Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стыд как разрешение быть человекомСтр 1 из 6Следующая ⇒
Часть 1 - Проблема " Стыд - одна из самых мощных разрушительных сил в человеческой жизни. Стыд, как здоровая эмоция, может быть трансформирована в стыд как состояние бытия. В таком виде стыд забирает на себя всю личность человека. Испытывать стыд как состояния жизни значит верить в то, что ты ущербен, что ты неполноценен как человек. Как только стыд становится идентификацией человека, стыд становится токсичным. Токсичный стыд невыносим, поэтому всегда требует укрытия - ложное " я" (a false self). Раз человек чувствует свою ущербность, то он создает ложное я, которое не ущербно. Идентифицировать себя через ложное " я" значит перестать существовать как аутентичный человеческое существо. Ложное я считает пытается быть " более чем" или " менее чем" человек. Процесс формирования ложного " я" Alive Miller называет " убийством души". " Токсичный стыд настолько разрушает функции аутентичной личности, что синдромы стыда начинают развиваться из ложного " я". Каждый синдром имеет свои характерные шаблоны. Токсичный стыд становиться корнем неврозов, расстройств личности, политического насилия, войн и криминала. Библия описывает стыд как основу и последствия падения Адама. Адам, как символ всего человечества, не был удовлетворен своим состоянием бытия, он хотел стать больше чем человеком. Он отказался от принятия своих ограничений, таким образов потеряв свой здоровый стыд. Библия говорит, что первородный грех является желанием быть кем-то другим, кем мы являемся, быть большее, чем человеком. В своем токсичном стыде Адам желал обрести ложное " я". Множество лиц стыда " Из-за своего до речевого происхождения, стыд очень сложно определить. Это здоровая человеческая эмоция, которая может стать реальной болезнью души. Стыд как стадия развития " Согласно словам Erik Erikson, чувство стыда является частью второго этапа психологического развития. В первой стадии ребенку нужно установить чувство базового доверия. Межличностный мост
Формирование здорового стыда Нужды ребенка Стыд как смущение и покраснение Стыд как стеснительность Стыд как базовая потребность в сообществе Стыд как источник творчества и обучения Стыд как источник духовности
Большинство из нас имеют немного невроза и расстройств характера. Главная проблема в том, что бы уяснить наши обязательства. Для этого нужно иметь хорошие отношения с самим собой, чего у людей с токсичным стыдом совершенно нет. Даже наоборот, токсичный стыд приводит к враждебным отношениям с самим собой." Невротический синдром стыда
Стыд как идентификация - интернализация стыда Процесс интернализации в трех этапах: Интернализация это постепенный процесс и происходит он в течении какого-то времени. Каждому человеку приходиться бороться с этапами этого процесса, но вся интернализация требует присутствия всех трех этапов."
1. Идентификация с моделями (образами), имеющие корни стыда 2. Отказ (Abandonment) Связывание стыда с чувствами, потребностями и желаниями 3. Взаимосвязь импринтов в памяти, которые формируют коллаж стыда Стыд как самоотчуждения и изоляции Стыд как ложное " я" Стыд как со-зависимость Стыд как пограничная личность Стыд как ядро и топливо всех зависимостей Стыд и вина Алкоголь и другие наркотики " Некоторые химикаты имеют изначальные аддиктивные свойства. Наркотик, такой как алкоголь, который действует на электрическую активность в лимбической системе (часть мозга контролирующая эмоциональную реакцию), имеет мощное аддиктивное свойство. Алкоголь также является поведенческим стимулятором, т.к. снижает подавление. Алкоголь это изменяющий сознание химическое вещество. Также он влияет на химию тела и питание при продолжительном приеме. Были выявлены четкие и прогрессивные стадии зависимости и в данный момент они принимаются многими исследователями в этой области. В чем также согласны многие, это в том, что дети алкоголиков имеют в 5-9 раз больший шанс стать алкоголиком, чем дети не алкоголиков. В моем случае, мой отец и его мать оба были алкоголиками. Я также верю, что сам являюсь генетически алкоголиком и у меня были проблемы с ним с первой выпивки. Моя первая потеря памяти была в 15 лет. Воспоминания о событиях стираются при достижении определенного порога толерантности. Потеря памяти это мощный сигнал о генетической предрасположенности к алкоголизму. Кажется, будто генетические данные должны опровергнуть идею, что токсический стыд является ядром зависимости. Хотя я и не хочу сказать, что случаев чисто генетического алкоголизма не существует, я все же ни разу не видел подобного случая, хотя и нахожусь в сообществе излечения алкоголизма уже 22 года. Я консультировал около 500 алкоголиков и 4 года вел Palmer Drug Abuse Program в Лос Анджелесе, был консультантом этой программы 10 лет до этого. За все эти года, я не видел ни одного человека, у которого бы не было проблем с заброшенностью и интернализированным стыдом. Думаю, это также правда со всеми другими депрессантами, такими как транквилизаторы и снотворное, также и для стимяторов, галлюциногенов, никотина и кофеина." Пищевые расстройства Пищевая зависимость: ожирение Jane Middelton-Moz, блестящий врач из Сиэтла, описывает истоки возможного пищевого расстройства сидя в аэропорту. Мать и отец ругаются. Их 18-ти месячный ребенок лежит на сиденье рядом с ними. Они не обращали на него внимания. Каждый раз, когда ребенок произносил что-то, мать направляла бутылку сока в его рот. Кто-то сел рядом с ребенком и он вздрогнул и начал плакать. Мать посмотрела в свою сумку и нашла там другую бутылку с молоком и снова направила ее в рот ребенка. Оба, мать и отец, с избыточным весом в более чем 9 кг. Этот ребенок будет наблюдать модель переедания перед собой. Также он учится подавлять выражение своих эмоций и забивать чувства едой. По крайней мере одна из динамик ожирения это результат само-потакания и злоупотребления шаблонами поведения для выживания, выученных в дисфункциональных семьях. Тучные люди были пристыжены из-за своего гнева или грусти. Они чувствуют себя пустыми и одинокими, поэтому едят, что быть полными и заполненными. Гнев проявляется в животе, еда и заполненность убирает чувство гнева обманывая человека, заставляя его поверить, что их тугой живот говорит о наполненности, нежели о гневе, который нужно выразить. Тучные люди часто ведут себя весело и счастливо, что бы прикрыть свой страх потенциального стыда, если они выразят свою глубокую скорбь или гнев. По большей части диеты это величайшие обман когда либо проворачиваемый на страданиях группы людей. Большинство людей сидящих на диете набирают вес обратно в течении 5 лет. Диета подчеркивают один из самых парадоксальных аспектов токсического стыда. Диеты и похудение дают человеку чувство контроля и решения проблемы. Как вы видели ранее, контроль это одна из главных стратегий прикрытия стыда. Все слои прикрытия это попытки контроля внешнего, что бы внутреннее не было раскрыто. Одним из моих ориентиров в определении это демона, которого я называю токсическим стыдом, была схема динамики контроля/освобождения в книге Facing Shame, Fossum и Mason. Картина 3-3 это адаптация их работы. Контроль и освобождение это натуральные полярности в человеческой деятельности. Вы должны научить в детстве как держать и отпуска вещи развивая свои мышцы. В дальнейшем это принимает более сложные формы. Когда стыд интернализирован, он становится токсичным и нарушает все границы и баланс. Вы становитесь грандиозным: или все или ничего. Вы или экстраординарны или вы червь. Или вы держите все под полным контролем (компульсивность) или у вас нет никакого контроля (зависимость). Они взаимосвязаны и дополняют друг-друга. Fossum и Mason писали: Диеты следуют этому циклы контроля и освобождения. Зависимость есть зависимость. Это слово буквально значит предать себя. Быть зависимым значит одержимо сдаться чему-то. Решением зависимому будет не пытаться контролировать зависимость. Решение это осознать свою беспомощность и неуправляемость и сдаться. Сдаться значит стать перед лицом факта, что вы не можете контролировать это. Поэтому это и есть зависимость." Расстройство толстый/тонкий Я лично ощущал это расстройство много лет. Я проходил через циклы тренировок, правильного питания, исключения сахара и потом, обычно после месяцев контроля, я съедал пончик и кусок пирога. Я делал это в разъездах, именно тогда, когда мое одиночество и уязвимости проявлялись ярче всего. Я вознаграждал себя за всю тяжелую работу, что я сделал. Как только я съем что-то сладкое, включается фаза освобождения. Я становлюсь одержимым и набиваю свою живот сладостями. Это продолжает до того, как у меня образуется грудь. Теперь я снова сажусь на диету, тренируюсь и исключаю сахар. Это и есть компульсивное/аддиктивное поведение, никакого баланса, все или ничего." Анорексия Анорексия чаще всего идет из богатых семей в которых доминирует перфекционизм. Богатые семьи часто фокусируются на актуализации своей самооценки. Респектабельность и высокий класс требуют поддержки определенного образа. Доминирует определенные шаблоны поведения: перфекционизм, не выражение эмоций, жесткие и контролирующий отец и мать, полностью потерявшая связь со своими грустью и гневом, псевдо-интимный брак, сильный страх потерять контроль, исполнение детьми отцовских и материнских ролей. Эти факторы проявляются в различных комбинациях. Анорексик берет на себя контроль над семьей через свое голодание и потерю веса. Она метафора того, что не так с ее семьей. Ее жестко контролируют, она отрицает все чувства, супер-достигатор. Она становится Прислугой или Козлом отпущения семейной системы. Мать и отец сближаются друг с другом в ответ на угрозу жизни дочери. Зависимость обычно начинается с циклов объедания и голодания и сильной тягой к сладостям. Часто сопровождается чрезмерными тренировками и депрессией. Использование слабительных и принудительной рвоты обычно сопровождается голоданием. Все это позволяет мощно изменять настроение и сознание. Анорексики драматически подчеркивают отказ быть человеком, что и лежит в сердце токсического стыда. Это включает в себя отвращение и отрицание собственного тела. Это отвращение становится физическое манифестацией их отказа от инстинктивной и эмоциональной жизни. Анорексики отказываются от своей сексуальности буквально отказываясь от развития женских половых признаков (менструация и развитие груди). Они отказываются от эмоция через отказ от еды. Для анорексика еда означает чувства. Так как все их чувства повязаны стыдом, отказ от еды это способ избегания чувства токсического стыда. Также присутствует исполнение роли супруга и замешательство в границах между дочерью и матерью. Дочь часто держит в себе подавленный матерью гнев и грусть на счет ее отца. Эти чувства переполняю, т.к. они глубоко подавлены (вспомним голодных собак в подвале). Поэтому, голодание и избегание еды это защита против переживания этих подавляющих эмоций. Анорексия это сложное заболевания и точно не утверждаю, что вышеописанное полностью создает клиническую картину. Мое желание в том, что бы вы увидели корни этой зависимости в изменении семейного стыда. Вера в то, что вы можете жить, в то же время отказывая от питательности пищи это высшее отрицание человечности. Это попытка быть более чем человеком." Булимия Kaufman видит булимию и анорексию как синдромы повязанности стыдом. Он видит токсический стыд в обоих циклах - объедания и чистки. " Когда человек чувствует себя пустым внутри, голодным до чувства принадлежности, отчаянно нуждающимся в близости и желании быть желанным, но эти нужды были повязаны стыдом, он направляет свой взор на еду" Еда не может удовлетворить тоску, поэтому когда тоска превращается в стыд, человек ест еще больше, для облегчения. Мета стыд, стыд за обжорство в секрете, это смещение эффекта, трансформирующего стыд о себе в стыд о еде. Такая же динамика присутствует в ожирении. В цикле булимии, обжорство усиливает стыд, что запускает цикл рвоты, что добавляет отвращение и презрение к себе. Рвота это реакция отвращения. Отвратительная эмоциональная ситуация часто вызывает чувство тошноты. Сознательно рвота может быть действием для сброса веса, но подсознательно булимик обращается к рвоте как к способу очистки себя от стыдливого количества еды, которую они только что употребили. Tomkins описывает булимическую рвоту как эффект увеличение. Увеличение чего-то приведет к пиковой интенсивности, что позволит разрядиться. Рвота увеличивает унижение и отвращение к себе. Это подводит токсические стыд к пику и происходит эффект взрыва, в котором человек чувствует очищение. Многие повязанные стыдом люди, кажется, имеют связь со своими эмоциями, т.к. довольно интенсивно их выражают. Но эмоциональный взрыв это лишь способ пережить чувства. Это мазохистская стратегия сокращения через увеличение. Увеличение может привести к двум результатам: взрыву или онемению." Чувственные зависимости Ярость это единственная эмоция, которую не может контролировать стыд. На самом деле, ярость это лишь гнев, который был пристыжен. Гнев, как и сексуальность, это эмоциональная энергия сохранения. Гнев это чувство самосохранения. Наш гнев это энергия, с помощью которой мы защищаем себя. Наш гнев это наша сила. Когда гнев пристыжают, он становится той самой голодной собакой в подвале, которую невозможно сдержать. Пристыженный гнев становится яростью, которая вырывается из подвала для нашей защиты." Зависимость к ярости Я видел множество семей, разрушенных яростью. в одной из них мать была зависимой от ярости. Она тиранизировала свою семью, использую ярость для манипуляций. Отец нашел союзника в виде старшей дочери (Суррогатная супруга). Дочь, травмированная этим эмоциональным инцестом, никогда не имела сексуальных взаимоотношений. Ей было 29 лет." Зависимость от грусти, страха, волнения, религиозной праведности и радости Чувство праведности одно из корневых среди зависимых от религии. Религиозную аддикцию очень сложно побороть, т.к. человек не может понять, что плохо в любви к Богу и служении человеческому роду. Я вспоминаю дочь одного священника. Она была повязана стыдом до основания. Она думала о себе как о Вавилонской шлюхе. Она была покинута своим, также повязанным стыдом, самодовольным отцом. Он был занят спасением душ и исполнением роли мистера Великолепия, у него не было времени для нее. Я видел его на конференции через пару лет и он был все такой же напыщенный и пассивно агрессивный. Такие люди опасны. Они скрывают свой стыд покровительственной праведностью, что передает стыд их детям и ученикам. Если вы боитесь своего гнева, тогда вы можете быть постоянно испытывать грусть. Грусть помогает изменить вашу ярость. Также вы можете поверить в то, что жизнь это череда неожиданных возбуждений. Тогда вы научитесь постоянно искать новые и неожиданные способы достижения возбуждения (зависимость)." Зависимость к стыду Зависимость от вины
Одна из моих степеней это философия. Я провел годы моей жизни за изучением великих философов. Само по себе это не вредно. Для меня, чтение и преподавание философии было способом уйти от моих чувств. Когда я читал Summa Theologiae - Thomas Aquinas или Critique of Pure Reason - Emmanuel Kant, я мог полностью изменить свой токсический стыд. Интеллектуализация это часто способ избегания внутренних состояний, которые повязаны стыдом. Универсализация и обобщение создает такие широкие и абстрактные рамки, что пропадает всякий контакт с конкретной сенсорной реальностью. Абстрактное обобщение это изумительные способ изменения настроения."
Детализация И вот таких деталей на 15 минут. Я остановил ее и мягко указал ей на ее одержимость деталями. По мере нашего общения, я узнал, что ее отец был совершенно сумасшедшим. Он держал ее дома под дулом пистолета до 32 лет. Она выросла в маленьком городке западного Техаса, где ее отец был шерифом. Он мог делать все что угодно. Он был жестоким и вербально оскорблял ее. Его классической репликой была " Женщины должны держать рот на замке, а ноги раздвинутыми." Мой клиент была жертвой физического, эмоционального и сексуального насилия. Когда она убежала от него, она не переставал говорить. Ее болтовня стала способом избежать мучительного стыда и одиночества. Умственная одержимость является распространенным элементом во всех созависимых взаимоотношениях." Зависимость от активностей Более распространенные формы деятельности, которые изменяют настроение это работа, покупки, накопительство, чтение, азартные игры, тренировки, наблюдение за спортом, смотрение ТВ, уход за животными. Ни одна из этих деятельностей не является зависимостью, если не имеет угрожающих жизни последствий. Но все они могут стать полноправными и угрожающими жизни зависимостями. Каждый из них это способ настолько вовлечься в дело, что у человека изменяется настроение. Трудоголизм это серьезная зависимость. Трудоголики, тратящие тысячи часов на работу, могут избегать болезненных чувств одиночества и депрессии. Я знаю об экспериментальном ретрите, который был проведен вместе с 10 руководителями компаний. Этих людей попросили избегать в течении 4-х дней всего, что может увести их от своих чувств: не читать, не пить, не курить, не смотреть ТВ, не разговаривать о делах, не использовать телефон, не тренироваться и т.п. На третий день, эту группа динамичных супердостигаторов была вся в депрессии. Они были в контакте со своей пустотой и одиночеством. В большинстве случаев, у их детей были серьезные проблемы с наркотиками и законом. Их дети часто тоже переживали одиночество и боль. Такая же динамика правдива и для других занятий. Все они способы прикрытия одиночества и боли, выходящих из токсического стыда." Зависимость воли В моменты своеволия, человек перестает чувствовать себя расщепленным. В эти моменты, человек становится един, силен и целен. Воля ради воли ведет к угрожающему жизни своеволию. Своеволие ведет к эгоцентризму, безумному контролю, драматическим крайностям и воле к нереальному. Своеволие не имеет границ. Такая своевольность это корень всех зависимостей. Все зависимые в конечном счете зависимы от своей воли. В АА это выражается как " Я хочу что я хочу когда я хочу." Зависимость от своей воли это способ, которым токсический стыд вызывает духовное банкротство. Поэтому так важно духовное излечение, когда дело касается излечения синдромов токсического стыда. После такого изложения, вы можете подумать, не все ли мы страдаем зависимостью? Stanton Peele называл зависимость " Опытом, объединяющим все человечество." Но если все зависимы/компульсивны и всё аддиктивно, тогда слово зависимость теряет всякий смысл. Мой ответ такой, что мы должны увидеть токсический стыд как топливо всех аддиктивных/компульсивных поведений. Не все используют вещества, чувства, мыслительные процессы, активности, потому что не все повязаны стыдом. Однако, когда я смотрю на нашу культуру, школы, религию и семейные системы, я убеждаюсь, что большое число людей действительно имеют токсический стыд. Может быть, такая одержимость этой деталью тоже способ избегания стыда. В книге Bradshaw On: The Family я цитировал Satir и Wegscheider Cruse, которые предположили, что 96% семей дисфункциональны. Такая статистика не предназначена быть точной. Она призвана привлечь наше внимание; что бы удивить и напугать нас. Однако, статистика по зависимостям является довольно точной. Эта статистика, будь она о полиомиелите или оспе, была бы названа эпидемией."
Когда эмоции пристыжены - они подавляются. Подавление включает в себя напряжение мышц и поверхностное дыхание. Группа мышц активизируется для блокировки энергии эмоций, которых мы стыдимся. Например грусть часто преобразуется в фальшивую улыбку. Я часто улыбался, когда мне было грустно. Когда энергия блокирована, мы больше не чувствуем ее. Однако, это все же форма энергии. Она динамична. Я уже приводил пример того, как усиливается подавленный гнев. В примере Вирджини Сатир гнев как голодные собаки в подвале, которые со временем вырываются, когда их уже невозможно сдерживать. Отыгрывание это выход эмоциональной энергии. Поведение, которое вызвало стыдливое событие, запускает суррогаты, которые отыгрывают оригинальную пристыжающую сцену." Отыгрывание виктимизации Линде было 30 лет. Она были бизнесвумен, владела агентством. Ее муж хотел, что бы она ушла с работы и они завели детей. Он вербально пристыжал ее и угрожал разрушить ее бизнес. Она ненавидела мужа, который требовал от нее оральный секс четыре раза в неделю. У Линды был роман на стороне. Когда я поговорил с ее мужем, я быстро определил, что он был насильником. Он говорил о ней как об объекте. Он говорил, что не имеет значения чем она занимается, пока удовлетворяет его сексуальные потребности 4 раза в неделю и родит ему ребенка. Роман у Линды был с известным всем бабником. За время курса терапии она родила ребенка, бросила свою карьеру и завела еще несколько романов. В конце-концов она развелась и продолжила заводить романы один за другим. Каждый раз она выбирала богатых мужчин с историей распутства. Каждый раз ее одаривали подарками, использовали как сексуальный объект и бросали. Каждый раз она отыгрывала сексуальную травму, пережитую в детстве от своего отца-алкоголика. С 5 до 10 лет она регулярно делала минет своему отцу. Она была его любимой; он одаривал ее подарками. Он был единственным, от кого она получала хоть какую-нибудь любовь. Линда была очень соблазнительна. Она надевала одежду, делающую ее сексуально привлекательной для мужчин. Она пришла к реализации, что ее соблазнительное поведение было способом отыграть свою стыд. Это был способ получить контроль над ситуацией, в которой ранее она была бессильна. Это был способ, разрешить ее неразрешенную скорбь. В каждом случае, когда мужчина бросал ее, она могла чувствовать то, что ей было запрещено чувствовать в оригинальной ситуации. Она боялась заброшенности; она бы плакала; она была бы в ярости на него. Каждое отыгрывание для нее было несостоявшейся попыткой отыгрывание чувств, от которых она была диссоциирована. В ее нормальном диссоциированном состоянии, она была не в контакте с чувствами. Она часто чувствовала себя сумасшедшей. Отыгрывая чувства она чувствовала себя более-менее в своем уме. Навязчивое повторение, стремление к повторению, упоминается Alice Miller как " логика абсурда". Это случается в менее жестокой форме со многими. Я знаю мужчину, который рос с эмоционально недоступной матерью. Он был женат 4 раза, каждый раз на эмоционально недоступной женщине." Преступное поведение Вот что написала Alice Miller: " Каждое преступление содержит скрытую историю, которая может быть расшифрована опираясь на способы совершения преступления и конкретные детали." Bartsch был сиротой и был усыновлен родителями, которые долго и аккуратно искали идеального ребенка. Jurgen тратил часы в ритуальном поиске подходящего мальчика для убийства. Jurgen регулярно избивали в детстве. Часто его находили в синяках и ссадинах. Его избивали в той же комнате, в которой его отец разделывал туши. Позднее, его закрывали в старом погребе. Так продолжалось 6 лет. Ему запрещалось играть с другими детьми. Он пережил сексуальное насилие со стороны матери, т.к. она купала его до 12 лет, трогая его гениталии. В возрасте 8 лет его соблазнил его 13-ти летний Jurgen был жертвой, ставший преступником. Он пробуждает наше возмущение и ужас. " Но", пишет Alice Miller, " ужас должен быть направлен в сторону первого убийства, которое было совершено в секрете и прошло безнаказанным." Когда над ребенком совершается насилие, его нормальная реакция это кричать в гневе и боли. Гнев запрещен, потому что принесет еще больше наказаний. Выражение боли также запрещено. Ребенок подавил это чувства, идентифицировался с агрессором и подавил воспоминания о травме. Позднее, отделенный от оригинальной причины и чувства гнева, беспомощности, замешательства и боли, он отыгрывает эти мощные чувства против других в преступном поведении, или против себя в наркотической зависимости, проституции, психическом расстройстве или суициде. Alice Miller пишет " Тому, кому было не разрешено осознавать то, что с ним произошло, не имеет другого способы рассказать об этом, кроме как снова повторить это." Все родители, не проработавшие свои травмы, будут отыгрывать их на своих детях." Панические атаки Jane Middelton-Moz называет панические атаки " окном в мир напуганного ребенка". Она описывает два примера панических атак как отыгрывания ранних детских травм. В одном случае женщина впадает в панику, когда ее сердцебиение повышается до определенного значения во время пробежки. Она пробовала множество способов контроля этих атак. Jane Middelton-Moz смогла помочь ей найти неразрешенную детскую травму, которая и была источником панических атак. Ребенком она жила в бедном районе. Однажды она играла со своим братом на улице. Это было рискованно, т.к. по району бродили различные банды. Одна банда погналась за ними. Она вспомнила, как смогла убежать от них, но ее брата они догнали и убили. Прошлое ужасное и неразрешенное горе запускалось и отыгрывалось каждый раз, когда она бегала и достигала такого же состояния как в том трагическом происшествии. Jane Middelton-Moz рассказывает о другой женщине, с которой развелись все три мужа из-за ее безумной ревности. Обычно она была не ревнивым человеком. Ее атаки происходили в случаях разделения. Если один из ее мужей должен был идти на ночную смену или уехать в командировке, у нее случалась паническая атака. Когда ее муж возвращался домой, она впадала в истерическую тираду. На следующий день она раскаивалась, понимая, что реагировала совершенно неадекватно. Jane Middelton-Moz помогла ей найти связь панического чувства с эпизодом из прошлого. Она жила в городе на среднем западе. Ее отец работал на противоположном от их дома берегу реки. Один раз, когда он ушел на работу, случился шторм, а далее паводок. Отец целую неделю не мог вернуться домой. Ее мать была алкоголичкой, а отец был ее поставщиком. В шестилетнем возрасте эта девочка и ее 4-х летний брат в течении недели переживали делирий их матери. Каждый раз, когда один из ее мужей собирался уходить, ее неразрешенная травма активировалась. В этой части вы могли увидеть, какими угрожающими жизни последствиями может обернуться интернализированный стыд. Его сила лежит в тьме и секретности. Обличая этого демона, мы можем начать выстраивать образовательный и терапевтический подход для предотвращения интернализации стыда в семьях."
Вот как выглядит мой план по лечению токсического стыда (ТС): 1. Поймите, что такое токсический стыд, как вы его получили и то, что это не ваша вина. - Полное понимание этих процессов станет важным этапом на пути излечения ТС. Некоторые из вас могут быть не уверены на счет того, откуда конкретно у них появился ТС, и в этом нет ничего плохого. Возможно, источник ТС находиться в очень раннем возрасте и воспоминаний об этом не осталось. Для излечения ТС знание об источнике не критично. 2. Делайте то, что участники форума др. Гловера называют " внутренней работой". - Внутренняя работа включает в себя изменение ваших убеждения о самом себе, о других и всем Мире. Когда ваши убеждения начнут изменяться и вы увидите реальность в адекватном свете, дальнейшие действия будут давать намного легче. 3. После определенной внутренней работы и, следовательно, улучшения вашего внутреннего " Я", начните постепенно работать над внешним. - Внешняя работа позволит вам увеличить уверенность в себе и в своих действиях. Также внешняя работа усилит и укрепит вашу внутреннюю работу над собой. 4. По мере внешней работы, возрастет ваша уверенность в себе, начните концентрироваться на взаимоотношениях и социализации с другими людьми. Это приведет к естественному процессу зеркалирования ваших эмоций и поведения. Поймите, что у вас не всегда будет получаться делать внутреннюю и внешнюю работу идеально, будут как победы и провалы, главное продолжать ее делать. Часто люди хотят получить волшебную таблетку, мгновенное излечение. Тут нет легкого пути. Придется работать каждый день на протяжении длительного времени. Каждый день читать, работать по своим убеждениям и делать другие пункты из плана по излечению ТС. Не существует мгновенного волшебного излечения. Такого не бывает, что один день у вас токсический стыд, а на другой вы полностью вылечены, как будто кто-то повернул рубильник. Лечение это постепенный процесс. Вы почувствуете, как это было у меня, что с лечением ТС, границы начнут размываться и постепенно ваш ТС начнет вылечиваться. В этот момент, вы начнете думать о том, действительно ли вы на 100% свободны от ТС, или ваше некомфортное состояние это лишь неуверенность в ваших социальных навыках и жизненном опыте. Если это второе, тогда это уже не имеет никакого отношения к ТС. Вы можете быть полностью свободны от ТС и при этом испытывать неуверенность в этих сферах жизни. На самом деле, большинство " нормальных" людей без ТС тоже могут быть неуверенны в своих социальных навыках и в других сферах. Раньше, ТС мешал мне развивать эти навыки, теперь же я могу развиваться без препятствия в виде ТС. http: //arhivach.org/thread/34775/
Часть 2 - Решение Процесс экстернализации Принятие нашего стыда включает в себя ощущение боли. Боль это то, что мы пытаемся избежать. На самом деле, большинство наших невротических поведений это избегание боли. Мы пытаемся найти легкий путь и это вполне разумно. Однако, как говорит Scott Peck, " Склонность к избеганию эмоционального страдания... это основа всех психических заболеваний человека." В случае стыда, чем больше мы избегаем его, тем сильнее он становится. Мы не можем изменить наш " интернализированный" стыд до тех пор, пока мы не " экстернализируем" его. Работа по ослаблению стыда простая, но тяжелая. Методы экстернализации: 1. Выход из укрытия через социальный контакт, что значит честно делиться своими чувствами с близкими людьми. Все эти методы экстернализации были адаптированы из основных школ терапии. Большинство терапий пытается сделать то, что скрыто и неосознанно, открытым и осознанным. Эти техники могут быть освоены только через практику. Вы должны их практиковать, снова и снова. Они будут работать, если вы будете работать." Притча: узник в темной пещере После закрытия входа в пещеру огромным камнем, ему разрешили снять повязку. Его будут кормить только водой и хлебом в первые 30 дней, а после он ничего не получит. Хлеб и воду спускали через небольшую дыру в крыше на южной стороне пещеры. Крыша была в 6 метрах над землей. Дыра - примерно 30 сантиметров в диаметре. Заключенный мог видеть слабый свет над своей головой, но в саму пещеру свет не попадал. Заключенный бродил и ползал по пещере и наткнулся на камни. Некоторые были довольно большими. Он подумал, что если он сможет построить холм из камней достаточной высоты, то сможет дотянуться до дыры в крыше и сбежать. Так как его рост был 1, 8 метра и он мог подпрыгнуть еще на пол метра, то холм должен быть высотой близкой к 4 метрам. Так, часы бодрствования заключенный проводил в подъеме камней и копании грязи. По истечению двух недель, он построил холм высотой в 2 метра. Он подумал, что если сможет удвоить это достижение в следующие две недели, то сможет сбежать до того, как у него закончится еда. Но т.к. он уже использовал большинство камней в пещере, ему пришлось копать все больше и больше. Копал он голыми руками. Прошел еще один месяц и холм достиг высоты в 3 метра и он уже почти мог дотянуться до дыры в крыше. Он был изнеможен и слаб. В один день, когда он думал, что может уже достать до проема, он упал. Он просто был слишком слаб, даже что бы подняться на ноги. Через два дня он умер. Его тюремщики пришли забрать тело. Они откатили огромный камень, закрывающий вход. Свет, попавший в пещеру, осветил отверстие в стене, примерно метр в окружности. Отверстие оказалось туннелем, который вел на другую сторону горы. Это и был выход на свободу, о котором говорили заключенному. Проем был на южной стене пещеры, прямо под дырой в крыше. Все, что должен был сделать заключенный, это проползти 70 метров и он оказался бы на свободе. Он был так сосредоточен на светлом проеме в крыше, что ему совершенно не пришло в голову, искать выход в тьме пещеры. Освобождение все это время находилось рядом с холмом, который он строил, но оно было во тьме." Выход из укрытия и изоляции Что бы излечиться, мы должны выйти из укрытия и изоляции. Это значит, найти группу близких людей, которым мы готовы доверять. Это невероятно сложная задача для стыдливых людей. Я помню, как отчаянно искал гипнотизера, когда мне посоветовали вступить в 12-ступенчатую программу. Я был в ужасе от идеи того, что бы раскрыться перед другими людьми. Стыд становится токсическим из-за преждевременного раскрытия. Мы раскрыты или неожиданно, или перед тем, как были готовы к раскрытию. Мы чувствуем себя беспомощными и бессильными. Не удивительно, что мы боимся пристального взгляда других людей. Однако, единственный способ выхода из токсического стыда это его принятие... мы должны выйти из укрытия." Поиск социального круга Истинная любовь лечит и влияет на духовный рост. Если мы не растем благодаря чьей-то любви, то скорее всего это из-за поддельной формы любви. Истинная любовь безусловна в своем позитивном отношении. Безусловное позитивное отношение позволяет нам быть цельными и принять все наши части личности. Быть цельным значит воссоединить все пристыженные и отщепленные части. Вирджиния Сатир говорила о 5 свободах, которые проявляются, когда человек испытывает безусловную любовь. Эти свободы включают в себя наши основные способности. Это способность воспринимать; любить (выбирать и хотеть); выражать эмоции; думать и выражать себя и способность воображать. Когда мы цельны и полностью принимаем себя, мы имеем свободу видеть и слышать то, что мы видим и слышим, нежели то, что мы должны или не должны видеть и слышать; свободны думать и выражать то, что мы думаем, нежели то, что мы должны или не должны думать и выражать; свободу любить (выбирать или хотеть) то, что мы хотим, нежели то, что мы должны или не должны любить; свободу воображать то, что воображаем, нежели то, что должны или не должны воображать. Когда мы испытываем безусловную любовь, например, когда нас принимают таким, какой мы есть, тогда мы сами можем принимать себя таким, каким мы являемся. Самопринятие преодолевает саморазрушение токсического стыда. Самопринятие эквивалентно личной силе. Самопринятие значит, что мы едины; вся наша энергия центрирована и течет наружу. Не принятие себя создает разрушение и внутреннюю борьбу. Когда мы не принимаем себя мы становимся в стороне от себя и используем свою энергию на сокрытие самого себя от себя. Как результат, у нас недостает энергии для взаимодействия с внешним миром. Самопринятие делает нас максимально функциональным. Так как личные взаимоотношения стали источников токсического стыда, нам нужны эти взаимоотношения и для лечения стыда. Это имеет решающее значение. Мы обязаны рискнуть и обратиться к не пристыжающим взаимоотношениям для излечения стыда. Другого пути нет. Когда мы вступим в диалог и будем находиться в сообществе, нам предстоит дальнейшая работа. Но мы не можем начать эту работу до установления этих отношений. 12-ступенчатая программа имела большой успех в лечении стыдливых людей. Помните, что токсический стыд является корнем всех зависимостей. 12-ступенчатая программа была рождена двумя смелыми людьми, которые рискнули выйти из укрытия. Один алкоголик (Bill W.) обратился к другому алкоголику (Dr. Bob) и они рассказали друг-другу, как плохо они о себе думают. Эта программа всегда работает в контексте группы. Так как мы по своей сути социальные создания, мы не можем жить счастливо и полноценно без социального контекста. Другими словами, нам, людям, требует любить и быть любимыми, нуждаться и быть нужными. Это основа. Мы не можем быть полноценным человеком без удовлетворения этих потребностей. Для излечения нашего стыда, мы должны рискнуть и войти в группу. Мы должны быть готовы раскрыть нашу сущность. АА учат алкоголиков представить себя словами - " Меня зовут Х. Я алкоголик." Идентификация корневой проблемы имеет важнейшее значение для восстановления. Вербальное заявление становится принятием беспомощности и неуправляемости. Это является индикатором того, что человек принял свой стыд и сдался ему. Эта капитуляция является ядром духовного парадокса, который говорит о том, что бы можем выиграть только когда сдадимся. Что бы снова обрести жизнь, мы должны потерять ее. Мы должны отказаться от иллюзорных ложных " Я" и защитных механизмов, что бы найти наше драгоценное ядро личности. В нашем невротическом стыде лежит уязвимое и чувствительное " Я". Мы должны принять тьму, что бы найти свет. Скрытым, в резервуаре токсического стыда, живет наше истинное " Я". Нет жизни без смерти, звука без тишины и света без тьмы. Притча в начале этой части является адаптацией истории, рассказываемой в терапевтических кругах. История типичного человеческого стремления. Мы всегда ищем решение в очевидных местах. Нам не приходит в голову, что есть другой путь, через тьму. И это единственный путь в вопросе токсического стыда." Руководство по выбору группы Решающее значение в поиске группы имеют несколько вещей: Мой совет это медленно учиться определять и выражать свои эмоции. Это то, чему мы не научились из-за ядовитых правил и плохого моделирования в дисфункциональных семьях. По-началу эмоции могут напугать вас. Мы боимся быть переполненными эмоциями. В начале пути, просто ощущение своих эмоций ослабляет токсический стыд. Обмен эмоциями с другими значит быть уязвимым. Это процесс экстернализации и выхода из укрытия. Robert Firestone в своей книге The Fantasy Bond заявил, что мы не функционируем полностью как человеческие существа без дружбы и жизни в сообществе. Противоположно этому жизнь в выдуманной иллюзорной связи. Все зависимости это выдуманные связи, который создают жизнь внутренней отстраненности и потакания собственным слабостям. Такая жизнь бесчеловечна. Только живя в диалоге с сообществом мы по-настоящему живем и растем над собой."
Шаг 1 говорит: " Мы признаем, что были бессильны перед (называние зависимости) и наша жизнь стала неуправляемой." Этот шаг подтверждает самый мощный аспект любого синдрома стыда - его функциональную автономию. Перед лицом токсического стыда мы бессильны. Все излечившиеся подходили к поворотной точке в своей жизни, к которой их привела боль, вызываемая их зависимостью. Боль заставила меня осознать мою беспомощность и неуправляемость. Единственный выходом из этой боли было раскрыться - я должен был сдаться. Я должен был принять мой стыд и боль. В моем случае, боль стала такой мучительной, что я был готов идти до конца. Принятие моей боли привело к раскрытию боли, печали, одиночества и стыда. Это то, чего я так долго боялся сделать. Когда я признался в том, как на самом деле я себя чувствовал, я увидел принятие и любовь в глазах других. Когда они приняли меня, я начал чувствовать что я имею значение. Я начал принимать самого себя. Межличностная связь была восстановлена." " Второй шаг просит нас обратиться к чему-то большему, чем мы сами. Он гласит: " Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы сами, может вернуть нам здравомыслие." Ранее я говорил о Падении в Бытие. В Бытие говориться, что четыре вида взаимоотношений были разрушены токсическим стыдом Адама: отношения с Богом; отношения с собой; отношения с братом и ближним; отношения с миром (природой). 12 ступеней восстанавливают эти взаимоотношения. Второй шаг начинается с принятия чего-то высшего. Третья ступень говорит " Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как мы Его понимали." Хотя здесь Бог упоминается как Высшая Сила, каждый человек сам решает, что он понимает под этим понятием. Программа не навязывает какое-либо понимание Бога своим участникам. Восстановление взаимной связи с Богом имеет огромную силу в лечении токсического стыда. Токсический стыд это расстройство воли, которая становится грандиозной. Завязшие в своем стыде люди начинают скрывать свои ошибки через перфекционизм, контроль, обвинения, презрение и т.п. Они действуют бесстыдно, они играют роль Бога. Эта грандиозная игра в Бога является духовной катастрофой. Шаги 2 и 3 воссоединяют необходимую связь с Высшей Силой. Стыдливые люди также не верят, что они имеют право зависеть от кого-либо. Это последствие нарушенной потребности в зависимости через травму заброшенности. Отдать свою волю и жизнь Богу значит восстановить право на зависимые отношения. Пойти на встречу и довериться другим людям значит рискнуть зависимостью от них. Здоровый стыд это разрешение быть человеком - иметь ограниченную силу, совершать ошибки. Стыд говорит нам о том, что мы не Боги и нам нужна помощь. Первые три шага восстанавливают правильные взаимоотношения между нами и источником жизни. Признание беспомощности и неуправляемости, вера в высшую силу, которая восстановит наше здравомыслие, принятие решения отдать контроль Богу, так как мы его понимаем, восстанавливает наш здоровый стыд. Мы сдаемся в своем бесстыдстве, грандиозном контроле и игре в Бога. С помощью первых трех шагов программы, мы снова вступаем в ряды человеческой расы; мы принимаем нашу потребность в сообществе и ограничения нашей человеческой реальности. Scott Peck однажды определил эмоциональную болезнь как избегание реальность всеми возможными способами, а здоровье как полное принятие реальности. Первые шаги восстанавливают здоровое принятие реальности.
Я не писал свою инвентаризацию четвертого шага в течении двух лет после вступления в программу. Это не хорошо и не плохо. Процесс продвижения по шагам индивидуален. Большинство 12-ступенчатых программ настоятельно советуют, что бы новые члены нашли спонсора. Спонсор это человек, который имеет какую-то степень здоровых эмоций и продолжает работать над собой. Спонсор служит моделью и предлагает свою помощь в работе над шагами. В моем собственном случае инвентаризация должна была подождать, т.к. я застрял на первых трех шагах. Моя интеллектуализация была сильна. Я был профессором и имел степени в психологии, философии и теологии. Я учил всем этим вещам на университетском уровне. Я сопротивлялся простоте 12-ступенчатой программы. Часть моего фасада была игрой в чувствительного человека, который понимает всю сложность человеческого страдания. Я пил, потому что носил на своих плечах осознание всего человеческого страдания. Как я и говорил ранее, все это было ерундой. Это был тонкий способ поддержания иллюзии и отрицания. Один из самых важных уроков в моей жизни преподал Abraham Low, основатель Recovery, Inc. Он сказал, что интеллектуализация о своих проблемах это сложно, но легко, в то время как сделать что-то на счет них тяжело, но просто. Стыдливые интеллектуалы любят дискутировать и усложнять. Когда я все же выполнил четвертый шаг, я понял, что большинство моих проступков были результатом моего питья и страха. Я увидел, что корнем всех моих проблем было чувство недостаточности. В то время я еще не понимал, что такое стыд, но именно он был корнем всех проблем. Я понял во-время своей инвентаризации, что корневая проблема была моральной, нежели аморальной. На самом деле, моей первой попыткой инвентаризации был длинный список всех моих аморальных поступков. Мой спонсор помог увидеть, что я участвовал в повторяющихся моральных провалах. В моей грандиозности я был или суперменом, или недочеловеком. Я пытался быть более чем человеком (бесстыдным) или менее чем человеком (полным стыда)." " Для того, что бы быть моральным, человек в первую очередь должен иметь здоровую волю. Моральные действия требуют суждения, разума и возможности выбирать. Я думаю, стыдливые люди находятся в доморальной зоне из-за нарушенной воли. Это не значит, что реальные вред не был принесен другим людям. В 4 шаге я взял на себя ответственность за все свои проступки и прикоснулся к корню реальной проблемы. Через несколько лет я снова прошел этот шаг, но уже с пониманием токсического стыда. Тогда я ясно увидел, что 95% всего стыда было результатом травмы заброшенности. Когда я увидел это, я был готов что-то с этим сделать. Для стыдливого человека увидеть то, что его стыд большей частью пришел из вне довольно обнадеживающе. Это дает надежду на излечение. Четвертый шаг помогает человеку увидеть свои проступки в таком свете, что бы открыть дорогу к излечению. В 4 шаге начинается процесс трансформации токсического стыда в здоровый, который является основанием для здоровой вины. Шаги 5, 6 и 7: " Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную суть наших ошибок.", " Мы были полностью готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.", " Мы смиренно просили Его устранить наши недостатки." Я сгруппировал эти шаги вместе, потому что каждый из них это часть процесса отказа от контролирующей и грандиозной воли. Каждый шаг это шаг взятие на себя ответственности за свою жизнь и отказ от контроля. Каждый шаг это акт надежды. В 5 шаге мы выходим из укрытия. Мы говорим о нашем стыде. Мы говорим Богу и другим людям о нашем стыда. По моему мнению, этот шаг не только помогает сфокусироваться на своих проступках и ошибках, но также помогает увидеть эти действия вытекающими из дефектов характера, которые были защитными механизмами стыда. Рассказывая другим людям об этом, мы принимаем боль нашего стыда, и раскрываем себя перед глазами других. Мы позволяем другим увидеть то, как плохо мы себя на самом деле чувствовали. Больше никакого притворства и прикрытия. Шаг 6 это акт веры и надежды. Мы видим себя в достаточно хорошем свете для того что бы поверить, что Бог удалит эти дефекты характера. По крайней мере верим, что у нас есть право зависеть от кого-то или чего-то большего, чем мы сами. Грандиозный контроль и игра в Бога окончена. Нам нужна помощь, мы знаем это и мы просим об этом. Предположение под прошением удаления этих дефектов это вера в то, что человек достоин их удаления. В 7 шаге мы смиренно просим Бога убрать наши недостатки. Просить смиренно значит восстановить свой здоровый стыд. Мы знаем, что ошиблись. Мы люди и совершаем ошибки, но мы также верим, что нам можно помочь. Мы можем измениться. Мы можем извлечь уроки из нашей боли и несчастья. Этим шагом я восстановил свой здоровый стыд. Из этого здорового стыда выросла здоровая вина. Вина это эмоция, которая формирует совесть. Быть бесстыдным значит не иметь совести. Наша совесть говорит нам, что мы ошиблись, переступили собственные ценности. Эмоция вины побуждает нас измениться. Виноватый человек боится наказания и хочет загладить вину. Стыдливый человек хочет быть наказанным. Когда я воссоединился со своей виной и совестью, я перешел к заглаживанию вины. Шаги 5, 6 и 7 возвращают нас к самим себе. Мы принимаем себя настолько, что бы быть готовым говорить о наших ошибках. У нас достаточно надежды о самих себе, что бы просить у нашей высшей силы о помощи. Мы готовы быть ответственными, что бы исправить ошибки, двигаться вперед и расти. Шаги 8 и 9 это шаги исправления. Они гласят: " Мы составили список всех людей, кому мы причинили вред, и обрели готовность возместить им всем причиненный ущерб.", " Мы напрямую возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому." Теперь мы обращаемся к третьему разрушенном взаимоотношению, указанному в Падении. Взаимоотношению с людьми. Возможно самая большая рана, которую несет стыдливый человек, это неспособность быть интимным во взаимоотношениях. Эта неспособность произрастает напрямую из фундаментальной нечестности, корнем которая является токсический стыд. Ношение масок, прятки и бесконечные секреты исключают любую возможность честности во взаимоотношениях. И как я подчеркнул ранее, стыдливые люди всегда ищут взаимоотношений с точно такими же стыдливыми партнерами. Секретность, нечестность и постоянные игры были, определенно, важной чертой моей истории взаимоотношений. Я делал больно женщинам, относясь к ним как игрушкам. Я помню как мне однажды сказали в программе каким жестоким я был к женщинам. Они сказали, что мне не следует встречаться женщинами, находящимися в программе. Это одно из правил в большинстве программ." " Я немедленно начал встречаться с женщиной из программы. И как полностью дисфункциональный взрослый ребенок и алкоголик, я всегда выбирал женщин, которые были сильно больны. Обычно я жалел их и чувствовал себя мощным и сильным в их присутствии. Со временем бремя отчаянной зависимости становилось все невыносимей и я их бросал. Это было также нечестно и жестоко. Когда я столкнулся с моей жестокостью и пассивно-агрессивной злостью в сторону женщин, я был в полной ярости! Заняло годы, что бы понять, что я воспроизводил мою злость в сторону собственной матери довольно разрушительными пассивно-агрессивными способами. Моя роль героя, хорошего парня и бывшего семинариста вводили меня в замешательство. После стольких лет исполнения этих ролей, я легко бы прошел детектор лжи в их отношении. Также были жертвы моего патронирования. Были студенты, которые несли на себе мой стыд, который я прятал под черной мантией перфекционизма, святости и неприкосновенности. В особенности пострадал мой брат от моей патронированной святости. Я был жестким семинаристом во время моего обучения в священники. В ранние дни моего обучения бывало что я проводил по 6 часов на коленях, стараясь не пошевелить ни одной мышцей. Внутренне я чрезвычайно осуждал себя, что и передалось моим ближним и семье. Во-время моих пьяных эпизодов я был яростен и жесток. Я разрушал чужое имущество и нарушал личные границы и права людей. Цель вины сподвигнуть человека устранить причиненный ущерб. Вина помогает возместить ущерб и двигаться дальше. Шаги 10, 11 и 12 это шаги по поддержанию этих восстановленных отношений. Шаг 10 гласит: " Мы продолжали проводить личную инвентаризацию и, когда были неправы, сразу признавали это." Шаг 11: " Мы искали путём молитвы и размышления улучшения нашего сознательного контакта с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли для нас и о даровании силы её исполнить." Шаг 12: " Духовно пробудившись в результате этих шагов, мы пытались нести эту весть другим и применять эти принципы во всех наших делах." Шаг 11 продолжает и углубляет нашу взаимную связь с Богом. Он способствует взаимоотношению осознанного контакта. Это истинное взаимоотношение. Мы прошли полный круг, начиная с разрушенного и заброшенного источника взаимоотношений, который привел нас к интернализации стыда, и заканчивая дружбой с Богом, так как мы его понимаем. Шаг 10 поддерживает наши взаимоотношения с собой. Он держит нас на связи со здоровым стыдом, эмоцией, говорящей о том, что мы можем и будем делать ошибки. Находясь в этой связи, мы можем принять себя. Признавая свои ошибки значит принять и выразить наши уязвимости и ограничения. Подобная осознанность останавливает наше стремление стать грандиозным и бесстыдным. Шаг 12 провозглашает, что духовное пробуждение это цель и продукт 12-ступечатой программы. Он подчеркивает факт того, что токсический стыд и все его прикрытия ведут к духовному банкротству. Токсический стыд это убийство души. Из-за него, мы становимся недолюдьми, без жизни внутри себя и внутреннего мира. Стыдливые люди жаждут внутренней тишины и уединения. Тишина и уединение это знаки духовной зрелости. Они ведут к миру и блаженству. Духовная жизнь это внутренняя жизнь. Она не может быть достигнута снаружи. Духовная жизнь сама по себе является наградой и не стремиться ни к чему другому за ее гранью. Когда мы достигаем внутреннего мира и осознанного контакта - нас переполняет. Это знак правды и любви призывающий двигаться в сторону добра и трансцендентности. Древние философы называли доброту, правду, красоту и любовь трансцендентными качествами существования. Шаг 12 движет нами, что бы передать сообщение нашим братьям и сестрам, которые все еще скрываются за масками токсического стыда. Этот шаг призывает нас практиковать духовные принципы строгой честности и служение другим во всех делах. Он призывает нас привлекать других через моделирование жизни с любовью и уважением. Подавая пример восстановленных взаимоотношений с Богом, собой, ближним и миром, мы можем показать другим, что выход есть. Надежда существует." Освобождение внутреннего ребенка Первая фаза это фаза восстановления. Через группу поддержки и зеркалирующие глаза, я восстановил свое чувство достоинства. Увидев себя в не пристыжающих глазах других, я почувствовал себя лучше. Я воссоединился с самим собой. Я больше не был совершенно один. Группа и ближние люди восстановили чувство межличностной связи. Процесс восстановления это процесс первого порядка. Это значит, что я изменил одно поведение на другое. Я бросил пить и перестал изолировать себя. Я поделился своими переживания и надеждами. Я начал делиться своими чувствами. Я стал чувствовать свои чувства. Я сместил свою зависимость на новую семью, которую я открыл для себя. Зависимость все еще существовала, так же как и пристыженный ребенок внутри меня, который сделал группу моими новыми родителями, оберегающими меня. Мой стыд ослаб, но все еще был активен. Это было доказано тем фактом, что я все еще был компульсивен и имел проблемы с интимностью. Я выбирал женщин, которым я был нужен, путая любовь с жалостью. Я начал работать по 12 часов в день, включая субботу. Я стал больше курить и есть сахара. Действительно, я остановил угрожающую жизни болезнь - алкоголизм; я ослабил мой стыд; я видел себя в лучшем свете, но все еще был компульсивен. Я не был еще свободен. Для того, что бы стать свободным, я должен был провести работу с семейным источником проблемы. Мне все еще нужно было вырасти и по-настоящему покинуть родной дом. Фритц Перлз однажды сказал: " Цель жизни в движении от поддержки окружающей средой к самоподдержке." Цель жизни это достижение независимости. Независимость произрастает из здорового чувства стыда. Мы сами отвечаем за собственные жизни. Наши первоначальные взаимоотношения были связаны с неудачным моделированием и заброшенностью. Это создало стыдливую идентичность. Из-за того, что мы не имеем аутентичного " Я", мы цепляемся к нашим родителям в вымышленной связи или строим стены вокруг себя, что бы никто не мог причинить нам боль. Эти ранние импринты окрасили все наши последующие взаимоотношения. Однажды я услышал слова Werner Erhard: " До тех пор пока мы не разрешим наши первоначальные взаимоотношения, мы не можем вступить ни в какие другие отношения." Покинуть родной дом значит разорвать первоначальные отношения, и т.к. наш стыд стал результатом этих отношений, уход из дома становится мощным способом ослабления стыда. Уход из дома Когда мы формируем эмоциональные блоки, они сильно влияют на нашу способность думать и рассуждать. Наш разум сужен в своем диапазоне виденья. Наше суждение, восприятие и умение рассуждать относительно событий в нашей жизни сильно искажено. Когда практичное суждение отключается, воля, которая является исполнителем, теряет свою способность видеть альтернативы и больше не основывается на реальной ситуации. Эмоционально закрытые люди буквально наполнены волей, они становятся своенравными. Своенравность характеризуется грандиозностью и необузданными попытками контроля. Своенравие это игра в Бога. Единственный способ снять наш мозг с крючка и вылечить компульсивность это вернуться и пережить эмоции. Заблокированные эмоции должны быть пережиты как они впервые появились. Неудовлетворенные и неразрешенные потребности должны быть удовлетворены с новыми уроками и правильным опытом. Наше потерянное детство должно быть оплакано. Компульсивность это результат тех старых заблокированных чувств (неразрешенного горя), которые проигрываются снова и снова. Или мы проработаем эти чувства через перепроживание их, или мы будем компульсивно действовать согласно им. Мы также можем направить эти заблокированные эмоции на самих себя через депрессию и суицид, или на других, передавая таким образом стыд. Мы должны покинуть родной дом и стать хозяином самому себе для излечения компульсивности. Мы должны проработать первоначальную боль." Работа с первоначальной болью Однажды, я наблюдал за мужчиной и его дочкой в аэропорту. Они сидели недалеко от меня. Отец непрерывно ругал ребенка, и в какой-то момент злостно сказал ей, что она приносит много неприятностей, так же как ее мать. Я предположил, что они были в разводе. Когда он уходил, он дал ей пару шлепков. Когда ребенок заплакал, он ударил ее снова. Затем он потянул ее в отдел с мороженым, что бы заткнуть ее. Этот ребенок с ранних лет учиться, что она не желанна, что это все ее вина, что ее чувства не имеют значения и что она в ответственности за чувства других людей. Я не могу представить где бы она могла найти союзника, который бы посидел с ней, подтвердил ее грусть и разрешил погоревать. В здоровой семье чувства ребенка имеют значение. Травмы в детстве неизбежны. Как говорит Alice Miller: " Не травмы, пережитые в детстве являются источником страданий, а невозможность их выразить." Когда ребенка забрасывают или подвергают насилию, то присутствует обида и боль. Детям требуется, что бы их боль подтвердили. Им нужно показать, как выразить свои чувства. Им нужно время для этого и помощь. Каждый заброшенный ребенок не стал бы стыдливым, если бы в это время кто-то помог им пережить их боль и дал время на разрешения горя. Я вспоминаю здоровую семью, в которой отец был серьезно ранен в домашнем происшествии. Шестилетний сын играл снаружи, когда услышал взрыв. Он был шокирован, когда нашел отца, в крови и искалеченным. Отец приказал ему позвонить в скорую. Сын провел остаток дня с соседом, пока с работы не приехала мама. Мать отвела его к детскому терапевту. Он боялся спускаться в подвал (там произошел взрыв). Он злился на мать, из-за того что она не была дома и на отца, за то что покинул его (когда его увезли в больницу). За следующие месяцы мальчик проработал свои чувства в контексте символической игры. Его мать и отец были рады тому, что он смог выразить свой гнев в их сторону. Они поддерживали его в его работе со страхов. Они делились с ним своими чувствами.
Я помню как моя бабушка высмеивала мою истерику, когда мой отец ушел напиваться. Он только что поссорился с моей матерью и ушел из дома в гневе, поклявшись напиться. Я начал плакать и очень скоро был истерике. Бабушка высмеяла меня, назвала маменькиным сынком и попросила держать себя в руках. Я не смог забыть это переживание. Годы спустя я все еще нес в себе неразрешенное горе.
Отложенная скорбь это корень того, что называется посттравматическим стрессовым синдромом. Солдаты, вернувшиеся с войны, переживают похожие симптомы: паника, физическое онемение, пугливость, деперсонализация, нужда в контроле, кошмары и расстройства сна. Те же симптомы распространены у детей из дисфункциональных семей. Это симптомы неразрешенного горя."
Работа с горем В нашем центре для семей в Хьюстоне мы проводим эту работу в течении 4 с половиной дней. Мы используем роли семейных систем как способ, который помогает увидеть людям как именно они потеряли свою аутентичную личность и застряли в ложной. Увидев этот процесс убийства души, человек начинает горевать. Часто терапевт помогает принять эти чувства, т.к. они все еще повязаны стыдом. Когда человек воссоединяется со своими истинными чувствами, стыд ослабевает. Эта работа продолжается и после воркшопа. Она может идти в течении нескольких лет. Существует множество методов подобной работы, но она должна быть проделана, если мы хотим прекратить компульсивное поведение.
Я люблю организовывать небольшие группы (6-8 человек) и посадить одного человека в центр. Человек в центре указывает на то, как близко он хочет, что бы находились другие участники группы. Некоторые хотят, что бы их держали и покачивали. Другие хотят только прикосновений. Каждый человек сам устанавливает границы дозволенного. После того, как группа определена мы включаем колыбельную, а каждый человек в группе говорит одну из вербальных аффирмаций, в это время касаясь, поглаживая или просто сидя рядом с человек в центре группы. Люди, чьими потребностями пренебрегали, начнут всхлипывать. Если человек был Потерянным Ребенком, то он может начать рыдать. Эти слова касаются дыре в его душе. После аффирмаций группа обсуждает их опыт. Аффирмации, прикосновения, поддержка и последующее обсуждение становится корректирующим опытом. Я также предлагаю другие способы удовлетворения младенческих потребностей. Обычно человеку потребуется друг, который предоставит свою физическую поддержку (обилие прикосновений), и будет кормить их (водить куда-нибудь есть). Им нужно множество приятных кожных ощущений. Возможно им потребуется горячая ванна или теплое покрывало. Или они могут попробовать телесный массаж. Далее мы подходим к потребностям ползунков. Ползункам требуется чувство разделения, поэтому все садятся близко к человеку в центре, но раздельно от него. Обычно я делаю медитацию с возрастной регрессией, в которой я прошу человека в центре почувствовать себя ползунком. Я даю такие аффирмации как " Ты можешь бродить и исследовать. Ты можешь отделиться от меня. Я не покину тебя. Ты можешь проверить свои границы. Ты можешь злиться, говорить нет. Ты можешь это делать любым способом, каким хочешь. Я буду рядом. Ты не обязан спешить. У тебя есть все время которое тебе нужно. Ты можешь держаться и отпускать. Я не покину тебя." И снова группа делиться своим переживанием после того, как каждый услышит эти аффирмации. Часто, во-время обсуждения, люди выражают глубокие эмоции. Часто они вспоминают эпизоды заброшенности, о которых давно забыли. Мы проходим через все стадии развития до подросткового возраста. Этот возраст также важен, потому что многие люди проходили через болезненную заброшенность и пристыжающие инциденты в этот период. Обычно я прошу каждого человека написать письмо своим родителям о том, в чем они нуждались, но не получили от них. Wayne Kritsberg советует писать такие письма не доминирующей рукой, т.к. это позволяет почувствовать себя ребенком. При чтение подобных писем перед группой происходит разрядка сильных эмоций. После прочтений, я прошу группу дать аффирмации человеку, на основе тех потребностей, которые были не удовлетворены в его письме. К концу воркшопа я прошу всех участников встретиться со своим Потерянным Ребенком. Сложно описать словами мощь этого упражнения. Сделать это можно через медитацию. Вы можете записать ее аудио и в дальнейшем воспроизводить." Часть 1 - Проблема " Стыд - одна из самых мощных разрушительных сил в человеческой жизни. Стыд, как здоровая эмоция, может быть трансформирована в стыд как состояние бытия. В таком виде стыд забирает на себя всю личность человека. Испытывать стыд как состояния жизни значит верить в то, что ты ущербен, что ты неполноценен как человек. Как только стыд становится идентификацией человека, стыд становится токсичным. Токсичный стыд невыносим, поэтому всегда требует укрытия - ложное " я" (a false self). Раз человек чувствует свою ущербность, то он создает ложное я, которое не ущербно. Идентифицировать себя через ложное " я" значит перестать существовать как аутентичный человеческое существо. Ложное я считает пытается быть " более чем" или " менее чем" человек. Процесс формирования ложного " я" Alive Miller называет " убийством души". " Токсичный стыд настолько разрушает функции аутентичной личности, что синдромы стыда начинают развиваться из ложного " я". Каждый синдром имеет свои характерные шаблоны. Токсичный стыд становиться корнем неврозов, расстройств личности, политического насилия, войн и криминала. Библия описывает стыд как основу и последствия падения Адама. Адам, как символ всего человечества, не был удовлетворен своим состоянием бытия, он хотел стать больше чем человеком. Он отказался от принятия своих ограничений, таким образов потеряв свой здоровый стыд. Библия говорит, что первородный грех является желанием быть кем-то другим, кем мы являемся, быть большее, чем человеком. В своем токсичном стыде Адам желал обрести ложное " я". Множество лиц стыда " Из-за своего до речевого происхождения, стыд очень сложно определить. Это здоровая человеческая эмоция, которая может стать реальной болезнью души. Стыд как разрешение быть человеком " Здоровое чувство стыда дает нам знать, что мы не всемогуще. Ограничения это наша естественная натура. Множество проблем проистекает из непонимание нашей ограниченности. Стыд как стадия развития " Согласно словам Erik Erikson, чувство стыда является частью второго этапа психологического развития. В первой стадии ребенку нужно установить чувство базового доверия. Межличностный мост
Формирование здорового стыда Нужды ребенка Стыд как смущение и покраснение Стыд как стеснительность Стыд как базовая потребность в сообществе Стыд как источник творчества и обучения Стыд как источник духовности
Большинство из нас имеют немного невроза и расстройств характера. Главная проблема в том, что бы уяснить наши обязательства. Для этого нужно иметь хорошие отношения с самим собой, чего у людей с токсичным стыдом совершенно нет. Даже наоборот, токсичный стыд приводит к враждебным отношениям с самим собой." Невротический синдром стыда
Стыд как идентификация - интернализация стыда Процесс интернализации в трех этапах: Интернализация это постепенный процесс и происходит он в течении какого-то времени. Каждому человеку приходиться бороться с этапами этого процесса, но вся интернализация требует присутствия всех трех этапов."
1. Идентификация с моделями (образами), имеющие корни стыда 2. Отказ (Abandonment) Связывание стыда с чувствами, потребностями и желаниями 3. Взаимосвязь импринтов в памяти, которые формируют коллаж стыда Стыд как самоотчуждения и изоляции Стыд как ложное " я" Стыд как со-зависимость Стыд как пограничная личность Стыд как ядро и топливо всех зависимостей Стыд и вина |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы