Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Импрессионистская лирика Поля Верлена (1844-1896).
Верлен вступил в литературу как последователь парнасской школы (“Сатурнические стихотворения”, 1866), затем последовал сборник “Добрая песня”, где звучит надежда на спокойную семейную жизнь. Брак был разрушен из-за знакомство с юным Рембо. Связь с рембо была бурной и драматичной: они живут в постоянных разъездах, много пьют и постоянно ссорятся. В 1873 г. Верлен стреляет в Рембо, за что был осужден на два года. Здесь он пишет стихи, вошедшие в лучший его сборник “Романсы без слов”. В 80-е годы он создает сборники “давно и недавно”, “Любовь”, а также пишет книгу “Проклятые поэты”. Подобно Бодлеру, Верлен принадлежат к тем людям, которые сохраняют память об изначальном единстве с мирозданием и поэтому очень остро переживают драму своей отторженности, “изгнанничества в мир, где им приходится обретать индивидуальные черты и совершать ответственные поступки. А потому душа “Бедного Лелиана”, как он сам себя называл, ощущает себя как нечто зыбкое, несказанное, готова вернуться в нерасчлененную стихию первоначал. Отсюда - особенности поэзии Верлена и прежде всего, его пейзажной лирики (“Романсы без слов”), где между “душой” и “природой”, “душой” и “вещами” устанавливается не отношение параллелизма, как это обычно бывает, но отношение тождества. Д ля Верлена пейзаж - это состояние души, а душа - инобытие пейзажа: они столь легко растворяются друг в друге, что изначально воспринимаются как два проявления одного и того же начала. А сердце все смотрится в омут глухой, Над Заводью Слез сиротея ольхой, И клики, взывая в тоскующем вихре, В листве замирают, и вот уже стихли, И только единственный голос родной, Один на земле говорит с тишиной - (“Соловей”) Поэзия Верлена импрессионистична потому, что, разрушая границы между субъективным и объективным, духом и плотью, возвышенным и низменным, отказывается от рационально-нравственного отношения к действительности, она целиком отдается фиксации непосредственных, сиюминутных впечатлений (гл. в наст. Времени, преволирует существительное), размытая линия господствует над четким рисунком, оттенок - над однотонностью цвета. Из стихотворения “Искусство поэзии”: За музыкою только дело. Итак, не размеряй пути. Почти бесплотность предпочти Всему, что слишком плоть и тело. Не церемонься с языком И торной не иди дорожкой. Всех лучше песни, где немножко И точность точно под хмельком. Всего милее полутон. Не полный тон, а лишь полтона, Лишь он венчает по закону Мечту с мечтою, альт, басон. Хребет риторике сверни. О, если б в бунте против правил Ты рифмам совести прибавил! Не ты - куда зайдут они? (“Искусство поэзии”) Поэзия Вердена - это поэзия, сделавшая впервые во Франции ставку не на изобразительно-выразительные(“живописные”) возможности лирического слова, а на его суггестивную силу: слово Вердена воздействует не только своим прямым предметным значением, сколько смысловым ореолом, возникающий как результат фонетико-синтаксической связи и навевающим те или иные настроения. Это и побудило символистов назвать Вердена своим предшественником. Несмотря на стремления к непосредственности лирического выражения, его поэзию не следует воспринимать как наивные излияния души. Верлен - “Организованный примитивист”. Он, во-первых, отвергал риторический канон (имевший власть над Бодлером и над Гюго, который объявил войну риторике), то есть Верлен вплетал в текст просторечные и жаргонные словечки, провинционализмы, языковые неправильности, что не только приводило к неожиданным поэтическим эффектам, но и создавало иллюзию абсолютно доверительной и разговорной спонтанности. Естественности Верлен добивался и в области ритмики, расчленяя александрийский стих с помощью цезур и неожиданных переносов, так что возникает впечатление, что стих превращается в прозу. Стемнело. Льет. За сизой пеленой Возникший в небе готикой сквозной Старинный город сумерками скраден. Верлен, завороженный текучей неуловимостью предметного мира, не стремится не дробить, не анализировать его, а хочет собрать его воедино, как пытается собрать воедино собственную душу так, чтобы “Я” и “Мир” зеркально отражали друг друга. Верлен оказал неоспоримое воздействие на всю литературную атмосферу 1870-90-х гг., символисты-“восьмидесятники” сами называли его своим предшественником. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы