Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кульминацией возникновения предметного начала из красочного является 4 класс (эпоха «учение о животных»).



 «Три животных» – являют себя, как прообразы, представляющие собой характеры различных систем человеческого организма выступают в этом возрасте в качестве ведущего начала во всех упражнениях, в том числе и в живописных, являясь их основной темой. (Для нервной деятельности – это орел; для ритмической системы, т.е. дыхания и кровообращения, связанных с миром наших эмоций – это лев; для обменной системы – корова)

К концу 4 класса дети научаются передавать характер животного, – как он соответствует характеру среды его обитания и стилю его поведения. То, что учитель рассказывает о жизни и характере животного на уроке, затем ещё разпроживается в красках на уроке живописи. Благодаря задаваемому учителем созвучию красок в душе ребенка снова звучит – на другом языке – то, что внутренне уже подготовлено рассказом.

(Естественно, что учитель должен еще и сам уметь найти это созвучие… Как правило, это может быть созвучие двух цветов, передающих настрой среды обитания животного; а третий цвет появляется в связи с самой фигурой животного, с его темпераментом и окраской – как цвет, рождающийся как дополнение, в интервале, в паузе между двумя другими цветовыми тонами, гармонизирующий и связывающий их. ) И если, проделав в течение года ряд работ, дети постепенно разовьют в себе внимательность и к более мелким деталям изображения, а также ловкость и наблюдательность при работе уже более густой акварельной краской, то им можно предоставить действовать относительно свободно. Если по заданной гамме цветов и их характеру движения дети будут в состоянии « отгадать », какое животное мы рисуем, - то можно сказать, что задача, стоящая перед живописной работой в 4 классе достигнута вполне.

Задача третьей ступени (5–6–7 кл.) пространственные мотивы.

 

В этом возрасте предметность уже соткана из красок; дети уже научились это делать. Теперь мы постепенноучим их создаватьвкартинепространство, - но по началу еще не благодаря линейной перспективе, а благодаря душевному настрою красок картины: мы учимся изображать отдаленное и близкое: подступающее к нам – как главное, центральное для нашего душевного переживания; и отступающее, уходящее, теряющееся, – как второстепенное, уходящее, исчезающее из области нашего душевного переживания…

 

В 5 классе мы уже в большей степени обращаемся к пониманию связи животного со своей средой обитания, и, как следствие, более тонких различий в царстве фауны. Здесь нас больше интересует атмосфера жизни животного, его образ жизни в природе, а не только его характер. Мы всё дальше выходим вовне, во внешний мир, вместе с учеником. Флегматическое или подвижное, таящееся или броское, величественное или низменное и т.д. – это надо научиться выразить в изображении при помощи созвучия или диссонансов цвета.

Рисуют сообщества животных – стаю рыб, птичий базар, семейство медведей, лежбище котиков, семью бобров у плотины и т.п.

По-прежнему внутренним объединяющиммотивом остаются три функции систем человека: нервно-чувственной, ритмической и обменной.

Хорошо проследить в свою очередь эти три типа внутри трех основных типов животных (орёл, лев, корова): например, грызун –«корова» – это бобр, грызун –«хищник» – это хорёк, грызун «мышь» –это сама мышь. Здесь возможны любые рассмотрения, о которых учитель в состоянии живо и верно рассказать. Например, это могут быть як, буйвол, бизон, антилопа, зебра, жираф, слон, олень, лошадь - из жвачных; хищники – волк, лиса, рысь, тигр, леопард, дикий кот... Грызуны – бобр, бурундук, тушканчик, хомяк, белка... Различные птицы – куры, голуби, воробьи, колибри, павлин, страус и другие (певчие, тропические...).

Растительный мир изображается в 5 классеисходя из взаимодействия окружения растения (атмосферы красочного фона) и характера цвета самого растения. Хорошо расположить темы так: сперва – собственно зеленое растение (например травянистое); затем – лилия, роза, одуванчик, фиалка; затем – характерные деревья: береза, дуб, ель или сосна, липа, клен; далее - различные огородные культуры-плоды: арбуз, кабачок, дыня, тыква... Можно взять, например, подсолнух или ромашку и показать, как в них (если проследить процессы, начиная с одуванчика) собирается сила солнечной зрелости; и как она приходит к земной плотности и сладости - в дыне и тыкве.

Холодные тона, имея тенденцию окружать, формируют линию; они формируют пустоты - для облика плода и растения. - А теплые тона дают плоть и спелость наполнения тканью для плода и цветка.

Отдельной темой можно взять 4 основных злака; овёс, рожь, пшеницу и ячмень. Однако их лучше рисовать карандашами в классных тетрадях.

Важно дать почувствовать детям две тенденции образования живого пространства – внутреннее пространство одних растений наполняется солнцем и теплом Земли; другие же истончают свои формы благодаря связи с пространством и светом Космоса . Роза и лилия являют здесь экстремальные примеры этих двух тенденций.

Географические карты рисуют акварелью в связи с эпохами географии и истории (Индия, Персия, Греция...). Сам мотив плана, карты хорошо увязывается с эпохой изучения Древнего Египта; со стремлением сознания в этом возрасте к достижению твёрдых границ («предметных мотивов»). Появляются коричневый и чёрный цвета (как элемент, подчеркивающий цветовую плоскость). Однако, при этом следует избегать одноцветной каймы одинаковой толщины; эти цвета должны появляться в виде пульсирующей, различной по толщине, подчеркивающей границы цветов – а не заранее нарисованной - линии.

В ходе главного урока учитель рисует с детьми в тетрадях карты цветными карандашами и мелками. На уроках живописи карты рисуют уже после этой проработки. При этом исходят из полярностей: вода - суша и светлое - темное (возвышенности - и низменности, пустыни - и леса и т.п.). Цвет при этом должен возникать, исходя из характера изображаемых областей, а не из подражания цвету пустыни или леса (есть ситуации, когда цвета этих объектов совпадают, но бывает, что и меняются местами...).

Как дополнение к живописи – на усмотрение классного учителя – один дополнительный урок в неделю можно посвятить лепке. Здесь нужно заниматься так же, как и в 4 классе, лепкой животных (более подробно разрабатывая троичность, как «орёл», «лев», и «бык» проявляют себя во всех трёх областях: три вида птиц, три вида хищников, три вида жвачных животных). Хорошо выполнить барельеф на темы Египта и/или Греции; возможно даже (для некоторых учеников) дать его раскрасить. Однако в этом случае нужно не просто срисовать краски с оригинала, а дать ученикам импровизировать в стиле эпохи. Для этого делают предварительные зарисовки с различных изображений. Обязателен при этом поход в музей (залы Египта, Греции, Вавилона).

Темой барельефа можно взять также и растительный мотив. Подготовкой для него является, например, изготовление доски для печатного пряника с мотивами узоров-переплетений. Здесь важен мотив отпечатка – то, что разовьется дальше в старшей школе в линогравюре, гравюре по дереву, и, возможно, в офорте.

В 6 классе  происходит постепенный переход к работе в технике черно-белого рисования .

В курсе так называемого «Учение о тенях» мы прослеживаем и изображаем падениетеней от предметов, – обычно от геометрических тел. В этот момент рисунки становятся очень похожи на те работы, которые мы привыкли видеть в классической академической школе: на подиуме перед классом стоит постановка, составленная из гипсовых или бумажных геометрических тел, сбоку поставлено освещение; дети рисуют с натуры. Однако материалы для рисунка существенно отличаются от того, что обычно принято в художественных школах: у нас это не графитовый карандаш, а мягкий уголь и пастельные мелки монотонной (теплой или холодной) гаммы. Очень хорошо использовать попеременно то белую, то черную бумагу: для теплой гаммы мелков - черную, а белую или серо-голубую – для работы в холодной цветовой гамме. Уголь при этом необходимо тщательно растирать на бумаге пальцами, работая плоскостями, а не линейными контурными обводками предметов! Основная цель – научить детей видеть, что форма предмета не висит в воздухе, подобно проволочному каркасу, а ткется из встречи ТЕНИ и СВЕТА. Предмет при этом зримо обретает опору на плоскость основания. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, что светлое становится таковым ТОЛЬКО в присутствии рядом тени. Это дает детям совершенно новую почву для развития морального чувства – они начинают ощущать, что Тьма – это не просто отсутствие света, а в ней мы вступаем в мир материального.

 

Вырабатывается новый подход к работе с цветом. – В начале 5 класса, при раскраске географических карт, цвет берется еще как плоскостной; затем следует переход к изображению внешнего пространства, его воздушной перспективы. Здесь снова должны совместиться, но уже по-иному, чем раньше, все три ипостаси переживания цвета:

- цвет, как элемент, несущий в себе характер (душевные качества, темперамент; )

- цвет, как элемент образующий предметную форму – при взаимодействии различных цветов;

- цвет, как элемент, образующий пространственное в картине.

Если этого совмещения не произойдет, то у детей выработается только одна сторона: либо определенная грезящая экзальтированная душевная эмоциональность, – либо только виртуозная, (но при этом не пронизанная душевным теплом) способность изображать предметное. Тогда мы либо застынем в бездушной геометричности пространственной линейной перспективы, и для нас навсегда останется загадкой, как же возникает сюжет в картине, откуда берется смысл и настроение работы, ее душевное наполнение, – либо мы останемся в рамках одной только расплывчатой душевности, которая не в состоянии дойти до определенного изображения и осмысления предметного мира. Самое главное, что тогда теряется, – это способность наблюдать и чувствовать внешний мир; ученик фиксируется тогда только на своих эмоциях и переживаниях, и попадает в душевную изоляцию, в своеобразную «башню из слоновой кости».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь