Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Класс. Цели и задачи в связи с характеристикой возраста.



 

В детях в этом возрасте всё больше высвобождаются волевые силы. Они начинают переживать очарование силой и мощью техники с одной стороны, и своей собственной непреклонностью (или неуверенность.) с другой. В этом возрасте мы сообщаем ученику идеи, из которых он усвоит, что в природе существует причина, следствие и т. д. Мы всё больше адресуемся к мышлению, к интеллекту. И этому неорганическому, безжизненному естествознанию должны стать противовесом правильно поставленные занятия искусством.

«История изобразительных искусств». .

В 9 классе начинается преподавание истории искусств, как отдельного предмета

(см. программу по «Истории искусств»).

На примере лучших работ ученики знакомятся с развитием изобразительного искусства с древности до времен Рембрандта. Цель здесь - противопоставить процессу причинно-следственного мышления учеников процесс вживания в мир прекрасного и в превращения и метаморфозы форм душевной жизни человека. Ученики знакомятся с разными понятиями красоты, различными идеалами искусства эпох. Это позволит преодолеть отчуждение подростков от мира, которое возникает при развитии одной лишь интеллектуальности. Преподавание делают более наглядным, используя иллюстрации - слайды, репродукции, альбомы, открытки, копируя произведения.

Обычно хорошо начинать с Египта, затем перейти к Греции, начиная с архаики; сюда отнесем и соответствующие культуры - крито-микенскую, кикладскую. Затем много занимаются периодом средней эпохи Древней Греции. Скульптуру и архитектуру показывают в их связи с постепенным становлением сознания, с переходом от мифологического, мистериального мышления к философскому подходу. Затем рассматривают Древний Рим. Эпоха христианства, Византия, снова возвращают нас к более мифологическому восприятию мира. Средневековье вводит нас снова в архитектуру и ремесло. В связи с ним можно рассмотреть русскую икону. В Европе в это время - И. Босх, М. Грюневальд, Ван-Эйк. Затем в живописи начинают - с Джотто - рассматривать Возрождение. Здесь основные рассмотрения связаны с появлением перспективы и с творчеством Леонардо Рафаэля и Микельанджело. Затем - Джорджоне, Тициан, Караваджо; Боттичелли, Рубенс, Дюрер. Мастера Северной Европы должны быть показаны в сравнении с живописью Юга Европы - Эль Греко, Веласкес и т. п. Достаточно широко и разносторонне должно быть рассмотрено творчество Рембрандта: как графика, так и живопись.

Важно привести учеников к пониманию изменения сознания художника от эпохи к эпохе. В этой связи рассматривают, как изменяется осознание пространства картины, пространства храма и т. п.

Возможность сжиться с сознанием эпохи через восприятие прекрасного, драматически впечатляющего, в противовес рассудочному и сухому рассмотрению в рамках причины и следствия - это крайне необходимо в рассматриваемом возрасте. Ученики в конкретной форме воспринимают метаморфозы понимания прекрасного: прекрасное у греков, прекрасное в эпоху Возрождения и т. п. Так, учащиеся могут, например, на пути от Джотто к Рембрандту непредвзято наблюдать объективное художественное решение душевных проблем, которые в этом возрасте постоянно возникают в глубинах сознания. История искусств выступает как история становления собственной души ребенка, вынесенная во внешний мир.

В 10 классе особое внимание уделяют поэзии и языку, как предмету истории искусств. Вместе с чтением и декламацией изучают элементы поэтики, различия в жанрах и стилях литературы.

Наряду с этим изучают творчество художников - от Рембрандта до эпохи постимпрессионизма. Здесь важно показать, как в искусстве постепенно приходят к образу, исходя не из рассудочно-чувственного (из «предметного цвета»), а из концептуального подхода. Здесь стремятся выразить либо первообразы внешнего мира (например, Сезанн раскладывает все формы на шар, конус и куб), или же - первообразы внутренних душевных устремлений (экспрессионизм). Важно показать в сравнении эти два направления - импрессионизм и экспрессионизм, дабы прийти затем к их синтезу (в противовес их односторонностям). Художники - от Рембрандта до Ван-Гога.

В 11 классе снова обращаются к повторению живописи. Можно начинать с Ван-Гога, но уже как с представителя философии в искусстве. Нужно показать его устремления в христианской философии, её выражение в раннем и позднем творчестве. Затем - переход к искусству начала века; кубизм, футуризм, имажинизм, абстракционизм и другие направления. Здесь важно показать, как целое начинает распадаться на части, в зависимости от того, что художники видят, как первоэлемент искусства: форму, цвет, композицию или ещё что-то. В. Кандинский и П. Клее, как экспериментаторы с первоэлементами живописи. Обращение Кандинского на поиск смысла отдельных красок, форм и т.д. - в связи с его трактатом «О духовном в искусстве».

Проникновение в искусство возможности выражения духовно-злого и демонически-технического. Конструктивизм, «революционное» искусство. «Черный квадрат» К. Малевича - в связи с темой проникновения в сверхчувственное, и встречи со злом на пороге сознания.

Затем переходят к архитектуре, в конечном счете, приходя к рассмотрению композиции и строения I Гётеанума, спроектированного Р. Штейнером. Самое главное здесь - показать, как из одной единой идеи - отобразить в здании становление и эволюцию человека и мира - проистекают все частности строения, росписей и т. д. Тогда ученики могут пережить всё значение для себя самих жизни из творческого замысла. Ибо в этом возрасте им необходимы моральные силы для преодоления сомнений в себе.

Параллельно изучается музыкальная эстетика, - стилевые различия, запад и восток, север и юг Европы; русская музыка, как становление некоей особой, ещё не раскрывшейся линии в жизни.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь