Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Внимание как процесс апперцепции
Выделенные В. Вундтом свойства сознания, за исключением ритмичности, характеризуют его как состояние, статичную структуру. Но сознание по природе своей динамично, одни элементы уходят из него, другие появляются. Внимание тоже не приковано всегда к одному и тому же объекту: в его фокуде постоянно оказываются новые элементы, вытесняя на периферию прежние содержания. По мнению В. Вундта, чтобы попасть в сознание, воздействующий на нас стимул должен обладать достаточной физической интенсивностью. Сам процесс ≪ фактического вхождения какого-либо содержания в сознание≫ [15, 33], получивший название перцепции, пассивен. Термин ≪ перцепция≫ был введен немецким философом Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646—716) для обозначения общей способности одушевленных существ и даже неодушевленных предметов к восприятию внешних воздействий [45]. Попадание же элемента в центральную зону сознания, в ≪ поле внимания≫ —процесс активный. Зависит он уже не от характеристик стимула, а от познающего субъекта. Это элементарный акт воли1. В. Вундт называет процесс сосредоточения внимания на не- ' Психологическая и философская система В. Вундта относится к системам, объединяемым понятием ≪ волюнтаризм≫ (лат. voluntas —воля). 63 котором содержании сознания, вновь прибегая к терминологии Г.В.Лейбница и его последователя И.Ф.Гербарта, апперцепцией. Внимание в концепции В. Вундта и выступает как процесс апперцепции. Вследствие апперцепции элементы сознания, попавшие в ≪ поле внимания≫, наделяются особыми качествами —большей ясностью и отчетливостью (см. разд. 2.1.1). В то же время на периферии сознания процесс апперцепции сопровождается особым ≪ чувством деятельности≫ —субъективным переживанием усилия или напряжения1. Вспомним, что в теории эмоций2, предложенной В.Вундтом, любой эмоциональный процесс может быть представлен как точка в пространстве, задаваемом тремя измерениями: ≪ удовольствие < -≫ неудовольствие≫, ≪ возбуждение < -> успокоение≫, ≪ напряжение < -> разрядка≫. Возникновение и исчезновение ≪ чувства деятельности≫ в актах внимания описывается как изменение по последнему из этих трех измерений. По сути своей апперцепция —укрупнение единиц восприятия, или ≪ схватывание целого≫. Именно такое схватывание смысла происходит при чтении слова, состоящего из отдельных букв. В основе этого укрупнения единиц, которое в современной психологии обозначается понятием группировка, может лежать не только смысл, но и ритм. Для образования укрупненной единицы восприятия необходимо, чтобы все составляющие ее элементы находились в сознании. Однако и в этом случае может понадобиться несколько последовательных актов апперцепции, особенно если единица достаточно велика, например представляет собой целое предложение или длинное многоосновное слово вроде ≪ Wahlverwandschaften≫, каковыми славится немецкий язык. Очевидно, что группировка вследствие акта апперцепции, приводя к укрупнению ≪ единиц восприятия ≫, ведет тем самым и к увеличению ≪ абсолютного≫ объема внимания. Это делает понятным результаты исследований Г. Обер- ли, который показал увеличение объема внимания в условиях группировки и сосчитывания по сравнению со стандартными условиями его измерения (см. разд. 2.1.2). Итак, процесс апперцепции выполняет троякую функцию: увеличивает ясность и отчетливость определенного содержания сознания (или группы содержаний), приводит к исчезновению всех не связанных с ним впечатлений и соединяет в единое целое все впечатления, имеющие к нему отношение. Это ≪ чувство деятельности≫, на которое указывал В. Вундт, исчезнет потом в работах Э. Титченера, для которого внимание —процесс, определяемый работой нервной системы, а не волей человека, и вновь появится в форме отраженного мускульного напряжения в так называемых моторных теориях внимания Т. Рибо и Н.Н. Ланге (см. разд. 2.3). 2 Вундт В. Простые чувства, аффекты, настроения // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. —М., 2002. 64 А что происходит, если внимание все время направлено на один и тот же предмет? В. Вундт замечает периодичность впечатлений, их поочередное усиление и ослабление, связывает это с повышением или снижением волны апперцепции. Однако динамика интенсивности впечатлений никак не могла быть отражена в его двумерной метафоре сознания. Эта идея была развита в трудах его ученика Э. Титченера. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы