Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политические идеи И.В. Сталина. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Иосиф Виссарионович Сталин (1879–1953) – Генеральный секретарь ЦК ВКП(б). «Об основах ленинизма» (1924), «К вопросам ленинизма» (1927), «О проекте Конституции Союза ССР» (1936). Едва ли не наиболее яркая особенность интеллекта Сталина – упрощенное восприятие и изображение социального мира, самых различных общественных явлений. Сталин прекрасно сознает, что поддержку массы можно заполучить лишь тогда, когда твои идеологические установки легко и быстро усваиваются рядовым партийцем-большевиком, обыкновенным гражданином, «человеком с улицы». Отсюда постоянное приспособление им таких установок по существу и по форме к менталитету и степени образованности именно этих людей. Сталин, подчеркивает, что «...основным вопросом ленинизма, его отправным пунктом, его фундаментом является вопрос о диктатуре пролетариата». Данная идея предоставила Сталину максимально благоприятные возможности для укрепления культа власти в послеоктябрьской России. В диктатуре пролетариата Сталин выделяет несколько ее аспектов. Прежде всего он усматривает в ней власть, которая жизнедействует как насилие, подавление, принуждение. Насилие в любых ситуациях остается имманентным и важнейшим признаком пролетарской диктатуры. Еще один аспект диктатуры пролетариата, по Сталину, – организационный. Пролетарская революция, утверждает он, не достигнет намеченных целей, если не создаст «специального органа в виде диктатуры пролетариата в качестве своей основной опоры». Она представляет собой «новое государство, с новыми органами власти в центре и на местах, государство пролетариата, возникшее на развалинах старого государства, государства буржуазии». Обозначает Сталин и иные аспекты диктатуры пролетариата. Свой взгляд на природу государства вообще Сталин формулирует так: «Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников». Сталиным вслед за прежними поколениями марксистов, предложенная им оценка основных функций всякого допролетарского государства. «Две основные функции характеризуют деятельность государства: внутренняя (главная) – держать эксплуатируемое большинство в узде и внешняя (неглавная) – расширять теорриторию своего, господствующего класса за счет территории других государств, или защищать территорию своего государства от нападений со стороны других государств». На «развалинах старого государства», учит Сталин, возникает советская власть, т.е. пролетарская государственность, государственная форма диктатуры пролетариата. Конституируется советская власть в соответствии с иными принципами, нежели старое буржуазное государство. На мусорную свалку истории отправляет диктатура пролетариата, в частности, территориальный принцип организации государства, принцип разделения властей, «буржуазный парламентаризм» и др. Советская власть объединяет законодательную и исполнительную власти в единой государственной организации, заменяет территориальные выборные округа производственными единицами (заводами, фабриками), связывает трудящиеся массы с аппаратом государственного управления, учит их управлению страной. «Новый тип государства» есть вместе с тем новый исторический тип демократии – демократии пролетарской, советской, которая радикально отличается от демократии буржуазной и превосходит последнюю, поскольку советская власть привлекает массы к постоянному и решающему участию в управлении государством, чего трудящиеся были лишены в условиях буржуазно-демократического строя. Собственное неприятие демократических норм и процедур политической жизни в советское время Сталин пытается оправдать якобы незрелостью тех, кто хочет иметь демократические порядки. Демократия «требует некоторого минимума культурности членов ячейки и организации в целом и наличия некоторого минимума активности работников, которых можно выбирать и ставить на посты. А если такого минимума активности не имеется в организации, если культурный уровень самой организации низок – как быть? Естественно, что здесь приходится отступать от демократии...». Однако сам Сталин отступает от демократии отнюдь не в силу только что обозначенных причин. Для Сталина демократия не связана с реализацией индивидом всей совокупности принадлежащих ему гражданских и политических, социально-экономических и культурных прав и свобод. Индивида, отдельную личность он всегда считал величиной малой и нестоящей; Сталин утверждал, что масса – краеугольный камень марксизма и освобождение массы есть ключевое условие освобождения личности; отсюда и лозунг марксизма: «Все для массы». Личное перед общественным – это почти ничего». «Социалистическая демократия» у Сталина выступает оборотной стороной диктатуры пролетариата, которая с «лицевой стороны» утверждается как разветвленная система разных организаций: государственных и негосударственных. Государственная организация – Советы сверху донизу, в центре и на местах. Негосударственные – профсоюзы, кооперация, союз комсомола, партия большевиков. В системе диктатуры пролетариата большевистская партия изначально (с момента Октябрьского переворота) присвоила себе заглавную роль. Она, по убеждению Ленина и Сталина, «авангард», «одухотворяющая», «руководящая» и «направляющая сила». Все остальные части этой системы суть послушные «привода, рычаги», беспрекословно выполняющие любые директивы партии. Большевистская партия мыслилась Сталиным в качестве своего рода могучего «ордена меченосцев», члены которого спаяны железной дисциплиной и подчиняются одной воле. Партия монолитна: в ней нет фракций, нет плюрализма мнений и дискуссий, нет реальных выборов и т.д. Она должна, по Сталину, напоминать более всего воинскую часть, бюрократическое учреждение, общину единоверцев. Сталин подкрепляет идею тотальной диктатуры большевистской партии над самим пролетариатом, над советским государством, над обществом, буквально над каждым гражданином. «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается» государственными организациями, общественными объединениями «без руководящих указаний партии. Русская политическая философия XX в. Христианская политика С.Н. Булгакова. Философско-политические идеи П.А. Флоренского. Политическая теория И.А. Ильина. Политическая философия евразийства (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий). Политические аспекты доктрины С.Л. Франка. Либеральная политическая философия Н.А Бердяева. С.Н.Булгаков – (1871 – 1944) «Что дает современному сознанию философия В.Соловьева». взаимоотношения церкви и гос-ва рассматривает совокупно с их взаимоотношениями с инд-ом и богом. Раньше отн-ия гос-ва и церкви сводились к разным формам «христ-го гос-ва». В наст время произошло разлучение церкви и гос-ва, к взаимной выгоде обоих, наступило отторжение церкви от гос-ва. Рассматривая историю православия, приходит к выводу, что связывать православие с раекционными стремлениями – противоречие., которое находит объяснение в истории но не в догматике хр-ва. Православие – его Соборный дух, называющийся демократизмом, не есть демократия. Люди по Б., равны м/у собой как нравственные личности. Человек для человека – абсолютная ценность. Идея равенства – включает идею свободы, как норму человеческих отношений. Понятие личности, свободы и равенства – сущность естественного права. Требованием свободы никак не отрицается зависимость личности. Идеал пол-ой свободы – не уничтожение гос-ва, а преобразование его в соответствии требованиям нравственного сознания. Отграничить точно где кончается общество и гос-во и где начинается область неприкосновенных прав личности невозможно. В истории эта граница постоянно передвигается. Н.А.Бердяев – (1874-1948) журнал «Путь».уч-ик русского религиозного возрождения. Идеалист. «Марксизм и религия» - марксизм – оч серьезное явление, цельное миросозерцание, дает смысл жизни, он есть и политика и мораль и наука, он есть – религия, идущая на смену хр-ву. Марксизм- вдохновляет силой и властью над миром со стороны пролетариата. Кошмар русского марксизма – не несет смерть человеческой свободе. Русская государственность была создана благодаря татарскому и немецкому Эл-ту. Коммунизм – отриц-е не только бога но и человека. В русской истории есть «пять разных Россий» - киевская, татарского периода, московская, петровская, советская. Возрастание гос-го могущества имело обратной стороной русскую вольницу уход из гос-ва (физ или дух). Рус ком-зм – извращение русской мессианской идеи. Революционность – радикальное уничтожение дурного прошлого, но нельзя уничтожить вечноценное в прошлом. Бердяев восприемник традиций соц-но-критической фил-ии. Все полит устройство этого мира – рассчитано на среднего, ординарного, массового чел-ка, в кот нет ничего творческого. Но есть и божественный луч во всяком освобождении. Всякое гос-во, рев-ция подпадает госп-ву князя мира сего. И.А.Ильин – (1883-1954) – либерально-консервативный. «Учение о правосознании» «О сопротивлении злу силою» «Пути духовного обновления». Гос-ая власть – волевая сила, а не физ-ая. Способ ее действия – генетический и духовный. Власть – есть сила воли. Властвование похоже на тонкий процесс общения более могущественной воли с более слабой волей. Этот процесс создает тяготение разрозненных воль к единой воле. Гос.власть должна применяться только на основе правового полномочия, д.б. единой в пределах каждого пол.союза., осущ-ся лучшими людьми, пол-е программы включают в себя тока меры преследующие общий интерес. Кажд индивид должен обладать чувством собственного достоинства – это подлинное проявление духовной жизни. Гражданин лишенный этого чувства – политически недееспособен; народ обречен на тяжкие исторические унижения. Опред роль в воспитании чувства собств достоинства играет ч/с – естественное право чел-ка. ч/с дает чувство уверенности, доверия к людям к вещам земле. Научает творчески любить труд. Правовое гос-во – основ-ся на признании человеческой личности. Тоталит режим – на террористическом внушении.(он ни правовой ни гос-ый режим). Идеальная форма для России – единовластие, монархия. Е.Н.Трубецкой – (1863-1920) – разработчик истории религиозной философии и проблем философии права. Право – внешняя свобода, ограниченная нормой. Всякое гос-во или власть обусловлены правом. Они не принимают в расчет те разновидности права, кот сущ-ют независимо от признания или не признания их тем или иным гос-ом. Теория права как части нравственности – смешение права как как оно есть в действительности с той нравственной целью, которую оно должно обеспечивать. А есть еще и правовые нормы, являющиеся абсолютно безнравственными - нормы крепостного права, устанавливающие пытки и др. С. Л. Франк (1877—1950) «Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд» Проблемы революции и солидарности (соборности). Франк, говоря о солидарности, использовал слово «соборность». У Франка соборность не рассматривается как тождественная религиозности, вере в Бога. Франк говорит о том, что в общении «чужое сознание», «другое я» есть для «меня» не просто «пассивный» объект, который я познаю и воспринимаю, но вместе с тем, и субъект, который воспринимает «меня». В ситуации общения другое сознание есть для меня то, что грамматически выражается как «Ты». И я не просто познаю «Ты», я воспринимаю чужое сознание, как воспринимающее меня. По мысли Франка, «Я» не существует иначе, как в отношении к «Ты». Одно противопоставлено другому, но, вместе с тем, одно без другого немыслимо. И это первичное единство «Я» и «Ты» представляет собой то, что грамматически выражается местоимением «Мы». «Мы» есть некая первичная категория личного человеческого, а потому и социального бытия. По Франку, эта изначальная общность и есть соборность. Такая соборность представляет собой внутреннюю, " глубинную" сторону общественной жизни в противовес внешнему, поверхностному ее слою – общественности. Согласно идее соборности Франка, в основе всякого, даже самого утилитарного, внешнего общения между людьми лежит первичное внутреннее единство людей, являющееся одновременно началом непосредственного доверия и уважения человека к человеку. Франк говорит о том, что настроение той эпохи можно определить как веру в революцию и низвержение существующего строя. Соответственно, все различие в доктринах партий заключалось в интенсивности ненависти к существующему строю и в степени революционного радикализма. Разделение на «правое» и «левое» не вызывало никаких сомнений. «Правое» включало в себя угнетение народа, реакцию, подавление свободы мысли и слова, произвол власти, человеконенавистничество, жесткость и формализм. «Левое» -- это освободительное движение, требование законности и уничтожения произвола, отмена цензуры и гонений на иноверцев, забота о нужде низших классов, человеколюбие. Был создан «кумир революции», имеющий невероятную власть над умами. Поклонение этому кумиру есть бессодержательная религиозность. П.А.Флоренский - «Предполагаемое государственное устройство в будущем».Является последователем кантианских идей. Государство есть целое, охватывающее своей организацией всю совокупность людей. П.А. Флоренский опирается на христианскую нравственность, подчеркивая важность личностного начала в государстве. Тождество «Я» самому себе есть условие, без которого человек как существо познающее теряет возможность связно мыслить, а как существо нравственное — быть ответственным за свои дела и поступки, быть вменяемой личностью. П.А. Флоренский признает важность того, что именно личность может нести ответственность за собственные дела и поступки. Православие – важнейший источник русской идеи, хотя благочестие зачастую сочеталось в России с безбожием. Православие наделяет человека свободой воли. Если человек захочет, то, уповая на Бога, он может виртуально сдвинуть гору. Важно не то, что это произойдет, а что человек убежден в этом. Источник права – божественная сила. Система государственного устройства, выдвигаемая Флоренским, открывает возможность наиболее полной самореализации личности. Новая государственная внутренняя политика направлена на то, чтобы помочь человеку найти сферу деятельности, где наиболее полно смогут раскрыться его способности. Возрожденческая модель мира нацеливает человека на участие в политике, понимая под этим выполнение гражданского долга. Государственная политика будущего государства обеспечивает не политическое равенство, а разделение сфер деятельности и специализацию. Иерархический строй, устраняя идею всеобщего равенства, дает возможность многообразного самовыявления в разных сферах — национальной, культурной, научной, хозяйственной. 25. Тенденции развития отечественной политической мысли во второй половине XX – начале XXI вв. Социально-политическая динамика и основные периоды в развитии отечественной политической мысли. Становление диссидентского движения и диссидентской политической мысли в СССР. Проблемы демократизации общественной жизни в работах А.И. Солженицына и А.Д. Сахарова. Современная социально-политические направления и школы (МГУ, СПбГУ, МГИМО(У) МИД и др). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы