученики их Индии, из России и Украины, со всей восточной Европы, с западной Европы, со всей Америки, тысячи преданных из Австралии и Африки, из Южной Америки, из латиноамериканских стран - Мексики, Аргентины, Бразилии, из Китая. Они были вдохновлены его примером, его знанием. Он был наделен полномочиями от Шрилы Прабхупады. Когда Бхакти Тиртха Свами был на пике своей неописуемой карьеры сострадания, ему поставили смертельный диагноз – рак. Я хочу рассказать вам кое-что о Махарадже. В свое время он подвергался гонениям и нападкам из-за своего цвета кожи, но его сердце было необычайно мягким особенно к тем личностям, которые были недопоняты и особенно к национальным меньшинствам. Даже в движении Харе Кришна он сражался за права людей, которые принадлежали к национальным меньшинствам. Даже если он не соглашался с тем, что делали эти люди, которых он защищал, он тем не менее, всегда был уверен, что каждого преданного нужно уважать и вдохновлять. Из-за этого его иногда очень сильно критиковали другие лидеры. Но это была его природа – быть сострадательным и бороться за права тех, у кого нет прав или очень маленькие права. Он видел, что во всем обществе по всему миру есть столько проблем. Согласно статистике всемирной организации здоровья, проблема №1, которая является причиной страдания и смерти в XXI веке – это не СПИД, и не гепатит, и даже не рак, не сердечные болезни – это болезни, связанные с психикой – депрессии. Столько людей по всему миру страдают от депрессии, что им приходится пить разные антидепрессанты. Очень большая статистика самоубийств, привязанности к алкоголю и наркотикам просто из-за разочарований и депрессии. И по всему миру есть большие трудности в том, чтобы разобраться с этой болезнью. Бхакти Тиртха Свами увидел, что даже в движении Сознания Кришны есть преданные, которые страдают от депрессии. Он захотел помочь им, это была его природа – он хотел помочь нуждающимся людям. Он давал очень много семинаров именно на эту тему для того, чтобы люди могли спокойно высказать свои проблемы и затем дальше продвигаться в Сознании Кришны. Его критиковали очень жестоко даже за это, но он добровольно терпел, потому что хотел помочь преданным. И он реально помог очень многим. Он привнес столько света и надежды в жизни множества людей. За год до того, как ему поставили диагноз смертельного вида рака, он молился на вьяса-пудже Шрилы Прабхупады. Он молился в настроении Васудевы Датты. «Если это необходимо, то пусть я буду страдать для того, чтобы очистить путь для других обратно к Богу». И когда ему поставили этот диагноз, он принял это, как знак того, что Господь услышал его молитвы. Он перепробовал все, что можно было попробовать, для того, чтобы вылечить эту болезнь. В конце концов, он пожертвовал свое тело Шриле Прабхупаде для служения, поэтому, он попытался вылечить это тело для дальнейшего служения, но когда он понял, что это не является волей Господа, он принял неизбежность своей смерти, как благословение. И в тот момент, когда он проходил через этот процесс, он написал свою последнюю книгу «Умереть до прихода смерти». Он хотел помочь всему миру, людям, которые будут неизбежно проходить через эту последнюю стадию своей жизни, он хотел поделиться своим опытом. И он прошел через все эти стадии умирания в благодарном и молитвенном настроении. В это время я был на фестивале в Нью-Вриндаване. Там собрались лидеры со всей Америки. Но в субботу я позвонил Бхакти Тиртхе Свами по телефону, и тот сказал, что, может быть в течение ближайших двух-трех дней он оставит тело. Ему поставили диагноз в августе и уже прошел почти год. Он думал, что будет давать свою последнюю лекцию в воскресенье после обеда в Гита-Нагари. Тогда я спросил у Анупама Прабху, организатора фестиваля в Нью-Вриндаване, могу ли я оставить это заседание лидеров и поехать к Бхакти Тиртхе Свами, чтобы последний раз предложить ему свои поклоны. Я попросил у него разрешения отложить свою лекцию. Тогда он переделал все расписание для того, чтобы я мог дать лекцию с утра и затем отправиться в Гита-Нагари. И он сказал: «Я тоже еду с вами туда». Фестиваль должен был продолжаться до воскресного вечера, но когда я закончил свою утреннюю лекцию словами, что сейчас я отправляюсь в Гита-Нагари, чтобы услышать последнюю лекцию Бхакти Тиртхи Свами Махараджа, к моему удивлению, около двухсот преданных тоже уехали с фестиваля, чтобы быть в Гита-Нагари. Когда Махарадж начал говорить, сотни людей, которые были там, плакали, не имея сил сдержать слезы. Он сам в экстазе иногда плакал, а иногда он говорил с таким юмором, что преданные не могли удержаться от смеха. К тому времени он был полностью истощен. Буквально все его тело было покрыто огромными опухолями. Одна из его ног была ампутирована, его плечевой сустав треснул, когда он однажды попытался что-то поднять, но он был настолько радостным, он смеялся и заставлял смеяться всех остальных. Когда он плакал, то плакали все остальные. Было нестерпимое ощущение, потому что все плакали от боли и смеялись в экстазе одновременно. Он управлял сердцами людей своей любовью. После того, как он закончил лекцию, двое людей должны были перенести его в его комнату. Они подняли его с кресла и поместили в коляску, я предложил ему свои поклоны, и тогда он сказал мне: «Махарадж, вы останетесь еще на несколько дней?». В тот вечер я должен был уехать сразу после его лекции. Я GBS в Нью-Вриндаване, и у них там возникли серьезные проблемы, которые они не могли разрешить без моего участия. Им пришлось ждать несколько месяцев, пока я приехал, чтобы помочь им их разрешить. На утро понедельника были запланированы эти чрезвычайно важные встречи. Люди ждали много месяцев этой встречи, мы должны были провести несколько очень серьезных бесед. Но в воскресенье вечером Махарадж спросил: «Ты останешься хотя бы на несколько дней?». Я ответил: «Я сделаю все, что бы ты ни сказал!». Он сказал: «Пожалуйста, останься на несколько дней!». Тогда я позвонил в Нью–Вриндаван и сказал, чтобы они отложили встречу на несколько дней. На следующий день я был с Махараджем, и он сказал, что после того, как он покинет этот мир, у его учеников начнутся определенные трудности, поэтому он попросил помочь им в этот период. Я ответил ему, что я буду делать все, что будет его удовлетворять. На третий день, когда я планировал уехать, Махарадж со слезами любви на глазах сказал мне: «Я хочу умереть у тебя на руках, пожалуйста, останься со мной!». Я сказал: «Махарадж, я никуда не еду!». Он прожил еще 8 недель. Я никогда в жизни не видел того, что я видел там. Он был уполномочен менять жизни людей. Каждому человеку он давал столько надежды! Я расскажу вам один случай. Были люди, к которым очень плохо относились в ИСККОНе, которые вели себя отчужденно, некоторые из них уже давно не ходили в храм, не ходили на лекции, вообще ничего не хотели слышать о лидерах, их сердца были разбиты и я знал этих людей, они были моими друзьями. И на этих встречах были гурукульцы, которых когда-то насиловали. И вот они все сидели там с Бхакти Тиртхой Свами в его комнате. Я не мог поверить своим глазам. Он обладал божественным полномочием сказать именно те слова, которые они должны были в тот момент услышать. Его сердце глубоко проникло в их сердца. Он так совершенно говорил, с таким истинным состраданием! После полутора часов беседы в этой комнате никто не остался равнодушным и все плакали. Я видел своими глазами! Прямо у меня на глазах сердца людей, их жизни полностью радикально были изменены! Они любили его! Они почувствовали себя в вечном долгу перед ним, просто в течение этого часа он изменил их жизни. Я вышел из комнаты вместе с ними, они плакали. Некоторые из них были учениками Прабхупады и они говорили: «Моя жизнь полностью изменилась!». Другой ученик Прабхупады сказал с полной уверенностью: «Я никогда не видел человека, настолько близкого к Богу!». Они были готовы сделать все что угодно ради него. Я вернулся к нему в комнату и спросил: «Махарадж! Как ты сделал это с ними? То, что ты сделал – это невозможно!». Я сказал ему: «Махарадж, я знаю тебя в течение 35 лет, я видел как ты проповедуешь, ты всегда был одним из самых великих проповедников, но я никогда не видел ничего подобного тому, что ты сделал сейчас! Когда Прабхупада был на «Джаладуте», он молился тому, чтобы быть просто марионеткой в руках Гуру и Кришны. Теперь ты стал марионеткой в руках Прабхупады!». Махарадж в великом смирении улыбнулся и сказал: « Я даже не знаю, что я там говорил им, это не я говорил. До этого я ничего подобного не делал с людьми. В этом заключается благословение этой болезни. За последние 6 месяцев своей болезни, когда я умираю от рака, я смог повлиять на жизни людей гораздо больше, чем я смог повлиять за 30 лет своей проповеди». Затем он показал мне письма и стал рассказывать истории о том, что с тех пор, как он заболел этой болезнью, он стал менять жизни людей. Одна преданная-вдова, была настолько подавлена, что начала пить и стала алкоголичкой. Ее жизнь была полностью разрушена. Он регулярно ей писал. Потом она написала, что с тех пор, как он заболел, ее жизнь изменилась полностью, и сейчас она оставила привязанность к алкоголю, повторяет Харе Кришна, живет рядом с храмом и помогает всем, чем может, храму и преданным. Это один из сотен тысяч примеров того, что жизни людей менялись просто из-за того, что они слышали о Бхакти Тиртхе Свами. Бхагаван Прабху, который много лет назад ушел из ИСККОНа, пришел повидаться с ним. Киртанананда Свами проехал огромное расстояние просто для того, чтобы увидеть его. И кто бы ни приходил, он, обладая божественным полномочием, менял их сердца. За те 8 недель я видел беспомощных вдов-матерей, приходивших к нему, я видел давно ушедших и очень огорченных учеников Шрилы Прабхупады, которые приходили к нему, я видел обиженных преданных из гурукулы, которые также приходили к нему, я видел также великих распространителей книг, лидирующих санньяси, гуру и GBS, которые приезжали к нему. Все приезжали, чтобы оказать ему свое почтение, и когда они приходили, он проникал до самых глубин их сердец, вдохновляя и поддерживая их. Он был радостен и говорил, что живет в этом мире для того, чтобы просто служить Прабхупаде, чтобы быть инструментом Прабхупады. «Эта болезнь, - говорил он, - такое благословение для меня! Она дает мне могущество и возможность служить стольким людям таким эффективным образом». Он просил меня, чтобы я рассказывал ему каждый день о Кришне во Вриндаване. Каждый день от одного до трех часов мы разговаривали вдвоем. При этом он просил всех выйти из комнаты и не было никаких записывающих устройств. Мы сокровенно беседовали друг с другом. Мы начали наши беседы с того, что начали обсуждать, как Мадхавендра Пури ушел из этого мира. Мы говорили об экстатических чувствах разлуки Радхи и Кришны. Мы вновь и вновь пели вместе последнюю молитву Мадхавендра Пури. Господь Чайтанья сказал об этой молитве, что чем больше вы натираете кусочек дерева сандал о камень, тем больший аромат это дерево начинает источать; чем больше раз вы читаете и углубляетесь в смысл этой молитвы, тем больше она выявляет вашу любовь к Богу. Он сказал, что - подобно тому, как камень Каустубха является величайшим из всех драгоценных камней, так и эта молитва – является самым драгоценным камнем из всех любовных молитв и любовных настроений. В комментарии к этой молитве Шрила Прабхупада объясняет, что в Гаудия – вайшнавской сампрадайе высшее совершенство заключается в экстатической любви чувства разлуки с Кришной. Это то, что испытывали гопи и Радха, когда Кришна уехал в Мадхуру. Эта молитва в совершенстве выражает это настроение разлуки, в высшей степени. Писания говорят, что только 3 личности в полной степени понимают значение этой молитвы: Шримати Радхарани, Господь Чайтанья и Мадхавендра Пури. Я говорил одну строчку из этой молитвы и Махарадж повторял за мной. Эмоции, которые я видел в нем, были необычайным проявление любви к Кришне. Махарадж был подобен невинному ребенку, когда он произносил этот стих. Его голос дрожал, он плакал, и это исходило из глубины его сердца. У меня было чувство, будто я рядом с самим Мадхавендра Пури. Он произносил этот стих, который повторял Мадхавендра Пури, когда оставлял этот мир. В течение последующих 8 недель мы разговаривали о Кришне во Вриндаване, но эта молитва была центром наших обсуждений. Каждую нашу беседу мы заканчивали этой молитвой. Махарадж радостно говорил, что это наша командная песня. Однажды мы говорили о Кришне и он преисполнился экстатических чувств. Пожалуйста, поймите одну вещь: он никогда не любил, чтобы кто-то когда-то оказывал ему какое-то служение, он всегда был независимым и самодостаточным, когда дело касалось того, чтобы заботиться о своих нуждах. Но теперь он просто лежит в кровати, и для того, чтобы повернуться на другой бок, ему нужны два человека, и для того, чтобы просто справить нужду и сходить в туалет, ему нужны два человека, чтобы отнести его туда. У него только одна нога, его ключица треснута, у него множественные опухоли на груди, опухоли в ноге, опухоли во внутренностях, разные большие ядовитые раковые опухоли, которые можно было видеть на его теле простыми глазами. Это причиняет страшнейшую боль. Но мы обсуждаем Кришну, и Махарадж улыбается и его знаменитые белые зубы сияют. Он говорит: «Махарадж, мы там! Мы там, мы сделали это! По милости Шрилы Прабхупады мы вошли в эти игры, описанные в «Чайтанья-Чаритамрите». Мы не читаем, мы там присутствуем! Что такое «Чайтанья-Чаритамрита»? Преданные, которые любят друг друга, обсуждают Кришну в великом блаженстве. По милости Шрилы Прабхупады, мы сделали это! Нет более высшего совершенства в жизни, чем то, что мы делаем сейчас – погружаемся в воспевание и слушание о Кришне!». Затем он улыбался и плакал в великом счастье. Он сказал: «Махарадж. я ни за что в жизни, ни на что в этом мире не променяю то состояние сознания, в котором я сейчас нахожусь! Что это за великое благословение? Насколько я удачлив!». За несколько дней до того, как он ушел, он сидел в этой коляске и к этому времени рак проник уже в его кости. Доктора говорят, что это самое болезненное ощущение, которое только можно испытать в теле. Его тело уже начало содрогаться, а мы обсуждали Кришну. Я видел, что его тело находится в ужасном состоянии, я начал тогда просто петь маха-мантру, и он повторял ее за мной. Но на самом деле – это я повторял за ним. Его глаза стали очень большими, это был невинный взгляд маленького мальчика. Он выглядел, как маленький невинный мальчик-пастушок. Он посмотрел мне в глаза, и из глубины души в великом смирении он продолжал повторять маха-мантру. Я мог видеть, что всю свою энергию, все свое внимание и всю свою любовь он вкладывает в эти слова, произнося маха-мантру. Слезы духовного счастья потоками текли из его глаз, при этом он улыбался, он качал своей головой, и он шептал: «Потрясающе! Потрясающе! Как прекрасно!», с широкой улыбкой на своем лице, и в это время все его тело содрогалось от боли. Но он смотрит на меня и его глаза утопают в счастье. Он схватил меня за руку и сказал: «Махарадж, нет ничего прекраснее этого! Но все же, каждый день становится еще лучше, чем до этого». Это сладость, которую он ощущал от святого имени Кришны. В другой день, когда были на лицо все признаки того, что он оставляет тело, я сказал ему, что этот день очень благоприятный. Он лежал на кровати и мы держали друг друга за руки. Я сказал ему, что сегодня день ухода Васудевы Датты. Васудева Датта был личностью, которая молилась Богу о том, чтобы забрать всю карму всех живых существ этого мира и за них отстрадать в аду, для того, чтобы они вернулись назад к Богу и достигли освобождения. Он говорил, что страдания других разрывают его сердце. Он просил Господа исполнить это его единственное желание. Бхакти Тиртха Свами рассказывал мне, что с самого первого раза, когда он прочитал о Васудеве Датте, он начал молиться о том, чтобы быть таким же, как Васудева Датта, таким же бескорыстным слугой всех остальных, быть инструментом сострадания Господа. И как только я произнес имя Васудевы Датты, Бхакти Тиртха Махарадж, дрожащими руками схватил меня за голову и прижал ее к своему сердцу. И все это время он, не контролируя себя рыдал и повторял его имя: «Васудева Датта! Васудева Датта! Большое тебе спасибо, что ты произнес его имя!» Каждый год Бхакти Тиртха Свами отправлялся на Нью-йоркскую ратха-ятру и пел на протяжении всей 5 авеню. В этот раз ратха-ятра проводилась за неделю до его ухода. После ратха-ятры главному пуджари приснился сон: во сне Джаганнатх сказал ему, что он хочет видеть Бхакти Тиртху Свами, и чтобы он отвез Его к нему. Тогда пуджари взял Божества Джаганнатхи, Баладева и Субхадры, а это очень большие Божества, поместил их в автомобили и они поехали в Гита-Нагари, просто, чтобы дать даршан Бхакти Тиртхе Свами. Они подъехали прямо к дому и Махарадж вышел им навстречу. Его несли на его коляске, и он плакал в великом счастье, увидев Джаганнатху. Баладева и Субхадру, которые пришли к нему домой. В то время, он уже ни с кем не встречался, он погрузился в нирджала-баджан. И он вспоминал историю, когда в 80-х годах он был в Джаганнатха-пури. И вы знаете, что в Пури не позволяется белым людям, не рожденным в Индии, заходить в храм Джаганнатхи. Если же вы попытаетесь зайти в храм, вас в лучшем случае изобьют палками. Но до этого, они не видели чернокожего человека, они не знали кто это, они подумали, что это человек из южной Индии. И он вошел! Он прошел через Симха-двару, прошел Гаруда-стамбху, вошел в зал, где проводят киртаны, и затем самый главный священнослужитель подошел к нему, и Бхакти Тиртха Свами забеспокоился о том, что произойдет, потому что так далеко еще никто не заходил. Но священник взял его за руку, подвел прямо к Джаганнатхе и положил его голову прямо на стопы Джаганнатхи. Он вспоминал эту историю о милости Джаганнатхи. Есть много таких историй. Бхакти Тиртха Махарадж сказал мне, что все его желания в жизни были удовлетворены, и он был бесконечно благодарен Прабхупаде и Кришне, он так сильно стремился вернуться домой к Богу! Он рассказал мне, что давным-давно у него был сон: Тамал Кришна Махарадж явился к нему во сне и сказал, что Прабхупада зовет его, что ему нужно оставить этот мир и прийти туда, где ждет его Прабхупада. И при этом Тамал Кришна Махарадж начал плакать. Махарадж спросил, почему он плачет, и Тамал Кришна Махарадж сказал, что когда Прабхупада позвал его, то он видел потом, как страдали его последователи в разлуке с ним. И он сказал, что он плачет потому что ему больно за последователей и за учеников Бхакти Тиртхи Свами, потому что когда он уйдет, они будут очень сильно страдать в разлуке с ним. Иногда Бхакти Тиртха Свами говорил мне: «Почему Прабхупада и Кришна не забирают меня домой? Я так сильно хочу этого!». И в очень благоприятный день, когда уже все жизненные органы отказали, мы позвали преданных, это были преданные со всей Америки, сотни преданных также из других мест, все вместе они пели Харе Кришна-мантру в сокровенной любви и благодарности к этой великой душе. Киртан продолжался 8 часов, и по милости Кришны и Прабхупады Махарадж вернулся в духовный мир. Преданные плакали от чувства благодарности и от разлуки с этим возлюбленным вайшнавом, который так совершенно покинул этот мир. Преданные поместили один Говардхан-шилу на голову Махараджа, а другой – он держал в руке. Они надели на него гирлянду из листьев Туласи от Господа Чайтаньи из Маяпура. Они обрызгали его водой из Радха-кунды и Шьяма-кунды, поместили ему пыль Враджа на голову, также на его тело поместили маха-прасад от его любимых Божеств Радха-Дамодары, и самые его любимые духовные братья и ученики собрались вместе и пели Харе Кришна мантру. В этой идеальной атмосфере Кришна забрал Бхакти Тиртху Махараджа из этого мира. Преданные плакали, когда он ушел. Одна женщина кричала: «Победа! Победа! Его жизнь увенчалась победой!», другой маленький мальчик, которому было около 6 лет, катался по полу и не мог остановить свои рыдания. Отец этого ребенка пришел в беспокойство, он спрашивал его: «Что случилось, сынок?». И ребенок кричал: «Он ушел, он ушел! Он мой - лучший друг! С кем теперь я буду играть?». Таков Бхакти Тиртха Махарадж! Для глав государств он – великодушный религиозный лидер, для своих учеников он - представитель Бога, а для маленького ребенка он – любимый друг. Он был всем для всех! Потому что он любил Кришну, и потому что Прабхупада благословил его. За день до своего ухода Махарадж сказал мне кое-что. Он сказал, что Прабхупада открыл ему много вещей, о некоторых он даже не может рассказать, но одну замечательную вещь он рассказал. Он сказал, что после того, как он уйдет из этого мира, его способность служить преданным возрастет значительно больше, чем его способность сейчас служить преданным. Он сказал, что он - всегда слуга преданных, и что он будет служить всем там, устраивая и подготавливая все к нашему приходу туда.
Радханатха Свами 1. Шри Нитьянанда лила 2. Милосердие Господа Нитьянанды 3. Слуга слуги 4. Признаки истинного вайшнава 5. Трансцендентная зависть 6. Ценность благодарного сердца 7. Тайна Святого Имени 8. Единственное, что имеет значение 9. Возрождение любви 10. Служите Господу ничего не требуя 11. Служите вайшнавам 12. Вера - это суть бхакти 13. СМИРЕНИЕ 14. Вершина всех молитв 15. Великие вайшнавы 16. Путешествие домой
Шри Нитьянанда лила (В сокращении, из лекции Е.С. Радханатхи Свами Махараджа) По необыкновенной милости мы собрались из разных уголков мира и присоединились к этому обществу преданных, чтобы найти прибежище у лотосных стоп Господа Шри Нитьянанды Прабху. В Его вечной обители, в том месте, где Он явился в этом мире, под сенью святого дерева бакула, где Господь Нитьянанда вечно играет со Своими друзьями...
Наблюдая за играми Нитьянанды, пожилые жители Экачакры не могли поверить, что строчки, которые повторяли дети, были стихами священных писаний: «Откуда вы все это знаете?» Нитай улыбался: «Это Мои игры. Это Мои игры...» Из-за влияния йога-майи никто не мог понять истинную природу его слов. Дети играли буквально дни и ночи напролет. В спектакле на тему рама-лилы Нитьянанда Прабху играл роль Лакшмана. Он сказал одному из Своих друзей: «Оружие шакти Раваны примет форму цветка лотоса. Ты должен будешь бросить в меня цветком лотоса в самый разгар битвы». И когда Нитьянанда Прабху и другой мальчик сражались, другой его друг, игравший роль Раваны, бросил цветок лотоса ему на грудь. Нитьянанда Прабху упал. Он был без сознания, перестал дышать, его сердце не билось, в Нем не было жизни… Все Его друзья были потрясены, от горя они повалились наземь, рыдая. Новость быстро облетела округу. Хадай Пандит и Падмавати поспешили на место происшествия. Они увидели бездыханного Нитая… Что же делать? Все плакали. Вскоре во всем городе Экачакре были слышны лишь рыдания. Некто сказал: «Я видел, как Нитай устраивал эти игры. Я думаю, кто бы ни играл роль Ханумана, он должен достать целительный цветок с горы Гандха-мадана».
Один из мальчиков отозвался: «Да! Это я! Я забыл! Нитай говорил мне, что я должен отправиться к горе Гандха-мадана, достать цветок и принести его!" И он побежал к Падмавати-кунде. Там один мудрец обратился к нему: «Пожалуйста, пожалуйста, Хануманджи, будь гостем в моем ашраме и прими прасад». Он ответил: «Нет, нет! Лакшман ранен шакти-шилой Раваны. Я должен достать этот целебный цветок! Я не могу остановится! Я не могу остановится!» Мудрец настаивал: «Нет, ты должен. Омойся и прими прасад». Мальчик отправился совершать омовение, и на него напал крокодил – маленький мальчик, переодетый крокодилом. Хануман вытащил его, завязалась жестокая схватка, победителем из которой вышел Хануман.
Затем Хануман отправился к "горе" Гандха-мадане, поднял подпорку, которую Нитьянанда сделал для "горы" и побежал обратно. Один маленький мальчик, игравший роль Суресаны, врача, взял что-то с горы и положил это на нос Нитьянанды Прабху. Нитай в тот же миг открыл глаза и улыбнулся. Когда Хадай Пандит и Падмавати увидели это, они тот час улыбнулись и рассмеялись. Таковы были игры Нитая в Экачакре. Нитай покорил сердце каждого. Хадай Пандит и Падмавати ни на миг не могли оставить своего сына. Они были так привязаны к Нему! Хадай Пандит брал Его с собой на поле, на рынок, - всюду. Когда Нитьянанде Прабху было двенадцать, в Навадвипе явился Шри Чайтанья Махапрабху. Узнав о явлении Господа, маленький Господь Нитьянанда восторженно закричал. От Его крика глубоко задрожала вся земля. Поистине, целый мир на миг лишился сознания. Никто не мог объяснить, что это было. Это было подобно удару молнии, умноженному в миллионы раз, но это было восхитительно и прекрасно. Нитьянанда Прабху понял, что Его долг - сопровождать Господа Гаурангу в харинама-киртане. Но разве мог Он оставить Своих родителей, которые жили только Им одним? Поэтому Он придумал божественный план. Однажды в Экачакру прибыл необыкновенной красоты санньяси. Он был лучезарен, и сердце его было безупречно чисто. Он пришел в дом Хадая Пандита. Хадай Пандит предложил ему любую милостыню, на его выбор. После ужина этот брахман всю ночь напролет вел хари-катху с Хадай Пандитом, Падмавати и всей семьей. На следующее утро, когда восходе солнца, брахман оповестил Хадай Пандита: «Я намереваюсь объехать все святые места на земле, но я один. Мне нужен помощник. Отдайте мне Вашего старшего сына, Нитьянанду». Эта просьба была подобна молнии, ударившей в мягкое, любящее сердце Хадай Пандита. Это было невыносимо. Он не допускал и мысли о потере Нитьянанды Прабху, пусть даже на мгновение. В сознании Хадай Пандита шла борьба: «Что делать? Если я откажу в милостыне санньяси, то нарушу религиозные принципы. В то же время, если я отдам ему Нитьянанду, это будет значить смерть. Он не просит о моем сыне, он просит о моей жизни. Нитаю всего двенадцать». Затем он вспомнил случай с царем Дашаратхой, которого Вишвамитра Муни попросил отдать ему в помощники Раму. Несмотря на то, что Рама был ему дороже собственной жизни, соблюдая этикет и чтя заповеди религии, Дашаратха отдал Раму великому мудрецу. Хадай Пандит пошел к Падмавати, поведал ей всю историю и спросил: «Каково твое мнение?» С сердцем, разбитым на тысячу осколков, Падмавати ответила: «Я приму любое твое решение». Хадай Пандит взял Нитая - саму свою жизнь - за руку, и вложил ее в руку санньяси со словами: «Он - Ваш». Уходя, Нитьянанда Прабху глубоко волновался о своих матери и отце, поэтому путники остановились возле вишрама-тала. Там Он оглянулся, чтобы посмотреть на Падмавати. Санньяси вручил ей Божество Муралидхары Кришны. Он сказал Матери Падмавати: «Поклоняйся Муралидхаре и ты увидишь в нем Нитьянанду Прабху». Она взяла Божество и всякий раз, глядя Ему в лицо, видела в нем лицо любимого Нитая. В храме Банким Райа, где мы только что побывали, есть это Божество Муралидхары - то самое Божество, которому поклонялась Падмавати. И вот, одарив родителей прощальным взглядом, Нитьянанда Прабху поворачивается и, полностью отрешенный, уходит с санньяси. В то же самое мгновение Хадай Пандит и Падмавати падают на землю без сознания. Вскоре весть о том, что пришлый санньяси увел Нитьянанду, разлетелась по всему городу. Это было неслыханно. Все поспешили к месту событий. Говорят, что Хадай Пандит клал свои четки на одно дерево, которое и по сей день люди зовут мала-тала. Когда люди Экачакры услышали, что произошло, они, прежде всего, попытались вернуть к жизни Хадай Пандита и Падмавати. Когда они пришли в себя, с их уст слетало одно лишь имя: «Нитай! Нитай! Нитай! Нитай!» Один брахман сказал: «Нитаю только двенадцать лет. Он не умеет готовить. Он не умеет убирать. Как Он будет помогать санньяси? Но мой сын умеет все это делать. Я найду того санньяси, приведу и уговорю его – Нитай вернется в Экачакру, а я отдам ему своего сына». Все в Экачакре думали об одном и том же: «Я разыщу этого санньяси, я упаду к его ногам, я омою его своими слезами и я буду умолять его: если Вам нужен помощник, возьмите моего сына, возьмите всех моих сыновей, но оставьте нам Нитьянанду Прабху, пожалуйста, оставьте Его!» Мы слышали из рассказов о Кришне и Господе Чайтанье, как в Навадвипе и во Вриндаване, все любили Кришну и Господа Нимая больше, чем собственных детей. Махарадже Парикшиту это показалось невероятным. Он сказал Шукадеве Госвами: «Это совершенно неестественно для человека – любить чужого ребенка больше, чем своего собственного». Шукадева Госвами объяснил: «Кришна - это источник жизни, который делает одно живое существо привлекательным для другого. В конечном счете, вся наша любовь и привязанность предназначена для Кришны. У нас есть чувства к другим живым существам только потому, что они являются крошечными отделенными частицами Кришны». Мы слышали об этом, но здесь, в Экачакре, люди убедились в этом на своем опыте. Все бегали, словно сумасшедшие, в поисках того брахмана, они были готовы отдать ему всех своих детей, только бы Нитьянанда Прабху вернулся обратно. Но никто не мог найти его. Вся Экачакра была погружена во тьму и уныние разлуки. Друзья мои, пожалуйста, слушайте внимательно. В то время, все астрологи Экачакры собрались вместе, чтобы провести расчеты. Они пришли к такому заключению: «Пророчество, сделанное много поколений тому назад гласит: Баларама, Верховный Господь, должен родиться в Экачакре – это был Нитьянанда! Но уже слишком поздно. Та истина, о которой вещали наши предки, цель их жизни, жила среди нас, а мы ее не узнали. Горе нам! Как мы неудачливы! Господь нашей жизни, Господь вселенной, укравший наши сердца, ушел». Да, положение жителей Экачакры не поддается описанию!.. Хадай пандит двадцать четыре часа в сутки рыдал. Его слезы плавили камни и деревья. Иногда от звуков его рыдания на камнях выступали слезы. Разлука была невыносимой. Коровы не хотели есть траву. Телята не сосали вымя. Пчелы перестали опылять цветы. Птицы пристально глядели в небо и забывали петь. Даже река не могла течь дальше. А Хадай Пандит и Падмавати не могли ни есть, ни спать. Наконец, жители Экачакры собрались вместе, чтобы хоть как-то утешить Хадай Пандита и его верную жену. Они готовили замечательную еду и предлагали им поесть, но супруги не могли есть. Почему? Потому что Хадай Пандит и Падмавати считали, что питание продлит их жизнь, а значит и страдания. Три месяца Хадай Пандит и Падмавати не брали и крошки в рот. Что же поддерживало в них жизнь? Постоянные вспоминания о Господе Нитьянанде. Хадай Пандит напоминал безумца. Он представлял, что его Нитьянанда Прабху находится рядом с ним: «Нитай! Нитай! Иди сюда, я собираюсь купить Тебе на рынке хорошие игрушки, идем! О Нитай, Ты идешь передо мной слишком быстро, а я уже стар. Пожалуйста, помедленнее! Нитай, пожалуйста, умойся, мать Тебя ждет. Она приготовила замечательный ужин, Нитай, пожалуйста, иди, иди сюда! Я знаю, Ты играешь на улице, но, Нитай, иди есть. Нитай, уже время проверить рисовые поля. Идем со мной. Я не могу без Тебя ни секунды». Время от времени Хадай Пандит кричал своей жене Падмавати: «Смотри, смотри, моя дорогая жена, смотри! На горизонте – санньяси, он возвращается в Экачакру, а рядом с ним Нитьянанда! Он возвращается домой! Смотри, Падмавати, Он идет, Он идет, Он возвращается домой! Ты же видишь Его?! Ты видишь Его?!» Такой была эта разлука. На протяжении трех месяцев, в безумстве любви, Хадай Пандит и Падмавати повторяли святые имена своего сына двадцать четыре часа в сутки. Поняв наконец, что Нитьянанда не вернется, они ушли из жизни. Это был конец для жителей Экачакры. Каждый невыносимо страдал в разлуке с Нитаем. Они жили только ради одной цели: так или иначе попытаться утешить и вернуть к жизни его родителей. Но после их смерти, смысл оставаться там исчез. После исчезновения Хадай Пандита и Падмавати, никто не проронил ни слова, ничего не сказал друг другу. Все просто тихо ушли. Они не могли находиться там без Нитьянанды Прабху. Люди разбрелись в разные стороны света. Но некоторые все же остались: с единственной целью – ждать возвращения Нитьянанды. Почему, почему Нитьянанда Прабху оставил таких любящих родителей? Это непостижимая истина. Как можно было разорвать узы такой любви? Иногда, ради высших духовных целей, это приходится делать. Господь Капиладева оставил свою овдовевшую мать, Девахути, просветив ее философией санкхьи. Шукадева Госвами оставил своего любимого отца, Ведавьясу, ради высшей духовной цели. А Господь Чайтанья Махапрабху разбил сердце Своей овдовевшей матери, Шачи, и Своей юной любимой жены, Вишнуприи, ради высшей цели распространения сознания Кришны. Вот ради чего эти великие души разбили сердца своих близких. Оставив Экачакру, Господь Нитьянанда Прабху посетил все святые места паломничества. Он отправился в Вакрешвару, в Гаю, затем в Варанаси, Прайаг, Айодхью. Затем Он прибыл в Матхуру. Там Он увидел место явления Господа Кришны, Он плакал и рыдал в экстазе. Затем Он отправился в Гокулу и увидел место явления Гопалы и даже место Своего собственного явления как Баларамы. Здесь Он обезумел от божественной любви. Он прошел через все двенадцать лесов Враджа-дхамы. В каждом Он видел хорошо знакомые леса Своей вечной лилы. Пока Он был во Вриндаване, Он выглядел, как маленький ребенок, играющий с коровами. Несмотря на то, что к тому времени Он был взрослым мужчиной, Он играл с детьми, плескался в Ямуне. В Рама-гхате Он вспоминал Свои раса-лилы с гопи. Потом Он отправился в Хастинапур. Увидев стольный град Пандавов, Он утирал нескончаемые слезы любви к Пандавам - Своим преданным. Он путешествовал во всех направлениях. Он посетил Бадрикашрам, истоки Ганги, Ямуны. Он прошел весь путь к Сету-Бандха -месту, где солдаты–обезьяны строили для Него мост к Шри-Ланке. Он направился к Канья-Кумари, Тирупати, Шри Рангаму, Мадураю. Он повидал Джаганнатху, Баладеву и Субхадру. Увидев Их, Он упал без сознания в экстатической любви. Он посетил Двараку - океанский остров, где Они с Кришной прожили столько лет, предаваясь дивным играм. Прибыл Он и в Пандарапур, городо во Виттхале в Махараштре. Там было очень древнее Божество, которому поклонялись пять тысяч лет, со времен Господа Кришны, и зовут которое Пандуранг или Виттхаладев. В том святом месте Пандарапура Нитай остановился в доме некоего чистосердечного брахмана, который был великим преданным Пандуранга. От этого брахмана Он узнал, что вскоре сюда придет его духовный учитель, Лакшмипати Тиртха. Нитьянанда Прабху был полон страстного желания увидеть его. Он сказал хозяину: «Когда твой гуру придет, не говори ему, что Я здесь». Лакшмипати Тиртха прибыл. После даршана Виттхаладевы этот великий ачарья из Брахма-Мадхва сампрадайи отправился отдохнуть в маленьком домике, который ему предоставил брахман. Во сне ему явился Господь Шри Баларама. Пленительный облик Господа напоминал весеннее облако. Он был украшен синей чалмой, синим чадаром, синим дхоти, золотом и жемчугами. Господь Шри Баларама сказал ему: «Завтра один молодой человек попросит тебя о посвящении. Ты должен дать ему эту мантру» - и он прошептал мантру на ухо Лакшмипати, который был вне себя от восторга. Едва заалел восток, Шри Нитьянанда Рама вошел в его комнату и пал к его ногам, моля о посвящении. Лакшмипати прошептал ему на ухо мантру. Нитьянанда Прабху стал его смиренным слугой и учеником. На следующую ночь во сне к нему пришел Нитьянанда Прабху в образе Шри Баларамаджи. Тогда еще Лакшмипати не понял, кто такой Нитьянанда Прабху. Но Баларама сказал ему: «Никому не говори, кто Я. Храни эту тайну в своем сердце». В ту минуту Лакшмипати Тиртха был совершенно опьянен трансцендентной любовью. Он покинул Пандарапур, ни с кем не попрощавшись и никому не сказав ни слова. Он больше не мог жить без своего Господа. Он ушел из жизни, вспоминая прекрасную форму Шри Нитьянанды Прабху, и вернулся домой к Богу. Нитай же продолжил Свое паломничество. Случилось так, что в западных провинциях Индии он встретился с Мадхавендрой Пури. Встреча Господа Нитьянанды Прабху и Мадхавендры Пури - наиболее значительное и драматическое событие в истории этого мира. Когда они видели друг друга, их сердца таяли от экстатической любви. Они обнимали друг друга. Когда Нитьянанда и Мадхавендра заключали друг друга в объятия, оба теряли сознание. Они падали и не подавали никаких признаков жизни. Ученики Мадхавендры Пури, возглавляемые Ишварой Пури и Раманандой Пури, начинали киртан. Тогда они приходили в себя, но все что они могли делать, это рыдать и кататься по земле. Просто из-за любви к друг другу слезы нескончаемыми потоками лились из их глаз. Их тела меняли цвет. К горлу подкатывал комок, они не могли даже говорить. Через какое-то время, они немного пришли в себя, и к ним вернулся дар речи. Господь Нитьянанда Прабху сказал: «Сегодня мое паломничество увенчалось успехом, потому что Я узрел экстатическую любовь Мадхавендры Пури. Тело Мадхавендры Пури – это воплощение преданного служения. Каждый, кто видит или касается его, сразу же становится чистым. Я не раздумывая принимаю Мадхавендру Пури Своим духовным учителем». Мадхавендра Пури даже не мог ничего сказать в ответ. Они провели много дней говоря о Кришне, в хари-катхе. Не говорится сколько именно дней, но они даже не спали. Днем и ночью продолжалась хари-катха. Мадхавендра Пури сказал: «Никогда ранее я не видел такой экстатической любви, как в Нитьянанде Прабху. Где Нитьянанда - там и все святые места. Каждый, кто слышит Его имя, обретает чистую любовь к Кришне, а если кто-либо плохо относится к Нитьянанде Прабху, Кришна отвергнет такого оскорбителя, кем бы он ни был». Господь Нитьянанда Прабху всем сердцем принял Мадхавендру Пури как главного гуру своей жизни. После многих дней такого любовного обмена, прилагая огромные усилия, чтобы уйти, Мадхавендра Пури отправился к реке Сараю, а Нитьянанда Прабху продолжил свое путешествие к Сету Бандха. Вриндаван дас Тхакур благословляет нас: все, кто с верой слушают о встрече Нитьянанды Прабху и Мадхавендры Пури, обретут сокровище чистой, бескорыстной любви к Кришне. В конце концов Нитьянанда Рама вернулся во Вриндаван. Там он решил остаться, пока Шри Чайтанья Махапрабху не начнет Свое движение санкиртаны. Он оставался во Вриндаване несколько лет. Он вел себя подобно маленькому мальчику. Погрузившись во враджа-расу, Он даже почти ничего не ел. Он мог оставаться весь день один, плескаться с коровами в Ямуне, лазить по деревьям, устраивать удивительные игры, даже играть с детьми. Он мог жить на Шрингара Вате, также называемой Нитьянанда Вата, на берегу Ямуны, обходясь без еды. Говорится, что Он даже не вспоминал ни о еде, ни о сне. Он был так погружен во вриндавана-лилу! Одако, если кто-то приходил к Нему с молоком, Он пил. Затем Он понял, что Господь Чайтанья вернулся из Гайи и ждет Его помощи в распространении движении санкиртаны. Как мы уже объясняли ранее, на протяжении всего Своего двадцатилетнего паломничества Нитьянанда Прабху никогда не проповедовал, потому что еще не встретил Господа Чайтанью Махапрабху и не получил от Него приказ проповедовать. Он не делал этого, поскольку в Его миссия на Земле - просто служить Господу Гауранге. Мы описали, как Господь Нитьянанда Прабху прятался в доме Нанданачарьи. Господь Чайтанья был так взволнован! Он сказал Своим преданным, что через два-три дня придет великая личность. Он сказал: «Сегодня ночью, во сне, Я видел лучшую колесницу во всех мирах, - колесницу, которая может перенести человека из материального бытия в духовной мир! Она остановилась прямо перед Моим домом. На этой колеснице восседал сильный, статный, красивый человек. У Него были большие, подобные лепесткам лотоса глаза. На Нем был голубой тюрбан и блестящие одеяния. В Его левом ухе была прекрасная серьга. Он держал плуг. Снова и снова, десять или двенадцать раз, Он задавал один и тот же вопрос: «Это дом Нимая Пандита? Это дом Нимая Пандита?» Похоже, что пришел Сам Баларама. Я спросил Его: «Кто Ты, о великий?» Он ответил: «Я Твой брат. Завтра мы встретимся и узнаем друг друга». Господь Чайтанья сказал: «Сдается Мне, в Навадвипу пожаловал Сам Баларама! Ты, Шривас Тхакур, и ты, Харидас Тхакур - ступайте и обыщите каждый дом и каждый гхат! Найдите Его!" Они провели в поискать девять часов и вернулись ни с чем. Тогда Господь сказал: «Идемте со Мной». Он повел их прямо в дом Нанданачарьи, где спрятался Нитай. Господь Гауранга и все Его спутники поклонились стопам Нитая. Когда Нитьянанда увидел Господа Чайтанью, Он застыл, как статуя, даже не моргая. Он глубоко переживал встречу с Господом Своей жизни. Никто раньше даже не видел таких экстатических признаков. Любовь парализовала Его с головы до пят; единственное, что Он мог делать - это пристально смотреть на Господа. Господь велел Шривасу пропеть стих из "Шримад-Бхагаватам", описывающий, как Господь Кришна с друзьями входит в лес: "С пером павлина в волосах, в прекрасном дхоти, сияющем как молния, с ваджаянти-малой, играя на флейте, с изящными украшениями, которые надела на Него Яшода-майя..." Когда Нитьянанда Прабху услышал это, он взревел. В экстазе Он утратил всякое самообладание, но глаза Его по-прежнему были устремлены на прекрасный золотистый образ Господа Чайтаньи. Нитай катался по земле, рыдал, смеялся, прыгал, скакал, падал на землю. Казалось, что вот-вот Он переломает Себе все кости. Господь Чайтанья крикнул: «Остановите Его!» Но не тут-то было! Усилия преданных выглядели попыткой остановить движущуюся скалу. Наконец Господь Чайтанья обнял Нитая, Он тотчас остановился, и Они сказали друг другу прекрасные слова любви. Нитай поведал Господу Чайтанье: «Много лет провел Я в странствиях. Я посетил столько святых мест, но нигде не нашел Кришну. Я спрашивал людей: «Где же Кришна?» Мне отвечали: «Он ушел в Гаю. Он ушел в Надию. Он поет Святые Имена и дарует освобождение каждому встречному, даже худшим из грешников». Я - худший из грешников и пришел к Тебе, чтобы спастись".
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы