Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О принципах формирования программы.



 

Вальдорфская педагогика стремится строить свои методы обучения на основе познания самого существа ребенка, а не на каких-либо внешних по отношению к существу ребенка декларациях или требованиях. Поэтому в основе данного курса преподавания изобразительного искусства в школе лежит принцип возрастного подхода к методике преподавания и выбора материала, основанный на познании закономерностей развития существа человека. [1]

Обширнейшая литература по этому вопросу приведена в конце.

 

Один из основных законов эволюции гласит, что «филогенез повторяет онтогенез» - то есть, каждое существо в своем органическом развитии повторяет фазы развития рода в целом.

 

Лежащие в основе методов вальдорфской педагогики исследования законов становления душевного организма ребенка показывают, что также каждый человек в своем индивидуальном  душевно-духовном развитии повторяет фазы душевно-духовного развития человеческого рода в целом. [2]

 

Это восхождение по ступеням сознания человеческого духа должно происходить также и в сфере занятий изобразительными искусствами, используя при этом соответствующие средства, материалы и методы. - Отсюда непосредственно проистекают и задачи курса изобразительных искусств в школе: [3]

 

Цели занятий изобразительными искусствами в школе:

 

раскрыть в детях способность естественным образом пользоваться языком и выразительными методами изобразительного искусства, как языка становления человеческой души и духа.

 

Следствием этого может и должно быть общее оздоровление и укрепление в ребенке целостного начала, - этой основы ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ природы, - а не развитие в ущерб единству его существа какой-либо одной его стороны.

Задачи, решаемые в ходе занятий изобразительными искусствами в школе:

 

Средствами и методами изобразительного искусства дать возможность ученику в ходе своего возрастного развития ИНДИВИДУАЛЬНО ПРОЖИТЬ ВОСХОЖДЕНИЕ по пути становления души и духа ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

 

Каждая ступень возрастного пути становления ставит перед нами свои задачи. Конкретно это должно воплощаться в соответствующей возрасту методике работы, что будет описано отдельно далее. В каждом возрасте эта задача решается по-своему.

Естественно, что всегда необходимо считаться с условиями времени, с тем, как жизнь отражается на интересах детей, их воспитании, семье, новых направлениях в искусстве и др.[4]

 

В общих чертах можно сказать, что для младшей школы (1 - 4 классы) мы опираемся на присутствующую еще до 2 класса способность ребенка к подражанию и на активную в этом возрасте способность к образному представлению (образную фантазию), на еще естественным образом присутствующую способность к живому сопереживанию любому элементу, как живому существу – будь то линия, цвету, краска, персонаж все то, что является предметом внимания, рассказа.

Для более старших (4 – 6 классы) – опорой служит развивающаяся в это время способность детей точно представить себе характер, удержать в воображении его особенности, внутренне подвижно и живо прочувствовать, представить и пережить его, и соответственно этому передать в своей художественной работе.

 

Для учеников с 6 по 8 – 9 класс главным становится развитие способности точного, непредвзятого, объективного, свободного от личных склонностей, от личных симпатий-антипатий, наблюдения, и способность непредвзято и прочувствованно передать его средствами изобразительного искусства.

В конце 8 – начале 9 классов главной вновь становится развитие способности приводить в движение, сообщать характер тем уже четко выработанным и ясным образам и формам, полученным из внешнего наблюдения, которые ученики научились четко удерживать в представлении и передавать в работах на предыдущих этапах обучения.

 

Впрочем, при этом не должна утратиться и способность к душевной внутренней подвижности. Детская открытость и непосредственность в этом возрасте естественным образом на время исчезает, подросток обращается внутрь себя, замыкается на своих переживаниях. Душевная подвижность должна проходить свое развитие тогда на окольных путях, а не путем принудительного раскрытия или вторжения в личные переживания детей. Как достигается это в 14-16 лет, будет описано далее).

 

 

Задача учителя:

 

помочь найти ученику из его собственного устремления, из самого себя, воссоздать и прожить те основные пороговые ситуации, те основные ступени, которые проходило на путях развития искусства все человечество в целом. –

 

Помочь ученику самому индивидуально пережить все основные стадии, преодолеть все кризисы развития человеческой души, проживаемые человечеством в целом в ходе эволюции человеческого духа, в его становлении. – Это глобальная задача любой педагогики, если она действительно претендует помочь человеку обрести свое место в мире, а не сделаться «рассудочным автоматом», исполняющим те или иные злободневные задачи. – Педагогика не может обходить эти задачи стороной, если желает дать раскрыться в душе не только преходящим, временным пристрастиям повседневности, моды, а стремится предоставить возможность раскрыться в жизни ученика высшему, вечному, общечеловеческому началу, дать человеку свободу, а не загнать его в специализацию.

 

Исполненное стремлений и энтузиазма ИСКАНИЕ и ПЕРЕОТКРЫТИЕ ЗАНОВО, ОТКРЫТИЕ ВНОВЬ В САМОМ СЕБЕ всего, что выступает перед нами в ходе развития мира и человека, - только это одно может влить живые силы в развитие ребенка.

Постоянное сопереживание, повторение в самом себе путей поиска человечества, пребывание в их потоке, сопереживание находок и неудач в процессе своего развития, - только это дает силы для творчества. Конечно, процесс «открытий заново» будет повторять путь культуры человечества. – Но если он происходит по-своему, индивидуально, сообразно с ЛИЧНЫМ путем жизни ученика, с его судьбой тогда найденные совпадения не будут подавлять, а вдохновят… - Не ознакомление с «опытом веков, как готовым продуктом» - ощущение своего ничтожества перед величием сделанного другими, - но чувство и под своими ногами этой великой дороги! …

Это значит, что в процессе обучения ученики не должны получать «готовые образцы» - чужие достижения - пусть даже самые прекрасные, - прежде своих собственных поисков и находок. [5]

Кроме того, в смысле выработки ЛИЧНОГО отношения к творчеству имеет огромное значение фигура личности учителя. Ранняя передача учеников в руки «специалистов» всегда приводит к той или иной степени анонимности обучения, ведет к утрате личного, творческого отношения к жизни. Но и слишком долгое пребывание вблизи одного, еще по-детски воспринимаемого, учительского авторитета, подавляет стремление работать не ради похвалы со стороны, а ради красоты и правдивости выражения – вне зависимости от оценки близкого человека. – Здесь же нужно сказать о системе оценивания работ. Единственной объективной оценкой может являться совместное рассмотрение работ класса, группы; сравнение их друг с другом и с предыдущими работами в целях поиска того, что именно и как удалось передать. - Что получилось в результате выполнения работы, и как это удалось достигнуть? Удалось ли преодолеть трудности в ходе выполнения работы или они остаются для проработки в следующем задании? Какими методами решили проблему другие? – и т.д.

 

В соответствии с основными принципами вальдорфской педагогики в начальной и средней школе (в идеале - до конца 8 класса.) все основные уроки, также и изобразительное искусство, по возможности ведет один учитель. Практически на сегодняшний день в нашей школе это происходит до 6-7 года обучения.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь