Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Памятники древнерусской письменности как источник изучения отечественной политической мысли
Политическая и правовая мысль К. Руси сама по себе была важным элементом практической политики - вызывать и оправдывать определенные полит действия, давать идеологические аргументы в полит борьбе и т.п. Произведения древнерусской письменности были откликом на конкретную полит ситуацию, и играли временную роль: - как попытка смягчить нарастающие социальные антагонизмы - требования угнетенных масс, их стремление если и не к освобождению от эксплуатации, то, по крайней мере, к ее ограничению. ( “Русская Правда” XI–XIII вв.). - или необходимость единовластия, сильной княжеской власти, как средств централизации сил российских земель для отпора захватчикам– “Моление Даниила Заточника”.
18. Отечественная политическая мысль в эпоху образования централизованного государства и становления сословно-представительной монархии. Теория «Москва – третий Рим» Филофея Псковского и ее значение для укрепления политического единства России. Идейно-политическое содержание полемики нестяжателей и иосифлян: Н.Сорский и И.Волоцкий. Политические воззрения Зиновия Отенского. Политическая программа И.С. Пересветова. Проблема власти и закона в политического концепции Ивана Грозного. А. Курбский и критика неограниченной монархии. Политическое учение Ивана Тимофеева. Теория «Москва – третий Рим» Филофея Псковского и ее значение для укрепления политического единства России. По этой теории история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникновение, возвеличение и дальнейшая судьба направлялись волей бога. Рим пал из-за ереси. Византия была завоевано турками из-за греко-католической унии. Третьим Римом после этого стала Москва – хранительница православия. Основные идеи: - божественном происхождении царской власти; - безоговорочного подчинения царской власти со стороны подданных. - В обязанности государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях. Духовная власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными пастырями права «говорить правду» лицам, облеченным высокой властью. - настаивает на необходимости законных форм реализации власти.- Большое внимание уделялось Филофеем и формам идеологического воздействия на население со стороны государственной власти, вопросам внутренней свободы православного христианина в государстве. Основная мысль концепции - преемство наследования московскими государями христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших её от римских - Обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества. Следствием идеи «Москва — Третий Рим» стало устойчивое убеждение русских в осознании ими своей судьбы, что Россия призвана быть последним оплотом, цитаделью православия. Значение – укрепление российской государственности, как внутренне.. так и внешне – приобретение международного веса. Идейно-политическое содержание полемики нестяжателей и иосифлян: Н.Сорский и И.Волоцкий. Нил Сорский (1433–1508) - основатель доктрины нестяжания Идеалом Нила является общинное устройство. Монахи такой общины (скита) все необходимое добывают трудом и живут по апостольским заповедям. Современные монастыри не соответствуют идеалу монашеского служения, и поэтому Нил полагает неправомерным их существование, отдавая предпочтение такой форме несения иноческого подвига, как скитчничество. Логика рассуждений Нила не допускала владения частной собственностью ни отдельным монахом, ни монастырем. Именно поэтому великий князь Иван III предпринял попытку обосновать с помощью его идеала секуляризацию церковных и монастырских земель в пользу государства. При разрешении вопроса о соотношении духовной и светской властей Нил придерживался позиции, согласно которой каждая из них должна иметь свою сферу деятельности и свои способы и методы ее осуществления. Церковь ограничена только духовной областью, в которой не могут применяться государственные методы воздействия. Отношение к еретикам - исключают возможность наказания еретика силами и средствами государства, да еще с применением таких жестоких санкций, как смертная казнь. По его мнению, даже церковь не имеет прав преследовать человека за убеждения, она лишь обязана помочь дружеской беседой, советом и наставничеством. Если человек уклонился от правой веры (православия), то только бог способен внушить ему исправление. В русской политической мысли Нил прямо поставил вопрос о недопустимости преследования людей за их убеждения и образ мысли. Иосиф Волоцкий Волоцкий был защитником экономически могущественной монастырской организации. Теоретическим оправданием монастырского стяжания служило требование использовать его на «благие дела» (строить церкви и монастыри, кормить монахов, подавать бедным и т.д.). Центральным в политической теории Иосифа Волоцкого является учение о власти. Он предлагает отделить представление о власти как о божественном установлении от факта ее реализации определенным лицом – главой государства. Властитель выполняет божественное предназначение, оставаясь при этом простым человеком, допускающим, как и все люди на земле, ошибки, которые способны погубить не только его самого, но и весь народ. Поэтому не всегда следует повиноваться царю или князю. Если он будет злоупотреблять властью ему можно оказать сопротивление. Таким образом, Иосиф впервые в русской политической литературе открыл возможность обсуждать и критиковать личность и действия венценосной персоны. Но после Соборов 1503–1504 гг., когда Иван III переориентировался в своих действиях на прочный союз с церковью, постепенно стала изменяться и политическая позиция Иосифа. Теперь он преследует другие цели: возвеличить властвующую персону и доказать необходимость безоговорочного подчинения ее авторитету. ОН возвеличивает личность царя, сравнивая ее с богом и даже уподобляя богу. Единственное ограничение княжеской власти, которое сохраняется неизменным, так это соблюдение тех пределов, которые поставлены перед властителем божественными заповедями и государственными законами. Одной из главных задач великокняжеской власти является помощь церкви в преследовании ее врагов – еретиков. Политические воззрения Зиновия Отенского. Образ наилучшей формы правления Зиновий видел в сословно-представительной монархии. При определении цели государства Зиновий близок к Аристотелю, предусматривая прежде всего «общую пользу» и достижение «благо жизни» для всех, «живущих во всех царствах». Царь выше своих советников, утверждает Зиновий, но править ему следует по согласию с ним. Впервые употребил термин тирана, обозначив им самовольное и незаконное использование верховной власти в интересах властвующей персоны и во вред подданным. Развивает мысль о том, что праведная и угодная богу жизнь может быть организована только на основании закона. Царь, по мысли Зиновия, фигура подзаконная, и сила его основана на «правде» – законе.Зиновий делит законы на три категории: К первой относятся законы божественные – заповеди бога, святоотеческие писания и постановления церковных соборов. Во вторую категорию - обычаи и нравы. К третьей категории причисляется положительное законодательство. Оно представлено у Зиновия в двух видах: 1) законы царские и 2) законы градские. Под ними подразумеваются общие (царские) законы и местные (градские). Вся третья группа законов имеет своим источником историческую практику людей. Политическая программа И.С. Пересветова. В системе взглядов Пересветова значительное внимание уделено определению наилучшего варианта организации государственной власти. Искоренения недостатков он ожидал от сильной центральной власти, при этом наличие Совета мыслитель считал необходимым атрибутом всякой власти, опирающейся на законные основания. Более того, дается даже примерный анализ социального состава Совета, в который входят знать, военачальники, судьи и духовенство. И. С. Пересветов предлагает полную ликвидацию наместничества. Вельмож (бояр) обеспечивать «из казны», а налоги собирать в единую царскую казну при помощи особых чиновников (сборщиков), находящихся на царском жалованье. Пересветов последовательно проводит принцип оценки личных заслуг, поощрения усердия и талантов в противовес местнической системе иерархического распределения благ и почестей. Предлагал он также и ликвидацию всех форм кабальной зависимости, и особенно самой тяжелой из них–холопства. Также, он осуждает сам принцип порабощения как несовместимый с христианской моралью. Судебная реформа у Пересветова прежде всего имеет своей целью уничтожение наместничества. Во все грады необходимо направить прямых судей, назначаемых непосредственно верховной властью. Здесь Пересветов впервые ставит вопрос об отделении суда от администрации и образовании единой централизованной судебной системы. Иван IV (1533—1584) Теория " православного христианского самодержавия" – это прежде всего династийная власть, т.е. власть, передающаяся в течение многих веков в рамках одной династии государей. Божественное происхождение царской власти - обоснования ее полной независимости от общества в целом и каких-либо общественных групп в частности. Царская власть не просто от Бога данна, а отданна – в единоличное его обладание. По мнению Ивана Грозного, царь должен сосредоточивать в своих руках абсолютно все дела управления. Он полагал вполне допустимым для себя вмешиваться в жизнь даже монастырей.т Теорию совмещения властей духовной и светской он полностью отрицает, выступая сторонником их разделения с четким разграничением сферы действия каждой из них. Опираясь на идею происхождения своей царской власти от Бога, Иван Грозный отвергал какую бы то ни было возможность установления договорных отношений между ним и его подданными. В представлении Ивана Грозного отношения царя со своими подданными должны быть отношениями не равных людей, а господина и рабов. Царская власть в понимании Ивана Грозного – это власть ограниченная, но не людьми, а тем, кто ее дал, т.е. Богом. Царь должен властвовать в соответствии с Божьими заповедями, считал Иван Грозный. Поэтому, настаивая на беспрекословном повиновении подданных своей царской воле, он допускал все же одно исключение. Иван Грозный полагал, что ради веры, ради соблюдения божьих заповедей подданные вполне могли противиться царю. В наказании " злодеев" Иван Грозный видел одну из самых главных функций царской власти. Высший суд в государстве принадлежит только царю. Вид и меру наказания определяет не закон, а лично сам царь, равно как и степень вины наказуемого. Шкала жесточайших наказаний, применяемых царем, произвольна и черпается в основном из примеров “различных благочестных царей”, а отнюдь не из законодательного материала, при этом она не имеет каких-либо ограничений и пределов в изобретении видов наказаний. А. Курбский. (1528—1583). Подобно Ивану Грозному, Андрей Курбский трактовал верховную государственную власть как дар Бога. Россия для него не простое государство, но – " Святорусская империя". Русский царь, в понимании Курбского, это прежде всего праведный судия. Представляя государственную власть как дар божий, Курбский вместе с тем отмечал, что носители ее не исполняют в действительности предназначенного им Богом. Вместо того, чтобы вершить праведный суд, они творят произвол. В правопонимании Курбского ясно прослеживается представление о тождестве права и справедливости. Только справедливое может быть названо правовым. Закон должен содержать реально выполнимые требования, ибо беззаконие – это не только не соблюдение, но и создание жестоких и неисполнимых законов. Курбский отстаивал форму власти, организованную в виде сословно-представительной монархии, в которой все властные и управленческие полномочия могли бы быть реализованы только на основании надлежащим образом принятых законов. Форма государственного устройства в виде единой централизованной государственной системы не вызывала у него никаких нареканий и вполне им одобрялась. Политическое учение Ивана Тимофеева. «Временник» Наиболее законным вариантом происхождения власти Тимофееву традиционно представляется наследственное восприемство престола. Однако замещение престола не в наследственном порядке стало реальным фактом. В такой ситуации законным происхождением высшей верховной власти Тимофеев считает волеизъявление всего народа, выраженное в форме общего совета. Наилучшей формой государственной власти Тимофеев считает сословно-представительную монархию. Наличие такого собрания не исключает необходимости и в более узком правительственном учреждении, состоящем из людей, имеющих специальную квалификацию в делах управления страной и выполняющих роль непосредственных помощников царя. Тимофеев выступил с развернутой аргументацией в пользу профессиональной государственной деятельности. В своих теоретических схемах он четко различает такие понятия, как самодержавие и самовластие. Самодержавие (единодержавие) связывается им скорее с формой государственного устройства, а самовластие трактуется как произвольный незаконный способ реализации высших властных полномочий и оценивается как тяжкий грех властителя. Гражданский долг подданных выражается в праве народа на оказание сопротивления подобной власти. Теоретическим оправданием подобных действий служит иосифлянский тезис о необходимости установления различий между понятием царского сана и персоной, его носящей. Политические идеи периода европеизации России конца 17-18 вв. Идеология просвещенного абсолютизма. Имперско-абсолютистский идеал Феофана Прокоповича. Политическая программа И.Т. Посошкова. Политические взгляды В.Н. Татищева. «Наказ» Екатерины II и принципы правления просвященной монархии. М.М. Щербатов и его социальная утопия. Критика сословного дворянско-монархического общества: С.У. Десницкий, Я.П. Козельский. Антимонархическая программа А.Н. Радищева. Феофана Прокоповича. монархист «Слово о власти и чести царской», Сторонник реформ петровской эпохи: Боярскую думу заменил Правительствующий сенат; вместо Приказов образовались Коллегии, патриаршество было ликвидировано, и для управления церковью возникла Духовная коллегия, преобразованная затем в Синод. Высшая власть в обществе образовалась путем договора, при заключении которого народ полностью отказался от своего суверенитета («не оставляюще себе никакой свободности») и полностью вручил его верховной власти. При этом народ мог выбрать себе любую форму правления. Аристократия и демократия –ГОВНО. 2 варианта монархии: ограниченная и абсолютная. Для России абсолютная –ништяк. Абсол монарх - стража и защитник. Наследственную монархию- выборная, она обладает большей устойчивостью в силу замещения престола специально подготовленным для этой цели лицом и поэтому более защищена от случайностей и неожиданностей. Государь должен заботиться о просвещении народа, искоренении предрассудков, устроении правосудия и осуществлении хорошего управления страной. Церковь и государство: Реформы Петра I изменили экономический и пол. статус церковной организации. Экономическая самостоятельность церкви была подорвана образованием Монастырского приказа (1701), в руках которого сосредоточились все нити управления церковным и монастырским имуществом. Манифест об организации Синода и упразднении патриаршества передал управление церковью практически светскому учреждению. Теоретическое обоснование этих мероприятий и дано Прокоповичем в Духовном регламенте, в котором утверждалась польза «соборного», а не единоличного (патриаршего) управления всеми звеньями церковной организации. Ставит государя над законом, утверждая, что действия царя нельзя ни оспаривать, ни критиковать, ни даже хвалить, ибо «монархи суть Боги» Термин «самодержавие» Прокопович стал употреблять в смысле неограниченной власти императора. Политическая программа И.Т. Посошкова. Середина 16-начало 17 вв адресованная царю Петру «Книга о скудости и богатстве» (1724). Вопросы: об определении положения сословий, организации экономики, правосудия, военного дела, просвещения и т.д. Задача -выяснение причин народной скудости и существующего в государстве беззакония. определении модели развития народного хозяйства– сельского и промышленного. В центре всех его рассуждений– проекты организации промышленности, торговли, сельского хозяйства и сословной организации в стране. Он требовал запрещения занятия торговлей для всех сословий, кроме купеческого. должен быть издан специальный закон, который бы точно определял размеры крестьянских повинностей и пределы барщинных работ. Подушную подать он считал необходимым заменить на поземельную, с отделением крестьянской земли от помещичьей. В качестве безоговорочного права и одновременно обязанности он оставлял за дворянами несение военной службы..Он предлагал государю принять меры к повышению авторитета духовенства. Священников к тому же он считал необходимым наделить полицейскими функциями, а совершение всех таинств подвергнуть строгому учету и записям. «Бог и есть сама правда. Выступает с проектом устройства «прямого правосудия», которое осуществляется судьями–чиновниками государства, находящимися на его содержании (жалованье).общая совокупность его предложений выходит за пределы сословных интересов купечества. желание направить страну по пути промышленного и торгового развития. Посошков выступил как мыслитель нового времени. Во многих аспектах его взгляды соответствовали духу западноевропейской мысли. Политические взгляды В.Н. Татищева. (1686–1750) монархист– «История российская». «война всех против всех». Разумная нужда людей друг в друге привела их к необходимости создать государство, которое он рассматривает как результат общественного договора, заключенный с целью обеспечения безопасности народа и «поисков общей пользы». Согласно договору, возникает власть господина над слугой. Крепостное право рассматривал как договорное и считал недопустимым его расторжение по требованию одной стороны. Осуждал рабство и холопство -они являются «плодом насилия», а не договора. За рабом признавал право требовать и добиваться своего освобождения. Настаивал на установлении юридического и экономического статуса основных сословий в государстве. Главным занятием дворян он считал военную и государственную службу. Экономия гос средств- иметь войско только в целях обороны. Форма правления зависит от территории страны и численности населения. Тиранию (деспотию) -худшей форма правлений. Для России лучшая - монархию, при этом он отмечал преимущества опоры монарха на двухпалатный выборный орган сената– высшей палаты, Роль монарха будет заключаться в подписании готового законопроекта. «Наказ» Екатерины II и принципы правления просвещенной монархии. Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. В " Наказе" содержится ряд декларативных положений: равенство граждан, состоящее в подчинении общим для всех законам, свобода как зависимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности, ограничение гос власти пределами, ею же положенными, власть законов и др. Декларативные положения " Наказа" должны были свидетельствовать о просвещенности рос монарха и способствовать приобщению России к ведущим цивилизованным державам. " Россия есть европейская держава", – провозглашалось в самом начале " Наказа". В окончательном тексте " Наказа" крепостничество (" рабство", " неволя" ) берется как факт, не подлежащий критике; Свобода граждан, говорилось в «Наказе», есть право делать то, что позволяет закон. Таким образом, равенство людей понималось как право каждого сословия обладать дарованными ему правами. Законы создаются для воспитания людей. М.М. Щербатов и его социальная утопия. (1733—1790) – депутат Уложенной комиссии, автор многих произведений, среди которых «О надобности и пользе градских законов» (1759); «Разные рассуждения о правлении» (1760); «Размышления о законодательстве вообще» (1785–1789); и «Путешествие в землю Офирскую шведского дворянина С.», а также «О повреждении нравов» (80-е гг. XVIII в.). необходимость ограничения власти монарха и соблюдения законности во всех сферах государственной деятельности. Происхождение государства - естественно-правовой теории и концепции договорного происхождения государства. Происхождение собственности, а затем и «потомственного благородства» ставит в зависимость от личных качеств человека. 4 формы правления: монархию, аристократию, демократию и деспотию. в«чистом виде» ни одна из них никогда не существовала, Форму правления и законы ставил в зависимость от климата страны, размера территории, ее рельефа, плодородия почв и численности народонаселения. Наиболее клеевая- английская констит монархия, в качестве достоинств которой он отмечал разделение властей и определение их компетенции законами. Критика деспотического правления: беззаконие и своеволие правителей и, как следствие этого, формирование продажного и своекорыстного аппарата управления. Республиканское правление чревато возможностью бунтов и мятежей, ибо наглость и пронырство отдельных лидеров вообще не имеет пределов и преград. 2 варианта монархии: ограниченная, функционирующая на основании законов, и монархия абсолютная, равнозначная деспотии, наличие которой он усматривал в России. Симпатии Щербатова на стороне ограниченной монархии, причем он не делает различия между наследственной и выборной ее организацией. Монарх в проектах Щербатова представлен высшим чиновником государства: он лишен почестей, особых торжественных одеяний и церемоний, его украшают только добродетели. Крепостное право – несостоятельно. Земледелие - важнейший род деятельности. освобождение крестьян – дело будущего. Пока же эту акцию он считал преждевременной, ибо крестьяне непросвещенны и нравственно не подготовлены к свободной жизни, Сокращения расходов на содержание армии. Перемены - эволюционным путем, в основном пользуясь такими рычагами, как введение «хороших законов» и просвещение народа. Критика С.У. Десницкий, Я.П. Козельский,. Яков Павлович Козелъский середина 17 в. " Философические предложения", идеи о договорном создании гос и общества для обеспечения людям " гражд вольности и собственности имения", о необходимости соединения пользы каждого человека с общею пользой для всех. С одобрением и симпатией воспроизводятся демокр идеи: " В республиканском правлении общая польза есть основание всех человеческих добродетелей и законодательств".В книге содержатся намеки на справедливость и возможность насильственного уничтожения крепостничества. считал войну справедливой если ее ведут люди, " которые так обижены, что обида их стоит по справедливости войны", и если у них нет другого средства избавиться от несправедливостей. Семен Ефимович Десницкий (после 1740 – 1789). – либерал. профессор Московского университета. 4 этапа историю человечества– охотничий, пастушеский, земледельческий, коммерческое состояние. чем выше народ в развитии, тем больше законов ему нужно. Богатство – причина и основание разделения властей; " Монарх всероссийский, – писал Десницкий, – в Российской церкви и империи есть самодержец". Одобряя идеи Монтескье о разделении властей, Десницкий стремился " приноровить учреждение таких властей к нынешнему возвышающемуся российскому монаршескому состоянию"." Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи" (датировано " 30 февраля 1768 г." ). Особенность изложенных здесь идей в том, что предлагается не " разделение властей" в смысле создания конституционной монархии с системой " сдержек и противовесов", а образование или реформа подчиненных неограниченному монарху учреждений, осуществляющих законодательную, судебную и исполнительную функции. Основной целью проекта было создание условий для упорядочения законодательной деятельности, а также (главное) организационно-правовых гарантий законности деятельности бюрократического и судебного аппарата самодержавной России.Десницкий не выступал с осуждением крепостного права и не призывал к его отмене. О крепостных крестьянах России он писал: " Нет возможности без нарушения спокойствия государства дать оным земледельцам права и преимущества". Антимонархическая программа А.Н. Радищева. Управляющий Петербургской таможней Александр Николаевич Радищев (1749—1802) в начале 1790 г. " Путешествие из Петербурга в Москву" был сослан в ссылку нах. Осуждал крепостное право, считал это зверством. доказывал несостоятельность крепостничества с позиций теории естественного права. экономическая несостоятельность крепостничества, его противоречие интересам развития сельского хозяйства, низкую производительность подневольного труда. У крепостных нет стимулов к труду; чужое поле, урожай с которого им не принадлежит, крестьяне обрабатывают без прилежания и заботы о результатах труда. против самодержавия. Еще в 1773 г. термин " деспотизм", содержащийся в книге Мабли, Радищев перевел как " самодержавие*' и пояснил: " Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние". Ода " Вольность" (1781—1783 гг.) содержит осуждение монархии и концепцию народной революции. В " Путешествии из Петербурга в Москву" сделаны конкретные выводы из общетеоретических посылок естественно-правовой школы. выдвинул концепцию народной революции. Критика надежд на совестливость помещиков или " просвещенность" монарха, описание ужасов крепостного права логически подводят к выводу: " Из мучительства рождается вольность". В будущей России должен установиться республиканский строй. Не видя близкой перспективы антифеодальной революции в России, Радищев разработал проект постепенной ликвидации рабства (" Хотилов. Проект в будущем" ), взывая к совести помещиков и одновременно угрожая им ужасами крестьянской войны. Политические проекты в России первой половины XIX в. «Правительственный» либерализм М.М. Сперанского. «Охранительный» консерватизм Н.М. Карамзина. Политические доктрины декабристов: П.И. Пестель, Н.М. Муравьев. Политические воззрения П.Я. Чаадаева. Идеология официальной народности С.С. Уварова. Социально-политические идеи славянофилов и западников. Консервативный либерализм в пореформенной России: Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин. «Правительственный» либерализм М.М. Сперанского. политические работы: «О коренных законах государства», «Размышления о государственном устройстве империи», «О духе правительства», «Об образе правления». Россия- ист. Развитие 3 стадии: Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия, – промышленное состояние, кот. Треб. Конст. ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным. Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, а эволюционным Идеал-конст. мон., разделение властей. Законодательная-2х палатн. Думе.Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Гос.совет, сост. из лиц, назначаемых монархом и избран. по избирательным законам. местной власти коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов. Полит. свобода- подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права. На сословный строй общества Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий. Дворянству- политические и гражданские права. Рабочий народ он наделял только гражданскими правами. К крепостному праву Сперанский относился отрицательно, но отменять предлагал постепенно «Охранительный» консерватизм Н.М. Карамзина. «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях».-исследование форм правления, наиболее пригодных для России., критика тирании Ив Гроз. Республика- организация государственной и общественной жизни с достижение м свободы и безопасности всеми гражданами при высоком нравственном статусе общества. Идеал-сильный монарх (можно не наследственный), опирается на законы и принимает меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. Географический фактор, как у Монтескье. Карамзин противник разделения властей. «Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми Государь – единственный законодатель, единственный источник власти», а потому «Самодержавие есть Палладиум России; целостность его необходима для ее счастья». Отмена господской власти над крестьянами приведет, утверждал Карамзин, к тому, что крестьяне станут пьянствовать и злодействовать. Политические доктрины декабристов: П.И. Пестель, Н.М. Муравьев. Программный документ Южного общества – «Русская правда» - П.И. Пестель.Естественное равенство всех людей и взаимном стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Он различал общественное и государственное устройство, определяя государство как приведенное в законный порядок общество. За отмену крепостного права и безвозмедное наделение землей: превращение всех крестян в собственников. Полит. идеал- республика.: Верховная власть вручается Народному вечу, исполнительная – Державной думе, а надзор за их деятельностью – Верховному собору, которому принадлежит блюстительная власть. Избирательным правом пользуются все лица мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находящихся в личном услужении. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы