Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава Северного общества Никита Михайлович Муравьев -три проекта Конституции



отмена крепостного права. Формой правления, наилучшей именно для России, Н. М. Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, которое создает необходимые гарантии для взаимоконтроля высших властей в государстве.

Монарх как глава исполнительной власти не может изменять и отменять законы, равно как и присваивать себе функции законодательной власти. Государственное устройство – федеративное: вся Россия разделена на области, называемые державами, и для каждой из них учреждается областное управление. Пестелевский проект, предполагавший введение Верховного правления с Диктатором во главе, Муравьев осуждал. Муравьев называл его «варварским и противным нравственности».

Политические воззрения П.Я. Чаадаева. 8штук " Философических писем" Главная причина отсталости и застойного существования России -отсутствие связи между этапами ее истории, а также в отсутствии прогрессивных социальных и культурных традиций. Из-за принятия христианство из Византии, вся история России шла не так, как история западных народов. Порицал крепостничество. Критиковал утопичность славянофильства.

При всех симпатиях к римско-католическому миру народов, в котором он находил гармоничное соединение

        религии с политикой, а также с наукой и духом общественных преобразований, он воздавал должное и плодам православия на Руси: здесь плоды составили не наука и благоустроенный быт, а «духовное и душевное устройство человека – бескорыстие сердца и скромность ума, терпение и надежда, совестливость и самоотречение.

Идеология официальной народности С.С. Уварова. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения Николая I граф С.С. Уваров. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Необходимо сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство как главная опора самодержавия.

Социально-политические идеи славянофилов и западников. Славянофилы: А.С.Хомяков «О старом и новом», «О сельской общине»; И.В. Киреевский «19ый век», «В ответ Хомякову»; К.С. Аксаков «О внутреннем состоянии России», «О русском воззрении»; Ю.Ф. Самарин «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе».

были противниками и критиками крепостного права.

По мнению И.В. Киреевского, Россия состоит из маленьких миров, т.е. общин, каждый человек принадлежит к этому миру. Развитие общества строится не на самовластии, не на законах, а на определенных обычаях, традициях. Это основное отличие России от Запада. Вывод: в истории России противоборствуют 2 начала: сохранение русского, национального; внедрение западного.

Что надо: отмена крепостного рабства и проведения нового разделения труда между государственной властью (самодержавием) и общественностью (народом). «Царю – сила власти, народу – сила мнения». Народ русский не желает править, он ищет свободы не политической, а нравственной, общественной.

Видными представителями западников из числа правоведов были К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин. Кавелин -основу и движущую силу исторического процесса образует борьба личности за свободу и «постепенное изменение» общественных форм – от родовых отношений к семейным, которые, в свою очередь, уступили высшей форме общественных отношений – государству.Наряду с общинным индивидуальное начало все-таки присутствовало и до Петра и привело к созданию у нас общественности и гражданственности, хотя и в неразвитой форме гражданской культуры

С более радикальных философско-исторических позиций критиковал славянофилов Тимофей Николаевич Грановский считал общей целью исторического развития нравственной и образованной личности, а также общества, соответствующего потребностям такой личности.

Очень осторожно западники касались проблем самодержавия, православия, народности. По их мнению, развитие государственного строя России рано или поздно само собой встанет на конституционный путь. Основной и первостепенной задачей западники считали крестьянскую реформу. Поэтому они опасались, что преждевременное создание в России представительных учреждений по западным образцам неизбежно усилит политическую роль дворянства, а потому замедлит отмену крепостного права.

Консервативный либерализм в пореформенной России: Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков. Крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй половины века был Борис Николаевич Чичерин пятитомник «История политических учений», «О народном представительстве» «Курс государственной науки»

Государство- союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага.

В центре концепции Чичерина – личность со своими правами и свободами. Гражданское общество как совокупность частных целей ни по объему, ни по содержанию не совпадает с государством. Государство управляет совокупными интересами народа, но вся область личной деятельности человека лежит вне государстваОсновными элементами государства, по Чичерину, являются: 1) власть, 2) закон, 3) свобода, 4) общая цель. Он писал, что идея государства и его цель – гармоническое сочетание всех общественных элементов и руководство общими интересами для достижения общего блага.

Высшей стадией развития идеи государства Чичерин считал конституционную монархию

Суть либерализма, представление о человеке как о существе свободном, которое в таком качестве вступает в общество. либерализм уличный: отсутствует терпимость, уважение к чужому мнению и к человеческой личности. Оппозиционный- нет требования позитивных действий, а присутствует только " наслаждение самим блеском оппозиционного положения. Охранительный-примирение начала свободы с началом власти и закона.

Михаил Никифорович Катков консерватор. «Песни русского народа"

народ в своем развитии также проходит три стадии:  

- семейные отношения

        - общественные отношения

- духовная деятельность есть высшая форма бытия народа

Провозгласив самодержавие делом рук народа, Катков создает панегирик русскому Консервативно-монархические воззрения русского публициста вбирают в себя теорию Филофея " Москва – третий Рим" и триаду С.С. Уварова следует вывод, что России необходимо дорожить неограниченным единодержавием своих царей как основной причиной достигнутого ей государственного величия и рассматривать самодержавие как залог своего будущего преуспевания. 

21. Радикальная политическая мысль в России во второй половине XIX - в начале XX вв. Политические воззрения революционных демократов (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). Революционное народничество: анархизм, бланкизм и лавризм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров). Политическая теория русского марксизма. Г.В. Плеханов.

Политические воззрения революционных демократов (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). Шестидесятые годы отмечены появлением новых моментов в идейном содержании общественных движений. Этот период изобилует радикальными программами и не менее радикальными общественными акциями. Историки (А. И. Володин и Б. М. Шахматов) называют его периодом образования революционного утопического социализма на российской почве, возникающего из соединения двух потоков – русского утопического («крестьянского») социализма и массового революционного движения в среде разночинной интеллигенции. А. И. Герцен Н. Г. Чернышевский - русского утопического социализма. признавали близость свою и уважение к позициям славянофилов. Герцен –с них начинается «перелом русской мысли». Их сближала с западниками любовь к свободе к русскому народу, русскому быту, к русскому складу». Чернышевский о славянофилах «Они принадлежат к числу образованнейших и благороднейших людей в русском обществе». Александру Ивановичу Герцену (1812–1870). воспринял сельскую общину как главный опорный элемент в здании будущего русского социализма. В них он усматривал зародыши и черты социалистического коллективизма. негативные стороны общинных порядков – поглощение личности миром (общиной. Выход в использовании западной науки, призванной оказать на крестьянский быт оплодотворяющее воздействие. Без этого аграрный коммунизм будет пребывать грубым и примитивным, наподобие уравнительного коммунизма.1 ноября 1861 г. Герцен выдвигает лозунг «В народ! », ставший на десятилетия призывом для патриотической молодежи к деятельному участию в освободительном движении.«Государство и личность, власть и свобода, коммунизм и эгоизм (в широком смысле слова) – вот геркулесовы столбы великой борьбы, великой революционной эпопеи. таких форм можно выделить только две – монархию и республику. При этом речь идет не о формах правления, а именно о формах организации общежития, в которых обеспечивается дело народа (республика), общее благо. подлинной республикой только социальную(не полит.). Монархия в отличие от республики требует священного и неприкосновенного авторитета, который несовместим со свободой людей и независимостью разума.

Николая Гавриловича Чернышевского (1828–1889), две его статьи – «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858) и «Экономическая деятельность и законодательство»(1859).В первой вывод- существование первобытной общины в условиях высокой ступени цивилизации не помеха для ее вхождения в эту цивилизацию, потому что в общинном владении присутствует «высшая форма отношений человека к земле». Более того, общинное «гораздо лучше частной собственности упрочивает национальное благосостояние». В ст. «Экон.» внутриобщинное регулирование самодостаточно, в нем гораздо больше разумности, нежели в правительственной регламентации с пом. закона, поскольку оно вырабатывалось поколениями на основе правового обычая или соглашения. обеспечении союза и братства между людьми. сообща пользоваться силами природы и средствами наук. переход земли в общинное пользование, а в промышленности – в переходе фабричных и заводских предприятий в общинное достояние компании всех работающих на этой фабрике или на этом заводе. ориентироваться на крестьянскую революцию. В отличие от Герцена Чернышевский – убежденный демократ.

Авторитет Чернышевского в освободительном движении начала 60-х гг. был очень высоким, и правительство установило за ним секретный надзор. В 1862 г. вслед за приостановлением журнала «Современник» Чернышевского заточают в одиночную камеру Петропавловской крепости. Здесь он пишет роман «Что делать? », который своим идейным содержанием оказал большое влияние на несколько поколений революционно настроенной молодежи, пытавшейся на практике воплотить принципы разумного человеческого общежития.

Революционное народничество: анархизм, бланкизм и лавризм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров). 70-х

Михаила Александровича Бакунина (1814–1876) идей коллективистского анархизма –движений ультрареволюционного социализма. Формирование политических взглядов русского революционера происходило в общественной атмосфере напряженных размышлений и исканий в период после неудачного восстания декабристов. Бакунинская политическая программа вырабатывалась в период начальных этапов организованного рабочего движения и работы Интернационала, первых опытов легальной деятельности рабочих партий. «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868), «Государственность и анархия» (1873). использование бунтовского и раскольничьего опыта русского крестьянства. Перечень несовершенств общинного быта- отсутствие права, принижение женщины, нет инициативы. негативистского восприятия любых форм государственной и политической власти и присущих им путей и средств социального регулирования.Все юридические законы, в отличие от законов природы и заурядного правила общежития, являются деспотическими.

        Политическое законодательство враждебно свободе. опирался на авторитет и традиции естественно-правовых идей. контроль над государственной властью. Завоевание свободы связывал с классовой борьбой. Совершить социальную революцию – значит разрушить все учреждения неравенства и насилия, и в первую очередь государство. с помощью народной силы, путем возбуждения революционных страстей.

Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921) – последний из анархизма–стремился соединить учение анархии с результатами современной ему науки о природе и обществе и в особенности социально-философским учением о взаимной помощи в животном мире и в человеческих сообществах. Историческое развитие государства он связывал с возникновением поземельной собственности и стремлением сохранить ее в руках одного класса, который вследствие этого стал бы господствующим. «Государство, в совокупности, есть общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты. Таково было происхождение государства, таково его существо еще в наше время.Анархическая критика государственной организации властвования была направлена против государства как формы приобщения к власти определенных социальных групп, как сверхбюрократизированного центра, как формы «присвоения многих отправлений общественной жизни в руках немногих».

Взаимодействие государства и партии учении Петра Никитича Ткачева. русское государство не воплощает в себе интересов какого-либо сословия. Оно давит все общественные классы, и все они одинаково ненавидят его.Главным фактором грядущей революции -организованные действия сознательного меньшинства, «людей, умственно и нравственно развитых» и объединенных строгой дисциплиной в централизованную партию. Через заговор партия должна захватить власть в обществе. Эта операция осуществляется на двух уровнях: захват власти наверху плюс народный бунт внизу. В отличие от Бакунина, Ткачев предполагал на второй день после революции не отменять государство, а превратить его в государство революционной диктатуры.

Программа революционных преобразований: опираясь на Народную думу, революционная власть осуществляет ряд преобразований, превращая сельскую общину в общину-коммуну и обобществляя орудия производства. Устраняется торговое посредничество, мешающее непосредственному распределению и обмену продуктов. Уничтожается семейное, физическое, умственное и нравственное неравенство. Путем развития самоуправления ослабляется центральная власть. Комплекс предполагаемых радикальных преобразований: антигосударственные, антицентралистские и демократические.

Революционное народничество предполагало путем политического переворота затормозить процесс обуржуазивания России (цель, к которой стремились иным путем консерваторы типа К. Леонтьева).

Петр Лаврович Лавров (1823–1900), руководитель журнала «Вперед», задачей социалистов в России считал сближение с народом для «подготовления переворота, долженствующего осуществить лучшее будущее». О моменте готовности народа к перевороту должно «указать само течение исторических событий». работа «Государственный элемент в будущем обществе» (1875–1876 гг.). интересуют различия между государством и обществом, а также вопросы относительно того, «насколько государственный элемент может существовать с развитием рабочего социализма в его окончательной цели и в подготовлении этой цели; Современное государство один из самых сильных и опасных врагов делу социализма. захватить его, как есть, в свои руки и воспользоваться его наличными средствами для своих целей, в том числе и для подавления «врагов пролетариата». Интернационал и в своих программных целях, и в практической деятельности выглядит чем-то вроде государства. рабочий социализм должен разрушить современное государство и создать нечто другое.

Лаврова можно считать также автором одной из ранних версий антиутопии XX в., которая была написана в форме диалога о будущем государстве и описывает модель «государства знающего», где всепроникающий контроль государственной власти обеспечивается всезнающей полицией, использующей новейшие изобретения науки и техники. Народовольцы считали себя социалистами и указывали в программных документах, что только на социалистическом начале человечество может воплотить в своей жизни свободу, равенство, братство, обеспечить общее материальное благосостояние и полное всестороннее развитие личности, а стало быть, и прогресс

Политическая теория русского марксизма. Г.В. Плеханов. (1856 -1918) - из среды мелкопоместного дворянства. " Социализм и политическая борьба, " О материалистическом понимании истории". обосновании политического и социального идеала революционной борьбы с абсолютизмом, для целей сознательной политической борьбы с правительством. нет сомнений в тесной связи борьбы рабочего класса с общими задачами социализма. Основой его мировоззрения был марксизм, путеводитель истинного понимания хода исторического развития и нравственное оправдание необходимости  вершить судьбы общественного прогресса. " не осуждать, а выяснять и обобщать те насущные потребности русской жизни. материалистическое понимание истории, т.е. принцип материализма в объяснении действий как отдельной личности, так и больших социальных групп. утверждении единства интересов пролетариата и целей общественного прогресса. Ядро его социологической концепции составляют: во-первых, классовая модель общества, в которой выделены экономический базис) и основанная на нем классовая структура российского общества; во-вторых, нацеленность на радикальное изменение социального порядка и на исключительно революционный способ смены общественного строя: в-третьих, подчиненный социальной среде статус личности и зависимость личности от производительных сил и социальных институтов. Географ. Фактор- Воздействуя на природу вне его, человек изменяет свою собственную природу. единства природы, общества и человека. Идея самобытного развития России всецело отвергается Плехановым.

Цель социальной революции состоит прежде всего в устранении тормозящих развитие производительных сил общества имущественных отношениях. Сама логика вещей выдвинет рабочих на путь политической борьбы и захвата политической власти

 

Реформаторство, либерализм и консерватизм в отечественных политических доктринах второй половины XIX - начала XX вв. Политико-культурологический идеал Н.Я. Данилевского. Политологический эстетизм К.Н. Леонтьева. Консервативная программа К.П. Победоносцева. Религиозный монархизм Л.А. Тихомирова. Либеральная теория политики и государства М.М. Ковалевского. Политический консерватизм В.С. Соловьева.

Николая Яковлевича Данилевского (1822 – 1885) отражены в работе «Россия и Европа», в которой он изложил теорию культурно-исторических типов. Согласно этой теории, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, сущее-ют только различные культурно-исторические типы цивилизаций.Всего Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, романо-германский или европейский. Главное внимание Д уделял германо-романскому и славянскому типам, считая славянский тип более перспективным и прогнозируя, что в будущем возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место германо-романского типа, который переживает упадок. На смену Европе, по прогнозам Д, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов(славянофильство) и высоким религиозным потенциалом. Конституция и парламент, с точки зрения Д-го, возможны в России «только как мистификации, как комедия».

После смерти Д-го м-у К.Н. Леонтьева. (консерватор) Предохранить культуру от полного распада может только сильное и деспотическое гос-во, защищающее иерархичность и многоцветие культуры.У другого представителя консервативной полити традиции II. Данилевского Леонтьев заимствует представление о культуре как об органическом (растущем и умирающем) единстве. Эстетизм концепции Л-ва делает его мировоззрение вненравственным, поднимает его над этическими принципами, ставит искомый идеал по ту сторону добра и зла. По Л-ву, личная полит свобода большинства — расшатьвание основ. Поэтому все ориентации Запада на демократию — утопия.

К.П. Победоносцева. (консерватор)В отличие от славянофилов П был сторонником петровских преобразований, петровской государ-ти и поддерживал идею Сената как главного контрольного органа при верховной власти В целях сохранения и упрочения монархического принципа в России П-ев предлагал свой план реорганизации системы органов управления. Им предполагалось превратить Совет министров в орган, в котором соединялась бы законод и исполнит власть. Комитет министров будет ведать текущей административной работой, а гос-ый совет упраздняется. Сенату отводилась роль одновременно судебной и административной инстанции.Идеи, положенные в основу этого проекта, базировались, в свою очередь, на предложении о единстве верховной власти и отрицании принципа разделения властей, на утверждении порядка, когда монарх (верховная власть) возглавляет систему управления.Падение монархии обусловлено разложением религиозной сущности власти. Когда носитель власти выходит из подчинения божественным заповедям, когда бледнеет сознание долга и достоинства, тогда власть впадает

Л. Тихомирова ( консерватор) с полным основанием можно отнести к идеологам неоконсервативного течения в русской отечественной мысли. В сложном переплетении различных гос-ых форм Т-ов просматривает три основных: аристократич, демократи и монарх. Демократ система всегда была чревата опасностью - «безграничного господства партий». Наиболее приемлемой формой власти на высшем уровне может быть только монархия,.Утрата православного идеала и разрушение социальной иерархия влекут за собой появление нового социального лидера в хаотически смешавшемся обществе. Им становится интеллигенция, бессознательно сочетающая в себе нигилизм с тоталитаристскими наклонностямиПротивостоять разлагающему европеизированию можно было, лишь опираясь на православие. Т-ов не разделяет монархию и православие. По своей природе русские люди могут быть только монархистами либо анархистами: демократические формы западного образа никогда не были близки национальному сознанию

Максим Максимович Ковалевский (1851—1916): " Общинное землевладение, причины, ход и следствие его разложения" (1879 г.), " Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории и права" (1880 г.)Каждая со группа, по К-му, есть прежде всего, " замиренная среда", в которой вместо борьбы водворяется " солидарность, или сознание общности интересов и взаимной зависимости друг от друга". Факт солидарности, ее требования признаются обществом и становятся соц-ми нормами. Право, по К-му, – это " нормы, ставящие себе целью поддержание и раз-ие солидарности", " приводимые в жизнь организованной силой общества – гос-ом", обладающие принудительной силой. К-ий был сторонником глубоких реформ, ведущих к утверждению " всесословного" (т.е. гражданского) общества. Он писал, что революция как средство социального изменения вызывается ошибками правительства, которое не удовлетворяют справедливые, естественные для своего времени требования народа. Кроме того, революция всегда предполагает насилие, а значит, нарушение " замиренной среды" в обществе. К-ий не одобрял самодержавие, но был сторонником сохранения монархии в России. Он считал возможным эволюционное развитие самодержавия в " демократическую монархию", основанную на конституции и представительном правлении.

Владимир Сергеевич Соловьев консерв (1853— 1900) " Кризис западной философии (против позитивистов)" (1874 г.), " Критика отвлеченных начал" (1880 г.), Учение о праве С-ва основывается на изучении и сопоставлении им природы права и морали. Согласно его взглядам нравственное требование по своему содержанию неограниченно и всегда стремится к построению идеала. Право, наоборот, носит условный характер и предполагает ограничение – в юридической области важны поступок и его результат. Нравственный закон, предписывая должное поведение, обращен только к внутренней стороне воли индивида, а юридический закон рассматривает внешнее проявление воли – имущество, действие, результат действия и т.д.С-ев выступал против принципа разделения властей как " системы сдержек и противовесов". Он утверждал, что разобщенность и противоборство властей мешают осуществлению единой цели – " правомерному служению общему благу

23. Политическая идеология большевизма. Х арактерные черты отечественной политической мысли в XX в. Политическое учение В.И. Ленина (Ульянова). Политическая философия Л.Д. Троцкого. Политические воззрения Н.И. Бухарина. Политические идеи И.В. Сталина.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь