Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Многогранность драматургии Герхарта Гауптмана
Драматургия Герхарта Гауптмана (1862-1946) чрезвычайно богата по жанрам: социально-политическая драма (“Перед восходом солнца”, “Ткачи”), семейно-психологическая (“Одинокие”, “Праздник мира”), историческая (“Мангус Гарбе”), мифологи чески-легендарная (“Потонувший колокол”), стилизованная притча (“Бедный Генрих”). Гауптман родился в Нижней Силезии в семье небогатого трактирщика. Дед Гауптмана был прядильщиком, свидетелем восстания ткачей 1844 г., послужившего материалом для пьесы драматурга “Ткачи”. Гауптман не закончил университет и отправился в Рим в надежде стать скульптором. По возвращении в Германию занимался графикой и изучал историю в Берлине. Начав творческий путь со стихов, он проявил себя не только как драматург, но и как беллетрист, мемуарист и автор публицистической прозы. В 1912 г. ему была присуждена Нобелевская премия. Гауптман называет писателя биологом, что в своей основе связано с принципами натуралистической прозы. “Биология” для драматурга - это прежде всего острота восприятия жизни. А художественная форма - это преображение материала, но она этим материалом и диктуется, и вырастает из него. Импульсом для создания драмы служит “прадрама” -стремление упорядочить хаос глубинного “я”. “Самая примитивная драма — это разговор с самим собой, когда честно задаешь себе вопрос и отвечаешь на него”. Пьеса “Перед восходом солнца” (89) характерна для раннего творчества немецкого драматурга. Ее действие максимально концентрированно и длится чуть больше суток. В силезскую деревню Витцдорф, где обнаружены богатые залежи угля, приезжает молодой экономист Альфред Лот, изучающий воздействие производства на недавних крестьян. В него влюбляется Елена, дочь зажиточного крестьянина Краузе. Молодые люди решают пожениться. Но, узнав от врача о наследственном алкоголизме семьи Краузе, Лот бежит из Витцдорфа, как библейский Лот из горящего Садома. Елена кончает жизнь самоубийством. Лот увлечен социализмом, считает целью своей жизни борьбу за всеобщее счастье. Он предъявляет жизни идеальные требования, часть из них касается брака: его будущая жена должна быть душевно и физически здорова, чтобы произвести на свет здоровое потомство. Как и в ряде пьес Ибсена, “посторонний” у Гауптмана придает ускорение тем разрушительным процессам, которые долгое время зреют в обществе. Лот не способен на любовь, а самоотверженность вообще не логична, потому что не служит никаким практическим целям. Елена, по мнению Лота, слишком романтична. Ее любимая книга -“Страдания юного Вертера”. Ее жизнь кажется ему нелепой, как и смерть. Для зрителя в этой пьесе финал, безусловно, трагичен. Эта драма, поставленная впервые на сцене берлинского театра, принесла автору известность. В пьесе привлекала актуальная проблематика, новаторская для немецкой сцены. Идейные конфликты драмы связаны с философскими тенденциями эпохи, герои обсуждают проблемы биологического детерминизма, наследственности — вопросы, знакомые немецкой публике по творчеству Золя и Ибсена. В драме Гауптмана представлены бытовые картины жизни семьи Краузе через богатство деталей. Создан образ толпы, массы, точно очерченный в репликах Елены, Лота, Гофмана (мужа сестры Елены). “Потонувший колокол” (1896 г.) - по существу, неоромантическое произведение. В пьесе противопоставлены два мира - идеальный мир творчества и немецкая филистерская провинция. Первый мир представлен в пьесе сказочными героями: эльфами, русалками, водяными, афоризмы и песни которых - осмысление законов духовного бытия. Особенность сказочного мира пьесы - его родство с древненемецкой языческой стихией. Фантастические существа часто вспоминают имена Бальдура, Тора и других северных богов. Гауптман-художник трактует языческую мифологию как иносказательное обобщение законов ноосферы, предвосхищая гуманистическую трактовку мифа у Т. Манна и Б. Брехта. На основе древнегерманской мифологии Гауптман творит и оригинальные образы чудесных существ, так, например, самобытен образ феи Раутенделейн. Прекрасному романтическому миру в пьесе противопоставлена филистерская провинция. Здесь иные персонажи: пастор, учитель, цирюльник, обыватели. Они слепы по отношению к миру чудес. Мудрая волшебница Виттих говорит о представлениях, бытующих в деревне: Я знаю, знаю, чувство - грех у вас, Земля, по-вашему, лишь тесный гроб, А голубое небо — крышка гроба, А звезды - свечки, солнце - дырка в небе, Для вас и сам господь всего лишь поп. Главный герой пьесы - литейщик колоколов, художник Генрих - находится словно меж двух стихий. Его властно влечет стихия романтизма и творчества, но он скован и путами конформизма. Этот конфликт, раскрытый в сказочной символике, реален и современен. Он влюбляется в прекрасную Раутенделейн - символ прекрасной жизни. Однако скоро Генрих убеждается, что в мире волшебном он чужой, что отлитый им колокол “с трещиной”, и звон его фальшивый. Гауптман утверждает, что великого творческого акта необходима чистая душа, эстетическая цельность. Генрих довольно смело преодолевает внешние препятствия, разрывает с миром обывателей. НО кроме социальных пут есть путы семейные: жена Магда и дети мешают ему посвятить себя прекрасному. Любовь Магды требует от художника согласованности с обыденным миром долин. Генрих переступает через эту любовь и становится причиной самоубийства Магды. Источник конфликта лежит в не действия пьесы-он связал себя с чуждой по духу женщиной. Но и Магду обманули в свое время, представив его как смиренного певца церкви. Поэтому в смерти женщины Генрих обвиняет пастора и его окружение. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы