Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теория постиндустриального общества (Д. Белл)



Д. Белл – американский социолог, «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования».

Начиная с 60х гг. ХХ в. формировались концепции нового общества вместо индустриального. Концепции различались по признаку того, что является ключевой особенностью современного общества у авторов. Более ранним вариантом концепции описания является теория постиндустриализма Д. Белла, А. Турена. Они продолжали традиции позитивистской социологии истории (О. Конт, Г. Спенсер).

Отличительной особенностью постиндустриального общества является выдвижение науки на место ведущего фактора производства. Наука является условием для снижения материалоемкости продукции, для беспрепятственного дальнейшего роста общественного благосостояния. Наука как ведущий фактор производства способствовала уменьшения в общем объеме доли товаров и увеличения доли услуг. Таким образом, перестройка производственного процесса меняет распределение собственности и власти. Положения господствующего класса в обществе переходит к специалистам-технократам. Правящее меньшинство – это мелитократия. Доступ в правящую элиту будет регулироваться лишь личными способностями и заслугами (По Беллу). При этом, научное знание имеет общественный характер, собственность на него не может быть исключительной. Постиндустриальное общество рассматривается как посткапиталистическое (коммунальное).

Модель развития общества через линию использования знания:

Доиндустриальное → Индустриальное → Постиндустриальное общество.

4. Теория информационного общества ( О. Тоффлер, Й. Масуда)

Исследованиями информационного общества социально-философской направленности, собственно его структуры, особенностей и детерминантов развития, являются труды И. Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1981), Э. Тоффлера «Третья волна» (1980), М. Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» (1996-1998). Эти работы рассматривают новое общество в це­лостности и взаимосвязи его сторон, личности, культуры, технологии, эконо­мики и т.д., а также учитывают ценностные критерии и нормативные ориен­тации. Эти фундаментальные труды задают мировоззренческие, ценностные ориентиры научно-теоретического анализа социальной реальности. Определение понятию «информационное общество» было дано в конце 60-х - начале 70-х гг. XX века. Однако авторство этого термина различными современными исследователями приписывается разным ученым: так, Э.Г. Соловьев пишет, что «термин «информационное общество» предложен японским теоретиком К. Коямой», а Л.Д. Рейман отмечает, что «авторство термина принадлежит Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института, а также ряду организаций, работавших на японское правительство. В отчете этих организаций за 1969 - 1971 гг. информационное общество определяется как общество, в котором процесс компьютеризации дает людям доступ к надежным источникам информации, избавляет их от рутинной работы, обеспечивает высокий уровень автоматизации производства». В научный оборот термин «информационное общество», фактически одновременно в США и Японии, ввели в начале 1960-х гг. Ф. Маклупа и Т. Умясао. Теория «информационного общества» развивалась и такими авторами, как Т. Стоуньер, И. Масуда, П. Дракер, М. Кастельс и др. В той или иной мере она получила поддержку тех исследователей, которые акцентировали внимание не столько на процессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического, или технетронного (technetronic - от греч. techne) общества, или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей и постоянно возрастающей роли знаний, как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society».

Один из основоположников концепции «информационного общества» (иначе называемого «постиндустриальным обществом») Д. Белл выделил его характерные признаки. В своей работе «Социальные рамки информационного общества» он определяет сущность нового общества через изменения, происходящие в обществе настоящем, тем самым, выделяя и подчеркивая именно те признаки, которые будут отличать «послереволюционное» общество от сегодняшнего. «В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции: 1) переход от индустриального к сервисному обществу; 2) решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций; 3) превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений».

В целом Д. Белл определяет постиндустриальное общество как общество, в котором производство как дискретный и постоянно возобновляющийся процесс сменяется непрерывным воздействием на окружающую среду, а каждая сфера человеческой деятельности оказывается тесно связана со всеми другими. В этих условиях основным ресурсом становится информация, приоритет переходит от полуквалифицированных работников к инженерам и ученым, дальнейшее совершенствование знаний человека о мире происходит, в первую очередь, на базе применения абстрактных моделей и системного анализа, центральное значение приобретает кодификация теоретического знания, а важнейшей задачей становится перспективное прогнозирование хозяйственных и социальных процессов.

Как видим, Д. Белл в своих работах называет новое общество постиндустриальным, а не информационным. Более того, в предисловии к изданию книги «Грядущее постиндустриальное общество» 1976 года исследователь пишет: «...я отверг искушение обозначить этот зарождающийся социум каким-либо термином вроде «общество услуг», «информационное общество» или «общество знания». Даже если все соответствующие признаки имеются в наличии, подобные понятия либо односторонни, либо порождены модным поветрием и ради него искажают суть явления». Но уже в предисловии к русскому изданию 1999 года он все-таки называет современное общество - информационным обществом, а наступающий век - постиндустриальной, или информационной эрой.

Элвин Тоффлер (родился в 1928 году) – американский социолог, философ и публицист-футуролог. Его основными научными трудами являются " Шок будущего" (1970), " Культурные потребители" (1973), " Доклад об эко-спазме" (1975), " Третья волна" (1980), " Предварительные заметки и перспективы" (1983), " Восприимчивая корпорация" (1985).

Согласно Тоффлеру, в жизнедеятельности и динамике развития общества решающую роль играет " техносфера ". Именно она производит и распределяет блага. Изменения в техносфере влекут за собой изменения социосферы и инфосферы. Те, соответственон, влияют на сферу власти и психосферу.

Тоффлер считает, что исторический прогресс не является линейным. Он осуществляется путем решения социальных противоречий и конфликтов. Но, при этом, даныне конфликты не возникают хаотично, а являются частью общей картины динамики развития общества и протекают через некоторые временные интервалы. Он сравнивает данный процесс с волнами океана, которые на своем пути вовлекают в процесс цивилизационных трансформаций всех людей в качестве участников. Хотя, Тоффлер видит четыре сферы общественного развития (техно-, социо-, инфо- и психосфера), первичной, создающей волну, является техносфера. Соответственно, движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции, которые и определяют сущность возникающей на ее основе цивилизации.

После первой, аграрной, технологической революции появилась гигантская волна сельскохозяйственной цивилизации.

На гребне второй волны сформировалась новая, индустриальная цивилизация. Сформировался индустриально-заводской тип производства, в результате которого началось производства машин и автоматизирующих систем, которые производили новые машины. В результате, произошло развитие массового производства, массового распределения, массового торговли и массового культуры. Главным двигателем цивилизации стал физический труд рабочих, которые сами стали придатками машины. Во всех сферах жизни общества (в частности - труд, культуру, образ жизни) появился гигантизм и единообразие (массовидность).

Третья гигантская волна трансформаций берет свое начало в геометрически прогрессирующем распространении компьютеров, лазерной техники, биотехнологии, генной инженерии, информатики, электроники, теле- и видеокоммуникаций. Эти отрасли и составляют основу постиндустриального производства. На их основе возникает новая энергетика, которая впервые базируется на обновляющихся, а не на истощающихся источниках. Главным двигателем становится информация, творчество и интеллектуальная технология.

Тоффлер указывает, что на смену пролетариата эпохи Второй волны появляется " когнитариат" - интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, которые составляют набор его духовных инструментов, позволяющих квалифицированно и эффективно работать с все более сложной и разнообразной информацией. С другой стороны, так как внедрение инновационных технологий позволяет сократить число занятых в производстве людей, распространение предприятий Третьей волны влечет за собой увеличение безработица. Ниаболее распространенными становятся структурная, технологическая и временная, связанная с коренными технологическими преобразованиями основ производственной деятельности, содержание и характера труда.

Одной из наиболее разработанных философских концепций информационного общества является теория японского ученого Й. Масуды. Основные принципы построения грядущего общества представлены в его книге «Информационное общество как постиндустриальное общество». (The Information Society as Postmdustrial Society). Фундаментом нового общества, по мнению автора, станет компьютерная технология, главная функция которой видится им в значительном усилении умственного труда человека. Информационно - технологическая революция будет быстро превращаться в новую производственную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной и систематизированной информации, новых технологий и знания. Потенциальным рынком станет «граница познанного», возрастет возможность решения насущных проблем и развитие сотрудничества. Ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться и распространятся с помощью новых телекоммуникационных технологий.

Уделяя особое внимание трансформации человеческих ценностей в глобальном информационном обществе, Й. Масуда предполагает, что оно будет бесклассовым и бесконфликтным, говорит о том, что это будет общество согласия с небольшим правительством и государственным аппаратом. Он пишет, что в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвигает в качестве характерной ценности время.

 И. Масуда сформулировал основополагающие начала гряду­ щего общества:

● основой нового общества будет являться компьютерная технология, которая призвана замещать либо усиливать умственный труд человека;

 ● информационная революция превратится в новую производитель­ ную силу общества;

● в новом обществе станет возможным массовое производство когни­ тивной, систематизированной информации, технологии и знания;

● точкой насыщения рынка станет «граница познанного»;

● возрастет возможность сотрудничества, совместного решения проблем;

 ● ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное (наукоем­ кое) производство;

● в информационном обществе основным субъектом социальной ак­тивности станет «свободное сообщество»;

● основной целью в новом обществе будет реализация «ценности вре­мени».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь