Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальная структура и роли в экономике капитализма (Т. Веблен, В. Зомбарт, Й. Шумпетер)
Известный американский экономист Торстейн Веблен {1857—1929) в своей книге «Теория праздного класса» (1899) обратился к исследованию социальных институтов, имеющих наибольшее влияние на экономическую жизнь общества. Его основной интерес связан с социальными институтами праздного класса, с причинами их возникновения и с той ролью, которую играет праздный класс в совремнной экономике. Это было одно из первых исследований таких социологических категорий, как институт в экономической теории. Оно знаменовало движение экономики и экономистов навстречу социологии.' Первый вопрос, на который отвечает Веблен, связан с причинами появления праздного класса. Этот класс возникает в эпоху варварства, когда часть представителей примитивного племени освобождается от производительного труда за счет избытка производимого продукта. Так, наряду с трудовым миролюбивым образом жизни образуется хищнический уклад жизни, основанный на.воздействии человека на активную силу. Война, охота становятся главными примерами такой деятельности; здесь необходимы сила, ловкость, хитрость, обман, необремененность сомнением, решительность, сознание борьбы. Сначала эти характеристики закрепляются в разделении подов— мужчина заранее в рамках общественного мнения ориентирован на подвиг, доблестную деятельность, силу, соперничество. Но вскоре и мужское население разделяется на тех, у кого преобладают хищнические инстинкты, и тех, у кого большая склонность к трудовому образу жизни. Сам труд, упорный и кропотливый, считается недостойным, пренебрежительным, а война и охота получают почет и общественное признание. Есть и другие причины появления праздного класса, обусловленные развитием технологии — оружие превращает чело- 1 Институциональное направление в экономической теории было продолжено такими экономистами, как Дж. Коммонс, А. Берли, Д. Белл, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт. 95 Л века в сильное и грозное животное. Но так или иначе в результате этих перемен возникает особый социальный слой — праздный класс, характеризующийся специфическим образом мышления, поведения, духовной культурой. Институт праздного класса — это привычка судить обо всем с точки зрения схватки, агрессии, силы.2 С данного момента борьба становится главным признаком общественной жизни. Для выделения праздного класса недостаточно только лишь пренебрежения трудом — необходима некая особая черта, постоянно указывающая на принадлежность к этому классу. Такой чертой становится собственность, она возникает в результате соперничества — постоянного сопоставления чужой и своей деятельности и ее результатов. Инстинкт соперничества является наиболее сильным, за исключением инстинкта самосохранения. 3 И собственность в виде какого-либо богатства как нельзя лучше подчеркивает силу, удачу, престиж, принадлежность" к высшему классу, она вызывает зависть, придает уважение ее обладателю, что так необходимо для демонстративного соперничества. Собственность освящается правом, т. е. является справедливым притязанием и охраняется либо традицией, либо законом. Собственность не выполняет никаких экономических функций. Обычно считают, что она необходима для поддержания средств к жизни, но ее цель — лишь сопоставление владельца с другими людьми и подчеркивание его превосходства. Вскоре собственность в виде богатства, а не доблестная деятельность человека, уже сама приносит почет и уважение, собственность как бы заменяет личность. Если в примитивных обществах собственность была связана с присвоением пленных, рабов, то затем основой собственности стала земля, а в современных обществах наибольшую роль играет денежный уровень богатства. Соперничество постоянно заставляет поднимать количественный уровень состоятельности — как только уровень богатства, прежде бывший достаточным для состоятельных людей, становится общепринятым в обществе, так начинается новый виток накопления богатства. Какие характеристики праздного класса наиболее распространены? Во-первых, по Веблену, это демонстративная праздность. Если для трудящихся классов труд является неизбеж- 2 Институт, с точки зрения Веблена, — это сформировавшийся образ 3 Веблен считал, что человеку также присущ «инстинкт мастерства» — 96 ностью, он — образ их жизни, предмет гордости, то для высших классов принадлежность к труду — унижение, свидетельство подчинения, слабости, соответствия низшему сословию. Не-труд становится высшей моральной ценностью, показателем благо-родности и высших стремлений — даже обедневшие представители высших классов считают необходимым вести скромный, но нетрудовой образ жизни. Если в эпоху хищнической стадии праздный класс содействует благосостоянию общества — охота способствует пропитанию, например, то на современной стадии праздный класс становится таковым по существу. Если раньше свидетельством принадлежности к праздному классу были ранги, знаки, трофеи, то теперь это обычно квазинаучная образованность, воспитанность, обладание прислугой. Во всем этом есть признак непроизводительного использования времени — на образование, воспитание приличий обычно тратится его достаточно. Прислуга является подставным праздным классом — это как бы владение людьми и демонстрация их отвлечения на непроизводительные нужды. Во-вторых, праздный класс характеризует демонстративное потребление, считал Веблен. Это потребление не служит мотиву удовлетворения потребностей, оно направлено на доказательство принадлежности к высшим классам. В современном обществе, с присущей ему динамичностью, излишнее потребление преобладает над праздностью, ведь надо «на бегу» подчеркнуть свою праздность. Демонстративное потребление сначала было потреблением редких продуктов питания или их излишним потреблением. В современных условиях потребление напоказ ярче всего представлено через предметы роскоши, которые характеризуются затратой избыточного рабочего времени на единицу полезности. Особо ценится ручная работа, индивидуальное исполнение предмета в век массового машинного производства. Демонстративное потребление может существовать и через «подставных» лиц — если муж работает, то жена за него представляет праздность и избыточное потребление.
В-третьих, праздный класс тесно связан с денежной культурой, и Веблен иногда называл его «денежным» классом. Прежде всего для этого класса существует некий общий стандарт потребления в виде определенного уровня денежных расходов, принятого в обществе. Этот денежный уровень выше необходимых средств существования, он определяется мотивом денежного соперничества, а также желанием следовать традиции, жить, как все. Возникают денежные каноны вкуса — предмет получает эстетическую ценность не по своим качествам, а по своей стоимости. Например, ложка ручной работы из благородного металла считается красивее такой же ложки машинного изготовления; или другой пример — люди начинают более любить дорогие цветы, специально выращиваемые на продажу, чем •полевые. В природе люди начинают ценить не естественное, 7 Заказ 152 а искусственное — парки с фигурной стрижкой деревьев и газонов; животные ценятся не полезные, а бесполезные — собаки, кошки, и чем реже порода, тем дороже они стоят. Представления о красоте человека также в современном обществе формируются по принципам денежных канонов вкуса — для внешности женщины характерна подставная праздность (тонкие черты, хрупкость, почти болезненность, длинные волосы и прическа — все это должно подчеркивать неспособность к труду). Еще больше излишнюю ценность и праздность акцентирует одежда — она воспринимается не просто как защита от холода, не по ее потребительным качествам — удобству, а по своей цене, соответствию моде (т. е. одежда должна периодически меняться, еще не отслужив свой срок). Одежда должна быть эмблемой праздности: лакированная обувь, высокий каблук, цилиндр, длинные платья — все это свидетельствует о неприспособленности к работе. В-четвертых, праздный класс в целом склонен к консерватизму. Логика Веблена в объяснении этой характеристики такова: каждая социальная общность складывается из институтов (единства взглядов, привычек, образа жизни), всякий человек испытывает, с одной стороны, силу давления привычки, а с другой — внешних обстоятельств (например, денежных затруднений). Но праздный класс менее всего испытывает силу экономических затруднений, поэтому он менее всего склонен менять социальные институты, ему свойственно отвращение к переменам. Консерватизм сам становится традицией праздного класса, хотя в нем есть и положительные моменты — этот класс препятствует безрассудным нововведениям. В целом праздный класс в современном обществе наследует архаические черты праздного класса хищнической стадии — это агрессия, обман, необремененность сомнением и сочувствием, обладание собственностью, хотя они и преобразуются в более мягкие черты — упорство, целеустремленность, ловкость. Доступ в праздный класс имеют те, кто обладает неординарными хищническими наклонностями. Это и есть тот тип «экономического человека», считал Веблен, который признает только свой собственный интерес, расчетливость и рационализм. Данный тип человека приобретает свойство «нормального» типа. Архаические черты раннего варварства, такие как сила и обман, проявляются в приверженности высших классов к спорту, охоте. Также праздным классом наследуется склонность к азарту и риску, и проистекает она из веры первобытного охотника в мифический характер вещей. Праздному классу почти всегда свойственны религиозность и соблюдение обрядов благочестия — вера в высшую силу и авторитет воспитывает чувство статуса, преданности, личное подчинение. Кроме соблюдения обрядов благочестия, воспитанию и воспроизводству представителей праздного класса содействует си- 98 етема высшего образования. Классическое образование направлено на воспитание архаических черт, развивает консерватизм, способствует обучению управлению (интерес праздного класса связан главным образом с политическими и юридическими науками), дает бесполезные знания, подчеркивая непрактичный и расточительный характер образования. Но представители праздного класса наследуют некоторые черты, сформированные в древности на миролюбивой стадии развития, — это благотворительность, сочувствие, товарищеское общение, солидарность. Это объясняется частично тем, что экономическая нужда не заставляет всех соответствовать хищническому складу характера. Поэтому часть представителей праздного класса занята в производстве вне зависимости от дохода, другая — в науке, искусстве без преобладания завистнического интереса. Но в целом, заключал Веблен, праздный класс бесполезен и вреден для общества. Соперничество и вражда мало способствуют консолидации общества, праздность и демонстративное потребление противоречат прогрессу общества — любое повышение эффективности производства всегда поглощается демонстративным расточительством, поэтому не ослабевают напряженность труда и нищета трудящихся классов. Негативную роль играет праздный класс и по отношению к экономике: его интерес— не прогресс, а прибыль и эксплуатация; это — паразитическая функция, поэтому Веблен настаивал на отделении бизнеса от производства. Склонность праздного класса к вере в мифические силы и связанные с этим азарт и риск только вредят производству, нарушая понимание реальных причинно-следственных связей, так необходимое для реалистичного управления экономикой. Таким образом, Веблен подчеркивал, что праздный класс был сформирован на более ранних стадиях развития, им он и соответствует, но не подходит для современности. Такова характеристика и роль праздного класса с позиции Веблена. Но каково положение противоположного социального класса? Если Веблен касался характеристик рабочего класса лишь для сравнения с праздным, то немецкий экономист и социолог Вернер Зомбарт (1863—1941) специально обратился к данному вопросу в отдельной работе, названной «Пролетариат».4 Задача этой книги, как характеризовал ее сам Зомбарт, * Зомбарт больше известен как представитель новой исторической школы немецкой политэкономии, хотя своеобразие его концепции-в соеди-SL исторического и теоретического подходов. Заслуживает внимания его -фундаментальная работа «Современный капитализм», изданная в 1901— 1902 гг Менее известны его социологические работы, посвященные анализу социальной структуры капитализма - «Буржуа», «Пролетариат* (подробнее об этом см- Шпаков а Р. П. Макс Вебер и Вернер Зомбарт о западноевропейском капитализме//Социологические исследования. 1992. № 12. С. 128— 131).
99 L состоит в том, чтобы дать социологический портрет пролетариата, изучив «склад пролетарской психики».s Зомбарт определил пролетариат как социальный класс неимущих, наемных рабочих, вынужденных продавать свою рабочую силу. К концу XIX в. этот класс составлял до 70, % населения Германии и становился самым многочисленным классом. Какие же характеристики отличают рабочий класс от ремесленных классов и крестьянства? Во-первых, пролетариат является типичным представителем городского населения — ритм его жизни задан производством, у него нет чувства природы, красоты. Поэтому, в отличие от крестьянина, у него нет ничего инстинктивно верного, его жизнь искусственна. У пролетария нет чувства своей родины, где он мог бы иметь корни, у него нет дома — он переезжает с места на место в зависимости от спроса на рабочую силу, снимая комнату или маленькую квартиру. Раз у него нет своего места, дома, родины, куда бы возвращались его мысли и воспоминания, то у него нет нежных, сентиментальных чувств, его окружение случайно и безразлично. Так пролетарий теряет свойственную человеку естественность, связь с окружающим его миром природы. Во-вторых, пролетариат не имеет своих социальных корней. Для пролетариата нет национальностей, представители разных народностей входят в него одинаковой массой. В отличие от крестьянина, у него нет родины и в социальном смысле — если в деревне все жители связаны общественным мнением, обычаями, традициями, праздниками, религией, то у пролетария нет общества соседей, нет общих традиций, у него нет даже родни, поскольку семья становится малочисленной. Все это отнимает чувство безопасности и включенности в социальное окружение. Если раньше семья была основой общности, то у пролетария нет и семьи в настоящем смысле —рабочий образ жизни разрушает семью, так как продолжительный труд отнимает возможность проводить время в семье, воспитывать детей. Профессионализация женского труда лишает возможности женщину выполнять роль домохозяйки, значит, нет и совместного хо- 5Зомбарт В. Пролетариат. М., 1906. С. 10. — Сам Зомбарт считал свою работу первой попыткой дать социологическую характеристику пролетариата. В известном смысле его работа продолжает полемику 40-х годов ■ XIX в. по поводу социального положения пролетариата, начатую Ф. Энгель- I сом в работе «Положение рабочего класса в Англии» и Б. Гильдебрандом ' в работе «Политическая экономия настоящего и будущего». Если Энгельс выдвигал тезис об ухудшении социального благосостояния и моральной деградации рабочих классов при капитализме, * то Гильдебранд доказывал с помощью исторического материала обратное, показывая, что капитализм поднимает основные классы из «лени и невежества». Работа Зомбарта в большей степени направлена на то, чтобы показать внутренние социопсихологические черты характера пролетария, природу его связей с обществом, социальными группами, семьей, товарищами по классу. В этом смысле его работа, без сомнения, обладает оригинальностью и новизной. 100 зяйства, и уже вырастают «дети улицы», отмечал Зомбарт. Детский труд также исключает подрастающее поколение из семьи, в ней уже нет никакого авторитета, есть лишь чувство слабой экономической зависимости, которое исчезает в 16— 17 лет. Вследствие жилищной нужды рабочий не видит возможности отдохнуть в семье, поэтому он бежит в кабак. Так нарушаются и нравственность, и нормальные семейные отношения. В-третьих, для пролетариата изменяется, в отличие от традиционных классов, характер труда и трудовых общностей. Постоянная перемена места работы и технические усовершенствования в условиях разделения труда не дают рабочему чувства профессии и профессиональной общности (если, например, работник изготавливает лишь шляпки для гвоздей). Машинное производство делает труд простым, безличным и безразличным, рабочий не заинтересован в результате труда, поэтому это не его профессия, а профессия его хозяина. Если раньше экономические общности имели определенные этические отношения— цеховая организация связывала в единый союз и мастеров, и подмастерьев, их жизнь имела строго определенные нравственные правила в отношении друг друга, то пролетарские условия не знают никакой этики, единственная связь — это договор по поводу вознаграждения; капиталист имеет право выбросить рабочего на улицу в любой момент. Наконец, у пролетария нет никакой собственности, а это означает, что нет ничего, чем бы он дорожил и за что бы держался. В результате все это ведет к тому, что жизнь пролетария становится убогой, серой, монотонной, в ней нет никакой связи с природой, собственностью, социальными и профессиональными союзами. Какова же психика пролетария? Это — духовное и нравственное банкротство, гибель и запущенность духовной жизни, никакие этические нормы не сдерживают отношение человека к человеку. Это цинизм, нахальство, грубость, отсутствие веры в высшие ценности, подчеркивал Зомбарт.6 Но пролетариат приобретает некоторые новые черты. Поскольку он свободен от традиций и обычаев, постольку ему легко воспринимать все новое, он свободен от предрассудков и предубеждений. В отличие от крестьянина, жизнь которого имеет в основе инстинкт, жизнь пролетария более рациональна, кроме того, работа с техникой требует большего напряжения мыслительной деятельности.7 Отсюда возникает тяга рабочего к образованию, хотя и догматическому, поскольку у него нет творческого воображения. Рационализм связан с ростом индивидуализма — рабочий более ответствен за свою судьбу, он не чувствует заботы общины о себе, он одинок. Вместе с тем ка- 6 Зомбарт В. Пролетариат. С. 91—93. 7 Зомбарт большое внимание уделял фактору повышения рациональности 101 питализм использует массовый труд, пролетарий сливается с об ражению Зомбарта.8 Эта общность основана лишь на «общем убожестве», где нет действительно ничего реально общего. Но это чувство толпы ведет к тому, что толпа становится «новым богом» пролетария; отсюда возникают классовое самосознание, солидарность, подчиненность вождям. Сам по себе пролетарий никто: ни земляк, ни семьянин, ни работник по профессии, ни сам по себе — он лишь представитель общей массы пролетариата. Изнуряющий труд, развитие рационального восприятия мира— все это создает почву для недовольства, рабочий начинает искать причину своего положения во внешнем социальном порядке, считал Зомбарт. Кроме того, отсутствие личной жизни, удовлетворения в труде толкает его еще больше в политику. Соединяясь с другими представителями массы, он рассчитывает на введение нового социального строя и на насаждение диктатуры масс. Полуобразованность пролетариата и его радикальность, отсутствие почтения к чему-либо традиционному, расширяют почву догматизма. Именно здесь арена для спасителей, демагогов, фантазеров, оказывающих влияние на массы. Так возникает социализм, заключал Зомбарт. Итак, мы разобрали основные черты социальных классов общественной структуры капитализма, представленные в работах Веблена и Зомбарта. Конечно, эти исследования соответствовали своему времени и вряд ли адекватно отражают современную действительность, хотя многие из указанных характеристик подходят и для сегодняшнего дня, но главное значение этих работ в методологическом плане — они интересны как подходы к социологическому анализу классов, разрабатываемые в экономической теории. Следующая проблема касается экономических ролей классов в социальной структуре капитализма. Если в роли пролетариата как производителя материального богатства общества практически никто не сомневается, то что касается роли предпринимательства, то здесь мнения расходятся. Одним из самых известных исследователей предпринимательства в экономической жизни был австрийский экономист Иозеф Шумпетер (1883—1950).9 Несмотря на то, что главные работы Шумпете-ра посвящены экономической теории, он неоднократно обращался к социологической проблематике и теории социальной экономики, а также вместе с Вебером и Зомбартом участвовал 8 Зомбарт В. Пролетариат. С. 103. 9 Шумпетера иногда причисляют к американским экономистам, он окон 102 в издании журнала «Архив социальных наук и социальной политики». Многие социологические работы Шумпетера были именно там опубликованы. Например, в статье 1927 г. «Социальные классы в этнически однородной среде» он обращался к теории классов, разбирая понятие класса и классового сознания, выделяя единицей класса семью, а не отдельного человека, и исследуя проблему социальных перемещений.10 В работе «Кризис налогового государства» (1918), первоначально представлявшей лекцию в Венском социологическом обществе, Шумпетер разбирал то, каким образом налоговая политика государства создает особую социальную организацию, где центром становятся личность и индивидуальное хозяйство. В статье «Социология империализма» (1918—1919) Шумпетер исследовал причины возникновения империализма и его связь с капитализмом, в отличие от теории Ленина и Бухарина, с работами которых он был знаком, Шумпетер считал, что капитализм в чистом виде не ведет к имперской политике и войне; лишь монополии, вырастающие благодаря политике государства, способствуют империализму, который сам по себе есть наследство автократического государства докапиталистической эпохи. Главная заслуга Шумпетера в развитии теории экономической социологии — это разработка теоретических основ роли предпринимательства, представленная в работах «Теория экономического развития» (1911), «Может ли капитализм выжить? » (1936), «Капитализм, социализм и демократия» (1942), «Будущее частного предприятия перед лицом современных социалистических тенденций» (1945), «Замечания к плану исследования предпринимательства» (1947). Свое исследование Шумпетер начал с нового подхода к определению производства. Он пытался ответить на следующие вопросы: что такое производство? где в нем активная сила? как осуществляется развитие производства? Производство для Шумпетера является комбинацией производительных сил, в результате которой появляется продукт. Обычно, начиная с классической школы, активную роль в процессе проиводства приписывают труду, а средства и предметы труда объявляются пассивными. Но активность труда здесь понимается с технической точки зрения, и с этой позиции некоторые силы природы также выполняют активную функцию. С экономической точки зрения труд так же пассивен, как и средства труда, ведь обычно в современной экономике он выполняет поставленную ему извне 10 См- Schumpeter J. The Economics and Sociology of Capitalism. New Jersey 1991 P 234—256. — Этот сборник подготовлен известным исследователем истории экономической социологии Р. Сведбергом, в него включены некоторые не опубликованные ранее работы Шумпетера, хранившиеся в архиве Гарвардского университета. Сборник открывается интересным описанием жизни и деятельности Шумпетера. 103 цель, он привязан к технологическому процессу изготовления продукта, он не связан с обеспечением и обслуживанием средств труда. Труд, как и земля и как средства труда, является инструментом реализации какой-либо внешней задачи. Кто же определяет эту цель и соединяет факторы производства? Эту функцию выполняет предприниматель, но после соединения в определенную новую комбинацию производительных сил его функция заканчивается: тогда, когда экономический процесс уже осуществляется, он не требует в этом статическом кругообороте новых идей и их воплощения, здесь уже необходим не предприниматель, а простой хозяин, считал Шумпетер. Итак, функция предпринимателя в экономике связана с созданием и воплощением новых комбинаций, именно она обеспечивает развитие производства в отличие от его статического функционирования. Под «новой комбинацией» подразумевается производство нового, еще не известного потребительского товара, внедрение нового метода производства, освоение новых рынков сбыта, получение нового источника сырья, проведение реорганизации предприятия (например, создание для него монопольного положения) и т. д. " Предпринимательская деятельность обеспечивает возможность получения прибыли, которая в условиях статического хозяйства и эквивалентности стоимостных отношений не может вообще иметь места. Предпринимательская деятельность связана с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых. Возможности нового применения средств в избытке находятся сами по себе, они могут быть известны и даже пропагандироваться. Но, как полагал Шумпетер, все это «мертвые возможности», предприниматель же осуществляет их на деле. Поэтому предприниматель — не изобретатель. Первый отличается от второго по функциям: если первый использует новое решение, то второй создает это новое решение; их поведение и типы совершенно различны. Предприниматель не обязательно является самостоятельным владельцем предприятия. И если раньше это было типичным, то теперь все чаще предприниматель — либо служащий акционерной компании, либо временно участвует в организации нового дела, поэтому не всегда предприниматель выступает капиталистом. Кроме того, предпринимательство не связано только с капиталистической общественной формацией: и помещик, и вождь первобытного племени, и руководитель социалистического предприятия могут быть, по словам Шумпетера, предпринимателями. Какие качества присущи предпринимателю? Это — инициатива, авторитет, дар предвидения, умение действовать решительно, брать на себя ответственность, идти в одиночку, добивать- 11 Шумпетер И. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М, 1982. С. 159. 104 ся поставленных целей. Эти качества необходимы, по Шумпе-теру, для того, чтобы нарушить привычный ход экономического процесса, пренебрегая традицией и общественным мнением, сломать привычный и наиболее легкий способ экономического мышления, противостоять, наконец, тому противодействию, которое социальная среда оказывает попыткам любого человека, стремящегося внести в нее нечто новое. Не каждый хозяйственный субъект обладает подобными качествами, поэтому предпринимательство— особый тип поведения, предполагающий, что предприниматель делает не то, что другие, и не так, как другие. Предпринимательство не является профессией и в подобном состоянии человек не находится длительное время, поэтому нельзя относить предпринимателей в особый социальный класс, хотя многие из них имеют особые стиль жизни, систему моральных и эстетических ценностей. Что же. движет предпринимателем? Каковы внутренние мотивы его деятельности? В обычной экономической деятельности, полагал Шумпетер, внутренние мотивы субъекта связаны с удовлетворением потребностей и достижением материального благосостояния, но в условиях строго определенной социальной организации эти мотивы в большей степени выступают в виде обязанностей (долг перед семьей, фирмой, самим собой и т. д.). Ничего подобного сказать о предпринимателе нельзя — у него нет стремления к приобретению благ или просто к прибыли как средству удовлетворения потребностей. Наоборот, достигнув определенного уровня, материальные блага перестают быть для него важными, становятся побочным условием. Еще более это относится к праздности — у предпринимателя, по Шумпетеру, в еще большей степени развита неприязнь к праздным удовольствиям и досугу. Цель его жизни состоит не в том, чтобы получать наслаждение от достигнутого. Предприниматель находится в постоянном движении, он одержим стремлением к успеху (и величина прибыли символизирует этот успех), желанием реализовать себя в избранной сфере, свободно осуществлять свои интересы. Предпринимательская деятельность, отмечал Шумпетер, в большей степени относится к творчеству, чем к экономической деятельности, определяемой мотивами приобретательства. В более поздних работах Шумпетер задавал себе такой во-.прос: может ли сохраниться капитализм, основанный на частном предпринимательстве? Он отвечал на него отрицательно, объясняя это тем, что в современном ему капиталистическом обществе социальная роль предпринимательства неуклонно снижается, общество не нуждается в экономической жизни в людях, обладающих интуицией, склонных к инновациям и риску. Предпринимателю теперь нет необходимости решать технические и организационные проблемы — он может заказать строительство фабрики, как заказывает пару ботинок. Экономика 105 в условиях монополизма становится более бюрократизированной, управляемой и прогнозируемой. Выход из этой ситуации Шумпетер видел в осуществлении «моральной» реформы рыночного общества, основанной на возрождении чувства лидерства, воли, законодательной инициативы у правящих классов. В отличие от Шумпетера, многие экономисты 30-х годов видели выход из кризисной ситуации в изменении взаимоотношения экономики и государственной политики. Одним из первых поставил эту проблему в повестку дня в 30-е годы Джон М. Кейнс. § 2. Политика и экономика (Дж. Кейнс) В 20—30-е годы XX в. в экономической теории вновь остро встал вопрос о социальной эффективности рыночного хозяйства. В годы кризиса и депрессии 20—30-х годов XX в., как и в начале XIX в., резко проявились такие отрицательные моменты механизма свободной конкуренции, как безработица, нестабильность, спад производства и уровня жизни. Рецепты, предложенные неоклассической школой, оказались недейственными, и многие экономисты опять, как в свое время Сисмонди, стали искать выход из сложившейся ситуации в регулирующем воздействии государственной экономической политики. Кроме того, во внешней политике наиболее развитых государств четко проявлялись протекционистские тенденции, что свидетельствовало об окончании эры рыночной экономики.12 Одним из первых, кто повлиял на изменение парадигм экономической теории, был Джон М. Кейнс. В своей фундаментальной работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) он показал ограниченность классической теории и представил свою концепцию выхода западной экономики из кризиса. Данная книга является по преимуществу экономической, социологическое содержание имеет лишь гл. 24 «Заключительные замечания о социальной философии, к которой может привести общая теория», но значение работы для экономической социологии весьма велико, поскольку Кейнс на основе экономического анализа доказал необходимость соединения политики и экономики для обеспечения стабильного развития и экономического благосостояния. В чем же, по Кейнсу, несоответствие классической теории реальной действительности? Во-первых, классическая теория исходила из постулата совершенной конкуренции, когда все факторы свободны для использования и регулируются законом спроса—предложения. Но в реальной жизни такие основные 12 Джоан Робинсон, коллега Кейнса по Кембриджу, метко охарактеризовала этот период эрой «нового меркантилизма». С ее позиции 1914 г. был рубежом перехода экономики свободной конкуренции в новую стадию (см.: Robinson J'. The New Mercantilism. Cambridge, 1966. P. 6). 106 экономические категории, как цена и заработная плата, характеризуются «негибкостью». Дело в том, что при снижении спроса на определенный вид товаров снижается не их цена, как предполагала бы классическая модель, а объем предложения, что, в свою очередь, ведет к колебаниям занятости. В условиях монополизации этот фактор становится еше более значимым, и экономические трудности перекладываются на плечи трудящихся классов. В конечном счете цены, без сомнения, связаны с конъюнктурой, но данная связь, по Кейнсу, не всегда будет осуществляться мгновенно и эффективно. Заработная плата, так же, как и цены, не обладает реальным саморегулированием — даже в период кризиса она остается негибкой, благодаря вмешательству профсоюзов. Кроме того, в период кризиса воздействие на заработную плату по классическим рецептам с целью понижения безработицы становится не таким уж однозначным — обычно считалось, что снижение заработной платы ведет к снижению издержек, цен, а затем — к росту реализации и прибыли. Но при этом упускалось из виду то, что снижение заработной платы так или иначе ведет к сокращению совокупного спроса, поэтому спрос, падая, приводит к сокращению реализации, а затем — прибыли и далее — занятости, считал Кейнс. Во-вторых, классическая теория основывается на принципе эффективного спроса, когда существует тождество спроса и предложения (так называемое тождество Сэя). Это значит, что деньги сами по себе не играют активной роли — все деньги, имеющиеся у индивидов, либо расходуются, либо инвестируются (поэтому классическая теория неспособна решить проблему реализации при расширенном воспроизводстве).13 Вследствие этого тождества спроса и предложения классическая теория не видит препятствий к полной и эффективной занятости. В истории экономической мысли лишь меркантилизм ставил проблему реальной значимости денег для нормального функционирования экономики, но впоследствии классическая теория ее полностью игнорировала. На самом деле, считал Кейнс, количество денег играет существенную роль в обеспечении занятости. Для поддержания текущего уровня занятости должны увеличиваться инвестиции, объем которых зависит от нормы процента. Если норма процента регулируется рыночным механизмом, то нет основания ожидать, что в условиях спада ее будет достаточно для того, чтобы стимулировать инвестиции, а следовательно, и эффективную занятость. Кроме того, в богатом обществе склонность кпо- 13 В этом смысле Кейнс продолжил исследование теории реализации, начатое Сисмонди и продолженное русскими экономистами, предложив свой вариант решения проблемы — реализация капитализируемой прибавочной стоимости возможна за счет накоплений населения и стимулирования спроса государством. 107 треблению более сильна, чем склонность к инвестированию, что отражается на росте безработицы, полагал Кейнс. Закон спроса—предложения наталкивается также и на некие психологические черты человека — с ростом дохода люди в меньшей степени увеличивают свое потребление, предпочитая часть денег оставлять в виде накоплений, и наоборот — если доход кратковременно снижается, то изменяется не потребление, а уровень сбережений. Таким образом, люди всегда ориентированы на определенный устойчивый жизненный стандарт потребления. Кейнс усматривал в этом основной психологический закон любого современного общества. и Склонность к ограничению потребления, по Кейнсу, приводит к следующему: нормальное состояние рыночной экономики характеризуется тем, что спрос ниже предложения; это и объясняет наличие неполной занятости. В целом, писал Кейнс, классическая теория всегда занималась лишь вопросами распределения, поэтому такие факторы, как занятость, инвестиции, вовсе не принимались во внимание. 15 Учитывая отмеченное, Кейнс пришел к выводу о том, что классическая теория рассматривает лишь частный предельный случай экономического равновесия, нормальное же состояние рыночной экономики — неравновесное, в котором полное и эффективное использование ресурсов не обеспечивается. Поэтому и свою теорию Кейнс назвал общей — она включает в себя как равновесное, так и неравновесное положение экономики. И если классическая теория предполагала, что социальная несправедливость есть неизбежная издержка прогресса рыночной экономики и попытка изменить ситуацию принесет лишь больше зла, то Кейнс настаивал на необходимости создания такой экономической системы, которая обеспечивает полную занятость, благосостояние, справедливое распределение богатства и доходов. Что же предлагалось Кейнсом в качестве средства изменения ситуации? Для создания стабильной экономики и устойчивого роста в первую очередь необходима разумная государственная политика. В период спада для поддержания деловой активности государство должно стимулировать спрос: а) через перераспределение совокупного дохода посредством налоговой политики в целях поддержания устойчивой заработной платы, обеспечения социальных выплат и стимулирования инвестиций; 14 Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. 15 Там же. С. 56—57. 108 б) с помощью регулирования нормы процента в сторону сдерживания для стимулирования инвестиций; в) используя прямые государственные расходы для поддержания уровня занятости (общественные работы). Все эти меры направлены на стимулирование спроса и инвестиций, что, естественно, достигается ростом дефицита бюджета. Но Кейнс считал, что небольшая инфляция может быть полезна экономике в период спада. Государство проводит антициклическое регулирование, если в период спада оно осуществляет экспансионистскую политику (рост социальных выплат, снижение процента, сокращение налогов, рост прямых государственных инвестиций), то в период подъёма— рестриктивную, направленную на ограничение инфляции, увеличение процента, налогов, сокращение государственных расходов. Причем обычно, полагал Кейнс, государственное стимулирование может иметь вид лишь первоначального импульса — здесь действует так называемый эффект мультипликатора. К примеру, небольшое увеличение занятости в виде общественных работ или инвестиций оказывает стимулирующее воздействие на отрасли, производящие предметы потребления, что приводит далее к увеличению совокупной занятости. Итак, Кейнс выступал за регулирование распределения доходов, занятости, инвестиций с целью обеспечения эффективного социального развития. В его теории экономическая политика государства выступает гарантом устойчивого роста и благополучия, сама же рыночная экономика, по Кейнсу, не может самостоятельно достичь равновесного положения. Тем не менее, Кейнс нисколько не сомневался в жизнеспособности рыночной экономики. Он не видит оснований для перехода к социализму, когда собственность на средства производства становится государственной. Частные интересы эффективно определяют что и как должно быть произведено, по какой цене реализовано, т. е. система свободного предпринимательства хорошо использует те факторы, которые она вообще использует. Но в определении эффективной занятости эта система оказывается непригодной и именно здесь требуется помощь государства.16 Кейнс считал, что частная собственность и предпринимательство необходимы для общества, поскольку они направляют опасные стремления и энергию человека по сравнительно безобидному руслу «делания денег», иначе человечество обращается к жестокости, личной власти, войне и т. п. Для Кейнса есть известные социальные оправдания неравенства доходов, но не в такой степени, которая характеризует современное общество. Для этого необходима социально ориентированная политика правительства, и как пишет один из самых известных представителей и пропагандистов кейнсианства Пол А. Саму- Там же. С. 453—454. 109 эльсон, «видимая рука» правительства отвечает на изъяны «невидимой руки» конкуренции.17 Самуэльсон выделяет три функции правительства в рыночной экономике. Во-первых, государственная политика направлена на обеспечение экономической эффективности. В рыночной экономике основные моменты, связанные с неэффективностью использования ресурсов, определяются наличием монополии на некоторые секторы рынка. В этом случае правительство регулирует и цены, и прибыль монополий (ярким примером чего являются компании коммунального обслуживания в США). Кроме того, государство с помощью антитрестовского законодательства противодействует возможному образованию монополий. Правительство обеспечивает эффективную деятельность там, где частный бизнес не способен на это, — сфера науки, образова-. ния, общественных коммуникаций и пр. Во-вторых, государственная политика преследует цель обеспечения социальной справедливости. Есть общественные представления о справедливости, которые в некоторых случаях не соответствуют результатам действия рыночного механизма. «Молоко, необходимое больному сыну бедняка, может оказаться в миске кошки богача», — пишет Самуэльсон.18 Поэтому правительство осуществляет перераспределение доходов посредством системы прогрессивного налогообложения и прямых социальных выплат неимущим слоям. Причем экономисты, по Самуэльсону, не должны отвечать на вопрос о том, какую часть дохода необходимо перераспределять, так как он является чисто политическим. В-третьих, государственная политика нацелена на обеспечение условий для устойчивого и стабильного экономического роста. Государство с помощью бюджетной и денежной политики проводит антициклическое регулирование, обеспечивая стабильность экономики. С помощью кредитно-денежной политики государство создает стимулы экономического роста и гарантирует прогрессивное направление развития экономики. Именно благодаря такой политике, считает Самуэльсон, с 1982 по 1990 г. в США был достигнут беспрецедентный экономический рост. Итак, кейнсианство основывается на тезисе о том, что здоровой экономике необходимы и рынок, и государственное регулирование. Надо отметить, что идеи Кейнса во многом определили государственную экономическую политику в довоенный, военный и послевоенный периоды развития большинства ведущих капиталистических государств. Наиболее характерным 17 Самуэлсон П., Нордхауз У. Роль правительства в рыночной 18 Там же. С. 18. ПО примером политики государственного регулирования экономики является Швеция. Начиная еще с 1932 г., социал-демократическое правительство Швеции проводило активную политику регулирования экономики. При этом социальные результаты были весьма значительны — уровень безработицы в стране упал с 25 до 5 %, а после войны — до 2 %, темпы инфляции практически не менялись, реальный рост валового национального продукта в расчете на душу населения в среднем составил с 1870 по 1980 г. 2, 5 % в год, значительно увеличились социальные выплаты (всеобщее страхование по болезни, пособия на детей, пенсии), сократилась рабочая неделя.19 Однако кризисные 70-е и 80-е годы в Швеции показали, что -нельзя полагаться лишь на экспансионистскую политику правительства. В этот период многие развитые страны стали по-новому осмыслять соотношение экономики и политики. В 80-е годы в Англии и США замедление экономического роста пытались преодолеть чисто монетаристскими методами, обеспечив большее пространство рынку и саморегулированию; во Франции правительство социалистов с начала 1981 г. пыталось изменить ситуацию экспансионистским путем. Но ни та, ни другая сторона не достигли желаемых результатов. Монетаристская политика, включающая в себя рестриктив-ные меры, имела положительные результаты в виде сокращения инфляции, улучшения платежного баланса, но при этом увеличилась безработица, не наблюдалось повышения экономического роста. Кроме того, такая политика означала снижение реального уровня потребления. В результате экспансионистской политики во Франции стимулирование потребления привело к его росту, но не произошло увеличения занятости, безработица росла вместе с инфляцией. Рост производства же наблюдался в Германии. Большинство экономистов сегодня приходит к выводу о том, что воздействие государства на экономику должно быть ограниченным, а также весьма осмотрительным. Действительно, •государство может экспансионистскими методами добиться краткосрочного повышения эффективности экономики, но оно не может постоянно обеспечивать стабильный и долговременный рост, для этого сама экономика должна быть здоровой. При этом государство не должно отказываться от тех завоеваний в области социальной политики, которые были достигнуты в послевоенный период. Итак, кейнсианство в теории и на практике показало ограниченность саморегулирования рыночной экономики. Для сбалансированного развития необходимо сочетание механизма свободной конкуренции и мер государственного регулирования. 19Эклунд К. Эффективная экономика: шведская модель. М., 1991. С. 278—280. 111 Сегодня мало кто отделяет экономику от экономической политики, не признавая последней. В этом большая заслуга Кейнса и его сторонников. В период 20—30-х годов многие экономисты, основываясь на фактах кризиса и экономической депрессии, выступали с идеями неспособности саморегулирующегося рынка и экономики свободного предпринимательства справиться со сложившейся ситуацией. Одним из них был Карл Поланьи. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы