Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Резиденции элиты власти в Оренбургской губернии в конце XVIII – середине XIX вв.



Широко известны такие виды российских дворянских усадеб как аристократические усадьбы в столицах и их пригородах, в крупных губернских городах; дворянские гнёзда – помещичьи усадьбы в родовых имениях, часть которых исследователи выделяют в особую группу – культурные гнёзда, сплачивавшие определённый круг друзей и единомышленников владельцев усадеб[77]. Историки определяют усадьбы «как важнейшее духовное, культурное и социально-психологиче­ское пространство, сферу становления и выражения личности владельца»[78].

В Оренбургской губернии сложились такие крупные дворянские гнёзда как имение богатых землевладельцев Тимашевых с усадьбой в с. Ташлы, Мансуровых, Дурасовых, Звенигородских, владельцев усадеб в сёлах Спасском, Никольском, Тугустемир Оренбургского уезда и др. Особо выделялся загородный усадебный комплекс «родового гнезда» Тимашевых. В середине XIX в. в центре усадьбы был «трёхэтажный дом, построенный из камня, с флигелями, будуаром и высокими просторными залами и комнатами, достаточно вместительными, чтобы принимать большое число гостей». Дом представлял собой настоящий замок. Тимашевы каждое лето принимали у себя немалое количество друзей и знакомых, приезжавших из столиц и дворянских имений губернии. «Поездки или прогулки пешком в соседние леса и долины…, вечера музыки, пение и душевные разговоры делали пребывание в Ташле очень приятным», – вспоминал военный инженер И.Ф. Бларамберг[79].

Следует отметить и усадьбу представителя местной экономической элиты – винного откупщика В. Звенигородского: «Около просторного комфортабельного дома был построен большой каменный флигель, специально для гостей, в котором могли удобно разместить четыре – пять семей». В усадьбе были сады с оранжереями и парниками. Хозяин «был известен своим гостеприимством по всей губернии»[80]. К нему приезжали военные губернаторы и их приближённые. А военный губернатор В.А. Перовский даже разделял внимание Звенигородского к своим оранжереям. Во время военного похода на Кокандское ханство к Ак-Мечети Перовский в начале июня 1853 г. «отыскал в Кара-Куме… чудесные кусты гребенщика» и просил передать Звенигородскому, «чтобы он прислал за ними подводу»[81].

Условно к миру усадьбы дворянской элиты можно отнести резиденции военных и гражданских губернаторов. В Оренбурге и Уфе их резиденциями и одновременно жилыми помещениями были губернаторские дома. Некоторые губернаторы заводили на период их службы в регионе усадьбы на взятой в аренду земле. Эти временные усадьбы обладали многопрофильными функциями: как административные центры по управлению краем и как культурные провинциальные гнёзда, собиравшие родственников и личных друзей губернаторов, местное дворянство, военное и гражданское чиновничество, учёных, путешественников по Южному Уралу, Казахстану, Средней Азии.

Местное светское общество имело возможность реализовать свои культурные запросы в мероприятиях военных и гражданских губернаторов (балы, театр, государственные праздники), проводимых в резиденциях начальников губерний и их загородных домах. Военные, с 1851 г. генерал-губернаторы, в Оренбурге, гражданские губернаторы в Уфе, «хозяева» Оренбургской губернии, уже в силу своих служебных обязанностей участвовали в развитии провинциальной культуры.

Корпус оренбургских губернаторов был неоднороден. Наиболее деятельные и талантливые из них оставили яркий след своей общественной и культурной деятельности в крае. Главными начальниками Оренбургского края служили 6 –военных губернаторов (1798–1851 гг.), вслед за ними трое Оренбургских и Самарских генерал-губернаторов (1851–1864 гг.). Под их общим контролем работали гражданские губернаторы – начальники губернии. С 1800 по 1856 гг. назначались 12 гражданских губернаторов, а всего до раздела в 1865 г. Оренбургской губернии на Уфимскую и Оренбургскую служило 15 гражданских губернаторов. Местом пребывания военных и генерал-губернаторов был определён Оренбург, гражданских губернаторов – Уфа.

Военные губернаторы и генерал-губернаторы являлись доверенными лицами императора и были ответственны только перед ним. Осуществляя политическую связь между высшими, центральными и местными органами управления, они наделялись чрезвычайными полномочиями. Главные начальники края несли функции верховного надзора за всей системой местных управленческих структур и одновременно командовали регулярными и иррегулярными воинскими частями, расположенными в губернии. В распоряжении военных губернаторов были большие воинские силы: Отдельный Оренбургский корпус (армия), Оренбургское и Уральское казачьи войска, Башкиро-мещерякское войско (с 1834 г.). Им принадлежала огромная власть в крае. Гражданские губернаторы, назначаемые императором по рекомендации министра внутренних дел, как «хозяева вверенной им губернии» обладали большой распорядительной и надзорной властью над гражданскими управленческими структурами.

С целью препятствия коррупции и произволу со стороны гражданских губернаторов предусматривался их перевод из губернии в губернию через три – пять лет, им запрещалось иметь в губернии крупную недвижимость. Для военных губернаторов сроки службы не ограничивались, но на покупку земли требовалось высочайшее разрешение.

Резиденции элиты занимали казённые или съёмные дворянские дома, служившие одновременно квартирами губернаторов, а в летнее время их переносили в загородные усадьбы.



Оренбург

Военные губернаторы генерал-майор Н.Н. Бахметев (1798–1803) и генерал от кавалерии князь Г.С. Волконский (1803–1817) жили в центре Оренбурга в казённом большом деревянном одноэтажном доме – «10 окон по улице». Перед зданием была площадь со скверами[82]. В последние годы своего правления Волконский перебрался в здание губернаторской канцелярии, построенное на возвышенном берегу р. Урал.

Его преемник генерал от инфантерии П.К. Эссен (1817–1830) тоже жил в этом доме, неудобном и уже требовавшем ремонта. Эссен и следующий военный губернатор генерал-лейтенант граф П.П. Сухтелен (1830–1833) занимались проектами по перестройке здания с целью увеличения его внутренней площади. Были составлены два проекта: губернским архитектором Алфёровым и архитектором Уральского казачьего войска Г. Гопиусом[83]. Но дело до их реализации не дошло. Граф Сухтелен избрал себе «барски построенный» в Оренбурге дом помещика Е.Н. Тимашева, где владелец постоянно не проживал. К тому же в феврале 1833 г. Тимашев был избран предводителем губернского дворянства и прослужил в этой должности четыре трёхлетия до конца 1844 г. Как глава дворянского депутатского собрания, он обязан был подолгу находиться в Уфе. Свой наследственный дом в Оренбурге он и передал под квартиру военных губернаторов Сухтелена, а затем В.А. Перовского (1833–1842).

Дом помещиков Тимашевых, построенный в конце XVIII – начале XIX вв. был достаточно вместителен. Двухэтажное здание, возведённое в стиле русского классицизма, стояло на высоком цоколе, придававшем ему основательность. Нижний этаж был каменный, верхний и мезонин – деревянные (в 1999 г. здание сгорело, была выстроена копия). В этом особняке губернаторы принимали императора Александра I (1824 г.), цесаревича Александра Николаевича (1837 г.), А.С. Пушкина (1833 г.)[84].

При В.А. Перовском проект строительства губернаторского дома был переработан, а 5 мая 1839 г. рассмотрен и одобрен Николаем I. К концу 1840 г. основные строительные работы завершились. Здание было симметричным в плане с западным и восточным крылами, как полагалось по нормам классицизма. Оно имело два этажа и большое чердачное помещение, т. н. антресольный этаж. «Наверху посередине главного фасада располагался бельведер», откуда открывался замечательный вид на р. Урал и Зауралье. На углу здания на уровне второго этажа выступал эркер – застеклённый крытый балкон. «На набережную выходил портик с балконом, причём пандусы позволяли подъезжать в карете прямо к парадной двери». Помещения для приёмов, с высокими потолками, располагались на втором этаже. Отделка интерьеров, лестничные ограждения выполнялись по рисункам петербургских художников[85]. В доме военных губернаторов размещалась и губернаторская канцелярия.

После отставки В.А. Перовского в губернаторский дом переехал последний Оренбургский военный губернатор генерал-лейтенант В.А. Обручёв (1842–1851). С 1851 по 1864 гг. здание занимали Оренбургские и Самарские генерал-губернаторы: генерал от кавалерии В.А. Перовский (1851–1856), генерал-лейтенант А.А. Катенин (1857–1860), генерал от артиллерии А.П. Безак (1860–1864) и Оренбургский генерал-губернатор генерал от артиллерии Н.А. Крыжановский (1864–1881). В мемуарной литературе дом называют дворцом генерал-губернаторов.

Свои резиденции высшая бюрократия края на несколько лет пребывания у власти превращала фактически в собственные дома, где постоянно или временно жили их семьи, родственники, где они принимали не только военных и гражданских чиновников, но и личных друзей. В первой половине и середине XIX в. В.А. Перовский губернаторствовал более 15 лет, Г.С. Волконский – 14 лет, П.К. Эссен – 13 лет, В.А. Обручёв – 9 лет.

К Г.С. Волконскому, жившему в Оренбурге без семьи, несколько раз приезжала и подолгу гостила жена Александра Николаевна, дочь фельдмаршала князя Н.В. Репнина, статс-дама и обер-гофмейстерина при императорском дворе; замужняя дочь княгиня Софья с подругами. В январе – феврале 1808 г. отца навещали сыновья Сергей и Николай. Сергей, штабс-ротмистр Кавалергардского полка (с 1813 г. – генерал-майор), прославился в военных действиях против французских войск в 1806–1807 гг. (в дальнейшем – участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813–1814 гг., член Союза благоденствия и Южного общества, осуждённый по I разряду и по конфирмации 10 июля 1826 г. приговорённый к каторжным работам на 20 лет). Николай, принявший фамилию матери (чтобы сохранить род князей Репниных), генерал от кавалерии, также участвовал во всех походах против Наполеона.

Губернаторский дом Г.С. Волконского был местом общения всех крупных чинов города, а также приезжавших в Оренбург гражданских губернаторов А.А. Врасского, И.Н. Фризеля, М.Ф. Веригина, богатых дворян – помещика Н.И. Тимашева, владельца Кагинского и Узянского заводов И.Е. Демидова, занимавшегося благотворительностью купца Ф.К. Шапошникова и других.

В письмах дочери Г.С. Волконский в 1808 г. сообщал: «Каждой вечер всё общество у меня занимается забавами… и на всё довольной расход» – и жаловался, что ранее «было здесь свободно жить, ныне – во всём дороговизна: пуд кофею – 100 р., 80 р. пуд сахару»[86]. Князь устраивал музыкальные вечера, приглашая иногда исполнителей из столиц, где знакомил своих гостей с музыкой русского композитора Д.С. Бортнянского, итальянцев – Б. Марчелло, Д. Палестрина, Д. Перголези, А. Страделла[87]. Следует отметить, что Волконский знал и высоко ценил творчество художника-живописца В.Л. Боровиковского, которому заказывал портрет Александра I для своего губернаторского дома, а по просьбе заводчика И.Е. Демидова просил «писать всю императорскую фамилию»[88].

В обязанности Главного начальника края входило устройство в праздничные дни парадных обедов и балов для командиров воинских частей и своих ближайших сослуживцев. Помимо этого в губернаторском доме были вечера для танцев, на которые Волконский приглашал «жён и дочерей казачьих офицеров в их казачьих нарядах: девицы в жемчужных лентах или повязках, а замужние в кокошниках. Он был последним губернатором, к которому на вечера приглашались казачки»[89]. Этнографические вечера сменялись открытыми праздниками для «народного увеселения» с фейерверками, запусками ракет. Со слов старожилов, генерал-майор И.В. Чернов записал, что «очень блистательные были празднества» во время приезда к Волконскому жены и других родственников: «Выставляемы были бочки пива и вина, на ногах стояли жареные быки и бараны с золотыми рогами; вечером фейерверк превзошёл всё, что оренбуржцы доселе могли видеть. Фокусник пустил огненного змея, который пролетел город и рассыпался над кладбищем»[90].

Оренбургское светское общество приглашалось на такие представительные собрания как конфирмация избранных ханов Младшего казахского жуза (орды). Так, в сентябре 1805 г. накануне отъезда хана Джантюри в жуз «у губернатора был прощальный бал, куда кроме хана были приглашены все султаны, бии и знатные киргизы, все чины местных управлений и цвет оренбургского дамского общества»[91].

На проведение таких празднеств Волконский тратил казённые деньги, выдаваемые, в основном, на парадные обеды, и своё собственное жалованье. Пришедший ему на смену П.К. Эссен отличался прижимистостью. В губернаторский дом приглашались лишь «выдающиеся по своему служебному значению лица». Народные празднества проходили в зауральской роще, куда с разрешения губернатора «посылалась музыка и песенники из казаков и солдат…, устраивались фейерверки»[92]. На берегу Урала Эссен выстроил загородный дом с садом, где жил с семьёй всё жаркое оренбургское лето.

За участие в войне с Францией в 1806–1807 гг., русско-турецкой войне в 1809–1812 гг. и Отечественной войне 1812 г. П.К. Эссен был награждён высшим орденом Александра Невского, тремя золотыми шпагами с надписью «За храбрость». И ещё, император Александр I 31 декабря 1819 г. пожаловал военному губернатору 10 тыс. дес. земли в Оренбургской губернии. Эссен, единственный из военных и генерал-губернаторов края был вписан в Оренбургскую дворянскую родословную книгу. Отметим, что его предшественнику князю Волконскому было отказано в получении земли в Оренбургской губернии[93].

Самой длительной и наиболее плодотворной была служба генерал-адъютанта В.А. Перовского: военный губернатор в 1833–1842 гг., Оренбургский и Самарский генерал-губернатор в 1851–1857 гг. В 1857 г. за личные заслуги он был удостоен графского титула. Хорошо образованный, прошедший военную службу с чина прапорщика до генерала от кавалерии, участник Бородинского сражения и русско-турецкой войны 1828–1829 гг., Перовский находился в дружеских отношениях с многими видными политическими и культурными деятелями России. Самым близким товарищем был поэт и академик Петербургской академии наук В.А. Жуковский. А.С. Пушкину военный губернатор содействовал в поездке по Оренбургскому краю (1833 г.) для сбора материалов по истории Пугачёвского восстания. Блестящий мастер парадного портрета Карл Брюллов в 1833 г. написал портрет своего друга, начавшего службу военным губернатором, а его брат Александр, известный столичный архитектор, согласился стать архитектором зданий Дворянского собрания и Караван-сарая в Оренбурге.

Перовский подбирал себе чиновников среди людей образованных, стремящихся служить на благо стране, обладающих широким кругозором. Он привлёк к работе по изучению Оренбургского края, сопредельных территорий казахских жузов, находившихся в подданстве России, и среднеазиатских ханств таких исследователей как географы, картографы, востоковеды братья Н.В. и Я.В. Ханыковы, писатель, лексикограф, этнограф, ученый-естествоиспытатель В.И. Даль, военный инженер, топограф И.Ф. Бларамберг, переводчик с восточных языков кандидат словесности П.И. Демезон, натуралисты Г.С. Карелин и А. Леман, офицеры-картографы А.М. Жемчужников и Н.В. Балкашин, востоковед В.В. Григорьев, историк В.В. Вельяминов-Зернов и др. По воспоминаниям обер-квартирмейстера Генерального штаба полковника Бларамберга, с 1840 по 1855 гг. служившего в Отдельном Оренбургском корпусе и проводившего топографическую съёмку губернии и земель казахских жузов, В.А. Перовский собрал «возле себя блестящий круг образованных военных и гражданских чиновников, так что жизнь протекала тут очень интересно и отдалённость от столицы не ощущалась»[94].

Самым ярким событием для гостей и жителей Оренбурга стал праздник, организованный военным губернатором 13 июня 1837 г. в связи с приездом наследника Александра Николаевича. Состоялся парад войск Оренбургского корпуса, скачки на лошадях, в которых в красивой военной форме участвовали две сотни башкир. Как писал флигель-адъютант полковник С.А. Юрьевич, сопровождавший наследника: «азиатцы, образованные на европейский манер, новосформированные полки башкирцев, смешанные с Уральскими казачьими полками, стройными манёврами занимали великого князя»[95].

После обеда начался «азиатский праздник». Его программа сохранилась в дневниковой записи воспитателя наследника поэта В.А. Жуковского: «13 [июня]. Пребывание в Оренбурге… После обеда азиатский праздник. Киргизское кочевье (кибитка). Диван. Решётка. Стрелы или унины. Круг. Кошма или войлок. Скачка вокруг холма. Скакали лошади некованые и некормленные, без овсов, без сёдел, в шлеях. Две скачки. Выигрыш. Верблюды, лошади, кафтаны. Скачка на верблюдах. Пляска башкирская. Борьба башкир с киргизами. Музыка башкирская. Музыкант: курайчи; инструмент: курай или чеблузга. Юрлаучи-певец. Баксы или колдун киргизский; змеи, прыганье на саблю, исступление. – Чай в кибитке. Театр в галерее»[96]. Только после ознакомления наследника с искусством башкир и казахов Перовский повёл гостя на встречу с оренбургским благородным обществом, собравшимся в специально сооружённой галерее. Для встречи наследника Перовский «мастерски успел соединить европейские удовольствия с азиатскими потехами»[97].

О любви В.А. Перовского к восточной культуре говорит и описание интерьеров его дома. Так, по воспоминаниям сенатора К.И. Фишера, близко знавшего Перовского, «внутреннее убранство его покоев представляло тип сурового воина и восточного сибарита. Рабочий стол его окружён был рыцарями в стальных латах, и все стены обвешаны мечами, ружьями и пистолетами. Среди комнаты лежал огромный пёс, грозный и смышлёный; рядом комната, обвешанная и устланная богатыми коврами; вокруг стен широкие турецкие диваны, на полу – богатый кальян, а в стене огромное зеркало, составлявшее скрытую дверь»[98].

Как говорилось выше, губернаторский дом строился в конце 30 – начале 40-х годов, не было в Оренбурге в это время и «общественного дома для собраний интеллигенции»[99]. В 1841 г. Перовский, на взгляд очевидцев, «соорудил грандиозное здание Дворянского собрания» или, как тогда его именовали Благородного собрания. По описанию специалистов здание построено в стиле классической архитектуры. Главный фасад решён в виде двух ризалитов, между которыми на цокольном этаже шла терраса. «Окна главного зала уходят, таким образом, куда-то в глубь здания, создавая атмосферу отдалённости от улицы». Дворовой фасад также имел два больших выступа, между которыми располагался полукруглый объём гостиной с крыльцом и огибающей его с обеих сторон лестницей. В архитектурной композиции использован дорический ордер. В качестве ограждения крышу над главным фасадом украшала балюстрада. Здание имело два больших зала и небольшие помещения. Внутренняя отделка отличалась изяществом[100].

Административный статус Оренбурга как уездного города не требовал возведения дома Дворянского собрания. Но город был военным центром Оренбургского края и в нём проживало много дворян в военных чинах, в том числе гвардейское и армейское офицерство, гражданская бюрократия. В середине 30–40-х годов 78% населения Оренбурга составляли военные, среди них – 17% дворян и чиновников – около полутора тысяч человек. По численности дворян и чиновников город занимал первое место среди городов края и всего Урала. Причём подавляющее большинство их составляли потомственные дворяне[101]. Такая особенность Оренбурга, а также близость к нему крупных имений Мансуровых, Толмачёвых, Тимашевых, Пасмуровых, Эннатских и др. побудили Главного начальника края заняться возведением дворянского культурно-просветительного центра.

Открытие Дворянского собрания состоялось 2 декабря 1841 г. Накануне прошёл сбор денег для устройства бала среди военных и гражданских чиновников Оренбурга и помещиков из близлежащих к городу имений и сумма составила 10 тыс. руб. ассигнациями. Как писал участник торжеств, «такого бала оренбуржцы ещё никогда не устраивали. Блестящие мундиры, богатые туалеты, музыка, обслуживание и ужин были не хуже, чем в Петербурге»[102]. Большим событием в культурной жизни города стало создание в конце 1843 г. любительского театра, которому военный губернатор предоставил помещение в одном из больших залов Дворянского собрания. Инициаторами и артистами этого «приятного нововведения» были офицеры Генерального штаба. «Премьеры выливались в праздник для всего Оренбурга, – писал оформитель и бухгалтер театра. – Билеты обычно расхватывались заранее, на всю зиму были абонировано половина мест и все приставные стулья. Зал был всегда полон»[103].

Здание Дворянского собрания, Дом военного губернатора, комплекс Караван-сарая относятся к самым значительным постройкам правления военного губернатора В.А. Перовского.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь