Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Семья составляет первую ячейку фашистского общества, так как дети перенесут эту любовь на подавляющие фигуры в своей взрослой жизни.



Семья составляет первую ячейку фашистского общества, так как дети перенесут эту любовь на подавляющие фигуры в своей взрослой жизни.

П. Бурдье «Социология политики» Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия «габитус» и «социальное пространство», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий.

По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретённых предрасположенностей» поступать тем, а не иным образом в определенных ситуациях; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов.

Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство — это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных «под-пространств» (например, поле литературы, экономическое поле и т. п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами — капиталом. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.

Бурдье рассматривает поле политики совсем иным образом, чем это стало принято теперь в нашей прессе: т. е. не как нечто данное объективно и независимо от нас, то на что мы можем реагировать каким-либо способом, но не можем изменить (в первую очередь потому, что этому [Перестройке, Ельцину, Рынку, Реформе и т. д.] — «нет альтернативы»). Для него поле политики является условием и постоянно производящимся и институирующимся результатом политической практики.

В русле целостной концепции поля анализ борьбы, которую ведут агенты в поле политики, представляет собой также анализ сил, направленных на сохранение или изменение сложившейся социально-политической структуры и на легитимацию власти доминирующих в политическом поле. Бурдье показывает, что основной ставкой в политической игре являются не только и даже не столько монополия использования объективированных ресурсов политической власти (финансов, права, армии и т. п.), сколько монополия производства и распространения политических представлений и мнений: именно они обладают той «мобилизующей» силой, которая дает жизнь политическим партиям и правящим группировкам.

 

16. Теории политического развития в контексте модерна и постмодерна. Незавершенный модерн и коммуникативное действие в творчестве Ю. Хабермаса. Постмодернистский дискурс о политике (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр). Политика в рамках мир-системного подхода И. Валлерстайна. Столкновение цивилизаций С. Хантингтон. Третья волна О. Тоффлер.

 

 

Хабермас « Теория коммуникативного действия». Коммуникативными действиями называются такие соц[2]иальные действия, целью которых является свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации.

Именно в ориентации на нахождение взаимопонимания между разными социальными субъектами, а не в ориентированности на успех видел Хабермас принципиальное отличие коммуникативного действия от всех прочих видов социального действия. Подлинное коммуникативное действие отличается от всех прочих тем, что оно выступает механизмом сохранения или обновления консенсуса как основного фактора солидарности и стабильности общества.

Третья волна О. Тоффлер.

У каждой цивилизации есть свой скрытый код - система правил или принципов, отражающихся во всех сферах ее деятельности, подобно некоему единому плану. мы видим систему из шести ведущих принципов, некую " программу", которая в той или иной степени действует во всех странах Второй волны, программирующей поведение миллионов.

Стандартизация – промышленного производства, а затем и всех сфер жизни общества

СМИ распространяли стандартизованные системы образов, и миллионы людей читали одни и те же рекламы, одни и те же новости, одни и те же рассказы.

     Специализация – замена так наз мастеров на все руки узким специалистом и работником, выполняющим лишь одну-единственную задачу, снова и снова. Специализация сопровождалась возрастающим усилением профессионализации. 

Синхронизация – так называемая стандартизация времени

Синхронизации подвергалась не только рабочая жизнь. Во всех обществах Второй волны, социальная жизнь также стала зависеть от времени и приспосабливаться к требованиям машин. Определенные часы были отведены для досуга. Отпуска стандартной продолжительности, праздники или перерывы на кофе были включены в трудовые графики. Даже распорядок дня у большинства людей на палнете стал одинаковым.

Концентрация - Общества Второй волны практически тотально зависят от в высокой степени сконцентрированных запасов природного топлива. концентрации население горрдские центры. преступников в тюрьмах, психически больных сгоняли и концентрировали в сумасшедших домах, детей собирали и концентрировали в школах, а рабочих концентрировали на фабриках.

       Максимизация - Слово " большой" становится синонимом слова " эффективный"; Города и народы гордились тем, что обладают самыми высокими небоскребами, погоня за повышением валовым национальным продуктом (ВНП),

Централизация - Индустриализация подталкивала политическую систему к большей централизации, правительство в Вашингтоне принимало на себя все больше властных полномочий и обязанностей и все в большей степени монополизировало принятие решений в центре. Тем временем внутри федерального правительства власть сместилась от Конгресса и судов к наиболее централистской из трех ветвей - к исполнительной власти. В сфере экономики был создан центральный банк.

Эти принципы, усиливая друг друга, создали самые крупные, жесткие и могущественные бюрократические организации, которые когда-либо существовали на земле. И если сегодня мы чувствуем, что они подавляют и порабощают нас, мы можем проследить источник наших проблем вплоть до того скрытого кода, которым запрограммирована цивилизация Второй волны.

Шесть принципов, образующих этот код, налагают отчетливый отпечаток на цивилизацию Второй волны. Сегодня, как мы вскоре увидим, каждый из этих фундаментальных принципов подвергается нападению со стороны сил Третьей волны.

В тех сдвигах и потрясениях, которые вскоре произойдут, элитам всех индустриальных обществ, столь привыкшим к установленным правилам, видимо, уготована участь феодальных сеньоров прошлого. Некоторые - наиболее разумные и умеющие приспосабливаться - трансформируются и превратятся в лидеров цивилизации Третьей волны.

 

Политическая мысль России: истоки и основная проблематика. Специфика русской политической мысли, ее характерные черты. Духовные основания русской политической мысли. Политическое православие Иллариона Киевского. Политическая программа Владимира Мономаха. Политические воззрения Даниила Заточника. Памятники древнерусской письменности как источник изучения отечественной политической мысли.

Формир и раз-ие древнерусской полит мысли проходило в условиях становления феод общества и возник-ия гос-сти, осложненных внешней опасностью. Важными факторами были образование к 882 г. государства – и принятие в 988 г. христианства.Специфика русской полит мысли 1)Бурная полит жизнь, постоянная борьба, конфликты Острая борьба между различными группировками внутри господствующего слоя за высшую гос власть, происходившая на протяжении всей истории Руси, давала почву для размышлений о сущности и пределах этой власти, о ее назначении в общественной жизни, о качествах, которыми должен обладать ее носитель – великий князь.2)Культурный фактор. Ки Русь представляла собой общество и гос-во с высокоразвитой духовной культурой. Примером этому служат произведения древнерусской литературы - сложной и глубокой по содержанию, свидетельствующей о развитом национальном и историческом самосознании.3) Православное христианство. Оно начало распространяться среди населения К.Руси с самого зарождения этого гос-ва, Православное христ-во несло с собой соответствующее мировоззрение, которое задавало опред стереотипы и политич мышления, и правосознания.Источники полит идеологии– 1) развивающиеся социальные противоречия, 2) необходимость отражения внешней угрозы со стороны кочевников 3) идеи независимости Русского гос-ва, его единства, сильной княжеской власти. 4.) воссоединение всех русских земель

Учение митрополита Киевского Илариона. Иларион – первый митрополит Киевский из русских с 1051 г

" Слово о Законе и Благодати" –Противопостав двух религ-ых учений, двух мировоззренческих систем – иудаизма и христианства. Сравнивал не религии, а полит смысл этих мировоззрений, каждая из которых несет в себе совершенно опред цель и образ жизни, стереотипы поведения, общественное состояние и, кроме того, формир определенную политику по отношению к другим народам. Важнейшая мысль его произведения: иудаизм – это религия, - которая служит только иудеям, христианство же – религия, призванная служить всем народам.

Создал образ правителя христианского типа, разработав нравственные критерии, которым он должен соответствовать. Власть должна употребляться законно. Князь должен быть “единодержцем” своей земли. Представление о единодержавии как о единой и суверенной власти в пределах всей подвластной князю земли. Правосудие необходимо совершать по закону и вместе с тем милостиво. Иллариону представляется наиболее приоритетным воздействие на человека милосердием, нежели суровым наказанием, которое противно самой природе человека. Илларион впервые в русской политической теории поставил вопрос и об ответственности князя перед подданными.

Сущность государства (власти) – божественна, так как в своем назначении она реализует божественную линию. Носитель верховной власти – “причастник” и “наследник” небесного Царства. Происхождение власти – наследственное

1. Мощная верховная власть.

2. Высоко моральный облик правителя.

3. Законность происхождения и деятельности власти.

4. Мирный курс внешней политики.

5. Четко подчеркивается значимость Русской земли.

Политические идеи периода европеизации России конца 17-18 вв. Идеология просвещенного абсолютизма. Имперско-абсолютистский идеал Феофана Прокоповича. Политическая программа И.Т. Посошкова. Политические взгляды В.Н. Татищева. «Наказ» Екатерины II и принципы правления просвященной монархии. М.М. Щербатов и его социальная утопия. Критика сословного дворянско-монархического общества: С.У. Десницкий, Я.П. Козельский. Антимонархическая программа А.Н. Радищева.

Феофана Прокоповича. монархист «Слово о власти и чести царской», Сторонник реформ петровской эпохи: Боярскую думу заменил Правительствующий сенат; вместо Приказов образовались Коллегии, патриаршество было ликвидировано, и для управления церковью возникла Духовная коллегия, преобразованная затем в Синод. Высшая власть в обществе образовалась путем договора, при заключении которого народ полностью отказался от своего суверенитета («не оставляюще себе никакой свободности») и полностью вручил его верховной власти. При этом народ мог выбрать себе любую форму правления. Аристократия и демократия –ГОВНО. 2 варианта монархии: ограниченная и абсолютная. Для России абсолютная –ништяк. Абсол монарх - стража и защитник. Наследственную монархию- выборная, она обладает большей устойчивостью в силу замещения престола специально подготовленным для этой цели лицом и поэтому более защищена от случайностей и неожиданностей. Государь должен заботиться о просвещении народа, искоренении предрассудков, устроении правосудия и осуществлении хорошего управления страной. Церковь и государство: Реформы Петра I изменили экономический и пол. статус церковной организации. Экономическая самостоятельность церкви была подорвана образованием Монастырского приказа (1701), в руках которого сосредоточились все нити управления церковным и монастырским имуществом. Манифест об организации Синода и упразднении патриаршества передал управление церковью практически светскому учреждению. Теоретическое обоснование этих мероприятий и дано Прокоповичем в Духовном регламенте, в котором утверждалась польза «соборного», а не единоличного (патриаршего) управления всеми звеньями церковной организации. Ставит государя над законом, утверждая, что действия царя нельзя ни оспаривать, ни критиковать, ни даже хвалить, ибо «монархи суть Боги» Термин «самодержавие» Прокопович стал употреблять в смысле неограниченной власти императора.

Политическая программа И.Т. Посошкова. Середина 16-начало 17 вв адресованная царю Петру «Книга о скудости и богатстве» (1724). Вопросы: об определении положения сословий, организации экономики, правосудия, военного дела, просвещения и т.д. Задача -выяснение причин народной скудости и существующего в государстве беззакония. определении модели развития народного хозяйства– сельского и промышленного. В центре всех его рассуждений– проекты организации промышленности, торговли, сельского хозяйства и сословной организации в стране. Он требовал запрещения занятия торговлей для всех сословий, кроме купеческого. должен быть издан специальный закон, который бы точно определял размеры крестьянских повинностей и пределы барщинных работ. Подушную подать он считал необходимым заменить на поземельную, с отделением крестьянской земли от помещичьей. В качестве безоговорочного права и одновременно обязанности он оставлял за дворянами несение военной службы..Он предлагал государю принять меры к повышению авторитета духовенства. Священников к тому же он считал необходимым наделить полицейскими функциями, а совершение всех таинств подвергнуть строгому учету и записям. «Бог и есть сама правда. Выступает с проектом устройства «прямого правосудия», которое осуществляется судьями–чиновниками государства, находящимися на его содержании (жалованье).общая совокупность его предложений выходит за пределы сословных интересов купечества. желание направить страну по пути промышленного и торгового развития. Посошков выступил как мыслитель нового времени. Во многих аспектах его взгляды соответствовали духу западноевропейской мысли.

Политические взгляды В.Н. Татищева. (1686–1750) монархист– «История российская». «война всех против всех». Разумная нужда людей друг в друге привела их к необходимости создать государство, которое он рассматривает как результат общественного договора, заключенный с целью обеспечения безопасности народа и «поисков общей пользы». Согласно договору, возникает власть господина над слугой. Крепостное право рассматривал как договорное и считал недопустимым его расторжение по требованию одной стороны. Осуждал

        рабство и холопство -они являются «плодом насилия», а не договора. За рабом признавал право требовать и добиваться своего освобождения. Настаивал на установлении юридического и экономического статуса основных сословий в государстве. Главным занятием дворян он считал военную и государственную службу. Экономия гос средств- иметь войско только в целях обороны.

Форма правления зависит от территории страны и численности населения. Тиранию (деспотию) -худшей форма правлений. Для России лучшая - монархию, при этом он отмечал преимущества опоры монарха на двухпалатный выборный орган сената– высшей палаты, Роль монарха будет заключаться в подписании готового законопроекта.

«Наказ» Екатерины II и принципы правления просвещенной монархии. Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения.

В " Наказе" содержится ряд декларативных положений: равенство граждан, состоящее в подчинении общим для всех законам, свобода как зависимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности, ограничение гос власти пределами, ею же положенными, власть законов и др. Декларативные положения " Наказа" должны были свидетельствовать о просвещенности рос монарха и способствовать приобщению России к ведущим цивилизованным державам. " Россия есть европейская держава", – провозглашалось в самом начале " Наказа". В окончательном тексте " Наказа" крепостничество (" рабство", " неволя" ) берется как факт, не подлежащий критике; Свобода граждан, говорилось в «Наказе», есть право делать то, что позволяет закон. Таким образом, равенство людей понималось как право каждого сословия обладать дарованными ему правами. Законы создаются для воспитания людей.

М.М. Щербатов и его социальная утопия. (1733—1790) – депутат Уложенной комиссии, автор многих произведений, среди которых «О надобности и пользе градских законов» (1759); «Разные рассуждения о правлении» (1760); «Размышления о законодательстве вообще» (1785–1789); и «Путешествие в землю Офирскую шведского дворянина С.», а также «О повреждении нравов» (80-е гг. XVIII в.). необходимость ограничения власти монарха и соблюдения законности во всех сферах государственной деятельности. Происхождение государства - естественно-правовой теории и концепции договорного происхождения государства. Происхождение собственности, а затем и «потомственного благородства» ставит в зависимость от личных качеств человека. 4 формы правления: монархию, аристократию, демократию и деспотию. в«чистом виде» ни одна из них никогда не существовала, Форму правления и законы ставил в зависимость от климата страны, размера территории, ее рельефа, плодородия почв и численности народонаселения. Наиболее клеевая- английская констит монархия, в качестве достоинств которой он отмечал разделение властей и определение их компетенции законами. Критика деспотического правления: беззаконие и своеволие правителей и, как следствие этого, формирование продажного и своекорыстного аппарата управления. Республиканское правление чревато возможностью бунтов и мятежей, ибо наглость и пронырство отдельных лидеров вообще не имеет пределов и преград. 2 варианта монархии: ограниченная, функционирующая на основании законов, и монархия абсолютная, равнозначная деспотии, наличие которой он усматривал в России. Симпатии Щербатова на стороне ограниченной монархии, причем он не делает различия между наследственной и выборной ее организацией. Монарх в проектах Щербатова представлен высшим чиновником государства: он лишен почестей, особых торжественных одеяний и церемоний, его украшают только добродетели. Крепостное право – несостоятельно. Земледелие - важнейший род деятельности. освобождение крестьян – дело будущего. Пока же эту акцию он считал преждевременной, ибо крестьяне непросвещенны и нравственно не подготовлены к свободной жизни, Сокращения расходов на содержание армии. Перемены - эволюционным путем, в основном пользуясь такими рычагами, как введение «хороших законов» и просвещение народа.

Критика С.У. Десницкий, Я.П. Козельский,.

Яков Павлович Козелъский середина 17 в. " Философические предложения", идеи о договорном создании гос и общества для обеспечения людям " гражд вольности и собственности имения", о необходимости соединения пользы каждого человека с общею пользой для всех. С одобрением и симпатией воспроизводятся демокр идеи: " В республиканском правлении общая польза есть основание всех человеческих добродетелей и законодательств".В книге содержатся намеки на справедливость и возможность насильственного уничтожения крепостничества. считал              войну справедливой если ее ведут люди, " которые так обижены, что обида их стоит по справедливости войны", и если у них нет другого средства избавиться от несправедливостей.

Семен Ефимович Десницкий (после 1740 – 1789). – либерал. профессор Московского университета. 4 этапа историю человечества– охотничий, пастушеский, земледельческий, коммерческое состояние. чем выше народ в развитии, тем больше законов ему нужно. Богатство – причина и основание разделения властей; " Монарх всероссийский, – писал Десницкий, – в Российской церкви и империи есть самодержец". Одобряя идеи Монтескье о разделении властей, Десницкий стремился " приноровить учреждение таких властей к нынешнему возвышающемуся российскому монаршескому состоянию"." Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи" (датировано " 30 февраля 1768 г." ). Особенность изложенных здесь идей в том, что предлагается не " разделение властей" в смысле создания конституционной монархии с системой " сдержек и противовесов", а образование или реформа подчиненных неограниченному монарху учреждений, осуществляющих законодательную, судебную и исполнительную функции. Основной целью проекта было создание условий для упорядочения законодательной деятельности, а также (главное) организационно-правовых гарантий законности деятельности бюрократического и судебного аппарата самодержавной России.Десницкий не выступал с осуждением крепостного права и не призывал к его отмене. О крепостных крестьянах России он писал: " Нет возможности без нарушения спокойствия государства дать оным земледельцам права и преимущества".

Антимонархическая программа А.Н. Радищева. Управляющий Петербургской таможней Александр Николаевич Радищев (1749—1802) в начале 1790 г. " Путешествие из Петербурга в Москву" был сослан в ссылку нах. Осуждал крепостное право, считал это зверством. доказывал несостоятельность крепостничества с позиций теории естественного права. экономическая несостоятельность крепостничества, его противоречие интересам развития сельского хозяйства, низкую производительность подневольного труда. У крепостных нет стимулов к труду; чужое поле, урожай с которого им не принадлежит, крестьяне обрабатывают без прилежания и заботы о результатах труда. против самодержавия. Еще в 1773 г. термин " деспотизм", содержащийся в книге Мабли, Радищев перевел как " самодержавие*' и пояснил: " Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние". Ода " Вольность" (1781—1783 гг.) содержит осуждение монархии и концепцию народной революции. В " Путешествии из Петербурга в Москву" сделаны конкретные выводы из общетеоретических посылок естественно-правовой школы. выдвинул концепцию народной революции. Критика надежд на совестливость помещиков или " просвещенность" монарха, описание ужасов крепостного права логически подводят к выводу: " Из мучительства рождается вольность". В будущей России должен установиться республиканский строй. Не видя близкой перспективы антифеодальной революции в России, Радищев разработал проект постепенной ликвидации рабства (" Хотилов. Проект в будущем" ), взывая к совести помещиков и одновременно угрожая им ужасами крестьянской войны.

Политические проекты в России первой половины XIX в. «Правительственный» либерализм М.М. Сперанского. «Охранительный» консерватизм Н.М. Карамзина. Политические доктрины декабристов: П.И. Пестель, Н.М. Муравьев. Политические воззрения П.Я. Чаадаева. Идеология официальной народности С.С. Уварова. Социально-политические идеи славянофилов и западников. Консервативный либерализм в пореформенной России: Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин.

 «Правительственный» либерализм М.М. Сперанского. политические работы: «О коренных законах государства», «Размышления о государственном устройстве империи», «О духе правительства», «Об образе правления».

Россия- ист. Развитие 3 стадии: Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия, – промышленное состояние, кот. Треб. Конст. ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным. Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, а эволюционным

Идеал-конст. мон., разделение властей. Законодательная-2х палатн. Думе.Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы.

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом.

Гос.совет, сост. из лиц, назначаемых монархом и избран. по избирательным законам.

местной власти коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов.

Полит. свобода- подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права.

На сословный строй общества Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

Дворянству- политические и гражданские права. Рабочий народ он наделял только гражданскими правами.

К крепостному праву Сперанский относился отрицательно, но отменять предлагал постепенно

  «Охранительный» консерватизм Н.М. Карамзина. «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях».-исследование форм правления, наиболее пригодных для России., критика тирании Ив Гроз.

Республика- организация государственной и общественной жизни с достижение м свободы и безопасности всеми гражданами при высоком нравственном статусе общества.

Идеал-сильный монарх (можно не наследственный), опирается на законы и принимает меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. Географический фактор, как у Монтескье.

Карамзин противник разделения властей. «Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми Государь – единственный законодатель, единственный источник власти», а потому «Самодержавие есть Палладиум России; целостность его необходима для ее счастья».

Отмена господской власти над крестьянами приведет, утверждал Карамзин, к тому, что крестьяне станут пьянствовать и злодействовать.

 Политические доктрины декабристов: П.И. Пестель, Н.М. Муравьев.

Программный документ Южного общества – «Русская правда» - П.И. Пестель.Естественное равенство всех людей и взаимном стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Он различал общественное и государственное устройство, определяя государство как приведенное в законный порядок общество. За отмену крепостного права и безвозмедное наделение землей: превращение всех крестян в собственников. Полит. идеал- республика.: Верховная власть вручается Народному вечу, исполнительная – Державной думе, а надзор за их деятельностью – Верховному собору, которому принадлежит блюстительная власть.

Избирательным правом пользуются все лица мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находящихся в личном услужении.

Социально-политические идеи славянофилов и западников. Славянофилы: А.С.Хомяков «О старом и новом», «О сельской общине»; И.В. Киреевский «19ый век», «В ответ Хомякову»; К.С. Аксаков «О внутреннем состоянии России», «О русском воззрении»; Ю.Ф. Самарин «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе».

были противниками и критиками крепостного права.

По мнению И.В. Киреевского, Россия состоит из маленьких миров, т.е. общин, каждый человек принадлежит к этому миру. Развитие общества строится не на самовластии, не на законах, а на определенных обычаях, традициях. Это основное отличие России от Запада. Вывод: в истории России противоборствуют 2 начала: сохранение русского, национального; внедрение западного.

Что надо: отмена крепостного рабства и проведения нового разделения труда между государственной властью (самодержавием) и общественностью (народом). «Царю – сила власти, народу – сила мнения». Народ русский не желает править, он ищет свободы не политической, а нравственной, общественной.

Видными представителями западников из числа правоведов были К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин. Кавелин -основу и движущую силу исторического процесса образует борьба личности за свободу и «постепенное изменение» общественных форм – от родовых отношений к семейным, которые, в свою очередь, уступили высшей форме общественных отношений – государству.Наряду с общинным индивидуальное начало все-таки присутствовало и до Петра и привело к созданию у нас общественности и гражданственности, хотя и в неразвитой форме гражданской культуры

С более радикальных философско-исторических позиций критиковал славянофилов Тимофей Николаевич Грановский считал общей целью исторического развития нравственной и образованной личности, а также общества, соответствующего потребностям такой личности.

Очень осторожно западники касались проблем самодержавия, православия, народности. По их мнению, развитие государственного строя России рано или поздно само собой встанет на конституционный путь. Основной и первостепенной задачей западники считали крестьянскую реформу. Поэтому они опасались, что преждевременное создание в России представительных учреждений по западным образцам неизбежно усилит политическую роль дворянства, а потому замедлит отмену крепостного права.

Консервативный либерализм в пореформенной России: Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков. Крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй половины века был Борис Николаевич Чичерин пятитомник «История политических учений», «О народном представительстве» «Курс государственной науки»

Государство- союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага.

В центре концепции Чичерина – личность со своими правами и свободами. Гражданское общество как совокупность частных целей ни по объему, ни по содержанию не совпадает с государством. Государство управляет совокупными интересами народа, но вся область личной деятельности человека лежит вне государстваОсновными элементами государства, по Чичерину, являются: 1) власть, 2) закон, 3) свобода, 4) общая цель. Он писал, что идея государства и его цель – гармоническое сочетание всех общественных элементов и руководство общими интересами для достижения общего блага.

Высшей стадией развития идеи государства Чичерин считал конституционную монархию

Суть либерализма, представление о человеке как о существе свободном, которое в таком качестве вступает в общество. либерализм уличный: отсутствует терпимость, уважение к чужому мнению и к человеческой личности. Оппозиционный- нет требования позитивных действий, а присутствует только " наслаждение самим блеском оппозиционного положения. Охранительный-примирение начала свободы с началом власти и закона.

Михаил Никифорович Катков консерватор. «Песни русского народа"

народ в своем развитии также проходит три стадии:  

- семейные отношения

        - общественные отношения

- духовная деятельность есть высшая форма бытия народа

Провозгласив самодержавие делом рук народа, Катков создает панегирик русскому Консервативно-монархические воззрения русского публициста вбирают в себя теорию Филофея " Москва – третий Рим" и триаду С.С. Уварова следует вывод, что России необходимо дорожить неограниченным единодержавием своих царей как основной причиной достигнутого ей государственного величия и рассматривать самодержавие как залог своего будущего преуспевания. 

21. Радикальная политическая мысль в России во второй половине XIX - в начале XX вв. Политические воззрения революционных демократов (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). Революционное народничество: анархизм, бланкизм и лавризм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров). Политическая теория русского марксизма. Г.В. Плеханов.

Политические воззрения революционных демократов (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). Шестидесятые годы отмечены появлением новых моментов в идейном содержании общественных движений. Этот период изобилует радикальными программами и не менее радикальными общественными акциями. Историки (А. И. Володин и Б. М. Шахматов) называют его периодом образования революционного утопического социализма на российской почве, возникающего из соединения двух потоков – русского утопического («крестьянского») социализма и массового революционного движения в среде разночинной интеллигенции. А. И. Герцен Н. Г. Чернышевский - русского утопического социализма. признавали близость свою и уважение к позициям славянофилов. Герцен –с них начинается «перелом русской мысли». Их сближала с западниками любовь к свободе к русскому народу, русскому быту, к русскому складу». Чернышевский о славянофилах «Они принадлежат к числу образованнейших и благороднейших людей в русском обществе». Александру Ивановичу Герцену (1812–1870). воспринял сельскую общину как главный опорный элемент в здании будущего русского социализма. В них он усматривал зародыши и черты социалистического коллективизма. негативные стороны общинных порядков – поглощение личности миром (общиной. Выход в использовании западной науки, призванной оказать на крестьянский быт оплодотворяющее воздействие. Без этого аграрный коммунизм будет пребывать грубым и примитивным, наподобие уравнительного коммунизма.1 ноября 1861 г. Герцен выдвигает лозунг «В народ! », ставший на десятилетия призывом для патриотической молодежи к деятельному участию в освободительном движении.«Государство и личность, власть и свобода, коммунизм и эгоизм (в широком смысле слова) – вот геркулесовы столбы великой борьбы, великой революционной эпопеи. таких форм можно выделить только две – монархию и республику. При этом речь идет не о формах правления, а именно о формах организации общежития, в которых обеспечивается дело народа (республика), общее благо. подлинной республикой только социальную(не полит.). Монархия в отличие от республики требует священного и неприкосновенного авторитета, который несовместим со свободой людей и независимостью разума.

Николая Гавриловича Чернышевского (1828–1889), две его статьи – «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858) и «Экономическая деятельность и законодательство»(1859).В первой вывод- существование первобытной общины в условиях высокой ступени цивилизации не помеха для ее вхождения в эту цивилизацию, потому что в общинном владении присутствует «высшая форма отношений человека к земле». Более того, общинное «гораздо лучше частной собственности упрочивает национальное благосостояние». В ст. «Экон.» внутриобщинное регулирование самодостаточно, в нем гораздо больше разумности, нежели в правительственной регламентации с пом. закона, поскольку оно вырабатывалось поколениями на основе правового обычая или соглашения. обеспечении союза и братства между людьми. сообща пользоваться силами природы и средствами наук. переход земли в общинное пользование, а в промышленности – в переходе фабричных и заводских предприятий в общинное достояние компании всех работающих на этой фабрике или на этом заводе. ориентироваться на крестьянскую революцию. В отличие от Герцена Чернышевский – убежденный демократ.

Авторитет Чернышевского в освободительном движении начала 60-х гг. был очень высоким, и правительство установило за ним секретный надзор. В 1862 г. вслед за приостановлением журнала «Современник» Чернышевского заточают в одиночную камеру Петропавловской крепости. Здесь он пишет роман «Что делать? », который своим идейным содержанием оказал большое влияние на несколько поколений революционно настроенной молодежи, пытавшейся на практике воплотить принципы разумного человеческого общежития.

Революционное народничество: анархизм, бланкизм и лавризм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров). 70-х

Михаила Александровича Бакунина (1814–1876) идей коллективистского анархизма –движений ультрареволюционного социализма. Формирование политических взглядов русского революционера происходило в общественной атмосфере напряженных размышлений и исканий в период после неудачного восстания декабристов. Бакунинская политическая программа вырабатывалась в период начальных этапов организованного рабочего движения и работы Интернационала, первых опытов легальной деятельности рабочих партий. «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868), «Государственность и анархия» (1873). использование бунтовского и раскольничьего опыта русского крестьянства. Перечень несовершенств общинного быта- отсутствие права, принижение женщины, нет инициативы. негативистского восприятия любых форм государственной и политической власти и присущих им путей и средств социального регулирования.Все юридические законы, в отличие от законов природы и заурядного правила общежития, являются деспотическими.

        Политическое законодательство враждебно свободе. опирался на авторитет и традиции естественно-правовых идей. контроль над государственной властью. Завоевание свободы связывал с классовой борьбой. Совершить социальную революцию – значит разрушить все учреждения неравенства и насилия, и в первую очередь государство. с помощью народной силы, путем возбуждения революционных страстей.

Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921) – последний из анархизма–стремился соединить учение анархии с результатами современной ему науки о природе и обществе и в особенности социально-философским учением о взаимной помощи в животном мире и в человеческих сообществах. Историческое развитие государства он связывал с возникновением поземельной собственности и стремлением сохранить ее в руках одного класса, который вследствие этого стал бы господствующим. «Государство, в совокупности, есть общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты. Таково было происхождение государства, таково его существо еще в наше время.Анархическая критика государственной организации властвования была направлена против государства как формы приобщения к власти определенных социальных групп, как сверхбюрократизированного центра, как формы «присвоения многих отправлений общественной жизни в руках немногих».

Взаимодействие государства и партии учении Петра Никитича Ткачева. русское государство не воплощает в себе интересов какого-либо сословия. Оно давит все общественные классы, и все они одинаково ненавидят его.Главным фактором грядущей революции -организованные действия сознательного меньшинства, «людей, умственно и нравственно развитых» и объединенных строгой дисциплиной в централизованную партию. Через заговор партия должна захватить власть в обществе. Эта операция осуществляется на двух уровнях: захват власти наверху плюс народный бунт внизу. В отличие от Бакунина, Ткачев предполагал на второй день после революции не отменять государство, а превратить его в государство революционной диктатуры.

Программа революционных преобразований: опираясь на Народную думу, революционная власть осуществляет ряд преобразований, превращая сельскую общину в общину-коммуну и обобществляя орудия производства. Устраняется торговое посредничество, мешающее непосредственному распределению и обмену продуктов. Уничтожается семейное, физическое, умственное и нравственное неравенство. Путем развития самоуправления ослабляется центральная власть. Комплекс предполагаемых радикальных преобразований: антигосударственные, антицентралистские и демократические.

Революционное народничество предполагало путем политического переворота затормозить процесс обуржуазивания России (цель, к которой стремились иным путем консерваторы типа К. Леонтьева).

Петр Лаврович Лавров (1823–1900), руководитель журнала «Вперед», задачей социалистов в России считал сближение с народом для «подготовления переворота, долженствующего осуществить лучшее будущее». О моменте готовности народа к перевороту должно «указать само течение исторических событий». работа «Государственный элемент в будущем обществе» (1875–1876 гг.). интересуют различия между государством и обществом, а также вопросы относительно того, «насколько государственный элемент может существовать с развитием рабочего социализма в его окончательной цели и в подготовлении этой цели; Современное государство один из самых сильных и опасных врагов делу социализма. захватить его, как есть, в свои руки и воспользоваться его наличными средствами для своих целей, в том числе и для подавления «врагов пролетариата». Интернационал и в своих программных целях, и в практической деятельности выглядит чем-то вроде государства. рабочий социализм должен разрушить современное государство и создать нечто другое.

Лаврова можно считать также автором одной из ранних версий антиутопии XX в., которая была написана в форме диалога о будущем государстве и описывает модель «государства знающего», где всепроникающий контроль государственной власти обеспечивается всезнающей полицией, использующей новейшие изобретения науки и техники. Народовольцы считали себя социалистами и указывали в программных документах, что только на социалистическом начале человечество может воплотить в своей жизни свободу, равенство, братство, обеспечить общее материальное благосостояние и полное всестороннее развитие личности, а стало быть, и прогресс

Политическая теория русского марксизма. Г.В. Плеханов. (1856 -1918) - из среды мелкопоместного дворянства. " Социализм и политическая борьба, " О материалистическом понимании истории". обосновании политического и социального идеала революционной борьбы с абсолютизмом, для целей сознательной политической борьбы с правительством. нет сомнений в тесной связи борьбы рабочего класса с общими задачами социализма. Основой его мировоззрения был марксизм, путеводитель истинного понимания хода исторического развития и нравственное оправдание необходимости  вершить судьбы общественного прогресса. " не осуждать, а выяснять и обобщать те насущные потребности русской жизни. материалистическое понимание истории, т.е. принцип материализма в объяснении действий как отдельной личности, так и больших социальных групп. утверждении единства интересов пролетариата и целей общественного прогресса. Ядро его социологической концепции составляют: во-первых, классовая модель общества, в которой выделены экономический базис) и основанная на нем классовая структура российского общества; во-вторых, нацеленность на радикальное изменение социального порядка и на исключительно революционный способ смены общественного строя: в-третьих, подчиненный социальной среде статус личности и зависимость личности от производительных сил и социальных институтов. Географ. Фактор- Воздействуя на природу вне его, человек изменяет свою собственную природу. единства природы, общества и человека. Идея самобытного развития России всецело отвергается Плехановым.

Цель социальной революции состоит прежде всего в устранении тормозящих развитие производительных сил общества имущественных отношениях. Сама логика вещей выдвинет рабочих на путь политической борьбы и захвата политической власти

 

Реформаторство, либерализм и консерватизм в отечественных политических доктринах второй половины XIX - начала XX вв. Политико-культурологический идеал Н.Я. Данилевского. Политологический эстетизм К.Н. Леонтьева. Консервативная программа К.П. Победоносцева. Религиозный монархизм Л.А. Тихомирова. Либеральная теория политики и государства М.М. Ковалевского. Политический консерватизм В.С. Соловьева.

Николая Яковлевича Данилевского (1822 – 1885) отражены в работе «Россия и Европа», в которой он изложил теорию культурно-исторических типов. Согласно этой теории, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, сущее-ют только различные культурно-исторические типы цивилизаций.Всего Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, романо-германский или европейский. Главное внимание Д уделял германо-романскому и славянскому типам, считая славянский тип более перспективным и прогнозируя, что в будущем возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место германо-романского типа, который переживает упадок. На смену Европе, по прогнозам Д, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов(славянофильство) и высоким религиозным потенциалом. Конституция и парламент, с точки зрения Д-го, возможны в России «только как мистификации, как комедия».

После смерти Д-го м-у К.Н. Леонтьева. (консерватор) Предохранить культуру от полного распада может только сильное и деспотическое гос-во, защищающее иерархичность и многоцветие культуры.У другого представителя консервативной полити традиции II. Данилевского Леонтьев заимствует представление о культуре как об органическом (растущем и умирающем) единстве. Эстетизм концепции Л-ва делает его мировоззрение вненравственным, поднимает его над этическими принципами, ставит искомый идеал по ту сторону добра и зла. По Л-ву, личная полит свобода большинства — расшатьвание основ. Поэтому все ориентации Запада на демократию — утопия.

К.П. Победоносцева. (консерватор)В отличие от славянофилов П был сторонником петровских преобразований, петровской государ-ти и поддерживал идею Сената как главного контрольного органа при верховной власти В целях сохранения и упрочения монархического принципа в России П-ев предлагал свой план реорганизации системы органов управления. Им предполагалось превратить Совет министров в орган, в котором соединялась бы законод и исполнит власть. Комитет министров будет ведать текущей административной работой, а гос-ый совет упраздняется. Сенату отводилась роль одновременно судебной и административной инстанции.Идеи, положенные в основу этого проекта, базировались, в свою очередь, на предложении о единстве верховной власти и отрицании принципа разделения властей, на утверждении порядка, когда монарх (верховная власть) возглавляет систему управления.Падение монархии обусловлено разложением религиозной сущности власти. Когда носитель власти выходит из подчинения божественным заповедям, когда бледнеет сознание долга и достоинства, тогда власть впадает

Л. Тихомирова ( консерватор) с полным основанием можно отнести к идеологам неоконсервативного течения в русской отечественной мысли. В сложном переплетении различных гос-ых форм Т-ов просматривает три основных: аристократич, демократи и монарх. Демократ система всегда была чревата опасностью - «безграничного господства партий». Наиболее приемлемой формой власти на высшем уровне может быть только монархия,.Утрата православного идеала и разрушение социальной иерархия влекут за собой появление нового социального лидера в хаотически смешавшемся обществе. Им становится интеллигенция, бессознательно сочетающая в себе нигилизм с тоталитаристскими наклонностямиПротивостоять разлагающему европеизированию можно было, лишь опираясь на православие. Т-ов не разделяет монархию и православие. По своей природе русские люди могут быть только монархистами либо анархистами: демократические формы западного образа никогда не были близки национальному сознанию

Максим Максимович Ковалевский (1851—1916): " Общинное землевладение, причины, ход и следствие его разложения" (1879 г.), " Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории и права" (1880 г.)Каждая со группа, по К-му, есть прежде всего, " замиренная среда", в которой вместо борьбы водворяется " солидарность, или сознание общности интересов и взаимной зависимости друг от друга". Факт солидарности, ее требования признаются обществом и становятся соц-ми нормами. Право, по К-му, – это " нормы, ставящие себе целью поддержание и раз-ие солидарности", " приводимые в жизнь организованной силой общества – гос-ом", обладающие принудительной силой. К-ий был сторонником глубоких реформ, ведущих к утверждению " всесословного" (т.е. гражданского) общества. Он писал, что революция как средство социального изменения вызывается ошибками правительства, которое не удовлетворяют справедливые, естественные для своего времени требования народа. Кроме того, революция всегда предполагает насилие, а значит, нарушение " замиренной среды" в обществе. К-ий не одобрял самодержавие, но был сторонником сохранения монархии в России. Он считал возможным эволюционное развитие самодержавия в " демократическую монархию", основанную на конституции и представительном правлении.

Владимир Сергеевич Соловьев консерв (1853— 1900) " Кризис западной философии (против позитивистов)" (1874 г.), " Критика отвлеченных начал" (1880 г.), Учение о праве С-ва основывается на изучении и сопоставлении им природы права и морали. Согласно его взглядам нравственное требование по своему содержанию неограниченно и всегда стремится к построению идеала. Право, наоборот, носит условный характер и предполагает ограничение – в юридической области важны поступок и его результат. Нравственный закон, предписывая должное поведение, обращен только к внутренней стороне воли индивида, а юридический закон рассматривает внешнее проявление воли – имущество, действие, результат действия и т.д.С-ев выступал против принципа разделения властей как " системы сдержек и противовесов". Он утверждал, что разобщенность и противоборство властей мешают осуществлению единой цели – " правомерному служению общему благу

23. Политическая идеология большевизма. Х арактерные черты отечественной политической мысли в XX в. Политическое учение В.И. Ленина (Ульянова). Политическая философия Л.Д. Троцкого. Политические воззрения Н.И. Бухарина. Политические идеи И.В. Сталина.

Русская политическая философия XX в. Христианская политика С.Н. Булгакова. Философско-политические идеи П.А. Флоренского. Политическая теория И.А. Ильина. Политическая философия евразийства (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий). Политические аспекты доктрины С.Л. Франка. Либеральная политическая философия Н.А Бердяева.

С.Н.Булгаков – (1871 – 1944) «Что дает современному сознанию философия В.Соловьева». взаимоотношения церкви  и гос-ва рассматривает совокупно с их взаимоотношениями с инд-ом и богом. Раньше отн-ия гос-ва и церкви сводились к разным формам «христ-го гос-ва». В наст время произошло разлучение церкви и гос-ва, к взаимной выгоде обоих, наступило отторжение церкви от гос-ва. Рассматривая историю православия, приходит к выводу, что связывать православие с раекционными стремлениями – противоречие., которое находит объяснение в истории но не в догматике хр-ва. Православие – его Соборный дух, называющийся демократизмом, не есть демократия. Люди по Б., равны м/у собой как нравственные личности. Человек для человека – абсолютная ценность. Идея равенства – включает идею свободы, как норму человеческих отношений. Понятие личности, свободы и равенства – сущность естественного права. Требованием свободы никак не отрицается зависимость личности. Идеал пол-ой свободы – не уничтожение гос-ва, а преобразование его в соответствии требованиям нравственного сознания. Отграничить точно где кончается общество и гос-во и где начинается область неприкосновенных прав личности невозможно. В истории эта граница постоянно передвигается.

Н.А.Бердяев – (1874-1948) журнал «Путь».уч-ик русского религиозного возрождения. Идеалист. «Марксизм и религия» - марксизм – оч серьезное явление, цельное миросозерцание, дает смысл жизни, он есть и политика и мораль и наука, он есть – религия, идущая на смену хр-ву. Марксизм- вдохновляет силой и властью над миром со стороны пролетариата. Кошмар русского марксизма – не несет смерть человеческой свободе. Русская государственность была создана благодаря татарскому и немецкому Эл-ту. Коммунизм – отриц-е не только бога но и человека. В русской истории есть «пять разных Россий» - киевская, татарского периода, московская, петровская, советская. Возрастание гос-го могущества имело обратной стороной русскую вольницу уход из гос-ва (физ или дух). Рус ком-зм – извращение русской мессианской идеи. Революционность – радикальное уничтожение дурного прошлого, но нельзя уничтожить вечноценное в прошлом. Бердяев восприемник традиций соц-но-критической фил-ии. Все полит устройство этого мира – рассчитано на среднего, ординарного, массового чел-ка, в кот нет ничего творческого. Но есть и божественный луч во всяком освобождении. Всякое гос-во, рев-ция подпадает госп-ву князя мира сего.

И.А.Ильин – (1883-1954) – либерально-консервативный. «Учение о правосознании» «О сопротивлении злу силою» «Пути духовного обновления». Гос-ая власть – волевая сила, а не физ-ая. Способ ее действия – генетический и духовный. Власть – есть сила воли. Властвование похоже на тонкий процесс общения более могущественной воли с более слабой волей. Этот процесс создает тяготение разрозненных воль к единой воле. Гос.власть должна применяться только на основе правового полномочия, д.б. единой в пределах каждого пол.союза., осущ-ся лучшими людьми, пол-е программы включают в себя тока меры преследующие общий интерес. Кажд индивид должен обладать чувством собственного достоинства – это подлинное проявление духовной жизни. Гражданин лишенный этого чувства – политически недееспособен; народ обречен на тяжкие исторические унижения. Опред роль в воспитании чувства собств достоинства играет ч/с – естественное право чел-ка. ч/с дает чувство уверенности, доверия к людям к вещам земле. Научает творчески любить труд. Правовое гос-во – основ-ся на признании человеческой личности. Тоталит режим – на террористическом внушении.(он ни правовой ни гос-ый режим). Идеальная форма для России – единовластие, монархия.

Е.Н.Трубецкой – (1863-1920) – разработчик истории религиозной философии и проблем философии права. Право – внешняя свобода, ограниченная нормой. Всякое гос-во или власть обусловлены правом. Они не принимают в расчет те разновидности права, кот сущ-ют независимо от признания или не признания их тем или иным гос-ом. Теория права как части нравственности – смешение права как как оно есть в действительности с той нравственной целью, которую оно должно обеспечивать. А есть еще и правовые нормы, являющиеся абсолютно безнравственными - нормы крепостного права, устанавливающие пытки и др.

С. Л. Франк (1877—1950) «Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд» Проблемы революции и солидарности (соборности). Франк, говоря о солидарности, использовал слово «соборность». У Франка соборность не рассматривается как тождественная религиозности, вере в Бога. Франк говорит о том, что в общении «чужое сознание», «другое я» есть для «меня» не просто «пассивный» объект, который я познаю и воспринимаю, но вместе с тем, и субъект, который воспринимает «меня». В ситуации общения другое сознание есть для меня то, что грамматически выражается как «Ты». И я не просто познаю «Ты», я воспринимаю чужое сознание, как воспринимающее меня. По мысли Франка, «Я» не существует иначе, как в отношении к «Ты». Одно противопоставлено другому, но, вместе с тем, одно без другого немыслимо. И это первичное единство «Я» и «Ты»              представляет собой то, что грамматически выражается местоимением «Мы». «Мы» есть некая первичная категория личного человеческого, а потому и социального бытия. По Франку, эта изначальная общность и есть соборность. Такая соборность представляет собой внутреннюю, " глубинную" сторону общественной жизни в противовес внешнему, поверхностному ее слою – общественности. Согласно идее соборности Франка, в основе всякого, даже самого утилитарного, внешнего общения между людьми лежит первичное внутреннее единство людей, являющееся одновременно началом непосредственного доверия и уважения человека к человеку. Франк говорит о том, что настроение той эпохи можно определить как веру в революцию и низвержение существующего строя. Соответственно, все различие в доктринах партий заключалось в интенсивности ненависти к существующему строю и в степени революционного радикализма. Разделение на «правое» и «левое» не вызывало никаких сомнений. «Правое» включало в себя угнетение народа, реакцию, подавление свободы мысли и слова, произвол власти, человеконенавистничество, жесткость и формализм. «Левое» -- это освободительное движение, требование законности и уничтожения произвола, отмена цензуры и гонений на иноверцев, забота о нужде низших классов, человеколюбие. Был создан «кумир революции», имеющий невероятную власть над умами. Поклонение этому кумиру есть бессодержательная религиозность.

П.А.Флоренский - «Предполагаемое государственное устройство в будущем».Является последователем кантианских идей. Государство есть целое, охватывающее своей организацией всю совокупность людей. П.А. Флоренский опирается на христианскую нравственность, подчеркивая важность личностного начала в государстве. Тождество «Я» самому себе есть условие, без которого человек как существо познающее теряет возможность связно мыслить, а как существо нравственное — быть ответственным за свои дела и поступки, быть вменяемой личностью. П.А. Флоренский признает важность того, что именно личность может нести ответственность за собственные дела и поступки. Православие – важнейший источник русской идеи, хотя благочестие зачастую сочеталось в России с безбожием. Православие наделяет человека свободой воли. Если человек захочет, то, уповая на Бога, он может виртуально сдвинуть гору. Важно не то, что это произойдет, а что человек убежден в этом. Источник права – божественная сила. Система государственного устройства, выдвигаемая Флоренским, открывает возможность наиболее полной самореализации личности. Новая государственная внутренняя политика направлена на то, чтобы помочь человеку найти сферу деятельности, где наиболее полно смогут раскрыться его способности. Возрожденческая модель мира нацеливает человека на участие в политике, понимая под этим выполнение гражданского долга. Государственная политика будущего государства обеспечивает не политическое равенство, а разделение сфер деятельности и специализацию. Иерархический строй, устраняя идею всеобщего равенства, дает возможность многообразного самовыявления в разных сферах — национальной, культурной, научной, хозяйственной.

25. Тенденции развития отечественной политической мысли во второй половине XX – начале XXI вв. Социально-политическая динамика и основные периоды в развитии отечественной политической мысли. Становление диссидентского движения и диссидентской политической мысли в СССР. Проблемы демократизации общественной жизни в работах А.И. Солженицына и А.Д. Сахарова. Современная социально-политические направления и школы (МГУ, СПбГУ, МГИМО(У) МИД и др).  

Семья составляет первую ячейку фашистского общества, так как дети перенесут эту любовь на подавляющие фигуры в своей взрослой жизни.

П. Бурдье «Социология политики» Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия «габитус» и «социальное пространство», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий.

По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретённых предрасположенностей» поступать тем, а не иным образом в определенных ситуациях; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов.

Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство — это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных «под-пространств» (например, поле литературы, экономическое поле и т. п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами — капиталом. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.

Бурдье рассматривает поле политики совсем иным образом, чем это стало принято теперь в нашей прессе: т. е. не как нечто данное объективно и независимо от нас, то на что мы можем реагировать каким-либо способом, но не можем изменить (в первую очередь потому, что этому [Перестройке, Ельцину, Рынку, Реформе и т. д.] — «нет альтернативы»). Для него поле политики является условием и постоянно производящимся и институирующимся результатом политической практики.

В русле целостной концепции поля анализ борьбы, которую ведут агенты в поле политики, представляет собой также анализ сил, направленных на сохранение или изменение сложившейся социально-политической структуры и на легитимацию власти доминирующих в политическом поле. Бурдье показывает, что основной ставкой в политической игре являются не только и даже не столько монополия использования объективированных ресурсов политической власти (финансов, права, армии и т. п.), сколько монополия производства и распространения политических представлений и мнений: именно они обладают той «мобилизующей» силой, которая дает жизнь политическим партиям и правящим группировкам.

 

16. Теории политического развития в контексте модерна и постмодерна. Незавершенный модерн и коммуникативное действие в творчестве Ю. Хабермаса. Постмодернистский дискурс о политике (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр). Политика в рамках мир-системного подхода И. Валлерстайна. Столкновение цивилизаций С. Хантингтон. Третья волна О. Тоффлер.

 

 

Хабермас « Теория коммуникативного действия». Коммуникативными действиями называются такие соц[2]иальные действия, целью которых является свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации.

Именно в ориентации на нахождение взаимопонимания между разными социальными субъектами, а не в ориентированности на успех видел Хабермас принципиальное отличие коммуникативного действия от всех прочих видов социального действия. Подлинное коммуникативное действие отличается от всех прочих тем, что оно выступает механизмом сохранения или обновления консенсуса как основного фактора солидарности и стабильности общества.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.118 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь