Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Импрессионизм в живописи и литературе рубежа веков



Направление возникло в художественной критике и закрепилось в истории живописи. Название стиля восходит к выставке “Анонимного общества живописцев, скульпторов и т.д.”, открывшейся в Париже 1874г. Большая часть картин, представленных на выставке, принадлежала перу П. Сезанна, Э. Дега, К. Моне, К. Писарро, О. Ренуару, то есть кружку молодых художников, сплотившихся в 60-е г.г. вокруг лидера “непризнанных” Э. Мане. Под номером 98 в каталоге чистилась работа Моне “Впечатление. Восход солнца”. Экспозицию высмеял критик Л. Леруа, назвав статью “Выставка импрессионистов”. Это прозвище было принято участниками, позднее устроивших еще семь выставок(1876-1886), после чего объединение распалось, и лишь Моне продолжал настаивать на своем импрессионализме. Для назвавших себя импрессионистами молодых художников это название сначала было формой протеста против принципов классицистического академизма, а не названием нового направления в искусстве. Работе в студии импрессионисты противопоставили выход на пленер (от фр. Plein air - свежий воздух). Краски они подбирали прямо на холсте, спонтанно и разрабатывали такой тип мгновенного пейзажа, который строится на волновых эффектах света, который отражается от предметов, самих по себе, вне подсветки, как бы не существующих. Форма, считали импресионисты, не должна быть предопределена требованиями сюжета, рисунка, абстрактного представления о цвете. Как “солнцепоклонники” импрессионисты серией этюдов на одну и ту же тему (стог сена, собор, Темза у Моне) подчеркнули движение единого солнечного луча, зажигающего самые разные цветовые пятна. Они начали писать семью-восемью несмешанными красками, так как в природе существуют только чистые краски (за исключением черной), Вводя одну краску в другую, не ослабляли цвет, а посредством контрастного сочетаний сиять, добивались эффекта подчеркнуто плоскостного впечатления. Импрессионисты предложили особый тип сюжета - мимолетного настроения. Задача зрителя -связать это мерцание красок в подобие единства.

Постепенно черты этого живописного стиля стали переносить на поэзию (П. Верлен), новеллистику ( Г де Мопассан), драматургию (А. Шницлер), литературную и художественную критику (А. Франс), музыку (К. Дебюсси, М. Равель), скульптуру (О. Роден)., философию (Э. Мах). Но импрессионистическая манера, спроецированная на литературное произведение, теряет свою отчетливость. Так она может по-разному соотнесена с романтизмом (изменчивость мира), натурализмом (связавшим романтическую субъективность с принципом телесности), символизмом ( искавшем в заведомой субъективности объективность). В этом широком смысле оправдано даже говорить об импрессионистичности всей ненормативной культуры 19 века. Например, Бодлер под влиянием художника Делакруа перенес принципы колоризма в лирику, но связал ее не с живописью, а с музыкальностью, поэзией эмоционально уплотненных звука и тона. В дальнейшем бодлеровскую установку на заклинание звука и натурализацию стиха усилил П. Верлен, называвший многие свои стихотворения “пейзажами души”, “акварелями”. Символизм Верлена импрессионистичен. Философский образ импрессионизма дополнил влиятельный венский писатель Г. Бар (“Импрессионизм”, 1903). Импрессионизм для него -“романтизм нервов”, такое мироотношение новейшего искусства, которое нельзя свести к конкретной технике: писатель как физическое лицо растворен в своих впечатлениях. Импрессионизм в прозе проявлял себя у разных писателей второй половины 19 века. Натуралисты, подобно импрессионалистам, призывали писателей реагировать на мимолетные особенности и отказаться от литературности в пользу своего рода дневника - психофизиологии, увиденной в окно или с бульварной скамейки. В этом смысле близки к импрессионизму многочисленные описания Парижа в романах Золя “Чрево Парижа”, “Творчество”. Феномен “куска жизни”ориентирован на фотографический эффект: жизнь спроецированная на экран конкретного темперамента, становится словом. Тем не менее Золя, близко друживший с импрессионистами, не употреблял этот термин по отношению к прозе.

Еще ярче импрессионизм проявил себя в прозе Ги де Мопассана. В 1880-м году в предисловии к роману “Пьер и Жан”, не желая сравнивать постфлоберовскую прозу с “пошлой фотографией”, предпочитает говорить о своем творчестве как о воспроизведении личностного видения через мастерскую Группировку обыденных мелких фактов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь