Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Америка на рубеже XIX – XX веков и ее культура
Рубежной датой в развитии американской культуры и литературы в XIX веке является, несомненно, гражданская война Севера и Юга 1861 – 1865 гг. С момента окончания войны и до начала календарного ХХ века в стране происходит целый ряд кардинальных изменений, которые отмечают превращение США из провинциальной заокеанской державы, по преимуществу аграрной, с огромным денежным долгом, – в индустриальную сверхдержаву с колониальными интересами, империалистическими амбициями и претензией на мощное влияние в мировой политике. В 1860 г. (непосредственно перед войной) население страны составляло около 31, 4 млн. человек, а к 1900 г. возросло до 76 млн. На рубеже веков США захлестнул поток эмигрантов, дешевый труд которых работал на руку возникающим как грибы после дождя всевозможным предприятиям, трестам, картелям. Свыше 23 миллионов иностранцев — в первые годы немцев, скандинавов и ирландцев, а впоследствии все больше выходцев из Центральной и Южной Европы — прибыло в Соединенные Штаты с 1860 по 1910 гг. Владельцы плантаций на Гавайях, железнодорожные компании и другие представители американского бизнеса на западном побережье завозили китайских, японских и филиппинских рабочих для работы по контракту. В конце 1890-х годов в Северную Америку прибывало около одного млн. эмигрантов в год. После Гражданской войны интенсифицировался процесс индустриализации страны. Еще президент Томас Джефферсон мечтал о том, что его страна будет состоять из множества независимых фермерских хозяйств. До 1860 года большинство населения США проживало на фермах, занимаясь скотоводством и земледелием. Прирост территории за счет штатов, отнятых у Мексики и индейцев, за счет Аляски и Калифорнии, купленных у России, способствовал развитию сельского хозяйства. Промышленность была сосредоточена, главным образом, на Восточном побережье США. Однако после войны победа промышленного Севреа над аграрным Югом кардинально изменила ситуацию. Если в 1860 г. 60 % работающего населения проживало на фермах, а 26 % были заняты в промышленности и транспорте, то в 1900 г. это соотношение предстало как 37 % к 46 %. В 1860 – 1900 гг. рост городского населения в два раза превзошел рост населения всей страны. К 1900 г. в каждом из крупнейших городов (Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго) проживало более миллиона человек. К 1919 г. половина населения США была сконцентрирована примерно в двенадцати городах. Отсюда положительные и отрицательные последствия урбанизации. С одной стороны, развитие городов ведет к расцвету индустриальной цивилизации. В 1861 году по дну Атлантики был проложен трансконтинентальный телеграфный кабель, связавший Америку и Европу и позволивший представителям американских СМИ и бизнеса получать информацию с континента незамедлительно. В 1869 году начался запуск железнодорожной системы, объединившей Западное и Восточное побережье США. В результате значительно сократились расстояния и увеличился уровень безопасности для пассажирских и грузоперевозок. Громадные природные ресурсы Америки, такие как железо, уголь, нефть, золото и серебро, способствовали развитию бизнеса. Добыча золота в Калифорнии, а затем на Юконе, открытие нефтяных месторождений в Оклахоме порождали «золотые лихорадки» и давали возможность моментального обогащения наиболее предприимчивым американцам. Рост военной промышленности Севера в годы войны заложил базу под развитием управленческого и технического потенциала американского бизнеса, что отражалось и на модернизации страны в целом. Символичны в этом плане окончание строительства в Нью-Йорке Бруклинского моста (1883), открытие в нью-йоркской гавани статуи Свободы (1886), появление первой линии электрического трамвая (1887), Всемирная выставка в Чикаго (1893). С другой стороны, отток населения в города сопровождался упадком сельского хозяйства. Быть фермером становилось все более небезопасно (поскольку наиболее дешевые земли были на границе с индейцами или с Мексикой) и накладно – банки миллиардеров Дж. П. Моргана, Дж. Д. Рокфеллера, расположенные в восточных штатах, жестко контролировали закладные и кредиты, жизненно важные для развития Запада и сельского хозяйства, в то время как железнодорожные компании взимали высокие тарифы за перевозку сельскохозяйственной продукции в города. Фермеры в массовом сознании превратились в посмешище – мужланов и неотесанных деревенщин. Урбанизация имела и свои очевидные отрицательные последствия, известные Европе еще с середины XVIII века, со времен промышленного переворота: убогие, перенаселенные жилища, антисанитарные условия, низкая зарплата (так называемое " рабство за зарплату" ), тяжелые условия труда и неадекватные ограничения на бизнес. В то же время рост промышленности сопровождался накоплением капитала. Национальным героем теперь становится не отважный первопроходец, как во времена становления США, а предприимчивый делец, в перспективе – миллионер. Если до Гражданской войны в США существовало лишь несколько крупнейших миллионеров (Джон Джейкоб Астор оставил после себя в 1848 г. состояние в 20 млн. долларов), то после нее их число резко увеличилось и лишь ежегодный доход А. Карнеги достигал 25 млн. долларов. В 1860 г. миллионеров было менее сотни, а к 1875 г. их число перевалило за тысячу. Соответственно росло благосостояние страны и ее вес в международной политике. До 1860 года США были страной с огромным международным долгом, а к 1914 году – крупнейшим индустриальным гигантом и экспортером зерна, мяса, стали и т.п. Если в середине столетия Северная Америка была лишь периферийной бывшей колонией, то к концу века США уже начали заявлять свои претензии на собственные колонии. В феврале 1898 г. на рейде Гаваны взорвался американский крейсер «Мэн», а два месяца спустя США блокировали Кубу и направили эскадру к Филиппинам. Началась испано-американская война, которая завершилась осенью разгромом Испании, уступившей победителям Кубу, Филиппины, о. Гуам. США провозгласили свое право контролировать политику всех государств Северной и Южной Америки. Очевидным стало экономическое доминирование в регионе, превращение многих латиноамериканских стран в «банановые республики». В других странах США устраивали военные перевороты, в ходе которых к власти приходили хунты, финансируемые американским правительством. Тем самым влияние США на мировую политику росло. Экономический и политический подъем, индустриализация и рост бизнеса не могли не оказать влияния на культуру США. В виду развития производства требовались постоянно квалифицированные кадры для промышленных предприятий. В результате падал уровень безграмотности населения (с 17 % в 1880 г. до 11 % в 1900 г.). Рост уровень образования: появлялись новые университеты (например, в Чикаго, 1892), музеи, библиотеки (Нью-Йоркская публичная библиотека, 1895; Библиотека Конгресса, 1897), театры («Метрополитен-опера», 1883). Соответственно росла читательская аудитория, что сказывалось на появлении новых средств массовой информации: число журналов в стране увеличилось с 700 в 1865 г. до 3300 в 1885-м. Медиамагнаты Дж. Пулитцер и У. Хёрст начали создание первых американских медиаимперий, в основу которых были положены массовые газеты и журналы («New York World» Пулитцера, «New York Journal» Хёрста). Параллельно развивалась массовая культура в лице бульварных романов, бродвейских мюзиклов и т.п. В этом контексте литературная ситуация также претерпевала изменения. Литература была вынуждена обратиться к обществу и его изъянам. Следовательно, начинает развиваться реализм, который противопоставляет себя романтизму, сохранявшему лидирующие позиции в американской литературе вплоть до конца XIX века (поздний Г. Мелвилл, У. Уитмен, Г. Бичер-Стоу, Э. Дикинсон и др.). Парадокс заключается в том, что в США реализм начал развитие в то время, когда в Европе он уже исчерпал себя и ему на смен начали приходить нереалистические течения: натурализм, неоромантизм, символизм и др. Первый реалист в США, по сути, это Марк Твен. К тому же, в отличие от Европы совмещение одним писателем романтических и реалистических черт (Стендаль, Бальзак, Диккенс) в США было невозможно. По сравнению с предшествующей эпохой изменяется идеал героя, но он не исчезает совсем. Если в литературе довоенной, по преимуществу романтической, воспевалась свобода (в том числе и от рабства), единение с природой, естественные права, то в литературе конца века воспевается прогресс, человек, всего добивающийся сам (self made man), предприниматель, авантюрист, зачастую идущий по головам (в такие формы выродилась эмерсоновская доктрина «доверия к себе»). В американской литературе развивается рефлексия над американской мечтой, которая принимает теперь формы погони за успехом и благосостоянием. Именно она роднит мошенников из новелл О. Генри, золотоискателей из «Северных рассказов» Джека Лондона и Клайда Гриффитса из «Американской трагедии» Теодора Драйзера. Становление американского реализма происходило в 1870-х гг. на волне противостояния с романтизмом. Американские писатели –реалисты Марк Твен, Генри Джеймс, Уильям Дин Хоуэллс (William Dean Howells, 1837—1920) осознанно или неосознанно противопоставляли себя англоамериканскому романтизму и викторианской литературе (Ч.Диккенс, У. М.Теккерей). Они противостояли, во-первых, традиции Фенимора Купера и Вальтера Скотта с ее экзотизмом, противопоставлением человека и природы, сентиментальнстью. Марк Твен написал об авторе романов о Кожанном Чулке статью с красноречивым названием «Литературные грехи Ф.Купера≫ »(1895), где перечислил 18 погрешностей куперовской манеры, важнейшей из которых считает крайнюю «словесную расточительность». Во-вторых, они противопоставляли себя эпигоном романтизма с их устаревшим языком и надуманной образностью (проза Т. Олдрича, поэзия Ч. У. Стоддарда). В-третьих, их литературными врагами были так называемые «бостонские брамины», поэты Р. У. Эмерсон, Г. У. Лонгфелло, О. У. Холмс, Дж. Р. Лоуэлл, Ч. Э. Нортон, чьи сочинения пользовались заслуженной популярностью и авторитетом, но, на взгляд искателей национального своеобразия литературы и «демократических далей», казались слишком высокомерными, консервативными, интеллектуалистскими и надмирными. В результате почвой, на которой вырос американский реализм конца XIX века, стала, с одной стороны, полуфольклорная традиция устных юмористических рассказов (баек, небылиц) новых земель, героями которых становились легендарные личности из конкретных штатов, областей, местечек и городков – лесорубы, шахтеры, ковбои (Майк Финк из среды лодочников Миссисипи, отважный паровозный машинист Кейси Джонс, американский негр молотобоец Джон Генри, лесоруб-исполин Поль Баньян, чьей славе содействовала реклама, борец за права индейцев Кит Карсон и пионер Дэви Крокет с западного побережья), а с другой стороны – проза так называемого «местного колорита», которую отличала скрупулезная фактологическая и реалистическая техника и осознанный и исключительный интерес к описанию данной местности (как южанеДж. Кейбл, Дж.Ч.Харрис, калифорниец Брет Гарт (Bret Harte, 1836 — 1902), автор прославившего его сборника «Счастье Ревущего Стана и другие этюды» (The Luck of Roaring Camp and Other Sketches, 1870), писательницы из Новой Англии Мэри Уилкинс Фримен (1852-1930 гг.), Гарриет Бичер-Стоу (1811-1896 гг.) и особенно Сара Орн Джуитт (1849-1909 гг.). Человеком, которому удалось объединить обе традиции («юмора новых земель» и «местного колорита»), и заложить фундамент американского реализма, стал Марк Твен. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы