Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Завоевание египтянами Нубии
Тогда Нубию населяли племена так называемой «группы С». Еще более полувека. тому назад немецкий ученый Г. Юнкер определил, что их культура современна VI—XVIII династиям Египта, т. е. существовала с середины 3-го до середины 2-го тысячелетия. С тех пор усилиями ученых разных стран эта культура была изучена настолько, что удалось выделить основные этапы ее развития и выяснить ее исторические судьбы. Однако происхождение племен культуры «группы С» все еще вызывает споры. Первоначальной родиной племен «группы С» разные исследователи считают долины Атбары и Голубого Нила, Кордофан, Восточную Сахару, Ливийскую пустыню и т. д. По мнению Э. Дж. Аркелла, эти племена представляли собой ответвление ливийцев-темеху, продвинувшихся в юго-восточном направлении в связи с прогрессирующим высыханием Ливийской пустыни. Аркелл подчеркивает связь древней культуры «группы С» с культурными традициями народов Дарфура и Восточной Сахары, а также гор Вадаи, Джебель-Нуба, Эннеди, пустыни Беджа и др. Однако недавно американский ученый У. И. Адаме, один из крупнейших специалистов по археологии Судана, доказал, что культура «группы С» принадлежит не пришельцам, а коренному населению Нубии, создавшему прежде культуру «группы А». В ходе дальнейшей эволюции культура «группы С» переросла в своеобразную цивилизацию Кермы, о которой будет рассказано ниже. 60 Главный центр культуры «группы С» находился южнее II порога, но она была распространена и севернее, до I порога. Эта культура носит отчетливо выраженный скотоводческий характер, однако племенам «группы С» было известно и земледелие. Ее расцвет совпадает по времени с правлением XI и XII династий Египта; в это время в Нубии появляются первые поселения, приближающиеся к городским, с постройками из сырцового кирпича. Хотя основным занятием населения оставалось скотоводство, развивается и мотыжное зерновое земледелие. В захоронениях встречаются бронзовые орудия, но они по большей части привезены из Египта. Имеются многочисленные изображения женщин в тканевых юбках — первые образцы ткацкого ремесла в Тропической Африке. Развивается гончарное ремесло, причем отмечены две не связанные друг с другом группы гончарных изделий, украшенных резным орнаментом и фигурками животных, птиц и людей. Племена «группы С», поступательное развитие которых продолжалось в течение более чем тысячелетия, сыграли выдающуюся роль в передаче культурной информации из египетского очага цивилизации во внутренние районы Африки. Английский археолог Д. Кларк и американский ученый Ф.Саймунз считают, что именно племена «группы С» принесли культуру 28-хромосомной пшеницы на Эфиопское нагорье. Уже фараоны XI династии начинают снова интересоваться Нубией, где местные племена приступают к разработке золотых россыпей и рудников. «Золото Уауата» и «золото Куша» становятся главной целью политики фараонов в Нубии. Символические сцены на барельефах Ментухотепа II Небхотепа дают некоторую информацию о походах этого фараона в Северную Нубию. Один обломок рельефа из Гебелейна (южнее древнего Гермон-тиса) изображает Небхотепа, побивающего 'врагов: азиата, ливийца и нубийца, причем пояснительная надпись гласит: «Поражение вождей двух стран, пленение юга и севера, нагорных иноземных стран и обоих берегов Нила, племен десяти луков (Нубии) и двух стран Египта». Рельеф из Дендеры изображает принесение дани нубийцами. На третьем рельефе, на скале о. Ко-носсо, изображен царь, под ноги которому боги бросают пятнадцать луков, символизирующих африканские «племена луков». 61
О походах в Нубию свидетельствуют и надписи того же времени. Однако речь может идти лишь об отдельных военных успехах, в результате чего нубийские вожди соглашались выплачивать египтянам дань, в том числе и золотом, но уплата дани вряд ли была регулярной. В одной из асуанских надписей говорится, что Мен-тухотеп IV Небхепетр, которого древнеегипетская традиция считала подлинным основателем Среднего царства, на 41-м году царствования послал в Нижнюю Нубию казначея, который на кораблях посетил золотоносную страну Уауат. Очевидно, речь идет о крупной речной экспедиции, посланной Небхепетром за золотом. О другой подобной экспедиции рассказывает и найденная в Нижней Нубии автобиографическая надпись на стеле Джеми (Джехмау), военачальника и начальника переводчиков при одном из первых фараонов XI династии, в которой он кратко упоминает о военных действиях египтян в стране Гебен, стране Уауат и других землях Нубии, а также о подготовке экспедиции на Синай, где в ту эпоху фараоны сражались с «азиатами» руками стрелков-нубийцев. При XII династии Египет вновь становится достаточно силен для того, чтобы подчинить Нубию вооруженной силой. Аменемхет I совершил в Нубию победоносный поход и покорил области Маджай и Уауат. Интересно отметить, что более поздняя древнеегипетская традиция, сохранившаяся в «Поучении Нефер-реху», считает Аменхотепа I «сыном женщины из Куша». Сену-. серт I, соправитель, затем преемник Аменхотепа I, сосредоточил усилия в основном на завоевании Нубии, куда он несколько раз посылал войска. Надписи самого Сенусерта и его номархов говорят о том, что Нижняя Нубия, почти до II порога, была действительно завоевана египтянами. В Семне, близ II порога, сохранился рельеф, изображающий самого фараона перед богом Менту (Монту), к ногам которого фараон повергает десять пленников, символизирующих десять общин Нижней Нубии. Номарх Амени сообщает в автобиографической надписи, что он сопровождал этого фараона, «когда он плыл по течению, чтобы уничтожить своих врагов в четырех иноземных странах... в жалкой стране Куш», причем Амени плыл вверх по течению Нила и «в войске его не было потерь». Элефантинский номарх Сиренпут (или Сиренповет) говорит в своей над- 62 писи, что фараон послал его в Нубию (Куш), чтобы ее разгромить. Как номарх самого южного нома Египта, Сиренпут контролировал доставку товаров из страны маджаев в Египет и «дани иноземных стран (Нижней Нубии)». Четвертый из участников событий, «начальник воинов» Ментухотеп, сын Аму, сообщает в своей сильно поврежденной надписи о сожжении шатров и уничтожении ячменя, принадлежавшего, очевидно, аборигенам страны Уауат. Эта надпись высечена на стеле в Бухене, который, следовательно, был одной из крепостей Сенусерта. Здесь обнаружены также остатки храма, заложенного этим фараоном. Кроме того, Сенусерт I выстроил форт в Кубане, который защищал дорогу в Вади-аль-Аллаки с ее золотоносными россыпями. При Сену-серте II была построена крепость в Анибе (Аниба-2, на месте более раннего укрепления Древнего царства), а на третьем году его царствования чиновник Хэпу был послан из Египта на юг, чтобы «проинспектировать крепости в стране Уауат». Фараон Сенусерт III (1887—1849) совершил в Нубию четыре похода и покорил ее до III порога. Завоевания тщательно подготавливались и проводились планомерно. Для облегчения переброски войск в Нубию Сенусерт III в начале царствования организовал прорытие судоходного канала в обход I порога; канал, названный «Прекрасны пути Ха-кау-Ра» (Ха-кау-Ра — другое имя Сенусерта III), имел 150 локтей в длину, 20 — в ширину и 15 — в глубину. Несмотря на скромные размеры, сооружение канала было делом весьма трудоемким, поскольку его приходилось пробивать в гранитной скале. Однако быстрое течение заносило канал песком и камнями. Поэтому на восьмом году своего царствования фараон приказал расчистить канал, о чем сообщает его надпись на о. Сехель. Очевидно, расчистка канала производилась непосредственно перед первым походом Сенусерта III в Нубию. Первые три похода преследовали цель укрепления власти фараона в Северной Нубии и, может быть, наказания мятежных кочевых племен, или, как говорится в надписях, «сокрушения Куша» и «отражения троглодитов». Особое внимание уделялось строительству крепостей — опорных пунктов египетского владычества в Северной Нубии и баз для дальнейшего продвижения на юг. Так, в результате первого похода были не только вновь подчинены общины 63 Нижней Нубии, но и установлена укрепленная граница у II порога, где на обоих берегах Нила, очень быстрого и узкого в этом месте, стиснутого высокими скалами, были построены крепости (в Семне и Кумме). Об установлении и режиме границы сообщают надписи на стелах, воздвигнутых в этих двух пограничных крепостях, содержащие следующий указ фараона: «Южная граница, установленная в 8-м году [царствования] его величества фараона Верхнего и Нижнего Египта Ха-кау-Ра, живущего вечно. Для того чтобы воспрепятствовать каждому нубийцу пересечь ее, будь то по воде или по суше, на корабле [или] с какими-либо стадами нубийцев, за исключением нубийца, который придет для торговли в Икен или с поручением. Следует хорошо обращаться с ним, но не следует позволять судну нубийцев проходить мимо Хех вниз по реке навеки». О походе 12-го года правления Сенусерта III почти ничего не известно, кроме того, что он двинулся из Элефантины на юг, чтобы «сокрушить Куш». На 16-м году своего царствования этот фараон, как гласит его надпись на о. Уронарти близ Семны, вновь «установил южную границу у Хех», причем, одержав победу над восставшими вождями, «взял в плен их женщин, увел их подданных, подступил к их колодцам, захватил их скот... собрал их зерно и поджег его». В честь этой победы новая крепость, сооруженная на о. Уронарти, была названа «Отражение троглодитов»; то же самое название получил храм в Семне, также построенный в это время. Кроме того, Сенусерт III реставрировал и расширил крепость в Вади-Хальфа, построенную Сенусертом I, а несколько южнее, в Матуге, выстроил еще одну крепость. Теперь южную границу египетских владений в Нубии у II порога защищала целая система из пяти крепостей. По-видимому, решающее значение имел четвертый поход, совершенный в 19-й год царствования Сенусерта III. Как рассказывает надпись военачальника Сасатета, воины фараона сокрушили «презренный Куш». На границе Египта и Куша Сенусерт III воздвиг свою колоссальную статую как символ власти над обеими странами. Память о его религиозной и военной политике долго жила в Египте, где еще в эпоху Нового царства Сенусерт III почитался в качестве бога наравне с нубийским Дедуном, также прижившимся на египетской почве. Сопротивление местных племен Сенусерту III 64 удалось сломить, их восстания он подавил. И каждый раз его инженеры восстанавливали и расширяли старые и строили новые крепости в стратегически наиболее важных пунктах Нубии. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы