Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций?»:
По Хантингтону, цивилизация есть культурная общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень идентичности людей, определяющаяся наличием общих черт объективного порядка, а также субъективной самоидентификацией людей. И поныне, по словам Хантингтона, нации-государства играют главную роль в мировой геополитике, однако характер поведения и систему международной ориентации этих государств легче контролировать и предугадывать, если условно поделить мир на насколько общностей. Сейчас в мире Хантингтон насчитывает 7-8 цивилизаций: Западная; Латиноамериканская; Африканская; Исламская; Православная; Индусская; Конфуцианская и Японская цивилизация. Данные цивилизации существуют на данный момент, но, разумеется, существовали и другие цивилизации и, вероятно, будут другие. Цивилизации не постоянны в развитии и существовании, то есть цивилизация может переживать период расцвета, зарождения, упадка, смерти и т.д. «Самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями» Он приводит серию аргументов, обосновывая свою теорию: - Контакты между цивилизациями углубляются и учащаются. И как следствие, на фоне видимых различий между цивилизациями, культурная самоидентификация представителей этих цивилизаций усиливается. По этому культура является доминирующей силой в современной геополитике. - В результате экономического и социального развития люди начинают отходить от самоидентификации себя с местом жительства и страной проживания. В месте с тем роль религии в самоидентификации людей возрастает. - Хантингтон полагает, что Запад (США, прежде всего) сейчас находится на пике своего могущества и это подстёгивает цивилизации возвращаться к своим корням - С повышением уровня развития внутрирегиональной экономики растёт и ценность связей между регионами. А эта связь наиболее успешна при общности цивилизаций. Хантингтон полагает, что существует два уровня конфликтов цивилизаций. Первый - микроуровень, где конфликт происходит между частями отдельных цивилизаций за территории и власть. И второй уровень - макроуровень, где борьба ведется за доминирование в мире по военным, политическим и экономическим параметрам, с целью распространить своё влияние как можно шире. По окончании холодной войны складывается новый мировой порядок, и по мере его формирования, принадлежность к одной цивилизации или, как выразился X. Д.С.Гринвэй, " синдром братских стран" приходит на смену политической идеологии и традиционным соображениям поддержания баланса сил в качестве основного принципа сотрудничества и коалиций. По отношению к другим цивилизациям Запад находится сейчас на вершине своего могущества. По сути дела Запад использует международные организации, военную мощь и финансовые ресурсы для того, чтобы править миром, утверждая свое превосходство, защищая западные интересы и утверждая западные политические и экономические ценности. В будущем, когда принадлежность к определенной цивилизации станет основой самоидентификации людей, страны, в населении которых представлено несколько цивилизационных групп, будут обречены на распад. Но есть и внутренне расколотые страны — относительно однородные в культурном отношении, но в которых нет согласия по вопросу о том, к какой именно цивилизации они принадлежат. Их правительства, как правило, хотят " вскочить на подножку поезда" и примкнуть к Западу, но история, культура и традиции этих стран ничего общего с Западом не имеют.
Третья волна О. Тоффлер. У каждой цивилизации есть свой скрытый код - система правил или принципов, отражающихся во всех сферах ее деятельности, подобно некоему единому плану. мы видим систему из шести ведущих принципов, некую " программу", которая в той или иной степени действует во всех странах Второй волны, программирующей поведение миллионов. Стандартизация – промышленного производства, а затем и всех сфер жизни общества СМИ распространяли стандартизованные системы образов, и миллионы людей читали одни и те же рекламы, одни и те же новости, одни и те же рассказы. Специализация – замена так наз мастеров на все руки узким специалистом и работником, выполняющим лишь одну-единственную задачу, снова и снова. Специализация сопровождалась возрастающим усилением профессионализации. Синхронизация – так называемая стандартизация времени Синхронизации подвергалась не только рабочая жизнь. Во всех обществах Второй волны, социальная жизнь также стала зависеть от времени и приспосабливаться к требованиям машин. Определенные часы были отведены для досуга. Отпуска стандартной продолжительности, праздники или перерывы на кофе были включены в трудовые графики. Даже распорядок дня у большинства людей на палнете стал одинаковым. Концентрация - Общества Второй волны практически тотально зависят от в высокой степени сконцентрированных запасов природного топлива. концентрации население горрдские центры. преступников в тюрьмах, психически больных сгоняли и концентрировали в сумасшедших домах, детей собирали и концентрировали в школах, а рабочих концентрировали на фабриках. Максимизация - Слово " большой" становится синонимом слова " эффективный"; Города и народы гордились тем, что обладают самыми высокими небоскребами, погоня за повышением валовым национальным продуктом (ВНП), Централизация - Индустриализация подталкивала политическую систему к большей централизации, правительство в Вашингтоне принимало на себя все больше властных полномочий и обязанностей и все в большей степени монополизировало принятие решений в центре. Тем временем внутри федерального правительства власть сместилась от Конгресса и судов к наиболее централистской из трех ветвей - к исполнительной власти. В сфере экономики был создан центральный банк. Эти принципы, усиливая друг друга, создали самые крупные, жесткие и могущественные бюрократические организации, которые когда-либо существовали на земле. И если сегодня мы чувствуем, что они подавляют и порабощают нас, мы можем проследить источник наших проблем вплоть до того скрытого кода, которым запрограммирована цивилизация Второй волны. Шесть принципов, образующих этот код, налагают отчетливый отпечаток на цивилизацию Второй волны. Сегодня, как мы вскоре увидим, каждый из этих фундаментальных принципов подвергается нападению со стороны сил Третьей волны. В тех сдвигах и потрясениях, которые вскоре произойдут, элитам всех индустриальных обществ, столь привыкшим к установленным правилам, видимо, уготована участь феодальных сеньоров прошлого. Некоторые - наиболее разумные и умеющие приспосабливаться - трансформируются и превратятся в лидеров цивилизации Третьей волны.
Политическая мысль России: истоки и основная проблематика. Специфика русской политической мысли, ее характерные черты. Духовные основания русской политической мысли. Политическое православие Иллариона Киевского. Политическая программа Владимира Мономаха. Политические воззрения Даниила Заточника. Памятники древнерусской письменности как источник изучения отечественной политической мысли. Формир и раз-ие древнерусской полит мысли проходило в условиях становления феод общества и возник-ия гос-сти, осложненных внешней опасностью. Важными факторами были образование к 882 г. государства – и принятие в 988 г. христианства.Специфика русской полит мысли 1)Бурная полит жизнь, постоянная борьба, конфликты Острая борьба между различными группировками внутри господствующего слоя за высшую гос власть, происходившая на протяжении всей истории Руси, давала почву для размышлений о сущности и пределах этой власти, о ее назначении в общественной жизни, о качествах, которыми должен обладать ее носитель – великий князь.2)Культурный фактор. Ки Русь представляла собой общество и гос-во с высокоразвитой духовной культурой. Примером этому служат произведения древнерусской литературы - сложной и глубокой по содержанию, свидетельствующей о развитом национальном и историческом самосознании.3) Православное христианство. Оно начало распространяться среди населения К.Руси с самого зарождения этого гос-ва, Православное христ-во несло с собой соответствующее мировоззрение, которое задавало опред стереотипы и политич мышления, и правосознания.Источники полит идеологии– 1) развивающиеся социальные противоречия, 2) необходимость отражения внешней угрозы со стороны кочевников 3) идеи независимости Русского гос-ва, его единства, сильной княжеской власти. 4.) воссоединение всех русских земель Учение митрополита Киевского Илариона. Иларион – первый митрополит Киевский из русских с 1051 г " Слово о Законе и Благодати" –Противопостав двух религ-ых учений, двух мировоззренческих систем – иудаизма и христианства. Сравнивал не религии, а полит смысл этих мировоззрений, каждая из которых несет в себе совершенно опред цель и образ жизни, стереотипы поведения, общественное состояние и, кроме того, формир определенную политику по отношению к другим народам. Важнейшая мысль его произведения: иудаизм – это религия, - которая служит только иудеям, христианство же – религия, призванная служить всем народам. Создал образ правителя христианского типа, разработав нравственные критерии, которым он должен соответствовать. Власть должна употребляться законно. Князь должен быть “единодержцем” своей земли. Представление о единодержавии как о единой и суверенной власти в пределах всей подвластной князю земли. Правосудие необходимо совершать по закону и вместе с тем милостиво. Иллариону представляется наиболее приоритетным воздействие на человека милосердием, нежели суровым наказанием, которое противно самой природе человека. Илларион впервые в русской политической теории поставил вопрос и об ответственности князя перед подданными. Сущность государства (власти) – божественна, так как в своем назначении она реализует божественную линию. Носитель верховной власти – “причастник” и “наследник” небесного Царства. Происхождение власти – наследственное 1. Мощная верховная власть. 2. Высоко моральный облик правителя. 3. Законность происхождения и деятельности власти. 4. Мирный курс внешней политики. 5. Четко подчеркивается значимость Русской земли. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы