Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Цели и задачи исследования
Целью написания данной дипломной работы является опыт построения катехизаторской деятельности в больнице в современных условиях. Задачи, которые мы постараемся рассмотреть в данной работе следующие: 1) рассмотреть историю возникновения больничного служения; 2) выявить особенности катехизаторской деятельности в больничных учреждениях на современном этапе; 3) на основании изученного материала предложить рекомендации катехизаторам в отношении духовно-просветительской деятельности в больницах.
Актуальность выбранной темы
Современный мир под влиянием разгула страстей, помрачающих ум и совесть, изменяет в обществе отношение людей друг к другу, уничтожая доброту, сострадание, милосердие. Церковь Христова удерживает общество, призывает не оставлять те качества, которые делают человека человеком, а не зверем. В связи с угрожающим падением нравственности и, как следствие, «охлаждением любви» (Матф.24:12) служение ближним в больнице (и не только) является особенно действенным средством для исцеления от бессердечия, равнодушия и черствости по отношению к страждущим людям. Вид болезней, страданий, самой смерти отрезвляет душу человека, делает ее мягче и восприимчивее к делам милосердия. Поэтому в настоящее время особенно актуальна тема служения больным людям.
Основные понятия
В данной работе мы попытаемся дать теоретические и практические рекомендации для катехизаторов, которые помогут сориентировать их при проведении духовно-просветительской деятельности в больницах. В настоящее время в образовательной системе Русской Православной Церкви, кроме традиционных школ духовного образования (семинарий) открылись новые направления духовно-просветительской деятельности, новые учебные заведения, которые готовят педагогов церковно-приходских школ, сестер милосердия и катехизаторов. В данных учебных заведениях наряду с традиционным набором богословских дисциплин преподаются специальные предметы, готовящие специалистов в той или иной профессиональной деятельности. В нашей работе непосредственное внимание мы уделим подготовке катехизаторов, используя опыт Катехизаторского факультета Перервинской Духовной Семинарии. В связи с тем, что на современном этапе не существует четких терминологических определений касающихся катехизации, предлагаем ознакомиться с основными понятиями, которые будут встречаться в данной работе. Слово «катехизация» сопоставимо с понятием «катехизис», которое по определению святителя Филарета, митрополита Московского представляет собой «наставление в православной вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души»[1]. Катехизис – это ЧТО говорить, катехизация – это КАК говорить. Итак, под словом катехизация мы понимаем «научение истинам православной веры для благоугождения Богу и спасения души». Катехизатор – это специалист, который получил систематическое богословское образование, а также умения и навыки по проведению духовно- просветительской деятельности от лица Православной Церкви. Катехизация в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова – это подготовка и проведение огласительных бесед в храмах для тех, кто желает принять Таинство Святого Крещения. Катехизация в широком смысле слова – это осуществление от лица Православной Церкви духовно-просветительской деятельности в различных социальных или педагогических учреждениях с целью привлечения людей к нормам жизни, которые заложены в нас Творцом и которые должны являться для всех людей совершенно естественными. Данная дипломная работа – это попытка систематизации имеющегося опыта христианского служения в больницах. Анализ имеющегося опыта позволит выявить некоторые эффективные методы работы, а также недостатки, которые присутствуют в этой области духовно-просветительской деятельности.
Основная часть Катехизаторская деятельность в больнице имеет очень важный аспект – умение правильно выстроить беседу с больным человеком, а это бывает очень и очень сложно сделать. В случае недостаточной подготовки катехизатора может произойти непоправимая беда. Врачи говорят: «У каждого хирурга есть свое кладбище», т.е. несмотря на все старания и искусство врача, больной может умереть. В отношении духовно-просветительской деятельности не должно быть подобных «кладбищ», т.к. человек может потерять вечность, может потерять Царство Небесное, а это уже непоправимая потеря.
Труд священника и врача во многом схожи: врачи лечат тело, священник – душу. Но и тому и другому не обойтись без искренней любви к страждущему. «Если имею дар пророчества и знаю все тайны, имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне и там никакой пользы»[2]. От древности и до наших дней врачи, приступая к своей профессиональной деятельности, обязуются «не навредить», но максимально помочь человеку. «В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого, пагубного; я не дам никому просившему у меня смертельного средства и не укажу никакого «пути для успеха подобного замысла…»[3]. Также и священник отдает всего себя для служения людям. В основании служения священника и врача лежит нелицемерная любовь к людям. Без этого основания невозможно стать ни настоящим священником, ни врачом. «Будь смел, решителен на всякое добро, особенно на слова ласки, нежности, участия, тем более на дела сострадания и взаимной помощи»[4].
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы