Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хенрик Ибсен – основоположник «новой драмы»



У истоков новой драмы - творчество норвежца X. Ибсена (1828-1906), реформатора европейского театра 19 века, определивший путь европейской драмы от шиллеровского типа к аналитической драме 20 века. Ибсен начал писать рано: в15 лет он пишет стихи, а в 20 лет закончир работу над первым драматическим произведением в романтическом духе под названием “Катилина”. Ранний период его творчества посвящен национально-романтическим драмам, прославляющим героическое творчество страны: “Богатырский курган”(50), “Воители в Хальгеланде” драматизация мифа о Сигурде) (57) и др. Увлечение стариной объясняется тем, что с52 по 57 год Ибсен служил драматургом и художественным руководителем первого в Норвегии национального театра в Бергене, организаторы которого видели в древних исландских сагах и норвежских народных балладах материал, способный вытеснить с норвежской сцены французские салонные пьесы. В 50-е годы Ибсен не только воинствующий норвежский патриот, но и сторонник движения панскандинавизма -объединения Скандинавии. В 1864 г. Ибсен получил стипендию от парламента, что позволило ему работать за границей. Только в 91 г. писатель возвратился на родину. В 1867 г. Ибсен пишет драматическую поэму “Пер Гюнт”, в которой в обобщенной форме изображается перерастание старой крестьянской Норвегии в современную буржуазную. Первые три акта посвящены традиционной крестьянской Норвегии, в которой сильно фольклорное начало. Но деревенскому парню Пер Гюнту скучно в родной деревне, его характер лишен цельности, он не имеет жизненных целей. Он занят только самим собой, но не формированием собственной личности, а развлечениями, мечтами о легких деньгах и славе. Поэтому он с удовольствием примеряет на себя чужие жизненные роли (силач, лихой наездник и т.д.). Он пестро-безличен, так как, согласно Ибсену, личность создается только связью с жизнью через реальный труд. Его беспринципность показана сначала в аллегорически-сказочном плане, в эпизоде пребывания у троллей. Мечтая стать королем, он соглашается жениться на дочери короля троллей, соглашается отречься от своей человеческой сущности и дневного света. Он протестует лишь тогда, когда ему хотят выколоть глаза. Затем следует эпизод, в котором Пер встречает чудовище Кривой, чей совет: “обойди сторонкой” - становится жизненным принципом юноши.

В четвертом акте уже не молодой Пер Гюнт оказывается в Марокко, где он разбогател на международной торговле и махинациях. Он может легко, если захочет, политическим деятелем турецкой империи, а за его плечами - роль пророка в одном из африканских племен. Он окружен льстецами и завистниками, которые обворовывают его. Претерпев всевозможные лишения, состарившийся Пер Гюнт возвращается на родину. Здесь наступает час расплаты за бесполезно прожитую жизнь: он встречается с Пуговичником, который намерен взять его душу и переплавить как испорченный материал. В минуту предсмертного отчаяния его спасает его возлюбленная Сольвейг, которую он покинул еще в юности. Она всю жизнь ждала его в лесной избушке. Пер Гюнт умирает на ее руках. Он спасен от полного забвения, жизнь его, оказывается, прошла недаром. Родина, материнская и супружеская любовь способны спасти даже погибающего человека. Известность драме принесла чудесная музыка Э. Грига.

После стихотворных драм Ибсен переходит к прозе и пишет пьесы о современности: “Столпы общества”, “Кукольный дом”, “Приведения”. Это тип аналитической драмы, известный в мировой литературы с “Царя Эдипа” Софокла. В ней почти все события происходят до начала пьесы, а сюжет пьесы - выяснение причин путем диалогов - диспутов героев, носителей разных взглядов на жизнь. Пьесы имеют открытый конец. В пьесах Ибсена важную роль играет психологический подтекст, который возникает не только в словах, но и в деталях, жестах, паузах.

В пьесе “Дикая утка” (84) заметно усиление психологизма и символизма, настроения “лопнувшей струны”, которое наиболее характерно пьесам А.П. Чехова.

В 90-е гг. драматург создает такие разные пьесы, как “Гедда Габлер”, “Строитель Сольнес”, “Когда мы, мертвые, пробуждаемся”. Для всех этих пьес характерно усиление символического начала и ослабление натуралистического. В пьесе “Строитель Сольнес” (92) главной становится творческая личность. Сольнес добился признания среди коллег, он богат, пользуется успехом у женщин. Но сам строитель не считает себя счастливым и уверен, что способность добиваться желаемого лишила счастья и его самого, и жену Алину. Как это обычно у Ибсена, прошлое главных персонажей скрывает некую тайну. Призвание Сольнеса было строительство церквей и башен, возносящих человека к небу. Однако жизнь в старинном замке, в обстановке семейного уюта, мешает ему реализовать это призвание. И строитель невольно начинает желать, чтобы старый его дом сгорел и освободил его гений от пут. Поскольку желания Сольнеса всегда сбываются, его дом действительно сгорает. И сразу же Сольнес добивается небывалого успеха и становится первым строителем в округе. Но у Алины, потрясенной несчастьем, пропало молоко, и их дети умерли. Благосостояние и слава куплены слишком дорогой ценой. “За все надо платить не деньгами, а человеческим счастьем, и не только своим собственным, но и чужим! ”. После истории с пожаром Сольнес утратил желание строить церкви и башни. Только еще одну башню он согласился возвести в Люсангере. На стройке его увидела 13-ти летняя Хильда Вангель и была очарована. Спустя десять лет Хильда специально приезжает в город, где живет Сольнес, чтобы увидеть еще раз, как он взбирается на башню. Но Сольнес уже не тот: он стар, страдает от семейного разлада и боится конкуренции со стороны молодого строителя, в котором видит волю к жизни и творчеству, а также собственное возмездие. Лишь приезд Хильды заставляет Сольнеса предаться мечтам о высоте, ведь пугает его не высота зданий, а та духовная высота, которая доступна только людям творчества. Девушка напоминает Сольнесу о высоком долге творца, а сама она готова отдать ему свою любовь и вдохновить на новый творческий порыв. Но союз между Сольнесом и Хильдой не возможен, и не только потому, что строитель женат, творец, по мысли Ибсена, должен быть один. Хильда требует, чтобы Сольнес сам повесил венок на шпиль возведенного им дома, и строитель впервые ощущает на себе силу давления воли другого человека. И вот Сольнес вновь лезет на башню в надежде, что на землю он с пустится преображенным, без чувства вины перед женой и без страха перед молодым строителем. Но жизнь и творчество не совместимы, и Сольнес падает с башни. Смерть Сольнеса трактовалась в критике неоднозначно: то ли Сольнес покончил с собой, не сумев примирить творчество с жизнью, то ли он устрашился открывшейся ему небесной бездны и упал. Пьеса заканчивается восторженной репликой Хильды: “Но он достиг вершины. И я слышала в воздухе звуки арфы! ”.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь