Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отношения науки и общества в философии постпозитивизма (Т. Кун, М. Полани) – 60е гг. ХХ в.



Согласно концепции постпозитивизма, развитие науки обусловлено социокультурными факторами. Гетерогенность и несоизмеримость научной теории отражает плюрализм ценностей, интересов и ориентаций их авторов, коллективные и индивид. Субъекты, участвующие в производстве знаний. Качество научного знания определяется степенью соответствия идеалам и потребностям самих исследований и их аудитории. Особенностью современного понимания отношений между научным знанием и обществом является представление об их интерактивности. Общество и наука связаны прямой (общественные факторы, детерминирующие свойство объекта и возможности их субъектов) и обратной связью (значимость в ХХ в. Наглядно в экономике, где появление технико-технологических инноваций становится главным фактором роста производства, быстро меняя структуру).

Т. Кун – американский философ, «Коперниканская революция», «Структура научных революций».

Основная мысль Куна состоит в том, что в развитии научного знания особую роль играет деятельность научного сообщества. Определяющее значение принадлежит не нормам логики, методологии, а парадигме, т. е. совокупности убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. Парадигма по своему содержанию шире теории и шире научно-исследовательских программ. Разрушение парадигмы приводит к научной революции. Каждая парадигма обладает своими критериями рациональности, они не являются универсальными. Подчеркивая, что наука есть результат деятельности научных коллективов, Кун справедливо обращает внимание на особую значимость в науке социальных и психологических моментов.

Объектом исследований Куна являются зрелые науки, в которых исследователи разделяют общие подходы или парадигмы. Для него налицо существование параллелей между научным и политическим развитием, оправдывающее описание термина «революция». Между ними существуют генетические и структурные сходства. Генетические заключаются в способах, которыми осуществляются революции и условие осуществления (чувство кризиса).

Структурные сходства затрагивают модели развития данных революций.

· Допарадигмалистический период (нет общей парадигмы, разообщенность и разногласия в научном сообществе)

· Основание парадигмы (появление типовых результатов исследований, соглашения по основанию методов и проблем решения, соглашение относительно фундаментальных метафизических вопросов)

· Нормальная наука (Исследования как дальнейшая разработка парадигмы)

· Аномалии (возникновение новых феноменов, не вписывающихся в традиционную парадигму)

· Кризис (размывание парадигмы и начало развития ее нескольких версий)

· Революция (Отрицание старой и возникновение новой парадигмы)

· Новая парадигма (всеобщее признание новых типовых научных достижений, новое проблемное восприятие, новые методики и новые решения).

Концепция личностного и неявного знания М. Полани – английский физик, химик и философ, «Наука, вера и общество», «Личностное знание».

Личностное знание – термин, введенный в методологию науки американским философом М. Полани и означающий тот объем неявного знания, которым располагает и использует в своей научной деятельности отдельный ученый. Близок по значению к термину «интуиция ученого». Неявное знание – информация, используемая в практической и познавательной (в т.ч. научной) деятельности, не имеющая четкого дискурсного и операционного оформления. Хранилищем неявного знания является сфера чувственной и интеллектуальной интуиции, а пользование им сродни искусству и мастерству, которые передаются от учителя к ученику, из рук в руки. Согласно современной философии науки, любая научная теория (в т.ч. формальная) в существенной степени опирается на специфический для нее пласт неявного знания, являющийся своеобразным проявлением в науке ее когнитивного бессознательного. Любой научный текст всегда является частью, элементом более широкой и менее определенной по сравнению с ним когнитивной реальности (ее контекста), а последний - частью еще более широкой и неопределенной реальности – интертекста.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь