Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сознание и внимание в концепции У.Джемса: метафора



≪ потока сознания ≫

У.Джемс, в отличие от В.Вундта и Э.Титченера, настаивал на

том, что само по себе сознание —не сумма отдельных элементов,

а ≪ поток≫, подобный ручью, который течет по широкому цветущему

лугу или реке, про которую никак нельзя сказать, что она

≪ состоит исключительно из стаканов, кварт, ведер, бочек и иных

мер емкости≫ [26, 126]. Сейчас понятие ≪ потока сознания≫ стало

общим местом не только в психологии, но и в художественной

литературе. А для психологии эта метафора У.Джемса стала отправной

точкой для описания и выделения новых свойств сознания,

упущенных из вида структурной психологией. У.Джемс выделил

четыре таких свойства. Индивидуальность. По словам классика, ≪ каждое " состояние

сознания" стремится быть частью личного сознания≫ [26, 113],

всякая мысль или представление принадлежат данному человеку,

связаны с его мыслями и представлениями и не принадлежат в

том же самом виде никому другому. Единственная возможность

≪ прикоснуться≫ к чужому потоку сознания —литературные описания,

наиболее яркое среди которых можно найти в романе

Дж.Джойса ≪ Улисс≫, одном из самых загадочных романов XX в. Изменчивость и связанная с нею неповторимость: содержания

сознания постоянно сменяют друг друга, и ни одно из них не

может быть воспроизведено в точности —так же, как, согласно

древнегреческому мудрецу, ≪ нельзя войти дважды в одну и ту же

воду≫.

Даже ощущения от одного и того же'предмета никогда не могут

в точности повториться: мы видим этот предмет то в тени, то

на солнце, то в радостном настроении, то в печальном. Оттого

каждое новое состояние сознания уникально. Конечно, состояния

сознания бывают более или менее устойчивыми. Последние

У.Джемс уподобляет птичке, которая перепархивает с одной вет-

ки на другую, никогда не оставаясь на месте. А по поводу первых

один из классиков мировой художественной литературы Владимир

Набоков, рассуждая о Дж. Джойсе и его романе, высказался

так: ≪ Некоторые из наших размышлений приходят и уходят, иные

остаются; они... оседают, неряшливые и вялые, и текущим мыслям

и мыслишкам^ требуется некоторое время, чтобы обогнуть эти

рифы...≫ 1. Непрерывность. Подобно реке, текущей то по равнине, то по

камням, поток сознания не прерывается даже тогда, когда человек

засыпает и вновь пробуждается.

Конечно же, в сознании могут наблюдаться своего рода временные

≪ пробелы≫: каждому случалось засыпать вечером и просыпаться

утром, впадать в состояние прострации, а кому-то доводилось

даже терять сознание. Однако очнувшись, человек обладает все

тем же сознанием, каким обладал прежде, он продолжает оставаться

все той же личностью, и сознание этой личности ≪ течет≫

во времени, словно поток.

Возьмем отрывок из последней главы романа Дж.Джойса, где

≪ поток сознания≫ впервые появляется как художественный прием.

...Я так люблю цветы я бы хотела чтобы все здесь вокруг утопало в

розах Всевышний Боже природа это самое прекрасное дикие горы и море

и бурные волны и милые сельские места где поля овса и пшеницы и

всего на свете и стада пасутся кругом сердце радуется смотреть на озера

реки цветы всех мыслимых форм запахов расцветок что так и тянутся

отовсюду из всякой канавы фиалки примулы все это природа а эти что

говорят будто бы Бога нет я ломаного гроша не дам за всю их ученость

отчего они тогда сами не сотворят хоть бы что-нибудь я часто у него

спрашивала эти атеисты или как там они себя называют пускай сначала

отмоют с себя всю грязь потом перед смертью они воют в голос призывают

священника а почему почему потому что совесть нечиста и боятся

угодить в ад о да я их отлично знаю кто был первый человек во вселенной

когда никого еще не было кто все сотворил кто...2

В этом отрывке, равно как и во всей главе, не найти ни начала,

ни конца, поскольку непрерывность —фундаментальное свойство

сознания. Избирательность', сознание не может вместить весь окружающий

мир и внутренний мир человека, как бегущий по лугу ручей

не может заполнить весь луг. Любой поток всегда обладает направленностью,

всегда избирает направление, в котором будет течь.

Чтобы пояснить особое значение последнего из перечисленных

свойств сознания в познании человеком окружающего мира,

1 Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе / пер. с англ.; под ред.

Ц.А.Харитонова. —М., 1998.

2 Джойс Дж. Улисс / пер. с англ. В.А.Хинкиса и С.С.Хоружего. —СПб.,

2002. - С. 679.

74 75

У.Джемс вводит принцип ограниченности сознания: ≪...впечатления

внешнего мира, исключаемые нами из области сознательного

опыта, всегда имеются налицо и воздействуют так же энергично

на наши органы чувств, как и сознательные восприятия. Почему

эти впечатления не проникают в наше сознание —это тайна,

для которой принцип " ограниченности сознания"... представляет

не объяснение, а одно только название≫ [26, 169].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь